7826

Философия Фейербаха

Реферат

Логика и философия

Философия Фейербаха Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс. Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828). Мысли о смерти и бессмертии. Основные выводы...

Русский

2013-01-28

58.5 KB

8 чел.

Философия Фейербаха

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс.

Людвиг Фейербах (1804-1872)

Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).

“Мысли о смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.

“К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.

Основной пафос работ – непримиримая критика религии.

Основные идеи Фейербаха:

1.Философия должна носить не религиозный, а антропологический характер; и состоять в тесном союзе не с религией, которой она не нужна, а с естествознанием, наукой.

«Не бог создал человека, а человек создал своего бога!»

На смену вымышленному богу должен прийти реальный человек.

Основная позитивная идея христианства – идея любви.

«Я не предлагаю упразднить религию и бога, я предлагаю сделать их реальными». Религиозное представление – представления человека о самом себе, которым ошибочно приписано действительное существование.

Любовь не к богу (христианство), а любовь к реальному человеку.

2.Нельзя, бессмысленно рассматривать мышление человека в отрыве от его жизни (что и делал Гегель).

Источник духа (сознания) – тело, источник тела – природа, источник природы – материя в целом.

Сознание Тело Природа Материя в целом

У Гегеля: Абс. Идея –> Природа –> Сознание (человек) –> Государство

Природа и есть главная причина сама себе. Единственное бытие – природное бытие.

А поэтому, философия должна начинать не с бога, не с сознания, не с души человека, а с наук о природе, только тогда она не собьется с дороги.

Сущность человека выражает не положение “Я мыслю, след., существую”, а положение: “Я хочу, следовательно, существую”.

Философия марксизма

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)

Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.

Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.

Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.

Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.

Появляющийся марксизм отнюдь не оригинален. Направление Маркса – основное среди всех направлений. (Не Маркс его придумал! Он оказался в этой тематике!) Марксизм был подготовлен всей политической и экономической озабоченностью того времени.

Марксизм – типично буржуазное мировоззрение.

Основные ценности марксизма: экономика, деньги, товар, промышленность и так далее.

Предшественники Маркса (которых он пренебрежительно критиковал):

Анри Сен-Симон (француз), (1760-1825)

Современник Наполеона, сторонник империи Наполеона. Основные тезисы Сен-Симона:

1.История – процесс борьбы общественных классов

2.Причина борьбы – из экономического неравенства

3.Существуют две основных «причины» (основные факторы) общественного развития: экономика и идеология (не выделяет основополагающую из них)

Луи Блан (француз) “История десятилетия” (1830-1840гг.)

1.Идеи (идеология) сознания носят пассивный характер

2.История – есть цепь событий, который вытекают из экономических стремлений различных классов.

3.Два фактора в развитии человечества: экономические условия (финансы, экономика) и технологический прогресс (развитие техники)

Блан: каким образом эти два фактора взаимодействуют?

Маркс: классовая борьба в обществе есть следствие технологического фактора!

Пьер Прудон (1809–1865)

Маркс, 1847 год: «Нищета философии» – критика социалиста Прудона. Пьер Прудон (1809–1865) – французский анархист, экономист, социолог.

Прудон. «Система экономич. противоречий, или Философия нищеты» (1846). Прудон пытался объяснить социальное неравенство и связывал его с идеями, существующими в обществе, то есть с мировоззрением. Постепенное реформирование общества, все трудящиеся д.б. быть переведены в мелких производителей, отказ от революции и конфликтов.

Маркс: это следствие противостояния классов.

Прудон: никакие революции не уничтожают неравенство классов, революции лишь воспроизводят отношения неравенства и те, кто приходит к власти, становятся новыми угнетателями. Выход в изменении общественного сознания. Задача власти – установление максимальной справедливости. Утопизм.

Прудон был противником коммунизма по Марксу – «абсурдной идеологии», «возвеличения государства», «сообщества зла и тирании», «религии нищеты», «философии нищеты». [Последнее выражение – подзаголовок его гениального в смысле прогнозов двухтомного произв. «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» 1846) – стало знаменитым, к сожалению, благодаря убогому ответу Маркса в его книге «Нищета философии», 1847.] В своей философии, «философии труда», Прудон пытался всюду на место буржуа поставить рабочего. Если бы были уничтожены два деспота – деньги и цена, – то могли бы образоваться свободные группы и объединения, которые начали бы жить в гармонии друг с другом, в справедливости и взаимности. В его произ. «Что такое собственность?» (1840, рус. пер. 1907) имеется известный ответ на этот вопрос: «Собственность – это кража».

Франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.

«Капитал» 1-й том в 1867, остальные 2-й и 3-й том изданы Энгельсом.

Основные полит. экономические идеи Маркса:

1.Все убожество, ошибочность предшествующей философии или идеологии состоит в том, что они навязывают идеалистические представления о жизни. Они выводят жизнь из идеи. Для того чтобы понять жизнь человека надо обратиться к ее истокам, основам.

Основа жизни человекаудовлетворение собственных потребностей. Поскольку существуют материальные потребности, постольку существуют деятельность по удовлетворению их. Эта деятельность – материальное производство. В процессе этого производства наши потребности возрастают. С ним связан рост промышленности, экономики: бытие определяет сознание, а не сознание определяет бытие.

2.Что такое человеческая история? Человеческая история – это развитие общества, в основе коего лежит производство и потребление материальных благ.

3.Макс ввел понятие: ОЭФ (общественно-экономическая формация) – не какое-то конкретное государство или общество, а идеальный/обобщенный тип общества, который определяется соответствующим ему способом производства (СП).

Он выделил пять основных формаций (формационный подход):

1.Первобытнообщинная 2.Рабовладельческая 3.Феодальная

4.Капиталистическая 5.Коммунистическая

Переход от одной формации к другой связан с изменением в способе производства.

Основа ОЭФ – способ производства.

Способ производства – производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – средства производства и человек.

Средства производства – предмет труда и орудия труда.

Производственные отношения – отношения складывающиеся в процессе производства и потребления. Это отношения чисто технические и экономические. Это отношения труда или трудовые отношения.

Производственно-технические отношения – организация производства, технологии и т.д.

И производственно-экономические отношения – это процессы распределения материальных благ. Если частная собственность на средства производства, то возникает конфликт.

Смотри рисунок.

Изменение способа производства лежит в производительных силах (производственные отношения зависят от производственных сил).

Закон зависимости производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил.

Именно развитие техники определяет историческое развитие. «Капитализм в Европе создала паровая машина».

Первичность общественного бытия по отношению к сознанию.

Прибавочная стоимость – согласно Марксу, разница между стоимостью продукта труда и заработной платой.

Прибавочная стоимость, представляющая собой прибыль предпринимателя, возникает благодаря тому, что рабочий трудится больше времени, чем это необходимо для производства предмета, которое ему оплачивается в соответствии с законом заработной платы.

Источник доходов буржуазии (капиталисты) – прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами.

При первобытнообщинном строе не было эксплуатации человека человеком, ибо уровень развития производительных сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства труд едва обеспечивал существование членов общины.

При рабовладельческом строе путём внеэкономического принуждения к труду рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом.

При феодализме главной формой принуждения к труду оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к труду на феодала в силу личной зависимости от него. Но труд крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого труда.

При капитализме работники производства – юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу.

Экономическая форма принуждения к труду обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» приток продавцов рабочей силы, которая становится товаром. Труд рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства – капиталистом.

Сравнение философии Гегеля и Маркса.

1.Абсолютная идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и производственными отношениями (борьба классов)).

2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).

3.Человек (сознание) – человек (труд).

Критика капиталистического общества

Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.

Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.

Человек отчуждается от труда.

Объективной основой потребительской психологии выступают при капитализме отчуждённый труд и товарный фетишизм

Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).

Основной фетиш – деньги.

Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.

Отчуждение выступает в четырёх формах: 1)отчуждение продукта труда; 2)самого процесса труда, трудовой деятельности; 3)(родовой сущности человека) отчужденность социальных институтов (бюрократия) и норм; 4)человека от человека.

Экономическое отчуждение является основой всякого иного отчуждения (религиозного, политического, культурного и т.д.).

Причина отчуждения труда – господство частной собственности, деформирующей социальные условия и внутренний мир человека.

При этом потребительская психология распространяется на восприятие и оценку всей сферы человеческих отношений, духовных ценностей, самих людей. Превращение производства в принудительную деятельность делает синонимом счастья и свободы праздность, заставляет видеть смысл жизни не в труде, а в потреблении.

