78359

Региональные процессы в национальной экономике

Лекция

Макроэкономика

Вместе с тем государство должно обеспечивать системные условия для устойчивого экономического развития страны благоприятной жизнедеятельности населения и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала. Реализация вышеуказанных задач должна учитывать геоэкономические и геополитические факторы развития страны. Глобализация и усиление международной конкуренции требуют выработки эффективной стратегии позиционирования страны на мировых рынках. Настоящая Стратегия определяет стратегические направления территориального...

Русский

2015-02-07

31.27 KB

1 чел.

8

Лекция 11.Региональные процессы в национальной экономике

1.Национальная экономика как система региональных экономик.

2.Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов РК».

3.Современное состояние и перспективы социально-экономического развития регионов (2001-2011 гг.)

1.Национальная экономика как система региональных экономик.

Исследованию экономики региона посвящена наука и учебная дисциплина – региональная экономики. Она занимается изучением возникающих закономерностей в процессе функционирования экономик на уровне региона, отражает национальные, исторические, демографические, религиозные, природно-ресурсные, экологические особенности.

Первоначально термином «регион» обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц – экономики регионов – позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.

В целях выработки национальной экономической политики существуют следующие типы регионизации:

макрорегионизация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала.

мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой – субъекты, входящие в состав Республики. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация – выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями.

микрорегионализация, исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.

Система воспроизводства региона состоит из следующих процессов:

воспроизводства регионального продукта, характеризующегося показателем «валовой региональный продукт» (ВРП);

накопления и концентрации капитала;

использования и воспроизводства экономических ресурсов;

движения материальных потоков;

движения финансовых потоков.

Главным признаком региональной экономики является ее хозяйственная целостность – потенциальная способность региональной экономики функционировать независимо от национальной экономики.

Основой экономики региона является его производственный комплекс – хозяйственная система, направленная на обеспечение функционального состояния производственного потенциала, необходимого для независимого и устойчивого развития экономики региона.

О степени производственной комплексности экономики региона свидетельствуют следующие показатели:

объем продукции, произведенной внутри региона;

объем продукции межотраслевого характера;

характер использования экономического потенциала региона.

Для каждого региона характерна определенная отраслевая структура – совокупность отраслей хозяйственного комплекса, взаимосвязанных между собой. Она представляет собой основу экономики региона, определяющую характер и специфику его функционирования.

В состав национальной экономической политики входит и региональная экономическая политика – часть экономической политики государства, отражающая ее региональные аспекты. Основным ее направлением является формирование системы эффективного воспроизводства и использования экономического потенциала экономики региона для достижения состояния устойчивого развития национальной экономики.

Приоритетное значение формирования и реализации региональной экономической политики объясняется тем, что национальная экономика по своей природной, географической, социальной, демографической и экономической структуре неоднородна, а следовательно при формировании национальной экономической политики необходимо максимально полно учитывать эти региональные особенности.

Основными целями региональной экономической политики являются:

активизация социально-экономического развития регионов;

формирование эффективной системы использования экономического потенциала регионов;

формирование единого экономического пространства национальной экономики;

повышение уровня жизни населения.

2.Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов РК».

Территориальное развитие Казахстана до обретения независимости определялось в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР и осуществлялось на основе централизованного директивного планирования.
     В условиях функционирования рыночной экономики вопросы развития и размещения экономического потенциала и расселения населения в основном определяются рыночными механизмами.
     Вместе с тем государство должно обеспечивать системные условия для устойчивого экономического развития страны, благоприятной жизнедеятельности населения и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала.
     Соответственно должны претерпеть изменения задачи государства в регулировании процессов территориального развития.
     Задачи государства на современном этапе заключаются в стимулировании концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создании условий для роста экономической активности субъектов рынка и формировании единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мирохозяйственной системой.
     Реализация вышеуказанных задач должна учитывать геоэкономические и геополитические факторы развития страны. Глобализация и усиление международной конкуренции требуют выработки эффективной стратегии позиционирования страны на мировых рынках.
     Регионы и крупные города должны заняться выработкой конкурентной стратегии и поиском места не только в национальной системе разделения труда, но и региональной и мировой.
     Настоящая Стратегия определяет стратегические направления территориального развития страны, включая формирование экономического пространства и расселения населения, инфраструктурное обеспечение территорий во взаимоувязке со становлением кластеров, и будет служить основой для разработки или корректировки соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ.
     Кроме того, данный документ позволит определить основные приоритеты государственных инвестиций (включая средства национальных компаний), направленных на скоординированное развитие производственной, энергетической, инженерной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры республиканского, межрегионального и областного значений.
     Намечаемые Стратегией действия должны служить ориентиром для предпринимательского сектора, в том числе внешних инвесторов, при разработке и реализации своих текущих планов и долгосрочных стратегий развития.

