7823

Философия и ее предмет

Реферат

Логика и философия

Философия и ее предмет. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации (где-то на рубеже 8-6-го века до новой эры) в Индии, Китае и Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин философия впервые объяснил греческий фил...

Русский

2013-01-28

68.5 KB

0 чел.

Философия и ее предмет.

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации (где-то на рубеже 8-6-го века до новой эры) в Индии, Китае и Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции.

Термин философия впервые объяснил греческий философ Пифагор (конец 6-го века – начало 5 века до новой эры).

Термин философия происходит от греческих слов “phileo” – любовь и “sophia” – мудрость.

И, таким образом, философия (дословно) – любовь к мудрости.

Но что такое мудрость? Пифагор не определил мудрость. Этого никто не знает. Мудрым может быть любой человек как образованный, так и без какого-либо образования.

Мудрец – это такой человек, который знает, что ему ничего не удается, и он все-таки продолжает действовать.

Можно предположить, что мудрость – это поиск истины.

Основной смысл философии – это поиск истины.

Но что есть мудрость и что есть истина? Это вечные темы. Рассмотрением этих тем и составляет специфику философского познания.

Философия – особый способ постижения и освоения мира, выходящего за рамки конкретных наук. В науке истинным является всё новое, а в философии нет. Поэтому мы и изучаем историю философии.

Цель философии – понять идеи, по которым развивается и живет мир, человек, общество. Цель философии сформировать мировоззрение. Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место  в нем человека. Философия является высшей формой мировоззрения, самой наивысшей ступенью мировоззрения. Философия является самым развитым видом мировоззрения.

Цель философии – помочь обрести независимость отдельному человеку. Он обретает независимость посредством отношения к подлинному бытию, постижения глубины его связи с трансцендентным.

Говоря о философии более приземленно, о философии как ремесле, о философии как о некоторых навыках, то философия предполагает умение оперировать категориями и методами познания, структурировать наше знание, ориентироваться в многообразии наук и научных методов, упражняться в спекулятивном мышлении метафизики.

Задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Нужно иметь ввиду, что предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т.ч. с развитием науки и самого философского знания.

Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Философия плюралистична по своему характеру и включает в себя различные точки зрения.

Но тем не менее можно вычленить существенные моменты свойственные философскому знанию вообще (можно выделить четыре раздела):

1.Отнология. Философское учение о бытии называется онтология (от греческого ontos – сущее и logos – учение).

Исследование наиболее общих вопросов бытия.

Проблема бытия понимается в универсальном смысле.

–Бытие и небытие;

Всё произошло из небытия, всё в небытие и уйдет. Мир создан из ничего и сам есть ничто. Смысл в том, что делает человек.

Экзистенциальная проблема смерти

–Следующая проблема бытия: Бытие материальное и идеальное;

Материальные обстоятельства и ценности

Насколько осуществимы ценности?

–бытие природы, общества и человека

2.Гносеология. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греческого gnosis – знание и logos – учение). Анализ наиболее общих вопросов познания.

Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания; что есть знание и истина?; что является субъектом и объектом познания.

При этом философии не интересны конкретные методы познания конкретных наук (химии, физики, математики, астрономии и т.д.), хотя философия пользуется научными результатами и данными.

Проблемам познания в основном и будет посвящен наш курс во втором семестре.

3. Социальная философия. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

Изучение наиболее всеобщих вопросов функционирования и развития общества.

Эта проблема находит свое место в учении о бытие.

Но именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека. Поэтому эта проблема выделилась в отдельный раздел.

4.Философская антропология. Исследование природы (сущности) человека. Выработка   общефилософских принципов понимания сущности человека поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования.

Философия человека называется философской антропологией.

Основателем или родоначальником философской антропологии является Макс Шелер (Scheler) (1874-1928). Родился в  Германии.

Таким образом философия на современном этапе своего развития одержит четыре раздела: онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.

Классическая философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Исходя из этого определения философии Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории (понятийный аппарат) и принципы носят всеобщий характер, и распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении.

В этом специфика философского познания. Именно этим философия отличается от других дисциплин.

