78170

Культурология ответы

Шпаргалка

Культурология и искусствоведение

Содержание и задачи учебной дисциплины Культурология. Происхождения и историческая эволюция понятия культура. Типология и классификация культур: многообразие подходов. Традиционная, индустриальная, постиндустриальная культура. Первобытная культура как начальный этап культурного процесса: особенности и периодизация

Русский

2017-07-27

133.5 KB

2 чел.

1. Содержание и задачи учебной дисциплины "Культурология"

Культурология - область науки, которая сформировалась на базе социально-научного и гуманитарного знания. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Лесли Алвину Уайту. Обоснованию культурологии он посвятил свой труд "Наука о культуре"(1949 г.).

Среди основных задач культурологии выделяют следующие:

1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

8) исследование проблем социокультурной динамики.

2. Происхождения и историческая эволюция понятия "культура"

Первоначальное латинское употребление слова "культура" происходит от слов colo, colere- "взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием". Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина - возделывание человеческого ума, совершенствование человека.

В нынешнем понимании слово "культура" стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения.

Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры.

3.Современные значения понятия "культура"

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

Реализация целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.

Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

Народная культура заключает в себе богатство и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности .

В настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

4. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"

Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия. По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества.. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным:

(1) Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры.

(2) Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры

(3) Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

5. Понятие "искусство " и его связь с культурой

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

6. Типология и классификация культур: многообразие подходов.

Термин «типология» происходит от греческого «типос» - вид, форма и «логос» - слово. В изучении типологии культуры самое главное поиск устойчивых признаков и закономерностей, которые позволяли бы объединить схожие культуры в группы или отличать их друг от друга.

Тип культуры - это ряд характеристик, соответствующей этой культуре, который обуславливает её длительное историческое существование и успешность сравнимую с другими культурами. Следовательно, типология культуры - это классификация культур, основанная на принятых характеристиках.

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Классификация культуры

a) Поиск самостоятельных элементов культуры и их сопоставление;

b) Обоснование видов культур;

c) Обоснование других способов существования реальных культур, особых форм, символов и языка культуры.

Перечислим виды культуры, которые в силу своей важности, в настоящее время более изучены:

· Художественно-эстетическая культура;

· Нравственная культура;

· Культура образования и воспитания;

· Информационная культура;

· Культура свободы совести;

· Экологическая культура;

· Правовая культура;

· Экономическая культура;

· Управленческая культура.

· Политическая культура;

7. Материальная и духовная культура

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

1) производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

2) воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

1) содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

2) показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества:

8. Повседневная и классическая культура

Обыденная культура - владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. То же, что повседневная культура. Это культура, не получившая институционального закрепления; часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре

Классическая культура это универсальные ценности, которые прошли проверку временем и дожили до наших дней. Так что единственный критерий тут время.

Классическая культура включает в себя классическое искусство, но в то же время культура шире чем искусство и включает в себя такие нематериальные вещи как культура речи, культура поведения и тд.

9. Традиционная, индустриальная, постиндустриальная культура

К традиционным культурам относят культуру первобытного общества, тех архаических народов, которые и сегодня остаются на невысоком уровне развития, а также все культуры древности и Средневековья. Такие культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что изначально исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация социокультурных и экономических структур и отношений в обществе, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. В результате возникает такая характерная черта традиционных культур, как эгалитаризм - представление о том, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо отличного трудового вклада. Поэтому господствующие классы вынуждены ограничивать свои запросы, отдавать часть принадлежащей им продукции в пользу низших классов и неимущих слоев общества. В результате в традиционных культурах отсутствует мотивация для увеличения производства, так как все излишки все равно будут розданы в виде милостыни либо просто уничтожены в войнах и набегах.

Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации.Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд.

Постиндустриальная культура — итог дальнейшей эволюции индустриального общества. В ряде наиболее развитых стран этот переход начался в последней трети XX в., поэтому отдельные черты нового типа культуры уже существуют.Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США в конце 1950-х гг. в связи с появившимися новыми тенденциями.

10. Функции культуры в жизни общества

Культура играет важную роль в жизниобщества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция

Интегративная и дезинтегративная функции культуры.

