78317

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Реферат

Психология и эзотерика

Эмоции и чувства. Он не только познает объективную и субъективную действительность но и как-то относится к предметам событиям другим людям к своей личности. Они образуют единую подструктуру личности –ее эмоциональную сферу. Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности определяющие динамику и содержание эмоций.

Русский

2015-02-07

118 KB

1 чел.

26

PAGE  26

Тема 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

  1.  Эмоции и чувства.
  2.  Воля.

Понятие об эмоциях и чувствах. Человек это не только разумное существо, но и переживающее, чувствующее существо. Он не только познает объективную и субъективную действительность, но и как-то относится к предметам, событиям, другим людям, к своей личности. Одни явления радуют его, другие печалят, третьи возмущают, четвертые восхищают, пятое он любит, шестое ненавидит и т.д. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть – все это различные формы субъективного отношения человека к действительности – эмоции и чувства.

Эмоции и чувства, как и познавательные процессы, представляют собой специфические формы отражения реальной действительности. Эмоции и чувства отражают не сами по себе объекты действительности, а отношение человека к этим объектам, жизненную значимость этих объектов для человека. Это отношение человека к объектам и явлениям в эмоциях и чувствах носит активный характер и выражается в форме субъективного переживания. Слово эмоция происходит от латинского слова «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. На основе вышеизложенного можно дать такое определение эмоций и чувств. Эмоциями и чувствами называются психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Вырабатывая понятия эмоций и чувств, мы акцентировали внимание на общих и существенных признаках этих психических процессов. Из этого определения следует, что по своему существу эмоции и чувства это тождественные психические процессы. Они образуют единую подструктуру личности -–ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем, эмоции и чувства различаются друг от друга по ряду параметров.

Во-первых, эмоции в эволюционном отношении – это более древняя форма. Поэтому они присущи и животному и человеку. Чувства же присущи только человеку.

Во-вторых, эмоции в большей мере связаны с удовлетворением естественных потребностей. Чувства же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе духовных потребностей.

В-третьих, эмоции носят ситуативный характер. Они отражают отношения субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и постоянством. Они отражают отношения человека к объекту его устойчивых потребностей.

В-четвертых, эмоция это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.

И, наконец, пятое различие связано с предметной соотнесенностью. Эмоции часто неосознаваемы, так как зачастую очень сложно соотнести с определенным объектом. Одна и та  же эмоция может быть связана с разными объектами. Чувства же всегда предметны. Они выражают устойчивые отношения к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Не может быть чувства вообще, их вызывают конкретные факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым человек положительно или отрицательно мотивирован.

Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяющие динамику и содержание эмоций.

Итак, эмоции – это исторически первый уровень эмоциональных психических процессов, проявляющихся в форме непосредственного ситуативного переживания субъектом жизненных ситуаций, предметов и явлений жизненнозначимых для удовлетворения потребностей субъекта. Чувства – это высшие формы эмоционального отношения человека к личностно-значимым ситуациям, предметам и явлениям, отличающимся опосредованностью и конкретной предметной направленностью.

Эмоциональные реакции связаны не только с нервными процессами, они проявляются во внешних движениях, получивших название выразительных или экспрессивных движений. Следует отметить, что выразительные движения не являются для эмоций чисто второстепенным и побочным, напротив, это компонент эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Выразительные и эмоциональные переживания образуют единство. По словам Ч.Дарвина, посвятившего их исследованию специальную работу «Выражение эмоций у человека и животных», «выражение – это язык эмоций». Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Наиболее яркими выразительными формами эмоций являются жесты (движения рук), мимика (движения лица), пантомимика (движения всего тела), эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса).

Наибольшей возможностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Славящийся своей наблюдательностью великий итальянский художник Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а великий русский писатель Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

Функции эмоций. Каковы же функции эмоций в жизнедеятельности личности. В современной психологии принято различать несколько основных функций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Приспособительная, сигнальная, оценочная функции проявляются в том, что возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта. С этой точки зрения эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают субъекту ориентироваться в окружающей действительности, оценить предмет и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. На основе информирования эмоции выполняют приспособительную функцию. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям. Информационно-сигнальная функция может быть истолкована и как часть, сторона регуляторной функции эмоций. Отражая-оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенном направлении.

