78235

Византийский стиль в архитектуре

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.

Русский

2016-08-04

64 KB

4 чел.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

Программные требования: Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.

1.Возникновение Византийской империи

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (3951453) — государство, оформившееся в 395 году вследствие окончательного разделаРимской империи после смерти императораФеодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела,Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницейДревнего Рима на протяжении почти десяти столетий историиПоздней Античности иСредневековья. Первоначально столицей Восточной империей был город под названием Византий, позже переименованной в Константинополь в честь императора Константина (ныне Стамбул).

2. Константинополь – столица Византии

ПеренесениеКонстантином Великим резиденцииримских императоров вВизантию, имевшее последствием распадРимской империи на две части и обособлениеВостока отЗапада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории искусства в частности. Тогда какДревний Рим под влиянием нашествияварваров наИталию и разложения всего строяантичной жизни быстро утрачивал своё величие, новая столица приобретала все большее и большее значение, и вскоре сделалась средоточием блестящей цивилизации, распространившейся отсюда на весь Восток и даже назападные страны.

3.Византийский стиль в архитектуре

Заимствовав формы отантичной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианскихбазилик. Главную его особенность составляет употреблениекупола для покрытия средней части здания(центрально-купольная система).Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке, но в большинстве случаев помещался на круглом основании; если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемыхпарусов.

4.Строительство и история Софийского собора

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом вхристианском мире — вплоть до постройкиСобора Святого Петра вРиме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

На постройку был употреблён лучший строительный материал.Мрамор привозили из всех бывших провинций Рима. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек. Например, изРима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а изЭфеса восемь колонн из зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, ноастрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки[.

Строительство собора поглотило три годовых доходаВизантийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, император Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарныйИерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря537 года совершилконстантинопольский патриарх.

30 мая1453 года султанМехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Ксобору пристроили четыреминарета, и собор превратился вмечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместивмихраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

5. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса

Храм считался символом и уменьшенной моделью Вселенной и соединял в себе основные части мироздания. Четыре его стены символизировали четыре стороны света под властью единой церкви, купол уподоблялся небу, алтарь всегда помещался на востоке, ибо там, согласно Библии, находился Эдем (рай), западная же часть храма символизировала ад.

Купол вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земнойрай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру гopнeмy.Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих;алтарь – царство чистого духа.

В соответствии с моделью храма как космоса располагались и росписи. На своде купола помещалось изображение Пантократора, Христа-Вседержителя, окруженного архангелами. На барабане, поддерживающем купол, в простенках между окнами рисовали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа. На четырех парусах изображали евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна. На своде алтарной арки, в конце апсиды, размещалось изображение Богоматери — оранты. На столбах рисовали ветхозаветные сцены, а также множество образов святых и великомучеников. Все эти росписи располагались ярусами, спускаясь от Христа Вседержителя в куполе, символизировавшем небо, к земле, где жили мученики и святые.

6.Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма

Храм Св. Софии в Константинополе является образцом крестово-купольного храма. Эффект парения в его внутреннем облике достигается за счет чередования арочных проемов, устремляющихся вверх, к куполу, переход к которому осуществляется посредством «парусов», а также особой выразительностью световых решений. Система освещения, свето-простраственная композиция создают неповторимый, летящий световой образ храма.

7.Мозаики храма Св. Софии в Константинополе: символический смысл сюжетов

Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики Софии в Константинополе переносят зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл. Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.

Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Таким образом, порядок размещения декора свидетельствовал о единстве Церкви земной и небесной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79166. Сциентистский дискурс философии техники. Техника классической, неклассической и постнеклассической науки. Технознание в концепции критического рационализма 16.66 KB
  Техника классической неклассической и постнеклассической науки. Сциентистский дискурс философии техники Научная техника означала на первых порах лишь применение к технике естествознания. Итак техника стала научной. Когда эту задачу начали выполнять сознательно и возникла новейшая научная техника.
79167. Научная и техническая теория в их соотношении: философско-методологические аспекты. Системно-интегративные тенденции современной технической теории 33.5 KB
  Системноинтегративные тенденции современной технической теории. В структуре развитой естественнонаучной теории наряду с концептуальным и математическим аппаратом важную роль играют теоретические схемы образующие своеобразный внутренний скелет теории. Теоретические схемы выражают особое видение мира под определенным углом зрения заданным в данной теории. Специфика технической теории состоит в том что она ориентирована на конструирование технических систем.
79169. Философско-методологические аспекты технической теории. Дисциплинарная организация технических наук. Философия техники и философия производства в их соотношении 28.5 KB
  Философскометодологические аспекты технической теории. В структуре развитой технической теории наряду с концептуальным и математическим аппаратом важную роль играют теоретические схемы образующие внутренний скелет теории. В технической теории графические изображения играют более существенную роль чем в физической теории. Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов технической теории и черпается новый эмпирический материал.
79170. Научная и техническая революция: общее и особенное. Социокультурные аспекты технической революции 36 KB
  Научная революция связана с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования основания науки обеспечивают рост знания. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Научная революция может осуществляться: как революция связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм...
79171. Междисциплинарные аспекты развития технознания. Роль техники в формализации и математизации научного знания, гуманитарные приложения технических наук 35.5 KB
  Роль техники в формализации и математизации научного знания гуманитарные приложения технических наук Технознание – целостная система знаний о технике технологии и техносфере. В связи с возрастанием сложности проектируемых технических систем появлением новых прикладных дисциплин выработкой системных принципов исследования особое значение приобретает деятельность направленная на организацию и руководство такими видами деятельности как с одной стороны проектирование компонентов конструирование отладка разработка технологии а с другой...
79172. Философско-методологические аспекты соотношения научного и вненаучного. Наука, паранаука и мифология в их соотношении 36.5 KB
  Научное знание – основано на принятой в данном обществе концепции рациональности которая находится в соответствии с др. Включает в себя учения или размышления трактаты о явлениях объяснения о которых не является убедительными Лженаучное знания домыслы и рассуждения Квазинаучное знания Осуществляется через методы насилия и принуждения отрицание кибернетики Лысенковчина Антинаучное знание Сознательное искажение действительности Псевдонаучное знание интеллектуальная активность специализирующееся на популярных исследованиях. IV...