78318

МОТИВАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Реферат

Психология и эзотерика

Потребности как источник активности человека. Потребности как источник активности человека Понятие мотивации и потребностей. Многие психологи полагают что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности. Потребности – это состояние индивида создаваемое испытываемой им нужды в объектах необходимых для его существования и развития.

Русский

2015-02-07

87 KB

2 чел.

18

PAGE  18

Тема 6. МОТИВАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

  1.  Потребности как источник активности человека.
  2.  Направленность личности.
  3.  Теории мотиваций.

1. Потребности как источник активности человека

Понятие мотивации и потребностей. Одной из главных проблем психологии является выяснение движущих сил поведения человека: к чему стремится тот или иной человека? Насколько сильно он к этому стремится. В психологической науке влияние этих вопросов связано с анализом мотивации поведения человека. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.

Отсюда становится ясно, что одной из основных проблем психологии является выяснение причин активности поведения человека. Многие психологи полагают, что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности. Потребности – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, нуждается в материальной и духовной культуре, в других людях и т.д. Таким образом потребность необходимым образом связана с нуждой.

Но в психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет), но сам субъективно этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает. И только на третьем месяце жизни объективная нужда преобразуется в субъективное психическое состояние  - потребность в общении: ребенок при виде матери бурно радуется, тянется к ней руками, улыбается и т.д. По мере взросления потребность в общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях, сознании человека. Таким образом, потребность это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности.

Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.

По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные потребности – это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Иными словами  они отражают нужды организма для поддержания его существования. Поэтому их также называют органическими. Органические потребности в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т.д. Социальные или культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения. Культура – это вторая природа, результат общественно-исторической деятельности человека, культурные потребности это потребности, которые появились в результате исторического развития человека – филогенеза.

Однако, следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит и окультурились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Как писал К.Маркс: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемый с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов». Особенно наглядно видна разница в удовлетворении потребностей защиты от экстремальных температур: холода и жары – одежды. Естественная одежда – шкура убитых зверей и сшитая по последней моде шуба удовлетворяют одни и те же потребности – защита от экстремальной температуры – холода.

По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные – отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовная зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности – стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности. Стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.

Потребности – источник активности человека. Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями: желаниями, тревогой и др., они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным  на удовлетворение потребностей. Иными словами потребности порождают мотив. Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.

По словам А.Н.Леонтьева, мотив – это опредмеченная потребность. В самом состоянии потребности, предмет, способный удовлетворить эту потребность не отражен, незафиксирован. Но когда такой предмет обнаруживается, психика отражает этот предмет. Этот образ может быть обоснован и на этой основе проведена мотивировка действия. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Мы часто плохо осознаем мотивы, но хорошо проводим мотивировку наших действий. Мотивировка это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.

Мотивы могут быть неосознаваемые и осознаваемые. Неосознаваемые мотивы – это прежде всего влечения и установки. Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознанную потребность субъекта. Установка – психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность или предрасположенность к определенного рода деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. подразумевают то или иное действие или отказ от действия.

Осознаваемые мотивы – это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т.д, Осознаваемые мотивы характеризуют направленность личности. Хочу отметить, что совокупность мотивов составляет мотивационную сферу человеческой личности. Деятельность человека носит полимотивированный характер. При этом мотивы выполняют различную роль. Есть мотивы-стимулы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения. А есть и такие мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл. В связи с этим многие психологические школы утверждают существование иерархии мотивов. Низшую ступень в иерархии мотивов занимают мотивы – стимулы. Верхнюю ступень мотивы -  смыслы. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то «здание» у разных людей будет иметь очень разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом – смыслом, в других случаях вершин (и смыслообразующих мотивов) может быть несколько. При этом все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий.

Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, требуя от него сделать нелегкий, но важный выбор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие.

