78258

Естественное вскармливание

Лекция

Медицина и ветеринария

Рациональное питание отвечающее физиологическим потребностям растущего организма обеспечивает гармоничное развитие ребенка повышает его иммунитет выносливость при воздействии неблагоприятных факторов. Для обеспечения ребенка рациональным питанием в его рацион должны входить все основные пищевые вещества: белки жиры углеводы витамины минеральные вещества и вода в необходимом количестве и правильном соотношении. Органы пищеварения ребенка характеризуются незавершенностью морфологического строения и функционального состояния.

Русский

2015-02-07

128 KB

1 чел.

Лекция №2

Естественное вскармливание

Нормальное развитие ребенка возможно только при правильной организации окружающей среды и при обеспечении его рациональным питанием с первых дней жизни. Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает его иммунитет, выносливость при воздействии неблагоприятных факторов. Для обеспечения ребенка рациональным питанием в его рацион должны входить все основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода в необходимом количестве и правильном соотношении. Правильная организация питания предусматривает поступление в организм не только достаточного количества пищевых веществ, но и определенный качественный состав, который отвечает адаптационным возможностям желудочно-кишечного тракта и уровню его обменных процессов.

Органы пищеварения ребенка характеризуются незавершенностью морфологического строения и функционального состояния. Отмечается недоразвитие нервной, мышечной ткани, эпителия, функциональная недостаточность пищеварительных желез.

Ротовая полость новорожденного относительно мала. У детей хорошо развиты мышцы окружающие полость рта (так называемая musculis orbicularis oris). В толще щек заложены жировые комочки, известные под названием комочков Биша. Ротовая полость относительно сухая, так как слюнные железы еще функционируют недостаточно. Они начинают активно функционировать в возрасте 4-5 месяцев, то есть в том возрасте, когда ребенок кроме жидкой пищи в виде молока начинает получать прикормы, а именно продукты и блюда-прикормы. Основные ферменты слюны - амилаза и птиалин, выделяются в недостаточном количестве и активность их снижена. Язык у ребенка относительно большой - это способствует акту сосания. Сосочки языка развиты хорошо, поэтому у ребенка даже раннего возраста хорошо функционирует орган вкуса. Зубы у ребенка первого полугодия жизни отсутствуют, это тоже в какой-то степени приспособление к акту сосания.

Пищевод короткий 10-11 см у новорожденного, к году 16 см, особенностью его строения является недоразвитие мышечного слоя, эластической ткани, сухость слизистой, обилие кровеносных сосудов и отсутствие перистальтики.

Желудок.

  •  Объем желудка у новорожденного 7 мл, на 2-3 сутки он увеличивается до 30-35 мл. В течение года объем желудка увеличивается в 10 раз, и к концу первого года жизни равен 250-300 мл.
  •  Желудок расположен горизонтально, то есть вход и выход из него находятся почти на одном уровне
  •  Кардиальный отдел желудка недоразвит, пилорический отдел развит хорошо.
  •  Иннервация желудка несовершенна, недоразвиты мейснеровское и ауэрбаховское сплетения.
  •  На первом году жизни имеется склонность к спазму привратника. В результате этого в желудке быстро возникает антиперистальтика, а в связи с тем, что кардиальный отдел недоразвит, пища может легко выбрасываться из желудка. Поэтому у детей на первом году жизни нередко появляется срыгивание.
  •  Секреторные железы желудка первые 4 месяца жизни недоразвиты.
  •  Желудочный сок содержит все те же ферменты, что и у взрослого, но активность ферментов более низкая, за исключением сычужного фермента (лакфермента), активность которого довольно высокая, что соответствует особенностям вскармливания ребенка молоком.
  •  Процесс пищеварения в желудке при естественном вскармливании 2,5-3 часа, а при искусственном вскармливании около 4 часов.

Кишечник.

