7828

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры

Доклад

Логика и философия

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. 1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.). Книга песен (Ши цзин) - сборник древнейшей народной поэзии. Книга истории (Шу цзин) - сборник официальных документов, описывает некоторые исторические собы...

Русский

2013-01-28

35.5 KB

3 чел.

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры.

1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.).

Книга песен (Ши цзин) – сборник древнейшей народной поэзии.

Книга истории (Шу цзин) – сборник официальных документов, описывает некоторые исторические события.

Книга порядка – описывает нормы социальной и политической жизни.

Книга перемен (И цзин) – является важнейшей. В ней содержаться первые представления  о мире и человека в китайской философии.

2.Религиозно-мифологические представления.

В мировоззрении народов древности (Ближнего Востока и Греции) издревле существовал дуализм, который мыслился как борьба между силами созидания и стихией хаоса. У китайцев же он принял весьма своеобразные черты: они рассматривали исконные космические начала скорее как начала взаимодополняющие, чем противоборствующие. Принципы Ян и Инь создавали, по их представлениям, стабильность и равновесие, на которых покоился неизменный строй мироздания.

Законы предков и древних легендарных царей считались высшим источником государственной мудрости. Сяо (почтение к родителям) было цементом, связующим общество, которое мыслилось как некая огромная семья. На вана – правителя или царя – смотрели как на общего отца народа-семьи.

Неудивительно поэтому, что китайский общественный идеал принял форму своеобразного культа Порядка, унаследованного от древности.

Культ порядка отразился на стремлении китайцев “устроить свои дела на земле”.

Древнейшие письменные памятники Китая – гадальные надписи – свидетельствуют о том, что людей, вопрошавших богов, интересовали только земные житейские проблемы: начать ли войну, куда двинуться походом, построить ли крепость и т.д.

Не случайно и то, что в Китае довольно рано начала развиваться техника. Бумага и искусство выплавки чугуна, магнитный компас и ветряное колесо были изобретены там за много столетий до того, как всё это появилось на Западе.

Самым значительными представителями философии Древнего Китая являются Конфуций (учитель Кун) и Лао-цзы.

3.Даосизм.

“Дао дэ цзин” – “О пути и добродетели”. Изумительная по красоте поэма.

Лао-цзы – основатель даосизма. Старое дитя или старый мудрец. Временем его рождения многие считали 604г. до новой эры.

Исходной идеей даосизма является учение о Дао.

Дао – путь.

Дао – это невидимый внутренний вездесущий закон, который является законом для общества, природы и человека.

Дао – принцип равновесия.

Это Инь и Ян. Инь – женское начало, Ян – мужское. Инь пассивное начало, а Ян активное. (Нарисовать рисунок)

Есть универсальный нравственный закон  Дао, благодаря которому вся эгоистическая деятельность людей является бесплодной суетой.

Люди торопятся, копошатся, вожделеют, а Дао пребывает в божественной безмятежности.

Человек должен быть мудрым и отметать соблазн земных забот. Таким был Лао-цзы. Он оставил царский дворец, бросил почетную службу, променяв их на жребий вольного скитальца.

Мудрый человек предпочитает недеяние (увэй). Недеяние всегда приносит спокойствие.

Дао оставалось туманным и неясным.

Человек связан с трансцендентным (Дао). Трансцендентный – запредельный, вне человеческого сознания. Жизнь человека связывается с запредельным миром. Трансцендентность является характерной чертой рассматриваемого философского учения (антропологизма).

4. Конфуцианство.

Конфуций (6-й век до нов. эры). Родился около 551 года до новой эры.

“Беседы и суждения” (Лунь юй) – записи изречений Конфуция и его учеников.

Конфуция интересовали земные задачи прежде всего.

В юности занимался работой простолюдина. Получил должность мелкого чиновника – надзиратель за продовольственными поставками. Конфуций воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях, произволе и расточительности, которые царят в княжестве не преувеличены.

Феодальная рознь, мятежи, нищета и несправедливость царили повсюду.

