78163

Личность и творчество

Лекция

Педагогика и дидактика

Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и в частности для развития его творческого потенциала необходимым условием является свобода. При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Творческая активность это мотивированная готовность личности к творческой деятельности определяемая скоростью...

Русский

2015-02-07

55.97 KB

11 чел.

10

Личность и творчество

  1.  Творческий потенциал личности и необходимость его развития.
  2.  Объективное и субъективное творчество личности.
  3.  Мотивация творчества.
  4.  Личностные качества творческой личности.
  5.  Процессуальные характеристики творчества.
  6.  Методы и приёмы развития творческого потенциала личности.

1

Современное общество стоит перед проблемой воспитания творческой личности, от которой зависит будущее человечества. Так как только творческая личность является в настоящий момент: во-первых – нравственно-здоровой, во-вторых – конкурентоспособной.

Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Погружение личности в атмосферу творчества способствует удовлетворению ее потребности в активном познании нового.

Творческая личность должна обладать суммой ведущих качеств:

  1.  наличием достойной значимой, новой и общественно-полезной) цели;
  2.  высочайшей работоспособностью и собранностью;
  3.  способностью творчески мыслить;
  4.  умением отстаивать свои позиции, быть независимым;
  5.  владение методами и средствами решения творческих задач;
  6.  способностью преодолевать психологическую инерцию мышления, обладание гибкостью ума,
  7.  готовностью к генерированию новых идей и т. д.

В творческий потенциал личности как одно из ведущих слагаемых входит мышление, отличающееся целым рядом свойств от стереотипного, нетворческого мышления. К этим свойствам в первую очередь относится избирательность ума, ограничивающая область распространения мысли.

Среди многообразия других слагаемых творческого потенциала личности наибольшее значение имеют наблюдательность и чувство нового, тесно связанные друг с другом.

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя.

  1.  творческая активность
  2.  оригинальность
  3.  способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта
  4.  наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости.

Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность».

Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:

- эмоциональное переживание творческого объекта;

- эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

2

Для педагогики значимо не только объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, открытиями, произведениями искусства), но и субъективное творчество учащихся (детей), проявляющееся в овладении новыми для них самих способами познавательной деятельности, новыми смыслами уже известной деятельности.

В художественном творчестве необходимо различать субъективное и объективное. Когда у вас что-то получается и вы открываете для себя (но не для других) нечто новое, что в вас не было, то в этом, чаще всего заключается элемент субъективного творчества. А есть объективное творчество, когда вы в процессе художественного творчества, создаете нечто новое, не для себя, а для всех, для общества.

Пример. Маленький ребенок рисует. Он радуется, творит, открывает. Так многие дети рисуют. Это субъективное творчество. Но есть дети, которые рисуют необыкновенно, вырываясь из традиционной детской психологии. Это уже объективное творчество.

В процессе субъективного творчества востребованы и развиваются следующие важные умения:

  1.  Ставить цели;
  2.  Самостоятельно добывать  и открывать новые знания;
  3.  Видеть новую проблему в стандартной ситуации;
  4.  Учитывать целостную структуру объекта, его новые возможные функции;
  5.  Самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в изменившуюся ситуацию;
  6.  Учитывать альтернативы, комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы.

Можно отметить, что субъективное творчество является необходимой предпосылкой творчества объективного. Задатки творческой деятельности  присущи  любому человеку. Проявление творческих способностей варьируется от крупных ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творчества одинакова для всех. Никакие указания на важность творческого подхода к решению проблемы, о красоте и элегантности творческих решений  не заменят самого процесса творчества, в который должен включится учащийся. Способность к творчеству развивается только в деятельности. Важным педагогическим  требованием к деятельности педагога (родителей, научного руководителя и т. д.) является создание условий по стимулированию познавательной (научной) мотивации к творчеству, вовлечению обучающихся  (работников) в творческую деятельность, в которой реализуются вышеуказанные умения.

3

Мотивация (от французского «motif» - побуждение, от латинского «moveo» - двигаю) - это система осознаваемых или неосознаваемых психических факторов, побуждающих индивида к совершению каких-либо действий и определяющих их направленность и цели.

Мотивация выражается как динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивации неразрывно связаны с потребностями, т.к. потребности являются источником мотивации.