  •  Длина кишечника у ребенка в 7-8 раз превышает длину его тела, в то время как у взрослого только в 5 раз.
  •  Железы кишечника тоже морфологически и функционально несовершенны.
  •  У детей в тонкой кишке хорошо развиты ворсинки, поэтому процессы всасывания идут чрезвычайно интенсивно.
  •  Слепая кишка не имеет формы мешка, поэтому она опорожняется лучше, чем у взрослого.
  •  У ребенка отсутствует заслонка между тонкой и толстой кишкой.
  •  Аппендикс имеет воронкообразную форму, поэтому застоя пищи в аппендиксе не наблюдается.
  •  Лимфоидный аппарат аппендикса недоразвит, поэтому аппендицит на первом году жизни встречается крайне редко.
  •  Прямая кишка недостаточно хорошо фиксирована, клетчатка ее рыхлая, содержит мало жировой ткани, поэтому у детей первых 2 лет жизни при известных патологических состояниях имеется тенденция к выпадению прямой кишки.
  •  Процесс пищеварения у ребенка идет довольно быстро, за 14-16 часов, поэтому частота стула у детей первого полугодия жизни 2-3 раза в сутки, но может доходить до 5, а во втором полугодии 1-2 раза в сутки.

Обмен веществ у ребенка протекает чрезвычайно интенсивно, это связано с бурным физическим и нервно-психическим развитием. Ребенок за первый год жизни утраивает вес новорожденного и прибавляет в росте на 50%. Высшая нервная деятельность у ребенка за первый год жизни развивается необычайно быстрыми темпами, ведь у новорожденного нет еще даже зачатков условно-рефлекторной деятельности первой сигнальной системы, а к концу года имеются начальные проявления функций второй сигнальной системы.

Учитывая высокие темпы роста и развития, свойственные детям раннего возраста, потребность в основных питательных веществах и энергии на первом году жизни рассчитывается для трех возрастных периодов:

 1. Первый период 1-3 мес.

 2. Второй период 4-6 мес.

 3. Третий период 7-12 мес.

И все ингредиенты рассчитываются на килограмм массы тела с учетом вида вскармливания.

Для обмена веществ характерны следующие особенности, их 4:

1. Высокая калорийная способность. При естественном вскармливании она составляет

 1-3 мес. - 120 ккал/кг

 4-6 мес. - 120 ккал/кг

 7-12 мес. - 115 ккал/кг

При смешанном вскармливании на 5 ккал больше, а при искусственном вскармливании калораж должен быть максимальным: еще на 5 ккал больше, по сравнению со смешанным вскармливанием. Расход потребляемых питательных веществ у ребенка отличается от взрослого: от 40 до 60% суточного калоража тратится на основной обмен и 15% затрачивается на рост и развитие, то есть всего 75% суточного калоража. В то время как у взрослого на это затрачивается 40% основного обмена.

2. Высокая потребность в воде. Для ребенка вреден как избыток, так и недостаток воды. При избыточном введении воды происходит набухание клеток и тканей, возникает дополнительная нагрузка на сердечнососудистую систему и почки. С избыточным количеством воды могут выводиться из организма необходимые минеральные вещества, витамины. При недостаточном поступлении воды развивается сгущение крови, может повышаться температуры тела и нарушаются процессы пищеварения. Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем меньше ребенок, тем в большем количестве жидкости он нуждается. Потребность в воде зависит также от общего состояния ребенка. Для здоровых детей:

 - в грудном возрасте

150-120 мл/кг

 - ранний возраст (1-3 года)

120-100 мл/кг

 - дошкольный возраст

100-80 мл/кг

 - младший школьный возраст

80-60 мл/кг

 - старший школьный возраст

50-40 мл/кг

Эти показатели зависят также от физической активности ребенка, температуры воздуха и других факторов.

3. Повышенная потребность в витаминах и минеральных веществах.

4. Положительный азотистый баланс.

Вот эти особенности обмена веществ предъявляют высокие требования к питанию ребенка.

Очень существенной частью питания являются белки. Белки покрывают 15% суточного рациона. Они должны быть полноценными и легкоусвояемыми.

 1. Энергетическая ценность белка равна 4,1 ккал/грамм.

 2. Белок является основным пластическим материалом, а поэтому поступление достаточного количества белка в период интенсивного роста и развития ребенка, в период формирования органов и систем является особенно важным.

 3. Белки нельзя заменить другими компонентами пищи. Это обусловлено наличием в их составе незаменимых аминокислот: триптофана, фенилаланина, метионина, лизина, треонина, валина, лейцина, изолейцина, гистидина. Для недоношенных незаменимыми также являются цистеин и таурин. Таурин - это свободная аминокислота, которая является производной цистеина, большие концентрации ее присутствуют в развивающейся мозговой ткани и зрелой сетчатке. При дефиците этой аминокислоты наблюдается задержка роста ребенка и нарушение функции сетчатки, и нарушение слуха, нарушается также конъюгация жирных кислот.