Регулирующая функция культуры.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта

Функция познавательная (гносеологическая)

Регулятивная (нормативная) функция

Знаковая функция

Ценностная или аксиологическая, функция

11, 12 Первобытная культура как начальный этап культурного процесса: особенности и периодизация

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens, или «человек разумный».

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры . Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

13. Духовная культура первобытного общества

Хозяйственная деятельность людей способствовала появлению в позднем палеолите (40-10 тыс. лет назад) веры в существование сверхъестественных сил. Древнейшими религиозными представлениями являютсятотемизм (вера в сверхъестественную связь между человеком и животным или растением); фетишизм (вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов);анимизм (вера в существование душ и духов). Из совокупности ритуалов и обрядов складывались культы животных, явлений природы, неодушевленных предметов. Одним из первых возник культ огня. Составной частью культов являлась магия - вера в способность человека с помощью особых действий сверхъестественным образом воздействовать на природу и человека. Применительно к палеолиту и мезолиту объекты поклонения древних людей еще неправомерно называть богамиили божествами. Данные раскопок поселений периода неолита (5-3 тыс. лет до н. э.) свидетельствуют о распространении культов лося, утки, цапли, змеи. Для неолита характерны культы, связанные с земледелием и скотоводством; солнца, домашнего очага, коня.В железном веке (VII в. до н. э. - V в. н. э.) сложился пантеон языческих богов, которые представляли значимые для человека силы природы: грозу. Солнце, дождь, воду.

14. Основные характеристики и значение античной культуры

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

15. Специфические особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — ɥᴛᴏбы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли ϲʙᴏю страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть ϶ᴛᴏго чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

авая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие ϲʙᴏеобразными окнами, открытыми на Восток. При этом все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. При этом и здесь они не только не уступали некᴏᴛᴏᴩым ϲʙᴏим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины — колыбель демократии — уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем ϶ᴛᴏм греки не знали себе равных.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет кᴏᴛᴏᴩых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из кᴏᴛᴏᴩых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным ϲʙᴏбодного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все ϲʙᴏи преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической данныеки - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь ϶ᴛᴏго в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей ϲʙᴏи пьесы, из кᴏᴛᴏᴩых затем выбиралась лучшая.

16. Специфические особенности культуры Древнего Рима

На всех пространствах, кᴏᴛᴏᴩые были завоеваны римскими солдатами, распространялась единая, унифицированная, государственно насаждаемая римская культура. Историки выявили странную закономерность: римские легионы "не смогли закрепиться в землях, в кᴏᴛᴏᴩых не произрастала виноградная лоза, хотя судьба Римской империи с историей виноградарства не связана". А виноград возделывался на огромнейших пространствах Старого Света!

На развитие римской цивитас огромное влияние оказали исторические условия основания Рима. Римляне постоянно враждовали со ϲʙᴏими соседями, отсюда их культура изначально была милитаризована.

Первоначально во главе римской общины стоял царь. Стоит заметить, что он соединял в себе функции верховного военачальника, судьи и жреца. Изначально религиозная культура носила государственный характер, служила государственным, политическим задачам, обслуживала государственные интересы.

В основании римской общины находились три этнических элемента - три трибы: латины, сабины и этруски.

В обыденной жизни широко были распространены самые примитивные представления о сверхъестественном: гадания, суеверия, магия.

17.Важнейшие изобретения периода античности.

Развитие производства и рост городов стимулировали активизацию научных знаний и развитие математики, минералогии, астрономии, медицины и других естественных и точных наук. Для возведения гигантских пирамид, Великой китайской стены и других сооружений древности требовались прежде всего точные математические расчеты и хорошее знание механики.

Ктесибий был выдающимся изобретателем, который сконструировал ряд пневматических и гидравлических машин, таких, как двухцилиндровый поршневой пожарный насос, водяные поплавковые часы, водяной орган (гидравлос), аэротрон – пневматическую военную машину.

При изобретении гидравлоса Ктесибий преследовал чисто технические цели н созданный им инструмент был, в первую очередь, интересной новой машиной. Но в то же время в его создании нельзя не увидеть и музыкально творческой идеи - он стремился освободить исполнителя от чрезмерных напряжений, мешающих искусству.

Великий математик и механик Архимед изобрел винт, усовершенствовал зубчатое колесо, открыл закон, носящий ныне его имя, изобрел много новых машин.

