78316

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Реферат

Психология и эзотерика

Внимание сопровождает процессы восприятия памяти мышления и т. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Человеку также присущи эти два вида памяти. Сохранить можно только то что запомнил а воспроизвести то что сохранил в памяти.

Русский

2015-02-07

175.5 KB

1 чел.

37

PAGE  34

ТЕМА 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

  1.  Ощущения.
  2.  Восприятие.
  3.  Внимание.
  4.  Память.
  5.  Мышление. Творчество. Воображение. Интеллект.

Большинство ученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и абстрактное. Исторически и логически исходной формой познания является чувственное познание. Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.

1. Ощущения

Понятие ощущения. Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. ''Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении'' – гласит старинное изречение. Ощущения это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.

Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим аспектом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того, чтобы возникло ощущение необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на  рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом  и т.д.. Воздействие может быть контактным (вы непосредственно прикасаетесь к предмету пальцем, рукой, кожей, или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение физиологический процесс, под его воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение –которое передается в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.

Виды ощущений. Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:

  1.  по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

К органическим ощущениям относят, в первую очередь, чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение – к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (к булемии).

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Каждый тип ощущений дает специфическую информацию. Но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности или ''пороги ощущений'', их адаптация и взаимодействие.

Чувствительность – это способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя называется ''порогом ощущений''. Простой повседневный опыт показывает, что для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины. В этом легко убедиться. Всыпьте в стакан ложечку сахара и попробуйте. Не сладко? Понемногу досыпайте сахар и пробуйте. В какой-то момент вы ощутите, что вода стала сладковатой. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Существует и верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. Так, например, за этим порогом свет уже ослепляет. Последующее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называется дифференциальным порогом или порогом различения. Благодаря этому порогу мы можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: уровень тяжести,  увеличение или уменьшение силы звука, вибрации, уровень освещенности и т.д. Например, чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине добавить или отнять 1/30 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 1/10, а для зрительной 1/100. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом – обратно пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Величина этих порогов зависит от многих причин. Особенно влияют на повышение чувствительности характер деятельности человека, его интересы, мотивы, профессия, тренировка.

Величина различия между сигналом, при котором точность и скорость различения достигает максимума, называется оперативным порогом ощущений. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального.

Исследователи также выделяют временной, пространственно-временной и латентный пороги. Временной порог – это мера длительности воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Пространственный порог – размер едва ощутимого раздражителя. Латентный порог – период реакции, промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Свойства ощущений. Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на насколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезией (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременное ощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.

Для нормальной психической деятельности, для того, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым необходим полноводный поток ощущений. Большой дефицит ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальные явления в психике человека, от полного отключения мозга, впадение в забытье, в сон до различного вида галлюцинаций.

Явление сенсорной депривации частично или полностью может быть ослаблено через механизм компенсации ощущений: при потере отдельных органов чувств сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряется слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует как целостная система.

2. Восприятие.

Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия результат деятельности системы анализаторов.

В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире особое значение имеют двигательные (кинестезические) восприятия: зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом большое значение имеет движение языка и т.п. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в  темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект).

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления,  в котором расположен тот или иной предмет.

Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле слова, то есть, нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны). Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы.

Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими ''биологическими часами'' назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие, прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и  сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.

Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, когда существует временный интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем как препятствие (ждем чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимания на переживание нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: ''Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее''. Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длинные промежутки вспоминаются как уменьшенные.

Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название ''временной перспективы''.

Основные механизмы восприятия пространства и времени имеют, видимо, врожденный характер. В процессе жизнедеятельности в определенных условиях они как бы надстраиваются над параметрами этих условий, но общие структурные элементы такой надстройки легко распадаются в качественно новых условиях. Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они ничего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получению осязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их поля восприятия начинала меняться, все более частыми становились галлюцинации и самовнушенные восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом). Они видели изменение цвета там, где оно не происходило и т.п.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которое выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, - главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Каковы же свойства восприятия? В психологии выделяются пять основных свойств или качества восприятия: целостность, константность, осмысленность, избирательность и апперценция.

Целостность восприятиясвойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная сторона вещи). В восприятии образы ощущений как бы достраиваются, приобретают определенность предмета. Это возможно потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который  по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук и туловища.  Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в непосредственном восприятии в данный момент частей объекта.

Константность восприятияустойчивость, постоянство образов восприятия, проявляющееся в относительной независимости воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Константность восприятия – это во многом проявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумага белая, и поэтому их  так и видим. Отсюда закон константности восприятия: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные.