 4. Наибольшей биологической ценностью обладают белки животного происхождения, так как белки растительного происхождения не содержат полного набора незаменимых аминокислот или содержат их в недостаточном количестве. Растительные белки обладают низкой усвояемостью: они усваиваются на 60%, а белки животного происхождения усваиваются на 90%.

 5. При недостаточном поступлении белка нарушается его синтез в организме, наблюдается отставание массы и роста ребенка. Недостаток белков оказывает неблагоприятное воздействие на формирование и деятельность центральной нервной системы. У детей, получающих мало белка, страдает формирование речи, отмечается отставание в психомоторном развитии.

 6. Кроме того, белки принимают активное участие в выработке антител и формировании иммунитета.

При белковой недостаточности:

  •  снижается устойчивость детей по отношению к инфекциям, особенно повышается восприимчивость к респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям,
  •  заболевания протекают значительно тяжелее, чаще возникают осложнения,
  •  страдает гемопоэз, и происходит это за счет угнетения функции костного мозга, замедления выработки глобина, у этих детей развивается белково-дефицитная анемия,
  •  изменяется активность ферментов, нарушается выработка гормонов и витаминных комплексов.

Организм ребенка чувствителен не только к недостатку белка, но и к его качественному составу. Качество белка, его ценность, определяется набором входящих в его состав аминокислот. Однако следует подчеркнуть отрицательное влияние на организм ребенка не только недостатка белка и отдельных аминокислот, но и избытка белка в питании детей. Избыток белка приводит к:

  •  нарушению иммунных процессов, так как снижается фагоцитарная активность лейкоцитов, уменьшается титр комплемента сыворотки крови,
  •  избыточное количество белка в значительной степени влияет на экскреторную функцию почек, вызывает недостаточность ренального выделения продуктов обмена,
  •  повышает предрасположенность ребенка к аллергическим заболеваниям, рост которых особенно заметен в последние годы,
  •  в последние годы отмечается также увеличение почечных заболеваний у детей, что ряд авторов связывает с избыточным потреблением белка в раннем детском возрасте, когда выделительные органы отличаются морфологической незрелостью.

Все сказанное свидетельствует о том, что ребенок должен получать необходимое по возрасту количество белка. Количество белка при естественном вскармливании:

 - 1-3 мес. - 2,2-2,5 г/кг,

 - 4-6 мес. - 3,0 г/кг,

 - 7-12 мес. - 3,5 г/кг.

Эти количества обеспечиваются при вскармливании молоком матери и своевременном введении прикорма.

Важное значение в питании детей имеют жиры. Жиры:

  •  входят в состав клеток организма,
  •  принимают участие в обмене веществ,
  •  обеспечивают нормальное состояние клеточных мембран,
  •  играют роль запасного, питательного, защитного и теплоизоляционного материала.

Жиры необходимы для покрытия энергетических трат организма. Энергетическая ценность жира 9,3 ккал/грамм. За счет жиров удовлетворяется не менее 35% потребности в энергии у детей старшего возраста. У детей раннего возраста жиры как источник энергии имеют еще большее значение. В первые месяцы жизни за счет жиров покрывается до 50% потребности в энергии, а в первые дни жизни до 80-90%.

Жиры являются источником жирорастворимых витаминов и незаменимых, биологически активных полиненасыщенных жирных кислот, потребность в которых у детей первого года жизни особенно велика.

Недостаток жира отрицательно сказывается на состоянии организма так как:

  •  страдают все виды обмена веществ,
  •  замедляется рост и развитие ребенка,
  •  снижается иммунологическая реактивность,
  •  появляются изменения на коже (экзема, выпадают волосы),
  •  возникают диспепсические явления.

При избыточном поступлении жира:

  •  снижается секреторная деятельность желудочно-кишечного тракта,
  •  возникают расстройства обменных процессов, что сопровождается повышенным выделением солей кальция, магния и других, а это предрасполагает к развитию таких заболеваний как рахит, спазмофилия, анемия, дистрофия, а у детей старшего возраста отмечается повышенное отложение жира в организме.

Таким образом, необходимо оптимальное количество жира. Жиры в организме могут синтезироваться из белков и углеводов, особенно легко они синтезируются из углеводов. Организм нуждается не только в оптимальных количествах жира, но и в качестве жира. Особенное значение имеют полиненасыщенные жирные кислоты, которые относятся к незаменимым факторам питания. К ним относятся линолевая, линоленовая и арахидоновая кислоты. В организме они не синтезируются, поэтому потребность в них удовлетворяется только за счет поступления с пищей.