      1. Анализ текущей ситуации
     Сложившееся в основном еще в советский период размещение экономического потенциала страны не отвечает необходимым современным требованиям устойчивости ее развития как самостоятельной экономической системы вследствие деформированности структуры экономики, сохраняющейся дезинтегрированности внутреннего экономического пространства.
     Активное вхождение Казахстана в мирохозяйственную систему сдерживается узкой специализацией Казахстана в мировом и региональном разделении труда, удаленностью от основных мировых товарных рынков, что усугубляется неразвитостью транспортно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей выход на внешние рынки как страны в целом, так и ее отдельных регионов.
     Развитие экономики в рыночных условиях выявило как конкурентные преимущества отдельных территориально-хозяйственных систем страны, так и их недостатки, связанные с различными возможностями адаптации к рынку. Это привело к значительному спаду и свертыванию производства в отдельных регионах, появлению депрессивных районов и населенных пунктов. В результате усугубились региональные диспропорции, и часть населения страны, несмотря на естественные миграционные потоки, в настоящее время проживает на экономически неперспективных территориях.
     Сложившаяся ранее система расселения утратила свою эффективность и не соответствует формируемой в настоящее время пространственной экономической организации страны. Неперспективными стали отдельные малые города, поселки, ранее построенные на базе месторождений минерального сырья, а также села на непригодных для нормального проживания территориях, удаленных от центров развития.
     Из 60 малых городов 10 отнесены к категории депрессивных. По потенциалу социально-экономического развития из 7512 сельских населенных пунктов (СНП) 1204 (с численностью населения 1,8 млн. чел.) имеют высокий потенциал развития, 5625 СНП (5,2 млн. чел.) - средний, 595 СНП (189,9 тыс. чел.) - низкий потенциал и 88 СНП - без населения.
     Система управления территориальным развитием не обеспечивает взаимно согласованных действий центральных и местных исполнительных органов. Вопросы территориального планирования регулируются различными ведомствами и в целом неэффективно координируются на центральном уровне.
     Не сформирована модель пространственной организации страны, взаимоувязанная с региональным проектированием, отраслевыми схемами использования важнейших природных ресурсов и инфраструктуры.
     Отсутствуют инструменты (механизмы) координации интересов смежных административно-территориальных единиц (областей, районов, городов и сел), трансрегиональных процессов.
     В настоящее время ситуация в территориальном развитии страны характеризуется следующим.