Цели философии (от простого к сложному):

1.Диалектика как искусство спора, ведущего к истине. Правда от диалектики надо отличать “эристику” – умение ловко оперировать мнениями  в споре.

Философ должен рассуждать строго определенно, опираясь на средства силлогистики (формальная логика). Основателем силлогистики и формальной логики является греческий философ Аристотель (384–322гг. до новой эры).

2.Главная задача философии – это помощь человеку в становлении себя как господина природы. Философия Нового времени (17 век – середина 18 века).

3.Главная задача философии образование и воспитание человека. Это идея социальности, идея наилучшего общественного устройства. Эта идея характерна как для философии Нового времени, так и для французского Просвещения (18 век).

4.Философия – это “божественный” образ жизни. Это удел тех, кто стремиться стать мудрецом. Период античной философии (Древня Греция и Древний Рим – это период с 6-го века до н.э. по 6 век новой эры).

Мудрец тот кто поступает так какова его философия. В античной культуре не было разрыва между словом и делом, между идеей и поступком.

Несмотря на многочисленные сложные философские концепции все они как и философия в целом (по Канту) пытается ответить на четыре вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Всё то, что в жизни человека становиться истинным, ценным, величественным в конце концов божественным является предметом философии.

Цель философии понять идеи, так как человек может существовать только посредством осознания истины, посредством постижения идей.

Философии не может не быть, пока живут люди.

Цель философии – помочь обрести независимость отдельному человеку, независимость от низости жизни, лжи и грязи эпохи. Конечно, обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства. Здесь налицо взаимная обусловленность.

Основные этапы развития философии.

Восточная философия: философия Древней Индии с 15-го века до новой эры (Буддизм, основатель Будда 563–486 до новой эры)

и Древнего Китая Даосизм, основатель Лао-цзы 604 год до новой эры – 5-ый век до новой эры; Конфуцианство, Конфуций 551–479 до новой эры

Западная философия

Античная философия. Древня Греция и Древний Рим с 6-го века до н.э. по 6-й век н.э. Сократ, Платон, Аристотель.

Философия средних веков. 2-3 век – по 14 век новой эры. Проблемы христианской философии. Августин Блаженный (354–430) и Фома Аквинский (1225/26–1274).

Философия эпохи Возрождения с 14–16 век н.э. Италия. Франческо Петрарка, Монтень

Философия Нового времени (17 век – середина 18 века) Европа, Англия. Френсис Бэкон (1561–1626), Рене Декарт (1596–1650), Лейбниц (1646–1716, Германия) и др.

Эпоха Просвещения. Франция 18 век. Франсуа Вольтер (1694–1778) и др.

Немецкая классическая философия середина 18-го века по середину 19 века. Иммануил Кант (1724–1804), Георг Гегель (1770–1831).

Иррационализм 19-го века Артур Шопенгауэр (1788–1860), Фридрих Ницше (1844–1900)

Диалектический материализм. Маркс и Энгельс.

Философия 20-го века. Основными направлениями являются позитивизм, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.

Русская философия. 19–20 век. Славянофилы, западники, религиозные мыслители.

Основные философские направления

В философии много различных философских направлений. Как и в любой дисциплине, где много каких-либо элементов необходима классификация для понимания проблемы.

Но здесь сама классификация выступает проблемой.

Какие критерии или принципы могут быть положены в основу какой-либо классификации (необязательно относящейся к философскому познанию)?

Классификацию философских направлений можно проводить на основе решения основного вопроса философии.

(Основных вопросов философии много; основной вопрос – это аллегория). Это традиция диалектического материализма.

Первая часть основного вопроса философии: Что первично в мире материя или сознание, материальное или идеальное?

И вторая часть основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

1.Классификация в зависимости от ответа на вопрос что первично мире? Первая часть основного вопроса философии. Что первично в мире материя или сознание? В зависимости ответа на этот вопрос все философские направления можно подразделить делить на материализм и идеализм.

Материализм – мировоззренческая позиция, которая основу мира видит в материальной субстанции.

Материальная субстанция – природа, материальное производство, физиологические потребности человека.

Идеализм – мировоззренческая позиция, которая основу мира видит в идеальной субстанции.

