78324

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Реферат

Психология и эзотерика

Темперамент личности – совокупность динамических особенностей психической деятельности зависящих от особенностей высшей нервной деятельности конкретного человека. Эстраверсия – интроверсия – выражаются в преимущественной направленности активности личности либо вовне на мир внешних объектов: окружающих людей событий предметов либо вовнутрь на свои переживания и мысли. Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержание личности ее...

Русский

2015-02-07

122 KB

3 чел.

Тема 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Темперамент.

2. Характер.

3. Способности.

1. Темперамент

Понятие и структура темперамента. Среди индивидуальных особенностей человека, которые ярко характеризуют его поведение, заметное место принадлежит темпераменту. Темперамент личности – совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности конкретного человека. Среди других индивидуальных особенностей психики темперамент является наиболее устойчивым образованием, так как он имеет генетическую основу, а значит и индивидуальные особенности  темперамента являются врожденными.

Исследователи выделяют в структуре темперамента три сферы: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой. Проявления темперамента в моторной (двигательной) сфере можно рассматривать и как частное выражение общей активности. Сюда относятся такие проявления темперамента как темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Свойства эмоциональности, связанные с темпераментом – это чувствительность, импульсивность и другие характеризующие силу и динамизм проявления эмоций.

Темперамент человека проявляется на основе вариативности тех или иных его свойств. Психологи выделяют следующие свойства темперамента:

Сензитивность – повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или к некоторым воздействиям на органы чувств. Так, небольшой шум в читальном зале может раздражать одного студента, а другой может не замечать его. Особенность человека, проявляющаяся в возникновении психической реакции на внутренний и внешний раздражитель наименьшей силы, чтобы до человека, как говориться ''дошло''. Иными словами, какой должна быть сила воздействия.

Реактивность – это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует  на то или иное воздействие раздражителя. Об одних людях говорят, что они вспыльчивы, ''заводятся с полоборота'', а о других ''не понятно, обрадовался он или огорчился''.

Активность – проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство темперамента и проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (захотелось) обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций – особенности человека, заключающиеся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность – ригидность проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, костно, с большим трудом меняет линию поведения.

Эстраверсия – интроверсия – выражаются в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь  (на свои переживания и мысли).

Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержание личности, ее характерологических свойств. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

Впечатлительность – свойство психики человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

Эмоциональность – свойство психики человека, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

Импульсивность – свойство психики человека, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Тревожность – свойство психики человека, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и ситуациях не располагающих к этому.

Типологии темперамента. На протяжении всей истории развития науки исследователи стремились упорядочить данные по динамике психических процессов, выделить характерные типа темперамента по различным основаниям. Исторически первым в типологии темперамента был гуморальный подход, при котором темперамент связывался с физиологическими основами организма.

Первым такой подход осуществил знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Во времена Гиппократа считалось, что в организме имеется четыре основных жидкости или ''сока'': кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (от лат. temperamentum – смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый тип темперамента получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в данном организме. Гиппократ думал, что у сангвиников преобладает кровь (от лат. sanguis), у холериков преобладает желтая желчь (от греч. chole), у флегматиков преобладает слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов – черная желчь (от греч. melain chole). Таким образом, были выделены четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые стали классическими и с которыми связывались представления о темпераменте на протяжении многих столетий.

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Позднее появились представления о том, что с этими физиологическими качествами связаны и психологические свойства индивидов. На основе этого начали составлять и психологические ''портреты'' представителей каждого типа темперамента. Первым создателем таких ''портретов'' был античный врач Гален (II в. н.э.). Наиболее развернуто психологические портреты всех четырех типов темпераментов создал немецкий философ И. Кант (XVIII в.)

По мнению Канта, сангвиника характеризует стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его не постоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствует наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает значительную силу деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-либо страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому, что такова его воля.

Флегматик характеризуется уравновешенностью. Чувствования им не овладевают быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других удержаться от быстрого принятия решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

Кантовские описания темпераментов многократно повторялись в различных источниках, дополнялись различными остроумными наблюдениями за поведением людей в различных обстоятельствах.