Сильные стороны
     Удобное географическое расположение страны в центре евразийского материка, на стыке двух континентов - Европы и Азии. Казахстан расположен между крупнейшими странами мира: Российской Федерацией и быстрорастущим Китаем, по соседству с государствами Центральной Азии, а также с регионами Ближнего Востока и Южной Азии.
     Преобладание приграничных регионов. Из 14 областей Казахстана 12 являются приграничными. Опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает, что приграничные регионы стали зонами роста этих государств. Приграничные регионы выступают центрами экономической активности и способствуют успешной интеграции всей страны в мировую экономическую систему.
     Обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических особенностей позволяют производить разнообразную аграрную продукцию. Территория республики включает десять природно-сельскохозяйственных зон, доля сельскохозяйственных угодий - 82 %.
     Разнообразная и богатая минерально-сырьевая база, позволяющая обеспечить как внутренние потребности, так и реализовать растущие экспортные возможности страны. Казахстан входит в первую десятку стран мира по разведанным запасам урана, свинца, цинка, меди, нефти, угля, хрома, железа, марганца, олова, золота, фосфоритов, бора и калийных солей.
     Производственный потенциал страны: многоотраслевая структура промышленности и аграрного производства, наличие соответствующих производственных мощностей. Развитые базовые отрасли промышленности - топливно-энергетический и горно-металлургический комплексы.
     Наличие сети транспортно-коммуникационной инфраструктуры, охватывающей всю территорию страны. Сеть железнодорожных и автомобильных дорог позволяет осуществлять перевозки между всеми регионами с выходом в сопредельные страны. Казахстанские автомобильные и железные дороги включены в состав международных транспортных коридоров. Существует возможность использования морского порта Актау как мультимодального транспортного узла в составе международных транспортных коридоров "ТРАСЕКА" и "Север-Юг". В стране действует 21 (из 22) аэропорт, из которых 14 допущены к обслуживанию международных рейсов. Завершается строительство Национальной информационной супермагистрали, связывающей все регионы страны волоконно-оптическими линиями связи.
     Инновационно-образовательный потенциал: наличие университетов, крупных вузов и специализированных научно-исследовательских центров как базы последующего формирования образовательно-инновационных комплексов.
     Уникальные рекреационные ресурсы: природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические памятники и архитектурные объекты.
     Положительная демографическая динамика и наличие резерва трудовых ресурсов. Рост в последние годы естественного прироста населения. Наличие трудоизбыточных регионов как резерва трудовых ресурсов внутри страны. Наличие казахской диаспоры в приграничных регионах соседних государств как демографического резерва.

      Слабые стороны
     Удаленность от основных мировых товарных рынков. Отсутствие прямого выхода на морские (океанские) пути сообщения.
     Узкая специализация страны в мировом и региональном разделении труда и монопрофильность многих регионов, деформированность структуры и сохраняющаяся дезинтегрированность экономики. В экономике сформировалась биполярная структура с обособленными секторами экспортной сырьевой ориентации и низкоконкурентной обрабатывающей промышленностью, слабо связанными между собой как в отраслевом, так и территориальном аспекте.
     Наличие факторов, снижающих производительность и увеличивающих рискованность аграрного производства. Относительно низкое качество пашни. Балл бонитета пашни (отражающий относительный уровень плодородия), превышающий 50 единиц, относится только к 4,2 млн. га из 23,2 млн. га пашни. 30,8 млн. га сельскохозяйственных угодий (14,8 %) подвержены водной и ветровой эрозии. Преобладание малопродуктивных пастбищ.
     Дефицит водных ресурсов в отдельных регионах страны. Большая часть регионов страны находится в засушливой зоне и испытывает трудности с водообеспечением (приложение 5). Только 56 % поверхностных вод формируется на территории Казахстана, а остальные поступают извне, что усиливает зависимость некоторых регионов республики от водных ресурсов сопредельных государств.
     Неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов. Концентрация потенциально богатых запасов в малоосвоенных и удаленных от действующих добывающих предприятий районах.
     Дефицит электроэнергии в одних регионах при их избыточности в других. Северные и восточные регионы страны вырабатывают избыточное количество электроэнергии, в то время как южный и западный регионы импортируют ее из других регионов страны либо близлежащих стран (Кыргызстана, России, Таджикистана).
     Транспортная сеть, не отвечающая современным потребностям экономики страны. Неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры. Сложившаяся в основном в советское время транспортная система республики в нынешних условиях сдерживает полное включение республики в международную систему разделения труда. Железные и автомобильные дороги страны характеризуются низкой пропускной способностью. Вследствие интенсивного износа и разрушения порядка 30 % сети автодорог общего пользования требует капитального ремонта, 75 % - не соответствует действующим нормативам по прочности и ровности.
     Высокий износ жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Слабая развитость сети инфраструктуры в некрупных городах и сельских районах страны. Физический износ основных средств ТЭЦ достиг величины 40-60 %, что привело к ограничению располагаемой электрической и тепловой мощности. К 2010 году отработают свой парковый ресурс 50 % установленной мощности турбин ТЭЦ. Значительный износ энергосетей и водопроводно-канализационных сетей населенных пунктов. 1,7 % населения страны снабжается привозной водой, 25 % - пьет воду из открытых источников без предварительной очистки в связи со сложностью доставки.
     Неудовлетворительное состояние водохозяйственной инфраструктуры. Низкое техническое состояние плотин, гидроузлов и прочих сооружений.
     Недостаточный уровень развития сети объектов социальной инфраструктуры. Регионы страны неравномерно обеспечены объектами социальной инфраструктуры. Отсутствует или затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры в отдаленных сельских населенных пунктах. Отстают темпы развития социальной инфраструктуры в крупных городах и регионах с высокими темпами естественного и миграционного прироста населения.
     Неразвитость рекреационной инфраструктуры. Большинство объектов рекреационной инфраструктуры построено в советское время, сильно изношено и не отвечает международным стандартам.
     Ухудшение экологической ситуации на всей территории страны. Главными проблемами окружающей среды в регионах остаются: загрязнение воздушного бассейна, истощение и загрязнение водных ресурсов, "исторические" загрязнения, промышленные и бытовые отходы, опустынивание и деградация земель, разрушение биологического разнообразия, радиоактивные загрязнения (приложения 6, 7).
     Несоответствие административно-территориального устройства страны современным условиям. Границы рынков и систем населенных мест не всегда совпадают с административными границами регионов. Кроме того, не соответствуют своему статусу некоторые города областного (11 городов) и районного значения (10 городов) ( 
приложение 8 ). Например, численность населения таких городов районного значения, как Жем, Темир Актюбинской области, не превышает 2,5 тысячи человек, а таких городов, как Казалинск Кызылординской области, Степняк Акмолинской области - 6 тысяч. Не упорядочены границы городов, в состав которых ранее включены сельские округа.