Эссенциальные жирные кислоты:

  •  входят в состав эфиров холестерина, фосфолипидов,
  •  являются основными структурными элементами клеточных мембран и митохондрий,
  •  необходимы для нормального транспорта липидов,
  •  влияют на проницаемость сосудов,
  •  регулируют окислительно-восстановительные процессы,
  •  регулируют отложение холестерина,
  •  обеспечивают нормальные иммунологические процессы.

При определении потребности детей в жире, придается значение его соотношению с белками и другими ингредиентами пищи, а также процентному содержанию жиров растительного и животного происхождения. Потребность в жире не зависит от вида вскармливания, она зависит только от возраста ребенка и составляет:

 - 1-3 мес. - 6,5 г/кг,

 - 4-6 мес. - 6,0 г/кг,

 - 7-12 мес. - 5,5 г/кг.

Жиры растительного происхождения должны составлять 5-10%. С молоком матери полностью удовлетворяются потребности в жире и полиненасыщенных жирных кислотах.

К основным пищевым веществам относятся также углеводы, которые составляют 40% суточного калоража. Они являются главным источником энергии. При сгорании 1 грамма углеводов высвобождается 3,75 ккал энергии.

Углеводы:

  •  входят в состав нуклеиновых кислот,
  •  являются обязательной составной частью мембран клеток и соединительной ткани,
  •  способствуют нормальному окислению жиров, поэтому говорят «жиры сгорают в пламени углеводов»,
  •  способствуют синтезу белков,
  •  входят в состав ДНК и РНК, этим самым углеводы способствуют передаче наследственной информации,
  •  являются структурным элементом оболочки эритроцитов, тем самым определяют группу крови,
  •  входят в состав ряда ферментов, гормонов.

Все углеводы подразделяют на:

 - простые (моносахара и дисахара);

 - сложные (полисахариды).

Группа моносахаридов представлена глюкозой, фруктозой и галактозой. К группе дисахаридов относится сахароза. Группа полисахаридов включает в себя крахмал, гликоген, клетчатку, пектиновые вещества, целлюлозу. Клетчатка, пектиновые вещества, целлюлоза оказывают благоприятное действие на процессы пищеварения и на функциональное состояние кишечника. Клетчатка обеспечивает передвижение пищевых масс по кишечнику и тем самым способствует процессу пищеварения.

При недостатке углеводов:

  •  нарушается усвоение отдельных пищевых ингредиентов,
  •  ухудшается пищеварение,
  •  недостаток углеводов приводит к нерациональному использованию белков в энергетических целях, и поэтому к белковой недостаточности.

Избыток углеводов в питании ребенка ведет к:

  •  метеоризму,
  •  гидрофильности тканей,
  •  в более старшем возрасте - к повышенному образованию жира.

Потребность в углеводах на первом году жизни примерно одинаковая и не зависит от вида вскармливания и составляет 13 г/кг.

Витамины - это незаменимые пищевые вещества, которые играют важную роль в регуляции обменных процессов, обеспечивают нормальное развитие ребенка и его иммунитета. Основным источником витаминов являются пищевые продукты. Лишь немногие витамины могут образовываться микрофлорой кишечника (витамин К и группы В) или в коже, под влиянием ультрафиолетовых лучей (витамин D). Для растущего организма имеют значение жирорастворимые витамины А, D, Е, аскорбиновая кислота, витамины группы В.

Витамин А.

  •  Суточная потребность 0,1-0,3 мг.
  •  Является «витамином роста» и «защитником эпителия».
  •  Принимает участие в обмене фосфора, образовании холестерина.
  •  Оказывает прямое влияние на метаболизм эпителиальных клеток, стимулирует рост эпителия.
  •  Необходим для нормального образования мукополисахаридов, зрительного пигмента, как переносчик водорода участвует в регуляции окислительно-восстановительных процессов.
  •  Установлено значение витамина А для функций эндокринных желез: он тормозит действие гормонов щитовидной железы, тиреотропного гормона гипофиза, и усиливает действие гонадотропного гормона гипофиза.

Витамин В1.