Без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, чувства человек проявляет свое отношение к действительности и другим людям. У человека это выражение проявляется в выразительных движениях: жестах, мимике, пантомиме, модуляциях голоса. Эти эмоциональные выразительные средства выступают в роли сигналов, посредством которых человек информирует других о своих состояниях. Таким образом, через информационно-сигнальную функцию эмоции выполняют функцию общения. Это общение предполагает влияние. Демонстрируя свои переживания, человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.

В целом можно сказать, что эмоции и чувства выполняют стабилизирующую функцию. Они являются тем механизмом, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизнедеятельности данного субъекта.

Виды эмоций. Эмоциональная сфера человека бесконечно богата. Перед ученами-психологами стоит довольно трудная задача классификации эмоций. С этой целью используются различные критерии. Наиболее простое и очевидное разделение эмоций на положительные и отрицательные. Положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные – с неудовлетворением.

Более глубокой формой классификации эмоций является их разделение по модальности (качеству). По этому критерию вычленяются именно основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общении человека. Одним из важных критериев качественного своеобразия эмоций является их разделение по силе и устойчивости.

Простейшей формой эмоций является так называемый эмоциональный тон ощущений – положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т.д.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений длится столько же, сколько длится само ощущение.

При столкновении с условиями, благоприятствующими или препятствующими удовлетворению тех или иных потребностей в определенных обстоятельствах, возникают эмоции в собственном смысле этого слова, которые в форме непосредственных ситуативных переживаний субъектом выражают значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и т.д., возникающих в связи с успехом или неуспехом избранной линии поведения, совершенных действий, поступков. Эмоции в собственном смысле этого слова еще называют ситуативными эмоциями.

Наиболее мощной по силе эмоциональной реакцией, которая полностью захватывает психику человека является аффект. Аффект (от лат. - affectus душевное волнение) – сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, желаниями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют человеку (или он сам предъявляет себе) и возможностями выполнить эти требования. Аффект всегда несет с собой дезорганизацию сознания. Сознание сужается, внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными ими действиями. Резко снижается волевой контроль за действиями и поступками. Нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т.д. По сути дела, аффект может привести к кратковременной утрате дееспособности. Человек находится как бы в невменяемом состоянии и в этот момент может совершить любые поступки, в том числе и тяжелые правонарушения. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта завершиться потерей сознания и полной потерей памяти (амнезией).

Ситуативные эмоции и аффекты отличаются друг от друга не только по силе и внешней выраженности переживаний, но и по функциональной роли. Ситуативные эмоции выполняют оценочную функцию. Они носят опережающий характер, отражают события, факты в форме обобщения, субъективной оценки личностью определенной ситуации и смещенные к началу действия, как бы предваряя результат. Аффекты же наступают в ответ на случившееся событие. Они отражают суммарную итоговую оценку ситуации и как бы сдвинуты к концу действия.

Ситуативные эмоции могут переходить в устойчивые эиоциональные состояния. Одним из самых распространенных психических состояний является психическая напряженность. Психическая напряженность – это психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Психическая напряженность может возникнуть в условиях новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в обстановке конфликтов: в сфере значимых для личности отношений, в различных экстремальных условиях. Психическая напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, страха, тревоги и т.д.

Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания.

Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности и найдет средство ее устранения. Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги. Тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной или неосознанной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от эмоции страха как реакции на конкрентную угрозу, тревога как устойчивое психическое состояние представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.

В психологии различают ситуативную тревогу как психическое состояние индивида в какой-то период его жизнедеятельности и тревогу как черту личности, т.е. тревожность. Тревожность это повышенная склонность индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности. Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживших последствия тяжелой психической травмы.