      Возможности
     Тенденции современного развития ломают стереотип "обреченности" внутриконтинентального положения страны.
     Перспективы Казахстана и его дальнейшего территориального развития, наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ, должны быть напрямую связаны с реализацией стратегии максимального использования его географического положения, выработкой новой парадигмы позиционирования страны в мире.
     Включение Казахстана в процесс экономической глобализации предоставляет возможности, на начальном этапе реализуя функции одного из основных поставщиков сырьевых ресурсов, стать со временем активным участником процессов мировой экономической интеграции.
     Казахстан может стать узловой страной в центральноазиатском регионе, интегратором внутрирегиональных экономических связей, центром притяжения капиталов и инвестиций, размещения региональных производств или филиалов крупнейших мировых компаний, ориентированных на центральноазиатский рынок, оказания услуг международного уровня.
     В перспективе Казахстан также может выполнять функции важного связующего звена, трансконтинентального экономического моста взаимодействия европейской, азиатско-тихоокеанской и южно-азиатской экономических систем.
     Имеются возможности формирования на базе крупных динамично развивающихся городов важнейших узлов в евразийской системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов, концентрирующих в себе экономическую активность в стране.
     Дальнейшее развитие трансконтинентальных и других международных магистралей может способствовать усилению внутренней экономической интеграции, воздействовать на развитие экономики регионов, включая освоение новых минерально-сырьевых ресурсов, создание производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования транспортных путей.
     Значительные внешние сухопутные границы и достаточно развитые транспортно-коммуникационные связи с сопредельными государствами ориентируют экономику приграничных регионов на рынки сбыта соседних государств, обладающих большей емкостью.
     Для приграничных регионов, расположенных в стороне от основных международных транзитных коридоров, развитие внешнеэкономических связей с соседними странами будет компенсировать их удаленность от основных мировых рынков.
     Динамичное развитие крупных приграничных городов и территорий страны способствует притяжению к ним ресурсов и миграционных потоков трудоспособного населения из близлежащих регионов сопредельных стран (Кыргызстан, Узбекистан, Российская Федерация), что положительно скажется на демографическом и экономическом потенциале страны.
     Формирование вокруг динамично развивающихся городов мегаполисов и агломераций позволит создать зоны высокоорганизованной урбанистической среды жизни.

