78358

Конкурентоспособность национальной экономики

Лекция

Макроэкономика

Понятие конкурентоспособности экономической деятельности.Оценка конкурентоспособности национальной экономики. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики ее отраслей и отдельных экономических агентов. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента.

Русский

2015-02-07

51.67 KB

17 чел.

8

Лекция 10.Конкурентоспособность национальной экономики

1.Понятие конкурентоспособности экономической  деятельности.

2.Оценка конкурентоспособности национальной  экономики.

3.Предпосылки конкурентоспособности национальной  экономики, ее отраслей и отдельных экономических  агентов.

4.Детерминанты национальных конкурентных  преимуществ. Региональные детерминанты конкурентных преимуществ.

1. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности

Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

Однако эта простота всего лишь кажуп1аяся. Возникает множество вопросов: что значит лучше других? Насколько лучше? Каких других: прогрессивных или отсталых? Какой спрос: стабильный или динамичный, требовательный или любой? Что такое процветание и насколько длительным оно должно быть? Каким образом это процветание можно оценить? Наконец, какие факторы определяют конкурентоспособность?

Ответы на все эти вопросы являются предметом общей теории конкурентных преимуществ, которая вырабатывает критерии оценки конкурентоспособности экономических агентов.

Обратимся к истории возникновения понятия «конкурентное пре

имущество». В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства

народов», вышедшей в 1776 г., Адам Смит подверг критике положение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами. Он заявил, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных ее гражданам. Смит разработал теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие.

Он говорил: «Зачем граждане страны должны приобретать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?» И далее: «Правило всякого умного отца семейства заключается в том, чтобы не изготовлять дома того, что изготовить стоит дороже, чем купить... То, что благоразумно для отдельной семьи, не станет бессмысленным для целого королевства.

Изложенная точка зрения не учитывает различий между странами по их размерам. Крупные страны, обладая разнообразными природо-климатическими условиями, обычно продают меньшую долю произведенной продукции и приобретают меньшую долю потребляемых товаров. Они, как правило, обладают более разнообразными ресурсами, однако несут более высокие транспортные издержки во внешней торговле. Наконец, крупные страны могут вести производство в больших масштабах, чем мелкие страны (в отдельных случаях, когда мелкие страны выполняют функцию обеспечения других стран комплектующими изделиями, масштаб производства этих изделий может быть большим).

Давид Рикардо, развивая идеи Смита, в 1817 г. предложил теорию относительного преимущества, существо которой сводится к следующему тезису: от торговли все равно может быть выигрыш, поскольку та или иная страна способна выпускать множество разнообразных товаров, однако она обладает сравнительным преимуществом в производстве лишь определенных товаров. Это означает, что страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые она может производить более эффективно, чем другие продукты без учета абсолютного преимущества. Иначе говоря, каждая страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает, и импортирует ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны.

Модификация теорий абсолютного и относительного преимуществ нашла отражение в трудах шведских экономистов Эли Хекшера и Бертила Олина(1919 и 1935 гг.). Их теория получила название теории соотношения факторов производства. Они предположили, что если трудовые ресурсы имеются в избытке по отношению к земле и капиталу, то затраты на труд будут низкими, а капитальные затраты и стоимость земли будут высокими. Если трудовые ресурсы ограничены, их стоимость по отношению к цене земли и капитала будет высокой. Теорема Хекшера-Олина гласит: страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы и импортирует товары с дефицитными факторами производства.

Лауреат Нобелевской премии американский ученый российского происхождения В. В. Леонтьев подверг критике теорию соотношения факторов производства. Его выводы, получившие название «парадокса Леонтьева», были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина. Леонтьев показал, что, несмотря на избыточность капитала, в экспорте США преобладали трудоемкие товары.

В 90-е гг. XX в. появилась теория конкурентных преимуществ, разработанная М. Портером, суть которой в том, что конкурентное преимущество отражает продуктивность использования ресурсов.

Этот принцип справедлив как на уровне фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом.

2.Оценка конкурентоспособности национальной  экономики.

Эта оценка может быть прямой или косвенной. Прямая оценка строится на основе определения степени использования национального богатства для достижения совокупности стратегических целей государства. Косвенная оценка уровня

конкурентоспособности национальной экономики может быть дана с помощью отношения величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового национального продукта (ВНП).

Как прямая, так и косвенная оценка конкурентоспособности получает свое реальное значение лишь в сравнении с аналогичными показателями других стран. Здесь возникает проблема выбора объекта для сравнения. Для решения этой проблемы в мировой практике разработаны различные методы оценки рейтинга стран по их конкурентоспособности.