Осмысленность восприятия – особую роль в восприятии играет осмысленность информации для воспринимающего ее человека. Человек как разумное существо всему пытается придать смысл. Он обычно воспринимает только то, что понимает. Если человек вдруг услышит, что разговаривают стены, то в большинстве случаев он не поверит тому, что стены действительно могут разговаривать, и будет искать этому какое-нибудь разумное объяснение: наличие спрятавшегося человека, магнитофона и т.п., или даже решит, что сам потерял рассудок. Экспериментами установлено, что осмысленные слова опознаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв при их зрительном предъявлении.

С осмысленностью связана избирательность восприятия, которая проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего состояния психической деятельности человека и от его индивидуальных способностей называется апперценцией. Различают устойчивую апперценцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, уровня духовности и т.д.) и временную апперценцию в которой оказывается ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установка и т.д.).

3. Внимание.

Понятие внимания. Психическая жизнь человека представляла бы собой неупорядоченный, хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей, переживаний, если бы в ней не существовало упорядочивающей структуры, которая направляет этот поток по определенному руслу. Такой упорядочивающей структурой в психике человека является внимание. Внимание – свойство психики человека выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

Для уяснения понятия ''внимание'' прежде всего, необходимо установить: является ли внимание самостоятельным психическим процессом, таким же как, например, восприятие или мышление? Большинство психологов отвечают на этот вопрос отрицательно: внимание не является самостоятельным психическим процессом, потому что оно само по себе не отражает мир. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание проявляется в определенных конкретных психических процессах: человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит  логические рассуждения и т.д. Внимание сопровождает процессы восприятия, памяти, мышления и т.д. Таким образом, это не самостоятельный психический процесс, а свойство психики человека, отдельная сторона всех психических процессов. Внимание играет служебную роль. Оно создает наилучшие условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам эффективней отражать действительность. Отсюда можно сделать вывод, что эффективное функционирование любого психического процесса становится возможным благодаря вниманию. В соответствие с вышеизложенным можно обозначить основные функции внимания:

  1.  отбор значимых воздействий, которые бы соответствовали    потребностям данной деятельности;
  2.  игнорирование других, несущественных, конкурирующих воздействий;
  3.  регуляция деятельности и контроль: удержание, сохранение и выполнение действия до тех пор, пока не будет получен результат.

Сильное напряжение внимания обычно бывает связано с характерными внешними проявлениями. Во-первых, имеют место движения приспособительного характера, направленные к тому, чтобы лучше воспринять объект, на который направлено внимание. Это движения всматривания, прислушивания и т.п. Когда внимание направлено на собственные мысли, глаза обычно ''устанавливаются на бесконечность'', т.е. направляются так, как при смотрении вдаль; благодаря этому окружающие предметы воспринимаются неясно и не отвлекают внимания. Во-вторых, все лишние движения задерживаются. Для напряженного внимания характерна неподвижность. Следствием этой задержки движений является та напряженная тишина в аудитории или зрительном зале театра, которая говорит о том, что лектору, оратору, артисту удалось захватить внимание аудитории. В-третьих, наконец, при напряженном внимании дыхание становится более поверхностным и более редким. Кроме того, меняется отношение продолжительности вдыхания к продолжительности выдыхания: вдыхания становятся более короткими, а выдыхания удлиняются. При кратковременном, но сильном напряжении внимания происходит часто полная задержка дыхания: человек слушает или смотрит ''затаив дыхание''.

Виды внимания. Как и в другие психические процессы в зависимости от участия в нем сознания внимание бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном внимании поток психической жизни устремляется в том или ином направлении как бы сам по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром непроизвольное внимание иногда называют непреднамеренным и пассивным.

Исследователями отмечено, что среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила интенсивности раздражения. Сильный звук, острый запах, яркий свет всегда заставят невольно обратить внимание на предмет, обладающий данным качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя. Звук шагов следующего за нами человека едва ли привлечет внимание днем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью. Привлекает также внимание все необычное, пульсирующее, движущее. На этой особенности психики построена реклама.

Наряду с внешними факторами большое значение имеют внутренние факторы – отношение личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям. Точнее говоря, привлекает внимание то, что имеет для личности постоянную или временную значимость.

Иными словами важную роль в привлечении непроизвольного внимания играет интерес к объекту данного человека. Что же является интересным для человека? Прежде всего, то, что связано с его деятельностью, со стоящими перед ним задачами. Человек, занятый серьезно каким-нибудь делом интересуется всем, что с ним связано. Ученый, работающий над какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на какую-нибудь, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользает от внимания другого человека.

Однако люди интересуются не только тем, что составляет главное дело их жизни, глубоко лично значимое для них. Сфера интересов каждого человека достаточно обширна.

