78235

Византийский стиль в архитектуре

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.

Русский

2016-08-04

64 KB

2 чел.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

Программные требования: Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.

1.Возникновение Византийской империи

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (3951453) — государство, оформившееся в 395 году вследствие окончательного разделаРимской империи после смерти императораФеодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела,Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницейДревнего Рима на протяжении почти десяти столетий историиПоздней Античности иСредневековья. Первоначально столицей Восточной империей был город под названием Византий, позже переименованной в Константинополь в честь императора Константина (ныне Стамбул).

2. Константинополь – столица Византии

ПеренесениеКонстантином Великим резиденцииримских императоров вВизантию, имевшее последствием распадРимской империи на две части и обособлениеВостока отЗапада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории искусства в частности. Тогда какДревний Рим под влиянием нашествияварваров наИталию и разложения всего строяантичной жизни быстро утрачивал своё величие, новая столица приобретала все большее и большее значение, и вскоре сделалась средоточием блестящей цивилизации, распространившейся отсюда на весь Восток и даже назападные страны.

3.Византийский стиль в архитектуре

Заимствовав формы отантичной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианскихбазилик. Главную его особенность составляет употреблениекупола для покрытия средней части здания(центрально-купольная система).Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке, но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемыхпарусов.

4.Строительство и история Софийского собора

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом вхристианском мире — вплоть до постройкиСобора Святого Петра вРиме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

На постройку был употреблён лучший строительный материал.Мрамор привозили из всех бывших провинций Рима. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек. Например, изРима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а изЭфеса восемь колонн из зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, ноастрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки[.

Строительство собора поглотило три годовых доходаВизантийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, император Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарныйИерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря537 года совершилконстантинопольский патриарх.

30 мая1453 года султанМехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Ксобору пристроили четыреминарета, и собор превратился вмечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместивмихраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

5. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные части мироздания. Четыре его стены символизировали четыре стороны света под властью единой церкви, купол уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там, согласно Библии, находился Эдем (рай), западная же часть храма символизировала ад.

Купол вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земнойрай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру гopнeмy.Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих;алтарь – царство чистого духа.

В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На своде купола помещалось изображение Пантократора, Христа-Вседержителя, окруженного архангелами. На барабане, поддерживающем купол, в простенках между окнами рисовали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа. На четырех парусах изображали евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна. На своде алтарной арки, в конце апсиды, размещалось изображение Богоматери — оранты. На столбах рисовали ветхозаветные сцены, а также множество образов святых и великомучеников. Все эти росписи располагались ярусами, спускаясь от Христа Вседержителя в куполе, символизировавшем небо, к земле, где жили мученики и святые.

6.Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма

Храм Св. Софии в Константинополе является образцом крестово-купольного храма. Эффект парения в его внутреннем облике достигается за счет чередования арочных проемов, устремляющихся вверх, к куполу, переход к которому осуществляется посредством «парусов», а также особой выразительностью световых решений. Система освещения, свето-простраственная композиция создают неповторимый, летящий световой образ храма.

7.Мозаики храма Св. Софии в Константинополе: символический смысл сюжетов

Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики Софии в Константинополе переносят зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл. Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.

Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Таким образом, порядок размещения декора свидетельствовал о единстве Церкви земной и небесной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15191. Қашаған Күржіманұлы 24 KB
  Қашаған Күржіманұлы 18411929 Қашаған Күржіманұлы 1841 жылы Түрікменстанның Ташауыз қаласның маңында туған.Ол жалшы отбасында дүниеге келіпжастай жетімдікжоқшылықтың тауқметін тартқан. Қашағанның шығармалары 1935 жылы Әдебиет майданыжурналында №5 жари...
15192. Қошке Кемеңгерұлы 63.5 KB
  Қошке Кемеңгерұлы Білім мен білікке ұмтылған Қошке Кемеңгерұлының тағдырталайы зиялыларымыздың жарқын ғұмырымен қатқабат байланысып жатыр. Ол 1915 жылдан бастап 1930 жылға дейін үзіліссіз ұлт әдебиетіне драматургиясына журналистикасына ғылымына айрықша үлес ...
15193. М. Мағауин 60 KB
  АЛДАСПАН Алтын жұмыртқа Қылыш шағындаақ әдебиет көгінен жарқырап шалынған Мұхтар Мағауиннің жұлдызы бүгін де тым биіктен тым дара көрінеді. Қырық жылдан кейін баспасөз бетін көрген бозым қаламнан туған €œБір уыс бидай аталатын алақандай әңгімеден бастап байс...
15194. М. Мақатаевтың шығармашылығы 68.5 KB
  ӘОЖ 894.342 СЕЗІМ САЯСЫМЕН САЛЫСТЫРҒАНДА ТЕҢІЗДІҢ ЖАНЫНДАҒЫ ТАМШЫДАЙ С.М. Исматова Ә. Ж. Шағатаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Поэзия өнер мүлкі ретінде қырсыры мол жансезімнен тыс поэзия болмайды. Оның ішінде лирика тікелей сезімді
15195. Мағжан - ақынның ақыны 59 KB
  МАҒЖАН: БҰЙЫРСА ШЫРАҚ СӨНБЕС ҰЗАҚ ЖАНАР Жарасбай СҮЛЕЙМЕНОВ ҚР Парламенті Мәжілісінің депутаты. Мағжан Жұмабаев поэзия әлеміндегі жарық жұлдыз қайталанбас құбылыс. Оның қуатты бойға жігер жүрекке от беретін рухты үні ізденістері мен жаңашылдығы қа
15196. Майлықожа Сұлтанқожаұлы 27 KB
  Майлықожа Сұлтанқожаұлы 18351898 Майлықожа Сұлтанқожаұлы қазіргі Оңтүстік Қазақстан облысы Қызылқұм жерінде туып өскен.Әкесі Сұлтанқожа мұсылманша сауаттышағын дәулеттікөзі ашықдіндар адам болған. М...
15197. Марат Отаралиев 47 KB
  Марат Отарәлиев: Тағдырмын ерте жоғалған... Ақын Марат Отарәлиев. Жайсаң еді ғой. Онымен шүйіркелесіп сөйлесу әңгімедүкен құру өзінше бір ғанибет. Осы бір асықтай ғана қатпа қара жігіттің тал бойында қандай тартылыс күші барын қайдам Әйтеуір адам баласына тым үй...
15198. Махамбет Өтемісұлы 45 KB
  Махамбет Өтемісұлы 1803 1846 Махамбет Өтемісұлы – 1803 жылы Ішкі Бөкей ордасы қазіргі Батыс Қазақстан облысы Жәнібек ауд. Нарын құмының Жанқұс жерінде туған. – 20.10.1846 Қараой өңірі қазіргі Атырау облысы Махамбет ауданында жерденген қазақтың көрнекті ақыны сонымен бірг...
15199. Медетбай Тәжіұлы 22 KB
  Медетбай Тәжіұлы 1850-1928 Табынай Медетбай ақын туралы алғашқы дерек Қазақ қолжазбаларының ғылыми сипаттамасы деген бес томдық энциклопедиялық жинақтың төртінші томында жазылған.Онда Ме...