78257

Периоды детского возраста

Лекция

Медицина и ветеринария

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими, биохимическими и иммунологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства. Для дифференцированного подхода к ребенку все детство разделено на периоды.

Русский

2015-02-07

91 KB

1 чел.

Лекция №1

Периоды детского возраста

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими, биохимическими и иммунологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства. Для дифференцированного подхода к ребенку все детство разделено на периоды.

Период внутриутробного развития (утробное детство). Оно начинается с момента имплантации и длится до рождения (280 дней). Этот период подразделяется на:

 - фаза эмбрионального развития (12 недель);

 - фаза плацентарного развития (фетальный период), который подразделяется на:

   - ранний фетальный период (13-28 недель);

   - поздний фетальный период (29-40 недель);

 - интранатальный период.

Эмбриональный период продолжается от образования зиготы до 12 недель. В этот период в основном формируются внешние части тела и внутренние органы. В этот период плод могут поражать воздействия различных вредностей: физических факторов (механические, термические, ионизирующая радиация), химических факторов (недостаток витаминов, микроэлементов, гипоксия, действие ядов, гормональные дискорреляции), биологических факторов (вирусы, бактерии, простейшие). Под повреждающим воздействием этих факторов нарушается формирование головного мозга, сердечнососудистой системы и других органов, это может привести к выкидышам, врожденным уродствам.

Ранний фетальный период характеризуется интенсивным ростом плода и дифференцировкой органов и тканей (длится от 13-28 недель). В раннем фетальном периоде плод могут поражать такие инфекции как цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз, сывороточный гепатит, краснуха, сифилис, ВИЧ-инфекция и другие инфекции, которые повреждают прежде всего центральную нервную систему, внутренние органы, в результате чего нарушается нормальное развитие плода, что может проявляться задержкой развития внутренних органов (гипоплазией органов) и нарушением дифференцировки тканей (дисплазией), а в дальнейшем возможно рождение незрелого ребенка. Так как иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными процессами, приводящими к циррозам и склерозам. И вот эта совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином «ранние фетопатии».

Поздний фетальный период. Он начинается после 28 недель беременности и длится до начала родов. Поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком, например соли Ca, Fe, Cu, витамины, особенно витамин B12. В этот период трансплацентарно передаются иммуноглобулины матери, что обеспечивает высокий уровень пассивного иммунитета у младенца. При поражении плода в этом периоде может возникнуть рождение маловесного, функционально незрелого ребенка, поэтому рождение ребенка даже с относительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на процессах его адаптации. Ребенок, родившийся ранее 37 недель является недоношенным. Роды срочные от 37 недель до 42. Роды запоздалые от 42 недель и более.

Интранатальный период. Он продолжается от начала родов до рождения ребенка. Родовой акт сопровождается нарушением кровообращения в плаценте, что может привести к асфиксии плода, возможны также родовая травма и инфицирование плода из родовых путей условно патогенной и патогенной флорой.

С момента отделения плода от матери, то есть с момента перерезки пуповины, начинается первый этап внеутробного существования ребенка - период новорожденности, который продолжается около 4 недель.

Этот период подразделяется на:

 - ранний неонатальный период (от момента перевязки пуповины до окончания 7 cyток, всего 168 часов);

 - поздний неонатальный период (он охватывает 21 день, то есть 8-28 день жизни).

За этот период происходит основная адаптация организма ребенка к новой для него внешней среде. Меняется характер кровообращения, начинает функционировать дыхательная система, желудочно-кишечный тракт, изменяются морфологические, физико-химические особенности крови, повышается основной обмен. У новорожденного сосуды кожи первые 2 дня жизни расширены, поэтому кожа выглядит гиперемированной. Это простая эритема или физиологический катар. К середине или к концу первой недели у доношенных детей она угасает, у недоношенных детей эритема выражена ярче и сохраняется в течение 2-3 недель. Потеря жидкости через кожу, дыхание, отхождение первородного кала (мекония), мочи, но основная причина - недостаточное питание детей в первые дни жизни, - все эти причины ведут к тому, что в первые 2-3 дня жизни ребенок теряет 5-7% первоначальной массы тела, но не более 300 грамм. С 4-5 дня жизни масса тела начинает восстанавливаться и восстанавливается к 6-7 дню жизни. Если потеря массы тела превышает 10%, имеется замедленное восстановление массы тела, то это должно вызывать тревогу у врача, так как это свидетельствует о неблагополучии новорожденного и является патологией. У недоношенных детей первоначальная потеря массы тела выше, она составляет 9-14% (это норма).

