78305

Сертификация, ее сущность и характеристики

Лекция

Производство и промышленные технологии

Сущность сертификации Общие положения. Сертификация базируется на стандартах и в ее основе лежат испытания по нормам сертификации. Самосертификация выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или простановкой знака сертификации на продукции или сопроводительным документом. Любая система сертификации базируется на стандартах государственных предприятий технических условиях.

Русский

2015-02-07

967 KB

6 чел.

12. СЕРТИФИКАЦИЯ

12.1. Сущность сертификации

Общие положения. По определению Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация - это действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или процесса определенным стандартам или техническим условиям. Данное определение позволяет широко трактовать это понятие и иметь многообразные формы сертификации. Сертификация - это гарантия того, что продукция соответствует стандарту или определенным требованиям качества. Сертификация базируется на стандартах, и в ее основе лежат испытания по нормам сертификации.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация является методом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям. Ее разделяют на обязательную и добровольную, на самосертификацию и сертификацию третьей стороной. Обязательная сертификация является средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Самосертификация выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или простановкой знака сертификации на продукции, или сопроводительным документом. При этом потребитель получает информацию о методах испытаний, применяемых на предприятии. Сертификация третьей стороной осуществляется системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции. В эту систему органов входят официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации.

Любая система сертификации базируется на стандартах (государственных, предприятий, технических условиях). Подтверждение, что продукция соответствует требованиям стандартов, осуществляется посредством специального документа - сертификата.

В ИСО создан комитет по сертификации - СЕРТИКО. Этим комитетом подготовлен свод принципов сертификации, получивший название «Кодекс принципов ИСО/МЭК (Международная электротехническая комиссия) по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам». Кодекс исходит из необходимости применения международных стандартов в национальных системах сертификации. В Российской Федерации национальным органом по сертификации является Госстандарт России (Госстандарт Р), деятельность которого регулируется законодательством РФ о сертификации.

Система сертификации. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом о сертификации. В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. В нее также могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. Она подлежит государственной регистрации в установленном Госстандартом Р порядке.

Понятие и состав системы сертификации имеют значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. Система может создаваться только юридическими лицами. Закон предусматривает две составляющие системы сертификации: совокупность участников сертификации и правила сертификации. К участникам сертификации относят: государственные органы, организации, являющиеся создателями системы сертификации, испытательные лаборатории (центры), центральные органы систем сертификации, изготовители продукции. Под правилами системы понимаются нормативные документы, регулирующие все стороны деятельности системы. Документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертификационной продукции установленным требованиям, называют сертификатом соответствия. Содержание сертификата определяется в системе в зависимости от избранной схемы сертификации и категории заявителя.

Система сертификации создается для определенного вида однородной продукции, включающего большие группы товаров, имеющих единое функциональное назначение, принципы работы, методы контроля и испытаний. Конкретный перечень товаров определяется документами системы или общими перечнями продукции путем ссылки на коды классификаторов продукции (ОКП) или товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также путем указания соответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов.

Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объединяться в единую, более крупную систему, все звенья которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исключает возможности учета специфики отдельных систем в их руководящих документах. Система обязательной сертификации Госстандарта Р является именно такой объединяющей системой.

Организационную структуру государственной системы сертификации образуют:

национальный орган России по сертификации;

органы по сертификации конкретной продукции;

аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

изготовители и поставщики продукции.

Национальным органом по сертификации в России является                   Госстандарт Р, который осуществляет многие функции, а также:

разработку и совершенствование основополагающих организационно-методических документов системы;

учреждение НТД (нормативно-технической документации), устанавливающей порядок сертификации конкретных видов продукции;

информацию о результатах сертификации;

НТД на сертифицируемую продукцию.

Сертификация проводится на соответствие:

государственным стандартам;

международным и зарубежным стандартам;

другим НТД по выбору заявителя.

Экспортируемая продукция сертифицируется на соответствие требованиям национальных НТД стран-импортеров.

При сертификации продукции в рамках международных систем сертификации, участником которых является Россия, подтверждается ее соответствие требованиям международных НТД, принятых в этих системах.

Тексты стандартов и других НТД, используемых при сертификации продукции, формулируются точно в соответствии с требованиями руководства ИСО/МЭК.

Поскольку сертификация основывается на стандартах, то между органами сертификации и стандартизации поддерживается тесная связь независимо от того, являются они составными частями одной и той же организации или нет.

