7827

Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.)

Реферат

Логика и философия

Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.). Первоисточники. Философские воззрения представлены в Ведах (санскритское веда - буквально знание) и Упанишадах (сидение подле), примыкающим к Ведам текстам. Махабхарата - древнеиндийский эп...

Русский

2013-01-28

43 KB

1 чел.

Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.).

1.Первоисточники.

Философские воззрения представлены в 1)Ведах (санскритское веда – буквально знание) и 2)Упанишадах (сидение подле), примыкающим к Ведам текстам.

3)Махабхарата – древнеиндийский эпос. Махабхарата – великая битва бхаратов. Это дренеиндийский эпос, включающий религиозно-мифологические трактаты и поэмы. Междоусобная вражда князей. Иногда случалось, что раджи проигрывали в азартные игры свои имения вместе с детьми и женами. Рассказывается о неурожаях, стихийных бедствиях.

4)Буддийские священные книги: Трипитака или Типитака (“Три корзины”). Тексты были записаны на пальмовых листьях заняли три корзины.

2.Религиозно-мифологические представления.

Основной смысл жизни человека – это освобождение от мира страстей и привязанностей.

Следовательно, человек является тем более совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле освобождения. Освобождение достигается посредством тапаса (аскеза) и ахимсы (непричинение вреда живому). Вершина освобождения – это достижение Нирваны. Нирвана – сверхбытийный покой. Такое понимание характерно для многих школ индии, например, джайнистов и буддистов.

Зачем необходимо освобождение? Освобождение связано с концепцией круговорота жизни (сансара или самсара). После смерти человеческая душа (атман) возрождается вновь. Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений.

Если  человек в жизни не достиг успехов в деле освобождения, то  у человека формируется при его жизни плохая карма, которая не позволит человеку в будущем возродиться в более лучшем качестве (например, в роскоши и богатстве), а человек возродится в виде животного или растения или злого духа, демона.

Карма – это закон воздаяния за неправедную жизнь в прошлом. Мировые законы как бы мстят человеку за то, что он их нарушил. Карма – поступки влекущие последствия.

Конечно, такое философское обоснование смысла человеческой жизни связано с социальной структурой общества в древней Индии.

3.Социальная структура общества.

Четыре варны (сословия).

Варна – санскритское слово варна (мужской род) означает “покров”, “оболочка”, “цвет”, “окраска”.

Все варны имели свои цветовые символы: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный.

Варна – замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Варны эндогамны: браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.

Члены варны имеют традиционную профессию, а именно:

1.Брахманы – священнослужители, жреческие функции. Брахманы – вершина социальной структуры общества; 2.Кшатрии – военно-рыцарское сословие, представители административной власти; 3.Вайшья – земледельцы, ремесленники или торговцы; 4.Самая низшая варна общества – варна шудр (выполняют самую грязную работу, убирают мусор, являются цирковыми артистами). Кто вел неправильный образ жизни в будущем родиться как член самой низшей варны общества.

5.Парии – “неприкасаемые”. Люди из смешения каст.

Парии – “неприкасаемые”, рожденные от смешения каст (варн), не принадлежат ни одной из варн, влачат жалкое существование; к этим людям нельзя прикасаться (от сюда и название) и смотреть на них из за страха оскверниться – древний обычай беспощадно вторгался в судьбы людей, калеча их и подавляя их человеческое достоинство.

4.Буддизм.

Сиддхартха  Гаутама. Сиддхартха – имя, Гаутама – фамильное прозвище. Он родился около 563 года до новой эры близ Гималаев, на границе Непала в пригороде города Капилавасту. Гаутама происходил из рода шакиев сословия кшатриев.

Отец Сиддхартхи был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после рождения сына. Раджа безумно любивший ее всю свою любовь перенес на сына.