Физиологические основы темперамента. В новейшее время была предпринята попытка подвести под темперамент физиологическую базу на основе изучения высшей нервной деятельности. Эту попытку осуществил русский физиолог И.П. Павлов. И.П. Павлов исходил из предпосылки, что ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы. Таких свойств, по мнению Павлова, три: сила, уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы выражается в ее работоспособности, способности выдерживать большие нагрузки. По этому показателю возможны два типа нервной системы: сильная и слабая.

Уравновешенность определяется взаимодействием процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процессы могут быть либо уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо с преобладанием возбуждения или торможения.

Подвижность – скорость смены одного процесса другим.

И.П. Павлов пришел к выводу, что определенное сочетание этих трех свойств нервной системы образует тип высшей нервной деятельности, который лежит в основе каждого из четырех типов темперамента. 

С точки зрения Павлова, сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип первой системы, флегматическому – сильный, уравновешенный, медленный тип, холерическому – сильный, неуравновешенный быстрый тип, меланхолику – слабый, неуравновешенный, медленный тип. Наряду с ярко выраженными типами нервной системы встречаются и смешанные, которые дают определенные смешанные типы темперамента.

Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внесли швейцарский ученый К. Юнг и  немецкий психолог Г. Айзенк. По направленности личности К. Юнг выделил два психологических типа: экстравертивный и интравертивный. Для экстравертивного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения в движениях и речи.

Г. Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил еще два свойства: эмоциональную устойчивость и эмоциональную нестабильность (нейротизм). Нейротизм, по Г. Айзенку, характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, резкими колебаниями настроений, непостоянство интересов и т.д.

На основе сочетания этих двух базисных основ психики человека: 1) эмоциональной устойчивости и нейротизма; 2) экстраверсии и интроверсии Г. Айзенк по-новому описал 4 основных типа темперамента.

Сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости – сангвиник; сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости – холерик; сочетание интраверсии и эмоциональной устойчивости – флегматик; сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости – меланхолик.

Советский психолог В.С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщаются все данные о психологических проявлениях темперамента и соотносятся с типом нервной системы.

Внимательное прочтение этой таблицы показывает, что нет ''плохих'' или ''хороших'' типов темпераментов. Различия по темпераменту – это, прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявления в тех или иных ситуациях. Особенность темперамента обусловливают пути и способы деятельности, но не уровень ее достижений. Для профессионального отбора, без сомнения, следует учитывать характер темперамента. Однако следует иметь в виду, что темперамент - это природная основа характера, которая определяет лишь динамические свойства его проявления и на уровне психологических функций может быть скорректирован. Каждый индивид может выработать свой индивидуальный стиль деятельности и систему навыков, методов, приемов решения задач той ли иной деятельности, обеспечивающих ее успешное выполнение, опираясь на положительные, сильные стороны темперамента и сглаживая слабые, отрицательные для данного рода деятельности.

2. Характер

Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -  содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер – это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или качества личности. В сравнительно небольшом толковом ''Словаре русского языка'' С.И. Ожегова  свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Все эти черты или качества личности подразделяются на несколько крупных блоков, групп, которые отражают отношения человека к разным сторонам жизни.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это может быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие. Это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества – эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т.д.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражается отношение человека к самому себе, самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое – человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Значительную роль в характере человека играют волевые качества. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Распространенными являются такие выражения как ''человек с характером'', ''твердый характер'', ''бесхарактерный'', отмечающие важное значение воли в характере человека. Следует также говорить и об эмоциональных качествах личности: боязливый или смелый, тревожный или эмоционально устойчивый, сдержанный или импульсивный и т.д.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут  и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют (соотносятся, соответствуют) между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты – это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании В. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться  хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры. Цельный  характер – это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.

Исторически первыми, получившими широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах, соединяющее в своих основах физиологический и соматический подходы. С точки зрения этой типологии, психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма – конституцией тела, его габитусом, либо сочетанием тех и других качеств.

Вторая типология, основоположником которой является К. Юнг, связывает характеры с направленностью личности и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. К. Юнг выделяет четыре типа характера: 1. экстравертный – интровертный; 2. Рационалистический – иррационалистический; 3. Мыслительный (логик) -  эмоциональный; 4. Ощущающий (сенсорный) – сентуитивный. Каждый из этих чистых типов может входить в сочетание с любым другим, образуя новые типы характера.