Одной из ярких форм психического напряжения является стресс. Стресс (от англ. stress – напряжение) – эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936) и означало неспецифический (т.е. один и тот же на разные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает ему приспособиться к возникшим трудностям, справиться с ними. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни может быть причиной стресса. При этом, как отмечал Г.Селье, не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Таким образом, любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс или стать стрессором. При этом выступает то или иное событие или ситуация в качестве стрессора, зависит не только от этого события или ситуации, но и от личности человека, от его опыта, ожиданий, самооценки, уверенности или неуверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Стресс в начальной фазе может быть даже полезен для человека. В состоянии стресса происходит мобилизация психологических сил. Но развитие стресса приводит к дистрессу. Дистресс (от англ. distress – горе, страдание, истощение) – это стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, приводящий к истощению нервных и физических сил, разрушению функциональных систем, психической патологии, дезорганизованному влиянию на деятельность и поведение.

В состоянии дистресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит потому, что дистресс выступает как фактор, разрушающий предварительное эмоциональное планирование, а в конечном счете и всю схему предстоящей деятельности или общения.

К состоянию стресса близко состояние фрустрации. Многие психологи рассматривают фрустрацию как частную форму психического стресса. Фрустрация (от лат. ftustratio – обман, тщетное ожидание) – это эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми ими препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

Причины, вызвавшие фрустрацию – фрустраторы могут быть самыми различными. Это может быть лишение (отсутствие у человека необходимых средств для удовлетворения потребностей, конфликт и т.д. Фрустрация может привести к тем же отрицательным последствиям, что и стресс, в том числе дезорганизации деятельности и поведения. Очень часто состояние фрустрации сопровождается агрессивным поведением. Если же человек «заклинивается» на фрустраторе, то возможен патологический исход – психическое заболевание. Возможно и астеническое проявление фрустраций – депрессивное состояние: человек переживает печаль, отчаяние, им овладевает чувство бессилия, теряется смысл жизни.

Аффекты, стрессы, фрустрация, депрессия и другие ярко выраженные эмоциональные состояния с отрицательным знаком угрожают психике и организму человека. Для преодоления их отрицательного воздействия на психику и организм и создания оптимального эмоционального состояния необходимо:

  1.  правильно оценивать значимость событий;
  2.  стремиться к достаточной разноплановой информированности по данному вопросу, событию;
  3.  принять конкретные меры по снятию возбуждения (переживания), включающие в себя: а) переоценку событий; б) эмоциональную разрядку (дать выговориться, выплакаться и т.д.); в) осуществить мышечное расслабление (релаксацию).

Самое длительное эмоциональное состояние – это настроение. Настроение – это сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Иначе говоря, настроение – это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т.д. Активный человека всегда находится под каким-то эмоциональным знаком. Это может быть жажда деятельности, переживание покоя, состояние ожидания чего-то или беспокойство и т.д.

Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т.д. Но в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на их непосредственные последствия таких событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека. Поэтому настроения не предметные, а личностные. Они адресованы ко всей жизни, к другим людям, к своей судьбе.

Настроения, как правило, стабильны. Но бывают люди, у которых отмечается резкие колебания настроения, быстрый и беспричинный переход от радости к грусти, от умиротворения к беспокойству и т.д. Часто это бывает в норме, но нередко резкие беспричинные колебания настроения могут иметь патологическое происхождение. Примером такого беспричинно возникшего настроения является эйфория – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующие объективным обстоятельствам жизнедеятельности человека. Хорошее настроение, настроение с положительными эмоциями – это не только продукт обстоятельств, но и результат собственных усилий человека. Как говорил герой одной книги «Хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Для этого следует выработать определенный стиль жизни, позволяющий контролировать и управлять эмоциональным фоном своей жизнедеятельности.

Высшей формой эмоциональных состояний являются чувства. В отличие от эмоций, аффектов, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся ко времени их возникновения, чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности личности. Поэтому чувства характеризуются длительностью и устойчивостью. Чувства имеют предметный характер. Их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы. Ярким примером человеческих чувств является чувство любви. Понятие «любовь» в психологии употребляется в двух значениях. Первое широкое значение: любовь – это чувство, характеризующееся высокой степенью эмоционального положительного отношения, выделяющее его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Примером таких чувств могут быть любовь к родине, любовь к матери, любовь к музыке, любовь к спорту и т.д.