Мотивы творчества:

1) внешняя сторона: стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения

2) внутренняя сторона: удовлетворение от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению.

Выделяют три основные концепции мотивации творчества:

  1.  Концепция сублимации;
  2.  Концепция внутреннего содержания;
  3.  Концепция мистического начала.

Согласно первой концепции, в основе творчества лежит механизм сублимации.

Сублимация - по З. Фрейду, один из механизмов психологической защиты, снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных (чаше сексуального характера) форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации, согласно психоанализу, является переключение либидо на процесс творчества. Источником содержания творчества является комплекс впечатлений (например, болезненных переживаний детства), вытесненный в подсознание. Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность разрядки. В этом случае такое произведение оказывается психотерапевтическим и для автора, и для зрителя (читателя, слушателя), у которого есть сходный комплекс.

Сторонники этой концепции считают основной движущей силой творчества неудовлетворенные потребности, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, и находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда мог бы следовать логический вывод, - чем тяжелее внутренний конфликт личности, чем в большей степени ущемлены потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее творческая активность личности. В пользу этой точки зрения обычно приводится множество примеров расцвета творческих сил у людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после серьезных психических травм и необратимых потерь.

Вторая концепция говорит о том, что под воздействием внешних факторов: жизненных событий, прочитанных книг, советов, рассказов у человека происходит изменение «внутренних условий», или появление нового «внутреннего содержания» (вопросов, ценностей, мыслей), что сопровождается желанием поделиться им с другими, выразить, оформить, материализовать его. Бывает, что имеющийся «набор умений» для этого недостаточен - необходимо искать новые формы. Для этой концепции появление внутреннего содержания, «стремящегося» обрести материальную форму - важнейший момент творчества. Содержание может появляться и при созерцании, и в размышлениях, и в диалоге с другими или с самим собой, и «бессознательно».

Третья концепция утверждает, что творчество - мистический процесс, не контролируемый автором. Не автор творит, а с ним что-то творится, в результате чего получается произведение. И внутреннее содержание, и процессы оформления не осознаются. Такое мнение небеспочвенно, но непроизвольность и/или бессознательность творчества нельзя настолько абсолютизировать. Иногда все произведение осознается мгновенно, например, во сне, и остается только реализовать его. Но чаще осознается один фрагмент будущего произведения (музыкальная фраза, стихотворная строка, деталь картины, план работы, часть логического вывода, обрывок мысли и т.п.), а затем в результате кропотливой работы достраивается полное содержание произведения.

Согласно концепции иерархии потребностей А. Маслоу, потребности самовыражения (самоактуализации) занимают верхнюю позицию в «пирамиде». Это означает, что при удовлетворении данных потребностей личность демонстрирует наибольшую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье, т. к. для этого необходимо сначала в определенной мере удовлетворить нижестоящие потребности: физиологические, потребности безопасности и уверенности в будущем, потребности любви и принадлежности к чему-либо, потребности признания и самоутверждения. Необходимо отметить, что потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях.

Потребность самовыражения (самоактуализации) - это желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший высшего уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения, то есть является врожденной и инстинктивной.

4

Качества творческой личности:

Изобретательность – способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.

Любознательность – стремление постоянно пополнять свой «багаж знаний», интерес к различным сферам жизни, как человека, так  и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний. Оно приносит радость от познания окружающего мира, позволяет расширить границы своих возможностей. Развитию этого качества способствует наблюдательность, а также стремление к знаниям. Без любознательности творческая личность просто невозможна.

Настойчивость – волевая черта характера человека, способность добиваться поставленных задач, целей, несмотря на внешние или внутренние препятствия. Также это готовность и желание поменять мир в лучшую сторону. Это одно из качеств творческой личности помогает освободиться человека от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности (К примеру, обучение игры на каком-то музыкальном инструменте). 

Воображение – способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии.

Независимость. Благодаря этому качеству человек полностью свободен от мнения окружающих. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь. В качества творческой личности оно не зря включено. За счет него любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этого качества способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.

5

Содержанием опыта в творческой деятельности является:

  1.  Самостоятельное осуществление внутрипредметного и межпредметного переноса знаний и умений в новую ситуацию.
  2.  Видение новой проблемы в традиционной ситуации.
  3.  Видение структуры объекта.
  4.  Видение новой функции объекта в отличие от традиционной.
  5.  Учет альтернатив при решении проблемы.
  6.  Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении проблем.
  7.  Отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода.