Мотивация деятельности и поступков – это не статическое, а динамическое образование. Человек в течение жизни постоянно пересматривает свою мотивацию в соответствии со своими возможностями, которые диктуются как физиологическими факторами (например, оценка своего физического здоровья), так и фактором учета изменившихся социальных условий. Мотивы могут трансформироваться (изменяться) на всех фазах конкретной деятельности и отношений. Поведенческий акт нередко начинается на одной мотивации, а завершается на другой, преобразованной мотивации. Обстоятельство совершения поведенческого акта, его развитие не способны внести свои коррективы в мотивацию.

2.Направленность личности

Отмечая динамизм мотивационной сферы человека, вместе с тем психологи указывают, что этот динамизм не исключает существования устойчивости мотивации личности. Каждая личность на протяжении своей жизни формирует систему устойчивых мотивов, на основе которых складывается ее относительная независимость от наличной ситуации, избирательное отношение к различным объектам и ситуациям. Совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности называется направленностью личности.

Направленность личности характеризуется ее желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, в которых выражается мировоззрение человека. 

Непосредственной побуждающей силой обладают желания. Желания – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения. Интерес как мотив связан с позитивной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают наше внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес выступает в качестве мотива деятельности, поскольку заставляет человека действовать в определенном направлении. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована различными интересами и может удовлетворить различные потребности. Так, один студент стремится хорошо учиться. потому что у него высоко развиты познавательные интересы, он удовлетворяет свою потребность в знаниях. Для другого мотивацией хорошей учебы является повышенная стипендия, для третьего – завоевание уважения товарищей, подруги и т.д. Впрочем, учение, как и все остальные виды деятельности, как правило, мотивированы многими потребностями и интересами. Удовлетворяя познавательную потребность, интерес способствует ориентировке человека в различных областях, ознакомлению с новыми факторами и тем самым способствует более глубокому отображению действительности. Таким образом, интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности.

Интерес может носить временный характер и по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер. В этом случае он перерастает в склонность. Склонность – психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную форму деятельности и побуждающую ею заниматься.. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Направленность личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями. Ценностная ориентация – это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность – это свойство того или иного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы, склонности. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соотнесении их с предметами и явлениями окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения. Первичную роль в ценностном отношении играет возникновение той или иной неудовлетворенной потребности. При этом следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладает предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому и тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Ценностное отношение реализуется в акте оценки. Ценностная оценка – это сопоставление наличного и значимого, полезного и вредного и т.д. Для выявления ценности необходимо применять определенные критерии, мерки, по которым будет проведена оценка объекта, явления. Что же представляют собой эти критерии и откуда они черпаются? Психологами было установлено, что критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему личности, которые она усвоила в ходе цивилизации.

Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал – это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Ценностные ориентации и идеалы личности лежат в основе убеждений личности. Убеждения – осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений личности входит в систему его мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, которыми человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Мировоззрение связано с решением вопросов о происхождении мира, и его движущих силах, о месте и роли, задачах человека в этом мире и т.д. При его построении человек может опираться на религиозные системы или на научные системы. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности личности, определяется ее линия поведения.

3. Теория мотиваций.

В психологии существует множество теорий, стремящихся объяснить механизмы мотивации.

Теория биологических побуждений (импульсов). Сторонники этой теории исходят из предпосылки, что в мотивации человека определяющую роль играют биологические закономерности и, в частности, стремление к равновесию (гомеостазис). Голод, жажда или наличие кислорода – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода и т.д. приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению.

Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм. Равновесие же восстанавливается лишь после удовлетворения данной потребности, а вслед за этим исчезают вызванные этой потребностью побуждение и активация.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. А поведение, направленное на устранение мотиваций, путем удовлетворения вызвавшей ее потребности – гомеостатическое поведение.

Итак, теория биологических побуждений – теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. Согласно этой теории мы лишь стремимся ослабить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т.д.

Теория оптимальной активации. Согласно этой теории, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как это было в теории биологических побуждений, а зависит от физиологического состояния человека в данный момент. Таким образом, некоторые люди нуждаются в более сильном притоке импульсов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве.

