7834

Эллинско-римский период в развитии философии

Реферат

Логика и философия

Эллинско-римский период в развитии философии. Появляются три течения философской мысли. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Эпикуреизм и стоицизм - ренессанс. Скептицизм - декаданс. Эллинистическая философия. Период эллинизма с 338 года до н...

Русский

2013-01-28

75 KB

21 чел.

Эллинско-римский период в развитии философии.

Появляются три течения философской мысли. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Эпикуреизм и стоицизм – ренессанс. Скептицизм – декаданс.

Эллинистическая философия. Период эллинизма с 338года до н.э. (год венной победы Македонии над Грецией) до 30 года до н.э., когда перестало существовать последнее эллинистическое государство – эллинистический Египет, оккупированный римскими войсками.

Римский период. Философия римской империи. Начинается с заката периода эллинизма до 3-4 века новой эры (до момента развития и роста христианства).

Эллинистическая культура – это культура, выплеснутая благодаря завоеваниям македонского царя Александра Македонского далеко на юг – Африка и на восток – Азия до самого сердцевины Азии до Средней Азии и Индии.

Под властью военно-политической аристократии Македонии на завоеванных территориях шло обучение местного населения основам греческой культуры, например, греческому военному строю и боевому искусству. Было и обратное влияние. Религиозные идеи Древней Индии прочно вошли в мифологическое мировоззрение древних Греков. Интерес к культуре Востока не угас и по сей день.

Но мы говорим о влиянии эллинизма на другие народы. И как перспектива на последующее духовное развитие Европы.

Эллинистический человек – это не человек суверенного полиса, а подданный в громадных монархических государствах, затерянный среди миллионов ему подобных.

Он больше не участвует в управлении своим государством. Государство от него отчуждено. Вся власть сосредоточена в руках военно-бюрократического аппарата во главе с наследственным монархом, для которого этот аппарат лишь послушный инструмент абсолютной власти.

Монархи прямо отождествляли себя с государством. Ни в Египте, ни в Вавилонии, ни в Македонии не было ни одной попытки свергнуть монархию хотя бы во имя олигархии, не говоря уже о демократии.

Покоренные народы (азиаты и африканцы) и смешанные с ними македонцы были по своей психологии рабами. У них отсутствовала демократическая традиция.

В условиях такой надличностной и надгосударственной монархии былые добродетели греческого полиса как патриотизм, свободолюбие, доблесть, достоинство личности, гражданская и нравственная ответственность (или позиция) перестали существовать.

Была поколеблена сама личность.

Ведь личность имеет два основания: свободу и нравственную ответственность. Если нет нравственной ответственности, то нет и свободы, в том числе и политической.

Политической свободы не стало совсем. А нравственная ответственность перестала существовать. Так как управители стали функционерами обслуживающими самоуправного монарха, солдаты стали наемниками силой оружия, поддерживавшие существующую власть, а остальные люди стали бесправными подданными.

Нравственная ответственность, например патриотизм, сменился космополитизмом. А свобода предстала в виде индивидуализма и эгоизма.

Одинокий, замкнутый на себе и своей жизни, на своих частных интересах, человек в громадных монархиях как бы терялся. Невиданные дотоле пространственно-временные рамки мира его пугали. Он стремился уйти в себя, остаться в узком кругу единомышленников и родоплеменных, общинных отношениях. В области государственного устройства от него ничего не зависело.

В отличие от Востока человек не уходил в монастыри или в пустыню, а оставался в обществе и пытался осмыслить произошедшие изменения. Появляются первые черты рефлексивности (самоосмысления), попытки истолкования философских текстов.

Два культурных центра – Афины (философия) и Александрия (наука, дельта Нила, Египет. Основана Македонским).

Александрия – библиотека. Математика Евклид. ”Начала”. “В науке нет царского пути”. Птолемей 1 – один из полководцев А. Македонского. После смерти Македонского империя была разделена между правящими македонскими династиями. Время жизни Евклида первая половина 3-го века до новой эры.

Архимед из Сиракуз (Сицилия).

В Афинах Академия, основанная Платоном. Ликей (или перипатетики – прогуливающиеся), основанный Аристотелем.

Эпикур. Родился на острове Самосе (родине Пифагора). 341-270г.  до н.э.

Однако Эпикур – афинянин, а не самосец. Эпикур основал свою школу – “Сад Эпикура” недалеко от Афин.

