7835

Основные теории личности в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Основные теории личности в психологии. Психодинамическая теория (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности...

Русский

2013-01-28

16.24 KB

1 чел.

Основные теории личности в психологии.

Психодинамическая т-я (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности:

1. Оральная (до 1.5лет). Резкий отказ матери кормления грудью => формирование качеств недоверие, сверхнезависимость и сверхзависимость. А длительное кормление (свыше 1.5 года) может привести к формированию доверчивой, зависимой и пассивной личности.

2. Анальная (от 1.5 до 3). Грубое наказание ребёнка при обучении его туалетным навыкам рождает жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение к этому может привести к формированию щедрой, непунктуальной и даже творческой личности.

3. Фаллическая (от 3 до 6). Формирование комплекса Эдипа (эротические влечения к матери) у мальчиков и «комплекса Электры» (к отцу). Отсюда – агрессивный характер, незаконопослушное поведение.

Аналитическая т-я К.Юнга. Многие представители этого направления были ученики Фрейда. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные гены – «архетипы». Личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует «бессознательное» - совокупность всех врождённых архетипов. Раскрыть свой мир личность может только в сновидениях или в отношениях к символам культуры и искусства.

В аналитической модели выделяют три основных сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных генов.

2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, «комплекс власти», когда человек всю психическую энергию неосознанно тратит на деятельность, связанную со стремлением к власти.

3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Гуманистическая теория. Главный источник развития - врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих тенденций.

Выделяется 2 основных направления:

Клиническое К.Роджерса: в психике человека существует две тенденции - самоактуализирующаяся тенденция (содержит в свернутом виде будущие св-ва личности человека) и организмический отслеживающий процесс (механизм контроля развития личности)

Мотивационное А.Маслоу: два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые усиливаются после их реализации. Существует пять уровней мотивации:

1. физиологические (потребности в еде, сне);

2. потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);

3. потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4. уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5. потребность в самоактулизации (в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

Потребности 1-ых двух уровней относятся к дефицитарным, 3-й считается промежуточным, на 4-м и 5-м находятся ростовые потребности.