78361

Регулирования внешнеэкономической деятельности

Лекция

Макроэкономика

Основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности. Механизмы и инструменты регулирования внешней торговли. Организационно-правовое обеспечение регулирования внешнеэкономической деятельности. Основные направления формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Русский

2015-02-07

79.03 KB

3 чел.

Лекция 13.Регулирования внешнеэкономической деятельности.

1.Основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности.  

2.Механизмы и инструменты регулирования внешней торговли .

3. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений. 

3.Организационно-правовое обеспечение регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

Схема 1.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

2.

1.Внешнеторговая политика: Сущность, цели, методы и инструменты.  

Цель государственного регулирования внешней торговли и виды внешнеторговой политики. Развитие внешней торговли, формирование мирового рынка, повышение роли внешней торговли в национальном росте государств привели к необходимости разработки специальных методов регулирования внешней торговли и мировой торговли. При этом каждое из государств стремится к тому, чтобы как можно больше экспортировать и как можно меньше импортировать и при это иметь выгоду. Для этого оно создает соответствующие благоприятные условия, способствующие развитию экспортоориентированного производства и импортозамещающего производства, а также условия, которые обеспечивают выгодный экспорт своей продукции на мировом рынке. В этом состоит цель государства при разработке внешнеторговой политики.

Создание таких условий, или достижение цели, обеспечивается комплексом мер, регулирующих развитие экспортоориентированного и импортозамещающего производства и активизирующих экспорт и сдерживающих импорт. Совокупность таких мер называется внешнеторговой политикой.

Постольку внешнеторговая политика касается внутреннего производства и внешнеэкономической деятельности государства, постольку она является составной частью экономической политики страны в целом и одновременно является частью внешней политики в целом. Внешнеторговая политика государства не может игнорировать интересы своей страны, а интересами других стран может пренебрегать.

В рамках международных экономических отношений на внешнеторговую политику государств влияют:

  1.  геополитические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;
  2.  колебания валютных курсов (особенно по отношению к доллару);
  3.  разница в уровне жизни различных стран, особенно приграничных;
  4.  миграция населения;
  5.  кризисы в мировой экономике.

Внешнеторговая политика может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, который открывает широкие возможности для влияния на экономический рост страны, на страны-партнеры, на мировую экономику в целом.

Внешнеторговая политика, в зависимости от того, как она выработана, может быть самостоятельной (односторонней, автономной) и конвенционной, то есть согласованной с рядом других государств.

Исторически сложились два типа внешнеторговой политики:

  1.  Протекционизм
  2.  Фритредерство – полная свобода торговли между всеми государствами.

Для достижения цели внешнеторговой политики применяются различные методы и инструменты.

Методы  и инструменты торговой политики приведены ниже (см. табл.1)

Таблица 7.1.

Классификация инструментов торговой политики экспорт

Методы

Инструменты торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

Импорт

импорт

нетарифные

количественные

1.Квота

2.Лицензирование

3.Ограничение экспорта

экспорт

экспорт

Импорт

Импорт

скрытые

1.Госзакупки

2.Требование о содержании местных компонентов

3.Технические барьеры

4.Налоги и сборы

Импорт

Импорт

Импорт

Импорт

финансовые

1.Субсидии

2.Кредитование

3.демпинг

экспорт

экспорт

экспорт

1.1. Протекционизм и свободная торговля

Регулирование внешнеэкономической деятельности предполагает использование комплекса экономических и правовых мер. Степень и объем их применения определяют вид внешнеторговой политики государства.

В экономической теории и практике нет однозначного ответа на вопрос о том, какова должна быть степень регулирования внешней торговли. В XVI-XVIII вв. преобладал меркантилистический подход, сторонники которого проповедовали политику протекционизма. Считалось, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и всячески ограничивать импорт. К концу XVIII в. меркантилизм сменило фритредерство. Сторонники данной позиции в международной торговле утверждали, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран допустить полную свободу торговли.