Эпикур начинает свою деятельность в конце IV века до н.э. Дошли только некоторые его письма и трактат Лукреция Кара «О  природе вещей».

Два раздела учения: Физика и учение о человеке.

Исходным разделом учения Эпикура является «Физика» (учение об устройстве природы). Физика нужна как знание о природе, но это такое знание, которое позволяет нам понять самого человека (понять через природу) и объяснить характер его поведения в мире (наклонности, желания, страсти).

Эпикур последователь Демокрита. Считает, что в природе есть только атомы и пустота, остальное мы только чувствуем. Мир атомов вечен и бесконечен. Движение атомов не подчиняется однозначно законам; в движении атомов (и, соответственно, тел и явления) существует то, что мы называем случайностью. «Случай – владыка вселенной».

И тогда мы приходим к отрицанию идей логоса, порядка. Их нет.

Основным в учении Эпикура является учения о человеке. Этика, которая базируется на идеи случайности. Цель этики сделать человека счастливым. Рецепт жизни: «Человек должен стремится к счастью (личному), не взирая на обстоятельства жизни (они всегда против нас)».

Если в движении атомов присутствует случайность, то вокруг нас стихия, безразличная к нам.

Что же есть «счастье»? Счастье – есть удовольствие => цель человека стремиться к удовольствиям в этом случайном мире.

Удовольствие – это отсутствие страданий в двух формах: отсутствие телесных страданий и отсутствие душевных страданий (атараксия). Нравственной жизнью человека должен управлять разум, а не чувство. Только разум способен определять меру.

Классификация удовольствий:

  •  естественные и необходимые (связанные с поддержанием жизни);
  •  естественные, но не необходимые (превышающие естественные потребности);
  •  не естественные и не необходимые (вредные).

1.Самое неестественное – это политическая жизнь.

Держись подальше от толпы и ее страстей. “Проживи незаметно!” (для других, для окружающих). «Каждый должен выращивать свой сад». (К нашему времени не очень подходит, нужна политическая активность – А.М.).

2.Как относится к смерти:

«Смерти не следует бояться. Ведь когда мы есть – ее нет, а когда есть она, то нет нас». Человек никогда со смертью не встречается.

3.Наивысшее благо и счастье для человека – это дружба между людьми, но не любовь.

Дружба выше, ибо это любовь, но лишенная чувственной страсти. Дружба это диалог разумных, нравственных начал в человеке.

4.Основные эпикурейцы: римляне Лукреций Кар и Филодем (жили в I веке до н.э.)

Лукреций Кар: Религия (языческие боги) есть самая вредная из суеверий. Боги, конечно, существуют, но они живут в своем мире, а мы им совсем не нужны. Они давно достигли того, к чему мы так тщетно стремимся. Они похожи на тех, кто находится на берегу и смотрит на кораблекрушение. С какой стати мы должны почитать этих богов, если мы ими брошены ?!

/Империи рушатся, когда их основные идеи  сходят на «нет»./

Стоики.

Стоицизм имеет долгую историю, начиная с истоков эллинизма и вплоть до поздней Римской империи (до конца 4-го века новой эры).

Стоицизм сложное мировоззренческое образование. Он сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма.

С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм трансформировался в этическое учение.

Стоицизм – этическое учение или этическая философия.

Основатель Стоицизма – Зенон с острова Кипр из города Кития. (336-264) 4-3 век до н.э. Зенон Китионский или Зенон Стоик.

Отец Зенона был торговцем, купцом. По его стопам пошел и Зенон. Корабль потерпел крушение. В последствии Зенон считал свое кораблекрушение счастливейшим событием в своей жизни: он стал философом.

Случилось это так. По воле кораблекрушения Зенон оказался в Афинах. От нечего делать Зенон зашел в книжную лавку и зачитался философским произведением Ксенофонта “Воспоминания о Сократе”. Величественный образ Сократа поразил его.

Зенон проповедовал свое мировоззрение в афинском портике. Портик – крытая колоннада, галерея с колоннами. Слово “портик” от латинского ”портикус”, а по-древнегречески это “стоа”. Людей по месту их встречи стали называть стоиками.

Зенон прожил долгую жизнь и умер, задержав дыхание. Это самоубийство было первым случаем самоубийства философа. Этика стоиков допускала самоубийство.

Вокруг Зенона Стоика образовалась группа учеников. Философию Зенона трудно отличить от философии учеников. Это одна традиция.

