7826

Философия Фейербаха

Реферат

Логика и философия

Философия Фейербаха Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс. Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828). Мысли о смерти и бессмертии. Основные выводы...

Русский

2013-01-28

58.5 KB

8 чел.

Философия Фейербаха

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс.

Людвиг Фейербах (1804-1872)

Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).

“Мысли о смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.

“К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.

Основной пафос работ – непримиримая критика религии.

Основные идеи Фейербаха:

1.Философия должна носить не религиозный, а антропологический характер; и состоять в тесном союзе не с религией, которой она не нужна, а с естествознанием, наукой.

«Не бог создал человека, а человек создал своего бога!»

На смену вымышленному богу должен прийти реальный человек.

Основная позитивная идея христианства – идея любви.

«Я не предлагаю упразднить религию и бога, я предлагаю сделать их реальными». Религиозное представление – представления человека о самом себе, которым ошибочно приписано действительное существование.

Любовь не к богу (христианство), а любовь к реальному человеку.

2.Нельзя, бессмысленно рассматривать мышление человека в отрыве от его жизни (что и делал Гегель).

Источник духа (сознания) – тело, источник тела – природа, источник природы – материя в целом.

Сознание Тело Природа Материя в целом

У Гегеля: Абс. Идея –> Природа –> Сознание (человек) –> Государство

Природа и есть главная причина сама себе. Единственное бытие – природное бытие.

А поэтому, философия должна начинать не с бога, не с сознания, не с души человека, а с наук о природе, только тогда она не собьется с дороги.

Сущность человека выражает не положение “Я мыслю, след., существую”, а положение: “Я хочу, следовательно, существую”.

Философия марксизма

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)

Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой философии не усвоил.

Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.

Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число работ в научной литературе, посвященных экономической тематике. Почему такого рода идеи бродят в XIX веке в Европе? Это связано с интенсивным развитием промышленности, капитализма.

Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.

Появляющийся марксизм отнюдь не оригинален. Направление Маркса – основное среди всех направлений. (Не Маркс его придумал! Он оказался в этой тематике!) Марксизм был подготовлен всей политической и экономической озабоченностью того времени.

Марксизм – типично буржуазное мировоззрение.

Основные ценности марксизма: экономика, деньги, товар, промышленность и так далее.

Предшественники Маркса (которых он пренебрежительно критиковал):

Анри Сен-Симон (француз), (1760-1825)

Современник Наполеона, сторонник империи Наполеона. Основные тезисы Сен-Симона:

1.История – процесс борьбы общественных классов

2.Причина борьбы – из экономического неравенства

3.Существуют две основных «причины» (основные факторы) общественного развития: экономика и идеология (не выделяет основополагающую из них)

Луи Блан (француз) “История десятилетия” (1830-1840гг.)

1.Идеи (идеология) сознания носят пассивный характер

2.История – есть цепь событий, который вытекают из экономических стремлений различных классов.

3.Два фактора в развитии человечества: экономические условия (финансы, экономика) и технологический прогресс (развитие техники)

Блан: каким образом эти два фактора взаимодействуют?

Маркс: классовая борьба в обществе есть следствие технологического фактора!

Пьер Прудон (1809–1865)

Маркс, 1847 год: «Нищета философии» – критика социалиста Прудона. Пьер Прудон (1809–1865) – французский анархист, экономист, социолог.

Прудон. «Система экономич. противоречий, или Философия нищеты» (1846). Прудон пытался объяснить социальное неравенство и связывал его с идеями, существующими в обществе, то есть с мировоззрением. Постепенное реформирование общества, все трудящиеся д.б. быть переведены в мелких производителей, отказ от революции и конфликтов.

Маркс: это следствие противостояния классов.

Прудон: никакие революции не уничтожают неравенство классов, революции лишь воспроизводят отношения неравенства и те, кто приходит к власти, становятся новыми угнетателями. Выход в изменении общественного сознания. Задача власти – установление максимальной справедливости. Утопизм.