Культ потребления выполняет определенные социальные функции. Он способствует капиталистической эксплуатации, позволяя создавать у людей сильные эмоциональные и подсознательные стимулы к приобретению вещей, которым приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по службе, удачи в интимной жизни и т.п. Даже духовные ценности зачастую имеют значение лишь в качестве символов социального престижа и социального статуса.

Потребит идеология и психология играют также важную роль в поддержании политического и идейного господства правящего класса, слоя.

Способствуют формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причиной отклоняющегося поведения.

Маркс («Немецкая идеология»): «Мышление людей является непосредственным порождением их материальных действий. Сознание не может быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей – их реальная жизнь. Таким образом, мораль, религия, философия и прочее – виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают самосознание. У них нет истории, нет развития».

В этой системе Маркса – недооценка духовной культуры, это достаточно автономная область.

Н.А.Бердяев (по поводу судьбы марксизма): «Существуют два основных пути социального общественного развития. Первый – по формуле через частное благо к общему, второй – через общее благо к частному. Основополагающая идея коммунизма – второй путь, несомненно, более справедлив и рационален. Но человек к нему еще не готов».

Крах коммунизма: человек провозгласил второй принцип жизни, а живет по первому.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77865. Возникновение и прекращение юридических лиц 29 KB
  Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения согласия от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица что обычно служит общим интересам всех участников оборота коммерческие банки и страховые компании. В соответствии с ней в регистрирующий орган представляются заявление устав и решение о создании юридического лица либо учредительный договор а также документы подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50 уставного капитала. Данные государственного реестра юридических лиц должны...
77866. Государство и МО как субъекты 27.5 KB
  Оборота как юридически равных собственников или иных законных владельцев имущества находящихся в частноправовых а не в публичноправовых отношениях друг с другом. РФ ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях. Как собственники своего имущества ППО независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные равноправные и имущественно обособленные субъекты. ППО располагают...
77867. Объекты гражданских правоотношений и их основные виды 27.5 KB
  Гражданское законодательство относит деньги к движимым вещам. В гражданском обороте деньги оцениваются количеством выраженных в них единиц а не числом банкнот или монет. Вместе с тем деньги могут выступать и в роли особого товара – самостоятельного предмета некоторых сделок например займа и кредита ибо последний по сути...
77868. Основания возникновения, изменения и прекращения 29.5 KB
  В действиях проявляется воля субъектов. Правомерные это действия соответствующие требованиям законов иных правовых актов и принципов права. Юридические акты –правомерные действия имеющие целью возникновение изменение или прекращение. Основным видом сделки –волевые действия направленные на достижение определенного правового результата.
77869. Понятие и виды сделок 28 KB
  Сделки акты осознанных целенаправленных волевых действий лиц совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта порождающего тот правовой результат к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: а законность содержания; б способность лиц совершающих ее к участию в сделке; в соответствие воли и волеизъявления; г соблюдение формы...
77870. Недействительность сделок и ее последствия 30.5 KB
  Недействительность сделок и ее последствия Недействительность означает что действие совершенное в виде сделки не обладает качествами юридического факта способного породить гражданскоправовые последствия. Ничтожность сделки означает что действие не порождает и не может породить желаемые для ее участников правовые последствия в силу несоответствия закону. Оспоримость означает что действия совершенные в виде сделки признаются судом при наличии предусмотренных законом оснований недействительными по иску управомоченных лиц....
77871. Понятие, способы и пределы осуществления 30 KB
  Понятие способы и пределы осуществления Осущ. Под фактическими способами осуществления субъективного права понимается действие или система действий управомоченного лица не обладающих признаками сделок или иные юридически значимые действия. Под юридическими способами осуществления суб. Процесс осуществления суб.
77872. Право на защиту 33 KB
  Право на защиту Субъективное право на защиту – это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий нарушающих право. Содержание: а само содержание правоохранительной меры; б основания ее применения; в круг субъектов уполномоченных на ее применение; г процессуальный и процедурный порядок ее применения; д материально-правовые и процессуальные права субъектов по отношению к которым применяется данная мера....
77873. Гражданско-правовая ответственность 30.5 KB
  Гражданско-правовая ответственность Гражданско-правовая ответственность – одна из форм государственного принуждения состоящая во взысканий судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций перелагающих на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия его деяния...