Второе узкое значение: любовь – это чувство, обусловленное сексуальной потребностью и характеризующееся интенсивностью, напряженностью, относительной устойчивостью и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими многозначными чертами в жизнедеятельности другого человека, таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции вызывают противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующиеся единовременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Это психологическое состояние называется амбивалентностью чувств.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее, доминирующее положение, а другие же подавляются, остаются потенциальными нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств определяет важную характеристику человека – направленность его личности.

Чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе другие побуждения и переживания человека, принято называть страстями. Страсти – это особый вид доминирующих чувств человека. Страстью называется сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но в отличие от аффекта, страсть это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть заставляет человека сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти и т.д. То, что не связано с господствующим чувством отодвигается на задний план, перестает волновать, интересовать человека, а то, что связано с ней, захватывает, привлекает внимание, запоминается иногда в мельчайших деталях.

Человеческие страсти, как наиболее сильные эмоциональные переживания, получили яркое отражение в литературе. Страсть к накопительству («Скупой рыцарь» А.С.Пушкина, Плюшкин – персонаж из поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя). Чаще всего в литературе описывается любовь, переросшая в страсть. Показательным примером страсти – любви к женщине является жизнь и судьба бедного чиновника П.П.Желткова в повести «Гранатовый браслет» А.Н.Куприна. Весь смысл жизни Желткова был сведен к этой страсти. Все, что не касалось событий, связанных с графиней Шеиной, не имело для него никакого значения. Высоконравственный человек, ради нее он пошел на должностное преступление. Ради ее спокойствия он покончил жизнь самоубийством.

Не менее сильные и длительные переживания могут быть связаны и с любовью к Родине. Вспомним Лермонтовского Мцыри.

«Я знал одну лишь в жизни страсть

Одну, но пламенную страсть

Она как червь во мне жила

Спалила душу и сожгла…»

Страсть может быть источником великих дел, подвигов личности, но может быть и источником преступлений.

Страстям, как и всем чувствам человека, люди дают нравственную оценку. Если эти чувства носят высоконравственный характер, находятся в соответствии с признанными нормами господствующих взаимоотношений, то их называют «благородными чувствами», «высокими страстями». Если же чувства и страсти заслуживают морального осуждения, то говорят о «низменных чувствах» и «низменных страстях».

Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако увлечение, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности. Что же такое эмоциональность личности?

В предшествующем изложении мы охарактеризовали основные фазы эмоциональной сферы жизнедеятельности человека. Однако у каждой личности эта эмоциональная подструктура выражена индивидуально. Это индивидуально-личностное выражение эмоций у каждого конкретного человека выражается понятием эмоциональность личности. Эмоциональность – качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику его эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью мотиваций, ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношения индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. Модальность же может быть выражена в таких эмоциях, как радость, страх, гнев и др. В структуре эмоциональности может преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если у человека преобладает эмоция радости, то люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям и т.д. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризует подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.

К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайне мере, три черты.

Первая – впечатлительность – т.е. способность человека воспринимать эмоциональные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудит, а у третьего вызовет сильные переживания.

Вторая – эмоциональная устойчивость – характеризуется скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

Третья – эмотивность – характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.

Развивается ли эмоция у человека в течение жизни? На этот вопрос нет однозначного ответа. Существует точка зрения, что эмоции это врожденные характеристики организма, поскольку они связаны с функционированием организма, нервными и экспрессивными процессами. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Современные исследования показывают, что эти позиции совместимы друг с другом. Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение развития человека изменяются мало. Однако уже в отношении аффектов, тем более чувств, это утверждение неверно. Все перечисленные качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Совершенствование высших эмоций и чувств происходит по мере социализации, развития индивида, становления личности. Такое развитие идет в нескольких направлениях: Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны индивида. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.д.

В эмоциональной сфере наиболее ярко проявляется тесная взаимосвязь психологических и физиологических явлений. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями в деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т.д. Под влиянием эмоций меняются сила и тембр голоса, выражение глаз, окраска кожи и т.д. Отсюда вопрос: как связаны между собой психологические эмоциональные переживания и соответствующие физиологические изменения? Что от чего зависит? Я плачу, потому что мне грустно, или мне грустно, поэтому я плачу?