  •  Играет роль в белковом обмене.
  •  Регулирует азотистый баланс и обмен нуклеотидов.
  •  Регулирует процессы переаминирования, синтез ацетилхолина.
  •  Передает возбуждение с нерва на исполнительный орган, угнетает холинэстеразу, тем самым усиливает действие ацетилхолина.
  •  При недостатке витамина В1 происходят изменения в мышечной и нервной системах, появляется утомляемость, мышечная слабость, снижается аппетит.
  •  Суточная потребность 0,1-0,4 мг.

Витамин В2 (рибофлавин).

  •  Играет роль в белковом обмене.
  •  Необходим для усвоения и синтеза аминокислот в организме, для правильного усвоения и синтеза жиров, играет существенную роль в углеводном обмене.
  •  Способствует нормальному росту и развитию организма, правильному функциональному состоянию центральной нервной системы.
  •  При его недостатке появляются изменения на коже, слизистой оболочке (хейлит, хейлез), так как нарушаются процессы регенерации, могут появиться неврологические симптомы.
  •  Суточная потребность 0,1-0,4 мг.

Витамин С.

  •  Стимулирует окислительные процессы, активирует ферменты.
  •  Повышает антитоксическую функцию печени.
  •  Участвует в процессе кроветворения.
  •  Необходим для образования иммунных антител.
  •  Необходим для синтеза коллагеновых белков, нормальной функции фибробластов.
  •  Способен угнетать реакцию гиалуронидаза-гиалуроновая кислота, тем самым понижая проницаемость сосудистой стенки.
  •  При недостатке ухудшается костеобразование, может развиться цинга.
  •  Суточная потребность 40-60 мг.

Витамин D (антирахитический). Суточная потребность 500 ЕД.

Витамин Р (рутин).

  •  Участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
  •  Тормозит действие гиалуронидазы, уменьшает проницаемость сосудистой стенки.
  •  Способствует накоплению некоторыми органами (селезенка, надпочечники, почки) витамина С.

Все вышеперечисленные витамины являются факторами роста, так как отсутствие любого витамина ведет к нарушению обмена веществ и нарушению нормального развития детского организма.

Для нормального развития совершенно необходимы микроэлементы питания - соли, недостаток которых вызывает те или иные патологические расстройства. Минеральные вещества входят в состав всех тканей организма, участвуют в формировании костей, процессах кроветворения, поддерживают на определенном уровне осмотическое давление и кислотно-основное состояние крови, являются составной частью ферментов, секретов, гормонов. Кальций, фосфор и магний составляют основную часть костной ткани, тесно связаны между собой в обменных процессах. При нарушении фосфорно-кальцевого обмена могут возникнуть ряд заболеваний: рахит, спазмофилия, остеопороз, изменения со стороны зубов. Недостаток магния приводит к снижению иммунитета, появлению трофических изменений на коже. Натрий, калий, хлор участвуют в регуляции водного и минерального обмена, кислотно-основного состояния, поддержании осмотического давления крови. Железо входит в состав гемоглобина, принимает участие в окислительно-восстановительных реакциях.

Всем требованиям питания и обмена веществ маленького ребенка наилучшим образом удовлетворяет женское молоко («белая кровь», по выражению Финкельштейна). Оно содержит все необходимые вещества в соотношениях, обеспечивающих правильное развитие ребенка, и оно близко по составу к плазме крови. В 100 граммах молока:

 - белки - 1,1 г,

 - жиры - 4,5 г,

 - углеводы - 7,1 г,

 - минеральные соли - 0,25 г,

 - калораж - 74,7 ккал (75 ккал).