В последнее время широкое распространение получила типология характера, связывающая его особенности с акцентуацией – чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей. (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.).

Рассмотрим же подробней учение об акцентуации и основанную на нем типологию характеров.

Акцентуации характера. Понятие акцентуации впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, проявляющуюся в гипертрофированной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающих повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющих его адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуация – это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, слабое звено характера, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии – психопатии.

Известный советский психиатр Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии.

  1.  Характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни.
  2.  Тотальность проявления характера. При психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности этого человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками и т.д.
  3.  Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо его окружающие люди.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии, или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуация характера не проходит ''красной нитью'' через всю жизнь. А проявляется только на отдельных ее этапах. Чаще всего она обостряется в подростковом возрасте, а при повзрослении сглаживается. Отсутствие второго признака также очевидно: черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом следует отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. И, наконец, социальная дезадаптация при акцентуации либо не наступает вовсе, либо может носить временный, непродолжительный и избирательный характер. Иначе говоря, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфических ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации. Явные акцентуации проявляются относительно постоянно. При скрытых акцентуациях заостренные черты характера не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия. В этих условиях скрытые акцентуации переходят в явные. В крайне неблагоприятных для личности условиях акцентуация может привести к патологическим изменениям личности – психопатии.

Формирование характера. С точки зрения современной психологии характер – это не неизменная, а диполически развивающаяся функционально целесообразная структура, участвующая в процессах адаптации индивида к миру и формирующаяся в ходе этой адаптации. В связи с этим встает проблема врожденности (наследственности) и влияния окружающей среды. Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты  свойств характера следует искать как в особенностях генотипических форм, так и в особенностях средовых воздействий. При этом степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной. Генотипические и средовые влияния на характер, при неблагоприятном сочетании обоих факторов, могут суммироваться и дать сильные степени отклонения, вплоть до патологических форм, при благоприятном сочетании даже имея генотипическую предрасположенность к аномалиям, аномалия может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера.

Вторая проблема – это временные рамки формирования характера. Исследования показывают, что первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные) как: доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям. Черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые ''деловые'' качества, как и их антиподы - формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера – в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

3. Способности

Понятие способности. Если характер дает представление об общем содержании личности, то исследование способностей личности позволяет судить насколько эффективно она может действовать в этом мире. От способностей зависит качество деятельности личности, ее успешность и уровень достижений. Способности – это подструктура личности, образуемая индивидуально-психологическими особенностями человека, выражающая его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. В этом определении следует подчеркнуть три главных элемента.

Во-первых, способности – это индивидуально- психологические особенности, т.е. такие особенности, которые присущи только данному индивиду. Нельзя говорить о способностях в тех случаях, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Все люди способны к освоению речи, однако, в этом случае говорить о способностях нельзя, так как это качество присуще человеку как родовому существу. И этим качеством обладают все люди.

Во-вторых, способностями называются не всякие индивидуально-психологические особенности, а только те, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента или характера, хотя они также являются индивидуально-психологическими.

В-третьих, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у человека. Человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Способность означает готовность к успешному овладению навыками, знаниями и умениями и их эффективному использованию. Таким образом, способности обеспечивают быстрое приобретение, фиксацию и практическое применение навыков, знаний и умений.

Происхождение способностей. Один из самых  сложных вопросов психологии это вопрос о происхождении способностей. Какова природа способностей: биологическая или социальная? Являются ли способности врожденными или они формируются прижизненно? Широко распространенной является теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории, способности – это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей по наследству. Обычно считается, что доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. При этом ссылаются на известные примеры из истории искусства и науки. Например, у Моцарта обнаружились музыкальные способности в три года, у Гайдна – в четыре, Рафаэль проявил себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т.д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся также факты их повторения у потомков выдающихся людей. С этой целью приводятся примеры одаренных семей или целых династий: Бахов, Дарвинов и др.