Герон Александрийский дал систематическое изложение основных достижений античности в области математики и прикладной механики.

Наиболее важные изобретения и открытия античного периода. К ним относятся, в частности, изобретения отметчиков времени — календаря, часов и глобуса, непосредственно связанных с астрономией.

18.Античное искусство: достижения, стили, эталонные образцы

Античное искусство -(от лат. antiquus — древний) — искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры.

Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала.. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для афинского Акрополя).

Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания {ордер).

Памятники древнегреческого искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.

На смену классическим традициям с конца IV в. до н. э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости (скульптуры Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа).

Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой эллинизма.

Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим.Они построили великолепные дороги, мосты и водопроводы, создали особую систему сооружения больших общественных зданий благодаря применению в строительстве арок, сводов и бетона, позволяющего заметно увеличить ширину перекрытий. Во II в. впервые при постройке круглого в плане храма был применен куполПрекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани — термы, самый большой амфитеатр древнего мира — Колизей, колонна императора Трояна, храм всех богов Римской империи — Пантеон, фресковая живопись и мозаика, открытые при раскопках Помпеи — это своеобразная биография эпохи, запечатленная в неповторимых художественных образах.

Античное искусство сильнейшим образом повлияло на развитие искусства последующих эпох.

19. Материальный мир человека в эпоху Средневековья.

Всредние века, вЕвропе, в условиях господствахристианской философии, материалистические воззрения были существенно потесненыидеалистической философией. Кроме причин религиозного и социального характера, этому способствовали также причиныгносеологического характера. Материализм до эпохи средневековья оказался неспособен выяснить отношение мышления к материи, раскрыть происхождение сознания. Официальная церковная идеология в Западной Европе из учения Аристотеля удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное.

В эпоху расцветасредневековья, сXIXII веков в европейской схоластике разгорается спор междуноминализмом иреализмом, который в концеXIII столетия частично выходит за границы собственносхоластики. Так, британский номиналистДунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?».Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота, утверждал, что толькоиндивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую,объективную реальность.ЕстествоиспытательРоджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическуюсиллогистику опытным исследованием природы. Однако ни Роджер Бэкон, ни номиналисты, не являлись материалистами в современном смысле этого слова, так как мыслили понятиями и образами в рамках идеалистических представлений своего времени, но они стали предшественниками для материалистических идейНового времени.

В противовес Европе, в странах арабского Востока,Средней Азии иЗакавказья в трудах восточных мыслителей и комментаторов Аристотеля, например,Ибн Сины, присутствуют элементы материализма.

20. Духовный мир человека в эпоху Средневековья

В средние века культура Западной Европы была пронизана духом христианства. Царицей всех наук считалась теология (учение о Боге, богословие), но она была достоянием избранных - духовной элиты общества, отличавшейся ученостью, знанием древних языков. Теологи объясняли мир с позиций христианства, комментировали Библию, писали и философские труды.

Большое влияние на средневековое богословие оказали арабские и еврейские философы, жившие в Испании: Авиценна (Ибн Сина, 980- 1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Моисей Маймонид (1135-1204). В мусульманской Испании в XI-XIII вв. процветали науки и искусства, активно переводились труды античных классиков (причем не только на арабский язык, но и на латынь). Эти переводы, как и сочинения испанских философов-рационалистов, проникали в средневековую Европу.

Развитие медицины, географии, алхимии (предшественницы современной химии) и других наук помогало укреплению рационалистического взгляда на мир.

Духовная жизнь средневековой Западной Европы опиралась на определенную систему религиозных представлений и церковных догматов, но, разумеется, этим не исчерпывалась.

Наряду с религиозными идеалами в средние века существовали и иные - их носителями были народная культура и светская литература. Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии и России) были бродячие актеры (скоморохи). Церковь боролась с ними, как и с массовыми зрелищами вообще, но не могла искоренить ни память о древних языческих праздниках, ни уличные танцы и представления, ни народную культуру в целом. Постепенно отношение церкви к народной культуре становилось терпимее.

21. Архитектура, скульптура и изобразительное искусство Средних веков.