Что же требуется для того, чтобы вызвать наш интерес и привлечь внимание? Психологи установили, что, во-первых, эти объекты должны быть в какой-то мере связаны с уже имеющимися у нас знаниями, объект не должен быть для нас совершенно неизвестным. Во-вторых, познание  этого объекта должно давать нам новые знания, т.е. содержать ответ на возникшие у нас вопросы. Интересно то, чего мы не знаем, но то, что мы уже хотим узнать. На этом принципе построены обыкновенно сюжеты интересных, увлекательных романов. Автор так ведет рассказ, что перед нами встает ряд вопросов (Кто совершил такой-то поступок? Что случилось с героем?) и мы постоянно ожидаем получить на них ответ. Поэтому внимание наше находится в постоянном напряжении.

Французский психолог Г. Рибо считал, что по тому, что попадает в сферу внимания того или иного человека можно судить о многих качествах человеческой личности. Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что этот человек легкомысленный или серьезный, ограниченный или широких взглядов. Иными словами, скажи мне, что обращает на себя твое внимание, и я скажу, кто ты – это касается непроизвольного внимания.

Но наряду с непроизвольным вниманием в психической жизни человека большую роль играет и произвольное внимание. Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Произвольное внимание всегда преднамеренное, активное. Человек сам обращает на что-либо свое внимание. Следовательно, и в этой форме внимания существенную роль играет личная заинтересованность, значимость объекта внимания. Поэтому, с еще большим основанием можно утверждать: скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Вместе с тем уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. 

При произвольном внимании, отдавая приоритет внутренним факторам, следует также иметь в виду и определенную роль внешних условий жизнедеятельности человека. Внешние раздражители – шум, яркий свет, раздражающие запахи чаще всего мешают сконцентрировать внимание на избранном объекте, явлении, отвлекают от дела.

Однако психологами установлено, что дополнительные раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже способствовать концентрации внимания. Дело в том, что когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, посторонние (конечно, не слишком сильные) раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягивают к главному. Именно по этому тихая музыка, нормальные уличные шумы и т.д. часто помогают сосредоточиться. Это явление используется инженерными психологами, которые разрабатывают программы функциональной музыки для трансляции в цехах промышленных предприятий, чтобы повысить производительность труда.

Относительно недавно психологами был выделен и третий вид внимания -  послепроизвольный. Послепроизвольное внимание – это сосредоточение человека на том или ином объекте, явлении в соответствие с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий. Послепроизвольное внимание это как бы гибрид произвольного и непроизвольного внимания. Его исток – произвольное внимание: человеку необходимо совершить какую-то деятельность и он ставит перед собой определенную цель, на достижение этой цели он направляет определенные волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время само содержание этой деятельности настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения не требуется волевых усилий. Внимание на этой форме деятельности сохраняется непреднамеренно, автоматически. Работа продолжается в режиме непроизвольного внимания.

Рассеянность внимания. Термином ''рассеянность внимания'' обозначают два вида невнимательности, происходящих от разных причин. Рассеянность внимания в первом смысле – это слабость произвольного внимания, следствием ее является чрезвычайно легкая отвлекаемость и полная неустойчивость внимания. Человек ни на чем не сосредотачивается долгое время, внимание его непрерывно перескакивает с одного на другое. Эти черты наблюдаются очень часто у детей младшего возраста. Всякий взрослый человек способен иногда впадать в такого рода рассеянность, например, в состоянии сильного утомления. Если же такая рассеянность внимания является постоянной чертой человека, это говорить о дезорганизованности и невоспитанности его внимания.

Совершенно иной характер имеет рассеянность внимания во втором смысле. Она выражается в том, что человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, что не способен замечать ничего другого, настолько погружен в свои мысли, что временами перестает отдавать себе отчет в самых элементарных вещах. При такой рассеянности внимания, конечно, нельзя говорить о слабости внимания, наоборот, сила сосредоточения здесь очень велика. Но все же недостаток внимания имеется – это неумение распределять внимание и плохая способность к переключению. У таких людей внимание сильное, но узкое и мало подвижное.

Мы знаем, что внимание проявляется во всей нашей психологической жизни. Поэтому хорошая работа внимания является обязательным условием, без которого невозможен успех, ни в какой деятельности.

Первое условие хорошего внимания – это наличие достаточно широких и устойчивых интересов. Ведь как уже было сказано, всякое внимание зависит от интереса: непроизвольное – от непосредственного интереса к самой деятельности, произвольное – от косвенного интереса к результатам этой деятельности.

Второе, что нужно для развития внимания – это выработать в себе умение заставлять себя произвольно сосредотачивать внимание в любой момент и на любом предмете.