Прудон был противником коммунизма по Марксу – «абсурдной идеологии», «возвеличения государства», «сообщества зла и тирании», «религии нищеты», «философии нищеты». [Последнее выражение – подзаголовок его гениального в смысле прогнозов двухтомного произв. «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» 1846) – стало знаменитым, к сожалению, благодаря убогому ответу Маркса в его книге «Нищета философии», 1847.] В своей философии, «философии труда», Прудон пытался всюду на место буржуа поставить рабочего. Если бы были уничтожены два деспота – деньги и цена, – то могли бы образоваться свободные группы и объединения, которые начали бы жить в гармонии друг с другом, в справедливости и взаимности. В его произ. «Что такое собственность?» (1840, рус. пер. 1907) имеется известный ответ на этот вопрос: «Собственность – это кража».

Франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.

«Капитал» 1-й том в 1867, остальные 2-й и 3-й том изданы Энгельсом.

Основные полит. экономические идеи Маркса:

1.Все убожество, ошибочность предшествующей философии или идеологии состоит в том, что они навязывают идеалистические представления о жизни. Они выводят жизнь из идеи. Для того чтобы понять жизнь человека надо обратиться к ее истокам, основам.

Основа жизни человекаудовлетворение собственных потребностей. Поскольку существуют материальные потребности, постольку существуют деятельность по удовлетворению их. Эта деятельность – материальное производство. В процессе этого производства наши потребности возрастают. С ним связан рост промышленности, экономики: бытие определяет сознание, а не сознание определяет бытие.

2.Что такое человеческая история? Человеческая история – это развитие общества, в основе коего лежит производство и потребление материальных благ.

3.Макс ввел понятие: ОЭФ (общественно-экономическая формация) – не какое-то конкретное государство или общество, а идеальный/обобщенный тип общества, который определяется соответствующим ему способом производства (СП).

Он выделил пять основных формаций (формационный подход):

1.Первобытнообщинная 2.Рабовладельческая 3.Феодальная

4.Капиталистическая 5.Коммунистическая

Переход от одной формации к другой связан с изменением в способе производства.

Основа ОЭФ – способ производства.

Способ производства – производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – средства производства и человек.

Средства производства – предмет труда и орудия труда.

Производственные отношения – отношения складывающиеся в процессе производства и потребления. Это отношения чисто технические и экономические. Это отношения труда или трудовые отношения.

Производственно-технические отношения – организация производства, технологии и т.д.

И производственно-экономические отношения – это процессы распределения материальных благ. Если частная собственность на средства производства, то возникает конфликт.

Смотри рисунок.

Изменение способа производства лежит в производительных силах (производственные отношения зависят от производственных сил).

Закон зависимости производственных отношений от характера и уровня развития производительных сил.

Именно развитие техники определяет историческое развитие. «Капитализм в Европе создала паровая машина».

Первичность общественного бытия по отношению к сознанию.

Прибавочная стоимость – согласно Марксу, разница между стоимостью продукта труда и заработной платой.

Прибавочная стоимость, представляющая собой прибыль предпринимателя, возникает благодаря тому, что рабочий трудится больше времени, чем это необходимо для производства предмета, которое ему оплачивается в соответствии с законом заработной платы.

Источник доходов буржуазии (капиталисты) – прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами.

При первобытнообщинном строе не было эксплуатации человека человеком, ибо уровень развития производительных сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства труд едва обеспечивал существование членов общины.

При рабовладельческом строе путём внеэкономического принуждения к труду рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом.

При феодализме главной формой принуждения к труду оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к труду на феодала в силу личной зависимости от него. Но труд крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого труда.

При капитализме работники производства – юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу.

Экономическая форма принуждения к труду обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» приток продавцов рабочей силы, которая становится товаром. Труд рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства – капиталистом.

Сравнение философии Гегеля и Маркса.

1.Абсолютная идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и производственными отношениями (борьба классов)).

2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).

3.Человек (сознание) – человек (труд).

Критика капиталистического общества

Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.

Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.

Человек отчуждается от труда.

Объективной основой потребительской психологии выступают при капитализме отчуждённый труд и товарный фетишизм

Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).

Основной фетиш – деньги.

Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.