1.Атараксия. Означало – невозмутимость, отсутствие волнения. Независимость и самодостаточность человека. Умение довольствоваться своим как бы ни мало оно было.

2.Человек должен быть нечувствительным к страданию и достигать бесстрастия. Отсюда, правда, вытекало повиновение судьбе.

Страсти – враг и злодей, это слабости разума. Апатия – удаление от страстей.

Стоики призывают к апатии – недопущению страстей или сознательное воздержание от них.

3.Достижение эвдемонии. Стремление к счастью. Разум – друг и помощник в достижении счастья.

Эвдемонизм – счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

Вульгарное понимание эвдемонизма – гедонизм (от греческого hedone - удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Достижение счастье – это путь бесстрастия. Неподверженное страстям спокойствие.

Стоики делили страсти на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Печаль – это неразумное поведение (сжатие) души. Например, печаль в связи с тем, что другой имеет то же самое, что и я.

Страх стоики определяли как предчувствие зла. Различные виды страха. Тревога – страх перед неизвестным. Робость – страх перед предстоящим делом. Стыд перед дурной славой о себе.

Вожделение – неразумное стремление души. Это ненависть, злоба, гнев. Стоики любовь относили к вожделениям. По мнению стоиков любовь не подобает достойным людям. Аскетизм стоиков.

Удовольствие – неразумное возбуждение себя тем, что представляется желанным, но не более чем представляется.

Страсти общий источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости. Четырем видам зла противопоставлялись четыре вида добродетели.

Неразумие – мудрость, трусость – мужество,

неумеренность – умеренность, несправедливость – справедливость.

Страху стоки противопоставляли предусмотрительность, а вожделению – волю.

Стоическое бесстрастие не абсолютно, подобно отрешенности индийского мудреца. Стоки допускали умеренную радость, следованию ценностям красоты, физического здоровья.

Но главное не в этом, а в том, что есть истинное добро и что есть истинное зло, и что не есть ни то, ни другое.

Стоики поняли, что между добром и злом лежит ничейная полоса, то есть всё то, что не зависит от воли человека, будь он даже мудрец.

И правильная позиция состоит в том, чтобы принимать мир как он есть. Принимать всё как оно есть: и жизнь и смерть, здоровье и болезнь, красоту и безобразие, удовольствие и страдание, знатность и низкое происхождение, славу и бесславие.

Всё перечисленное есть безразличное. Оно не зависит от нашей воли, но от нашей воли зависит то, как мы будем к этому относиться. А относиться к этому надо равнодушно.

Стоики – квиетисты. Так как их этический тезис – пассивное отношение к окружающей жизни. От нас зависят не сами обстоятельства нашей жизни, в том числе и социальной, а лишь наше отношение к этим обстоятельствам.

Из этого положение вытекает широко известная, но неправильная мысль, что свобода – это осознанная необходимость.

Римские стоики.

Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян с 1 века до н.э.

Сенека. Родился в конце 1-го века до н.э. (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) и прожил 70 лет. Современник Иисуса Христа. Известно множество работ Сенеки. Подача мыслей в форме писем. “Нравственные письма к Луцилию”.

Калигула чуть было не предал смерти Сенеку за речь в сенате вызвавшую всеобщее восхищение. Калигула завидовал и Гомеру, и Тациту.

Сенека происходил из богатого сословия всадников и был известным преподавателем риторики и красноречия.

Впоследствии Сенека был в течение 5-ти лет воспитателем Нерона. Казнен Нероном. Сенеку вовлекли в заговор против Нерона заговор раскрыли. Нерон предписывает Сенеке покончить жизнь самоубийством.

Сенека пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил согласно своим принципам.

Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своей судьбы, своего времени, своей среды, которая была аморальной.

Сенека проповедовал бедность, а сам всеми правдами и неправдами стремился к обогащению.

Сенека цинично оправдывался. “Я собираю богатство и тщеславие не в своей душе, а в своем доме”; других философов (Платона, Эпикура) тоже упрекали за расхождение в том, о чем говорят философы, и то, как сами живут.

Этика Сенеки пассивна.

Изменить в жизни, в сущности, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело в жизни – твердо стоять против ударов судьбы.

Несчастлив лишь тот, кто сам считает себя несчастным.

Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать.

В творчестве Сенеки происходит открытие понятия совести:

Совесть – это интуиция добра и зла.

