78228

Начало монашества в Церкви. Святой Иоанн Златоуст и блжаженный Августин

Лекция

Религиоведение и мифология

Монашество в Церкви. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни). Формы монашества. Родина монашества – Египет. Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.) Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.) Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.) Значение монашества.

Русский

2016-08-04

47.5 KB

2 чел.

История Церкви.Лекция 13.

Темы: Начало монашества в Церкви.

Свт. Иоанн Златоуст и блж. Августин.

План:

  1. Монашество в Церкви.
    1. Причины появления (Обмирщение в церковной жизни).
    2. Формы монашества. Родина монашества – Египет!
      • Отшельничество. Св. Антоний Великий (251–356 гг.)
      • Общежительство.Св. Пахомий Великий (286–346 гг.)
      • Скитская жизнь.Св. Макарий Великий (300–391 гг.)
        1. Значение монашества.

Основателями монашества в Палестине считаются преподобныеИларион иЕвфимий Великие, там же прославился прп.Савва Освященный.На Синае особенно известны становятся прпп.Нил Синайский († 459 г.) иИоанн Лествичник († 649 г.). Из сирийких монахов наиболее прославленными являются прпп.Исаак Сирин иСимеон Столпник (356–459 гг.). На Афоне монахи с VIII в.: прп.Пётр Афонский(† 734 г.).Первые женские монастыри появились также в Египте и Палестине.

На Западе основателем монашества является прп.Иоанн Кассиан († 431 г.), хотя наиболее широкое распространение оно получило в результате трудов прпп.Бенедикта Нурсийского(480–543 гг.)

  1. Святитель Иоанн Златоуст (347–407 гг.).
    • Непревзойдённый толкователь Священного Писания.
    • Красноречивейший церковный проповедник.
    • Великий учитель нравственной жизни.
    • Составитель современного чина Литургии.

Основные даты в жизни: 347 г. родился в знатной семье, 367 г. крестился,

381 г. диакон, 386 г. священник, 398 г. Патриарх Константинопольский.

404 г. несправедливо осуждён и сослан, 407 г. праведная кончина, 438 г. прославление.

  1. Блаженный Августин(354–430 гг.).
    • Великий богослов своего времени, которому, впрочем, были свойственны некоторые заблуждения. Считается, что большинство расхождений между Православным и западным богословием восходят именно к нему.
    • Выдающийся церковный писатель. («Исповедь», «О граде Божием» и др.)
    • Знаменитый борец с манихейством, расколом донатистов и ересью Пелагия.
    • Первый авторитет для Церковного Запада вплоть до средних веков.
    • Непререкаемый авторитет для Западной Церкви до сих пор.

Основные даты в жизни:387 г. крестился, 391 г. священник, 395 г. епископ Иппонский.

Список литературы к лекции 13.

  1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.Н.Новгород., 2002.
  2. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. (в 2-х тт.) М., 2000.
  3. Карташев А.В. Вселенские Соборы. СПб., 2002.
  4. Серафим Соколов, прот. История Восточного и Западного Христианства  (IV-XX века). М.,2008.
  5. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М ., 1998.
  6. Смирнов Е.И. История  Христианской Церкви. М., 2008.

История Церкви. Лекция 14.

Тема: Ересь Нестория иIII Вселенский Собор.

План:

  1. Личность патриарха Нестория, его богословские взгляды.
  2. ПредысторияIII Вселенского Собора, деятельность св. Кирилла Александрийского.
  3. III Вселенский Собор в г. Ефесе в 431 г.
  4. Послесоборные события.
  5. Судьба Нестория и несторианства.

Действующие лица:Св. Кирилл, патриарх Александрийский ( 444 г.), Мемнон, митрополит Эфесский, Несторий, патриарх Константинопольский ( 450 г.), Иоанн, патриарх Антиохийский, Целестин, папа Римский ( 432 г.), император Феодосий Младший (408–450 гг.).

Суть ереси Нестория:Пресвятую Деву Марию нельзя называть Богородицей, так как она родила не Бога, а человека. В лучшем случае Ее можно назвать Христородицей.Человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества, этот человек через наитие Св.Духа стал Христом, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном соединении, а точнее в соприкосновении. Христос обитал в человеке Иисусе как Дух в храме. Таким образом, в самом Иисусе Христе Несторий признавал два лица, два различных субъекта, божественный и человеческий.

Согласительное исповедание 433 г. «Посему исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, естьсовершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом, Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самыйединосущный нам по человечеству. Ибопроизошло единение двух природ.Посему мы исповедуемЕдиного Христа, Единого Сына, Единого Господа.Сообразно с этой мыслию о неслиянном единении (природ) мы исповедуем св. Деву — Богородицей, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог — Логос и от её зачатия соединил с Собой воспринятый от Неё храм.Евангельские же и апостольские выражения о Господе мы признаем: одни — объединяющими, как относящиеся к одному лицу, а другие — разделяющими, как относящиеся к двум природам. И — одни (выражения признаем) передающими богоприличествующие (свойства) по Божеству Христа, а другие — уничиженные (свойства) по человечеству Его"

Это по сути и является догматическим определением III Вселенского Собора.