Архитектура. В период Средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Все по заказу церкви. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся концом света. С этого времени использовали камень. Толстые, мощные стены с узкими окнами. Этот стиль получил названиероманского. Пример - Собор Нотр-Дам в Пуатье. К12в. появился новый стиль - готика. Черта готики - устремление зданий ввысь. Огромные окна, украшенные витражами.

Скульптура.

Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных».. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости

Живопись.

Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира - контраст духовной экспрессии и внешнего уродства облика.

Исключительно церковная была и настенная живопись - плоскостная. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет. Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

22. Развитие и образование письменности в Средневекой Европе (V-XV в)

23. Исторические предпосылки и периодизация эпохи Возрождения

24. Специфика культуры Возрождения в материальной и духовной сферах

25. Классическое определения эпохи Возрождения

26. Культура эпохи Просвещения (XVIII в.) Научный прогресс и его рефлексия в культуре.

27. Основные тенденции развития европейской культуры в XIX в. Капитализм и его влияние на жизнь общества

28. Динамика развития мировой культуры XXв.

29. Важнейшие инновации XXв и их влияние на жизнь человечества

30. Появление альтернативных центров культурного роста, деколонизация и отказ от европоцентризма во второй половине XX в

31.Основные теории происхождения культуры

Проблема культурогенеза — появления и развития ранних форм культуры — одна из самых сложных и дискуссионных вкультурологии. Единственным субъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, являетсячеловек. Это значит, что становление мира культуры произошло в результате длительного процесса взаимодействия биологической эволюции и социальной и истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. С этим утверждением согласны все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого осуществился этот переход, они выдвигают различные гипотезы о его причинах, создавая тем самым разные версии культурогенеза.

Креационистская концепция утверждает, что человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше. Поэтому в мифологии многих народов присутствует бог-просветитель, обучающий людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни.

Трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов, близки к этой концепции

Гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза является своеобразным вариантом трансцендентальной теории.

Космологические теории культурогенеза также выносили источник возникновения культуры. Большинство космистов — В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л.H. Гумилев и др. — находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры

Психоаналитическая теория культурогенеза. созданная [[Психология Фрейда|3. Фрейдом]], дает другой ракурс проблемы.

Орудиино-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека».

32. Уровни (виды) культур. Общечеловеческая культура

Выделяют три уровня культуры Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу — профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию — высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры (рис. 15.2).Доминирующая культура — это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей,. Н например, национальная, молодежная, религиозная.Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например: хиппи, эмо, уголовный мир.Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство

Общечеловеческая культура - это культура, произведенная человечеством на протяжении всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях - истине, добре, красоте, справедливости и т.д. В пределах отдельного общества выделяют следующие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.

33. Национальная культура. Основные механизмы кросс - культурного диалога.

Национальная культура - это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, характеризующих конкретную сообщество (народность, нация) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть только в той стране, в которой царит лингвистическая и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур - субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Задачей социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма государственной культурной политики.

Как правило, национальным меньшинствам нужно прилагать немало усилий, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои национальные ценности в среде, где проживает национальное большинство, культура которой производит на остальных культур существенное давление. Такая ситуация наблюдалась в бывшем СССР, когда народы, входившие в его состав, в частности украинскому народу, было очень трудно сохранить свои национальные достояния и свою национальную культуру.

Правильная культурная политика правительства, государства оказывает немалое влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее благосостояние и социальное спокойствие в государстве.

Феномен кросс-культурного диалога закономерно вовлекается в проблемное поле философского знания, становится объектом исследования различных гуманитарных дисциплин: философии культуры, социально-культурной антропологии, культурологии, психолингвистики и т. д.

Проблема межкультурного взаимодействия обнаруживает себя уже в лоне древнегреческой культуры, сформировавшей строгую дихотомию «свое – чужое». В такой схеме «не-греческие» народы именовались эллинами единым термином «варвары».

В качестве примера методологии можно привести следующие направления:

• Синхрония – диахрония

• Конвергенция – дивергенция

• Имика – итика.

34. Элитарная культура как социальный феномен

Идеи элитарности культуры сложились в обществе в результате освоения наследия Просвещения

В рамках теории элитарности культуры сущность культуры видится в ее высочайших достижениях, шедеврах. Культура в этом случае воспринимается как отдельный взлет творческого гения. Элитарная культура понятна лишь посвященным, она культивирует систему ценностей, далекую от интересов рядовых людей. Здесь искусство существует для искусства.