Эпиктет (около 50 – ок 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древнезападной философии.

Он родился рабом и оставался им длительное время. У него не было даже имени. Эпиктет – это не имя, а прозвище, клика раба: – “эпиктетос” означает “приобретенный”. Мать Эпиктета была рабыней.

Эпиктет оказался в Риме в числе рабов Эпафродита. Эпафродит хозяин Эпиктета был одним из телохранителей Нерона. Эпафродит, желая приобщиться с стоицизму (модное направление для аристократов), посещал лекции стоика, которого еще не изгнал из Рима Нерон, Мусония Руфа. Рабовладелец, сопровождаемый рабом Эпиктетом посещал эти лекции. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяина раба, который так и остался глупым жестоким животным, а для самого раба эти лекции стали судьбоносными.

Эпиктет стал невольником – философом, а Мусоний Руф – его невольным учителем.

И вот философ-раб стал рассуждать. Это бесило тупого хозяина, и как-то в приступе ярости хозяин сломал Эпиктету ногу. Эпиктет стоически отвечал: “Вы ломаете мне ногу”. А после того как было нанесено увечье: “Разве я не говорил, что сломаете”. Так Эпиктет стал хромым.

Император Доминициан (после смерти Нерона 68 году н.э.) казнил Эпафродита и Эпиктет получил свободу. Или, может быть, Эпиктет был отпущен самим рабовладельцем. Кому нужен хромой раб?

Эпиктет вел нищенскую жизнь, так для него практика была важнее теории, устное слово, внушение и личный пример важнее письменного слова.

Эпиктет ничего не писал. Может быть он был безграмотным? Ученики Эпиктета записали слова учителя. До нас дошла книга “Беседы Эпиктета”, написанная его учеником Флавием Орланом.

И подобно тому, как нашим главным вопросом является вопрос, как быть свободным при тоталитаризме, так и для Эпиктета главным вопросом был вопрос о том, как стать внутренне свободным при внешнем рабстве, против которого Эпиктет ничего не говорит.

Сенека, как и Эпиктет, подменяют внешнее социальное рабство внутренним. Сенека делал это с позиции рабовладельца, а Эпиктет – с позиции раба.

Существующий порядок вещей изменить нельзя. Истинная сущность человека – в его разуме, который является частицей мирового, космического разума. Эта сущность от человека не отчуждаема. Даже если отобрать всё материальное у человека и даже его тело, то у человека нельзя отобрать разум и свободу воли.

Таков человек и свобода человека в понимании Эпиктета.

Третьим выдающимся стоиком во времена Римской империи был император Марк Аврелий (годы правления 160-180гг). Умер от чумы. После смерти нашли записки, в которых император разговаривал сам с собой.

Марк Аврелий остро чувствовал краткость человеческой жизни, смертность человека. Жизнь человека – мгновение в бесконечном потоке времени.

Время беспредельно в оба конца. Жизнь – это мимолетный момент. Тщетна надежда остаться надолго в памяти потомства.

Философия Марка Аврелия – личный и исторический пессимизм. Разочарованность и усталость императора.

Главные ценности – справедливость, благоразумие, мужество. Для Марка Аврелия главная ценность “общеполезная деятельность” и “гражданственность”. Это нравственные ценности.

Пессимизм более выразителен у Аврелия. Поэтому все комментаторы делают акцент на этом. Он как бы предчувствовал распадение Римской империи.

Скептицизм

Родоначальником скептицизма был Пиррон (360-270гг. до н.э.). Время действия школы до 1 до н.э.

Учителем Пиррона являлся Анаксарх. Анахсарх был дружен с Ал. Македонским и участвовал в его знаменитом походе. Анаксарх был умерен во всем и бесстрастен, спокоен. Чем заслужил к себе уважение со стороны своих последователей. Анаксасрх был замучен тираном острова Кипр.

Пиррон был привязан к Анаксарху и сопровождал его в походе. В долине Инда Пиррон общался с индийскими философами. Но влияние их на Пиррона не следует преувеличивать.

Пиррон принадлежал к немалой части античных философов, которые выражали свои взгляды только в устном слове и в своих поступках. Поэтому об учении Пиррона мы знаем от его учеников.

В центре внимания Пиррона старая проблема счастья. Как стать счастливым?