12.2. Проведение сертификации

Получение изготовителем продукции сертификата соответствия 

Изготовитель (поставщик) продукции (заявитель) для получения сертификата соответствия направляет в орган по сертификации заявку на ее проведение. Орган сообщает заявителю свое решение о проведении испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) образцов продукции, о проверке производства и устанавливает сроки. При положительных результатах испытаний продукции, наличии аттестата производства или сертификата на систему качества аккредитованная испытательная лаборатория оформляет сертификат и по получении регистрационного номера в Госстандарте Р выдает его предприятию-изготовителю. При внесении изменений в конструкцию изделия или технологию ее производства, которые могут влиять на качество продукции, принимается решение о необходимости проведения новых испытаний или проверки состояния производства этой продукции.

Получение изготовителем сертификата на продукцию дает ему право маркировать эту продукцию знаком соответствия.

Признание зарубежных сертификатов соответствия

Решение о признании и регистрации сертификатов, выданных органами по сертификации других стран, на отечественную и импортную продукцию, используемую в стране, осуществляет Госстандарт Р или другой уполномоченный орган по сертификации. Признаются сертификаты или аналогичные по назначению документы (лицензии, официальные утверждения), выданные в международных системах, к которым присоединились Россия и страна заявителя, или соглашений между органами по сертификации в России и этой стране о взаимном признании сертификатов. Порядок такого признания устанавливается правилами соответствующих систем или соглашений.

Госстандарт Р или другой орган по сертификации при осуществлении признания может провести повторные испытания (в полном объеме или по некоторым характеристикам) для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. По требованию органа по сертификации заявитель направляет образец сертифицированной продукции.

Проверка состояния производства сертифицируемой продукции 

Проверка состояния производства сертифицируемой продукции может выполняться двумя способами: путем его аттестации или путем сертификации системы качества, разработанной на основе стандартов ИСО серии 9000.

Аттестация производств сертифицируемой продукции - это комплекс мероприятий и достаточных условий для обеспечения стабильного уровня требований, характеристик, показателей, которые контролируются при сертификации. При этом оценивается эффективность контроля всех условий производства и характеристик продукции, ее составных частей, используемых материалов, от которых зависит указанный уровень требований. При аттестации межотраслевой продукции проверяется:

достаточность и качество проведения операций контроля при производстве продукции, в том числе метрологическое обеспечение;

состояние технологических операций, определяющих уровень характеристик и требований к продукции, которые контролируются при сертификации;

стабильность соответствия изготовляемой продукции требованиям НТД;

распределение ответственности персонала за обеспечение качества продукции.

При обнаружении серьезных недостатков в обеспечении стабильного качества продукции, предлагаемой к сертификации, устанавливается срок повторной аттестации при условии полного устранения отмеченных недостатков. При положительных результатах проверки Госстандарт Р выдает предприятию-изготовителю аттестат производства.

Сертификация системы качества продукции - это деятельность организаций, аккредитованных Госстандартом Р, по проверке, оценке и удостоверению соответствия системы качества проверяемого предприятия требованиям государственного или международного стандарта на систему качества.

Сертификация системы качества осуществляется в соответствии с комплексом руководящих документов «Сертификация систем качества продукции», утвержденным Госстандартом Р.

Испытания продукции 

Испытания для сертификации проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у образцов, поставляемых потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок отбора, идентификации и хранения устанавливаются организационно-методическими документами по сертификации конкретного вида продукции и методики испытаний. Испытание импортируемой продукции проводится в России.

Надзор за проведением сертификации и качеством сертифицируемой продукции

Надзор за проведением сертификации, за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства осуществляют территориальные органы Госстандарта Р. Объем, содержание, порядок надзора устанавливаются в организационно-методических документах по сертификации конкретных видов продукции. В них предусматриваются периодичность и объемы инспекционных испытаний сертифицированной продукции в аккредитированных испытательных лабораториях (центрах). По результатам надзора Госстандарт Р может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия и право применения знака соответствия, аттестата производства. Решение о приостановлении действия указанных документов принимается, когда в результате незамедлительных мер не может быть восстановлено соответствие продукции или состояние производства установленным требованиям.

Информация о сертификации 

Госстандарт Р проводит учет и создает фонд:

сертификатов, выданных и действующих в России;

организационно-методических документов по сертификации конкретных видов продукции;

аттестатов производств сертифицируемой продукции;

аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров). Госстандарт Р периодически публикует информацию о работах по сертификации продукции, включающую:

перечень продукции, на которую выданы сертификаты;

перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

перечень аттестованных производств сертифицируемой продукции. В случае несогласия с результатами сертификации заинтересованные стороны могут подать в Госстандарт Р апелляцию. Госстандарт Р рассматривает апелляцию с привлечением заинтересованных сторон и извещает подателя апелляции о принятом решении.