Идеальная субстанция – идея, дух, разум, Бог, Абсолютная идея, идеалы.

Материализм бывает двух видов: диалектический и метафизический.

Идеализм также двух видов: субъективный и объективный. Субъективный означает, что основу мира составляет индивидуальное, субъективное сознание. Внутреннее Я человека.

Объективный –  в основе мира лежит объективная идея, Абсолют, Бог.

2.Если признается, что первоначало мира идеальное или материальное есть, то получаем три варианта.

1)Монизм (от греч. monos – один, единственный) – мир имеет одно начало.

Самостоятельное начало называется субстанцией.

Субстанция – сущность, нечто устойчивое и постоянное во всех явлениях (относящихся к одном классу), существующее самостоятельно.

2)Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское направление, утверждающее гносеологическое равноправие двух начал: материи и сознания, физического и духовного.

Декарт предполагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная, пространственно-временная (материя).

3)Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – предполагает несколько или множество исходных субстанций.

Плюрализм утверждает множественность начал бытия.

Примером может служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь. Атомизм.

Политический плюрализм. Экономический плюрализм.

Примеры для понимания самого термина плюрализм.

В различных философских учениях могли выделяться одна субстанция – монизм, две субстанции – дуализм, множество субстанций – плюрализм.

3.Вторая часть основного вопроса философии. Классификация строится в зависимости от того, как отвечает мыслитель на вопрос познаваем ли мир? Если субстанции есть, то познаваемы ли они?

1)Агностицизм. Если мир принципиально непознаваем, то получили агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Последователи агностицизма – агностики. Мир очень сложен и как следствие не познаваем.

Есть объекты, которые принципиально непознаваемы.

Кант. Вещь-в-себе.

2)Скептицизм. Скептицизм – отрицает возможность достоверного знания.

Мир познаваем, но человеческому познанию он недоступен. Познавательные способности ограничены: эмоции, логика, корыстные интересы – мешают познанию. Сознание ограничено, а мир бесконечно сложен.

Скептики опираются на релятивизм.

Релятивизм – относительный. Релятивизм подчеркивает изменчивость реальности и отрицает ее устойчивость. Познание релятивно и, следовательно, не достоверно.

3)Мир познаваем. Самоуверенность человека!

Важно не только провозгласить познаваемость мира, но и решить как его познавать.

Но как его познавать? Несколько подходов.

4. Четвертый вариант классификации. На основе философского метода, который используется в познании. Если мир познаваем то, как его познавать? В зависимости от метода используемого в познании получаем четыре философских направления.

1)Рационализм. Если признать основой познания разум, то такое направление называется рационализм. В основу кладется какой-либо рациональный принцип.

От лат.ratio – разум.

Представителями рационализма являлись Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель.

Позиция рационализма с некоторыми упрощениями – это позиция логики.

Панлогизм (от греч. Pan – всё, logos – разум).

2)Сенсуализм. (от лат.sensus – чувство) Методологический принцип, в котором за основу берутся чувства, ощущения. И, след, любое знание выводится как результат работы, деятельности органов чувств, ощущений.

Знание есть результат ощущений.

Гоббс, Беркли. (Фил. Нового времени).

По своим гносеологическим последствиям позиция разума может привести к догматизму, а позиция сенсуализма к релятивизму.

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) подчеркивает постоянную изменчивость ощущаемой реальности и отрицания ее устойчивости.

3)Эмпиризм. Основоположником эмпирического метода познания является Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Уделяется внимание опытным наукам, наблюдению и эксперименту.

Источник знаний и критерий их истинности лежит в эмпирическом опыте (анализ физических, хим. процессов).

Опыт и эмпирический опыт. Эмпирический опыт – анализ материальных процессов: физических, химических, механических, биологических.

Эмпиризм имеет общие черты с сенсуализмом. Фиксирование эмпирических результатов осуществляется с помощью органов чувств.

Для эмпиризма характерны абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории), отрицание субъективных факторов, влияющих на исследование.

4)Иррационализм – отрицает роль разума в познании. Отрицает и роль эмпирического опыта, роль чувственного познания. Основное внимание уделяется иррациональным способам постижения бытия.