Пиррон по-своему подытожил всю предшествующую философию и пришел к выводу, что все философы почти во всем противоречили друг другу. Тем самым философы невольно доказывали, что мы не можем знать, что такое мир, что такое составляющие его вещи и происходящие процессы.

Всякая вещь есть “это” не более чем она есть “то”.

Всё есть и не есть в равной степени.

На провокационный вопрос: “А не умер ли ты, Пиррон? – Пиррон твердо отвечал: “Не знаю”.

В мире всё относительно, все вещи и одинаковы и неодинаковы, постоянны и не постоянны.

Иначе говоря все вещи непознаваемы. Из этого следует и наше отношение ко всему, что есть и происходит в мире. Это отношение должно состоять в полном воздержании от каких-либо суждений обо всем этом.

Полное воздержание от суждений – эпохэ (остановка). От слова эпохэ произошло слово эпоха. Следует воздерживаться от категорических суждений (утвердительных).

Атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие).

Эпикур из утверждения атараксии сделала вывод, что это путь к счастью

Стоики из атараксии сделали вывод о пассивности человеческого существования.

Скептики сделали из атараксии вывод об отсутствии истины и воздержания от суждений. Воздержание от суждений – практическая рекомендация.

Истина недоступна. Доступно только мнение. Но мнение – это не истина. Человек, конечно, может изречь истину, но случайно.

Как философы ни старались, они так не смогли открыть истину. Да и ее и нет.

Пробабилизм – учение о том, что нет абсолютных истин, истина всегда более или менее вероятна.

Все высказанные проблемы толкали мысль на поиск критерия истины.

Конечно, критерии истины предложить сложно, но скептики занимались проблемами логики.

Скептики сформулировали десять тезисов – тропов, к которым в дальнейшем было прибавлено еще пять. Это аргументы против знания или почему нужно воздерживаться от суждений.

Если объединить эти тропы, то получаем следующие четыре позиции.

1.Критика чувственного познания.

- Разные органы чувств, физиологические, психические, индивидуальные различия людей.

- Различные состояния субъекта

- Существует примесь других факторов. Чувства не изолированы друг от друга и от внешних воздействий.

2.Релятивность познания. То, что из далека кажется малым, вблизи оказывается большим. Различные воздействия разного количества одно и того же вещества. Например, лекарство. В малом количестве оно полезно, а большом вредно. Относительно одной вещи – это вправо, а относительно другой – влево.

Ничего нельзя утверждать позитивно – ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т.д.

3.Сила привычки. Привычные вещи вызывают согласие, а непривычные вещи – удивление. Привычные и непривычные вещи вызывают различные чувства.

4.Противоречия логического познания.

Критика бесконечной цепи доказательства. Признать истинным первоначальную посылку без доказательства. Предпосылки принимаются без доказательства. Либо дурная бесконечность, либо признание истинными без доказательства первоначальных посылок. Кроме бесконечности есть еще доказательство по кругу. Доказательство по кругу не истинно.

Любое ограничение всегда относится к чему-либо конкретному. Конкретное всегда имеет ограничения.

Ничего не утверждать и отвержение любых попыток познания. Отбрасывали любые доказательства. Познание бессмысленно. Оно не дает истины. Как шутка: “Меньше знаешь – лучше спишь”. Какую истину дает научное познание? Только возможность социальной адаптации в обществе? Скептицизм – ставит всё под сомнение. В том числе и научное познание, а не только философское знание. Скептицизм – очень вредная философская позиция.

Умеренный скептицизм имеет смысл. Главный смысл человеческой жизни поиск наиболее достоверных доказательств. Достоверные доказательства не может дать ни чувственное познание, ни логическое доказательство. А где истина? Истина в достоверности сознания, в самой человеческой личности. Поиск достоверностей. Это проблема достоверности сознания. Умеренный скептик ищет более убедительных аргументов.

Выводы. Античные представления основывались на дуализме – дуализме души и тела, сознания и внешнего мира.

Дуализм в пользу души. Душа возвышается над миром. Она не входит в мировой процесс. Душа находит удовлетворение в самой себе.

Такая атараксия является совершенным состоянием, которое достижимо только для духа. Человек является самосознающим существом, личностью.

Если бы человек был свободен от мира, он был бы совершенен. Поэтому свобода от мира становится главной задачей.

Человек ищет совершенного состояния своей жизни.

Философия, избравшая это направление, является житейской мудростью. Идеал – мудрец.