Эта потребность в импульсах изменяется так же в зависимости от психического состояния человека.

Оптимальный уровень активации во время сна или в состоянии задумчивости, конечно же отличается от уровня, оптимального для человека, охваченного «лихорадкой творчества».

Теория оптимальной активации остается по самой своей сути механистической. Она позволяет объяснить, чем вызывается какое-то конкретное поведение, но, например, никаких указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет. Она не поможет понять, почему если ваш уровень снижается, вы постараетесь восстановить оптимальный тонус.

Это объясняется тем, что большинство исследований проводилось на животных в искусственных лабораторных условиях. Теории, вытекающие из подобных экспериментов, позволяют лишь частично понять то, что происходит с людьми в их повседневной жизни, где у человека обычно есть выбор возможных действий.

Именно на этом когнитивном (познавательном) аспекте мотивации, проявляющемся, в основном у высших млекопитающих, делает упор следующая, третья группа теорий.

Когнитивные теории мотивации. Для когнитивистов теории биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить поведение людей, т.к. человек очень активен. Мы постоянно чем-то заняты и в большинстве случаев мы решаем, что будем делать.

Так, например, только в очень редких случаях, голод «толкает» к безотлагательному действию. Чаще всего мы выбираем, поесть нам или нет, перекусить немного или поесть как следует, выбрав из имеющихся блюд то, что нам больше всего по вкусу. То же возможно было бы сказать и о выборе наших визитов или развлечений, и, наконец, о делах, которыми мы собираемся заняться в данный момент. В любой момент, чтобы сделать выбор мы прибегнем к процессу мышления.

В этом смысле все наши действия чем-то мотивированы. Таким образом, вопреки утверждению двух других теорий не существует никакой особой «силы», которая выступает на сцену только в критические моменты, когда нарушено равновесие.

Один из сторонников данной теории Боллес рассматривает мотивацию скорее как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм, в случае надобности, отвечает на внешние раздражители, но чаще всего, он выбирает возможность, которая в данный момент времени лучше всего соответствует физическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей на ум мысли. Выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости.

Деси считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая вызывает у нас чувство компетентности (знание и опыт, позволяющие судить о чем-либо). Доказательством тому служит тот факт, что лучших результатов часто добиваются те, кто осознает, что сам организовал свою работу, и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

По мнению этих теоретиков, внешнее поощрение (конфеты, деньги и т.п.) чаще всего приводят лишь к уменьшению такой внутренней мотивации. Например, у ребенка, которого вознаграждают каждый раз, когда он выносит мусор, будет все меньше и меньше удовольствия чувствовать себя полезным.

Ж.Нюттен полагает, что выбор наших ближайших действий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют нас на выбор. При этом стимулом для наших действий служат не столько сами цели, сколько намерение их достигнуть.

В случае возникновения объективно (или субъективно) непреодолимых трудностей на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи) наступает фрустрация (Фрустрация (от лат. ftustratio – обман, тщетное ожидание) – как вы помните, это эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми или препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

– психическое состояние человека, вызванное вышеописанными причинами. Часто реакцией на фрустрацию является агрессия.

Л.Фестингер развивал теорию когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом Л.Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко как любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится избавиться от него, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к нему.

Состояние диссонанса между когнициями А и В возникает тогда, когда из когниции А следует не В. Состояние консонанса (т.е. согласия, созвучия) между А и В с другой стороны, когда из А следует В. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция А), пока не может отказать в любимом шоколаде (когниция В). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию (упрощение), снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонантные отношения когниций ) решить, что полнота – не такой уж большой грех или, что шоколад не дает значительной прибавки веса), добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно сказывается на умственной деятельности).

Когнитивный диссонанс требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге к изменению поведения. Рассмотрим два, наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного дисссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо. Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последнее изменяется в сторону понижения нравственности.

Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследовании когнитивного диссонанса – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто. Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отторгнутого. Человек таким образом избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше. Он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое – вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился между автомобилями «А» и «Б», и в итоге предпочел «Б», то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа «Б» будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних возрастает.

Теория иерархии потребностей. Одной из наиболее разработанных концепций мотивации является концепция американского психолога А.Маслоу, построенная на теории иерархии потребностей. А.Маслоу выделил пять основных групп потребностей, которые, по его мнению, носят врожденный или инстинктивный характер: физиологические потребности; потребности в безопасности и защите; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования.

В основе этой теории лежит положение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями расположенными вверху. Таким образом физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности, физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви и т.д. По Маслоу, это последовательное иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе мотивации человека.

Иерархия потребностей распространяется на всех людей и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психологическое здоровье он продемонстрирует. При этом Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Некоторые люди могут создавать свою собственную иерархию потребностей, благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж или продвижение по службе, а не интимные отношения и семья. Маслоу также признавал, что потребности никогда не бывают удовлетворены окончательно. Потребности часто совпадают и человек одновременно может быть мотивирован на двух или больше уровнях. В целом же действует общая закономерность, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, силе, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти потребности должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Хронически голодный человек вряд ли стремится сочинять музыку, делать карьеру или строить великие планы будущего. Такой человек слишком занят поисками хоть какой-нибудь еды.

Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включаются потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил как болезни, страх и хаос.

Потребности принадлежности и любви начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей для человека. Человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма (гонения, изгнания), отсутствия дружбы и отверженности.

Потребности самоуважения. Когда потребность любить других и быть любимым достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Эти потребности Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый тип включает такие понятия как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимым другими. Удовлетворение потребности самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что все полезны и необходимы в мире. Напротив, неудовлетворение этой потребности порождает чувство неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.

Потребности самоактуализации. И, наконец, если все четыре группы выше упомянутых потребностей в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу характеризует потребность самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать, в полной мере реализовать себя, достичь вершины своего потенциала. Человек, достигший этого высшего уровня добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Позднее А.Маслоу в свою концепцию иерархической мотивации ввел две новых категории мотивов человека дефицитарные мотивы и мотивы роста.

Дефицитарные мотивы, по Маслоу, связаны с удовлетворением базовых потребностей и прежде всего физиологических потребностей и требований безопасности. Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжения. В отличие от дефицитарных мотивов, мотивы роста, которые Маслоу также называет метапотребностями или бытийными потребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал личности. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний, сколько расширение кругозора. Удовлетворение метапотребностей должно обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Удовлетворение метапотребностей также необходимо человеку, как и удовлетворение базовых потребностей, необходимых человеку. Если человек не имеет возможности удовлетворить эти потребности, то наступает состояние фрустрации. А это значит, что неудовлетворение метапотребностей подавляет рост и функционирование здоровой личности.

