78235

Византийский стиль в архитектуре

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.

Русский

2016-08-04

64 KB

2 чел.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

Программные требования: Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.

1.Возникновение Византийской империи

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (3951453) — государство, оформившееся в 395 году вследствие окончательного разделаРимской империи после смерти императораФеодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела,Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницейДревнего Рима на протяжении почти десяти столетий историиПоздней Античности иСредневековья. Первоначально столицей Восточной империей был город под названием Византий, позже переименованной в Константинополь в честь императора Константина (ныне Стамбул).

2. Константинополь – столица Византии

ПеренесениеКонстантином Великим резиденцииримских императоров вВизантию, имевшее последствием распадРимской империи на две части и обособлениеВостока отЗапада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории искусства в частности. Тогда какДревний Рим под влиянием нашествияварваров наИталию и разложения всего строяантичной жизни быстро утрачивал своё величие, новая столица приобретала все большее и большее значение, и вскоре сделалась средоточием блестящей цивилизации, распространившейся отсюда на весь Восток и даже назападные страны.

3.Византийский стиль в архитектуре

Заимствовав формы отантичной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианскихбазилик. Главную его особенность составляет употреблениекупола для покрытия средней части здания(центрально-купольная система).Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке, но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемыхпарусов.

4.Строительство и история Софийского собора

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом вхристианском мире — вплоть до постройкиСобора Святого Петра вРиме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

На постройку был употреблён лучший строительный материал.Мрамор привозили из всех бывших провинций Рима. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек. Например, изРима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а изЭфеса восемь колонн из зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, ноастрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки[.

Строительство собора поглотило три годовых доходаВизантийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, император Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарныйИерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря537 года совершилконстантинопольский патриарх.

30 мая1453 года султанМехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Ксобору пристроили четыреминарета, и собор превратился вмечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместивмихраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

5. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные части мироздания. Четыре его стены символизировали четыре стороны света под властью единой церкви, купол уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там, согласно Библии, находился Эдем (рай), западная же часть храма символизировала ад.

Купол вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земнойрай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру гopнeмy.Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих;алтарь – царство чистого духа.

В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На своде купола помещалось изображение Пантократора, Христа-Вседержителя, окруженного архангелами. На барабане, поддерживающем купол, в простенках между окнами рисовали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа. На четырех парусах изображали евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна. На своде алтарной арки, в конце апсиды, размещалось изображение Богоматери — оранты. На столбах рисовали ветхозаветные сцены, а также множество образов святых и великомучеников. Все эти росписи располагались ярусами, спускаясь от Христа Вседержителя в куполе, символизировавшем небо, к земле, где жили мученики и святые.

6.Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма

Храм Св. Софии в Константинополе является образцом крестово-купольного храма. Эффект парения в его внутреннем облике достигается за счет чередования арочных проемов, устремляющихся вверх, к куполу, переход к которому осуществляется посредством «парусов», а также особой выразительностью световых решений. Система освещения, свето-простраственная композиция создают неповторимый, летящий световой образ храма.

7.Мозаики храма Св. Софии в Константинополе: символический смысл сюжетов

Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики Софии в Константинополе переносят зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл. Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.

Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Таким образом, порядок размещения декора свидетельствовал о единстве Церкви земной и небесной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36911. Файлы и папки 185 KB
  Скопируйте этот файл с заданием в свою сетевую папку на studdc1 Загрузить программу Проводник. Создайте на своем рабочем столе структуру папок: Для этого щелкните правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню выберите команду Создать Папку. Откройте текстовый файл и наберите текст: Переместите файл МОЙ ТЕКСТ в папку SUB. В любой папке доступной на Вашем компьютере выберите три файла вразброс используя для выделения клавишу Ctrl и скопируйте их в папку SUB.
36912. Операционная система MS DOS, конфигурирование и настройка 58.5 KB
  ОС MSDOS – основные системные команды. Системные команды MS DOS MSDOS сокр. MSDOS – самая известная ОС из семейства DOS ранее устанавливаемая на большинство PCсовместимых компьютеров.
36913. Исследование характеристик ТТЛ элемента 49.5 KB
  Исследование характеристик ТТЛ элемента. Цель лабораторной работы: исследовать основные свойства стандартного ТТЛ элемента переходную характеристику входную характеристику и выходные характеристики. На рабочем столе собрать принципиальную электрическую схему логического элемента ТТЛ. На вход элемента подключить источник напряжения изменяющегося по треугольному закону.
36914. Выделение и перемещение фрагментов изображения, кадрирование изображений 158.5 KB
  dobe Photoshop Тема: Выделение и перемещение фрагментов изображения кадрирование изображений Цель: приобрести навыки работы с инструментами выделения фрагментов изображений научиться перемещать и копировать выделенные фрагменты. Краткие теоретические сведения В данном уроке используются следующие инструменты: Инструмент Zoom Масштаб позволяет получать изображение на экране в увеличенном или в уменьшенном виде. Инструмент Crop Рамка позволяет выделить прямоугольный фрагмент изображения и удалить ту его часть которая осталась за...
36915. КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА PROJECT EXPERT. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТА 47.5 KB
  ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТА Цель: изучить систему команд Project Expert формирования финансовой модели инвестиционного проекта для предприятия. Построив с помощью Project Expert финансовую модель собственного предприятия или инвестиционного проекта можно получить такие возможности: разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу; определить схему финансирования предприятия оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников; разработать...
36916. Структура управления регионального международного аеропорта (РМА) 55 KB
  Непосредственно генеральному директору аэропорта подчиняются его замы и директора по направлениям а также самостоятельные структурные подразделения и службы. Типовая структура РМА представлена на схеме: Деятельность отдельных подразделений и служб аэропорта Основные функции службы качества: 1. разработка перспективных направлений повышения качества услуг авиакомпаниям и клиентам аэропорта; 2.
36917. Исследование статической и динамической характеристики термопары 188 KB
  Исследование статической и динамической характеристики термопары. Ознакомиться со схемами включения измерительного прибора в цепь термопары. Экспериментально получить статическую и динамическую характеристики термопары. Определить математическую модель термопары.
36918. Знакомство с математическим пакетом Scilab 141.5 KB
  Знакомство с математическим пакетом Scilb Scilb это система компьютерной математики которая предназначена для выполнения инженерных и научных вычислений таких как: решение нелинейных уравнений и систем; решение задач линейной алгебры; решение задач оптимизации; дифференцирование и интегрирование; обработка экспериментальных данных интерполяция и аппроксимация метод наименьших квадратов; решение обыкновенных дифференциальных уравнений и систем. Кроме того Scilb предоставляет широкие возможности по созданию и редактированию...
36919. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА MS EXCEL. ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ. СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ 730.5 KB
  ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ. СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ Цель работы: изучить рабочее пространство приложения MS Excel научиться применять различные параметры форматирования к данным сортировать данные и проводить их фильтрацию по заданным условиям. Изучить параметры форматирования данных в MS Excel и научиться их настраивать. Научиться создавать последовательности данных.