Главная задача такой философии восстановить божественное совершенство в человеке. Приблизить человека к божественному совершенству.

Это процесс богостановления человека посредством освобождения от мира. Освобождение не самого мира, а освобождение человека от мира.

Для полного освобождения от мира нужно перестать желать, страдать. Достижение такого состояния, когда мир для нас не представляет никаких благ.

У стоиков – это добродетель, у эпикурейцев – это блаженство, для скептиков – это духовный покой.

Философы хотят быть независимыми от мирового потока, но мировой поток сильнее их. И античный идеал мудреца разбивается о не поддающуюся воздействию силу вещей. В борьбе с этими силами этот идеал слабейшая сторона.

Каждое из направлений (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм) оказывается в своеобразном противоречии с самим собой.

Скептики доходят до крайностей – отрицают силу господствующих представлений и целей (общезначимость истины). Ищут освобождения от мира в сомнении.

Стоик превращает свою добродетель в горделивое чувство собственного достоинства. Эгоизм. Весь акцент сделан на моральном нравственном совершенстве человека. При этом игнорируются социальные, политические, экономические и др. отношения.

Эпикуреец не знает как избежать зла. Счастье, по Эпикуру, это отказ от сопротивлению злу, пассивность. Как можно достичь счастья не различая где добро, а где зло? Этот вопрос остается без ответа. Под злом понимается не только зло физическое, но и зло нравственное.

Эти проблемы могла решить только религия.

В римском стоицизме (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) появляется идея любви к ближнему. Поэтому христианство смогло быстро завоевать популярность. Стоицизм оказался близок к христианской идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39654. Влияние международной интеграции на национальное законодательство об интеллектуальной собственности 186.17 KB
  было подписано Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности далее ТРИПС3 которое является приложением к Марракешскому соглашению учредившему Всемирную торговую организацию. ТРИПС охватывает все области интеллектуальной собственности устанавливает стандарты защиты прав и порядок правоприменения. В частности предоставляется возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов имеющихся в ВТО применительно к интеллектуальной собственности.
39655. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты 57.5 KB
  Так по данным агентства Интербренд1 стоимость товарного знака CocCol по итогам 2010 года составила 70452 миллиарда долларов согласно Millwrd Brown2 самым дорогим брендом 2011 года стал pple 153285 миллиарда долларов. bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения статьи 10. В...
39656. О некоторых проблемах правовой охраны наименований некоммерческих организаций 52.85 KB
  Еременко посвящена анализу содержания исключительного права на наименование некоммерческой организации а также порядка выдачи разрешения на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия и образованных на их основе слов. С исключением возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право на фирменное наименование по сути лишилось своего имущественного содержания и фактически слилось с такой категорией как наименование коммерческой...
39657. Понятие нематериального (репутационного) вреда и его аналогов в теории российского гражданского права 62.25 KB
  распространения не соответствующих действительности порочащих сведений является денежная компенсация нематериального репутационного вреда. При этом отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков в том числе нематериальных причиненных умалением деловой репутации или нематериального вреда имеющего свое собственное содержание отличное от содержания морального вреда причиненного гражданину которое вытекает из существа нарушенного...
39658. Общество как социокультурная система 253 KB
  Социологическое содержание культуры. Особенности социологического анализа культуры. Социальные функции культуры: адаптационная ценностнонормативная социализирующая организационнорегулятивная коммуникативноинформационная. Влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное воздействие экономики и политики на культуру.
39659. Социология личности 191.5 KB
  Социология личности Лекция Череповец 2007 Тема 2. Социология личности Содержание лекции Социологическое понятие личности. Понятие личности в социологии. Понятие социальной структуры личности.
39660. Социальная стратификация 230.5 KB
  Социальная стратификация Содержание лекции Понятие и содержание социальной структуры общества. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Ленин о классовой структуре общества. Современные модели классовой структуры общества.
39661. Социальные группы и их классификация 210 KB
  Социальные группы и их классификация Лекция Череповец 2005 Тема 2. Социальные группы и их классификация Содержание лекции Социальные группы и их виды. Понятие социальной группы и ее сущностные черты. Псевдогруппы и типология их.
39662. Социальные организации 243.5 KB
  Социальные организации Лекция Череповец 2005 Содержание лекции Понятие организации. Подходы к определению организации: К. Элементы организации: социальная структура участники цели технология. Социальные свойства организации.