Долгое время в психофизиологии господствовал традиционный подход в интерпретации взаимосвязи физиологических и эмоциональных психологических процессов. Согласно этому подходу, у человека под влиянием какого-либо внешнего воздействия возникает определенная эмоция, которая и вызывает те или иные физиологические изменения (Я плачу, потому что мне грустно от одиночества). Однако в конце ХIХ века американский психолог У.Джемс и независимо от него датский физиолог К.Ланге выдвинули так называемую периферическую теорию эмоций, получившую название теории Джемса-Ланге, в которой поставлена под сомнение и даже опровергается традиционная точка зрения. «Принято думать, - писал У.Джемс, - что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоцией и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят и является эмоцией». К.Ланге попытался обосновать это положение на основе эмпирических исследований. Он показал, что в ответ на воздействия стимулов сначала должны произойти соответствующие изменения в физиологических процессах (прежде всего, изменения в составе крови) и только затем как субъективное отражение этих физиологических изменений возникает эмоция. По теории Джемса-Ланге «Мне грустно потому, что я плачу» физиологический процесс плача, связанный с определенными процессами и мимикой вызывает эмоцию грусти.

Экспериментальной проверке теории Джемса-Ланге были посвящены опыты многих ученых. Одним из первых подверг сомнению вывод К.Ланге американский физиолог У.Кеннон. В процессе эмпирических исследований им было установлено, что при эмоциональном возбуждении (имеющем внешние признаки) внутри организма происходят выбросы адреналина. Кеннон называл его гормоном «борьбы и бегства», оказывающим воздействия на процесс мобилизации внутренних органов с целью эффективного действия (борьбы или отказа от нее). В условиях, угрожающих существованию, эмоции, по его мнению, сопряжены с вегетативной бурей, компонентами которой являются усиление сердечной деятельности, торможение перестальтики и секреции пищеварительных желез, расширение зрачков, возрастание количества сахара в крови и т.д. На основе своих исследований У.Кеннон предложил альтернативную теорию взаимосвязи физиологических и психологических фактов в эмоциональном переживании, в которой утверждается, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником, эмоциональным центром, по мнению У.Кеннона, является неспецифическая структура головного мозга – таламус. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга.

Выводы У.Кеннона скорректировал швейцарский физиолог П.Бард. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти в одно и то же время (Я плачу потому что мне грустно и мне грустно, потому что я плачу). Однако Бард считал, с появлением эмоций среди структур головного мозга больше связан не таламус, гипоталамус и центральная часть лимбической системы. П.Барду в экспериментальных исследованиях удалось доказать, что электрическим воздействием на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями. Раздражение одних участков вызывает переживание удовлетворения, других – страдания, третьих – страх, четвертых – гнев и т.д.

Свой вклад в опровержение теории Джемса-Ланге и раскрытие механизма появления эмоций внес С.Шехтер. Теория С.Шехтера получила название когнитивно-психологической. С.Шехтер экспериментально доказал, что эмоциональное переживание обусловлено взаимодействие познавательных и физиологических факторов. Формула С.Шехтера: «Эмоция это знание внешних и внутренних  процессов помноженных на возбуждение организма». При этом ведущую роль играет интеллектуальная  интерпретация внешней и внутренней (оценка своего физиологического состояния) информации (Я плачу и знаю, что я плачу, потому что мне грустно).

Современные исследования показывают, что в формировании эмоций принимает участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии, осуществляется психосоматическое единство, взаимное влияние и интеграция установлены конкретные отделы мозга и нейрохимические процессы, связанные с формированием и характером протекания эмоциональных процессов.

2. Воля

С понятием воли мы уже неоднократно встречались при изложении различных качеств человеческой личности. О воле речь шла при рассмотрении произвольного и непроизвольного характера восприятия, внимания, памяти. О роли волевого фактора речь шла при анализе мышления, особо подчеркивалось значение волевого фактора при раскрытии характера и т.д. Сейчас необходимо более внимательно изучить волю как одно из основополагающих качеств человеческой личности, отличающих человека от всех других живых существ. Воля – это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям. Воля нужна при выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствия. Воля обеспечивает активность личности. Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт человек действует произвольно, т.е. по своему намерению и, не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации. Произвольность и надситуативность основополагающие принципы волевого поведения.