Третье средство развития внимания – научить себя работать в неблагоприятных условиях. Привыкая бороться с отвлекающими раздражениями, человек закаляет внимание, делает его сильным и выносливым.

Четвертое условие – никогда не работать невнимательно. Нужно помнить, что всякая невнимательная работа приучает человека быть невнимательным.

Наконец, пятое условие – возможно лучше знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны. Для полного исправления недостатков внимания нужна большая работа над собой. Но нельзя приступить к этой работе, не поняв сначала, в чем эти недостатки заключаются.

4. Память

Способность постоянно накапливать информацию и воспроизводить ее в необходимых обстоятельствах является важнейшей особенностью психики. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем по наследству из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в виде способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который сохраняется только при жизни данной особи  исчезает вместе с уходом ее из жизни. Человеку также присущи эти два вида памяти. Но человек обладает принципиально новыми средствами запоминания и хранения информации в виде текстов и разного рода знаковых  форм, составляющих содержание культуры, а также психологических качеств: воли, мышления и т.д.

Память играет огромную роль в жизни человека. Память связывает прошлое человека с настоящим. Это способ существования психики во времени, необходимое условие ее единства, психологической идентичности личности. Именно память позволяет человеку быть тем, кем он является, действовать в окружающем мире, осознавать свое собственное ''Я''. Память лежит в основе способностей человека, является условием его научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Человеческую память можно определить как форму психического отражения, заключающуюся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Таким образом, память представляет собой целостное функциональное образование, которое функционирует на основе взаимодействия трех основных интересов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Между этими процессами существует не только тесное взаимодействие, но и взаимная обусловленность. Каждый последующий процесс в полной мере зависит от предшествующего. Сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести, то, что сохранил в памяти.

Запоминание. Память начинается с того, что наши органы чувств принимают информацию, поступающую из окружающего мира, а мозг производит ее фиксацию в виде биохимических изменений в составе клеток, в виде элементарных импульсов и т.д. Здесь нет необходимости воспроизводить весь физиологический механизм памяти. Главное, что следует иметь в виду, что память начинается с запоминания информации: образов, слов, любых впечатлений.

Основная задача, которая решается в первом из трех процессов памяти: быстро, точно и много запомнить.

В зависимости от участия в процессе запоминания воли различают непроизвольное и произвольное запоминание. При непроизвольном запоминании информация запоминается сама собой при соприкосновении с ней в процессе жизнедеятельности. Лучше запоминается то, что личностнозначимо, связано с деятельностью человека.

В непроизвольном познавательном процессе человек пассивен. В произвольном запоминании включаются такие элементы сознания, как воля и мышление. Произвольное запоминание информации характеризуется активностью, целенаправленностью, волевым началом. Жизнь ставит перед человеком определенные задачи. Для их решения он ставит перед собой цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, а то, что надо. А это уже сложная целенаправленная мнемоническая деятельность со своими специальными средствами. Непроизвольное запоминание ярко демонстрирует такое свойство памяти как избирательность. Лучше всего непроизвольно запоминается то, что личностнозначимо, что связано с деятельностью человека, его интересами. Так, если спросить различных людей, что им больше всего запомнилось на вечере в гостях у родственников, то одни легко расскажут о том, кто и как был одет (чаще всего это женщины), другие подробно расскажут о том, что пили и чем закусывали, третьи, уверенно вспомнят содержание общих разговоров. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой цель запомнить то-то и то-то.

Интересен и так называемый ''эффект Зейгарник'': человек непроизвольно  гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения. Если мы не смогли (или нам помешали) что-то доесть, допить, кого-то ''долюбить'', были близко к цели, но не добились желаемого, то мы запоминаем это надолго, а завершенное забывается очень легко. Эта особенности памяти обусловлена тем, что незавершенное действие – источник сильных отрицательных эмоций, которые в принципе во много раз мощнее по силе воздействия, чем положительные. Поэтому люди очень хорошо помнят неудачную любовь, болезни, несчастье, и сохраняют достаточно расплывчатое воспоминание о ''естественном'' течении жизни.

Эффективность произвольной памяти также зависит от целей запоминания: насколько прочно, надолго человек хочет запомнить эту информацию.

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т.п.). Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличавшихся у него большой дифференциацией (особенно ''память'' на лица, ситуации, интонации и т.п.).

Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда, слепой ярости и т.п.). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Исследователи установили, что у разных людей преобладают те или иные виды памяти.

Второй процесс памяти – сохранение информации. Память – это в определенном смысле склад информации и требование к памяти, как и к любому складу, – хранить надежно, долго и без потерь. Однако сохранение информации как отмечалось ранее это самостоятельный процесс. Он в значительной степени обусловлен условиями запоминания.

