78337

АДСОРБЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ АДСОРБЦИИ НА ТВЕРДОМ КАТАЛИЗАТОРЕ

Реферат

Физика

Адсорбция — это самопроизвольное концентрирования вещества на поверхности раздела фаз. Вещество, на котором происходит адсорбция, называется адсорбентом. Вещество, которое адсорбируется, называется адсорбатом или адсорбтивом.

Русский

2015-02-07

131.84 KB

3 чел.

АДСОРБЦИЯ

Адсорбция это самопроизвольное концентрирования вещества на поверхности раздела фаз.       

Вещество, на котором происходит адсорбция, называется адсорбентом. Вещество, которое адсорбируется, называется адсорбатом или адсорбтивом.

Адсорбция

Физическая

Химическая (хемосорбция)

1. Сила взаимодействия между адсорбентом и адсорбатом слабая физическая или силы Ван-дер-Ваальса.

1. Химическая связь

2. Обратимая адсорбция

адс.↔десорция

2. Процесс необратим

3. С увеличением температуры возрастает скорость десорбции

ОСОБЕННОСТИ АДСОРБЦИИ НА ТВЕРДОМ КАТАЛИЗАТОРЕ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛЕНГМЮРА

1. На поверхности адсорбента имеются активные адсорбционные центры, т.е. участки, на которых происходит адсорбция.

2. Все адсорбционные центры одинаковы.

3. На каждом адсорбционном центре может адсорбируется только одна молекула адсорбата.

4. Адсорбционные молекулы не взаимодействуют друг с другом.

5. Адсорбционные молекулы находятся в динамическом равновесии с молекулами адсорбата, находящимся в среде, из которой происходит поглощение.

При описании адсорбции используют величину θ

 степень заполнения поверхности

 ;  где n число занятых центров; N общее число центров.

Скорость адсорбции равна : wадс.1С(1- θ)

Скорость десорбции описывается уравнением: wдес.2θ

Предположим динамическое равновесие wадс.= wдес.

К1С(1- θ) = К2θ;  К1С-К1С θ = К2θ;

разделим на К2;  

w=КӨ скорость процесса, лимитируемая адсорбцией.

АНАЛИЗ УРАВНЕНИЯ

1. Если С1, то скорость процесса равна:

кинетическое уравнение 1 порядка (n=1).

2. Если С 1, то скорость процесса равна:

 кинетическое уравнение 0 порядка (n=0).

3. Если Сср, то n= от 0 до 1.

В 1 и 2 случаях используют уравнения Ленгмюра:

 — уравнение Ленгмюра

адсорбция насыщения

Адсорбция насыщения — это процесс полного адсорбирования на всех адсорбционных центрах.

Адсорбция в средних областях концентраций описывается уравнением Фрейндлиха:

 ,

где β и n — константы, описывающие данный процесс.

Задача решения уравнения Фрейндлиха сводится к нахождению постоянных β и n. Для этого уравнения логарифмируют и строят график в координатах "lgГ — lgC".

.

КАТАЛИЗ

Катализ — явление изменения скорости реакции под действием веществ, называемых катализатором.

Катализатор — вещество, учавствующее в реакции и изменяющее её скорость, но остающееся неизменным после того, как химическая реакция заканчивается.

Катализатор, замедляющий реакцию, называется ингибитором. Биологические катализаторы белковой природы называются ферментами.

Катализ

Положительный

Отрицательный

Увеличение скорости реакции

Уменьшение скорости реакции

Связан с уменьшением ∆H ⃰

Связан с уменьшением ∆S ⃰

По теории активированного комплекса:

ОСОБЕННОСТИ КАТАЛИЗА

1. Катализатор образует с одним или несколькими реагирующими веществами переходное состояние с гораздо меньшим значением энергии активации, чем значение энергии активации комплекса, образованного исходными веществами, т.е. реакция протекает по иному механизму с другими значениями энергии активации.

Взаимодействие с катализатором может протекать по следующим механизмам: слитному и раздельному.

Для реакции: А+В→АВ ⃰ → АВ,

где АВ ⃰ — активированный комплекс, представим раздельный механизм.

а) Раздельный механизм.

