78160

Введение в курс «Основы психологии»

Лекция

Педагогика и дидактика

Психология и очень старая и совсем молодая наука. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа 1679-1754 опубликовавшего книги Рациональная психология 1732 и Экспериментальная психология 1734 в которых он использовал термин психология. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Возникли такие ее отрасли как педагогическая юридическая военная управленческая спортивная психология и т.

Русский

2015-02-07

196.17 KB

2 чел.

11

Введение в курс «Основы психологии»

  1.  Сущность психологии как науки и её связь с другими науками о человеке.
  2.  Житейские и научные психологические знания.
  3.  Основные задачи психологической науки на современном этапе и её структура.
  4.  Структура психического, роль его компонентов в жизнедеятельности человека.
  5.  Психика и деятельность.

1

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их. История психологического знания насчитывает более 2000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».

Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. На рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи с все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов: «psyche» — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи, и «logos» - слово, понятие, учение, наука.

Миф: Своим названием психология обязана греческой мифологии. Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею, отличавшуюся, однако, божественной красотой. Но мать Эрота богиня Афродита была очень недовольна тем, что ее сын-небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита стала прилагать усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через множество испытаний. Но стремление Психеи соединить свою судьбу с Эротом оказалось столь велико, что это произвело сильное впечатление на богов Олимпа и они решили помочь Психее преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и выполнить все требования Афродиты. А тем временем Эроту удалось убедить верховного Бога — Зевса превратить Психею в богиню, сделать ее такой же бессмертной, как боги. Так влюбленным удаюсь соединиться навеки.

Хотя содержание этого мифа представляется весьма наивным, тем не менее в нем можно обнаружить ВЕСЬМА ГЛУБОКУЮ ДОГАДКУ О НЕРАСТОРЖИМОМ ЕДИНСТВЕ ДУХОВНОГО НАЧАЛА БЫТИЯ, которое выражено образом Психеи, С ДРУГИМ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ НАЧАЛОМ, МАТЕРИАЛЬНЫМ, ТЕЛЕСНЫМ, которое выражает Эрот.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе".

Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек.

Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10.

Философия. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Для психологии определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. 

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений

Таким образом, психология – это наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию.

2

Житейские и научные психологические знания.

У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Каждый человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей.

Особенности житейских знаний:

  1.  низкий уровень точности;
  2.  субъективизм;
  3.  излишняя индивидуализированность;
  4.  повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку;
  5.  высокая эмоциональная насыщенность;
  6.  ситуативность;
  7.  низкий уровень осознаваемости;
  8.  логическая противоречивость;
  9.  практическая ориентированность;
  10.  плохая систематизированность;
  11.  высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний.

Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность.

Особенности научных знаний:

  1.  достаточно высокий уровень точности и объективности;
  2.  логическая последовательность;
  3.  систематизированность;
  4.  осознаваемость;
  5.  обобщенность;
  6.  абстрактность;
  7.  независимость от эмоционально-потребностной сферы человека.

Отличия житейских и научных психологических знаний:

• житейские знания более конкретны, они связаны с конкретными ситуациями и людям, научная же психология направлена на обобщения, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы.

В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, т. е. на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов.

Пример:  Конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.

Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Пример: Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

• житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практики (через испытания, которым дети подвергают взрослых, они обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя), а научные – более рациональны, осознанны и целенаправленны (выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий).

• житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации (Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.), так как житейский опыт - конкретный и интуитивный.

• методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии различаются. В научной психологии в отличие от житейской используется более обширный инструментарий для получения информации. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

• научная психология располагает собственным большим фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

При наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими, научные знания все-таки имеют некоторые недостатки: академизм, оторванность от индивидуального личного опыта носителей, формализованность.

В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

3

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

1) качественное изучение психических явлений и процессов;

2) анализ функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин

Название дисциплины

Что изучает

Общая психология

Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)

Психофизиология

Наука, возникшая на стыке двух наук, — психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями

Возрастная психология

Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека

Педагогическая психология

Закономерности обучения и воспитания

Медицинская психология

Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью

Социальная психология

Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям

Психодиагностика

Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно

Психотерапия

Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Психология – одна из наук о человеке, его жизнедеятельности.

Предмет психологии – это психическая деятельность человека, его психические процессы, состояния и свойства.

Объект общей психологии - процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

4

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу предсознания и бессознательное.

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. Каждое психическое свойство формируется постепенно и закрепляется в практике (характерна устойчивость и постоянство во времени).

К ним относят:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности (имеют выраженную динамику: развернуты во времени, имеют начало и конец).

Все психические процессы подразделяются на:

  1.  Познавательные (обеспечивают человеку возможность познания объективного и субъективного мира) — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение.
  2.  Эмоциональные  (выражают отношение человека к миру, его оценку) — эмоции и чувства (активные и пассивные переживания).
  3.  Волевые (обеспечивают регуляцию поведения, направленную на достижение цели) — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Психические состояния – это особый класс психических явлений, возникающий под влиянием внешних обстоятельств и характеризующих психическую деятельность человека в определенный период времени (они ситуативны: стресс, эйфория).

Формы проявления психики человека

Процессы

Состояния

Свойства

Познавательные

Ощущения

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

Речь

Внимание

Устойчивый интерес

Творческий подъем Апатия

Угнетенность и др.

Направленность Темперамент Характер Способности

Эмоционально-воле-

вые

Эмоции Чувства Воля

Поведение

5

Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человека есть человеческое сознание. Сознание понимается как высшая интегрирующая форма отражения, результат общественно-исторических условий формирования человека в совместной деятельности и общении с другими людьми.

У животных психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы.