Элитарная культура создает дистанцию между собой и другими культурами, дистанцию, являющуюся частью социального иерархического порядка.

Долгое время элитарная культура оставалась недоступной для многих. Но постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, технического оснащения производства привели к появлению массового общества, в котором культурные ценности перестали быть достоянием узких слоев общества, а получили эгалитарный (уравнительный) характер, что обусловило появление массовой культуры, т. е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью высокооснащенной индустрии.

35. Массовая культура: возникновение и распространение

Выражение «массовая культура» употребляют обычно с чувством пренебрежения. Многие видные ученые – Т. Адарно, Э. Фромм, Ж. Эллюль критически относились к процессу массовизации культуры. По их мнению, массовая культура выполняет наркотизирующую функцию: она отвлекает людей от реальности, уводит в мир иллюзий, грез.

Но понятие массовой культуры осмысливается и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения «массовая культура» заключается в том, что не часто массам предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама культура, подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня, шокирующего подлинную воспитанность: умной высокообразованной массе преподносится нечто серое, а то и просто глупость.

Массовость культуры – это не обязательно ее низкий уровень. Ведь и широким народным массам можно и нужно давать достойное, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к высочайшим шедеврам культуры. Для того чтобы повышать культуру народных масс надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть образованные слои общества вниз – к чему—то упрощенному.

36. Формы (разновидности) культуры. Доминирующая культура

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

национальная – мировая;

светская – религиозная;

восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

сельская – городская;

обыденная – специализированная;

высокая (элитарная) – массовая – народная

Доминирующая культура — совокупность принятых в обществесоциальных норм,поведения,языка,ценностей ирелигии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес.Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называютсубкультурами.

37. Контркультура как оппозиция доминирующей культуре.

38. Субкультуры и их роль в социально-культурном процессе.

39. Культурно-исторический прогресс в работах Г. Гегеля

40. Культура "экономического человека" в трудах А. Смита и других классиков политической экономики

41. Феномен материальной и духовной культуры в трудах К . Маркса

42. Концепция "идеальных типов " М. Вебера

43. Роль фрейдизма в изучении культуры. "Подсознательное" и "бессознательное" в культуре. Концепция К.Г. Юнга про архетипы в культуре.

44. Осмысление историко-культурного процесса в трудах К. Ясперса и О. Шпенглера

45.Цивилизационные теории Н. Данилевского и А. Тойнби

46. Культурологическая концепция Ф. Ницше. Апполонистическое и дионисийское в культуре.

47.Культорологическая теория и концепция пассионарности Л. Гумилева

48. Культурологические концепции П. Сорокина и Н. Бердяева

49. Семиотика культуры в концепции Ю. Лотмана

50. Культура геополитики XX в .: "конец истории " Ф. Фукуямы и "столкновение цивилизаций" С. Хантингтона

51. Проблема идеального общественного устройство и культурной традиции.

52. Культурные рецепции богатства и власти в истории человечества

53. Личное и общественное в культуре. Экзистенциальные проблемы свободы личности

54. Экологическая составляющая культуры, историческая эволюция взаимоотношений человека и природы

55. Космизм и ноосферология как направления социально-философской мысли

56. Сущность религии. Связь религиозного мировоззрения с мифологией и наукой

57. Структура религии, религиозные организации

58. Религиозная этика и религиозный культ

59. Социальные функции религии

60. Роль религии в современном обществе

61. Особенности отечественной культуры, влияние на неё цивилизаций Запада и Востока.

62. Дописьменная культура древних славян

63. Культура и искусство Киевской Руси

64. Отечественная культура XIII-XV вв. Влияние номадических культур Востока на развитие славянских земель

65 . Отечественная культура XVI-XVII вв. Культурное своеобразие допетровской Руси

66. Модернизационные процессы в отечественной культуре XVIII- начало XX в

67. Славянофильство и западничество как направления общественной мысли

68. Советский период развития отечественной культуры: достижения и противоречия.