Отца стал рано тревожить характер ребенка. Будучи еще ребенком Сиддхартха предавался смутным грезам и мечтам. Некоторые проницательные люди усилили опасения раджи, предсказывая, что наследник станет монахом. Стремясь оградить сына от всего печального и наводящего на грустные размышления раджа приказал в его присутствии не говорить ни о смерти, ни о страданиях людей. Отец женил его на дочери правителя. Когда царевич покидал дворец, по приказанию отца с улицы прогонялись все нищие и больные. В общем, отец сделал всё, чтобы жизнь сына была как можно более счастливой и безмятежной. Но можно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывался над ее тайнами? Отец сделал сына только более ранимым.

Легенда рассказывает, что однажды царевич гуляя со своим возницей (слугой) неожиданно увидел дряхлого старика, и пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей. Еще более глубокое впечатление произвела на Сиддхартху встреча с больным, изуродованным проказой, и с погребальной процессией. Три знамения для Будды. Четвертое знамение – встреча с монахом.

На мгновенье  он ощутил жизнь как область безысходных страданий, как темницу. Гаутама убедился в бренности земного и ужаснулся безмерности человеческих страданий.

Обменявшись одеждой с бедным охотником царевич покинул дворец и пошел по неводомой для него дороге. Тогда шел ему тридцатый год. Гаутама стал муни. Муни – лесной отшельник.

5.Философские школы.

Его неприятно поражали бесконечные словопрения философов.

Последователи Санкхьи (сангхья) подходили к философии с позиции рационализма, развивая тезис о том, что Брахман – это абсолют. Брахман – это не только религиозный деятель, но этим же словом обозначается абсолютное начало, Божество, сотворившее мир.

Материалисты вообще отрицали самостоятельное существование духа и в конечном чете подрывали всякую философию. Школа материализма – Локаята (учение направленное на этот мир или посюсторонняя философия). Локаятики сужали картину бытия до пределов чувственного, осязаемого. Материализм в Индии не вызвал настоящего сочувствия. Народ называл материалистов “чарваками”, обжорами, и считал, что их учение навеяно демонами. Неудивительно, что ни одно из сочинений локаятиков не дошло до нас.

Джайнисты – члены старинной секты доведшей учение о тапасе и ахимсе до крайних пределов. Джина – победитель. Победитель круговорота сансары (самсары). Они беспощадно подавляли в себе голос плоти. Иногда они носят на лице повязку, что бы не проглотить какое-либо насекомое и очень осторожно ступают по земле, чтобы не раздавить насекомое. Это крайности учения об ахимсе. Желания и страсти по закону Кармы вовлекают человека в новые воплощения. Важнейшим же признаком превращения в джину является полная победа над своими страстями путем беспощадного самоистязания. Джайнисты отрицали Бога.

Сторонники йоги стремились продолжить мистико-практические традиции древности.

6.Философия буддизма.

Гаутама изучал веды, истязал свою плоть аскезой. После шести лет истязаний он понял, что физическое самоистязание не принесет ему познания истины.

И вот однажды уже совсем отчаявшись в достижении истины Гаутама расположился на ночь под легендарным деревом (баньян – фикус), под которым и обрел просветление. Отныне он стал Буддой – Просветленным. Просветление делает человека совершенным – Татхагатою.

Основное зло – это человеческое желание. Коварный демон Мара, царь зла и смерти постоянно соблазняет человека различными вещами. Мара – злобный обольститель. А Тришна возрождает существа вновь и вновь. Тришна – жажда жизни, жажда бытия, жажда наслаждения. Тришна вновь и вновь возрождает бытие ушедшее от него.

Будда осознал теперь с кем нужно бороться, чтобы избавиться от этого страшного мира, полного плача и боли, скорби и страданий.

Будда преодолел колесо самсары, колесо вечного перевоплощения. Как сказал Будда: “Я обрел освобождение через разрушение желаний”.

Желание чем-либо обладать рождает страдание, так как не все желания человека могут быть исполнены. Например, желание обладать богатствами, властью и бесконечной жизнью. Неисполнение желания рождает страдание.