У большинства детей в первые дни жизни отмечается конъюгационная желтуха, которая появляется в конце 2 дня жизни на 3-4 сутки. Она связана с усиленным pacпадом эритроцитов и недостаточной активностью глюкуронилтрансферазы, а глюкуронилтрансфераза сопосбствует переводу непрямого билирубина в прямой. Эта транзиторная конъюгационная желтуха появляется тогда, когда концентрация непрямого билирубина у доношенных новорожденных достигает пределов 51-60 мкмоль/литр, а у недоношенных детей 85-103 мкмоль/литр. Сохраняется эта желтуха в течение 4-7 дней у доношенных детей, у недоношенных детей недостаточность глюкуронилтрансферазы выражена в большей степени, чем у доношенных, и восстановление ее активности наступает позднее. Поэтому у недоношенных длительность конъюгационной желтухи зависит от проводимой терапии и в среднем она сохраняется 2,5-3,5 недели. Максимальная концентрация билирубина обычно приходится на 4-6 день жизни. В зависимости от содержания в крови непрямого билирубина в дни его максимального содержания, конъюгационная желтуха у недоношенных детей подразделяется следующим образом:

 - если уровень непрямого билирубина до 196 мкмоль/литр, то это расценивается как обычная конъюгационная желтуха;

 - при содержании билирубина 196-256 мкмоль/литр - это расценивается как конъюгационная желтуха I степени;

 - при содержании билирубина 256-342 мкмоль/литр - II степени;

 - при увеличении более 342 мкмоль/литр - III степени.

Так как многих недоношенных детей может развиться ядерная желтуха при содержании билирубина 130 и выше мкмоль/литр, то конъюгационную желтуху недоношенных обязательно следует лечить.

В период новорожденности выделяют группы заболеваний:

 1 группа. Недоношенность, физиологическая незрелость, нередко обнаруживаются уродства, часто несовместимые с жизнью в новых условиях, требующие срочных хирургических вмешательств.

 2 группу составляет родовая травма, асфиксия;

 3 группа. Инфекции врожденные и приобретенные во время родов и вскоре после рождения. Из последней группы наибольшее практическое значение имеют поражения кожи, заболевания пупка и различные формы сепсиса. Это объясняется своеобразным состоянием реактивности организма новорожденного, отсутствием секреторных иммуноглобулинов А и иммуноглобулинов класса М.

В период новорожденности у детей приходится наблюдать и некоторые формы функциональной недостаточности: физиологическую альбуминурию, мочекислый инфаркт, транзиторную лихорадку, физиологическую диспепсию и другие. Новорожденные очень чувствительны к температуре окружающей среды. В палате для новорожденных температура должна быть +22-24°С, для недоношенных +24-26°С и относительная влажность воздуха 60%, Для выхаживания недоношенных детей имеются инкубаторы (кювезы). Температура внутри инкубатора зависит от массы ребенка и колеблется от 35 до 32°С. Влажность в первые сутки 95-90%, а затем постепенно снижается до 60%. Длительность пребывания в кювезе от 2-8 дней и очень редко до 2 недель, то есть до тех пор, пока ребенок начнет удерживать свою постоянную температуру тела. Затем ребенка помещают в открытый кювез (кроватку-грелку), а когда масса тела достигает 1900 грамм помещают в обычную кроватку.

