7832

Философия психоанализа. Фрейдизм и Неофрейдизм

Доклад

Логика и философия

Философия психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский доктор. Толкование сновидений (1900). Работы Фрейда изменили облик психологии в 20 столетии. В советское время работы Фрейда не издавались. Они считались несерьезными и несовмести...

Русский

2013-01-28

49.5 KB

40 чел.

Философия психоанализа

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский доктор. «Толкование сновидений» (1900).

Работы Фрейда изменили облик психологии в 20 столетии.

В советское время работы Фрейда не издавались. Они считались несерьезными и несовместимыми с марксистским мировоззрением.

Фрейд родился в многодетной семье (8 детей). В раннем возрасте Фрейда семья переехала в Вену, где Фрейд и прожил всю свою жизнь.

Фрейд закончил гимназию с отличием и поступил в Венский университет. Особый интерес для него представляли естественные науки. В университете сформировалась мировоззренческая позиция Фрейда – научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта. В университете Фрейд изучал устройство нервных клеток спинного мозга животных. Фрейд не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы.

Фрейду пришлось оставить науку из-за ухудшения материального положения. Фрейд становится практикующим врачом невропатологом в психиатрической клинике.

Фрейд осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом (больные детским параличом) и различные нарушения речи (афазий).

Фрейд лечил больных принятыми в то время методами психотерапии. Считалось, что нервная система человека представляет собой материальный орган. И, след., болезненные изменения, которые в нем происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и т.п. Французский невролог Шарко (душ Шарко).

Проблема: человек физически здоров, но есть психические отклонения. В этом случае не ясно где в организме человека физические отклонения, вызванные психическими отклонениями. Т.е. что лечить в человеке – он физически здоров.

Фрейд разрабатывает (1890-1897) новые методы психотерапии совместно с И. Брейером.

Больные в основном женщины страдающие истерией. Болезнь проявлялась в различных симптомах – страхах (фобиях), потере чувствительности, отвращение к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др.

Брейер и Фрейд применяли легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну) и просили рассказывать своих пациенток о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснялось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и «выговориться», симптомы болезни хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал катарсис (очищение). Катарсис – термин эстетики. Катарсис – это очищение, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу врач должен снять амнезию, вернуть память о забытом травматическом событии. Вмешательство врача прерывает «бегство в болезнь».

Сознание стыдится и боится своих проблем, переживает их, пытается утаить. Будучи забыты сознанием на подсознательном уровне эти проблемы продолжают жить, вызывая болезненные симптомы. Вмешательство врача позволяет человеку осознать то, от чего он в ужасе отворачивался: осмыслить, осознать свою болезнь, ее причины, симптомы. Процесс самоосмысления проблем при помощи врача (задает вопросы, дает советы и т.п.) приводит к выздоровлению. Прошлое не оказывает влияние на человека.

Применение гипноза рождало гипотезу: симптомы болезни возникают вследствие того, что больной прежде испытал напряженное влечение к какому-либо объекту, действию, которое не реализовалось. Поэтому нереализованное желание, действие было трансформировалось в страхи, спазмы (симптомы болезни).

Сознание оказывало сопротивление нервно-психической энергии (неосознаваемое). Гипноз ослаблял или снимал контроль сознания. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи – рассказать, говорить с врачом о вытесненных из сознания переживаниях.

Борьба сознательного и бессознательного – закономерность психической деятельности.

И здесь у Фрейда рождается идея, что причину всех желаний, влечений, потребностей составляет сексуальное влечение.

Либидо (лат. libido – страсть) – в сексологии чувственное вожделение, половое влечение. Либидо означает бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность.

Пансексуализм – специфика фрейдовского учения. Фрейд выдвинул постулат о всесилии сексуальности во всех человеческих делах.

Образование бессознательного идет с младенчества. Бессознательное образуется путем вытеснения из осознаваемых пластов психики тех переживаний, которые неприемлемы для человека (он их стыдится).

1.Неудовлетворенное желание рождает симптомы психического расстройства.

2.Все желания возникают на основе сексуального (полового) влечения. Сексуальное влечение – главный двигатель поведения людей.

