7819

Проблема бытия. Онтология

Реферат

Логика и философия

Проблема бытия. Онтология. Основные проблемы современной философии. Четыре проблемы: проблема бытия, (Онтология). проблема познания, (Гносеология) проблема человека и (Философская антропология) проблема истории. (Философия истории) Онтология...

Русский

2013-01-28

57 KB

152 чел.

Проблема бытия. Онтология.

Основные проблемы современной философии.

Четыре проблемы:

1.проблема бытия, (Онтология).

2.проблема познания, (Гносеология)

3.проблема человека и (Философская антропология)

4.проблема истории. (Философия истории)

Онтология

Раздел философии, который изучает эту проблему – онтология.

[on – сущее, род. падеж ontos – все то, что существует; logos – слово, разум, мысль, учение, etc; онтология – учение об основах всего существующего или учение о бытии].

Онтология – философское учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании).

Онтология исследует всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности.

Две проблемы онтологии: Проблема бытия и проблема соотношения бытия и сознания.

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Онтология как развитая тематика начинает формироваться в античной философии. Уже в античной философии появляется размышление о понимании сущего, то есть что же именно есть подлинное бытие на самом деле.

Размышление о сущности бытия и его подлинности формируются в античной философии.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Понимание бытия в истории философии: 

Понимание бытия как бытия природы. Природа не зависит от сознания.

Бытие – бытие Физис’а (натурфилософия) (от греческого physis – природа), Физис (природа). Это природные явление. Пример фил. школ: натурфилософия античности (милетская школа). Основа бытия – элементы природы (огонь, вода, воздух, земля, эфир). Натурфилософия эпохи Возрождения – основа бытия элементы природы – сила, вещество, энергия.

Природа и явления природы объективно существуют и не зависят от сознания.

Понимание бытия как бытия вещей (Платон). Такое бытие зависит от сознания.

Бытие вещи: Бытие вещи под которым понимается сущность вещи – идея (у Платона), архе, четыре первопричины (у Аристотеля).

Мышление создает предметы, вторую природу. Пример камня – дорога, дом, статуя и т.п.

Идея в философии Платона: пребывает в каждой вещи, не материальна, неуничтожима.

Если сущность дана в мышлении, то откуда она выводится? Можно ответить так: из опыта. Но опыт показывает, что это не всегда так. Тогда появилось предположение о сверхсущем. Сверхсущее – это, что выше бытия, что не зависит от бытия, и что порождает бытие.

Понимание бытия как бытия Бога или Теос’а (от греческого theos – Бог).

Теос: Сверхсущее (идея блага, идея Бога). Бог – трансцендентный момент. Бог – перводвигатель.

Понимание бытия связано с наличием духовности на каждом уровне.

Это была история. Теперь – современные взгляды.

Что современная философия знает о бытии?

Каково же содержание философской категории "бытие"? 

Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

2. Бытие имеет сложную, многообразную, многоуровневую структуру;

3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

4. Все явления причинно обусловлены. Детерминизм.

5. Материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Материальное и духовное взаимосвязано.

Формы бытия:

Материальное бытие существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

Идеальное бытие существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и/или объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

Человеческое бытие существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Есть явления или возможно будут новые явления духовные или физические. Поэтому среди бытия можно выделить:

Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; напр, рождение нового человека. Каково его будущее мы не знаем.

Феноменальное бытие (от слова "феномен" – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Проявление новых форм бытия.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Основные формы бытия: материя и дух (идеальное бытие)

Категорией, противоположной бытию, является небытие. 

Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытиесостояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать).

Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии. (см. рис.)

Небытие –> Бытие –> Небытие.

Бытие содержит в себе как прошлое, так и будущее.

Изменчивость бытия – становление.

Определение бытия

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

Бытие – объективная субстанция, выключающая в себя всё сущее.

Бытие вечно (неизменно), самостоятельно, бесконечно, идеально, противоречиво, закономерно, многообразно и т.д.

Материальное бытие

Из всех форм бытия наиболее распространенной и изученной является материя.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

1.Материалистический подход (диалектический материализм), согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие, а сознание вторично. Бытие определяет сознание – формула материализма; К.Маркс.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее. Автор концепции В.И. Ленин.

2.Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; Материя есть выражение абсолютной идеи. Сам дух создает форму для своего существования. Эта форма и есть материя.

3.Субъективно-идеалистический подход материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

4.Позитивистский – понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. Понятие “материя” есть философское понятие и поэтому оно не имеет смысла. Все философские понятия с позиции позитивизма смысла не имеют.

Элементами структуры материи являются:

1. Неживая природа;

Каждый элемент структуры материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

Атомарный (атомы); молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей; и далее по степени обобщения – уровень планет, галактик, Вселенная

(субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом).