Основоположником принципов свободной торговли (от англ. слов free trade — свободная торговля) является классик английской политэкономии Адам Смит. В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он опровергает господствовавшую в то время теорию о том, что источник богатства — это деньги и драгоценные металлы. Он последовательно выступал против позиции меркантилистов в международной торговле, суть которой в необходимости «много

продавать и мало покупать».

Меркантилисты источником богатства признавали не производство, а сферу обращения и обосновывали всемерное ограничение импорта с помощью протекционизма. А. Смит утверждал, что источник богатства — труд, а способ повышения эффективности труда — стимулирование разделения труда, которое можно обеспечить свободным переливом производственных ресурсов между отраслями как на национальном, так и на международном уровне. Свобода торговли рассматривалась им как необходимое условие для развития разделения труда. А. Смит писал: «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожников. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного, фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников».

" Учение А. Смита о свободе торговли было развито Д. Рикардо в теорию сравнительных издержек. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) он доказал выгодность международной специализации труда.

Практика международной торговли свидетельствует о том, что когда прежде изолированные страны начинают торговать, они получают большую выгоду, чем давно торгующие друг с другом государства. Так, в 50-х гг. XIX в. Япония пошла на увеличение экспорта шелка и чая в обмен на поставки риса и промышленных товаров. В результате цены на шелк и чай в Японии подскочили и их производители оказались в выигрыше, в то время как изменения цен на мировом рынке практически не наблюдалось.

Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики и обладает рядом преимуществ. Прежде всего она позволяет странам специализироваться именно в той сфере, в которой они имеют предпочтения экономического, географического, природного и иного характера. Так, Япония, США, Германия обладают 'преимуществом в производстве товаров, которое требует высокого технического потенциала и уровня квалификации: производство автомобилей, аудиовизуальных товаров, бытовой электротехники. В страны третьего мира переместилась текстильная, кожевенная, целлюлозно-бумажная промышленность.

Создание массового производства определенной продукции в различных странах позволяет производить ее высокого качества при меньших издержках и это выгодно потребителям. В то же время специализация стран облегчает развитие конкуренции. В конечном счете наблюдается рост экономического развития всех стран, включившихся в международное разделение труда.

Однако уровень развития стран не может быть равным и совершенной конкуренции не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют такие аргументы, как:

  1.  временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать

и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

  1.  введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;
  2.  протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы.

Доводы в защиту протекционизма высказывались еще в 1791 г. Александром Гамильтоном в «Докладе о состоянии обрабатывающей промышленности». Протекционистские меры использовались в Америке после Гражданской войны для ограждения национальной текстильной промышленности и металлургии от британского импорта, в Германии в начале XIX в. — для поддержки зарождавшейся обрабатывающей промышленности, в Японии в послевоенные годы — для защиты национального автомобилестроения и в настоящее время — с целью развития производства компьютерной техники.

В то же время протекционистские меры могут использоваться как орудие экономического и политического давления на другие страны, чтобы добиться уступок в конкурентной борьбе и торговых переговорах, или как один из методов торговой дискриминации отдельных государств.

Протекционизм может быть и вреден для национальной промышленности, особенно при долгосрочном использовании. Он уничтожает дух конкуренции, в некоторых случаях снижает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований и поэтому создаваемая или функционирующая промышленность может оказаться малоэффективной. В результате введения защитных мер страдают потребители импортных товаров. И что особо важно — использование протекционистских барьеров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования ответных мер приводит к торговой войне, и в убытке оказываются обе стороны.

Развитие электроники в Бразилии — классический пример неудачного использования протекционистских барьеров. В 1979 г. правительство страны инициировало развитие местной промышленности персональных компьютеров, запретив при этом импорт аналогичной продукции. Первоначально это привело к росту объемов производства и реализации персональных компьютеров национального изготовления в Бразилии. Местные фирмы господствовали на внутреннем рынке, и у них не было стимула к модернизации производства. К концу 80-х гг. бразильские производители отстали по техническому уровню от зарубежных компаний и их продукция стала неконкурентоспособной. Проиграли и фирмы других отраслей промышленности Бразилии, вынужденные покупать компьютеры местного производства.

Следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение между свободной торговлей и использованием протекционизма.