А.Н. Леонтьев считал, что для того, чтобы в эволюции случился качественный скачек в развитии психики, необходимо было осуществить переход к качественно иному поведению в природе: перейти от приспособительного (животного) к преобразовательному поведению. Формой такого преобразовательного поведения и стал труд.

Труд – процесс, связывающий человека с природой через активное преобразовательное воздействие на неё и характеризующийся изготовлением и применением орудий труда, а также вступлением в отношения с другими людьми с помощью речи.

Предпосылки возникновения труда:

  1.  Физические:
  2.  Освобождение передних конечностей от функции передвижения и преобразование их в орган труда;
  3.  Переход к вертикальному положению тела, развитие коры полушарий головного мозга;
  4.  Социальные (труд мог возникнуть только среди представителей животного мира с развитыми социальными формами поведения);
  5.  Психические (возникновение в животном мире интеллектуального поведения с оформленной подготовительной фазой).

Особенности труда:

  1.  Использование орудий труда (то, что человек ставит между природой и собой):
  2.  в любом орудии труда заложен способ действия с ним, который осознаётся человеком;
  3.  орудия труда человек не берет в готовом виде из природы, а изготовляет их сам и сохраняет впрок в отличие от животных.
  4.  В труде воздействие на природу совершается совместно (коллективно). Возникает возможность разделения труда, т.е. распределение функций между исполнителями.

При разделении функций каждое действие становится лишенным биологического смысла и приобретает смысл только рамках совместной трудовой деятельности.

Пищевая потребность →мамонт (объект пищевой потребности)→

копали яму

загонщики

носильщики

сторожили огонь

Леонтьев утверждает, что сознание у человека возникает, как момент (результат) осознания человеком действий, лишенных прямого биологического смысла, но включенных в совместную деятельность.

У человека содержанием сознания становятся не биологически значимые свойства объектов, а свойства и связи объектов, значимые для совместных действий, т.е. психика человека становится социально обусловленной.

Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: человек не может существовать вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

А.В.Петровский выделяет следующие четыре основные психологические характеристики сознания:

  1.  Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
  2.  Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”.
  3.   Обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Цитата К. Маркса: “Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от самой наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”.

В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. Таким образом, в функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

  1.  Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Как известно, язык - это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19269. Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла. Каскадная модель ЖЦ. Поэтапная модель с промежуточным контролем 311.49 KB
  Лекция 2. Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла. Каскадная модель ЖЦ. Поэтапная модель с промежуточным контролем. Спиральная модель ЖЦ. Процессы ЖЦ ПО. Rapid Application DevelopmentRAD. Extreme Programming XP. Rational Unified Process RUP. Microsoft Solution Framework MSF. Custom Development Method методика Oracle. 2.1...
19270. Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрически-ориентированное проектирование. Модельно-ориентированное проектирование 280.39 KB
  Лекция 3. Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрическиориентированное проектирование. Модельноориентированное проектирование. 3.1. Каноническое проектирование Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использов...
19271. Работа с матрицами. Формирование матриц третьего порядка 17.02 KB
  В ходе лабораторной работы были сформированы две матрицы третьего порядка, с ними были выполнены указанные в задании операции. Результаты выполнения команд представлены в коде
19272. Системный подход к проектированию ИС. Структурные методы анализа и проектирования ИС. Объектно-ориентированная методика проектирования ИС 228.76 KB
  Лекция 4. Системный подход к проектированию ИС. Структурные методы анализа и проектирования ИС. Объектноориентированная методика проектирования ИС. Cравнение объектноориентированного и структурного подхода. Модели деятельности предприятия. Проведение обследования.
19273. Средства структурного анализа. Метод функционального моделирования IDEF0. Метод моделирования процессов IDEF3 255.24 KB
  Лекция 5. Средства структурного анализа. Метод функционального моделирования IDEF0. Метод моделирования процессов IDEF3. Моделирование потоков данных Модели сущностьсвязь ERмодели. Графические нотации ERмодели 5.1. Метод функционального моделирования IDEF0 Метод IDEF0 с...
19274. Методология ARIS. Диаграммы переходов состояний (State Transition Diagram, STD). Структурные карты Константайна 196.42 KB
  Лекция 6. Методология ARIS. Диаграммы переходов состояний State Transition Diagram STD. Структурные карты Константайна. Структурные карты Джексона. Метод EricssonPenker. Метод моделирования используемый в технологии Rational Unified Process 6.1. Методология ARIS Методология ARIS реализует принцип...
19275. История UML Описание UML. Сущности UML. Отношения UML. Диаграммы UML. Расширения языка UML. Диаграммы классов 290.15 KB
  Лекция 7. История UML Описание UML. Сущности UML. Отношения UML. Диаграммы UML. Расширения языка UML. Диаграммы классов. Диаграммы использования usecase диаграммы прецедентов. Диаграмма последовательности. Диаграмма кооперации. Диаграмма состояний. Диаграмма деятельности. ...
19276. Назначение CASE-средств. Архитектура CASE-средств. Классификация CASE-средств. Обзор CASE-средств. Системы автоматизированного проектирования 378.84 KB
  Лекция 8. Назначение CASEсредств. Архитектура CASEсредств. Классификация CASEсредств. Обзор CASEсредств. Системы автоматизированного проектирования. Обзор САПР. Компанииразработчики САПР. 8.1. Назначение CASEсредств Термин CASE расшифровывается как ComputerAssisted Software Engineerin...
19277. Проектирование фактографических ИС и хранилищ данных. Подходы к проектированию БД 298.35 KB
  Лекция 9. Проектирование фактографических ИС и хранилищ данных. Подходы к проектированию БД. Этапы нисходящего подхода к проектированию баз данных. Проектирование хранилищ данных. 9.1. Подходы к проектированию баз данных Можно выделить два основных подхода к про