Почему сексуальность, а не что-то иное? Психика младенца руководствуется «принципом удовольствия». Для него «всё дозволено», а удовлетворение желаний происходит непосредственно. Но с развитием психики возникает необходимость следовать «принципу реальности». Принимается то, что согласуется с принципами морали, нравственности, этики, а остальное вытесняется в сферу бессознательного.

Психика человека работает по принципу: возбуждение – торможение. Стремление к удовольствию – возбуждение, а торможение – ограничение реальностью. Так как не все наши желания могут быть реализованы.

Часто Фрейд сталкивался в практике врача с комплексами на сексуальной почве: Эдипов комплекс (ревность ребенка к родителям) – проявление бисексуальности (Би –дважды (отсюда «на бис») приставка обозначает предмет состоящий из двух частей). Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца (с которым он себя идентифицирует) как соперника, который вызывает и ненависть, и страх. Амбивалентность – двойственность переживания (один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства: удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию).

Психические инстанции:

Оно – бессознательное (изначально аморально и иррационально);

Я (эго) – сознание человека, его индивидуальный опыт;

Сверх-Я (супер-эго) – инстанция морального контроля (источник моральных религиозных чувств, контролирующая и наказующая инстанция: чувство стыда, совести и т.д.).

Я – сознание человека, которое формируется под антагонистическим воздействием Оно и Сверх-Я.

Структура сознания: Оно –> Я <– Сверх-Я. На Я оказывает влияние Оно и Сверх-Я.

Я спасается от Оно – вытеснением и сублимацией.

Вытеснение – непроизвольное вытеснение в подсознательное, что приводит к комплексам.

Сублимация – механизм запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности: спорт, наука и т.д.

Фрейд догматичен. Ничего случайного в психике человека нет. Все процессы причинно обусловлены. Детерминизм: если есть следствие всегда д.б. причина.

Первая мировая война дала много примеров психического расстройства не на основе сексуальности. Фрейд заменил сексуальность (либидо) на Танатос (стремление к смерти). В человеке заложена не только сексуальная энергия, но агрессия, стремление к разрушению. 1910 – Первый международный конгресс по психоанализу. Раскол из-за догматизма Фрейда. Современная детская психология отвергает схему Фрейда.

Эмигрирует в Англию (1938) из-за фашизма. Фрейд курил сигары. Болел и 21 сентября 1939 в Лондоне по его просьбе врач сделал два укола, положившие конец его страданиям. Четыре сестры Фрейда погибли в концлагере.

 

Неофрейдизм

Альфред Адлер и Карл Юнг

Альфред Адлер (1870–1937) австрийский психиатр, основатель индивидуальной психологии.

Главным источником мотивации считал стремление к превосходству при решении тех человеческих проблем, которые целиком и полностью носят общественный характер. Решение проблем зависит от силы воздействующего коллективного чувства.

Половое влечение – у Фрейда, стремление к самоутверждению – у его ученика А. Адлера.

Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису».

Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, согласно которому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для некоторых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как некоторые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин.

После ожесточенных дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое общество и основали собственное Общество свободных психоаналитических исследований.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии.

Доктор наук (1902, тема исследования — "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов"), профессор университетов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле (1942). В 1911-1914 – Президент Международного психоаналитического общества.

Являясь в 1907–1912 одним из ближайших сотрудников Фрейда. Юнг впоследствии осуществил кардинальный пересмотр ряда положений ортодоксального психоанализа, что и обусловило разрыв между Юнгом и Фрейдом в 1913.

В книге "Метаморфоза и символы либидо" (1912) отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии (созвучно идее "жизненного порыва" Бергсона), выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда – всего лишь часть гораздо более обширного "коллективного бессознательного" (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих первообразов – содержания коллективного бессознательного.

Согласно версии Юнга, "...у этих содержаний есть одна удивительная способность – их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился в Соединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу. Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвал эти коллективные проформы архетипами. "Архетип" означает type (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре".

Нет индивидуального бессознательного, а есть коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное наследником коллективного бессознательного.

По Юнгу, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.

К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся персона и тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Персона – социальная маска, социальная роль, которую человек играет; Тень – противоположность Персоне, личные качества человека.