Интуиция и переживание (акцент делается на субъективном опыте).

Шопенгауэр, Ницше.

Каждый из вас может сформулировать свою мировоззренческую позицию, опираясь на эту классификацию.

Метафизика

Философия никогда не развивалась как строгая научная дисциплина. Такое развитие она приняла с середины 19 века, когда всё внимание было сосредоточено на гносеологии (теория познания и теория истины). И философия с этого времени замкнулась в себе и отдалилась от широких кругов общества.

Человеческое бытие ничтожно по сравнению с безграничной вселенной.

Человеческое Я своею смелою мыслью всегда пыталось понять строение вселенной, понять мир в целом или мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса и в месте с тем определить и понять свое положение в этом мире свое предназначение.

Совокупность ответов на эти вопросы есть мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир как целое и место в нем человека.

Основу мировоззрения составляет метафизика и она же определяет тип мировоззрения (материализм, идеализм, религия, иррационализм, скептицизм и т.д.).

Метафизика есть наука о мире как целом. Она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем.

Метафизика подразделяется на три раздела: онтология, космология и теология.

Онтология – учение о бытии.

Для анализа бытия используются термины, которые получили название категорий.

Категории – это предельно общие понятия, самые общие.

Примеры категорий: субстанция (атом), качество (цвет, твердость), количество, отношение, величина, субъект и объект, внутреннее и внешнее и др.

Космология (гр. kosmos – Вселенная) – физическое учение о Вселенной как едином целом. Это представлении о мироздании.

Наиболее ярко проявилось в учении древних греков и на востоке. Да и современная физика ни сколько им не уступает со своими рассказами о Большом взрыве, пульсарах, квазарах, черных дырах, кварках, нейтрино.

Вселенная возникла из массы маленького диаметра, но большой плотности. А что было до этого? Наука об этом молчит.

Тк. об., исследование мирового бытия неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолюте или Боге.

Об этой проблеме говорит третий раздел метафизики – теология.

Теология (от греч. teos – бог и logos – учение).

Необходимо отличать теологию и религию основанной на Откровении.

Есть теология в метафизике и теология в религии.

Первоначально слово метафизика имело совершенно бесцветное значение.

В 1 веке до Р. Хр. Философ Андроник Родосский издал собрание научных сочинений Аристотеля и поместил в нем сочинение протофилософия, содержащее учение о сущем, после физики Аристотеля. Meta ta physika – то что после физики.

Отсюда возникло второе понимание термина метафизики как учения о сверхфизическом. В этом понимании присутствует склонность приписывать метафизике заранее предопределенный метод. Этот метод есть стремление к изолированному рассмотрению моментов бытия в ущерб другим (и абсолютизации какого-либо фрагмента бытия или какой-либо категории в ущерб другим).

Например, механистический материализм. Пример матафизики. Механистический материализм сводит все формы движения материи к одной, к механической форме движения материи. Характерно для философии Нового времени. Механицизм не может объяснить более сложные формы движения материи: социальная, процессы проиходящие в мегапространстве (в мегамире).

Метафизика останавливается в своем исследовании на абсолютизации какой-либо одной категории. Например, случайности. Всё случайно. Закономерности нет. Или наоборот всё закономерно. Нет никакой случайности. Все процессы рассматриваются по одному принципу: либо да, либо нет; либо утверждение, либо отрицание; либо белое, либо черное.

Поэтому метафизика тяготеет к сведению многообразия к какой-либо одной форме.

Противостоит метафизике в этом ее втором понимании диалектика.

Диалектика зародилась в период античности. Но своей классической формы достигла в 19 веке.

Диалектика характерна как для материализма, так и идеализма.

Диалектика Гегеля. Объективный идеализм.

Материалистическая диалектика или диалектический материализм. Маркс и Энгельс.

Критика метафизики Кантом

Наиболее влиятельный критик метафизики, создавший в 19 веке отрицательное отношение к ней, был Кант. Его отрицание метафизики основано на разработанной гносеологии, и поэтому лишь оно и заслуживает серьезного внимания.

Имманентный (от латинского immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие – трансцендентный.