  1.  Белок женского молока очень ценный, так как на 50% состоит из альбуминов, в его состав входят все незаменимые аминокислоты.
  2.  Белок мелкодисперсный, легкоусвояемый, в его состав входят также глобулины и все 5 классов иммуноглобулинов.
  3.  Содержание жиров в женском и коровьем молоке примерно одинаково, но отличается по качественному составу. В женском молоке содержится больше полиненасыщенных жирных кислот (9-12% от общего количества липидов), в коровьем молоке их содержание 1,3-3%.
  4.  Линолевой, линоленовой, арахидоновой кислот в женском молоке примерно в 4-7 раз больше чем в коровьем. Много фосфолипидов и оно не содержит или содержит очень мало жирных летучих кислот (бета-оксимасляная кислота), которые раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и вызывают диспепсические явления.
  5.  В женском молоке содержится липаза, активность которой выше активности липазы коровьего молока. Жиры женского молока имеют высокую степень дисперсности, легче эмульгируются и всасываются в кишечнике.
  6.  Углеводы женского молока представлены главным образом бета-лактозой. Бета-лактоза способна угнетать рост кишечной палочки и способствует росту бифидум-флоры, которая вырабатывает витамины группы В. Бета-лактоза меньше бродит чем альфа-лактоза коровьего молока.
  7.  Женское молоко содержит также олигоаминосахар, который способствует росту бифидум-флоры.
  8.  Солевой состав удовлетворяет потребностям детского организма, особенно на первом полугодии жизни. Минеральные соли в основном представлены солями кальция и фосфора. Кальций и фосфор в грудном молоке находятся в легкоусвояемой форме и в наиболее благоприятном соотношении 2:1 для обеспечения нормального роста и развития костной ткани. В женском молоке в 2-3 раза больше солей железа, чем в коровьем, кроме того в его состав входят соли марганца, цинка, алюминия, кремния, меди, кобальта. Соли алюминия и кремния необходимы для построения костной ткани. Железо, медь, кобальт принимают непосредственное участие в кроветворении. Железо входит в состав эритроцитов, медь способствует включению железа в гем, а кобальт стимулирует органы кроветворения к выработке новых элементов.
  9.  Женское молоко содержит более 28 микроэлементов, включая редкие металлы.
  10.  Содержит антитела против ряда заболеваний. Это обстоятельство подтверждается тем, что дети первого полугодия жизни, находящиеся на естественном вскармливании меньше болеют корью, так как, помимо плацентарного, есть и лактационный иммунитет.
  11.  Женское молоко содержит ряд гормонов. Особенно это демонстрируется в случае врожденного гипотиреоза. Симптомы его в период грудного вскармливания не выявляются или проявляются в стертой форме.
  12.  В женском молоке содержится 19 ферментов, которые обеспечивают переваривание и усвоение основных пищевых веществ.
  13.  Женское молоко содержит факторы свертывания крови, в частности антигемофильный глобулин. При его недостатке развивается гемофилия А. При грудном вскармливании заболевание не проявляется или проявляется в стертой форме.
  14.  Грудной молоко обладает бактерицидностью за счет лизоцима, который задерживает рост кишечной палочки, микобактерий туберкулеза и других микробов.
  15.  Стерильность грудного молока и натуральность входящих в состав ингредиентов.

При кормлении материнской грудью мощным фактором является сумма положительных условных рефлексов и радостных эмоций, которыми сопровождается акт сосания. Материнское молоко - это среда, благодаря которой между зрелым организмом матери и развивающимся организмом ребенка продолжается биологическая связь, которая играет роль в процессах адаптации ребенка, в его нервно-психическом развитии. Чем выше положительный эмоциональный тонус матери во время беременности, тем раньше появляется улыбка, первые слова. Защитное действие естественного вскармливания проявляется по отношению к риску развития сахарного диабета, лейкозов, атеросклероза, хронических заболеваний органов пищеварения.

В первые 3 дня после родов выделяется молозиво. Это белая или желтоватая густая жидкость, которая отличается большим содержанием белка и минеральных солей. В 100 граммах молозива содержится:

 - белок - 5,8 г,

 - соли - 8,1 г,

 - калорийность - 150 ккал.

С 3 по 5 день выделяется молозивное молоко, а с 5 дня до конца второй недели - переходное молоко. И молозивное молоко, и переходное молоко имеют свойства молозива, но в них постепенно уменьшается содержание белка и солей.

Техника вскармливания. Здоровых новорожденных следует прикладывать к груди матери при отсутствии противопоказаний в ранние сроки - в первые 20-30 минут после родов, независимо от лактации. Это является стимулом для более быстрого становление лактации, способствует лучшей адаптации новорожденного к условиям внешней среды. С первых дней рекомендуется разрешать сосать грудь по требованию, свободно и часто, без фиксированного расписания (в том числе и ночью). В течение суток можно прикладывать ребенка к груди 8-10 раз и более. Это позволяет ему воспользоваться всеми преимуществами молозива, которое имеет большой процент белка, минеральных веществ и высокую концентрацию иммуноглобулина А (предупреждает возможное инфицирование новорожденного). Частое сосание способствует лучшему и быстрому становлению лактации, так как усиливается выброс пролактина и окситоцина. Пролактин инициирует выделение молока, окситоцин стимулирует рефлекс его отдачи. Для этого необходимо пребывание матери и ребенка в одной палате и исключение по возможности средств, имитирующих материнскую грудь (сосок и пустышек). После выписки из роддома ребенка следует кормить по требованию, в среднем 8-10 раз в сутки без ночного перерыва. Многие дети выдерживают 3 часа без кормления. В каждое кормление ребенок должен сосать одну грудь, чтобы он мог получить заднее молоко, более богатое жирами. Переднее молоко содержит мало жиров, много лактозы и воды. Если малыш не насытился одной грудью, ему дают вторую, но следующее кормление начинают с той груди, которой закончилось первое.

