7824

Смысл человеческого существования

Реферат

Логика и философия

Смысл человеческого существования. Смысл в том, чтобы стать личностью. Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным...

Русский

2013-01-28

36 KB

7 чел.

Смысл человеческого существования.

Смысл в том, чтобы стать личностью.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Индивид – некоторые общие черты, присущие всему роду (речь, прямохождение и проч.).

Индивидуальность выражает единичное, т.е. индивидуальные качества или свойства в человеке. Это черты характера, способности.

Индивид реализует базовые потребности человека.

Личность, а на латыни «persona».

Личность есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее – род, особенное – индивидные качества, единичное – индивидуально-неповторимые качества.

Личность есть субъект целеполагания и волевого решения. 

Самостоятельность принимаемого решения. Творчество – саморазвитие.

Что лежит в основе поведения? Если физиология и психология – индивидуальность. Если целевые установки, ценности – личность. Развитие личности – поэтапна и постепенно.

Человек и общество взаимосвязаны – взаимообусловлены. Социализация – освоение социальной роли.

1) Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2) Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.

"Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

Возможность ошибки: коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное

3) Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.

Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

4) Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

Благодаря научно-технической революции и псевдокультуры человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

5) Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.

Проблема человека и толпы. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

6) Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.

7) Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными.

Личность — творец всей человеческой культуры. Цель философии — разработать метод понимания человеческой субъективности.

Такова реальность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15871. Марксизм VS экзистенциализм 227.33 KB
  В.С. Гриценко к. филос. н. доц. МАРКСИЗМ VS ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ2 Меня всегда настораживала мнимая непримиримость теоретических оснований экзистенциализма и марксизма старательно подчеркиваемая как той так и другой стороной. Я не ставлю себе целью помирить эти фило...
15872. Эволюция физической формы материи и единый закономерный мировой процесс 74 KB
  В.Ф. Панов д. физ.мат. н. проф. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЫ МАТЕРИИ И ЕДИНЫЙ ЗАКОНОМЕРНЫЙ МИРОВОЙ ПРОЦЕСС Уровень изучения природы и общества в современном мире требует от философии перехода от абстрактновсеобщей диалектики доказавшей что развитие во всем мире осу...
15874. Логико-математическое доказательство несуществования времени как атрибута и первичного свойства материи 329.76 KB
  В.И. Астафуров ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ ВРЕМЕНИ КАК АТРИБУТАИ ПЕРВИЧНОГО СВОЙСТВА МАТЕРИИ Введение Выработка правильного научного мировоззрения отображающего реальное бытие физического мира является актуальной задачей естес
15875. Проблема субъекта истории в современном марксизме и концепция постиндустриального общества 109 KB
  ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИИВ СОВРЕМЕННОМ МАРКСИЗМЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Настоящая статья служит обобщением базовых положений классического и современного марксизма в отношении человека общества истории в единую схему способную послужить дале
15876. Концепция структурности бытия в философии информационного общества 70.5 KB
  Усложнение структуры как материального, так и духовного компо-нента общественного бытия в условиях формирования информационного общества становится одной из научных проблем, требующих специаль-ного философского осмысления. Разработанная философской школой Пермского классического университета концепция уровней
15878. Роль научной философии в развитии социальной работы 214.32 KB
  РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа призвана обеспечивать жизненно важную функцию служить механизмом стабильности и устойчивого развития общества. От того какая именно модель положена в основу социальной работы степени участ
15879. Философские размышления о проблеме антропосоциогенеза 58.5 KB
  В.П. Посохов к. мед. н. доц. Поволжская государственная социальногуманитарная академия ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме к