78321

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Реферат

Психология и эзотерика

Понятие группы и их классификация Человек это общественное существо и вся его жизнь от рождения до смерти протекает в различных группах: семье школьном студенческом производственном армейском коллективах спортивной команде кругу друзей подруг и т. Традиционная психология не делает акцент на социальной характеристике группы. Психологию интересует не характер содержательной социальной деятельности группы а скорее форма действий индивида в условиях присутствия других людей или...

Русский

2015-02-07

162 KB

2 чел.

PAGE  33

Лекция 9. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

  1.  Понятие группы и их классификация.
  2.  Групповое давление: конформизм и нонконформизм.
  3.  Социально-психологическая дифференциация в группе.
  4.  Лидерство.
  5.  Сплоченность и эмоционально-психологический климат в группе.
  6.  Межличностные конфликты: причины возникновения, динамика развития и способы разрешения.

1. Понятие группы и их классификация

Человек это общественное существо и вся его жизнь от рождения до смерти протекает в различных группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Группа – это та непосредственная среда, в которой возникает и развивается социально-психологическое взаимодействие индивидов. В самом общем виде под группой понимается совокупность людей, имеющих общий признак, помещенных в какие-то идентичные условия, занимающихся  какой-либо совместной деятельностью и осуществляющие между собой общение, а также в той или иной мере осознанно признающие свою принадлежность к этому образованию.

Традиционная психология не делает акцент на социальной характеристике группы. Для нее группа – это ограниченная в размерах общность людей, в условиях которой протекает жизнедеятельность и общение личности. Психологию интересует не характер содержательной социальной деятельности группы, а скорее форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними.

Общность содержания деятельности группы, ее социальный статус в обществе порождает и общность психологических характеристик группы или «группового сознания». К этим характеристикам можно отнести такие групповые образования как кружковые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться  с группой. Исследованием было установлено, что главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемых «мы-чувства», противопоставления всем другим образованиям – «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и служит своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе. При такой трактовке фиксируются психологические характеристики групп, а сама группа может быть определена как общность взаимодействующих людей во имя осознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

Классификация групп. По различным критериям проводится классификация групп. По размерам и характеру взаимодействий индивидов выделяют большие и малые группы. Большая группа – это устойчивая совокупность значительного количества лиц действующих идентично в социально-значимых ситуациях. Большие группы подразделяются на условные и реальные (контактные).

Условные группы людей объединяются по определенным признакам (пол, возраст, профессия и т.д.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существуют как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

Условная большая группа – это количественно неограниченная условная общность людей, выделяющаяся на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и т.д.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Так, например, студенты могут быть объединены в одну условную группу.

Реальная большая группа  - это значительная по размерам, существующая в общем пространстве и времени сложно организованная общность людей, вовлеченная в ту или иную общественную деятельность. К подобного рода большим группам может быть отнесен коллектив предприятия, высшего учебного заведения, школы и т.д.

Основным предметом социальной психологии являются малые группы. Малая группа – это малочисленная по составу относительно устойчивая общность людей, объединенная какими-либо общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Малая группа это всегда реальная группа. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максимальная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков человек. Однако исследованиями установлено, что оптимальным, с точки зрения закономерностей функционирования малой социальной группы, является состав 5-7 человек. Другой отличительной особенностью малых групп является существование между ее членами непосредственных контактов. 

Существенной характеристикой малых групп является также наличие в них эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Важный признак малой группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и взаимоотношений. Эта цель, в той форме, как она воспринимается членами группы, цементирует группу в одно целое, определяет внешнюю нормальную целевую структуру группы.

Для малой группы характерно наличие организующего начала. Это начало может быть персонифицировано в каком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет. Но это не означает, что нет организующего начала. Просто в том случаем, когда нет персонифированных лидеров или руководителя группы и лидерство носит ситуационно-специфический характер: в тех или иных случаях, наиболее продвинутые в данной сфере по сравнению с другими, члены группы принимают на себя функции лидера.

Близкими по многим параметрам, но все же целиком не покрывающим деление групп на малые и большие группы, является выделение первичных и вторичных групп. Первичная группа – это реальная совокупность индивидов, объединенных на основе общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности. Характерными признаками первичной социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов.

Вторичная группа – социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели.

Чтобы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мастеров», профессиональные объединения спортсменов (в данном случае футболистов), объединенных в команду для получения определенных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.

Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются небольшие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты между которыми носят эмоциональный и более частный характер).

В зависимости от наличия или отсутствия официального юридического статуса и связанного с ним характера отношений группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальная группа – это социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т.д.). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия – для обороны страны, предприятие – для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятельность и отношения ее членов регламентируются специальными правилами. Формальные группы имеют строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответствии с нормативным регламентом их деятельности.

Формальная группа – это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников. Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп. Неформальная группа – реальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенных индивидов на основе интересов, дружбы и симпатий, либо на основе прагматической пользы.

Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки – «клики». Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на основании пространственной близости (соседи), общности интересов (рыболовы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпатий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете.

Особой разновидностью малых групп являются референтные группы.  Референтная группа – реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Важной основой классификации группы является степень , уровень ее развития. Уровень развития отражается в характере и формах организации межличностных взаимодействий в группе. По данному критерию выделяются следующие разновидности групп: конгломераты или диффузные группы – неорганизованные номинальные или случайно организованные группы (группа людей, приглашенная для участия в эксперименте, экскурсионные группы, зрители кино и т.д.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства, отсутствием общих целей и ценностей, а значит их сплоченности как ценности, ориентационного единства, совместной деятельности.

Кооперация – разновидность группы, отличающаяся реально действующей организованной структурой межличностных отношений, в которой носят деловой характер, подчинены достижению требуемого результата в выполнении определенной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – группа лиц, объединенных только внутренними целями и не выходящая за их рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других лиц. Эта форма характеризуется довольно высоким уровнем совместной деятельности и ценностно-ориентационной сплоченностью.

Высшим уровнем развития группы считается формирование коллектива. Коллектив – разновидность группы, характеризующаяся устойчивым взаимодействием, которое использует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени, отчетливо выраженной однородностью состава, относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива, высокой степенью организованности, т.е. упорядоченностью, подчиненностью всех его членов определенному порядку, выполнению совместной жизнедеятельности и структурированностью, т.е. определенной степенью четкости и конкретности распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между его членами.

2. Групповое давление: конформизм и нонконформизм

Понятие конформизма. Ни для кого не секрет, что поведение человека, его мнение, оценки, взгляды существенным образом зависят от поступков, мыслей, оценок других людей. Когда же между индивидом и группой возникают расхождения по поводу личного и доминирующего в группе мнения, то индивид должен выбирать либо идти на открытый конфликт, либо перестраивать свое мнение и поведение, приспосабливаться к группе, поступать как все. Такая приспособленческая позиция именуется конформизмом. Конформизм является широко распространенным явлением. Социально-психологические исследования показывают, что абсолютное большинство людей в той или иной степени проявляют склонность к конформизму. Рассмотрим же внимательно, что представляет собой конформизм.

Внешне конформизм проявляется в единообразии поведения. Конфорный человек стремится вести себя «как все»:  он высказывает общепринятое мнение, одевается так же, как одеваются другие члены его референтной группы и т.д., но само по себе единообразие еще не свидетельствует о наличии конформизма. Единообразие взглядов и поступков может быть основано на единой системе знаний, следовании моде, определенным обычаям и т.д. Конформизм состоит не в том, что индивид в той или иной ситуации действует как все члены группы, а в том, что он поддается влиянию всеобщего действия, т.е. ведет себя в группе не так, как он вел бы себя в одиночку. Отсюда конформизм можно определить как изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Виды конформизма. Различают две формы конформизма уступчивость и одобрение. Уступчивость или внешний публичный конформизм представляет собой демонстративное подчинение мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. В этой форме конформизма внешние действия индивида соответствуют давлению группы, однако сохраняется несогласие с ее позицией. Уступчивость может быть мотивирована по-разному. Она может базироваться на желании человека удовлетворять ожидания других. Как правило, для того, чтобы добиться признания, быть принятым членами этой группы, а не отвергнутыми ими, сохранить с ними хорошие отношения или заслужить их поощрение. Социальная отверженность это очень болезненное явление и большинство людей всеми силами стремятся избежать для себя ситуации отверженности. Этот страх быть отвергнутым группой нередко заставляет людей поддерживать то, во что они не верят.

Нормы групповой морали нередко требуют «не высовывайся», делай как все, и люди о тебе будут хорошо отзываться. Нормативное влияние нередко приводит людей к уступчивости. Особенно часто это бывает с людьми, стремящимися сделать карьеру, забраться наверх по лестнице социальной иерархии. Как вспоминал Джон Кеннеди, «чтобы продвигаться, сказали мне, когда я вошел в Конгресс, - нужно не выделяться».

Наиболее сильной формой конформизма уступчивости является изменение своего поведения под страхом наказания за неповиновение приказу, с которым ты внутренне не согласен. Исследования американских психологов показывают, что только страх перед тем, что их отдадут под трибунал, заставили некоторых солдат из роты лейтенанта Келли принять участие в массовом расстреле мирного населения, в том числе женщин и детей в деревне Ли Май во время вьетнамской войны.

Вторая форма конформизма – одобрение или внутренний личный конформизм, напротив, предполагает изменение своего первоначального поведения под воздействием группы и внутреннее принятие ее позиций.

Закономерно возникает вопрос, в чем же здесь проявляется конформизм? Ведь человек может менять свои взгляды и установки, когда ему кажется, что они неправильны, устарели, противоречат вновь появившейся информации и т.д. Это так. Не всякое изменение взглядов и установок является конформизмом. Но в отличие от сознательного изменения взглядов и установок под влиянием убедительных аргументов и в результате переосмысления позиций, конформизм связан не только с сознательным изменением мнения из-за нежелания остаться в изоляции от боязни санкций, но и в связи с неосознаваемым внушением, вызванным социальным давлением мнения группы.

Факторы конфорности личности. Когда же проявляется конформизм? От чего зависит характер и формы подчинения?

Исследованиями было установлено, что степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное, или испытуемый чувствует свою некомпетентность. Чем меньше индивид уверен в своих взглядах, тем восприимчивей оказывается к влиянию окружающих. Кроме того, исследователи обнаружили, что степень конформизма зависит как от количественного, так и качественного состава группы. Степень конформизма выше, если группа состоит из трех и более человек. Хотя при определенных количественных показателях(5-7 человек) увеличение численности группы не ведет к увеличению степени конформизма. Качественный состав группы напрямую связан с ее давлением на своих членов. Степень конформизма зависит от авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и пр. Была также выявлена зависимость эффекта давления группы от ее единодушия, групповой сплоченности: если в группе находится хотя бы один «партнер», который высказывает то же мнение, что и испытуемый, то существенно снижается эффект давления группы. Уровень конформизма также выше, когда ответ должен даваться публично (а не записывается на бумагу), и когда испытуемые не делали предварительных заявлений о своей позиции (несмотря на давление группы отказаться от своей публично заявленной позиции психологически значительно сложнее, никто не хочет «потерять лицо»).

Распространенная форма социального влияния – подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Причиной этого, по мнению американского психолога С.Милгрэма, является диффузия ответственности, приписывание ее другому лицу, а не себе. В экспериментах С.Милгрэма с наказанием электрическим ударом за неверный ответ, многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который занимает более высокий статус. А значит, когда он дает команду продолжить эксперимент, предполагающий увеличение силы электрического удара, то он берет на себя ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету. Многие люди готовы подчиниться указаниям, тем более приказам авторитетных лиц, даже если эти указания и приказы находятся в полном противоречии с их взглядами и нравственными нормами. Исследования показывают, что персонал фашистских «лагерей смерти» состоял из обычных в психическом и нравственном отношении нормальных людей, выполнявших приказы вышестоящих начальников. По мнению С. Милгрэма, «средний американец» ничем в этом отношении не отличается от «среднего немца» и подобного рода действий по приказу можно ожидать от большинства американцев.

Уровень конформизма меняется не только в зависимости от ситуаций, но и в зависимости от личности.

Следующий важный вопрос: кто проявляет больший конформизм? В каком социальном контексте личностные черты проявляются ярче всего. Исследования показали, что конформизм в той или иной степени присущ каждому человеку с детства до конца жизни. Но на степень выраженности конформизма влияет возраст, пол, культура, профессия и другие факторы.

В подростковом и юношеском возрасте конформизм находится на самом высоком уровне, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин он несколько выше, чем у мужчин. Исследователи объясняют это различие социальными ролями в обществе и семье мужчины и женщины. Эти исследователи утверждают, что высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины в эксперименте с подставной группой, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями, мужьями и другими людьми, отрицательно относились к традиционному распределению ролей в семье.

Различия уровня конформности между мужчиной и женщиной могут вытекать не только из их социальных ролей, но и быть связаны со статусными различиями. В повседневной жизни мужчины стремятся достичь положения с высоким статусом и широкими полномочиями, поэтому мы часто видим, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются.

Немаловажным фактором, влияющим на уровень конформизма, является культура, на ценностях которой воспитывалась та или иная личность. Анализ 133 исследователей в 17 странах мира, показали, что существуют значительные различия в степени конформности населения в странах европейской – североамериканской культуры и стран с азиатской культурой.

В странах с азиатской культурой конформизм выше, чем в странах с европейской и североамериканской культурой. Европейская и Североамериканская культуры поощряют ценности индивидуализма: «Ты отвечаешь сам за себя. Следуй велениям собственной совести. Будь верен себе. Выяви свои неповторимые таланты. Удовлетворяй свои собственные нужды». Азиатская культура утверждает ценности коллективизма: «Твоя семья или клан отвечают за своих членов, чьи действия поэтому означают общий позор или славу. Будь верен традициям. Уважай старших и начальство. Стремись к гармонии и не критикуй публично. Будь лоялен по отношению к семье, кампании, нации. Живи в коллективе, не думая, что твое собственное Я существует  вне социального контекста». Определенные колебания по уровню конформизма проявились и в странах с европейской культурой. Например, отмечен довольно высокий уровень конформизма у населения Германии, Голландии, Норвегии.

Исследованием также установлена зависимость уровня конформизма от характера деятельности, профессии. У военных он, как правило, выше по сравнению с гражданскими, у участников оркестра выше, чем у солистов и т.д. Работа за совместное вознаграждение повышает конформизм.

Значительное влияние на уровень конформности оказывает степень заинтересованности индивида в членстве в данной группе. Если человек добивается принятия себя группой, он чаще уступает группе, если он ею не дорожит, то чаще сопротивляется групповому давлению. Индивид с более высоким статусом в группе (лидер) способен довольно сильно сопротивляться групповому давлению поскольку институт лидерства предполагает отступление от групповых стандартов. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Причины и значение конформизма. Существуют две наиболее распространенные концепции объяснения причин конформизма. Первая – информационная,  исходит из предпосылки, что современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает и потому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Большинство не может ошибаться – такова предпосылка конформного поведения.

Вторая теория – теория нормативного влияния исходит из того, что индивид поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет поддерживать свое взаимодействие с группой, избежать конфликтов с ней, которые неизбежны при отключении от групповой нормы.

Отмечают как положительное, так и отрицательное влияние конформизма. Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает, во-первых, как механизм сплочения человеческой группы, а значит и сплочения общества. Во-вторых, как механизм передачи социального наследия, культуры, традиции, социальных установок, социальных образцов поведения.

Отрицательное значение конформизма состоит в том, что человек теряет свое «Я» в соответствии с тем, откуда «подует ветер». Он  следует как флюгер за групповым мнением, не имея собственных взглядов и убеждений и не стремится их отстаивать. В результате индивид превращается в конъюнктурного приспособленца, не стремящегося к самореализации и способного выполнить любой, в том числе и преступный приказ.

Нонконформизм и самоопределение. Люди ценят чувство свободы и самостоятельности. Поэтому, когда социальное давление становится таким сильным, что ущемляет его чувство свободы люди зачастую начинают противостоять принуждению, сопротивляться. Проявляется «эффект бумеранга». Реактивное сопротивление групповому давлению получило название нонконформизма. Нонконформизм выступает как «действие наоборот», опровержение индивидом мнения большинства, как протест против подчинения, как демонстрация независимости индивида от мнения группы. Мотив реактивного сопротивления защитить  или восстановить свое ощущение свободы, когда он чувствует ей угрозу.

Но реактивное сопротивление в своей основе родственно конформизму, потому, что и здесь точка зрения большинства группы является основой для поведения индивида. Неоконформизм это парадоксальное явление в том смысле, что оно в себе содержит внутреннее противоречие. Сопротивляясь чуждому влиянию, человек может управляться из-вне методом от обратного. Клинические психологи часто использую присущие реактивности сопротивления, приказывая сопротивляющимся пациентам вести себя так, как не следовало бы. Упираясь, пациент делает то, что от него нужно. Американский социальный психолог Мадалина Хейлман провела эксперимент на улицах Нью-Йорка по сбору подписей. Людей останавливали на улице и просили подписать воззвание в защиту чего-то мало их интересующего. Пока человек колебался, подставной прохожий утверждал «следует категорически запретить распространять и подписывать подобного рода воззвания». Такое заявление часто вызывало противоположную реакцию и человек ставил свою подпись под воззванием.

Исследованиями установлены многочисленные реактивные сопротивления ограничениям, вводимым обществом по тем или иным направлениям. Например, запрет употребления спиртных напитков в студенческих общежитиях способствует тому, что употребление напитков студентами, проживающими в общежитии, как правило, выше, по сравнению с непроживающими в общежитии. Отсюда можно сделать вывод, что конформизм и нонконфонмизм это родственные социально-психологические явления как подчинения влиянию группы, проявляющемуся в противоположных реакциях, поступках.

3. Социально-психологическая дифференциация в группе: социометрия и референтометрия

Исходные параметры социально-психологических отношений. Социально-психологические отношения в группе определяются рядом параметров. Для более точной характеристики места каждого индивида в структуре внутригрупповых отношений используются понятия статус, престиж и роль. Статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, определяющие его права, обязанности и привилегии. Статус связан с официальным положением занимаемым индивидом в группе, от этого положения в определенной мере зависит и степень потенциального влияния на остальных членов группы. Например, статус старосты учебной группы создает большие предпосылки для влияния, чем статус рядового члена этой группы.

Престиж – это отражение в групповом сознании реального положения того или иного индивида, характеризующее степень влияния, доверия и уважения, которыми он пользуется в группе. Статус является следствием официального положения человека в группе. Староста назначается деканатом или избирается членами группы. Он может быть, а может и не быть влиятельным членом группы, а тем более обладать высокой степенью доверия и уважения. Престиж же это результат соотнесения социально-значимых характеристик субъекта со шкалой ценности, сложившейся в данной группе. Высоким престижем может обладать любой формально рядовой член группы.

Роль – это нормативно заданная и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенный статус и пользующийся определенным престижем. Человек, как правило, в группе выполняет множество ролей. Эти роли в какой-то мере могут быть заданы официальным положением (та же роль старосты группы), но в еще большей мере они избираются самим членом группы. Среди множества ролей индивид, как правило, выбирает для себя основную, главную роль. Войдя в эту определенную роль в данной группе, индивид постепенно привыкает к ней и члены группы начинают ожидать от него соответствующего поведения. например, роль шута – развлекателя, увеселителя членов группы, роль отличника учебы, роль организатора спортивных мероприятий, роль отзывчивого товарища и т.д.

В малой группе каждый ее член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами занимает определенное положение в системе групповых межличностных отношений. Например, в учебной группе к одному человеку относятся как к признанному авторитету во всем, что касается учебы, к другому – что касается спорта, к третьему – в отношении развлечений, четвертый славится там, что способен развеселить всех, когда в этом есть необходимость и т.д. Или еще – с одним можно хорошо и искренне поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться во всем, как на самого себя, другому же ни в чем нельзя довериться. Все вышеизложенное свидетельствует, что в каждой группе существует довольно сложная дифференциация взаимоотношений, где каждый индивид имеет определенный статус и престиж и играет определенную роль.

4. Лидерство

Понятия лидер и лидерство. Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится лидер группы. Лидер (от англ leader - ведущий, руководитель) – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидер может быть, а может и не быть социометрической «звездой», поскольку он может не вызывать личной симпатии у членов группы. Но он обязательно референтная личность, с мнением которой считаются и на ценности, действия которого ориентируются все члены группы

С понятием «лидер» тесно связано понятие лидерство. Под лидерством понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых, которое связано с доминированием и подчинением, влиянием и следованием в системе межличностных отношений.

Основными признаками лидеров являются следующие:

  •  более высокая активность и инициативность индивида при решении группой основных задач;
  •  более выраженная способность оказывать влияние на других членов группа;
  •  большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
  •  большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
  •  большая выраженность личных качеств, эталонных для одной группы;
  •  способность выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Основные функции лидера сводятся:

  •  к организации совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
  •  выработка и поддержание групповых норм;
  •  внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
  •  принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
  •  установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Теории лидерства. Как видно из определения понятия «лидер» и перечисления его функций, «лидер – это тот, кто ведет, управляет, оказывает влияние, принимает решение, помогает, контролирует и т.д. Почему же он имеет возможность это делать? Чем определяется эта специфичность лидера как субъекта группового взаимодействия. Первый ответ на этот вопрос может звучать так: потому что он обладает необходимыми для этого качествами. Так, что же это за качества, превращающие индивида в лидера. Первое объяснение этому было дано в рамках так называемой  «теории черт». Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт. Лидерство – это природный дар. Лидером рождаются. Человек становится лидером благодаря таким чертам характера, как ум, энергия, воля, храбрость. Выделяются также такие качества, как инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т.д. Американский психолог Г.Стогдилл обобщил результаты 124 исследований по природе лидерства, столкнулся с таким фактом, что не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все авторы. Оспаривались даже такие, казалось бы очевидные для лидера качества, как ум, сила, воля, инициативность, принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у группы, ожидает, уступает желаниям большинства. Из 17 тысяч определений, приведенных в английском языке для описания черт личности, почти каждое могло быть использовано непосредственно для характеристики лидера.

Такие исследования послужили основой для создания «ситуационной теории лидерства». Представители этой теории считают, чтобы стать политическим лидером, необходимы определенные психологические и профессиональные качества. Однако инициативное, лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации, особенностями сферы групповой деятельности, спецификой встающих перед группой, организацией, обществом задач. Таким образом представители данного подхода рассматривают лидерство как функцию ситуации.

С ситуационной теорией перекликается «теория последователей». Представители теории определяющей роли последователей (ведомых) при оценке влияния ситуации главное внимание сосредоточивали на отношении лидера с ведомыми (последователями). С их точки зрения, лидеры – это, прежде всего, выразители настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Группа сама себе выбирает того лидера, который ее удовлетворит. Поэтому тайна лидера не в нем самом, не в его специфических качествах, а в качестве его ведомых, последователей. Последователи могут превратить лидера в марионетку, действующую по их указаниям. Теория определяющей роли последователей базируется на структурно-функциональном подходе к общественной жизни. С точки зрения этого подхода, каждый элемент социальной целостности имеет свое функциональное назначение. С этой точки зрения, лидерство является функцией социальной общности, направленной на ее самопроизводство и обеспечение ее целей. Именно последователи выбирают себе лидера, который призван обеспечить их интересы. Лидер это только инструмент социальной группы.

Теория черт и ситуационная теория, делая акцент на качествах лидера, не совсем ясно раскрывают мотивационную основу феномена лидерства. Эту сторону лидерства на основе своих методологических установок раскрывают представители психоаналитической психологии З.Фрейд и его последователи. Как известно, сторонники психоанализа решающее значение для поведения личности придают подсознательным процессам, прежде всего инстинктивным стремлениям. Влияние этих инстинктов З.Фрейд и его последователи пытаются объяснить как причины стремления к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с другими людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых.

Фрейдизм делает акцент на компенсаторной функции лидерства. Сам З.Фрейд связывал стремление к лидерству с подавленными сексуальными влечениями, которые через механизмы сублимации (переключения половой энергии в сферу творчества) и компенсации формируют мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Последователь З.Фрейда Ф.Адлер объяснял стремление к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф.Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация – это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т.д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток – низкий рост. Следуя Адлеру, американский политолог Т.Лассуэл утверждал, что проявляющаяся во все более сильных формах потребность во власти имеет компенсаторное происхождение. Обладание властью психологически компенсирует чувства ущербности личности, испытываемую личную фрустрацию.

Психоаналитический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь – любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок – мать – ребенок – отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и потребность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лидеры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вести за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позицией отеческой заботы по отношению к членам группы.

Формальный и неформальный лидер. Следуя этимологии слова, лидерство – это руководство. Но можно ли всякого руководителя называть лидером? Вероятно, нет. В психологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Формальный руководитель – это представитель административной власти. Лидерство же это не формальная должность, а общественный статус. Лидер в строгом значении этого термина, это неформальный руководитель. Лидер – это член группы (организации), которому эта группа (организация) делегировала больший объем прав, чем другим своим членам, и который в силу этого добровольно принял на себя значительно большую ответственность, чем этого требуют формальные предписания и нормы данной организации. Власть лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Власть, основанная на авторитете, предполагает добровольное подчинение ведомых (последователей) своему лидеру. Авторитет складывается стихийно и поддерживается средствами группового контроля. Авторитет может базироваться на умении учитывать, выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы, способности организовывать деятельность и общение людей, на определенных чертах характера: храбрость, ум, эрудиция, воля и другие качества, о которых речь уже шла выше. Главное, что здесь следует уяснить: лидер по своему статусу – это авторитетный член группы, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений.

Однако различая формального и неформального руководителя по источникам власти, не следует противопоставлять их друг другу. Часто бывает так, что формальный руководитель обладает качествам лидера и вследствие этого обретает социальный статус лидера группы.

Типология лидерства. В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы и условия, связанный с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональный, связанный с процессом общения и развитием психологических отношений между членами группы выделяются два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между различными членами группы.

В зависимости от степени выраженности на ту или иную сферу жизнедеятельности можно выделить три типа лидеров, ориентированных:

  •  на решение групповых задач;
  •  на общение и взаимоотношение в группе;
  •  универсальных лидеров.

По стабильности выполнения лидерских функций выделяют ситуационного и постоянного лидера. Ситуационным лидером считается тот, механизм формирования и выдвижения которого определяется задачами конкретной ситуации. Выдвижение постоянного лидера в отличие от ситуационного, не обусловлено решением тех или иных ситуационных проблем, а определяется общими закономерностями психологического функционирования данной группы. Всякая группа в процессе своего конституирования выдвигает из своих рядов лидера.

Внутри каждой из сфер жизнедеятельности группы могут быть выделены специализированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-исполнитель, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроения.

5. Сплоченность и эмоционально-психологический климат в группе

Важной стороной становления и функционирования малой группы является формирование групповой сплоченности. Сплоченность группы – это один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Интерпретация групповой сплоченности прямо связана с пониманием существа внутригрупповых межличностных отношений.

Существует точка зрения, что сплоченность является своего рода «результирующей» тех сил, которые удерживают людей в группе. Буквально сплоченность определяется как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения, силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. Но и привлекательность и удовлетворительность анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы

Сплоченность является интегральной социально-психологической характеристикой группы. Ценностно-ориентационное единство в качестве показателя групповой сплоченности выступает как интегральная характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций.

Социально-психологический климат группы. Наряду с понятием сплоченности группы для того, чтобы охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, используется понятие «социально-психологический климат». Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоциональных, интеллектуальных и ценностных установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Понятие социально-психологический климат группы отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Социально-психологический климат группы связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей членов группы, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится субъективной характеристикой группы и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Социально-психологический климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе группообразования, так и в условиях функционирования группы. Ученые зафиксировали два основных этапа процессе коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм, символов.

Социально-психологический климат группы - это динамичное образование. Одной из сторон, характеризующих динамику социально-психологического климата коллектива являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

6. Межличностные конфликты: причины возникновения, динамика развития и способы разрешения

Другим важным показателем социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность как социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Исследования показывают, что время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, как правило, во много раз способно превосходить время самого конфликта.

В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за глаза». При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением. Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта стадия характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к неприязни и откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

Конфликтное поведение – это пик в развитии конфликта. Оно не может длиться вечно и в конце концов конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из двух программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения конфликта.

Если выбрана вторая программа, то наступает стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то есть изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. «Образ врага» постепенно трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. Ориентация на сотрудничество предполагает стремление индивидов в конфликтном споре учитывать интересы соперника, искать компромисс, устраивающий обе стороны.

В социальной психологии разработаны многочисленные методики разрешения внутригрупповых конфликтов. Одним из таких методов  является рационально-интуитивный метод разрешения конфликтов, предложенный американским ученым Джини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд, вовлеченных в конфликт людей, а также собственных целей, интересов, нужд.

В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций – собственных и эмоций других людей.

После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

Таким образом, основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того, на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийся конфликт, открытый конфликт), от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучший способ его применения.

Важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

  •  адекватность отражения конфликта;
  •  открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
  •  создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
  •  определение существа конфликта.

Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.

а) Адекватное восприятие конфликта. Очень часто в ситуации конфликта люди неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

«Иллюзии собственного благородства». В конфликтной ситуации нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.

«Поиск соломинки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

«Двойная этика». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило,  усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представления в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

б) Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон. Общение – это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.

Одним из важнейших условий общения в поисках разрешения конфликта является контроль эмоциональной сферы. Когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справиться с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.

И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к эмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе: «Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем». После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: «Да, я вижу, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем». Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то, с кем вы должны будете продолжать общение.

в) Создание климата взаимного доверия и сотрудничества. Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, пробуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это – момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.

г) Определение существа конфликта. Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

1.Определение основной проблемы

Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случае различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно выяснить:

  •  как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
  •  как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
  •  соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
  •  как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему?
  •  в каких вопросах мы с партнером расходимся?
  •  в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2.Определение причины конфликта

Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам (например, человек, с которым вы конфликтуете, уезжает).

К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают.

Многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы участвующих в конфликте сторон. «Применение интересов, а не позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может существовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют. Чаще всего люди занимают наиболее очевидную позицию. Но если вы за противоположными позициями ищете мотивирующие интересы, вы можете обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеих сторон».

Примирение интересов может дать лучшие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы.

Итак, ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, - это распознание скрытых желаний или страхов (другого человека или ваших собственных). Такое знание позволяет вам найти решения, которые удовлетворят эти желания или рассеют страхи и устраняют возникшую проблему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52749. Формування у молодших школярів мотивації до навчання 48.5 KB
  Проблема розвитку мотивації навчання в останній час стає все більш актуальною. свідчать що основи мотивації навчання закладаються у початковій школі тому саме молодший шкільний вік має великі резерви формування мотиваційної сфери учнів. Зусилля практиків та науковців сьогодні спрямовані на дослідження певних організаційних форм та змістових компонентів навчальної діяльності за яких відбувається посилення мотивації навчання що оптимізує весь навчальновиховний процес.
52750. Організація дитчого самоврядування 119 KB
  З цією метою у школі сформована певна діюча структура органів самоврядування. Провідна ідея: всебічне виховання учнів через участь в органах самоврядування. Пріоритетні напрями діяльності: навчальна робота; виховна робота; інформаційно методична робота; розвиток учнівського самоврядування. Організація самоврядування побудована на інноваційних підходах: задоволення учнівської природної потреби у...
52751. Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання 147.5 KB
  Кривий Ріг Україна Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання У статті розкрито розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання. Як відомо у шкільній освіті існує безліч методів навчання різні типи уроків які переслідують одну єдину мету засвоєння знань учнями. Учень і вчитель є рівноправними суб’єктами навчання. Організація інтерактивного навчання припускає моделювання життєвих ситуацій використання...
52753. Розробка і виготовлення композицій за творами О.Довженка на уроках трудового навчання з теми «Художня обробка деревини» 2.71 MB
  Із творчістю одного з таких митців – письменника, художника, кінемотографіста, дуже талановитої людини - Олександра Петровича Довженка, діти продовжують знайомство на уроках праці, розробляючи і виготовляючи композиції за його творами. Батьківщина Олександра Петровича – це золотаві соняшники, жовтогарячі колоски пшениці, синє волошкове поле, мальовничі луки, Біла круча на Десні, пісня солов’я...Саме про це й говоримо на уроках. Зачитуємо епізоди з творів письменника, а потім виконуємо завдання: створити композицію за уривками
52754. ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ? DO YOU WANT TO BE A MILLIONAIRE? 142.81 KB
  Начало викторины. Организационный момент. Игра дает шанс поиграть каждому из 7 участников по очереди. Они сидят на стульях перед сценой, спиной к зрительному залу. Ведущий задает вопросы в порядке увеличения трудности вопроса и его стоимости. У участников есть 1 подсказка - помощь друга. В случае ошибки ему выдается стоимость предыдущего вопроса (в евромонетах), а затем принимается следующий игрок. Правильные ответы приветствуются аплодисментами. В конце игры объявляются победители. Great Britain is divided into ... (10 «евро») a) three parts; b) five parts; c) four parts; d) two parts. 2. What is a Picadilly Circus? (20 «евро») a) a circus; b) a square; c) a street; d) a house. 3. What is the Tower of London now? (50 «евро») a) a prison; b) a museum; c) a house; d) a fortress.
52755. Інтегрований урок. Українська література + фізична культура. 5 клас 195.5 KB
  Завдання: прочитати речення з певними інтонаціями: Спочатку із захопленням потім з осудом Ну і богатир Із захватом із розчаруванням Оце так козак Зачудовано із зневагою Яка красуня Домашнє завдання 3хв. Перевірка домашнього завдання Що ви знаєте про речення Як ви розумієте епіграф до нашого уроку Мотивація навчання школярів 45хв. Завдання: створити словесний образ слова здоров’я або 2. Завдання: Скласти 5 речень з ключовими словами: Діти Небезпека Правила Здоров’я Оголошення теми і мети уроку 1хв.
52756. Drama Techniques for Teaching English 37 KB
  Using drama to teach English results in real communication involving ideas, emotions, feelings appropriateness and adaptability; in short an opportunity to use language in operation which is absent in a conventional language class. Such activities add to the teachers repertoire of pedagogic strategies giving them a wider option of learner-centered activities to chose from for classroom teaching, thereby augmenting their efficiency in teaching English
52757. Древнеруский языкъ. Этимология. 91 KB
  Корень ров н суффикс ая окончание потому что ровную. А что Если корень ров к примеру. Ров это понятие что это яма канава. Поэтому я вам начало положу а дальше будем уже Я не хочу чтобы вы как в школе механически всё воспринимали.