Эти процессуальные характеристики творчества взаимосвязаны.

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

Эта черта творческой деятельности состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее усвоенные знания и умения для поиска решений. Это совсем не легко, особенно, если эти знания лежат не в той научной области, что решаемая проблема.

Видение новой проблемы в традиционной ситуации.

Человек сам усматривает проблему, когда она не очевидна, когда она не задана открыто ситуацией или другим человеком.

Видение новой функции объекта.

Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам и их значению, умеет видеть в них способность служить иной, неожиданной цели.

Так, человек, не имея молотка, чтобы забить гвоздь в стену, догадывается о возможности использовать для этой цели любой металлический предмет.

Самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового способа.

Эта черта проявляется при решении математических задач, но она необходима в любой области деятельности.

К примеру, из пяти двоек ( 2, 2, 2, 2, 2. ) нужно любой комбинацией действий получить число 7.

Видение структуры объекта.

Эта черта обнаруживается в том, что человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов.

Пример: Ученик после чтения параграфа, получает задание составить его краткий конспект в виде схемы или структуры.

Видение альтернативы решения и его хода, т.е. возможных различных решений данной проблемы, способов решений, наличия противоречивых фактов.

Построение принципиально нового способа решения, отличного от способа, известного субъекту.

Оригинальное решение учащимися конкурсных и экспериментальных задач – проявление этой черты, свидетельствующей о видении нового способа решения.

 

6

Методы развития творческого потенциала:

  1.  Мозговая атака (мозговой штурм, мозговой обмолот, брейнсторминг).

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце 30-х годов XX века как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. По мнению А. Осборна, стимулирование творческой активности достигается посредством четырех правил:

  1.  Исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой.
  2.  Поощряется необузданное ассоциирование: чем более невероятной покажется идея, тем лучше.
  3.  Количество предложенных идей должно быть как можно большим.
  4.  Разрешается улучшать идеи, комбинируя и видоизменяя их.

Стадии мозговой атаки:

  1.  Формирование проблемы для рассмотрения и решения. Определение правил и условий коллективной работы. Формирование рабочих групп по 5 – 9 человек и экспертной группы, в обязанности которой входят оценка и отбор наилучших идей.
  2.  Тренировочная сессия (интеллектуальная разминка). Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы тренировочной сессии. На этой стадии необходимо помочь участникам мозгового штурма освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, скованности, стеснительности).
  3.  Мозговой штурм поставленной проблемы. Генерирование идей участниками мозгового штурма и фиксирование на бумаге выдвигаемых идей экспертами (за каждой группой закрепляется один или два эксперта). Идеи выдвигаются по кругу, время на выдвижение не более 1-2 минуты. Мозговой штурм заканчивается, когда поток предложений иссякает.
  4.  Оценка и отбор группой экспертов лучших идей для их дальнейшей доработки.
  5.  Разработка на основе выбранных идей вариантов решения, действенных на практике.
  6.  Сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита.
  7.  Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности.

Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это – отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.

Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, вариативность решения возникших проблем позволяют играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствует развитию рефлексивных способностей.  Технологии деловых и ролевых игр относятся к технологиям проблемного обучения.

Алгоритм проведения деловой или ролевой игр может быть следующим:

  1.  подготовка к игре ответственных за ее проведение;
  2.  выделение ведущей идеи игры;
  3.  построение имитационной модели;
  4.  «ввод в игру» (распределение ролей, создание доброжелательной атмосферы, постановка задач, знакомство с правилами и ролями);
  5.  процесс игры (разрешение проблемы, проверка решения, оценка полученных результатов);
  6.  подведение итогов игры (создание целостного представления о путях решения рассматриваемой проблемы, реализация творческих подходов и проявление мастерства).

Приемы творческой деятельности, рекомендованные при решении разнообразных изобретательских проблем.

1. Инверсия

Придумать новую задачу очень трудно. Значительно чаще встречаются новые методы решения. Многие новые решения получают благодаря новому подходу к известной задаче. Одним из способов получения новой точки зрения является так называемый метод инверсии. Он требует сознательного преодоления психологической инерции, отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы посмотреть на нее с некоторой новой или измененной позиции.