Воля – это одна из сторон сознания личности. Непроизвольная регуляция – это форма регуляции активности, которая осуществляется без сознательного контроля. Для этой формы регуляции характерно отсутствие осознания цели. Программа действий и реализация этой программы слиты воедино. Произвольная регуляция характеризуется осознанностью, а, следовательно, опосредована мышлением и речью. Эта форма регуляции характеризуется наличием цели и мотивации. Осознается также программа действий, хотя сами действия могут осознаваться и не осознаваться (в том случает, если данная форма деятельности хорошо освоена и частично автоматизирована). Но если человек встречается с препятствием, то происходит осознание деятельности и в таком случае вступает в действие собственно волевая регуляция. Собственно волевая регуляция – это высший уровень регуляции деятельности и поведения личности. Этот уровень регуляции осуществляется с помощью волевых усилий. Волевое усилие – это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, т.е. побуждение к действию непосредственно переходит в само действие. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс.

Рассмотрим более внимательно структуру сложного волевого акта. В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: Первая фаза – возникновения побуждения и предварительной постановки цели. Вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов. Третья фаза – принятие решения. Четвертая фаза – исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз. Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения. Это выражается в стремлении. По мере осознания цели это стремление переходит в желание. Желание – это определенное, т.е. целенаправленное стремление. Но желание выступит в качестве первой фазы волевого акта, если к осознанию действия добавится установка на ее реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться. Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этой фазе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что появившиеся на первой стадии мотивы в виде желаний могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Третья фаза означает принятие одной из возможностей в качестве решения. Четвертая фаза – исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается  незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Следует еще раз подчеркнуть, что особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название волевых качеств личности. Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолении препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности. Рассмотрим же, прежде всего основные, базовые волевые качества личности, определяющие большинство поведенческих актов: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.

Целеустремленностьэто сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативностьэто активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на утверждение, придание волевому акту определенной направленности.

Инициативность связана с самостоятельностью. Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Самостоятельность может проявиться лишь при определенной выдержке. Выдержка – это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка – это, прежде всего проявление тормозной функции воли. Она позволяет затормозить те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки, как говорится ''сдержанный человек'', всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

Решительностьсвойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется на всех фазах волевого акта. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно проявляется и в выборе доминирующего мотива и выбора правильного действия и в выборе адекватности средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний и может показаться, что решительный человек легко и быстро выбирает цели действия и пути их осуществления. Однако это не так. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов их достижения, переживает сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Когда приходит время принимать решения они отбрасывают все колебания и делают однозначный выбор. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к самому действию.

Существенной предпосылкой решительности является смелость. Как умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Однако решительность не означает безрассудность. Решительный человек умеет и задержать, отложить выполнение действия, если обстоятельства не благоприятствуют этому. Поэтому противоположными качествами решительности с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны выступает импульсивность, торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует спорадически, под влиянием волевых импульсов, не обдумывает всех последствий своих действий, выбирая первое попавшееся под руки средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения,  так и непоследовательности при проведении их в жизнь.

Важнейшим волевым качеством исполнительного этапа является энергичность и настойчивость. Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Энергичность хорошее волевое качество. Однако его недостаточно для достижения результата. Энергичность нуждается в соединении с настойчивостью. Настойчивостьэто качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость предполагает мотивированное обоснование действие личности. Утрата разумного, сознательного подхода может привести к тому, что настойчивость может перерасти в упрямство, когда человек, невзирая на обстоятельства, стремится настоять на своем даже в ущерб достижению поставленной цели. Упрямство – это неразумная воля, т.е. в случае упрямства человек, по сути дела, не владеет своей волей.

Существенную роль в выполнении принятого решения играют такие качества как организованность, дисциплина и самоконтроль. Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности. Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела. Самоконтроль – это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения этих задач самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами.