По мнению Конфуция люди страдают потому, что в стране царит хаос, а для того, чтобы избавиться от него, следует возвратиться к дедовским обычаям и порядкам. Нужно возвратиться к отечественной старине. Нужно возвратиться к традициям и законам предков.

Необходимо неустанно трудится ради приближения счастливого времени “Тайпин”. Два условия.

1. Необходимо было неукоснительно совершать все установленные церемонии, т.е. правила общественного этикета и культа порядка – Ли.

2. Второе правило – Жэнь. Жэнь – это гуманность, человечность, любовь к людям.

Жэнь – искусство самоусовершенствования, которое заключается в том, что “быть в состоянии смотреть на других как на самого себя”.

Сущность гуманности проста. Она сводится к тому, чтобы не делать другим того чего не желаешь себе.

Гуманность и этикет, Жэнь и Ли – универсальные законы жизни человека (для Конфуция).

Целью Конфуция является достижение уровня “идеального человека”, “благородного мужа”.

Этические принципы оставались без опоры. Конфуций надеялся на эффективность нравственной проповеди.

Попытка построения автономной морали. Построение морали без опоры на нравственные принципы – Добро, Откровение, Бог. Конфуций пытался доказать, что человек добр по природе.

Он искал основание морали только в человеке.

Современный Китай находится под воздействие этих идей.

5. Философские школы.

Главными противниками конфуцианства являлись моисты и легисты (школа законников).

Моисты ополчились против конфуцианского культа старины (акцент делали на общественной пользе), а легисты требовали социальных реформ и возлагали надежды на суровый уголовный кодекс.

В 213 году до н.э. началась первая культурная революция в Китае. Были сожжены все конфуцианские книги и литература. Сотни конфуцианских ученых были умерщвлены или сосланы на строительство Великой китайской стены.

В 206 году новая династия возродила учение Конфуция. Конфуций был провозглашен величайшим мудрецом нации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27605. Массовые беспорядки (ст. 212 УК), понятие и виды этого преступления, отличие от хулиганства (ст. 213 УК) 33 KB
  Объект – общественная безопасность сопротивление представителям власти способное причинить вред здоровью и собственности большого числа людей. Объективная сторона: Массовые беспорядки это совершаемое большой группой людей толпой посягательство на общественную безопасность сопровождающееся насилием над людьми погромами поджогами уничтожением имущества применением огнестрельного оружия взрывчатых веществ или взрывных устройств оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается...
27606. Освобождение от наказания и его виды. Условно- досрочное освобождение от отбывания наказания, его основания и условия 34 KB
  Условно досрочное освобождение от отбывания наказания его основания и условия. Под освобождением от наказания следует понимать выраженное в акте суда амнистии помилования освобождение лица осужденного за совершение преступления приговором суда от назначения либо полного или частичного отбывания назначенного судом наказания по основаниям предусмотренным уголовным законом если будет признано что необходимость в применении дальнейшем применении уголовного наказания отсутствует. Освобождение от наказания как и освобождение от уголовной...
27608. Таможенное дело и таможенная политика Республики Беларусь 256 KB
  Таможенное право - одна из универсальных отраслей права, которое регулирует отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Таможенное регулирование занимает принципиальное положение в обеспечении экономической безопасности государства.
27610. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление. Назначение наказания при вердикте присяжных о снисхождении 30.5 KB
  Назначение более мягкого наказания чем предусмотрено за данное преступление. Назначение наказания при вердикте присяжных о снисхождении. 64 УК РФ назначение более мягкого наказания чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ возможно при наличии исключительных обстоятельств существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного лицом преступления либо при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления. Правила назначения более мягкого наказания чем предусмотрено...
27612. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений 30 KB
  Назначение наказания за неоконченное преступление ст. 66 УК Назначение наказания различается в зависимости от стадии на которой было прервано общественно опасное деяние. За приготовление к преступлению срок или размер наказания не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса за неоконченное преступление.