78198

Массивы в С#

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

В языке С# массив относится к ссылочным типам данных, то есть располагается только в динамической памяти, поэтому создание массива начинается с выделения памяти под его элементы. Всем элементам при создании массива присваиваются значения по умолчанию – нули для значимых типов, и null для ссылочных.

Русский

2015-02-07

94.5 KB

8 чел.

Лекция 7. Массивы

Массив - ограниченная совокупность однотипных данных. Элементы массива имеют одно и то же имя, а различаются порядковым номером – индексом.

В языке С# массив относится к ссылочным типам данных, то есть располагается только в динамической памяти, поэтому создание массива начинается с выделения памяти под его элементы. Всем элементам при создании массива присваиваются значения по умолчанию – нули для значимых типов, и null для ссылочных.

Количество элементов в массиве (размерность) не является частью его типа, это количество задается при выделении памяти и не может быть изменено.

Элементы массива нумеруются с нуля. Для обращения к элементу массива после имени массива указывается номер (индекс) элемента в квадратных скобках.

Массивы одного типа можно присваивать друг другу.

Все массивы в С# имеют общий базовый класс Array, определенный в пространстве имен System.

Одномерные массивы

 Одномерные массивы описываются одним из способов:

тип[] имя;

тип[] имя = new тип [размерность];

тип[] имя = {инициализаторы};

тип[] имя = new тип []{инициализаторы};

тип[] имя = new тип [размерность]{инициализаторы};

Примеры описания одномерных массивов:

int [] a; //элементов нет

int [] b=new int [4]; //элементы равны 0

int [] c={1,2,3,4}; //new подразумевается

int [] d=new int[] {1,2,3,4}; //размерность вычисляется

int [] e=new int [4] {1,2,3,4}; //избыточное описание

Для массива а описана ссылка на массив, а память под элементы не выделена (массив не создан).

Массив b будет содержать 4 элемента, которые по умолчанию равны 0.

Для массива с опущен оператор выделения памяти new, который подразумевается по умолчанию.

Для массива d не задана размерность, но он инициализирован, поэтому размерность количество элементов вычисляется.

Для массива е указана и размерность и элементы инициализированы, размерность - константа!

Пример выполнения операций с одномерным массивом

using System;

namespace ConsoleApplication1

{

class Class1

{

static void Main()

{

const int n=6;

int [] a= new int[n] {3,12,5,-9,8,-4};

Console.WriteLine(“Исходный массив: ”);

for (int i=0;i<n;++i)

Console.Write(“\t” +a[i]);

Console.WriteLine();

int s=0,k=0;

for (int i=0;i<n;++i)

if (a[i]<0)

{

s+=a[i];

++k;

}

Console.WriteLine(“Сумма отрицательных  ”+s);

Console.WriteLine(“Количество отрицательных  ”+k);

}}}

Прямоугольные массивы

Прямоугольный массив имеет более одного измерения. В чем особенность объявления многомерного (прямоугольного) массива? Как в типе указать размерность массива? Это делается достаточно просто, за счет использования запятых.

Объявление многомерного массива в общем случае:

<тип>[, ... ,] <идентификаторы>;

Число запятых, увеличенное на единицу, и задает размерность массива.

Примеры описания двумерных массивов:

int [,] a; //элементов нет

int [,] b=new int [2,3]; //элементы равны 0

int [,] c={{1,2,3},{4,5,6}}; //new подразумевается

int [,] d=new int[,]{{1,2,3},{4,5,6}}; //размерность вычисляется

int [,] e=new int [2,3] {{1,2,3},{4,5,6}}; //избыточное описание

Если список инициализации не задан, размерности могут быть не только константами, но и выражениями типа, приводимого к целому.

К элементу двумерного массива обращаются, указывая номер строки и столбца, на пересечении которых он расположен:

a[1,4]  - элемент второй строки и пятого столбца!

b[i,j] - элемент i-ой строки и j-ого столбца!