Психологами выделяется пять основных уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это- содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень – кратковременная память. Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных (актуальных) проблем. Длительное сохранение и применение информации обеспечивает долговременная память. Накопление опыта связано в основном с долговременной памятью. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти в принципе безграничны. Долговременная память бывает двух типов. Долговременная память на уровне сознания, при которой человек по своей воле может вспомнить, извлечь необходимую ему информацию и закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В естественных условиях человек не имеет доступа к этой информации, а лишь с помощью специальных психоаналитических процедур, в том числе и гипноза, раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания мысли.

Между кратковременной и долговременной памятью находится промежуточная память. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Промежуточная память имеет важное значение для функционирования памяти. Накопление информации человеком происходит в бодрствующем состоянии человека в течение дня. Чтобы не перегружать информацией мозг человека необходимо освободить его от излишней информации. Этот процесс очищения и категоризации информации, накопленной за прошедший день, осуществляется во время ночного сна. Учеными установлено, что для этого требуется не менее трех часов ночного сна. Таким образом, во время ночного сна производится очищение промежуточной информации и закладка ее в долговременную память.

На основе кратковременной, промежуточной и долговременной памяти функционирует оперативная память. Оперативная память – это вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту деятельность.

Процессу сохранения памяти как его оборотная сторона противостоит процесс забывания. Некоторые данные современной науки позволяют утверждать, что информация в здоровом мозге хранится неопределенно долго, но большей ее частью человек (в обычных для себя условиях) не может воспользоваться. Она ему практически недоступна, он ее ''забыл'', хотя и справедливо утверждает, что когда-то об этом ''знал'', читал, слышал, но … это и есть забывание, временное ситуационное, внезапное, полное или частичное, избирательное и т.п., то есть процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема могущих быть актуализированных в психике данных. Глубина забывания бывает поразительной, иногда ''забывшие'' отрицают сам факт своего знакомства с тем, что им надо вспомнить, не узнают то, с чем неоднократно сталкивались.

Чаще всего забывание это не аномалия памяти, а закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов. Первый и самый очевидный из них – время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди (возраст – это временная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только то, что услышанное. Этот феномен называется ''законом Рибо'', законом обратного хода памяти. Вторым фактором забывания обычно считают активное использование имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте. Впечатления детства, двигательные навыки (езда на велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно устойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.

На подсознательном уровне забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, ''забывается'' то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (''мотивированное забывание'').

Забыть – это не только не уметь вспомнить. Это еще и вспомнить, но не то, вспомнить, но не точно, искаженно. Вообще нельзя представлять себе дело так, будто информация в нашей памяти хранится в неизменном виде, как документы в архиве. Сходство, пожалуй, только в том, что от долгого хранения и там, и тут следы становятся все бледнее, яркие краски выцветают. Но это количественные изменения. В памяти материал изменяется и качественно реконструируется. 

Эффективность памяти проверяется на третьем процессе – процессе воспроизведения. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным. В психологии выделяется ряд форм воспроизведения.

Первая – это узнавание. Узнавание – проявление воспроизведения, которое возникает при повторении восприятия объектов и явлений. Узнать – значит включить восприятие в систему наших знаний, наличие опыта, отнести к определенной категории и т.д.

Вторая форма восприятия – воспоминание. Воспоминание- это форма воспроизведения, которое осуществляется при отсутствии воспринимаемых объектов. Узнать легче, чем воспроизводить в отсутствии оригинала. Воспоминания чаще всего осуществляются по ассоциативному признаку: ассоциации: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и т.д. Какие-либо стимулы вызывают в памяти, прежде всего то, что связано с опытом человека, его главным делом, его мыслями и чувствами.

Ассоциации обеспечивают автоматическое, непроизвольное  воспроизведение. Человек здесь пассивен. Чаще всего человеку приходится проводить специальную умственную работу, активно искать в лабиринтах памяти необходимую для данного момента информацию – припоминать. Припоминание – это третья форма воспроизведения, которая осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связана с активной волевой деятельностью по актуализации информации.

Четвертой, несколько парадоксальной формой воспроизведения являются реминисценции. Мы отмечали такую особенность сохранения информации: чем больше пройдет времени, тем больше потеря. Реминисценции – это отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При реминисценции более позднее воспроизведение бывает более полным и точным, чем ранее раннее. Явление реминисценции говорит о том, что запоминаемая информация, чтобы быть надежно использована, должна отстояться, отлежаться в памяти.

Нарушения памяти. Память – одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают, или замечают слишком поздно. Типичные расстройства памяти наглядно демонстрируют ее зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять память именно как психологический феномен.

Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие ''нормальная память'' достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это ''помните''. В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния (''память совести'').