Во время сосания груди вместе с молоком ребенок заглатывает воздух. Это может вызвать у него беспокойство, срыгивание. Поэтому после кормления необходимо придать ребенку вертикальное положение и держать его так до того момента, пока не отойдет проглоченный воздух (отрыжка).

Новорожденный ребенок не нуждается в пищевых добавках и дополнительном введении жидкости, если у матери достаточно молока. После установления лактации в 3-4 недели для здоровых доношенных детей устанавливается режим кормления 6 раз в сутки (через 3,5 часа) с ночным перерывом 6,5 часов. 6-разовое питание ребенок должен получать до 5-6 месяцев (то есть до введения прикормов), затем он переводится на 5-разовое питание через 4 часа с 8-мичасовым ночным перерывом. Вялососущим и маловесным сначала назначают 7-разовое питание через 3 часа, на таком режиме ребенок должен находится до 1,5 мес., далее 6-разовое питание до 5-6 месяцев, затем 5-разовое.

Если ребенок травмирован, то время прикладывания к груди решается врачом индивидуально. В 1 сутки не прикладывают, а прикладывают на 2-3 сутки, до этого он кормится сцеженным грудным молоком. На естественном вскармливании ребенок должен находится до 1,5 лет. О количестве молока, которое необходимо для ребенка, можно судить по настроению ребенка, поведению его до и после кормления, по состоянию тургора тканей, кривой веса и роста, диурезу и другим показателям.

Способы определения необходимого количества молока:

  1.  В первые 8 дней по формуле Финкельштейна. Суточное количество молока равно 70 или 80*n, где n - день жизни, 70 если масса ребенка при рождении менее 3200, 80 - если более или равна 3200.
  2.  По формуле Зайцевой: 2% от массы тела при рождении, умноженное на n, где n - день жизни.
  3.  Калорийный способ - исходит из калорийности пищи и калорийной потребности.
  4.  Объемно-весовой способ - суточный объем рациона зависит от возраста:

9 дней - 2 мес. - 1/5 от массы тела

2 - 4 мес. - 1/6 от массы тела

4 - 6 мес. - 1/7 от массы тела

6 - 9 мес. - 1/8 от массы тела

9 - 12 мес. - 1/9 от массы тела

Количество пищи, необходимое на одно кормление = суточный рацион / число кормлений. Во втором полугодии в среднем 200 мл на одно кормление (не более 1 литра в сутки на первом году жизни).

  1.  Расчет с учетом потребности в основных пищевых ингредиентах. [см. выше]

В определенном возрасте молоко перестает удовлетворять потребностям ребенка основных пищевых ингредиентах, поэтому вводят прикормы. Прикорм - введение в питание ребенка ингредиентов, мало содержащихся в молоке матери, путем замещения части молочных кормлений новыми блюдами. Под прикормами подразумеваются все продукты, кроме женского молока и адаптированных молочных смесей. Выделяют продукты-прикормы: соки, фруктовые пюре, желток; и блюда-прикормы: каши, овощное пюре.

  •  Первым блюдом-прикормом обычно назначают каши, желательно промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте витаминами и микроэлементами.
  •  Следует начинать с назначения безглютеновых каш (рисовой, гречневой, позднее кукурузной), а затем можно глютенсодержащие.
  •  Первый прикорм вводится всем детям с 6 месяцев, но может быть и более раннее введение прикорма (с 5 месяцев), в случае если у ребенка имеется анемия, рахит, упорное срыгивание.
  •  Если в период введения прикорма ребенок болен, или жаркое время года, или проводятся профилактические прививки, то первый прикорм вводится в 6,5 месяцев.
  •  Каждый вид прикорма следует вводить постепенно, начиная с 5-10 грамм, и в течение 2 недель увеличивают до нужного объема.
  •  Каши готовят на цельном молоке, но по показаниям; если паратрофия, рахит, анемия, аллергия к молоку, то готовится на овощном отваре.
  •  Через 3-4 недели после каш вводится второй прикорм - овощное пюре, но при паратрофии, запорах в качестве первого прикорма можно вводить овощное пюре, а потом каши.
  •  С 8-9 месяцев ребенку в качестве третьего прикорма вводятся так называемые последующие формулы - специализированные молочные смеси.