Протекционизм применяется до настоящего времени всеми государствами мира. Степень протекционизма у каждого государства различна, и выражением протекционистской политики являются торговые режимы, которые каждое государство применяет по отношению к различным группам государств.

Торговый режим может быть жестким и нежестким. Степень жесткости определяется агрегированным показателем, который учитывает средний уровень таможенных пошлин, объем товаров, на которые распространяются количественные ограничения, и интенсивность применения количественных ограничений. В соответствии с этим различают относительно открытый режим, при котором средний уровень таможенных пошлин на импорт составляет менее 10% и количественными ограничениями охватывается менее 25% импорта, эти количественные ограничения применяются неинтенсивно. К открытому режиму относятся все промышленно развитые страны.

Развитие протекционистских тенденции позволяет выделить несколько форм

протекционизма:

  1.  Селективный протекционизм
  2.  Отраслевой протекционизм
  3.  коллективный протекционизм
  4.  скрытый протекционизм

2. Тарифные методы регулирования международной торговли.

2.1.Таможенно-тарифная система (ТТС).

ТТС – это свод таможенных пошлин и правил, действующих в стране. Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  1.  рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  2.  поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  3.  защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  4.  создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  5.  пополнение доходов государства;
  6.  обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

В основе большей части ТТС лежит Брюссельская гармонизированная система описания и кодирования товаров, обращающихся на мировом рынке. Эта система представляет собой международную номенклатуру товаров, которая разработана в рамках Совета таможенного сотрудничества и введена в действие 1 января 1988 года. Для всех стран, входящих в Совет таможенного сотрудничества, она является законом.

Таможенный тариф содержит:

  1.  наименование;
  2.  код товара;
  3.  ставку таможенной пошлины;
  4.  способ обложения;
  5.  перечень беспошлинных товаров;
  6.  перечень товаров, запрещенных к вывозу и ввозу, транзиту через страну.

Код товара – это цифровое выражение классификации, учитывающей страну происхождения, степень обработки (сырье, полуфабрикат, готовая продукция), вид сырья, из которого изготовлен товар (животное, минеральное, растительное).

В зависимости от торгового режима, тарифы страны имеют различную структуру. Они могут содержать одну единственную пошлину для всех стран-партнеров. Такой тариф называется одноколонковым (простым). Если государство к различным странам применяет разные торговые режимы, то в ее тарифе содержится несколько уровней пошлин, соответственно, несколько колонок. Такой тариф называется сложным (многоколонковым). Как правило, он содержит базовую пошлину (генеральную) и максимальную и минимальную.

Так как дифференциация зависит от страны, к которой применяется тот или иной вид пошлины, то сложный тариф является инструментом протекционизма. Каждая страна имеет в своем тарифе режим наибольшего благоприятствования (РНБ), по отношению к этим странам государства используют либо минимальную пошлину, либо беспошлинно.

В зависимости от типа внешнеторговой политики тарифы могут быть автономными, конвенционными и автономно-конвенционными.

Таможенные пошлины и их классификация.

Ядром таможенной системы являются таможенные пошлины. Таможенные пошлины – это денежные сборы государства, взимаемые государственными органами с товаров, пересекающих таможенную границу государства.

По экономической сущности – это налог, размер которого (в идеале) должен представлять разницу между внешнеторговой (мировой) и внутренней ценой. Процентное выражение суммы таможенной пошлины к цене называется уровнем пошлины.

Пошлина является составной частью цены товара, это значит, что она выполняет регулирующую роль (1-ая функция) в экономике страны. Чтобы импортный товар не сдерживал реализации собственного товара на внутреннем рынке, надо, чтобы его цена была выше, поэтому должна быть чуть выше разницы между внешней и внутренней ценой товара.

Пошлина должна быть гибкой, то есть ее уровень должен постоянно пересматриваться в соответствии с изменением конъюнктуры на внутреннем и мировом рынке.

2-я функция – фискальная. Это вытекает из того, что пошлина – это налог, который образует доходную часть бюджета государства (в России – 30%).