Основное, что отличает ребенка от взрослого, это состояние его нервной системы, состояние коры головного мозга. Процесс превращения новорожденного во взрослого человека - это процесс непрерывного морфологического, функционального развития его мозга, развития, усложнения и усовершенствования условно-рефлекторной деятельности. Головной мозг новорожденного относительно велик и имеет массу 350-400 грамм, то есть на 1 кг массы тела приходится 110 грамм веса мозгового вещества, а у взрослого - 20-25 грамм. Головной мозг у новорожденного массивный, но незрелый орган. Вес мозга в основном обусловлен большим количеством в нем воды. Кора состоит из 7 слоев, как у взрослого, но дифференцировка нервных клеток внутри каждого слоя происходит постепенно и продолжается после рождения. Миелинизация нервных волокон у новорожденного незакончена. Внутриутробно миелинизируются аксоны нервных клеток белого вещества подкорковой области, и в последнюю очередь интракортикальные волокна. А поверхностные слои покрываются миелином после рождения и продолжается это до 1,5-2х лет. До 6 мес. у ребенка еще недоразвиты малые борозды, мозговая ткань бедна хроматофильными элементами и ганглиозными клетками. Мозг беден церебролизином, нейроглобулином и нейростромином. Дифференцировка нервных клеток достигается к З годам, а к 8 годам кора головного мозга по строениию похожа на кору взрослого человека. Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых, так как у них хорошо развита капиллярная сеть. Но отток крови от головного мозга у детей 1 года жизни гораздо хуже, чем у взрослых, так как диплоэтические вены образуются только после закрытия родничков. Это создает условия, способствующие большему накоплению токсических веществ при различных заболеваниях. Этим объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных болезней. Этому также способствует большая проницаемость гематоэнцефалического барьера.

Спинной мозг новорожденного морфологически зрел и мало отличается от взрослого. Спинной мозг относительно длиннее, чем у взрослых, нижний конец спинного мозга у новорожденного доходит до нижнего края второго поясничного позвонка, а в более позднем возрасте лишь до первого поясничного позвонка. Это необходимо учитывать при выполнении спинномозговой пункции.

Поведение ребенка определяет не только центральная нервная система, но и состояние рецепторного аппарата. Наиболее рано функционирует вестибулярный аппарат, поэтому ребенок реагирует на изменения в положении тела. Хорошо развита тактильная чувствительность, особенно на ладонях и подошвах. В силу тактильной чувствительности осуществляется акт сосания. Хорошо выражены температурная и болевая чувствительность. Функционируют обонятельные, вкусовые рецепторы, зрительные и слуховые.

Нервно-психическое развитие:

  1.  Ребенок в возрасте 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет, вздрагивает и мигает при сильном звуке.
  2.  18-20 дней - удерживает в поле зрения неподвижный предмет, успокаивается при сильном звуке.
  3.  1 мес. - улыбается в ответ на разговор взрослого, издает отдельные звуки, прислушивается к голосу взрослого, следит за движущимся предметом.
  4.  1,5 мес. - ребенок удерживает голову.
  5.  2 мес. - лежа на животе поднимает и удерживает головку, повторно произносит отдельные звуки.
  6.  3 мес. - комплекс оживления в ответ на разговор с ним взрослого.
  7.  4 мес. - узнает мать, тянется к другому ребенку.
  8.  5 мес. - отличает близких людей от чужих, различает строгую и ласковую интонацию.
  9.  6 мес. - сидит, произносит отдельные слоги.
  10.  7 мес. - ползает, лепечет.
  11.  8 мес. - стоит, на вопрос «Где?» находит предметы.
  12.  9 мес. - подражает взрослому, повторяя за ним слоги.
  13.  10 мес. - выполняет по просьбе взрослого различные действия с игрушками.
  14.  11 мес. - радуется приходу детей, произносит первые слова.
  15.  12 мес. - ходит самостоятельно, произносит 6-10 слов.

К концу года высшая нервная деятельность достигает высокого уровня развития, то есть формируется вторая сигнальная система. После овладения речью ребенок начинает быстро развиваться, так как речь - основной фактор развития мозга.

