7835

Основные теории личности в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Основные теории личности в психологии. Психодинамическая теория (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности...

Русский

2013-01-28

16.24 KB

1 чел.

Основные теории личности в психологии.

Психодинамическая т-я (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности:

1. Оральная (до 1.5лет). Резкий отказ матери кормления грудью => формирование качеств недоверие, сверхнезависимость и сверхзависимость. А длительное кормление (свыше 1.5 года) может привести к формированию доверчивой, зависимой и пассивной личности.

2. Анальная (от 1.5 до 3). Грубое наказание ребёнка при обучении его туалетным навыкам рождает жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение к этому может привести к формированию щедрой, непунктуальной и даже творческой личности.

3. Фаллическая (от 3 до 6). Формирование комплекса Эдипа (эротические влечения к матери) у мальчиков и «комплекса Электры» (к отцу). Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение.

Аналитическая т-я К.Юнга. Многие представители этого направления были ученики Фрейда. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные гены – «архетипы». Личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует «бессознательное» - совокупность всех врождённых архетипов. Раскрыть свой мир личность может только в сновидениях или в отношениях к символам культуры и искусства.

В аналитической модели выделяют три основных сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных генов.

2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, «комплекс власти», когда человек всю психическую энергию неосознанно тратит на деятельность, связанную со стремлением к власти.

3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Гуманистическая теория. Главный источник развития - врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих тенденций.

Выделяется 2 основных направления:

Клиническое К.Роджерса: в психике человека существует две тенденции - самоактуализирующаяся тенденция (содержит в свернутом виде будущие св-ва личности человека) и организмический отслеживающий процесс (механизм контроля развития личности)

Мотивационное А.Маслоу: два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые усиливаются после их реализации. Существует пять уровней мотивации:

1. физиологические (потребности в еде, сне);

2. потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);

3. потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4. уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5. потребность в самоактулизации (в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

Потребности 1-ых двух уровней относятся к дефицитарным, 3-й считается промежуточным, на 4-м и 5-м находятся ростовые потребности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7837. Педагогічна діяльність і особистість педагога 58.5 KB
  Тема 1. Педагогічна діяльність і особистість педагога. Мета: ознайомити іззавданнями національної школи, виникненням і становленням педагогічної професії, з особливостями педагогічної професії: її своєрідністю, гуманістичною функцією, колектив...
7838. Професійна діяльність педагога сучасної школи 51.5 KB
  Професійна діяльність педагога сучасної школи Педагогічна діяльність - особливий вид соціальної діяльності, спрямований на передачу від старших поколінь молодшим накопиченого людством досвіду і культури, створення умов для їх особистісного розв...
7839. Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога 45.5 KB
  Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога Сучасні вимоги до педагога висвітлені у законі Про загальну середню освіту: Педагогічним працівником повинна бути особа з високими моральними якостями, яка має відпо...
7840. Форми організації навчання у вищій педагогічній школі 48 KB
  Форми організації навчання у вищій педагогічній школі Процес навчання у вищій школі реалізується у рамках багатоманітної цілісної системи організаційних форм і методів навчання. Поняття форма організації навчального процесу визначаєтьс...
7841. Раціональна організація навчальної праці студента 34.5 KB
  Раціональна організація навчальної праці студента Навчальна праця студентів - складний пізнавальний процес. Він тісно пов’язаний з інтелектуальними, емоційними та вольовими якостями особистості. Його сутність - складна система розумов...
7842. Техніка особистої розумової праці. Робота майбутнього учителя з книгою 24.14 KB
  Техніка особистої розумової праці. Робота майбутнього учителя з книгою. Найрозумніше планування часу не зможе замінити техніку розумової роботи - уміння, що формується стихійно чи цілеспрямовано, виконувати ті чи інші дії, типові для даного вид...
7843. Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях 19.67 KB
  Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях Интерес к возрождению национальных культур - яркая примета нашего времени. Начиная с 1989 года, по всей стране идет активный процесс создания различных общественны...
7844. Технология проведения выставок народного художественного творчества 22.35 KB
  Технология проведения выставок народного художественного творчества Выставки также занимают особое место в арсенале средств социально-культурной деятельности, так как они представляют широкие возможности демонстрации результатов народного художестве...
7845. Законодательные основы организации и руководства НХТ в Российской Федерации 17.52 KB
  Законодательные основы организации и руководства НХТ в Российской Федерации В современной России в течение последних десяти лет (с 1991 г.) принят, по сути дела, целый свод законов, охватывающих основные направления СКД и создающих правовые основы д...