3-я функция – ценообразующая. Пошлина – всегда составляющая цены, следовательно она регулирует объем импорта и экспорта. Эта функция позволяет использовать пошлину как инструмент дискриминационной политики в отношении различных государств.

Классификация пошлин осуществляется по следующим признакам:

  1.  Способ взимания
  2.  Объект обложения
  3.  характер применения
  4.  происхождение
  5.  Типы ставок
  6.  Способ вычисления

По способу взимания таможенные тарифы делятся на три основных вида: 

  1.  специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) импортируемого или экспортируемого товара.
  2.  адвалорные пошлины (от лат. ad valorem–по стоимости), устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.
  3.  Комбинированные (смешанные )пошлины – это объединение адвалорного и специфического налогов

По объекту взимания (обложения ) таможенные пошлины (тарифы) бывают:

  1.  импортная, взимается при перевозке товаров в таможенную зону.
  2.  экспортная, облагаются товары при их выпуске за пределы таможенной территории;
  3.  транзитная – взимается с товаров, провозимых через таможенную территорию транзитом.

По происхождению различают:

  1.  Автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
  2.  Договорная (конвенционная) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.
  3.  Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.

Таблица

Виды таможенных пошлин

По способу взимания

Специфические

Адвалорные

Комбинированные

По объекту обложения

Экспортные

Импортные

Транзитные

По характеру

Сезонные

Антидемпинговые

Компенсационные

По происхождению

Автономные

Конвенционные

Преференциальные

По типам ставок

Постоянные

Переменные

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

По характеру применения существуют следующие виды пошлин:

  1.  Компенсационные пошлины, накладываемые на ввоз тех или иных товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт нанести ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства.
  2.  Антидемпинговые – устанавливаются для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.
  3.  Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли товарами сезонного характера, сельхозпродукцией. На время действия сезонных тарифов(несколько месяцев) действие основных тарифов приостанавливается.

По типу ставок различают:

  1.  Постоянные пошлины – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.
  2.  Переменные пошлины – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

По способ вычисления различают:

  1.  Номинальные пошлины–  тарифные ставки указанные в таможенном тарифе.
  2.  Эффективные пошлины– реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
  3.  Аргументы в пользу и против тарифов.
  4.  Аргументы в пользу тарифов.
  5.  1. Тариф – защита молодых отраслей
  6.  2.Тариф- средство стимулирования отечественного производство.
  7.  3. Тариф - важный источник бюджетных доходов
  8.  4. Тариф – защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуру и традиций.
  9.  Аргументы против тарифов.
  10.  1. Тарифы замедляют экономический рост
  11.  2. Тарифы могут приводить к торговым войнам
  12.  3. Тариф  приводит к увеличению налогового бремени потребителей
  13.  4. Тариф на импортные товары подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса.
  14.  5.Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости.
  15.  
  16.  
  17.  3.Нетарифные методы регулирования международной торговли.
  18.  Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
  19.  Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
  20.  Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
  21.  • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
  22.  • во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
  23.  • в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
  24.  • в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
  25.  Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
  26.  количественные ограничения импорта и экспорта;
  27.  таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
  28.  стандарты и требования к качеству товаров;
  29.  ограничения, заложенные в механизме платежей;
  30.  участие государства во внешнеторговых операциях.
  31.  
  32.  Количественное ограничение. Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
  33.  Данные методы нетарифного регулирования торгового оборота получили наибольшее распространение в международной торговле. При этом к ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.
  34.  Квотирование представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.
  35.  Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. 

3. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений. 

Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

  1.  иностранные инвестиции в национальной экономике;
  2.  инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

  1.  работающие на привлечения иностранных инвестиций;
  2.  работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

  1.  налоговые и таможенные льготы;
  2.  гарантии против национализации иностранной собственности;
  3.  возможность репатриации прибыли;
  4.  предоставление концессий.

Ко второй:

  1.  ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
  2.  определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
  3.  применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
  4.  установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

  1.  Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").
  2.  Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
  3.  Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:

Схема 3.

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

Практикум к лекции 13

1. Торговая политика.