      Угрозы (Ограничения)
     Факторами, препятствующими устойчивому территориальному развитию страны, могут стать:
     закрепление узкой, в основном сырьевой, специализации страны в региональном и мировом разделении труда, транзитной зависимости и экономической изолированности, соответственно, консервация инертности развития страны и экономической отсталости;
     деиндустриализация значительных территорий вследствие низкой конкурентоспособности и свертывания производства в традиционных отраслях промышленности;
     возможная дезинтеграция экономического пространства страны в силу неразвитости объединяющей транспортно-коммуникационной сети, различной направленности внешних притяжений для региональных территориально-хозяйственных систем (многие инфраструктурные проекты более нацелены на обеспечение транзитной экономики и не обеспечивают единства экономического пространства страны);
     конкуренция со стороны сопредельных государств региона по формированию широтных трансевразийских торгово-экономических и транспортно-коммуникационных коридоров, а также со стороны крупных городов соседних государств по формированию в стране городов - региональных центров международной интеграции;
     усиление доминирования в приграничных регионах страны экономики соседних государств, оттока сельского населения в города и депопуляции значительных сельских территорий, демографического давления и несанкционированной миграции в приграничные регионы страны с соседних государств;
     деградация среды обитания вследствие ухудшения экологической ситуации, усиления антропогенного воздействия на природу и, как результат, сокращение территорий, благоприятных для проживания и хозяйственной деятельности.

      2. Цель и приоритеты Стратегии
      Цель. Обеспечение устойчивого развития страны и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе формирования конкурентоспособных специализаций в региональной и мировой экономике, рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.

      Приоритеты Стратегии территориального развития
     Формирование зон "опережающего" роста (полюсов роста), концентрирующих в себе экономическую активность в стране и выступающих в роли "локомотивов" для всех остальных территорий страны.
     Интеграция экономического пространства Казахстана с мирохозяйственной системой как центральноазиатского торгово-экономического и сервисно-технологического центра.
     Концентрация экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах в сочетании с рациональной освоенностью территории страны.
     Повышение конкурентоспособности регионов путем внедрения механизмов кластерного развития, самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов.

      3. Основные направления реализации Стратегии
     Достижение поставленной цели обеспечения устойчивого и динамичного развития страны зависит от эффективной реализации взаимоувязанных задач по формированию конкурентоспособной специализации страны и ее регионов в региональной и мировой экономике, рациональной пространственной организации экономического потенциала страны и расселения населения и на этой основе сбалансированного социально-экономического развития всех территорий страны.
     Направления реализации настоящей Стратегии охватывают преимущественно территориальные аспекты развития страны. Вместе с тем в рамках мер, предусмотренных Стратегией, среднесрочными планами развития страны и другими программными документами государства, будет осуществлена общая координация по вопросам макроэкономического регулирования и развития финансового сектора, создания благоприятного делового и инвестиционного климата, целостного развития таких факторов производства, как человеческий капитал, научно-технический потенциал, и по другим направлениям.

Практикум к лекции 11

1. Региональная экономика

1.Определение

2. Типы регионизации

3. Система воспроизводства региона

4. Показатели производственной комплексности экономики региона

2. Региональная экономическая политика

1.Определение

2. Основные  направления РЭП

3. Отраслевая структура экономики региона

4. Цели РЭП

3.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.

4. Вопросы для самопроверки:

1.Что такое макрорегионизация?

2.Что такое мезорегионизация?

3.Что такое микрорегионизация?

4. Из каких процессов состоит система воспроизводства региона?