Пример выполнения операций с двумерным массивом

using System;

namespace ConsoleApplication1

{

class Class1

{

static void Main()

{

const int m=3,n=3;

int [,] a= new int[m,n]

{

{1,1,1},

{0,0,0},

{3,3,3}

};

int [,] b= new int[m,n]

{

{1,2,3},

{4,5,6},

{7,8,9}

};

int [,] c= new int[m,n];

Console.WriteLine(“Исходный массив a: ”);

for (int i=0;i<m;++i)

{

for (int j=0;j<n;++j)

Console.Write(“\t” +a[i,j]);

Console.WriteLine();

}

Console.WriteLine(“Исходный массив b: ”);

for (int i=0;i<m;++i)

{

for (int j=0;j<n;++j)

Console.Write(“\t” +b[i,j]);

Console.WriteLine();

}

      for(int i = 0; i < m; ++i)

  for(int j = 0; j < n; ++j)

     {

                int s=0;

   for(int k = 0; k < n;++k)

                 s+= a[i,k]*b[k,j];

                   c[i,j] = s;

     }

Console.WriteLine(“Полученное произведение матриц : ”);

for (int i=0;i<m;++i)

{

for (int j=0;j<n;++j)

Console.Write(“\t” +с[i,j]);

Console.WriteLine();

}

}}}

Класс System.Array

Все массивы в С# построены на основе базового класса Array, который содержит свойства и методы, представленные в таблице 7.1

Таблица 7.1 – Основные элементы класса Array (представлены не полностью)

Свойство

Описание

Length

Количество элементов массива (по всем размерностям)

Rank

Количество размерностей массива

BinarySearch

 Двоичный поиск в отсортированном массиве

Clear

 Выполняет начальную инициализацию элементов. В зависимости от типа элементов устанавливает значение 0 для арифметического типа, false - для логического типа, Null для ссылок, "" - для строк.

Copy

Копирование части или всего массива в другой массив.

IndexOf

Поиск индекса первого вхождения элемента в одномерный массив.

LastIndexOf

Поиск индекса последнего вхождения элемента в одномерный массив.

Reverse

Изменение порядка следования элементов на обратный.

Sort

Сортировка элементов одномерного массива

CopyTo

Копируются все элементы одномерного массива в другой одномерный массив, начиная с заданного индекса

GetLength

Возвращает число элементов массива по указанному измерению.

GetValue, SetValue

Возвращает или устанавливает значение элемента массива с указанными индексами.

Свойство Length позволяет реализовывать алгоритмы, которые будут работать с массивами различной длины. Использование этого свойства вместо явного задания размерности исключает возможность выхода индекса за границы массива.


Пример применения элементов
класса Array для  работы с одномерным массивом.

using System;

namespace ConsoleApplication1

{

class Class1

{

static void Main()

         {

int [] a=  {3,12,5,18,-9,8,-4};

PrintArray (“Исходный массив:”, a); //пользовательская функция (метод)

Console.WriteLine(Array.IndexOf(a,18);

Array.Sort(a);

PrintArray (“Отсортированный массив:”, a);

Console.WriteLine(Array.BinarySearch(a,18));

         }//конец Main()

public  static void PrintArray(string s, int[] a)

{

Console.WriteLine(s);

for (int i=0;i<a.Length;++i)

Console.Write(“\t”+a[i]);

Console.WriteLine();

} //конец функции

}//конец класса Class1

}//конец пространства имен ConsoleApplication1

Методы Sort(), IndexOf(), BinarySearch() являются статическими, поэтому к ним обращаются через имя класса и передают в них имя массива. Двоичный поиск можно применять только для упорядоченных массивов.

В приведенном примере поиск элемента со значением 18 выполняется двумя способами.

Статический метод PrintArray() предназначен для вывода массива на экран. В него передаются два параметра – строка и одномерный массив. Количество элементов массива определяется с помощью свойства Length, поэтому этот метод можно использовать для вывода любого целочисленного одномерного массива.

Для того, чтобы метод PrintArray() мог применяться к массивам другого типа необходимо вместо передачи обычного одномерного массива использовать класс Array. Значения элементов такого массива получают с помощью метода GetValue, так как доступ по индексу для класса Array не предусмотрен.