Гораздо чаще встречается ослабление функции памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, то есть новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше. Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего манера держаться, походка и т.п.

Интересные факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажении памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем ''забывает'' об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом - большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, то есть человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, Идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией, и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

5. Мышление. Творчество. Воображение. Интеллект.

Понятие мышления. Процесс познания, как было отмечено раньше, начинается с ощущений и восприятий, которые обеспечивают психику конкретными образами действительности. Эти образы удерживаются в памяти. Но жизнедеятельность человека не может опираться только на результаты чувственного познания. Для того, чтобы продуктивно действовать в реальном мире необходимо более глубоко проникать в тайны природы, преобразовывать окружающий мир. А это возможно только с помощью мышления. Мышление – это активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение действительности в сознании человека.

Мышление опирается на результаты чувственного познания. Исходным материалом мыслительной деятельности служат восприятие и формирующиеся на их основе представления. Представление – это опосредованный целостный наглядно-чувственный образ объектов или явлений, сохраненный и воспроизводимый в сознании посредством памяти или сконструированный воображением. Своей наглядностью и конкретностью образы представлений похожи на образы восприятий. Однако представления это продукт определенной деятельности психики человека. Поэтому они чаще всего уступают восприятиям по яркости, устойчивости и полноте. В соответствие с происхождением представления делятся на представления памяти и представления воображения. Представления памяти сохраняют свойства воспринимаемого объекта. Представления воображения предполагают формирование чувственного образа выходящего за пределы наличной действительности. Таким образом, если ощущения и восприятия относятся к наличному состоянию вещей и явлений, то представление способно преодолеть  наличную ситуацию, выйти за ее пределы в прошлое или будущее.

Мышление – это активный процесс. Он предполагает обработку, переделку, взаимоизменение добытой органами чувств информации. Значительную роль в мыслительной деятельности играет аналитико-синтетическая деятельность. Аналитико-синтетическая деятельность представляет собой неразрывное единство двух мыслительных операций: мысленного разложения исходных образов на соответственные части (анализ) и последующим их соединением в новые сочетания (синтез). Различают два основных вида аналитико-синтетических операций: во-первых, можно мысленно разлагать (и соединять) сам предмет, явление на составные части, во-вторых, можно мысленно выделять в них те или иные признаки, свойства, качества.

Идеалом же является гармоничное сочетание способности как к анализу, так и к синтезу. Б.М. Теплов в работе  ''Ум полководца'' рассмотрел особенности мышления великих полководцев и отметил, что подлинный военный гений – это всегда и ''гений целого'' и ''гений деталей''. Таким, например, был Наполеон Бонапарт.

Еще более сложной стороной мыслительной деятельности являются мыслительные операции абстрагирование и обобщение. Абстрагирование - это мыслительная операция, суть которой состоит в  мысленном отвлечении от различных сторон и свойств предмета с целью выделения одного какого-либо свойства или признака в качестве существенного. Обобщение – синтетическая мыслительная операция с целью установления общих признаков и качеств объектов. На основе анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения образуется главная логическая форма, на основе которой осуществляется мышление – понятие. Понятие – это форма мысли, выражающая общие и существенные признаки объектов. Понятие всегда выражается словом.

Мышление и речь. Мышление как познавательная деятельность носит опосредованный характер. Опосредованную роль в мышлении исполняет язык. Язык – это система знаков, наделенных определенными значениями. Человеческое мышление невозможно без языка. В связи мышления и языка проявляется одно из принципиальнейших различий между человеческой психикой и психикой животных. Простейшее мышление животных не уходит за пределы наглядности, оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Только с появлением языка становится возможным отвлечь от познавательного объекта то или иное свойство и зафиксировать, закрепить знание о нем в слове. Слово – это материальная оболочка мысли и через эту оболочку она может быть воспринята как нами самими, так и другими людьми. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке: устной или письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости вернуться к мысли, еще глубже ее продумать, проверить в ходе рассуждений, соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость мышления возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизнедеятельности перед человеком появляются новые обстоятельства, новая цель. По своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникает эта новая цель, а старые, прежние средства не достаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация – это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства для достижения целей и удовлетворения потребностей. Таким образом, мышление –это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старым уже известным способом действуют прежние знания и навыки, проблемной ситуации в этом случае не возникает, а значит и мышление просто не требуется.

Осознание цели и проблемной ситуации вырастает в постановку задачи. Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача  должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностью – мотивационной сферой. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами влияющими на ее продуктивность. Мотивы бывают специфически познавательными и неспецифическими. В первом случае побудителем и движущей силой познавательной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (например, любознательность), в другом случае какие-то практические потребности.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение мышления человека. Мышление – это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением действительности, направленный на поиск и открытие нового.