Анима – архетип женственности в мужчине, Анимус – архетип мужского начала в женщине;

Мудрый старец – разум, мудрость; Великая мать – образ материи, то, что рождает; младенец – образ невинности и непорочности, чистота взглядов.

Самость – образ бога, идеальная личность.

Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини.

Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т. д.

Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора.

Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39003. Как Бог человека сотворил. Человек – венец творения. Правила жизни, данные Богом в Раю 32.5 KB
  Цель: Изучить с детьми библейскую историю о сотворении человека; закрепить знания воспитанников о сотворении видимого мира; познакомить детей с жизнью первых людей в Раю; формировать у детей мировоззрение основанное на православных традициях; воспитывать ответственность за свое поведение. А как он создал человека Из чего Матильда Леонардовна: Внимание внимание открываем заседание клуба Совинформ Сегодня узнаем о создании человека. Изучение нового материала Рассказ жителей Шишкиного леса о сотворении человека.
39004. Дети Адама и Евы - Каин и Авель. Не завидуй 32 KB
  У Адама и Евы родились дети которых они назвали Каин и Авель. Каин был земледельцем выращивал овощи фрукты а Авель – пастухом. Авель с любовью относился к Богу выбирал самое лучшее в дар Господу.
39005. Спасение Ноя. Обетование Бога 33 KB
  Оборудование: иллюстрации ковчега водной стихии радуги голубя кукла Шуни мышки. Преподаватель: А напоминает она о том как спасся Ной и об обещании Бога данном людям. Шуня: Ухты а как это было Преподаватель: Вспомните ребята почему был всемирный потоп Потому что люди стали забывать Бога думали только о еде и развлечениях стали недобрыми Сколько лет дал Бог людям для того чтобы они исправились 120 лет пока Ной с сыновьями строил ковчег Кто находился в ковчеге Все животные по паре которые не могут жить в воде;...
39006. Путь к спасению – жизнь по Заповедям Божьим. Церковь – корабль спасения. Первый храм 38.5 KB
  Цель: Познакомить детей со строением первого храма ветхозаветной скинии; закрепить знания о жизни пророка Моисея об истории получения Заповедей Божьих; развивать память логическое мышление; воспитывать желание жить по заповедям Божьим прививать любовь и благоговейное отношение к храму. Рассказ Матильды Леонардовны об устройстве ветхозаветного храма демонстрация иллюстраций. Из скольких частей он состоит из трех В какой части мы с вами молимся в храме В какую часть храма мы попадаем при входе в притвор Как называется та часть...
39007. Божья Матерь 33 KB
  Матильда Леонардовна: Что это ты делаешь Шунечка Шуня: Лилию хочу сделать. Матильда Леонардовна: Вспомните ребята а где цветы всегда цветут и святые люди живут в раю Матильда Леонардовна: О каком святом человеке вы узнали на предыдущем занятии о Николае Чудотворце Матильда Леонардовна: Что вам больше всего запомнилось из его жизни Матильда Леонардовна: Подойдите к иллюстрациям и расскажите какой из эпизодов жизни Святителя Николая изображен. Матильда Леонардовна: Как вы думаете ребята а можно в храм на праздники приносить цветы...
39008. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста 425 KB
  Потаповская “Подарок к празднику†Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста Для ребенка Светлый Праздник и весна Рождество и зима Спас и спелые плоды Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Предлагаемый курс разработан с учетом того что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей нуждающихся в специальной помощи не только направляющей но и корректирующей развитие: физическое психическое социальное духовное. Отметим что речь идет...
39009. Информационные системы 235.5 KB
  Экономические информационные системы человекомашинные системы которые собирают накапливают сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний необходимых для управления экономическим объектом. выполнять свои функции при их изменении и экономическая эффективность улучшение экономических результатов в результате внедрения информационной системы.: 1 выявление существенных характеристик объекта 2 создание математической или...
39010. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Учебник 364 KB
  Однако при передаче И из одной системы в другую количество И в передающей системе не уменьшается хотя в принимающей – обычно увеличивается. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Тема 2. Определение информационной системы ИС.
39011. Информационные системы. Курс лекций 496.5 KB
  «Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»