Казахстан занял 51 место в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности. Всемирный экономический форум в Давосе накануне представил итоги ежегодного исследования. Эксперты проанализировали данные 144 стран и пришли к выводу – Казахстан выбрал верный путь по повышению конкурентоспособности. Ирина Ли встретилась с авторитетными политическими деятелями и экономистами  записала их комментарии по этому поводу.

51 место Казахстана в рейтинге 144 конкурентоспособных стран мира –  невероятный прогресс, считают эксперты. Ведь всего за год наша страна смогла  преодолеть 21 позицию. В 2011 - ом Казахстан занимал лишь 72 место.

3.Предпосылки конкурентоспособности национальной  экономики, ее отраслей и отдельных экономических  агентов.

Потенциал конкурентоспособности, то есть возможности конкурировать с другими странами на внешнем и внутреннем рынках, характеризуется прежде всего доминированием отечественной продукции (товаров и услуг) на соответствующих отраслевых рынках. Рассмотрим потенциал конкурентоспособности в некоторых отраслях казахстанской экономики в начале XXI в.

7 сентября текущего года опубликованы очередные результаты ежегодного отчета «Индекс глобальной конкурентоспособности 2011-2012» (далее – ГИК), подготовленные аналитической группой Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ), по итогам 2010 года.

По результатам рейтинга, Казахстан, как и по итогам прошлого года, занял 72 место. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что несмотря на отсутствие изменения позиции Казахстана в рейтинге, отмечается улучшение его среднего балла в общем рейтинге с 4,1 в прошлом году до 4,2 в этом году.

В методику оценки ГИК в этом году изменения не вносились. Таким образом, ГИК складывается из 3-х факторов (основные требования, факторы эффективности и инновационные факторы), каждый из которых состоит из ряда субфакторов, складывающихся из множества исследуемых показателей.

Необходимо отметить, что из перечня показателей, оцениваемых ВЭФ, был исключен показатель «Ограничения движения капитала» субфактора «Условия для развития финансовых рынков». Кроме этого, в перечень показателей субфактора «Эффективность рынка товаров» был добавлен показатель «Импорт, в % к ВВП», по которому Казахстан занял 116 позицию.

Все страны участвующие в рейтинге, подразделяются на три группы в зависимости от этапа развития страны. Казахстан находится на переходной стадии между 1 и 2 этапом.

Следует отметить, что количество ранжируемых стран увеличилось до 142-х, в частности, впервые в рейтинге приняли участие Йемен, Гаити и Белиз. При этом, если сравнить позиции данных стран по показателям, «удельный вес» которых наиболее высок при формировании рейтинга, можно сделать вывод, что географическое расширение рейтинга незначительно повлияло на позицию Казахстана.

В этом году рейтинг вновь возглавила Швейцария. Далее идут Сингапур и Швеция – второе и третье места, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Финляндия (4 место), Германия (6), Нидерланды (7), Дания (8) и Великобритания (10). Япония, которая занимает девятое место, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на снижение на три позиции по сравнению с прошлым годом. Соединенные Штаты за минувший год опустились на одну позицию и занимают пятое место в рейтинге.

Что касается крупных развивающихся экономик, то продолжает лидировать Китай, который поднялся на одну позицию и достиг 26 места.

Среди стран бывшего СССР Казахстан занимает пятую строчку, уступив Эстонии (33 место), Литве (44), Азербайджану (55), Латвии (64) и России (66). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (82), Грузия (88), Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126). Беларусь и Узбекистан в рейтинге ВЭФ отсутствуют.

В Казахстане наблюдается улучшение на 7 позиций по фактору основных требований и снижение рейтинга по 2 факторам – инновации и факторы эффективности на 12 и 5 позиций соответственно.

При этом, на улучшение факторов основных требований напрямую повлияло повышение позиций на 7 пунктов (18 место) по субфактору «Макроэкономическая стабильность».

В целом, анализ сильных и слабых сторон по субфакторам и показателям конкурентоспособности ВЭФ показывает, что конкурентными преимуществами Казахстана выступают показатели макроэкономической стабильности. В частности, сильные позиции Казахстан занимает по показателям «Государственный профицит/дефицит» (16 место), Уровень национальных сбережений» (12) и «Государственный долг» (12).