Отчуждение выступает в четырёх формах: 1)отчуждение продукта труда; 2)самого процесса труда, трудовой деятельности; 3)(родовой сущности человека) отчужденность социальных институтов (бюрократия) и норм; 4)человека от человека.

Экономическое отчуждение является основой всякого иного отчуждения (религиозного, политического, культурного и т.д.).

Причина отчуждения труда – господство частной собственности, деформирующей социальные условия и внутренний мир человека.

При этом потребительская психология распространяется на восприятие и оценку всей сферы человеческих отношений, духовных ценностей, самих людей. Превращение производства в принудительную деятельность делает синонимом счастья и свободы праздность, заставляет видеть смысл жизни не в труде, а в потреблении.

Культ потребления выполняет определенные социальные функции. Он способствует капиталистической эксплуатации, позволяя создавать у людей сильные эмоциональные и подсознательные стимулы к приобретению вещей, которым приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по службе, удачи в интимной жизни и т.п. Даже духовные ценности зачастую имеют значение лишь в качестве символов социального престижа и социального статуса.

Потребит идеология и психология играют также важную роль в поддержании политического и идейного господства правящего класса, слоя.

Способствуют формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причиной отклоняющегося поведения.

Маркс («Немецкая идеология»): «Мышление людей является непосредственным порождением их материальных действий. Сознание не может быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей – их реальная жизнь. Таким образом, мораль, религия, философия и прочее – виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают самосознание. У них нет истории, нет развития».

В этой системе Маркса – недооценка духовной культуры, это достаточно автономная область.

Н.А.Бердяев (по поводу судьбы марксизма): «Существуют два основных пути социального общественного развития. Первый – по формуле через частное благо к общему, второй – через общее благо к частному. Основополагающая идея коммунизма – второй путь, несомненно, более справедлив и рационален. Но человек к нему еще не готов».

Крах коммунизма: человек провозгласил второй принцип жизни, а живет по первому.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74048. Картина мира средневекового человека в отражении современной медиевистики 36.5 KB
  Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи этноса или субкультуры образом. Восприятие мира обусловленное исторически. Из картины мира вытекает всё остальное и ценности и иерархия и парадигмы научного познания и допустимые способы человеческих действий.
74049. Современная историческая наука о феномене Реформации 77.5 KB
  С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни.
74050. Основы количественного анализа 14.59 KB
  Основы количественного анализа. Количественный химический анализ имеет целью определение относительного количества отдельных составных частей какоголибо химического соединения или смеси. Количественный анализ бывает гравиметрический весовой титриметрический объемный Титриметрический метод анализа основан на определении вещества после взаимодействия с раствором вещества в ходе химической реакции. Объемный метод анализа основан на законе эквивалентов.
74051. Основы титриметрического (объемного) анализа 15.5 KB
  Титриметрический анализ титрование метод количественного массового анализа который часто используется в аналитической химии основанный на измерении объёма раствора реактива точно известной концентрации расходуемого для реакции с определяемым веществом. Титрование процесс определения титра исследуемого вещества. Титрование производят с помощью бюретки заполненной титрантом до нулевой отметки. По количеству пошедшего на титрование рабочего раствора рассчитывают результаты анализа.
74052. Физико-химические методы анализа (спектральные, хромотография, электрогравиметрические и др.) 13.89 KB
  Физико-химический анализ — комплекс методов анализа физико-химических систем путем построения и геометрического анализа диаграмм состояния и диаграмм состав-свойство.
74053. Основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Энтальпия 14.81 KB
  Основы химической термодинамики. Первый закон термодинамики. Химическая термодинамика раздел физической химии изучающий процессы взаимодействия веществ методами термодинамики. Основными направлениями химической термодинамики являются: Классическая химическая термодинамика изучающая термодинамическое равновесие вообще.
74055. Фазовые равновесия и учение о растворах. 181.37 KB
  Растворы бывают газовыми жидкими твердыми. Такие растворы называются иначе истинными. Газообразные растворы называются иначе газовыми смесями. Образуются твердые растворы при кристаллизации расплавов.