А + К → АК ⃰

АК ⃰ + В → АКВ ⃰

АКВ ⃰ → АВ + К

С катализатором протекает реакция по более энергетически выгодному пути.

б) Слитный механизм.

А+В+К→ АВК ⃰ →АВ+К

В этом случае также каталитический процесс является более энергетически выгодным.

Действие катализаторов можно оценить величиной, которая называется степенью компенсации æ "каппа" (это понятие ввел Боресков).

,

где - сумма энергий связи всех участников реакции4

- энергия активации.

Чем меньше значение энергии активации, тем больше значение æ.

Степень компенсации для:

- некаталитической реакции ≈ 0,5;

- каталитических реакций ≈ 0,8;

- цепных, радикальных реакций —  (0,95-0,98).

Скорость любого некаталитического процесса меньше скорости любого каталитического процесса.

СН3СНО(уксусный альдегид) → СН4 + СО; =191,1 кДж/моль

catJ2     1) СН3СНО + J2 → СН3 J + HJ + СО;

               2) СН3 J + HJ → СН4 + J2; =136,5 кДж/моль

Скорость второй стадии в  10000раз больше скорости первой.

2. Катализаторы обладают свойствами селективного, т.е. катализатор может ускорять какой - либо один из идущих процессов.

3. Каталитической активностью обладают даже малое количества катализатора (этим они отличаются от исходных веществ).

4. На действие катализаторов влияют различные добавки. Их классифицируют на:

а) усаливающие, или промоторы;

б)ослабляющие, или каталитические яды.

5. Катализаторы не влияют на состояние термодинамического равновесия, они лишь ускоряют момент достижения этого равновесия.

Если ∆G > 0, то с помощью катализатора процесс заставить идти быстрее невозможно.

6. Скорость процесса зависит от количества каталтзатора.

7. По фазовому состоянию катализ делится на следующие типы:

- гомогенный, когда все вещества и катализаторы находятся в одной фазе;

- гетерогенный, когда исходные вещества  и катализаторы находятся а разных фазах;

- микрогетерогенный, который в свою очередь, делятся на ферментативный и гельиммобилизованный.

                                            КИНЕТИКА ГОМОГЕННОГО КАТАЛИЗА

По характеру взаимодействия с катализатором все вещества делятся на две группы:

- вещества Аррениуса, которые находятся в термодинамическом равновесии с катализатором;

- вещества Вант-Гоффа, которые не образуют равновесного состояния с катализатором.

ВЫВОД И АНАЛИЗ КИНЕТИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ВЕЩЕСТВ АРРЕНИУСА И ВАНТ-ГОФФА

1. Вещества Аррениуса. 

 

w11САКАК ⃰ ), где СК - суммарная концентрация катализатора.

w22САК ⃰ 

т.к. считается, что промежуточное соединение находится а равновесии с исходными веществами, то w1 = w2.

к1САСК - к1САСАК ⃰ - к2 САК ⃰ =0

Выражаем концентрацию промежуточного соединения.

Рассчитаем суммарную скорость реакции.

Основное уравнение для веществ Аррениуса.

Анализ уравнения:

1) если к1к2, то величиной к2  в знаменателе пренебрегаем и

Порядок по катализатору не входит в выражение общего порядка реакции — n=1;

2) если  к1к2, то имеем , n=2;

2. Вещества Вант-Гоффа.

Используя метод стационарных концентраций Боденштейна, выводим кинетическое уравнение:  

;  .

АНАЛИЗ УРАВНЕНИЯ

1) если к1к2, то , n=1 по веществу В.

2) если  к1к2, то имеем , n=1 по веществу А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8210. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования 25 KB
  Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...
8211. Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики 27 KB
  Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообраз...
8212. Специфика педагогического общения 34.5 KB
  Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...
8213. Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии 28.5 KB
  При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...
8214. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части 35.5 KB
  Урок физики по теме: Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части в 8 классе. Цель урока: Рассмотреть физическую природу электрического тока и выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь. Задачи: Дидактические...
8215. Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии 277 KB
  Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии, 2010 г. Методика обучения географии как наука: предмет и задачи, этапы развития. Методика обучения географии - одна из педагогических наук. От греч. слова methodike...