Итак, если некоторый объект обычно рассматривается снаружи, то применение метода инверсии означает, что теперь он будет исследован изнутри. Если в рассматриваемом устройстве некоторая деталь всегда располагалась вертикально, то инверсия означает, что ее переворачивают вверх дном, ставят в горизонтальное положение или помещают под некоторым углом. Если одна часть системы движется, а другая неподвижна, то инверсия означает, что эти части меняются местами. Перевернуть вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами – эти слова характеризуют существо метода инверсии, используемого для получения новых идей.

2. Аналогия

Большое число оригинальных мыслей рождается по аналогии, и этот процесс можно с успехом применять для стимулирования новых идей. Часто решение задач подсказывается аналогичными ситуациями, встречающимися в других задачах, природе или даже художественной литературе. Использование аналогичных инженерных решений, особенно заимствованных из других областей для получения новых идей, является довольно простым.  Однако надо подчеркнуть, что наблюдение за другими вещами значительно расширяет знания, которые можно использовать при решении данной задачи.

3. Эмпатия

Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение его в чувства другого лица. Она часто используется в сфере человеческих отношений и характеризует то состояние, когда приходится ставить себя в положение другого.

Этим термином можно определить также и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы «стать» деталью и посмотреть с ее позиции и ее точки зрения, что можно сделать.

Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. Этому способствуют природная одаренность и нескованность, однако большинство людей могут применять данный метод при соответствующей тренировке. Этот метод очень полезен для получения новых идей.

И эмпатия, и аналогия полезны как при работе в одиночку, так и в составе группы. «Мозговой штурм» обычно используется как групповой метод,  хотя некоторые утверждают, что его можно применять и при работе в одиночку. Разумеется, всегда нужно проявлять такт, обычно лучше давать идеям благожелательную оценку, чем отрицательную.

4. Фантазия

Фантазия – это воображение, она связана с желанием, чтобы произошло то, чего хочется. Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы.

Часто бывает полезно рассмотреть идеальные решения, даже если это сопряжено с некоторой долей фантазии. Разумеется, есть надежда, что размышление о желательном может натолкнуть нас на новую идею или точку зрения, которая, в конечном счете, приведет к новому, осуществимому решению.

5. Систематическое исследование новых комбинаций

Процессам, называемым творческими, присуще следующее качество: к ним приходят в результате использования новых соотношений между различными, ранее не связанными между собой параметрами. Это означает, что творческие решения часто находятся путем создания новых комбинаций вещей, процессов или идей. Отсюда следует, что систематическое исследование новых комбинаций может оказаться полезным средством, способствующим изобретательству


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73650. Организация надзора за метрологическим обеспечением единства измерений 64.5 KB
  Организация надзора за метрологическим обеспечением единства измерений Студент должен иметь представление: о целях и задачах государственного метрологического надзора; о сферах применения государственного и ведомственного надзора; о видах государственного надзора; знать: порядок проведения и оформления государственного надзора. Государственный надзор за состоянием и применением средств измерений эталонами аттестованными методиками выполнения измерений и соблюдением метрологических правил. Права государственных...
73651. Економічна система 430.38 KB
  Сутність та структура економічної системи. Національні та міжнародна економічні системи. Формування глобальної економічної системи У результаті вивчення даної теми студенти зможуть поглибити власні знання які стосуються розуміння природи визначальних характеристик і особливостей функціонування економічних систем. Сутність та структура економічної системи Проблема економічних систем суспільства їх генезису чинників та логіки становлення є однією з найбільш актуальних у сучасній економічній науці.
73652. Опыт единоличной власти в России в XVI-XX веков 52.54 KB
  В многовековой истории России за редким исключением государство брало верх над обществом. как системы политических и экономических мер установление в России режима личной власти царя. Сложившаяся геополитическая ситуация благоприятствовала национальному возрождению России и превращению ее в крупное европейское государство.
73655. Закрепощение крестьян в России в конце XVI - начале XVII века 37.18 KB
  Очевидно что переходы крестьян в это время были введены в определенные границы и одна из задач работы состоит в выяснении существа этих границ. Самоквасовым еще две грамоты с упоминанием заповедных лет писал что в заповедный год выход или вывоз крестьян.