1. Определение

2. Виды

3. Методы и инструменты

4.Факторы,влияющие на ТП

5.Сферы действия

2. Сравните между собой.

Протекционизм

Свободная торговля (Фритредерство)

1. Определение

2. Автор или школа экономической мысли

3. Временные границы

4. Основные положения

5. аргументы в пользу ….

6. Современное значение

3. Сравните между собой методы регулирования международной торговли.

Критерии

Тарифные

методы

Нетарифные

методы

1. Определение

2. Инструменты

3.Легкость применения

4.Воздействие или эффекты

5. Аргументы « Против»

6.Аргументы « За»

4. Сравните между собой  нетарифные методы регулирования международной торговли.

Количественное ограничение

Скрытые методы

Финансовые методы

1.

2.

…..

1.

2.

…..

1.

2.

…..

5.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.

6. Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы цели государственного регулирования внешней торговли?

2. Сущность внешнеторговой политики (ВТП) и  ее виды   

3. Каковы тарифные средства регулирования импорта?

4. Что такое Таможенно-тарифная система (ТТС) ?

5.Таможенные пошлины и их классификация

6.Перечислите нетарифные средства регулирования внешней торговли?

7. Что такое Количественные ограничения торговли?

8. Скрытые методы внешнеторговой политики

9.Что такое протекционизм и какие его  виды?

10. По  каким признакам можно классифицировать пошлин?

11. Либерализация внешней торговли и показатели, ее характеризующие.

12. ВТО и ее роль в регулировании мировой торговли


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5439. Україна в умовах проголошення та утвердження державної незалежності 66 KB
  Україна в умовах проголошення та утвердження державної незалежності. Серпневі події 1991р. у Москві, їх спрямованість і наслідки. Акт проголошення Незалежності України. Державотворчі процеси в Україні в умовах незалежності. Прийняття Кон...
5440. Фізична культура як суспільне явище 131.5 KB
  Фізична культура як суспільне явище Метою лекції єознайомлення студентів з основними завданнями дисципліни Вступ до спеціальності фізичне виховання,визначення місця фізичної культури в загальній культурі суспільства та оволодіння основ...
5441. Предмет, метод, система трудового права 56.5 KB
  Предмет, метод, система трудового права Предмет регулювання трудового права України. Метод правового регулювання трудових відносин. Функції трудового права України. Система трудового права України. Предмет регулювання трудового пр...
5442. Джерела трудового права україни 47 KB
  Джерела трудового права україни План 1. Поняття джерел трудового права України, їх класифікація. 2. Конституція України як основне джерело трудового права. 3. Кодекс законів про працю України та інші законодавчі акти України, що регулюють трудові ві...
5443. Основні історичні етапи розвитку науки 81.5 KB
  Основні історичні етапи розвитку науки План Передумови виникнення науки. Основні етапи розвитку науки. Особливості класичної науки. Революція в природознавстві в кінці ХІХ ст. - початку ХХ ст. і формування...
5444. Теоретичні основи процесу навчання у вищій школі 81 KB
  Теоретичні основи процесу навчання у вищій школі План Педагогічний процес у вищому навчальному закладі та особливості його організації. Закономірності та принципи навчання у ВНЗ. Методи і засоби навчання у вищій школі. Основні поня...
5445. Спадкові хвороби людини 47 KB
  Спадкові хвороби людини 1. Класифікація складових хвороб людини. 2. Хромосомні хвороби,спричинені порушенням кількості або структури хромосом 3. Моногенні (молекулярні) спадкові захворювання 1. Спадкові захворювання з\'являються внаслідок ...
5446. Оценка технико-экономических показателей ремонтно-механического цеха 231.5 KB
  Введение Рыночная экономика в современных условиях предъявляет высокие требования к организации производства и труда на промышленных предприятиях. При этом основным путем к повышению производительности труда на предприятиях отечественного машиностро...
5447. Модное слово 21 века 46.5 KB
  Модное слово 21 века То, что в языке, как и в любой среде, существует своя мода - давно не новость. Она меняется с течением времени. Немалое значение оказывает на нее, развитие новых технологий, изменения в политике, бизнесе, производстве, кул...