78228

Начало монашества в Церкви. Святой Иоанн Златоуст и блжаженный Августин

Лекция

Религиоведение и мифология

Монашество в Церкви. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни). Формы монашества. Родина монашества – Египет. Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.) Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.) Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.) Значение монашества.

Русский

2016-08-04

47.5 KB

2 чел.

История Церкви.Лекция 13.

Темы: Начало монашества в Церкви.

Свт. Иоанн Златоуст и блж. Августин.

План:

  1. Монашество в Церкви.
    1. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни).
    2. Формы монашества. Родина монашества – Египет!
      • Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.)
      • Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.)
      • Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.)
        1. Значение монашества.

Основателями монашества в Палестине считаются преподобныеИларион иЕвфимий Великие, там же прославился прп.Савва Освященный.На Синае особенно известны становятся прпп.Нил Синайский († 459 г.) иИоанн Лествичник († 649 г.). Из сирийких монахов наиболее прославленными являются прпп.Исаак Сирин иСимеон Столпник (356–459 гг.). На Афоне монахи с VIII в.: прп.Пётр Афонский(† 734 г.).Первые женские монастыри появились также в Египте и Палестине.

На Западе основателем монашества является прп.Иоанн Кассиан († 431 г.), хотя наиболее широкое распространение оно получило в результате трудов прпп.Бенедикта Нурсийского(480–543 гг.)

  1. Святитель Иоанн Златоуст (347–407 гг.).
    • Непревзойдённый толкователь Священного Писания.
    • Красноречивейший церковный проповедник.
    • Великий учитель нравственной жизни.
    • Составитель современного чина Литургии.

Основные даты в жизни: 347 г. родился в знатной семье, 367 г. крестился,

381 г. диакон, 386 г. священник, 398 г. Патриарх Константинопольский.

404 г. несправедливо осуждён и сослан, 407 г. праведная кончина, 438 г. прославление.

  1. Блаженный Августин(354–430 гг.).
    • Великий богослов своего времени, которому, впрочем, были свойственны некоторые заблуждения. Считается, что большинство расхождений между Православным и западным богословием восходят именно к нему.
    • Выдающийся церковный писатель. («Исповедь», «О граде Божием» и др.)
    • Знаменитый борец с манихейством, расколом донатистов и ересью Пелагия.
    • Первый авторитет для Церковного Запада вплоть до средних веков.
    • Непререкаемый авторитет для Западной Церкви до сих пор.

Основные даты в жизни:387 г. крестился, 391 г. священник, 395 г. епископ Иппонский.

Список литературы к лекции 13.

  1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.Н.Новгород., 2002.
  2. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. (в 2-х тт.) М., 2000.
  3. Карташев А.В. Вселенские Соборы. СПб., 2002.
  4. Серафим Соколов, прот. История Восточного и Западного Христианства  (IV-XX века). М.,2008.
  5. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М ., 1998.
  6. Смирнов Е.И. История  Христианской Церкви. М., 2008.

История Церкви. Лекция 14.

Тема: Ересь Нестория иIII Вселенский Собор.

План:

  1. Личность патриарха Нестория, его богословские взгляды.
  2. ПредысторияIII Вселенского Собора, деятельность св. Кирилла Александрийского.
  3. III Вселенский Собор в г. Ефесе в 431 г.
  4. Послесоборные события.
  5. Судьба Нестория и несторианства.

Действующие лица:Св. Кирилл, патриарх Александрийский ( 444 г.), Мемнон, митрополит Эфесский, Несторий, патриарх Константинопольский ( 450 г.), Иоанн, патриарх Антиохийский, Целестин, папа Римский ( 432 г.), император Феодосий Младший (408–450 гг.).

Суть ереси Нестория:Пресвятую Деву Марию нельзя называть Богородицей, так как она родила не Бога, а человека. В лучшем случае Ее можно назвать Христородицей.Человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества, этот человек через наитие Св.Духа стал Христом, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном соединении, а точнее в соприкосновении. Христос обитал в человеке Иисусе как Дух в храме. Таким образом, в самом Иисусе Христе Несторий признавал два лица, два различных субъекта, божественный и человеческий.

Согласительное исповедание 433 г. «Посему исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, естьсовершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом, Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самыйединосущный нам по человечеству. Ибопроизошло единение двух природ.Посему мы исповедуемЕдиного Христа, Единого Сына, Единого Господа.Сообразно с этой мыслию о неслиянном единении (природ) мы исповедуем св. Деву — Богородицей, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог — Логос и от её зачатия соединил с Собой воспринятый от Неё храм.Евангельские же и апостольские выражения о Господе мы признаем: одни — объединяющими, как относящиеся к одному лицу, а другие — разделяющими, как относящиеся к двум природам. И — одни (выражения признаем) передающими богоприличествующие (свойства) по Божеству Христа, а другие — уничиженные (свойства) по человечеству Его"

Это по сути и является догматическим определением III Вселенского Собора.

Литература к лекции 14.

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Семь Вселенских Соборов. СПб., 1995.
  2. Амадей Тьерри. ЕресиархиV века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006.
  3. Болотов В.В.  Лекции по истории Древней Церкви (в 4-х тт.). М.,2002.
  4. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н.Новгород., 2002.
  5. Деяния Вселенских Соборов. (в 4-х тт.) СПб.,1996.
  6. Евагрий Схоластик. Церковная История. М.,1997.
  7. Карташев А.В.  Вселенские Соборы. СПб., 2002.
  8. Смирнов Е.И. История  Христианской Церкви. Св.Тр. Сергиева Лавра, 1997.
  9. Тальберг Н.  История Христианской Церкви. М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41978. Исследование объемов передаваемой информации в каналах волоконно-оптических систем связи 15.28 KB
  Целью работы является исследование энергетического потенциала и пропускной способности волоконнооптического канала системы с технологией DWDM. Для предложенной технологии задан набор исходных параметров который включает в себя частотные пространственноэнергетические и технологические параметры системы обозначены зеленым цветом. Задание к лабораторной работе Для предложенной технологии волоконнооптической системы согласно номеру рабочего места исследовать характеристики системы по всем этапам расчета при заданном наборе исходных...
41982. Носоглотка, особенности строения, связь с евстахиевой трубой 15.17 KB
  Засасываемый носом воздух поднимается в носоглотку. Ее купол расположен между висками примерно на уровне корня носа. Стенка носоглотки состоит из расходящихся во все стороны мелких пучков мышечных волокон.
41986. ДОСЛІДЖЕННЯ СХЕМ ГЕНЕРАТОРІВ ЕЛЕКТРИЧНИХ СИГНАЛІВ (ПРЯМОКУТНИХ ІМПУЛЬСІВ) 215 KB
  Мультивібратор автоколивальний генератор прямокутних імпульсів. Тривалість імпульсів Порядок проведения экспериментов Результаты всех измерений и осциллограммы занести в соответствующий раздел Результаты экспериментов. б Вимірити амплітуду длительность і період следования імпульсів.