12.3. Правовые основы сертификации в РФ

Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям:

«О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения»; иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами Правительства (около 50 актов).

Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг)  Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертификацию. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.

На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом, должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель).

Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливает цели сертификации, определяет национальный орган по сертификации - Госстандарт РФ и направления его деятельности. Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Государственная ветеринарная служба и др.

Закон определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

В соответствии с Законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательного, так и добровольного характера. Для упрочнения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

На основании законов, действующих в области сертификации, разработаны организационно-методические принципы, определяющие практику сертификации в России.

12.4. Организационно-методические принципы сертификации в РФ

В организационно-методических принципах сертификации в РФ рассматриваются:

принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции;

схемы сертификации;

орган по сертификации и испытательные лаборатории;

аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий;

знаки соответствия.

К организационным и методическим принципам относят:

обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

профессиональность испытаний;

исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;

ответственность участников сертификации;

открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции. В дальнейшем к сертификации будут относиться товары с наибольшей потенциальной опасностью.

Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции. Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции. Они определяют основные действия и функции, которые осуществляют государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции. Правила устанавливают процедуры проведения сертификации в рамках создаваемой системы, выбирают схемы сертификации, определяют центральные органы системы, разрабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и выдают им соответствующие лицензии.

Правила проведения работ по сертификации предусматривают возможность возникновения спорных ситуаций. В таких случаях любой участник сертификации имеет право обратиться в федеральные органы исполнительной власти по профилю сертификации.

Правила содержат отдельное положение по добровольной сертификации, четко оговаривающее функции юридического лица, которое выступает в роли органа по сертификации. Это юридическое лицо формирует структуру системы и разрабатывает ее правила и знак соответствия, которые подлежат регистрации. В остальном его функции совпадают с таковыми для органа по обязательной сертификации. Они отражают и принципы оплаты работ по сертификации, которые полностью отвечают Закону «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам ВТО (Всемирная торговая организация).

Порядок проведения сертификации в России установлен по отношению к обязательной сертификации, но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка. Он разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность. Общие  принципы  сертификации  соответствуют  руководствам ИСО/МЭК (Международная электротехническая комиссия).

Характеристики (показатели качества) товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:

они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). При этом устанавливается соответствие продукции приложенной технической документации;

отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;

могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется, исходя из целей сертификации конкретной продукции.

При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применение конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Схему сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Установлен порядок проведения сертификации в такой последовательности:

подача заявки на сертификацию;

отбор, идентификация образцов и их испытания;

оценка производства;

выдача сертификата соответствия;

применение знака соответствия;

инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

корректирующие мероприятия.

Схемы сертификации, применяемые в России и разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, и практика подтверждения соответствия в ЕС приведены в табл.12.1.

В схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем другим путем, помимо данной сертификации, что воспринимается положительно как способ сокращения объема проверок.

Орган по сертификации это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации. На аккредитацию в качестве органа по сертификации могут претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, государственные, муниципальные и др.

К требованиям и обязанностям органов сертификации и исполнительным лабораториям при аккредитации относят следующее:

требования к аккредитуемой организации;

обязанности и основные функции органа по сертификации;

требования к персоналу органа по сертификации;

требования к фонду нормативных документов;

требования к процедуре аккредитации;

требования к испытательным лабораториям;

обязанности аккредитованной испытательной лаборатории.

Взаимное признание результатов испытаний и сертификации как способ устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от аккредитации: авторитет и независимость аккредитующего органа определяет доверие к деятельности организации по сертификации и ее результатам.

Выработаны принципы организации системы аккредитации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000, гармонизированных с руководствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии Е45000, положениями Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координация деятельности по аккредитации возложены на Отдел по аккредитации при Госстандарте.

Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других объектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы (рис.12.1). 

Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие деятельность в области оценки соответствия: испытательные лаборатории, органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.                                                                                               

                                                                                             Таблица 12.1

Номер схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

1

Испытания типа*

-

-

la

Испытания типа

Анализ состояния производства

-

2

Испытания типа

-

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца

Анализ состояния производства

3

Испытания типа

-

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Анализ состояния производства

4

Испытания типа

-

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Анализ состояния производства

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Анализ состояния производства

5

Испытания типа

Сертификация производства или сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя**

6

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества

7

Испытания партии

-

-

8

Испытания каждого образца

-

-

                                                                               Окончание табл. 12.1

Номер схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

9

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

-

-

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Анализ состояния производства

-

10

Рассмотрение декларации

-

Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца

10а

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Анализ состояния производства

* Испытания выпускаемой продукции на основе оценки одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

** Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производства).

Процедура аккредитации состоит из таких последовательно выполняемых действий:

представление заявителям заявки на аккредитацию;

экспертиза документов по аккредитации;

аттестация заявителя;

анализ всех материалов и принятие решений об аккредитации;

выдача аттестата об аккредитации;

проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

Регламентация всех составляющих процедуры аккредитации установлена в ГОСТ Р 51000.1—95, который предназначен для применения аккредитующими органами и организациями, подлежащими аккредитации. Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

На основании Закона «О защите прав потребителей», постановлений Правительства РФ «О маркировке товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок» и о внесении изменений в это постановление на территории РФ введены знаки соответствия для маркировки товаров, подлежащих обязательной сертификации. Положения этих документов относятся как к производимой в России, так и импортируемой продукции.

Рис 12.1. Российская система аккредитации (РОСА) (ГОСТ Р 51000. 1—95)

Ответственность за соблюдение правил маркировки возложена на предприятия-изготовители, организации-импортеры, торговые организации, а также на индивидуальных предпринимателей. Все вопросы организационно-методического характера, относящиеся к знакам соответствия, находятся в ведении Госстандарта и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.

До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р (рис.12.2).

Согласно российскому законодательству, каждая система сертификации имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сертификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ Р, имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки. Зарегистрированы собственные знаки соответствия некоторых российских систем обязательной сертификации (рис.12.3).

Знаки соответствия несут в себе полезную информацию, которая убеждает потребителя в надлежащем качестве товара, в его безопасности;

может использоваться изготовителем в рекламных целях;

помогает органам госнадзора принять решение о возможности реализации продукции; для страховых компаний является одной из гарантий безопасности товара.

Рис 12.2. Знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р

Рис. 12.3. Знаки соответствия систем обязательной сертификации

12.5. Международная сертификация

Деятельность ИСО в области сертификации. Создание организационно-методического обеспечения в области сертификации поручено международной организации по стандартизации (ИСО). Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют.

В области сертификации ИСО сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК), о чем говорят многие совместные руководства. Основополагающим руководством в области сертификации считается Руководство 28 ИСО/МЭК «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной», содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификации. В развитии этого документа были приняты Руководства 38-40, в которых изложены общие требования к органам сертификации и надзора, а также к испытательным лабораториям. Одно из серьезных требований к лаборатории наличие системы обеспечения качества работы.

По заказу Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ИСО/МЭК разработано Руководство 43 «Квалификационные испытания лабораторий», которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории    и пр.

В области сертификации ИСО занимается исключительно методологическими проблемами, в то время как МЭК разработала международные системы сертификации и разрабатывает стандарты. Общим в деятельности ИСО и МЭК является направленность на содействие заключению многосторонних соглашений о взаимном признании в целях развития международной торговли. На основании созданных ими принципов гармонизации национальных систем сертификация может быть достигнута двумя путями: присоединением страны к международным системам сертификации МЭК, либо широким использованием единых организационно-методических принципов сертификации, предлагаемых ИСО.

Деятельность МЭК в области сертификации. Сформулирована международная система сертификации электротехнических изделий МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности - МЭКСЭ, созданная в 1935 г. и объединяющая 34 страны.

Цель системы - содействие международной торговле электрооборудованием, эксплуатация которого осуществляется обычными потребителями, а не специалистами в области электротехники. Сертификация таких изделий на безопасность почти во всех странах мира предусмотрена законодательными положениями по защите прав потребителей.

Россия является членом МЭКСЭ, и в рамках ее системы сертификации действует национальная сертификация электрооборудования в ГОСТе Р.

Создана международная Система сертификации электронной техники (ИЭТ), инициированная обострившейся конкуренцией на рынках этих товаров между европейскими и американскими фирмами. Региональная сертификация ИЭТ на соответствие европейским стандартам стимулировала правительственные решения западноевропейских стран о предпочтительных закупках сертифицированных изделий. Создание Системы сертификации ИЭТ содействовало международной торговле изделиями электронной техники посредством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были одинаково приемлемы во всех странах-участницах системы без проведения повторных испытаний. Россия участвует в Системе сертификации ИЭТ МЭК.

Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации. Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», которое является межправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.

