78268

НИВЕЛИРОВАНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ

Лекция

География, геология и геодезия

Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложение замкнутых ходов опирающихся на один исходный пункт допускается лишь при особой необходимости. При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями...

Русский

2015-02-07

27.54 KB

4 чел.

НИВЕЛИРОВАНИЕ

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ

Основные положения

Геометрическое нивелирование в аналитических сетях выполняют с помощью нивелиров 3Н2KЛ, ЗН5Л и им равноточных, прокладывая одиночные нивелирные ходы и системы нивелирных ходов, пересекающихся в узловых точках.

Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложениезамкнутых ходов, опирающихся на один исходный пункт, допускается лишь при особой необходимости.

При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями mн  0,05 м и mн  0б1 м руководствуются допусками основных элементов нивелирных ходов, к которым относятся: Lдлина одиночного хода между двумя исходными пунктами (или длина хода, имеющего одну исходную высоту); L' — длина звена между исходным пунктом и узловой точкой в системе ходов; L"—длина звена между двумя узловыми точками; wh;—невязка хода (звена) (см. таблицу

Элемент нивелирного хода

Допустимое значение элемента нивелирного хода

Mн  0,5 м

Mн  0,1 м

L, км

L', км

L", км

wh

8

6

4

16

12

8

 

Полевые работы

Проложение нивелирных ходов ведут в одном направлении. Основной' способ—нивелирование из середины, при котором нивелир устанавливают на равных расстояниях от реек и превышение h получают как разность между задним а и передним b отсчетами:

h=ab.

В отдельных случаях (через реку, болото, овраг и т. п.) можно применять нивелирование вперед, при котором прибор устанавливают над точкой A местности, а рейку ставят в точке В Производят отсчет b по рейке и измеряют металлической рулеткой высоту г прибора над точкой А. Превышение вычисляют по формуле h=ib.

При нивелировании из середины расстояние от нивелира до рейки, как правило, не должно превышать 120 м; при спокойных изображениях допускается его увеличение до 200 м. Высота визирного луча над поверхностью земли не должна быть менее 0,2 м. Расстояние от нивелира до реек измеряют по дальномеру. Неравенство этих расстояний на станции не должно превышать 10 м, а накопление таких неравенств по всей длине хода — 50 м.

Рейки устанавливают отвесно на башмаки, прочно забитые в землю костыли или деревянные колья. Для ускорения работ рекомендуется иметь не менее трех башмаков или костылей и устанавливать их по направлению хода заблаговременно. Нивелирование может выполняться как по двусторонним, так и по односторонним рейкам.

Нивелир на станции устанавливают так, чтобы два подъемных винта его подставки располагались вдоль линии нивелирования, а затем горизонтируют прибор по круглому уровню. Отсчеты по черной стороне рейки производят по средней нити и по верхнему дальномерному штриху, а по красной стороне — только по средней нити. Дополнительный отсчет по верхней нити для черной стороны рейки служит для вычисления расстояний. Для приведения линии визирования в горизонтальное положение перед каждым отсчетом по рейке пузырек цилиндрического уровня нивелира приводят элевационным винтом на середину. В нивелирах типа 3Н2КЛгоризонтирование визирной линии осуществляется автоматически.

Результаты нивелирования записывают в полевой журнал.

Работу на каждой станции при нивелировании по двусторонним рейкам выполняют в следующем порядке:

— наводят трубу нивелира на черную сторону задней рейки и производят отсчеты по верхней и средней нитям;

— наводят трубу нивелира на черную сторону передней рейки и производят отсчет по верхней и средней нитям;

— наводят трубу нивелира на красную сторону передней рейки и производят отсчет по средней нити;

— наводят трубу нивелира на красную сторону задней рейки и производят отсчет по средней нити.

Если применяют односторонние рейки, то после первых отсчетов по задней и передней рейкам изменяют высоту нивелира на 5—10 см и снова производят отсчеты по средним нитям, начиная с передней рейки.

При переходе на следующую станцию переднюю рейку оставляют на месте, и она становится задней рейкой, а заднюю переносят вперед по ходу, и она становится передней. Такое чередование реек соблюдают на протяжении всего хода.