69. Современная отечественная культура:основные тенденции и вызовы

70. Евразийство, глобализм и антиглобализм: культурные рецепты для современной России


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26347. Франция в п.п. XVII в. Ришелье 20.09 KB
  Ришелье. Ришелье занимал пост первого министра Людовика XIII и был фактическим руководителем государства. Ришелье и политика укрепления абсолютизма. Ришелье многое сделал для укрепления абсолютизма.
26348. Внутренняя и внешняя политика Франции в годы правления Людовика XIV 19.96 KB
  Внутренняя и внешняя политика Франции в годы правления Людовика XIV. Внутренняя политика Людовика XIV Внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения которое временами очень бедствовало особенно во вторую половину царствования когда Людовика XIV окружали в основном бездарности или посредственности. Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров Людовик XIV окончательно утвердил во Франции систему бюрократической централизации. Стесняя права церкви по отношению к королевской власти и...
26349. Французская абсолютная монархия в XVIII в. – внутренняя и внешняя политика Людовика XV 13.64 KB
  внутренняя и внешняя политика Людовика XV. Система Людовика XIV привела страну к совершённому разорению под бременем тяжёлых налогов громадного государственного долга и постоянных дефицитов. И Людовик XV и Людовик XVI были люди беспечные не знавшие иной жизни кроме придворной; они ничего не сделали для улучшения общего положения дел. В начале царствования Людовика XV который приходился Людовику XIV правнуком за малолетством короля управлял герцог Орлеанский Филипп.
26350. Франция при Людовике XVI. Революционная ситуация 1787-1789 г 26.35 KB
  Франция при Людовике XVI. Людо́вик XVI 23 августа 1754 21 января 1793 король Франции из династии Бурбонов сын дофина Людовика Фердинанда наследовал своему деду Людовику XV в 1774. Людовик сначала принял конституцию 1791 года отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет фр.
26351. Начало Французской буржуазной революции. Взятие Бастилии 14.43 KB
  12 июля в Париж проникли известия об отставке министра Неккера которому король приказал покинуть пределы Франции. Уже вечером 12 июля произошли первые столкновения народа с правительственными войсками. Утром 13 июля над Парижем загудел набат призывая парижан к восстанию. 13 июля парижские выборщики организовали Постоянный комитет преобразованный позднее в коммуну Парижский муниципалитет.
26352. Буржуазные преобразования во Франции в 1789 – 1791 г 21.47 KB
  Уже в июле Собрание создало комиссию по подготовке декларации и конституции Франции. Однако изза роста крестьянских восстаний Собрание безотлагательно начинает с решения аграрного вопроса. Призывая остальную часть дворянства пожертвовать своими правами в интересах справедливости и принести жертвы на алтарь отечества Учредительное собрание 11 августа приняло декреты по аграрному вопросу. Таким образом не решив сути аграрного вопроса Учредительное собрание в декретах 4 11 августа объявило что полностью уничтожает феодальный режим.
26353. Общественно – политическая жизнь Франции в 1791 – 1792 гг. Вареннский кризис и Конституция 1791г 21.07 KB
  и переезд короля и Собрания в Париж резиденцией монархии стал дворец в Тюильри. Дантон Шометт Кондорсе выступали ее горячими поборниками на собраниях секций. Депутаты Учредительного собрания на момент разбирательства временно отрешили короля от власти. Не теряя надежды после стольких преобразований договориться с Людовиком XVI и установить в королевстве конституционную монархию а также стремясь дать самый решительный отпор сторонникам республики депутаты Собрания прикладывали все усилия для спасения сильно пошатнувшейся репутации...
26354. Второй этап революции. 1792-1793 г. Начало революционных войн 30.8 KB
  Свержение монархии во Франции Подготовка интервенции против революционной Франции Революция во Франции способствовала подъему антифеодальной борьбы в других странах. Не только в Лондоне и Петербурге Берлине и Вене в Варшаве и Будапеште но и за океаном прогрессивные общественные круги с жадностью ловили вести из революционной Франции. Чем очевиднее становилось сочувствие к Французской революции и ее прогрессивным идеям со стороны передовой общественности всех стран тем большую ненависть к революционной Франции обнаруживали европейские...
26355. Третий этап революции. 1793-1794 г. Якобинская диктатура 14.23 KB
  Был ее высшим этапом якобинской диктатурой. Складывавшаяся в ходе напряженной классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твердую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке объединявшем классово разнородные элементы были заложены глубокие внутренние противоречия.