7828

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры

Доклад

Логика и философия

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. 1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.). Книга песен (Ши цзин) - сборник древнейшей народной поэзии. Книга истории (Шу цзин) - сборник официальных документов, описывает некоторые исторические собы...

Русский

2013-01-28

35.5 KB

3 чел.

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры.

1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.).

Книга песен (Ши цзин) – сборник древнейшей народной поэзии.

Книга истории (Шу цзин) – сборник официальных документов, описывает некоторые исторические события.

Книга порядка – описывает нормы социальной и политической жизни.

Книга перемен (И цзин) – является важнейшей. В ней содержаться первые представления  о мире и человека в китайской философии.

2.Религиозно-мифологические представления.

В мировоззрении народов древности (Ближнего Востока и Греции) издревле существовал дуализм, который мыслился как борьба между силами созидания и стихией хаоса. У китайцев же он принял весьма своеобразные черты: они рассматривали исконные космические начала скорее как начала взаимодополняющие, чем противоборствующие. Принципы Ян и Инь создавали, по их представлениям, стабильность и равновесие, на которых покоился неизменный строй мироздания.

Законы предков и древних легендарных царей считались высшим источником государственной мудрости. Сяо (почтение к родителям) было цементом, связующим общество, которое мыслилось как некая огромная семья. На вана – правителя или царя – смотрели как на общего отца народа-семьи.

Неудивительно поэтому, что китайский общественный идеал принял форму своеобразного культа Порядка, унаследованного от древности.

Культ порядка отразился на стремлении китайцев “устроить свои дела на земле”.

Древнейшие письменные памятники Китая – гадальные надписи – свидетельствуют о том, что людей, вопрошавших богов, интересовали только земные житейские проблемы: начать ли войну, куда двинуться походом, построить ли крепость и т.д.

Не случайно и то, что в Китае довольно рано начала развиваться техника. Бумага и искусство выплавки чугуна, магнитный компас и ветряное колесо были изобретены там за много столетий до того, как всё это появилось на Западе.

Самым значительными представителями философии Древнего Китая являются Конфуций (учитель Кун) и Лао-цзы.

3.Даосизм.

“Дао дэ цзин” – “О пути и добродетели”. Изумительная по красоте поэма.

Лао-цзы – основатель даосизма. Старое дитя или старый мудрец. Временем его рождения многие считали 604г. до новой эры.

Исходной идеей даосизма является учение о Дао.

Дао – путь.

Дао – это невидимый внутренний вездесущий закон, который является законом для общества, природы и человека.

Дао – принцип равновесия.

Это Инь и Ян. Инь – женское начало, Ян – мужское. Инь пассивное начало, а Ян активное. (Нарисовать рисунок)

Есть универсальный нравственный закон  Дао, благодаря которому вся эгоистическая деятельность людей является бесплодной суетой.

Люди торопятся, копошатся, вожделеют, а Дао пребывает в божественной безмятежности.

Человек должен быть мудрым и отметать соблазн земных забот. Таким был Лао-цзы. Он оставил царский дворец, бросил почетную службу, променяв их на жребий вольного скитальца.

Мудрый человек предпочитает недеяние (увэй). Недеяние всегда приносит спокойствие.

Дао оставалось туманным и неясным.

Человек связан с трансцендентным (Дао). Трансцендентный – запредельный, вне человеческого сознания. Жизнь человека связывается с запредельным миром. Трансцендентность является характерной чертой рассматриваемого философского учения (антропологизма).

4. Конфуцианство.

Конфуций (6-й век до нов. эры). Родился около 551 года до новой эры.

“Беседы и суждения” (Лунь юй) – записи изречений Конфуция и его учеников.

Конфуция интересовали земные задачи прежде всего.

В юности занимался работой простолюдина. Получил должность мелкого чиновника – надзиратель за продовольственными поставками. Конфуций воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях, произволе и расточительности, которые царят в княжестве не преувеличены.

Феодальная рознь, мятежи, нищета и несправедливость царили повсюду.

По мнению Конфуция люди страдают потому, что в стране царит хаос, а для того, чтобы избавиться от него, следует возвратиться к дедовским обычаям и порядкам. Нужно возвратиться к отечественной старине. Нужно возвратиться к традициям и законам предков.

Необходимо неустанно трудится ради приближения счастливого времени “Тайпин”. Два условия.

1. Необходимо было неукоснительно совершать все установленные церемонии, т.е. правила общественного этикета и культа порядка – Ли.

2. Второе правило – Жэнь. Жэнь – это гуманность, человечность, любовь к людям.

Жэнь – искусство самоусовершенствования, которое заключается в том, что “быть в состоянии смотреть на других как на самого себя”.

Сущность гуманности проста. Она сводится к тому, чтобы не делать другим того чего не желаешь себе.

Гуманность и этикет, Жэнь и Ли – универсальные законы жизни человека (для Конфуция).

Целью Конфуция является достижение уровня “идеального человека”, “благородного мужа”.

Этические принципы оставались без опоры. Конфуций надеялся на эффективность нравственной проповеди.

Попытка построения автономной морали. Построение морали без опоры на нравственные принципы – Добро, Откровение, Бог. Конфуций пытался доказать, что человек добр по природе.

Он искал основание морали только в человеке.

Современный Китай находится под воздействие этих идей.

5. Философские школы.

Главными противниками конфуцианства являлись моисты и легисты (школа законников).

Моисты ополчились против конфуцианского культа старины (акцент делали на общественной пользе), а легисты требовали социальных реформ и возлагали надежды на суровый уголовный кодекс.

В 213 году до н.э. началась первая культурная революция в Китае. Были сожжены все конфуцианские книги и литература. Сотни конфуцианских ученых были умерщвлены или сосланы на строительство Великой китайской стены.

В 206 году новая династия возродила учение Конфуция. Конфуций был провозглашен величайшим мудрецом нации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73536. НЕЛИНЕЙНЫЕ ЦЕПИ И АППРОКСИМАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НЕЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 183 KB
  Приведена ВАХ типового нелинейного элемента полупроводникового диода. Для резистивных нелинейных элементов важным параметром является их сопротивление которое в отличие от линейных резисторов не является постоянным а зависит от того в какой точке ВАХ оно определяется.
73537. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО КОЛЕБАНИЯ НА ЦЕПЬ С НЕЛИНЕЙНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 371.5 KB
  На этом же рисунке показана форма тока в цепи с нелинейным элементом it. Из-за нелинейности вольт-амперной характеристики формы напряжения и тока оказываются различными. Воздействие гармонического сигнала на нелинейный элемент спектра тока...
73539. Заряд внутри диэлектрика, Теорема Гаусса для вектора напряжённости в диэлектрике 146.5 KB
  Выберем на этой поверхности некоторую площадку, малую настолько, что её можно считать частью плоскости и поле на ней можно считать однородным. Построим цилиндр, проходящий через эту площадку с направляющими параллельно вектору напряжённости внешнего поля.
73540. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ 168.5 KB
  Фильтры применяются для выделения или подавления определенных колебаний разделения частотных каналов формирования спектра сигналов. По расположению на шкале частот полосы пропускания различают следующие фильтры: а нижних частот...
73541. Параллельный колебательный контур и резонанс токов 193.5 KB
  Параллельный колебательный контур с потерями и векторные диаграммы Комплексная входная проводимость такого контура: комплексные проводимости ветвей с индуктивностью и емкостью соответственно...