Для пятого периода (грудного возраста) характерно бурное физическое и нервно-психическое развитие. Ребенок первого года жизни нуждается в более высококалорийном питании, чем взрослые, что при наличии функциональной недостаточности пищеварительного тракта делает его предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения. В этом возрасте часто встречаются такие заболевания как рахит, спазмофилия, аномалии конституции, дистрофия, анемия. В течение первого года жизни можно наблюдать, как врожденный иммунитет постепенно ослабевает, а приобретенный еще отсутствует, поэтому контакт с различными инфекциями приводит к возникновению инфекционных заболеваний, поэтому часто у этих детей наблюдаются вирусные респираторные заболевания, острые желудочно-кишечные инфекции. Новорожденный рождается с открытыми родничками, большой 3х3 см, который при нормальном развитии к году закрывается. Малый родничок закрывается к 3м мес. Первые зубы у ребенка появляются в возрасте 5-6 мес. К году ребенок имеет 8 зубов, а к 2 годам прорезываются все 20 молочных зубов.

Период молочных зубов - от 1 года до 7 лет. Два подпериода:

 - преддошкольный (1-З года) - старший ясельный возраст;

 - дошкольный (4-7 лет).

Характеризуется постепенным совершенствованием всех возможностей детского организма. В преддошкольном возрасте созревают центральная и периферическая нервная система, ребенок отличается пластичностью, на нем отражаются положительные и отрицательные воздействия факторов внешней среды. В дошкольном возрасте (4-7 лет) - возрастает потребность в общении с другими детьми. В преддошкольном периоде частыми заболеваниями чвляются острые расстройства пищеварения, диатезы, пневмонии, острые инфекции: корь, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит, так как иммунологический аппарат несовершенен, нет приобретенного иммунитета. В дошкольном возрасте - аллергические заболевания: бронхиальная астма, ревматизм, коллагенозы, гломерулонефрит.

Период школьного возраста.

Младшего школьного возраста (отрочество) (7-15 лет). Основная структурная дифференцировка тканей завершилась. Завершилось развитие мышечной ткани и формирование характера. Выявляются психофизические особенности в зависимости от пола. Усиливается действие эндокринных желез - половых, щитовидной железы, гипофиза, ослабляется роль тимуса. Большой удельный вес у детей младшего школьного возраста занимают детские инфекции, и возрастает роль аллергии.

В школьном возрасте - ревматизм, заболевания почек, нервной системы, коллагенозы.

Многие заболевания по характеру течения и особенностью клинической картины приближаются к таковым у взрослых.

Период полового созревания (пубертатный, старшего школьного возраста). Начало и конец этого периода зависит от пола, конституциональных особенностей, материально-бытовых, климатических, условий и прочего. Половое созревание у девочек, между 13 и 16 годами, у мальчиков - в 14-17 лет. Меняется внешний вид, пропорции тела становятся как у взрослых, характерны сдвиги со стороны эндокринной системы. Патология: часто психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности, кожа приобретает своеобразный оттенок.

Период детства у ребенка зависит от индивидуальных, конституциональных и других особенностей. Особенности необходимо знать, для профилактики заболеваний, чтобы правильно строить режим ребенка. Для врача, знание массы, роста, температуры необходимо, так как задержка в нарастании массы, роста говорит о неблагополучии в организме, что связано с заболеваниями, нарушением питания и прочим.

Средний вес доношенного мальчика - 3400-3500 грамм, девочки - 3250-3300 грамм.

Могут быть колебания. Допустимо 2800-4000 грамм. Новорожденные с массой тела менее 2500 грамм - недоношенные или с внутриутробной гипотрофией, более 4000 грамм - крупные плоды.

Недоношенный ребенок - родившийся до 37 недель, ранее 28 недель - выкидыш.

Новорожденный с массой менее 1000 грамм - плод. Название «плод» сохраняется до 7 дня жизни, после чего, независимо от массы - ребенок. Дети, родившиеся в 37 недель и более независимо от массы тела - доношенные.