Нужно освободиться от уз созданного.

Будда изложил основы своего учения в виде четырех тезисов.

Этот буддийский “символ веры” получил название “арья сатьи” – благородные истины.

Первая благородная истина гласит: “Всё в мире полно зла и страдания”.

Вторая благородная истина гласит: “Страдание имеет причину”.

Третья благородная истина гласит: “Прекращение страданий возможно”.

Четвертая благородная истина гласит: “Существует путь прекращения страданий”.

Четвертая благородная истина – это восемь правил. Это “восьмеричная дорога”.

1.Правильные взгляды, т.е. основанные на благородных истинах.

2.Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3.Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4.Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5.Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6.Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7.Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8.Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитация.

Эти заповеди для монахов.

Для мирян давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять Заповедей), сводившихся к следующему:

1.Воздерживайся от убийства.

2.Воздерживайся от воровства.

3.Воздерживайся от блуда.

4.Воздерживайся от лжи.

5.Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Причины популярности буддизма. Уже при жизни Будды община разрослась до огромных размеров. Буддийская община – сангха. 1.Буддизм не защищает варновый строй Индии. 2.Доступная для понимания каждого идея о прекращении страданий.

Смыл просветления Будды в том, что  добро и зло – это абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло.

Будда умер в возрасте восьмидесяти лет, в окружении своих учеников и последователей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1995. Технические анализ 1.12 MB
  С момента своего возникновения технический анализ вырос из теории в самостоятельную и серьезную науку и остается на протяжении всех лет своего существования самым распространенным и востребованным методом анализа биржевых цен. Это в очередной раз доказывает его высокую эффективность и позволяет инвестору в значительной мере улучшить показатели своей торговли, а также повысить шансы на успех в таком далеко не простом деле как трейдинг.
1996. Техническая эксплуатация автомобилей 1.11 MB
  Расчет годовой производственной программы всех видов технического обслуживания. Определение трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега для автомобилей, работающих с прицепом или полуприцепом. Расчет численности производственных рабочих.
1997. Маркетинг услуг 1.05 MB
  Современная концепция маркетинга услуг. Маркетинг взаимоотношений с клиентами. Покупательское поведение и сегментация потребителей. Мотивация покупательского поведение.
1998. Музыкальные инструменты монголов 989.27 KB
  Влияние музыки Китая на монгольскую музыкальную культуры и создание своеобразных музыкальных инструментов. Храмовые и дворцовые музыкальные инструменты. Нотная система у монголов
1999. Проектирование зоны второго технического обслуживания для автотранспортных предприятий со списочным составом 763.35 KB
  Спроектировать зону второго технического обслуживания (ТО-2) для автотранспортных предприятий (АТО) со списочным составом: КамАЗ – 5320 70 шт. Lcc - 300 км Категория условий эксплуатации (КУЭ) - II для всех автомобилей. Климатическая зона — умеренно-холодная. Дней рабочих в году - 305.
2000. Самостоятельная работа студентов при изучении курса отечественной истории 686.13 KB
  Учебно-исследовательская работа студентов, примерные темы рефератов, эссе, докладов. Основная и дополнительная литература. Вопросы для самоконтроля и образцы контрольных тестов.
2001. Создание промежуточных отчетов 33.01 KB
  Список с исходными данными о сотрудниках. Промежуточный отчет, вычисляющий значение фонда заработной платы для каждого цеха. Круговая диаграмма на основании рассчитанных значений фонда заработной платы на каждого цеха.
2002. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 35.03 KB
  Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
2003. Майбутнє країни залежить від нас 43.11 KB
  Мета: привернути увагу підлітків до питання вибору професії та її значення, звернути увагу на фактори, що обумовлюють вибір людиною тієї або іншої спеціальності, поговорити про помилки, які допускаються при обранні професії, наголосити на важливості прийняття правильного вибору фаху для подальшого щасливого життя.