7830

Философия личности. Значение слова личность

Доклад

Логика и философия

Философия личности Значение слова личность Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии). В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона, что означало маску актера ...

Русский

2013-01-28

46 KB

5 чел.

Философия личности

Значение слова личность

Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии).

В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо.

Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В русском языке слово «человек» по смыслу связано с лицом, т.е. имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть лица, где сосредоточено сознание человека.

Выражение «потерять лицо» означает разочарование  в человеке, разочарование в его духовных качествах. Утрату доверия. След., лицо символизирует душу человека.

Сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.

В XX веке это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей.

Индивидуализм и индивид

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого.

Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле все объекты во Вселенной индивидуальности.

В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму.

Индивидуализм делает человека, а не общество самоцелью развития.

В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма.

Индивидуальность

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его качеств и свойств.

Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.

Индивидуальность занята сама собой: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений.

Личность

В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь (индивид), потом как индивидуальность и затем как личность.

Становление в полноценного человека происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией.

Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.

Социальные роли имеют выраженный культурный контекст – прививают поведение, принципы, правила, ценностные установки и нормы морали.

Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Человек вбирает в себя всё многообразие социальных связей и отношений.

Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на всё окружающее.

Исходным для материалистического представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность всех общественных отношений.

Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности – «я такова».

Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям.

Прежде всего, возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим,

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – «деятели» охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.

Так, однажды, проходя мимо поля, на котором пахал некий брахман, мудрец остановился и, опустив глаза, молча протянул ему чашу для подаяния. Это привело пахаря в негодование; он стал укорять бхикшу* в том, что тот бездельник и живет за счет честных людей. Почему он, здоровый мужчина, не хочет стать за плуг, а предпочитает попрошайничать? На эти обвинения мудрец со свойственным ему спокойствием ответил, что он не бездельник, что он также трудиться, но труд его иной и более высокий. Вера – это его семя, покаяние – дождь, размышления – плуг. “Вспахав эту пашню – ты избавишься от страданий”. На это нечего было возразить, ибо люди хорошо понимали, что работа учителя, странствующего проповедника действительно тяжелый труд и что он стоит своей цели – просвещения народа.

*бхикша – нищенствующий монах.

Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Практически каждый человек испытал влияние на себе силы искусства: восхищение и восторг и др. глубокие чувства по причине прочитанного или увиденного произведения искусства.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание.

Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии.

Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер (сер 20-го века. Огрганиз. больницу в Габоне. Благоговение перед жизнью и выработка космической этики) и Федор Петр. Гааз (главн. врач московских тюрем нач.-сер 19 века), А. Дюнан (Ноб. премия 1901 года – создатель Красного Креста) и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро!»,— этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

Главный отличительный признак личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.

В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпаративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36818. ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ 327 KB
  Лабораторная работа № 1 ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ Цель работы: учебная получить навыки работы с нормативными документами для выбора методов и средств измерений линейных размеров; практическая выбрать для измерения линейных размеров детали выданной руководителем в соответствии с номером подгруппы соответствующие универсальные измерительные средства и указать их метрологические характеристики.80 всех видов измерений составляют линейные измерения. Любой линейный размер может быть измерен различными...
36819. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИСТЕМОЙ MATLAB. ОДНОМЕРНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 93.5 KB
  Язык программирования Matlab является интерпретатором. Это значит, что каждая инструкция программы распознается и тут же исполняется. Этап компиляции полной программы отсутствует. Интерпретация означает, что Matlab не создает исполняемых конечных программ. Они существуют лишь в виде m-файлов (файлов с расширением m)
36820. Определение уровня качества технических средств защиты информации 146.5 KB
  Цель работы Изучение методов определения показателей качества технических средств защиты информации и практическое определение их уровня качества с использованием комплексных показателей. Основные понятия термины и определения теории качества Технические средства защиты информации ТСЗИ в большинстве случаев представляют собой радиоэлектронные устройства РЭУ предназначенные для обнаружения и подавления прослушивающих устройств шифрования и кодирования информации защиты информации в возможных каналах утечки. Поэтому знание методов...
36821. ИЗУЧЕНИЕ РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА 101 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1 ИЗУЧЕНИЕ РАВНОУСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА. В первом случае используя формулу пути при равноускоренном движении h=1t2 2 получим 1=2h t2 1 где пройденный грузами путь h и время движения t измеряются непосредственно. При втором способе формулу для определения ускорения на этом участке движения h получим из рассмотрения изменения энергии системы Ek= Где v линейная...
36822. Сведения о некоторых командах ОС UNIX. Сведения к лабораторной работе 115 KB
  ls поданная без параметров команда выводит список файлов и каталогов содержащихся в текущем каталоге. Например чтобы получить список файлов в каталоге usr sbin необходимо использовать команду ls usr sbin У команды ls есть множество ключей которые нужны главным образом для того чтобы выводить дополнительную информацию о файлах в каталоге или выводить указанный список файлов вместо указания имен файлов можно использовать шаблоны. ll выводит список всех имен файлов каталога включая скрытые А lmostll выводит список всех...
36823. Запуск Word. Выход из Word. Настройка пользовательского интерфейса. Открытие и сохранение документа 294 KB
  Выход из Word. Существует несколько способов запустить Microsoft Word для Windows 95. Если вы запускаете Word с помощью кнопки Пуск Windows 95 Word создает пустой незаполненный документ.
36825. Мировые информационные ресурсы 444 KB
  Задание №1 Сформируйте электронный глоссарий по тематике Мировые информационные ресурсы: Блог Веб страница Интернет ресурс Информационная культура Информационное общество Информационные взаимодействия Информационные ресурсы Информационные сети Информационные системы Информационный портал Информационный потенциал общества Информация Мировые информационные ресурсы Национальные информационные ресурсы Сайт Сервис Средства массовой информации Телеконференция Файловый сервер Чат Электронная база...
36826. Получить навыки работы с электронной таблицей Microsoft Excel 170 KB
  Откройте меню настройки панелей управления Вид Панели инструментов и убедитесь в том что включено отображение только двух панелей: Стандартная и Форматирование. Чтобы настроить масштаб отображения войдите в меню Вид Масштаб. Войдите в меню Сервис Параметры. Для этого достаточно воспользоваться командой меню Правка Отменить.