Литература к лекции 14.

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Семь Вселенских Соборов. СПб., 1995.
  2. Амадей Тьерри. ЕресиархиV века: Несторий и Евтихий. Минск, 2006.
  3. Болотов В.В.  Лекции по истории Древней Церкви (в 4-х тт.). М.,2002.
  4. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н.Новгород., 2002.
  5. Деяния Вселенских Соборов. (в 4-х тт.) СПб.,1996.
  6. Евагрий Схоластик. Церковная История. М.,1997.
  7. Карташев А.В.  Вселенские Соборы. СПб., 2002.
  8. Смирнов Е.И. История  Христианской Церкви. Св.Тр. Сергиева Лавра, 1997.
  9. Тальберг Н.  История Христианской Церкви. М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52329. Впровадження інноваційних технологій на уроках біології з використанням опорних конспектів 401.5 KB
  Посібник містить методичні ідеї використання опорних конспектів на уроках біології, питання впровадження інноваційних технологій на уроках біології в умовах модернізації освіти, систему уроків з використанням структурно-логічних схем та логічно-опорних сигналів (СЛС та ЛОС ) з теми «Вступ у ботаніку»
52330. Абсорбционная установка 412 KB
  В абсорбционных процессах (абсорбция, десорбция) участвуют две фазы —жидкая и газовая и происходит переход вещества из газовой фазы в жидкую при абсорбции) или, наоборот, из жидкой фазы в газовую (при десорбции). Таким образом, абсорбционные процессы являются одним из видов процессов массопередачи.
52332. Впровадження інноваційних технологій у формуванні компетентного учня на уроках біології 71 KB
  Умовами їх використання є: створення психологічного клімату на уроці наявність соціальних навичок уміння учнів спілкуватися бажання вчителя спілкуватися з учнями “на рівних “. 1 Я переконалась що застосування інтерактивних технологій є результативнішим в порівнянні з пасивними методами навчання: у моїх учнів краще розвиваються комунікативні вміння і навики; вони навчилися краще працювати в команді прислухатися до думки кожного; діти удосконалили вміння шукати і аналізувати інформацію захищати...
52333. Органические соединения: микро- и макромолекулы. Углеводы: строение, свойства, функции 57 KB
  Цели урока: содействовать формированию у учащихся понятий макро и микромолекулы органические соединения; обеспечить условия для углубления знаний о роли углеводов в живом организме о связи между строением и свойствами углеводов; создать условия для формирования у учащихся общеучебных приемов и способов учебной деятельности: умения составлять схемы и таблицы работать с учебником и дополнительной литературой использовать данные экспериментов работать индивидуально и в группах; умение решать проблемные вопросы. Чтобы ответить на...
52334. Неклітинні форми життя – віруси 3.48 MB
  Мета: вивчити будову, властивості, механізм проникнення вірусів у клітину. Зясувати роль вітчизняних вчених у розвиток вірусології. Розвивати у учнів комунікативну та самоосвітню компетентність. Виховувати повагу до свого здоров’я.
52336. АЛГОРИТМ ФОРМУВАННЯ ВМІНЬ ВИКОРИСТОВУВАТИ ЗНАННЯ ПРИ РОЗВ’ЯЗАННІ ТИПОВИХ ЗАДАЧ З МОЛЕКУЛЯРНОЇ БІОЛОГІЇ 309.5 KB
  ПРИКЛАДИ РОЗВ’ЯЗАННЯ ЗАДАЧ НА МОЛЕКУЛЯРНІ ОСНОВИ СПАДКОВОСТІ Під час розв’язання таких задач необхідно пам’ятати що: довжина одного нуклеотида або відстань між двома сусідніми вздовж осі ДНК становить 034 нм; середня молекулярна маса одного нуклеотида 345 умовних одиниць; середня молекулярна маса однієї амінокислоти дорівнює 100 умовних одиниць; молекула білка в середньому складається з 200 амінокислот; кожну амінокислоту в білковій молекулі кодує триплет нуклеотидів іРНК під час трансляції; для визначення довжини гена l...
52337. Запліднення і внутрішньоутробний розвиток людини 621 KB
  Мета: створити умови для: усвідомленого інформаційного запиту про ембріональний розвиток людини; розуміння учнями значущості знань про індивідуальний розвиток людини; формування морального відношення до зачаття і вагітності, відповідальності за життя, яке не народилось;