По способу решения задач различают эвристическое и алгоритмическое мышление. Эвристическое мышление (от греч. heureka - нашел) является рационализаторским видом решения задач с помощью сокращенных правил и способов, являющихся наиболее подходящими в данной ситуации. Противоположностью эвристическому мышленью является алгоритмическое мышление, использующее одну строгую систему правил (алгоритм).

В зависимости от характера решаемых задач в психологии выделяется репродуктивное и продуктивное мышление. Репродуктивное мышление связано с решением стандартных, основанных на общепринятых нормах задач. Однако человек зачастую оказывается в ситуации, когда стандартизованные, привычные способы решения задачи оказываются неэффективными. В таких ситуациях может работать только продуктивное, творческое мышление.

Творческим называется такой вид мышления, который дает новые результаты. Эта новизна может быть объективной. Например, научное открытие какого-либо свойства, закономерности предметов. Но человек в результате мыслительной деятельности может открывать и то, что уже было открыто до него, но ему не было известно. Это открытие субъективно нового. В обоих случаях налицо элемент новизны, создание в результате мыслительных операций нового продукта. Поэтому творческое мышление и называется продуктивным мышлением. Отправным моментом творческого мышления выступают проблемные ситуации, которые вынуждают искать новые решения, но не содержат ориентации для их выбора. Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, требующая ответа на определенный вопрос. Осознание вопроса – это первый этап решения задачи. Недаром говорят ''хорошо поставленный вопрос – половина ответа''. На втором этапе – происходит выявление условий задачи, учет того, что известно для ее решения. Третий этап обдумывания, поиска решения, и здесь очень важную роль играет гипотеза, предположение. В ходе мыслительной деятельности проверяются различные гипотезы. Психологи отмечают, что в процессе решения проблемной ситуации происходит ее переструктурирование, в результате чего находится новый вариант этой ситуации. Зачастую нахождение нового понимания, решение задачи происходит внезапно для сознания, неожиданно для самого решающего. Наблюдение над собственными мыслями никогда не обнаруживает причин, побуждающих мысль двигаться в том или ином направлении. Человек сам не знает, откуда пришла к нему мысль, позволяющая найти решение новой задачи. В этом случае говорят, что здесь сработала интуиция. Интуитивное решение задачи нередко представлялось как вмешательство каких-то ''высших сил''.

Воображение. Догадка, интуиция ведущие к открытию нового невозможны без воображения. Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком действительности. Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат деятельности до ее начала, предвосхищать то, чего еще не существует. Именно с этим связана способность человека делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач.

Сущность воображения составляет процесс преобразования представлений, создания новых образов на основе имеющихся. Термин ''воображение'' употребляется как синоним термина ''фантазия''. Воображение как фантазия это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непредвиденных связях и сочетаниях. В продуктах воображения присутствует известная доля вымысла. Все элементы, из которых сложился вымысел взяты из действительности, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатом преднамеренного анализа множества фактов.

Включение преимущественного процесса мышления или воображения зависит от характера проблемной ситуации. Если, например, исходные данные научной проблемы известны, то ход ее решения подчиняется преимущественно законам мышления. Когда же проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом подчиняются точному анализу, в этом случае в действие вступают механизмы воображения. Отсюда следует вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда велика неопределенность ситуации. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты информации, которая необходима для мышления. Фантазия позволяет перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе искомый результат. Таким образом, сила воображения в познавательном процессе состоит в том, что оно может успешно действовать при недостатке информации. Слабость воображения по сравнению с мышлением, в том, что оно не дает строгого точного результата, а чаще всего расплывчатый образ.

На основе вышеизложенного следует уточнить определение воображения. Воображение – это психический процесс, основанный на преобразующем отражении действительности, состоящий в создании чувственных образов, никогда в целом не воспринимаемых человеком в действительности.

Различают различные виды воображения: воссоздающее и творческое, пассивное и активное и т.д. Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствие с их описанием или изображением. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов, воплощаемых в оригинальных продуктах научно-технической и художественной деятельности. Этот вид воображения является одним из психологических факторов, объединяющих науку и искусство, теоретическое познание и художественное творчество. Особый вид творческого воображения – мечта, создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта является разновидностью преднамеренного пассивного воображения. Непреднамеренное пассивное воображение продуцирует образы, которые не могут воплотиться в жизнь называется грезами.

