78228

Начало монашества в Церкви. Святой Иоанн Златоуст и блжаженный Августин

Лекция

Религиоведение и мифология

Монашество в Церкви. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни). Формы монашества. Родина монашества – Египет. Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.) Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.) Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.) Значение монашества.

Русский

2016-08-04

47.5 KB

1 чел.

История Церкви.Лекция 13.

Темы: Начало монашества в Церкви.

Свт. Иоанн Златоуст и блж. Августин.

План:

  1. Монашество в Церкви.
    1. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни).
    2. Формы монашества. Родина монашества – Египет!
      • Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.)
      • Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.)
      • Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.)
        1. Значение монашества.

Основателями монашества в Палестине считаются преподобныеИларион иЕвфимий Великие, там же прославился прп.Савва Освященный.На Синае особенно известны становятся прпп.Нил Синайский († 459 г.) иИоанн Лествичник († 649 г.). Из сирийких монахов наиболее прославленными являются прпп.Исаак Сирин иСимеон Столпник (356–459 гг.). На Афоне монахи с VIII в.: прп.Пётр Афонский(† 734 г.).Первые женские монастыри появились также в Египте и Палестине.

На Западе основателем монашества является прп.Иоанн Кассиан († 431 г.), хотя наиболее широкое распространение оно получило в результате трудов прпп.Бенедикта Нурсийского(480–543 гг.)

  1. Святитель Иоанн Златоуст (347–407 гг.).
    • Непревзойдённый толкователь Священного Писания.
    • Красноречивейший церковный проповедник.
    • Великий учитель нравственной жизни.
    • Составитель современного чина Литургии.

Основные даты в жизни: 347 г. родился в знатной семье, 367 г. крестился,

381 г. диакон, 386 г. священник, 398 г. Патриарх Константинопольский.

404 г. несправедливо осуждён и сослан, 407 г. праведная кончина, 438 г. прославление.

  1. Блаженный Августин(354–430 гг.).
    • Великий богослов своего времени, которому, впрочем, были свойственны некоторые заблуждения. Считается, что большинство расхождений между Православным и западным богословием восходят именно к нему.
    • Выдающийся церковный писатель. («Исповедь», «О граде Божием» и др.)
    • Знаменитый борец с манихейством, расколом донатистов и ересью Пелагия.
    • Первый авторитет для Церковного Запада вплоть до средних веков.
    • Непререкаемый авторитет для Западной Церкви до сих пор.

Основные даты в жизни:387 г. крестился, 391 г. священник, 395 г. епископ Иппонский.

Список литературы к лекции 13.

  1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.Н.Новгород., 2002.
  2. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. (в 2-х тт.) М., 2000.
  3. Карташев А.В. Вселенские Соборы. СПб., 2002.
  4. Серафим Соколов, прот. История Восточного и Западного Христианства  (IV-XX века). М.,2008.
  5. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М ., 1998.
  6. Смирнов Е.И. История  Христианской Церкви. М., 2008.

История Церкви. Лекция 14.

Тема: Ересь Нестория иIII Вселенский Собор.

План:

  1. Личность патриарха Нестория, его богословские взгляды.
  2. ПредысторияIII Вселенского Собора, деятельность св. Кирилла Александрийского.
  3. III Вселенский Собор в г. Ефесе в 431 г.
  4. Послесоборные события.
  5. Судьба Нестория и несторианства.

Действующие лица:Св. Кирилл, патриарх Александрийский ( 444 г.), Мемнон, митрополит Эфесский, Несторий, патриарх Константинопольский ( 450 г.), Иоанн, патриарх Антиохийский, Целестин, папа Римский ( 432 г.), император Феодосий Младший (408–450 гг.).

Суть ереси Нестория:Пресвятую Деву Марию нельзя называть Богородицей, так как она родила не Бога, а человека. В лучшем случае Ее можно назвать Христородицей.Человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества, этот человек через наитие Св.Духа стал Христом, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном соединении, а точнее в соприкосновении. Христос обитал в человеке Иисусе как Дух в храме. Таким образом, в самом Иисусе Христе Несторий признавал два лица, два различных субъекта, божественный и человеческий.

Согласительное исповедание 433 г. «Посему исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, естьсовершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом, Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самыйединосущный нам по человечеству. Ибопроизошло единение двух природ.Посему мы исповедуемЕдиного Христа, Единого Сына, Единого Господа.Сообразно с этой мыслию о неслиянном единении (природ) мы исповедуем св. Деву — Богородицей, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог — Логос и от её зачатия соединил с Собой воспринятый от Неё храм.Евангельские же и апостольские выражения о Господе мы признаем: одни — объединяющими, как относящиеся к одному лицу, а другие — разделяющими, как относящиеся к двум природам. И — одни (выражения признаем) передающими богоприличествующие (свойства) по Божеству Христа, а другие — уничиженные (свойства) по человечеству Его"

Это по сути и является догматическим определением III Вселенского Собора.

Литература к лекции 14.

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Семь Вселенских Соборов. СПб., 1995.
  2. Амадей Тьерри. ЕресиархиV века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006.
  3. Болотов В.В.  Лекции по истории Древней Церкви (в 4-х тт.). М.,2002.
  4. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н.Новгород., 2002.
  5. Деяния Вселенских Соборов. (в 4-х тт.) СПб.,1996.
  6. Евагрий Схоластик. Церковная История. М.,1997.
  7. Карташев А.В.  Вселенские Соборы. СПб., 2002.
  8. Смирнов Е.И. История  Христианской Церкви. Св.Тр. Сергиева Лавра, 1997.
  9. Тальберг Н.  История Христианской Церкви. М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9156. Психика и организм 18.13 KB
  Психика и организм Нервная система- совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним мироминтеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция...
9157. Психика, поведение и деятельность 28.67 KB
  Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...
9158. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез) 25.05 KB
  Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...
9159. Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики 62.5 KB
  Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...
9160. Основные понятия педагогики 17.86 KB
  Основные понятия педагогики Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально - исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных фа...
9161. Педагогика как наука. Функции педагогической науки 20.26 KB
  Педагогика как наука Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существ...
9162. Общие основы педагогики Педагогический процесс 28.72 KB
  Общие основы педагогики Педагогический процесс Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Изображая обучение в свет...
9163. Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания 22.79 KB
  Целеполагание в педагогике 1.Понятие цели воспитания Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность п...
9164. Внимание. Свойства и виды внимания 21.63 KB
  Внимание Содержание Понятие Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) Свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность) Требование: выделять индивидуальные особенности вни...