4 степени недоношенности:

 I. 2001-2500

 II. 1501-2000

 III. 1001-1500

 IV. 500-1000

Рост доношенного новорожденного 50-52 см, колеблется от 48 до 56 см, Длина у девочек на 1-2 см меньше, чем у мальчиков, Недоношенные менее 45 см. В первом полугодии жизни средняя прибавка (ежедневная) 20-25 г/сут, во втором полугодии жизни интенсивность снижается, в среднем 15 г/сут.

Средние прибавки массы тела:

 1 мес. - 600 грамм,

 2-3 мес. - 800 грамм,

 4 мес. - 750 грамм,

 5 мес. - 700 грамм, и с каждым последующим месяцем снижается на 50 грамм от предыдущего.

Обычно у детей со среднем показателем физического развития удвоение первоначальной массы тела происходит к 4,5-5 мес., утроение в возрасте 9-12 мес., при этом у детей с более низкими показателями физического развития при рождении удвоение и утроение массы тела происходит быстрее, чем у крупных детей. После года интенсивность нарастания массы тела значительно снижается. К 6-7 годам удваивается вес годовалого, к 13-14 удваивается вес семилетнего. Влияние на массу оказывают: питание, заболевания, санитарно-бытовые условия, нагрузки.

Расчет массы тела для детей старше 1 года:

 1. Масса тела детей 2-11 лет = 10,5 кг + 2n, где n - возраст ребенка в годах, 10,5 - средняя масса тела годовалого ребенка.

 2. Масса тела в 5 лет = 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет вычитают 2 кг, на каждый последующий прибавляют 3 кг.

Недоношенные дети:

 за 1 мес. жизни

   1-2 степень недоношенности - 400г;

   3 степень - 300г;

   4 степень - 180г.

 2-10 мес.

   1-2 степень - 700г;

   3-4 степень - 600г.

 11-12 мес.

   1-2 степень - 500г;

   3-4 степень - 400г.

Недоношенные удваивают массу к 2-2,5 мес., утраивают к 4-7 мес. К 1 году масса увеличивается в 4-6 раз.

Прибавка в росте:

 1-2 мес. - 3 см,

 3-4 мес. - 2,5 см,

 5-8 мес. - 2 см,

 9-12 мес. - 1,5 см.

Интенсивность роста:

  •  в течение первого года жизни ребенок прибавляет 25 см (первые полгода 15 см, вторые полгода 10 см);
  •  к году рост ребенка составляет 75 см;
  •  в среднем рост ребенка в 6 мес. 66 см. На недостающий месяц вычитают 2,5 см, на последующий прибавляют 1,5 см;
  •  первоначальная длина удваивается к 4 годам, утраивается к 13 годам;
  •  в 4 года - 100 см;
  •  < 4х лет 100-8*(4-n), n - число лет;
  •  > 4х лет: 100+6*(n-4), n - число лет;
  •  рост от 2 до 15 лет определяется из роста 8-летнего ребенка (130 см). На недостающий год от 130 отнимают 7 см, на последующий прибавляют 5 см;
  •  у недоношенных в 1 мес. прибавка роста 3,5-5 см, затем как у доношенных;
  •  за 1 год длина недоношенных увеличивается на 25-30 см.

Показатели частоты пульса и АД. У новорожденного пульс 160-140/мин, в 1 мес. - 130/мин, 1 год - 120/мин, затем снижается на 3 удара в год. К 5 годам - 100-98/мин. Уровень АД у новорожденного: 60/40-80/50 мм Hg, затем увеличивается.

  1.  Формула Масловой
    •  у ребенка до 1 года: 76+2n (n - число месяцев).
    •  старше 1 года: 100+2n (n - возраст в годах).
  2.  По Воловику (для детей старше года)
    •  у мальчиков: САД=90+2n, ДАД=60+n.
    •  для девочек от показателей отнимают 5.
  3.  Для школьного возраста формула Волынского
    •  систолическое АД=102+0,6n (n - возраст в годах)
    •  диастолическое АД=63+0,4n (n - возраст в годах).