Модифицированный метод PrintArray

public  static void PrintArray(string s, Array a)

{

Console.WriteLine(s);

for (int i=0;i<a.Length;++i)

Console.Write(“\t”+a.GetValue(i));

Console.WriteLine();

}

Оператор foreach для работы с массивами

Оператор foreach применяется для перебора элементов в специальным образом организованной группе данных. Массив является такой группой. Удобство такого вида цикла заключается в том, что не требуется определять количество элементов и выполнять их перебор по индексу. Просто указывается необходимость перебора всех элементов группы. Синтаксис оператора:

foreach (тип имя in выражение)  тело_цикла

Имя задает локальную по отношению к циклу переменную, которая будет по очереди принимать все значения из массива выражение (обычно имя массива или имя другой группы данных). В теле цикла выполняются действия с переменной цикла.

Вывод массива a на экран с помощью оператора foreach:

// х - локальная переменная цикла, а - одномерный массив  

foreach (int x in a) Console.WriteLine(x);

На каждом проходе цикла очередной элемент массива присваивается переменной х и с ней выполняются действия, записанные в теле цикла.

Пример работы с одномерным массивом с использованием цикла foreach

using System;

namespace ConsoleApplication1

{

class Class1

{

static void Main()

{

const int n=6;

int [] a= {3,12,5,-9,8,-4};

Console.WriteLine(“Исходный массив: ”);

foreach (int x in a)

Console.Write(“\t” +x);

Console.WriteLine();

int s=0,k=0;

foreach (int x in a)

if (x<0)

{

s+=x;

++k;

}

Console.WriteLine(“Сумма отрицательных  ”+s);

Console.WriteLine(“Количество отрицательных  ”+k);

}}}

Модифицированный метод PrintArray() с использованием оператора цикла foreach

public  static void PrintArray(string s, Array a)

{

Console.WriteLine(s);

foreach (object x in a)

Console.Write(“\t”+x);

Console.WriteLine();

}

Такая запись становится возможной потому, что любой объект может быть неявно преобразован к типу базового класса object.

Ограничением применения оператора foreach является то, что с помощью его можно только просматривать значения в группе данных, но не изменять их.

Использование оператора foreach для вывода на экран двумерного массива имеет вид:

foreach (int [] x in a)

{

foreach (int y in x) Console.Write(“\t”+y);

Console.WriteLine();

}


Примеры обработки массивов с использованием класса Array

//ОДНОМЕРНЫЙ МАССИВ

namespace ConsoleApplication1

{

   class Program

   {

       static void Main(string[] args)

       {

            

           Console.Write("Введите размерность массива: ");

           int n=Convert.ToInt32(Console.ReadLine());

           int[] a = new int[n];

           ВводМассива(a);

           РешениеЗадачи(a);

           ВыводМассива(a);

           Console.ReadKey();

       }

       //----------------------------------------------------------------

       public static void ВводМассива(Array a)

       {                            

           for (int i = 0; i < a.Length; ++i)

           {

               Console.Write("Введите {0} элемент массива: ", i + 1);

               a.SetValue(Convert.ToInt32(Console.ReadLine()),i);

           }

           Console.WriteLine("******************************************");

       }

       //----------------------------------------------------------------

       public static void РешениеЗадачи(Array a)

       {

           for (int i = 0; i < a.Length; ++i)

           {

 //обработка массива – решение задачи

           }

           

       }

       //----------------------------------------------------------------

       public static void ВыводМассива(Array a)

       {

           Console.WriteLine("Вывод массива: ");

       foreach (object x in a)

           Console.Write(" "+x);

       }

   }

}

//ДВУМЕРНЫЙ МАССИВ

namespace ConsoleApplication1

{

   class Program

   {

       static void Main(string[] args)

       {

            

           Console.Write("Введите количество строк массива: ");

           int n=Convert.ToInt32(Console.ReadLine());

           Console.Write("Введите количество столбцов массива: ");

           int m=Convert.ToInt32(Console.ReadLine());

           int[,] a = new int[n,m];

           ВводМассива(a);

           РешениеЗадачи(a);

           ВыводМассива(a);

           Console.ReadKey();

       }

       //----------------------------------------------------------------

       public static void ВводМассива(Array a)

       {                            

           

for (int i = 0; i < a.GetLength(0); ++i)

for (int j = 0; i < a.GetLength(1); ++i)

           a.SetValue(Convert.ToInt32(Console.ReadLine()),i,j);

        }

       //----------------------------------------------------------------

       public static void РешениеЗадачи(Array a)