Интеллект. Мыслительная деятельность и деятельность воображения это не самостоятельное взаимодействие образов, мыслей, идей, а проявление человеческой личности. Мышление человека неразрывно связано с характером, волей, чувством. Органическая связь мышления с личностью человека находит свое выражение в интеллекте. Под интеллектом понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих успех в решении разнообразных задач. В самом широком смысле слова интеллект – это способность осознанно адаптироваться к окружающей среде. По определению американского психолога Векслера, интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Классической проблемой, связанной с интеллектом, следует считать вопрос об определяющих факторах его развития и, прежде всего вопрос: следует ли считать интеллект врожденной или приобретенной функцией. Исследователи склоняются к такому ответу на этот вопрос: Как и все функции психики, интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой  - под влиянием окружающей среды (адаптационная обусловленность). Наследственная обусловленность связана со многими факторами: 1) генетическая обусловленность, то есть влияние наследственной информации, полученной от родителей, на направление и возможности интеллекта; 2) физическое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности (о значении этого фактора знали уже в первобытную эпоху, так как эпидемии наследственного сифилиса превращали и превращают целые этносы в скопище полуидиотов); 3) хромосомные аномалии (например, болезнь Дауна); 4) экологические условия, употребление лекарственных средств, наркотиков и т.п. Адаптационная обусловленность проявляется, прежде всего, во влиянии на умственное развитие следующих факторов: 1) особенностей питания ребенка (особенно в первые 1,5 года), 2) психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно отстают в умственном развитии); 3) числа детей в семье, ее социального статуса (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).

Оценка развития интеллекта. Одной из важных проблем психологии является проблема оценки развития интеллекта. Попытки создать единую систему измерения человеческого интеллекта наталкиваются на трудноопределимое препятствие: интеллект включает в себя способности к совершенно разнокачественным умственным операциям. Какой единой мерой можно измерить, например, способность выполнять математические действия и способность к рассуждениям, пространственную ориентацию и умение легко объяснять и излагать свои мысли? А если пользоваться разными мерами, то, как выводить общий показатель? Решить эти проблемы так и не удалось, но системы измерений (тесты) получили значительное.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый ''коэффициент интеллектуальности'', сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Этот тест связан с представлением об умственном возрасте, и в начале века использовался для того, чтобы было можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его родственников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его ''умственный'' возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону). У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Результаты тестирования связаны, в сущности, с умением тестируемых быстро и четко понимать и выполнять задание. Поэтому оно измеряет не только интеллект (результаты в диапазоне 80-120 баллов сомнительны и практически бесполезны), сколько умения выполнять задания именно этого теста, и только. Все остальные выводы представляют собой в лучшем случае гипотезы, требующие дополнительных исследований. Неудивительно, что самый высокий IQ оказался у людей, чей профессиональный опыт близок к методам оценки мыслительных операций, особенно широко представленных в большинстве тестов: у научных работников, студентов, педагогов, химиков, математиков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46020. РАСЧЕТ ЦИФРОВОЙ РАДИОРЕЛЕЙНОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ 6.51 MB
  Выбор высот антенн и антенных опор является одной из основных задач при проектировании или реконструкции цифровых радиорелейных линий. От правильного выбора высот антенн в конечно итоге зависят затраты на строительство и качество каналов передачи
46023. Основы отношений со СМИ в правовом поле. Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции 23.49 KB
  Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные аудио аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание радио теле видеопрограмма кинохроникальная программа иная форма периодического распространения массовой информации; Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений...
46025. СЕРТИФІКАЦІЯ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ 345 KB
  Товар (процес, послуга), представлений на сертифікацію, відбирається і досліджується органом з сертифікації за певною визначеною схемою (типові випробування зразків продукції, які відібрані в торгівлі або підприємстві виробника, дослідження системи, якості продукції на виробництві та ін.).
46026. Сбытовая политика 26.5 KB
  Сбытовая стратегия – это долго и среднесрочные решения по формированию и изменению сбытовых каналов а также процессов физического перемещения товаров во времени и пространстве в рыночных условиях. Задача сбытовой политики – управление конкурентоспособностью товара путем управлением каналами сбыта планирование длины ширины и типа посредников; организация и контроль канала управлением товародвижением планирование процессов хранения товаров процессов грузовой обработки товара процессов транспортировки; организация и контроль процессов...
46027. Роль связей с общественностью в современном обществе и в организациях: основные определения public relations; функции PR и их классификация 18.38 KB
  Блэк Функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. Одна из главных целей связей с общю корпоративной системы формирование и текущая информационная поддержка её позитивного имиджа. Это осуществляется путем налаживания и оптимизации связей с различными ЦА: представители финансовых и бизнескругов органы власти политич.
46028. Концептосфера текстов песен детских французских поп-групп 81.41 KB
  Концепт имеет определенную структуру, которая является необходимым условием существования концепта и его вхождения в концептосферу. У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится всё, что принадлежит строению понятия