Каждый ход между нивелирными знаками записывают с новой страницы, причем на начальной странице указывают название хода, например: Нивелирный ход от репера № 14 до репера № 86. Дату, время и состояние погоды записывают в начале и конце работы каждого дня, а также перед перерывом и после перерыва в работе.

По окончании нивелирования на станции, не снимая прибора, производят полевой контроль правильности отсчетов по рейке. Для этого вычисляют разность отсчетов по красной и черной сторонам каждой рейки.

Вычисляют превышение по черным сторонам реек. Вычисляют превышение по красным сторонам реек. Разность должна быть равна разности высот нулей красных сторон реек. Допустимое расхождение не более 5 мм. При большем расхождении наблюдения на станции повторяют, изменив на 3—5см высоту прибора. Знаки у разностей чередуются по ходу, что является контролем правильности чередования реек в процессе нивелирования. При нивелировании по односторонним рейкам расхождения превышений, определенных при разных горизонтах нивелира, также не должны быть более 5 мм.

На каждой странице журнала производят постраничными контроль записей и вычислений. Для этого подсчитывают и записывают внизу следующие величины:

— длину участка хода L, км;

— суммы отсчетов (по средней нити) по черным и красным сторонам задних и отдельно передних реек:

— сумму превышений, вычисленных по черным и красным сторонам реек;

— сумму средних превышений.

При четном числе станций на странице полученные с точностью до 1 мм суммы должны удовлетворять следующим равенствам:

При нечетном числе станций на странице итог нужно изменить на 100, тогда результат даст удвоенную величину итога. Для удобства на каждой странице следует записывать результаты наблюдений четного числа станций.

Такой же контроль (заключительный) производят в конце каждого хода. Подсчитывают длину хода L и суммы величин. При четном числе станций должно соблюдаться равенство

При перерывах в работе следует стремиться заканчивать нивелирование на временном репере. Временными реперами могут служить: забитый в телеграфный столб или стену сооружения кованый гвоздь либо место установки рейки на выступах каменных сооружений, скале, рельсе железнодорожного пути и т. п. Если это невозможно, то ход заканчивают на трех точках (две станции), надежно закрепленных костылями, башмаками или кольями, забитыми в грунт на глубину не менее 0,3 м. После перерыва в работе превышения между двумя последними точками 2 и 3 измеряют заново. Если оно изменилось не более чем на 5 мм, берут среднее из обоих превышений и продолжают нивелирование. В противном случае определяют превышение между точками 1 и 2, устанавливая точку (из трех), положение которой не изменилось, и продолжают от нее нивелирование. Записи наблюдений на точку, высота которой за время перерыва в работе изменилась, зачеркивают.

Вычисление нивелирных ходов

Вычисление нивелирных ходов начинают с проверки полевых журналов. Проверяют вывод превышения на каждой станции по черной и красной сторонам реек и вновь производят постраничный контроль вычисленных превышений.Все обнаруженные ошибки исправляют чернилами. Каждое исправление проверяющий заверяет своей подписью.

В превышение между конечными пунктами секции нивелирного хода вводят поправку h за среднюю длину метра реек, если абсолютная величина этой поправки больше 1 мм. Поправку h и вычисляют по формуле

где M — средний поправочный коэффициент одного метра пары реек, мм/м (берется из материалов исследований реек);

абсолютная величина превышения между конечными пунктами секции нивелирного хода, м.

При отрицательном значении коэффициента M абсолютную величину превышения уменьшают на величину поправки h, при положительном — увеличивают.

Высоты определяемых пунктов вычисляют с точностью до 1 мм.

При вычислении системы нивелирных ходов, образующих одну узловую точку, вначале вычисляют высоту узловой точки как среднее весовое из высот этой точки, полученных по примыкающим к ней звеньям системы , а затем уравнивают звенья системы как разомкнутые нивелирные ходы.

Среднее весовое значение высоты Н узловой точки находят по формулам:

где Но — приближенное значение высоты узловой точки (берется наименьшее из значений Hi);

Hiвысота узловой точки, вычисленная по звену i-й системы нивелирных ходов;

pi — вес значения высоты узловой точки, полученной по звену i-й системы нивелирных ходов:

с — произвольное число, выбранное с расчетом, чтобы значения pi были близки к 1;

Liдлина звена i в системе нивелирных ходов, км.