Трансцендентный (от  латинского  transcendens,  родительный  падеж transcendentis – выходящий за пределы, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного.

Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в неоплатонизме);

в теологических учениях – синоним потусторонности Бога.

В философии Канта – выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (например, идея Бога, души, бессмертия).

Кант устанавливает, что познание (знание) возможно лишь о предметах, имманентных сознанию познающего субъекта.

Согласно его теории имманентны человеческому сознанию только предметы построенные самим умом человека из ощущений, т.е. из субъективных чувственных данных. Но такие предметы не могут быть подлинным бытием. Это явления или феномены существующие лишь в субъективном опыте человека. Этот мир является таким каким он кажется человеку.

Подлинное бытие (вещи в себе, ноумены) существуют независимо от того, каким оно представляется человеку.  Подлинное остается навсегда трансцедентным человеческому сознанию и потому абсолютно непонаваемо.

Свойства подлинного бытия и его строение могут быть только предметов веры, но не знания.

Метафизика согласно учению Канта есть учение о трансцендентном сознанию бытии, т.е. учение о вещах в себе, о подлинном мире, как он существует независимо от сознания.

Как наука метафизика невозможна. Но она возможна как система убеждений, основанных на вере.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59513. Його величність хліб (сценарій позакласного заходу) 98.5 KB
  Його величність хліб. Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба.
59514. Люблю тебе, всім серцем і душею, моя ти рідна Україно 60 KB
  Повези мене батьку на Україну Хай весною почую спів солов’я Повези мене батьку за свою Батьківщину Де зелені Карпати домівка твоя. Повези повези де зелені Карати Домівка твоя. Повези мене батьку на Україну Щоби літом побачить пшеничні поля Повези мене батьку на свою батьківщину...
59515. Геній Івана Франка 70.5 KB
  Ведучий. Мабуть, твори Івана Франка народилися з пилинки вогню. Незбагненна клітинка божественного пломеню, «правдива іскра Прометея», залетіла з батьківського ковадла ще в дитяче серце поета, вибухнула вулканом любові до праці, до правди, до свободи...
59516. Як ми знаємо творчість Т.Г.Шевченка 70.5 KB
  Добрий день юні шанувальники творчості Кобзаря дорогі глядачі вболівальники судді Сьогодні ми присутні з вами на конкурсі знавців творчості Тараса Григоровича Шевченка. Кожна команда повинна за 10 хвилин розповісти про Тараса Шевченка...
59517. Свято Андрія 43 KB
  Добрий вечір хазяєчко А чи можна до вас на вечорниці Господиня: Заходьте заходьте дівчата. 2 Дівчина. Чули щось грюкнуло за дверима 3 Дівчина. Всі: Дівчаточка відпустіть мене Що хочете зроблю будьяке бажання виконаю 1 Дівчина: Відгадай загадку...
59518. Палац культурної людини (мовний етикет) 53.5 KB
  Обладнання: Картки правил поведінки; картки завдань для команд; музика; картина. Продовжувати мандрівку від однієї зупинки до іншої можна тільки тоді коли чергова команда виконає всі завдання зупинки.
59519. Виготовлення новорічних ялинкових прикрас (гірлянди “Сніговики”, “Ялинки”, “Дзвоники”, “Зірочки”) 54 KB
  Організація дітей до роботи Привітання Сьогодні до нас на заняття діти завітали гості. Вступна бесіда Чи вірите ви діти у дива Відповідь учнів Я запитала про дива саме тому бо сьогоднішнє заняття наше буде незвичайним. Ми діти знаємо що в передноворічні...
59520. Інтелектуальна гра “Чи знаєш ти свій край” 55 KB
  Обладнання: історія України портрет гетьманів України. Для того щоб їхня участь у змаганні дала бажані результати їм треба знати: а український алфавіт; б міста гори ріки та озера природоохоронні зони України...
59521. Виховна година: “Батькова криниця” 42 KB
  Учитель. Вітцівська хата, мамина пісня, дідусева казка, бабусина вишиванка, незамулена батькова криниця, з якої пив воду філософ чи мандрівник; старі жорна, що годували в тяжке лихоліття дітей, портрет на стіні найдорожчої людини...