       {

for (int i = 0; i < a.GetLength(0); ++i)

for (int j = 0; i < a.GetLength(1); ++i)

           {

 //обработка массива – решение задачи

           }

           

       }

       //----------------------------------------------------------------

       public static void ВыводМассива(Array a)

       {

// 1 способ

Console.WriteLine("Вывод массива: ");

for (int i = 0; i < a.GetLength(0); ++i)

{

for (int j = 0; i < a.GetLength(1); ++i)

Console.Write(“\t” +a[i,j]);

Console.WriteLine();

{

// 2 способ

Console.WriteLine("Вывод массива: ");

       foreach (int [] x in a)

{

       foreach (int y in x)

           Console.Write("\t "+y);

           Console.WriteLine();

}

  }

      } }}


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53185. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 75.5 KB
  Мета: узагальнити й систематизувати знання, вміння і навички учнів; розвивати пізнавальну активність, логічне мислення, увагу; виховувати культуру математичного мовлення, упевненість у своїх силах.
53186. Піраміди гіпотез – домовини фактів 92 KB
  Тема: Піраміди гіпотез – домовини фактів†Мета: систематизувати знання за темою Пірамідаâ€; розширити й поглибити пізнавальну активність з допомогою створення проблемних творчих завдань; створити змістовну базу для вивчення інших шкільних дисциплін – астрономії фізики біології; сприяти виробленню в учнів бажання і потреби ділового співробітництва взаєморозуміння; розвивати монологічне мовлення учнів загальні трудові уміння. Обладнання: газета Піраміди гіпотез – домовини фактівâ€; альбом кросвордів за темою...
53187. Решение уравнений. Урок – игра математики в 6 классе 49.5 KB
  Многие задачи из жизни решаются на математическом языке с помощью уравнений. Поэтому очень важно, чтобы ваши знания и умения решать уравнения были прочны. Во время урока вам пригодятся находчивость, смекалка и сообразительность, потому что мы проведём наш урок в виде игры- соревнований.
53189. ГРА НА УРОЦІ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ ЯК ЗАСІБ ПІДВИЩЕННЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОСТІ ШКОЛЯРІВ 83 KB
  У школярів молодшого віку переважають ігрові інтереси, довільна поведінка, наочнообразне мислення, практичне ставлення до розвязування завдань. Зважаючи на все це, доцільно у роботі з ними на уроках іноземної мови систематично застосовувати елементи гри у поєднані з бесідою, елементами самостійної роботи.
53190. Інтерактивна ділова гра ток-шоу «Я так думаю» 37.5 KB
  Правила гри: Усі учасники мають рівні права; Кожен учасник має право висловити свою думку; Думка кожного має бути почута врахована та прийнята. Учасники ділової гри: всі педагогічні працівники. Загальний сценарій: учасники об’єднуються в чотири групи – Батьки Діти Педагоги та Експерти; ведучий роз’яснює мету гри загальний сценарій та правила гри; групова гра: розігрування ситуації відповідно до обраних ролей; міжгрупова дискусія керована ведучим; підсумок гри за допомогою експертів.
53191. Гра як засіб всебічного розвитку учнів 139.5 KB
  За її допомогою діти пізнають світ. В грі діти перевіряють свою силу і спритність у них виникають бажання фантазувати відкривати таємниці і прагнути чогось прекрасного. Захопившись грою діти не помічають що навчаються до активної діяльності залучаються навіть найпасивніші учні. Захопившись грою діти не помічають що навчаються.
53192. Гра не тільки розважає, а й здоров’я додає! 94.5 KB
  Від ставлення людини до особистого здоров’я залежить його збереження та зміцнення. Одне з найважливіших завдань сучасної школи – навчити дітей та їх батьків берегти і зміцнювати своє здоров’я. Вчитель повинен сформувати в учнів свідоме ставлення до свого здоров’я надати життєві навички здорового способу життя та безпечної для здоров’я поведінки.
53193. Літературна гра на тему: Шевченко - художник 32.5 KB
  Шевченка створена на тему його однойменної поеми Катерина Картина проектується на екран. На екран проектується репродукція картини Т.На екран проектується обкладинка першого видання Кобзаря. ВовчкуАвтопортрет зі свічкою Репродукція проектується на екран.