Грудное молоко и в старшем возрасте продолжает защищать ребенка от различных заболеваний, поэтому и после введения прикорма необходимо ребенку в качестве питья предложить пососать грудь. Этим самым лактация сохраняется дольше.

Отменять грудное кормление следует постепенно - сначала заменяется утреннее кормление, а затем через 5-7 дней заменяется и вечернее кормление грудью.

Для коррекции по витаминному и минеральному балансу с 4-месячного возраста вводят продукты-прикормы.

  •  первым вводят сок яблочный, затем можно малиновый, клубничный, цитрусовый,
  •  с 4,5 месяцев вводят фруктовое пюре,
  •  с 6-7 месяцев вводят творог (начиная с 5-10 грамм, к году до 50 грамм),
  •  с 7 месяцев вводят желток сваренного вкрутую куриного яйца, начиная с четверти; к 8 месяцам доводят до половины и так до конца года,
  •  с 7 месяцев для подготовки желудочно-кишечного тракта к перевариванию мяса вводят мясной бульон 20-30 мл, через 10 дней вводят мясной фарш (ну затем его заменяют фрикадельками),
  •  с 8-9 месяцев ребенку вводят 1-2 раза в неделю вместо мяса рыбу.

Если ребенок плохо прибавляет в массе, то производится коррекция питания. Коррекцию белков проводят творогом и белковым энпитом, жиров - сливками и растительным маслом, коррекцию углеводов до введения прикорма проводят сахарным сиропом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

558. Технология постановки задачи для построения информационной технологии (АИТ) 76.5 KB
  Ознакомление с ролью пользователя в постановке задачи создания АИТ и АИС. Определение организационно-экономической сущности задачи создания АИС. Краткое описание предметной области решаемой задачи. Потребители результирующей информации и способы ее отправки и доставки.
559. Утопический социализм 78 KB
  Фантастическое описание будущего строя, условия материальной жизни общества. Утопический социализм и его основные черты. Исторические этапы человеческого общества, Сен-Симон Клод Андри де Рувуа. Будущий общественный строй, Теория страстей Фурье.
560. Становление современной научной картины мира. Движение. Пространство. Время 86.5 KB
  Проблема пространства и времени в истории философии и науке. К диаметрально противоположным утверждениям относительно делимости пространства и времени пришли атомисты. Материя и движение. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные типы движения. Понятие развития.
561. Теория развития систем 79.5 KB
  Системные представления в практической деятельности человека. Системность как свойство материи. Эволюция системных представлений. Первая естественнонаучная (механическая) картина мира. Немецкая классическая философия. Теоретическое естествознание XIX-XX веках. Общая теория систем Л. Берталанфи.
562. Социальная политика в современных условиях 88 KB
  Цели, задачи и объекты социальной политики в Российской Федерации. Базовая система предпосылок концепции социальной политики. Социальная напряженность в обществе и ее зависимость от социальной политики государства. Социальное управление как средство реализации социальной политики.
563. Деятельность международных финансово-кредитных организаций 85.68 KB
  Европейский банк реконструкции и развития. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Международная ассоциация развития. Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности. Международный валютный фонд и всемирный банк.
564. Налоги и налогообложение 87.17 KB
  Налог по существу – отчуждение части созданного продукта в пользу государства, что вызвано объективной необходимостью создания материальной базы для содержания государства и выполнения возложенных на него функций.
565. Сбытовая политика фирмы 83 KB
  Понятия сбыта и товароведения. Подбор товаров для реализации и формирование оптимальных с транспортной точки зрения партий. Оформление сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, спецификации, сертификаты, упаковочные листы и т.п.), отгрузка и контроль за движением груза. Каналы распределения и их виды.
566. Устройство кузова пассажирского вагона 66 KB
  Конструкция кузова пассажирского вагона существенно отличается от кузова грузового вагона. Боковые продольные балки. Пакеты теплоизоляции. Монтаж котла отопления, калориферов, бака для воды и вентиляционного агрегата.