Вместе с тем, инфляционные процессы остаются слабым «звеном» среди составляющих макроэкономической конкурентоспособности Казахстана. По данному показателю Казахстан занимает низкие позиции на протяжении ряда лет (119 место по итогам 2008 года, 110-е по итогам 2009 года, 117-е по итогам 2010 года).

Кроме того, в опубликованном отчете отсутствуют данные по процентному спрэду, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование рейтинга страны.

Отставание Казахстана отмечается по субфакторам «Условия для развития финансовых рынков» (↓4 пункта, 121 место), «Условия для развития бизнеса» (↓7 пунктов, 109 место), «Инновации» (↓15 пунктов, 116 место), что требует концентрации внимания государственных органов на принятии активных мер по данным факторам.

Незначительное ухудшение позиций Казахстана наблюдается по следующим субфакторам: «Институты» (↓3 пункта, 94 место), «Инфраструктура» (↓1 пункт, 82 место), «Эффективность рынка товаров» (↓1 пункт, 87 место), «Уровень технологического развития» (↓5 пунктов, 87 место).

При этом, принципиальных изменений в разрезе показателей по данным субфакторам не наблюдается, за исключением субфактора «Эффективность рынка товаров».

Так, в рамках данного субфактора обозначились положительные результаты работы в сфере налогообложения, в частности улучшаются позиции по показателям «Степень и эффективность налогообложения (↑33, 41 место), «Налоговые ставки» (↑23, 31 место) и «Количество процедур, требуемых для начала бизнеса» (↑23, 34 место).

Вместе с тем, по показателю «Торговые пошлины» наблюдается резкое ухудшение позиций (↓52 позиции, 102 место), что в свою очередь объясняется вступлением Казахстана в Таможенный Союз и приведением ставок ввозных таможенных пошлин в соответствие с Единым таможенным тарифом Таможенного Союза (с 1 января т.г.).

По таким субфакторам, как «Здравоохранение и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка труда» и «Объем рынка» позиции Казахстана остались неизменными, 85, 65, 21 и 55 места соответственно.

В целом, по результатам ГИК 2011-2012 очевидно, что по показателям, которые основываются на статистических данных (30%), позиции Казахстана наиболее конкурентоспособны и имеют тенденцию улучшения. Это означает, что работа, проводимая государственными органами, в целом является достаточно результативной.

При этом, по показателям, которые основываются на опросных данных (70 %), позиции Казахстана остаются неизменными либо имеют обратную динамику.  

4.Детерминанты национальных конкурентных  преимуществ. Региональные детерминанты конкурентных преимуществ.

Факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны в теории М. Портера представлены в виде схемы детерминантов конкурентных преимуществ, в состав которых входят (рис.1):

   - параметры факторов производства;
   - параметры спроса на товары и услуги;
   - стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество;
   - характер родственных и поддерживающих отраслей, которыми располагает страна.
   В эту систему включаются также «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.
   Рассмотрим эти детерминанты.
   Параметры факторов. Факторы производства — это материальные (вещественные) и нематериальные (институты) условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов.
В зависимости от конкретных значений (параметров) факторов определенная фирма (либо иной агент), функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.

 

Рис. 1. Общая система детерминант конкурентных преимуществ с учетом социально-

     Стратегия фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Это означает, что акции и контракции фирм-соперниц приводят к созданию новых условий функционирования фирм. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.
   Параметры спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
   Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих те или иные фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.
   Родственные отрасли могут сами выступать в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары-субституты, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов или имитаторов инноваций. Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.
   Роль случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это — изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках. Наибольшее влияние оказывают форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы, войны, эпидемии. Вместе с тем следует отметить, что некоторые «случайности» могут быть до некоторой степени детерминированы. Так, если правительство или какие-либо фонды не будут финансировать фундаментальные или прикладные исследования и разработки, то «случайных» технических или технологических прорывов не произойдет.
   Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм.
   Роль правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию (как позитивному, так и негативному) всех детерминантов. На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.
   Эти и другие детерминанты влияют на решения законодательной и исполнительной власти либо лоббированием интересов экономических агентов, либо деятельностью общественных организаций. Взаимное влияние друг на друга детерминантов «национального ромба» (по терминологии М. Портера) создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.
   Наличие или отсутствие тех или иных конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке пи отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.

Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро встретиться, обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое
является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем.
Региональные кластеры – это конкретные объекты проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и поддержке

исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения развития региональных кластеров являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные Портером. Вот эти атрибуты:
1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.
2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.
4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество.

Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.
Эти факторы обусловливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать.
Говоря о кластерах, можно выделить 2 стратегии, которые дополняют друг друга:
- стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах;
• стратегии, направленные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.
В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
• географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
• горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);
• вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
• латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
• технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);
• фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;
• качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.

Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.

Практикум к лекции 10

1. Конкурентоспособность национальной экономики

1.Определение

2. Теории К

3. Оценка К

4.Типы

2.Сравните между собой

Прямая оценка конкурентоспособности

косвенная оценка конкурентоспособности

1.

2.

1.

2.

3. Детерминанты национальных конкурентных  преимуществ

1.

1.

2.

3.

2.

3.

4. Региональные кластеры

1.Определение

Кластер:

Региональные кластеры

2.Стратегии К

3. Виды К

5.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.

6. Вопросы для самопроверки:

1. в чем различие абсолютных (по А. Смиту) и относительных (по Д. Рикардо) преимуществ национальной экономики?

2. В чем существо теоремы Хекшера-Олина?

3. Что внес в теорию конкурентных преимуществ М. Портер?

4. Что включает в себя система детерминант национальных конкурентных преимуществ?

5. Чем отличаются региональные детерминанты конкурентных преимуществ

от национальных детерминант?

6. Каковы конкурентные позиции РК по международным рейтингам?

7. Каковы конкурентные позиции машиностроительной и нефтехимической отраслей национальной экономики?

8. Какова структура экспорта национальной экономики по данным на

2012 г? Какой вывод о конкурентоспособности национальной эко­

номики РК из анализа этого показателя может быть сделан?

9. Каковы, по вашему мнению, предпосылки повышения конкурентоспособности национальной экономики Российской Федерации?

Какие отрасли обладают наибольшим потенциалом конкурентоспособности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2633. Исследование теплового режима работы охладителя на тепловых трубах 743.09 KB
  В настоящем отчете представлены результаты экспериментального исследования теплового режима охладителя на тепловых трубах (далее по тексту ТТ). Исследование проводилось на базе оборудования ИС-706. В отчете приведено описание объекта исследования...
2634. Изучение действия магнитного поля на проводник с током 66.81 KB
  Изучение действия магнитного поля на проводник с током Цель работы экспериментальное изучение закона Ампера;  определение  магнитной индукции  в  воздушном  зазоре постоянного магнита. Теоретические осно...
2635. Краткие сведения о погрешности электроизмерительных приборов 32 KB
  Краткие сведения о погрешности электроизмерительных приборов Объектами прямых электрических измерений являются многие электрические и магнитные величины: ток, напряжение, мощность и т.д. Измерение любой физической величины заключается...
2636. Изучение затухающих колебаний 298.5 KB
  Изучение затухающих колебаний Цель работы: изучение электрических собственных колебаний в контуре, содержащем последовательно соединенные катушку с индуктивностью L, конденсатор с емкостью С и резистор с сопротивлением R. Теоретические положения...
2637. Определение емкости конденсатора и батареи конденсаторов 371 KB
  Определение ёмкости конденсатора и батареи конденсаторов  Цель работы: определение ёмкости конденсатора и батареи из двух конденсаторов при их параллельном и последовательном соединении. Описание установки В состав лабораторной установки входят...
2638. Изучение магнитного поля соленоида создаваемых вдоль оси длинной и короткой катушек 493.5 KB
  Изучение магнитного поля соленоида Цель работы: определение магнитных полей, создаваемых вдоль оси длинной и короткой катушек. Описание лабораторной установки и вывод расчётных зависимостей Примерная картина магнитного поля на оси короткой и...
2639. Моделирование электростатических полей 893.5 KB
  Моделирование электростатических полей Цель работы: определение расположения эквипотенциалей, построение силовых линий электрических полей, задаваемых электродами различной конфигурации, и построение качественной зависимости напряжённости электричес...
2640. Україна в часи хрущовської відлиги, застою та перебудови (1965 – 1991 рр.) 148 KB
  Україна в часи хрущовської відлиги, застою та перебудови (1965 – 1991 рр.). План  Україна в період лібералізації суспільно-політичного життя в Радянському Союзі (середина 50-х – середина 60-х ...
2641. Україна в другій світовій війні та перші повоєнні роки (1939-1954 рр.) 122.5 KB
  Україна в другій світовій війні та перші повоєнні роки Зміст  Українські землі напередодні та на початку другої світової війни.  Україна в роки Великої Вітчизняної війни. Україна у повоєнний період (друга половина 40-х – перша п...