Концепция иерархии потребностей А.Маслоу в дальнейшем конкретизировалась и уточнялась. На ее основе была сформулирована теория двух факторов Фредерика Герцберга, теория мотивации Дэвида Мак Клеланда, процессуальные теории мотивации Виктора Врума, Лаймана Портера и Эдварда Паулера и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23010. Мовознавство теоретичне і прикладне 31.5 KB
  Мовознавство або лінгвістика наука про природну людську мову загалом і про всі мови світу як її індивідуальних представників. Прикладне мовово – напрям у мовознавстві який опрацьовує методи вирішення практичних завдань пов’язаних із використанням мови. Теоретичне мовознавство включає лише лінгвістичні проблеми що стосуються найсуттєвіших ознак мови як суспільного явища в її відношенні до інших явищ дійсності. У такому разі загальне мовознавство лінгвістична дисципліна яка вивчає всі мови світу і є ніби узагальненням конкретних...
23011. Основні проблеми загального мовознавства 30.5 KB
  Основні проблеми загального мовова Мовознавство або лінгвістика наука про природну людську мову загалом і про всі мови світу як її індивідуальних представників. Загальне мовознавство вивчає загальні особливості мови як людського засобу спілкування а також структуру й закономірності функціонування всіх мов світу. До них належать суть мови її природа походження закони розвитку зв’язок із мисленням культурою. Цей курс охоплює такі основні проблеми: природу і сутність мови в науці немає єдиного розуміння цієї проблеми різні напрями...
23012. Методи дослідження в мовознавстві 35 KB
  Методи дослідження в мовові Термін метод від гр. дослідження вчення шлях пізнання неоднозначний: він уживається в загальнонауковому філософському значенні у спеціальнонауковому що стосується певної галузі науки: в значенні прийом спосіб дії яке звичайно позначається словом методика. їх часто називають методами. наведення метод дослідження згідно з яким на підставі знання про окреме роблять висновок про загальне.
23013. Синхронічний та діахронічний аспекти вивчення мовних одиниць 33 KB
  syn разом і chronos час тобто одночасність 1 стан мови в певний момент її розвитку в певну епоху; 2 вивчення мови в цьому стані в абстракції від часового чинника. dia через і chronos час тобто різночасність 1 історичний розвиток мови; 2 дослідження мови в часі в її історичному розвитку. Поступові кількісні зміни у мові протягом століть зумовили Якісні зміни причому такі що сучасному мовцеві важко зрозуміти давні тексти. Відповідно в мовознавстві розрізняють стан мови та розвиток мови.
23014. Проблема походження мови, основні теорії походження мови 43.5 KB
  Проблема походження мови основні теорії походження мови. Проблема походження мови є дуже складною. проблему походження мови порушувалася в межах філософських дискусій про сутність мови. Представники школи Платона вважали що назви предметам даються не довільно а відповідно до їх Природи що свідчить про природний характер мови і відповідно закономірну біологічну зумовленість її виникнення.
23015. Синтагматичний та парадигматичний аспекти дослідження мовних одиниць 28 KB
  Синтагматичний та парадигматичний аспекти дослідження мовних одиниць. Синтагматика – один із двох системних аспектів у вивченні мови який розглядає відношення між послідовно розташованими одиницями за їхнього безпосереднього поєднання в реальному потоці мовлення або в тексті тобто сполучуваність мовних одиниць. Парадигматична методика охоплює опозиційний прийом на основі зіставлення і протиставлення мовних одиниць встановлюються їх диференційні ознаки а на основі спільності й відмінності одиниці об'єднуються в різні парадигматичні...
23016. Фактори розвитку мов. Поняття національна мова, літературна мова 29 KB
  Поняття національна мова літературна мова. Літературна мова – унормована мова суспільного спілкування загальноприйнята в писемній та усній практиці. Літературна мова одна із форм національної мови що існує поряд з іншими її формами – діалекти просторіччя мова фольклору.мови нормованість кодифікованість полі функціональність загально значущість наявність не тільки писемного а й усного різновиду.
23017. Семіотика як наука про знакові системи 35 KB
  Вивчення мови на рівних правах і тотожними методами мислиться в складі семіології єдиної науки про знаки. За першою класифікацією всі знаки поділяють на знакиіндекси знакикопії знакисигнали і знакисимволи. Знакиіндекси знакиприкмети і знакисимптоми знаки пов'язані з позначуваними предметами як дії зі своїми причинами. Знакикопії відтворення репродукції подібні на позначувані предмети.
23018. Мова як особлива знакова система 34 KB
  Мова як особлива знакова система. Знак матеріальний чуттєво сприйманий предмет який є представником іншого предмета і використовується для отримання зберігання і передачі інформації У світі існують різноманітні системи знаків які служать для передачі інформації. Серед них наприклад дорожні знаки морська сигналізація прапорцями та інші знаки. Основними ознаками знака є матеріальність його можна бачити чути тобто сприймати органами чуттів використання його для позначення чогось що перебуває поза ним інформативність.