Сумма пульса и САД равна 200 (во все возрастные периоды).

Для оценки физического развития детей используются таблицы пара- и непараметрические (центильные таблицы), где определено соотношение массы и роста, окружность головы, грудной клетки в зависимости от возраста. Зоны в таблицах соответствуют частоте показателя у определенного процента детей. 3 оценки: о нормальном развитии детей, о дефиците или избытке массы тела 1 или 2 степени. Если масса тела, соответствующая данному росту, находится в пределах:

 - от 10 до 90 центилей - нормальное физическое развитие,
 - от 3 до 10 центилей - дефицит массы тела 1 степени

 - 90-97 центилей - избыток массы тела 1 степени,

 - до 3 центилей - дефицит массы 2 степени,

 - свыше 97 центилей - избыток массы 2 степени.

При наличии у ребенка низкого роста, делается заключение: низкий рост.

Гармоничность определяет по номеру коридоров (рост, масса и окружность головы). Если разность коридоров между двумя любыми показателями

 1 - гармоничное развитие,

 2 - дисгармоничное развитие,

 3 - резко дисгармоничное.

Соматотипы определяются согласно сумме коридоров:

 до 10 - микросоматотип,

 10-16 - мезосоматотип,

 16-21 - макросоматотип.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66978. Матеріальні та духовні потреби. Судження. Істині та хибні судження 52 KB
  Мета. Поглибити знання про матеріальні та духовні потреби. Розвивати економічне мислення; сприяти вихованню в учнів бережного ставлення до власних речей, до шкільного майна. Тип уроку: комбінований Обладнання: зошит «Цікава економіка», девіз уроку, казки «Золота рибка», «Рукавичка», «Колобок», «Попелюшка».
66979. Екологія і раціональне використання ресурсів 1.12 MB
  Мета: Продовжити знайомити учнів з поняттями «екологія», «екологічна криза»,вчити раціонально використовувати ресурси, сприяти усвідомленню дітьми власної відповідальності за порушення екологічної рівноваги на Землі зацікавити учнів у вивченні даної теми...
66980. «Від сивої давнини... до сьогодення» 605 KB
  Задачі уроку: формувати громадські уявлення та патріотичні почуття належності до українського народу; познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста; поширити знання учнів про символіку Донецька; виховати любов до нашого міста почуття шанування його громадян.
66981. Сценарий праздника «День окружающей среды» 63.5 KB
  Цель: вызвать интерес к экологическим проблемам планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой. Задачи: воспитывать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды...
66982. «Ти - наше диво калинове, кохана материнська мово!» 56 KB
  Мета: Формувати розуміння того що українська мова наш скарб без якого не може існувати ні народ ні Україна як держава. Шевченка плакати Без мови рідної юначе й народу нашого нема ...
66983. День народження школи 38 KB
  Ніколи біда не ввійде у ваш дім Здоровя і щастя вам зичімо всім Ведуча Дорогі колеги шановні гості сьогодні Ми зібралися у цій залі неспроста. Ведуча Наша школа невелика Але завжди гомінка Метушлива й проворна Завдяки дітлахам що сюди поспішають А сьогодні шановних гостей вітають Номер...
66984. Прийшла любов непрохана й неждана… Сценарій свята до Дня святого Валентина 56.5 KB
  Що таке кохання Це казка вичарована з життя й життя вчароване у казку. Цього дня навіть повітря сповнене коханням. А з чого власне усе розпочиналося Мудрець повідав істину людині: Кохання й миле серце річ одна як душі мудрі з розумом єдині отак і їх ніщо не роз’єдна.
66985. День Вчителя 56.5 KB
  На вулиці знову осінь А літо пропало в імлі. Ведучий: Красуня-осінь Справжня чарівниця. Ведучий: Такосінь це не тільки пора рокуосінь це свято. Звучить пісня Осінь Ведучий: У осені свят багато це знають тут усі Та два шкільних є свята в усій її красі...
66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
  Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...