5. показатели производственной комплексности экономики региона

6.Основные цели региональной экономической политики

7.Главный признак региональной экономики

8.Цель и приоритеты Стратегии территориального развития РК


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84541. Роль клапанів серця у гемодинаміці. Тони серця, механізми їх походження ФКГ, її аналіз 42.92 KB
  Клапани розташовані при вході та при виході обох шлуночків серця. Мітральний та трьохстулковий клапани перешкоджають зворотньому закиду крові регургітації крові в передсердя під час систоли шлуночків. Перший систолічний тон виникає на початку систоли шлуночків. Його формують такі компоненти: закриття стулок передсердношлуночкового клапану; це основний компонент першого тону дає осциляції найбільшої висоти виникає на межі фаз ізометричного та асинхронного скорочень; міокардіальний компонент пов’язаний із напруженням та вібрацією...
84542. Артеріальний пульс, його походження СФГ, її аналіз 43.09 KB
  При аналізі СФГ враховують перш за все стан стінок крупних артеріальних судин. Про це можна судити за конфігурацією СФГ вираженості окремих її хвиль. Розрахунок тривалості серцевого циклу проводять по полікардіограмі – синхронно зареєстровані ЕКГ ФКГ СФГ.
84543. Регуляція діяльності серця. Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця 40.8 KB
  Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця. Баланс притоку та відтоку крові притік крові до серця по венозних судинах; відтік – за рахунок активного вигнання крові шлуночками серця; 2. Рівний хвилинний об’єм крові ХОК правого та лівого відділів серця; 3.
84544. Місцеві міогенні механізми регуляції серцевої діяльності 48.71 KB
  Залежність ССС від вихідної довжини КМЦ. Залежність ССС від опору вигнанню рівня артеріального тиску. Залежність ССС від ЧСС. Тому суть цього механізму можна викласти так: чим більше крові притікає до серця під час діастоли тим більша вихідна довжина КМЦ тим більша ССС СО.
84545. Характер і механізми впливів симпатичних нервів на діяльність серця. Роль симпатичних рефлексів в регуляції серцевої діяльності 44.58 KB
  Характер впливів симпатичної нервової системи на серце: позитивний інотропний вплив посилює силу серцевих скорочень; позитивний хронотропний вплив посилює ЧСС; позитивний дромотропний вплив посилює швидкість проведення збудження по елементам провідної системи серця особливо по передсердношлуночковому вузлу структурам провідної системи шлуночків; позитивний батмотропний вплив збільшення збудливості. Медіатор норадреналін взаємодіє переважно з βадренорецепторами оскільки αадренорецепторів тут майже немає при цьому...
84546. Характер і механізми впливів парасимпатичних нервів на діяльність серця. Роль парасимпатичних рефлексів в регуляції серцевої діяльності 44.78 KB
  Механізм впливів блукаючого нерва на серце пов’язаний із дією медіатора ацетилхоліну на мхолінорецептори КМЦ типових і атипових. В результаті підвищується проникність мембран КМЦ для йонів калію – посилення виходу йонів із клітини за градієнтом концентрації що в свою чергу веде до: розвитку гіперполяризації мембран КМЦ; найбільше цей ефект виражений в клітинах з низьким вихідним рівнем мембранного потенціалу найбільше в вузлах АКМЦ: пазуховопередсердному та передсердношлуночковому де МПС = –60мВ; менше – в КМЦ передсердь; найменше –...
84547. Гуморальна регуляція діяльності серця. Залежність діяльності серця від зміни йонного складу крові 44.41 KB
  Залежність діяльності серця від зміни концентрації йонів в плазмі крові. Найбільше клінічне значення має вплив йонів калію. При гіпокаліємії зниження концентрації йонів калію в плазмі крові нижче 1ммоль л розвиваються різноманітні електрофізіологічні зміни в КМЦ. Характер змін в КМЦ залежить від того що переважає: втрата йонів калію клітинами чи міжклітинною рідиною.
84548. Особливості структури і функції різних відділів кровоносних судин у гемодинаміці. Основний закон гемодинаміки 52.71 KB
  При такому підході видно що кровоносна система є замкненою системою в яку послідовно входять два насоси і судини легень і паралельно – судини решти областей. Судини у системі крові виконують роль шляхів транспорту. Рух крові по судинам описує основний закон гемодинаміки: де Р1 – тиск крові на початку судини Р2 – в кінці судини R тиск який здійснює судина току крові Q – об’ємна швидкість кровотоку об’єм який проходить через поперечний переріз судини за одиницю часу. Отже рівняння можна прочитати так: об’єм крові що проходить...
84549. Значення в’язкості крові для гемодинаміки. Особливості структури та функції різних відділів судинної системи 44 KB
  В’язкість крові залежить від таких 2ох факторів. Від зміни лінійної швидкості руху крові. В’язкість крові складає 45 – 50 умовних одиниць а плазми – 17 – 23 гривні.