2. Живая природа;

К уровням живой природы относятся:

доклеточный (ДНК, РНК, белки), клеточный (клетка); уровень видов; биосфера.

(доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.).

3. Социум (общество).

К уровням социума относятся:

Отдельный индивид; семья; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; государства, человечество в целом.

(отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом).

Характерными чертами материи являются:

1. Наличие движения;

2. Самоорганизация;

3. Размещенность в пространстве и времени;

4. Способность к отражению (свойство приписываемое в материализме материи).

Рассмотрим эти свойства более подробно.

Движение

Движение – неотъемлемое свойство материи.

Движение возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

1. Оно всеобъемлюще: всё движется

Движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной.

2. Движение постоянно. Оно существует всегда.

Выделяются формы движения:

1. Механическое движение;

2. Физическое движение;

3. Химическое движение;

4. Биологическое движение;

5. Социальное движение.

Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

субстанциальный;

реляционный.

Сторонники первого – субстанциального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциальные.

Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

Время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

Пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом, Эйнштейном:

1.Подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

2.Перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Пространство, время, движение – атрибуты (от лат. attribuo – наделять) материи. Атрибут - существенное свойство, присутствует всегда.

Самоорганизация

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин (вторая половина 20-го века).

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение. Концепция отражения предложена В.И. Лениным.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение – способность материи изменяться под влиянием внешнего воздействия.

Отражение бывает:

1.физическим;

2.химическим;

3.механическим;

4.биологический.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

1.раздраженности;

2.чувствительности:

3.психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Мозг – материальный объект, сл-но, сознание результат развития материи.

Согласно материалистической концепции сознание это способность высокоорганизованной материи отражать материю. Отражение в понятиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81736. Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы 33.66 KB
  является проблема человеческого счастья проблема поисков смысла жизни. В жизни обоих можно выделить несколько этапов на которых меняется их мировоззрение в душе происходит определенный перелом. Он понял что в жизни есть нечто более важное чем слава. Медленно возвращается он к жизни к людям.
81737. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе 33.02 KB
  Все идущие оттуда идеи будь то буржуазный утилитаризм Лужина коммунистическое общежитие Лебезятникова наполеонизм Раскольникова носят разрушительный нигилистический характер. диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием сколько опровергает его постулаты на практике. Кроткая и жертвенная Соня живущая по евангельским заповедям подвигает Раскольникова на путь покаяния отказа от теории воссоединения с людьми и жизнью.
81738. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх века 41.92 KB
  Поэт ведет разговор с читателем и слушателем как бы один на один с глазу на глаз с абсолютной индивидуальной доверительностью. Окуджава снискал себе известность как поэт города. Изменения которые происходили в стране и порой далеко не в лучшую сторону не могли не сказаться на характере творчества поэта.
81739. Тема чести в произведениях отечественной классики 19 века 31.73 KB
  Пушкин Капитанская дочка Роман открывается эпиграфом: Береги честь смолоду который несет в себе очень глубокий смысл. Каждый человек смолоду должен хранить честь достоинство и оставаться человеком до конца. Он подвергается смертельной опасности но даже под угрозой смерти не желает предать честь своего сословия не желает предать честь дворянина отказаться от присяги которую он давал императрице. Он легко предает честь офицера встает под знамена бунтовщиков.
81740. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» 31.29 KB
  В романе мы открываем Петербург мрачный, давящий на душу. Город, где во дворы-колодцы никогда не заглядывает солнце. Это Петербург бедных людей, которых заставляет вечно дрожать нужда и пронизывающий ветер с моря. Это город Достоевского.
81741. Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы 32.51 KB
  А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца любовью. и первый поступок ее любви письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.
81742. Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 38.65 KB
  В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем-что ничего не выдумывала и никому не подражала. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге после возвращения домой она стала писать по-иному чем прежде и в этом была некоторая закономерность. Обделенная в детстве сказкой не имевшая няни Цветаева жадно наверстывала упущенное.
81743. Личность и история в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа 30.19 KB
  Он утверждал что существуют история наука и история искусство и что они имеют свои четко различающиеся задачи. История-наука как полагал Т уделяет главное внимание частностям подробностям событий и ограничивается их внешним описанием в то время как история-искусство схватывает общий ход событий проникая в глубины их внутреннего смысла.
81744. Образ Петербурга в произведениях отечественной классики 19 века 32.16 KB
  Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы таких как Радищев но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Петербург в произведениях Пушкина это прежде всего торжественный парадный город олицетворение государства его силы и могущества. Восхищение городом перед которым померкла старая Москва звучит в каждой строчке вступления поэмы. Например в...