В области сертификации принят Перечень межгосударственных нормативных документов, устанавливающих единые порядки сертификации приоритетных групп продукции и услуг. В МГС рассмотрен вопрос об условиях прямого применения европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ.

12.6. Сертификация в различных сферах

К сферам сертификации отнесены: сертификация систем обеспечения качества, экологическая.

Сертификация систем обеспечения качества. Серьезная конкурентная борьба в условиях рыночной экономики привела к сертификации систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Такая сертификация дает предприятиям много выгод и преимуществ.

Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами:   ГОСТ Р 40.001—95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»; ГОСТ Р 40.002—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»; ГОСТ Р 40.003—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств»; ГОСТ Р 40.005—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».

В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые международные стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции».

Под Регистром систем качества понимают Систему сертификации систем качества и производств.

Перечисленные ГОСТы Р относятся к взаимодействию органов по сертификации и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, инспекционному контролю за сертифицированными системами качества, взаимодействию органов по сертификации с Техническим центром Регистра Госстандарта РФ. Процедуры сертификации систем качества и производств гармонизированы с европейскими и международными соответствующими правилами и нормами, что направлено на создание условий для признания сертификатов Регистра за рубежом, а также присоединения к международной системе признания результатов оценки систем качества - QSAR. 

Рис. 12.4. Структура Регистра систем качества. Системы сертификации ГОСТ Р

Однако российская система сертификации систем качества отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производств. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем производств, то предприятия предпочитают сначала заняться сертификацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества. Поэтому Регистр представляет собой по существу двухступенчатую сертификацию, что считается временным явлением.

Совокупность перечисленных основополагающих стандартов устанавливает основные принципы и организационную структуру Регистра систем качества (рис.12.4), процедуру сертификации систем качества и производств.

Экологическая сертификация. Цель экологической сертификации - стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности.

В России экологическая сертификация находится в начальной стадии развития, хотя сделано уже немало. Установлены объекты, относящееся к этой области. Принятие международных стандартов ИСО серии 14000, которые включают руководства по управлению окружающей средой и по экологическому аудиту, создало основы для организации и проведения экосертификации.

170

PAGE  155


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80347. ПРОВАДЖЕННЯ СЛІДЧИХ (РОЗШУКОВИХ) ДІЙ 75.46 KB
  Під кримінально-процесуальною дією в кримінальному судочинстві треба розуміти дію, передбачену та детально врегульовану нормами кримінально-процесуального права, що провадиться виключно органами, які уповноважені законом на здійснення кримінально–процесуальної діяльності
80349. ЗУПИНЕННЯ І ЗАКІНЧЕННЯ ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ 43.58 KB
  Підстави і процесуальний порядок зупинення та відновлення досудового розслідування. Форми закінчення досудового розслідування. Про затвердження Інструкції з організації взаємодії органів досудового слідства з оперативними підрозділами ОВС на стадіях документування злочинних дій реалізаціїоперативних матеріалів розслідування кримінальної справи та її розгляді в суді : наказ МВС України від 07 верес.
80352. Використання результатів негласних слідчих (розшукових) дій у кримінальному судочинстві 51.98 KB
  Правові засади використання результатів негласних слідчих розшукових дій у кримінальному судочинстві Використання результатів негласних слідчих розшукових дій для формування доказів у кримінальному судочинстві – це проблема яка виникла з прийняттям нового Кримінального процесуального кодексу України та розглядається на стику кримінального процесу та оперативнорозшукової діяльності а також має як теоретичний так і прикладний аспект. 254 КПК України – якщо у протоколі про проведення негласної слідчої дії міститься інформація щодо...
80353. СУДОВИЙ РОЗГЛЯД 59.35 KB
  Поняття суть і значення стадії судового розгляду. Загальні положення судового розгляду у кримінальному провадженні. Межі судового розгляду. Процедура судового розгляду.
80354. МІЖНАРОДНЕ СПІВРОБІТНИЦТВО ПІД ЧАС КРИМІНАЛЬНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 72.33 KB
  Поняття, завдання та правова основа міжнародного співробітництва під час кримінального провадження. Процесуальний порядок надання міжнародної правової допомоги під час проведення процесуальних дій. Сутність видачі (екстрадиції) особи, яка вчинила злочин.
80355. ОСОБЛИВІ ПОРЯДКИ КРИМІНАЛЬНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 81.85 KB
  Кримінальне провадження на території дипломатичних представництв консульських установ України, на повітряному, морському чи річковому судні, що перебуває за межами України під прапором або з розпізнавальним знаком України, якщо це судно приписано до порту, розташованого в Україні.