Возможно рассмотрение еще ряда волевых качеств личности под различными углами зрения. Однако хотелось бы сконцентрировать внимание на том, что совершая то или иное волевой действие, личность поступает сознательно, а значит и несет ответственность за все его последствия. Всякое деяние – это социально значимый результат деятельности. Оно может носить как характер благодеяния, так и злодеяния. Интегральным показателем волевых качеств личности является ответ его на вопрос: на кого возлагает личность ответственность за свои деяния? Для оценки данного качества личности американский психолог Дж. Роттер ввел понятие локус контроля. Понятием «локус контроля» обозначается качество личности, характеризующее ее оценку возможностей контроля над жизненными обстоятельствами и соответственно оценку ответственности за результаты своей деятельности. С точки зрения Дж. Роттера, по этому качеству все люди делятся на два типа: с экстериальным и интериальным локусом контроля. Люди с экстериальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами (случайными обстоятельствами, судьбой, удачей, влиятельными людьми и т.д.). Таким образом ''экстериалы'' не признают ответственности за свои деяния и считают себя заложниками судьбы. Напротив, люди с интериальным локусом контроля верят в то, что все удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями и они ответственны за все свои деяния. Исследования Д. Роттера показали, что для людей с экстериальным локусом контроля характерны неуверенность в своих способностях, нерешительность, стремление откладывать реализацию своих планов и другие качества, характеризующие отсутствие или ослабленное выражение воли. Напротив ''интериалы'' демонстрируют наличие ярко выраженных волевых качеств.

Воля – это элемент сознания личности. Поэтому она не является  врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности, в какую-либо сложную форму деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80415. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотиков в России и зарубежных странах 296 KB
  В 2003 г. в России употребляли наркотики около 4 млн человек. Только около 500 тысяч человек обратились в медучреждения за помощью. На учете в медучреждениях находилось только 15-20% от числа людей, употребляющих наркотики. 80% употребляющих наркотики – это люди в возрасте 18-39 лет.
80416. Разработка технологии сборки и сварки кольцевых швов кожуха газификационной установки 1.23 MB
  Сварочная техника и технология занимает одно из ведущих мест в современном производстве. Развитие техники и технологии предъявляет все новые требования к способам производства и, в частности к технологии сварки. Сегодня свариваются материалы, которые еще относительно недавно считались экзотическими.
80418. Теоретико-методичні підходи і практичні рекомендацій щодо удосконалення системи управління капіталом ТОВ «ПАО» 1.64 MB
  Розвиток ринкових відносин та інтеграція України у світове економічне співтовариство потребують нових підходів до управління економікою як на макрорівні, так і на рівні окремих підприємств. Особливого значення набувають проблеми створення таких механізмів управління фінансами підприємств...
80420. Изучение особенностей адаптации к роли матери у женщин, имеющих детей разного возраста 731.5 KB
  Важность материнского поведения для развития ребенка его сложная структура и путь развития множественность культурных и индивидуальных вариантов а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить об особой актуальности изучения материнства...
80421. ОРГАНІЗАЦІЯ ТА ОБЛІК РОЗРАХУНКІВ З ОПЛАТИ ПРАЦІ (НА МАТЕРІАЛАХ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВ БЕРЕЗАНСЬКОГО РАЙОНУ) 1.56 MB
  Актуальність даного питання посилюється ще й тим, що в сучасних умовах здійснюється адаптація існуючої системи обліку та організації праці відповідно до міжнародних стандартів, впроваджуються нові методики організації обліку оплати праці на підприємствах.
80422. Развитие интеллектуальных умений при обучении математике (на примере умений анализировать, синтезировать, алгоритмизировать) 526 KB
  Чтобы учащиеся могли глубже осознать междисциплинарные связи, понять возможность переноса результатов с одного учебного предмета на другой, у них не должно создаваться впечатления, будто каждый предмет призван решать свои, отдельные от других дисциплин, задачи.
80423. Разработка алгоритма изготовления детали «Втулка-регулирующая» 862 KB
  Простейшие токарные станки были известны еще в глубокой древности. Эти станки были весьма примитивны по конструкции: заготовка вращалась от ножного привода, а режущий инструмент приходилось держать в руках. Работа на таких станках была непроизводительной, утомительной и неточной.