Многочисленные примеры проявления способностей  в раннем возрасте и, тем более наличие высокоодаренных династий, несомненно, говорят о важной роли генетического фактора, но совсем не исключают и тезиса о значительной роли окружающей среды. Атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Существует масса факторов, показывающих благотворное влияние на развитие способностей внешних условий. Среди них следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов, создавших целые творческие школы. В качестве примера благотворного действия на развитие некоторых специальных способностей называют также особенности той или иной культуры. Так, тональные языки способствуют развитию музыкальных способностей. Вместе с тем обедненная среда, создающая дефицит впечатлений оказывает отрицательное влияние на развитие способностей. Отсюда следует вывод, что факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности и могут иногда полностью компенсировать или наоборот нивелировать действия наследственных факторов.

Этот вывод заставляет осторожней подходить к трактовке генетической (врожденной) природы способностей. По мнению многих психологов правильней было бы говорить о природных предпосылках способностейзадатках. Что же такое задатки? Чаще всего под задатками понимают врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Однако наукой еще не установлено в чем именно это проявляется. Возможно, это такие свойства нервной системы, как степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т.д. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Они многозначны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геологи и др. Вместе с тем, нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих именно данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми центрами и т.д. Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

Задатки создают возможности для развития способностей. Но насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития: личной активности и факторов среды.

Многие психологи справедливо считают, что трудолюбие, склонность к труду, связанному с той областью, в которой у человека имеются определенные задатки, входит в само содержание, структуру этих задатков. Недостаточная тяга к деятельности является недостатком самой одаренности – при тех же умственных данных, но при более устойчивой и могущественной потребности в занятиях, очевидно, что задатки гораздо быстрее и полнее развивались бы в способности и человеку были бы доступны достижения более высокого порядка. Здесь, как и в других случаях сказывается целостность личности. Не бывает способностей, оторванных от их реализации. Способности, как и другие свойства личности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных усилий, но и от условий окружающей среды. Известный советский психолог Я.Л. Коломненский, рассматривая эту проблему, приводит такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосого пения и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана. В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране, с высокоразвитой музыкальной культурой и попал бы к хорошим педагогам.

Наряду с понятием задатков для характеристики субъективных предпосылок развития способностей используется понятие склонности. Склонности – это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонностью называется избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать навыки и умения связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Становление и развитие способностей в ходе онтогенетического развития человека происходит неравномерно. Для отражения этой неравномерности в психологии выработана теория возрастной сензитивности, утверждающая, что каждому определенному возрастному периоду присуще оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. С точки зрения этой теории каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Известно, что у ребенка в 2-3 года интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте увлеченно играет в ролевые игры и обнаруживает чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Отсюда можно предположить, что функциональные структуры имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых они получают или не получают наибольший импульс в своем развитии. И если угадать этот момент и дать толчок, то задатки и склонности к данному виду деятельности могут развиться в хорошие способности. Если же происходит синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга, то возможность развития способностей многократно увеличивается.

Способности, как отмечалось выше, представляют собой сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих ему успех в той или иной деятельности. Однако в основе одинаковых или даже сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности может лежать сочетание весьма различных способностей. Психологи установили, что при отсутствии тех или иных способностей существует возможность их компенсации на основе развития других свойств личности. Компенсация одной способности при помощи другой открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая  границы выбора профессии и совершенствования в ней.

Виды способностей. Существует множество видов способностей.

  1.  природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  2.  специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способности личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обуславливающим широкий диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Одаренность может быть истолкована и как высокий уровень выраженности способностей. Наряду с одаренностью уровень выраженности способностей характеризуется понятиями ''талант'' и ''гений''. Талант это сочетание способностей, дающее возможность человеку успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную форму деятельности. Высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры называются гениальностью. Талантливые люди не редкость. В различных сферах деятельности с успехом реализуют себя множество талантов. Гениальность же исключительная редкость, как говорится, гении рождаются раз в сто лет.

Психологические характеристики темперамента по В.С. Мерлину.

                  Психологическая характеристика

Общий тип нервной системы

                               Сангвиник

   Повышенная реактивность. По незначительному типу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредотачивает внимание.

    Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражения не замечает.

   Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать не утомляясь, энергично принимается за новое дело.

   Активность и реактивность уравновешенны. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость.

   Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума.

   Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем.

                                        Холерик

   Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп.

                                    Флегматик

   Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредотачивает внимание. Ригиден. С турдом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми. С трудом откликается на внешние впечатления.

                                   Меланхолик

   Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать рук

Сильный, уравновешенный, подвижный

Сильный,

Неуравновешенный, инертный

Сильный, уравновешенный, инертный

Слабый


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42253. Выполнение базовых преобразований на плоскости 98.5 KB
  Трансляция точки выполняется путем добавления смещения [m n] к ее координатам [x y], в результате чего получается точка с новыми координатами. Для объекта, описываемого множеством точек, все точки объекта перемещаются на одинаковые расстояния вдоль параллельных прямых. В матричной форме трансляция выполняется путем умножения однородных координат точки на матрицу трансляции
42254. Базовые алгоритмы 2D-геометрии 638.5 KB
  Геометрически каждая точка на плоскости задается значениями координат радиусвектора относительно выбранной системы координат. В этом случае объект поворачивается относительно оси вращения перпендикулярной плоскости xoy. Наиболее распространен сдвиг в направлении оси x и сдвиг в направлении оси y. Сдвиг выполняется путем умножения однородных координат точки на матрицу сдвига: сдвиг в направлении оси y сдвиг в направлении оси x.
42255. МИКРОПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМАНД СМ ЭВМ 75 KB
  Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ. Вывод: В ходе работы я ознакомился с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением приобрел навыки микропрограммирования машинных команд СМ ЭВМ.
42256. EMBED PBrush 1007.5 KB
  rry1 db 123423 rry2 db 1500 dup rry3 db 2000 dup 56h В першому випадку кожний елемент масиву ініціалізується незалежно. Багатовимірний масив задається шляхом використання вкладених повторень dup наприклад r1 db 4 dup 3 dup 2 dup В мові Паскаль це еквівалентно наступному оператору r1:rry[0. Наприклад Instr32 struc Opcode dw Modrm db Sib db Disp dd Instr32 ends Сама структура задається в форматі директив визначення даних де в полі мнемокода задається ім'я структури наприклад In1 instr32 Або Min1 instr32 5...
42257. Микропрограммирование кмашинных манд СМ ЭВМ 72 KB
  Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением, микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ.
42258. Создание экспертной системы с помощью программы VP-EXPERT 97 KB
  VP-EXPERT – интеллектуальная программа, способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач. VP-EXPERT и другие экспертные системы призваны заменить специалиста в конкретной предметной области, то есть решать задачи в отсутствии эксперта
42259. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТАКТОРОВ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 79 KB
  В работе исследуются коммутационные процессы и динамические характеристики по результатам осциллографирования соответствующих процессов на контакторах постоянного МК1 и переменного РПУ1 тока. Исследование нагрузочной характеристики производится на препарированном образце контактора постоянного тока серии МК1. Устройство контакторов Контактор постоянного тока серии МК1 выполнен на номинальный ток 40 А и напряжение 220 В.
42260. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИЗМ 344.5 KB
  Определив погрешности для нескольких положений призмы и решив систему уравнений связывающих погрешности с клиновидностью развертки находят абсолютное значение углов и величину пирамидальности призмы. Измерив расстояние между ними по горизонтали Г и вертикали В рассчитывают  45 и пирамидальность  призмы: Рис. Погрешность взаимного расположения поверхностей образующих угол 90 90 контролируют по схеме работы призмы как БР 180 рис. Точку пересечения ребер призмы находят по трем подвижным бликам.
42261. Дослідження запиленості і очистки повітря 171 KB
  Мета роботи вивчити запилення повітря дисперсність пилу ефективність пило очистки. При оцінці токсичної дії пилу враховуються такі фактори: хімічний склад дисперсність форма частинок розчинність у воді. В результаті цього залежно від токсичності пилу уражуються ті чи інші органи людини.10 мало небезпечні речовини – 10 Для попередження професійних захворювань необхідно щоб в вітрі робочої зони вміст пилу був нижчий гранично допустимої концентрації ГДК .