Если число станций на 1 км в звеньях системы ходов значительно различается, то веса вычисляют по формуле

где ni — число станций в звене i.

Системы нивелирных ходов с двумя и более узловыми точками уравнивают по способу последовательных приближений.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43558. РАСЧЕТ КАМЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ УСТАНОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ПИГМЕНТНОГО ДИОКСИДА ТИТАНА 244.5 KB
  Техническую двуокись титана получают методом высокотемпературного парофазного гидролиза из очищенного тетрахлорида титана. Полученный диоксид титана охлаждается проходя через камеру предварительного охлаждения трубную камеру циклон и осаждается в бункерах этих аппаратов. Из...
43559. Детали машин. Проектирование привода к конвейеру по схем 413 KB
  Выбор эл. двигателя и кинематический расчет. Расчет ременной передачи. Расчет редуктора. Расчет валов. Расчет элементов корпуса редуктора. Расчет шпоночных соединений. Расчет подшипников. Выбор смазки. Спецификация на редуктор.
43560. Расчет динамических и топливо экономических характеристик автомобиля УАЗ-469 716.5 KB
  Исходные данные курсовой работы Расчет динамических и топливо экономических характеристик автомобиля УАЗ469 Номер варианта 02 Марка автомобиля УАЗ469 Колесная формула 4Х4 Тип двигателя : четырехтактный карбюраторный Дорожные условия эксплуатации автомобиля коэффициент сопротивления качения fk = 006; угол подъема α=20 Технические характеристика автомобиля. № п п Наименование параметра Обозначение Единица измерения Значение параметров 1 Полный вес: на переднюю ось на заднюю ось G G1 G2 кН кН кН 2450 1020 1430 2...
43561. ТЕОРИЯ ТЕЛЕТРАФИКА 2.49 MB
  Постановка задачи Задание на курсовую работу Разработка обобщенной функциональной схемы ЦОВ Определение характеристик ЦОВ Разработка алгоритмов обработки вызовов поступающих на ЦОВ Разработка структурной схемы ЦОВ Разработка сценариев взаимодействия ЦОВ с сетями общего пользования 15 8 Список сокращений и обозначений Список литературы Введение Целью настоящей курсовой работы является получение знаний о принципах функционирования современных центров обслуживания...
43562. Программа аудита кадрового документооборота в МОУ «СОШ №1 города Жирновска» 473 KB
  Изучить понятие, содержание и принципы кадрового документооборота; описать структуру кадровой документации; рассмотреть организацию кадрового документооборота в организации; дать характеристику МОУ «СОШ №1 города Жирновска»; проанализировать кадровый состав МОУ «СОШ №1 города Жирновска»;
43563. РАЗРАБОТКА СБЫТОВОЙ СЕТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 229.23 KB
  Маркетинговое исследование потребителей продукции Рекомендации по организации сбытовой сети товаров народного потребления ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Отрасль производства товаров народного потребления является самой огромной по количеству представителей и по объему выпускаемых единиц товара. Целью исследования в данной дипломной работе является разработка рекомендаций по организации сбытовой сети...
43564. Экологическая безопасность при обработке конструкций кондиционеров завода «Кондиционер» 1.2 MB
  Цель и задача работы: проанализировать цех покраски деталей и технологию нанесения гальванических покрытий с точки зрения обеспечения экологической безопасности производства. В задачи проектного исследования входило совершенствование системы обезвреживания и очистки промывных вод гальванического производства и вод завесы окрасочной камеры.
43565. Анализ последствий управленческих решений на примере санатория «Черноморье» 3.64 MB
  Процесс принятия решения и его структура. Управленческие решения и их виды. Модель принятия управленческого решения менеджера. Исследование основных характеристик влияющих на процесс принятия управленческого решения.
43566. Разработка предложений по совершенствованию рынка труда в России в условиях кризиса 93.85 KB
  Актуальность темы курсовой работы усиливается и тем обстоятельством, что субъекты российского рынка труда еще только накапливают опыт функционирования в новых экономических условиях. Функционирование рынка труда сопряжено со множеством сложностей, столкновений интересов различных социальных групп.