78362

Теневой оборот в национальной экономике

Лекция

Макроэкономика

Современные экономические словари трактуют теневую экономику как «производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления.

Русский

2015-02-07

157.69 KB

1 чел.

14

Лекция 14.Теневой оборот в  национальной экономике

1.Сущность теневой экономики.

2.Классификация видов теневой экономики  

3.Факторы, способствующие развитию теневой экономики.  

4.Методы оценки теневой экономики.

5.Методы государственной борьбы с теневой экономикой

1.Сущность теневой экономики.

Современные экономические словари трактуют теневую экономику как «производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления.
Теневая
экономика – это процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей, так называемые «теневики» - дельцы, подпольные бизнесмены.
Теневая
экономика появилась не в переходный период. Она существовала и в командной экономике. Государственная плановая экономика - экономика дефицита и «зажатых» цен неизбежно порождала и постоянно воспроизводила теневую экономику. Единый властный Центр не мог установить равновесия спроса и предложения на рынке.
Все знают о
теневой экономике, видят, многие пользуются ее товарами и услугами, но официально такая экономика как бы «не существует». В статистических данных ее нет, налоги с нее не платятся, ее работники не охвачены социальным страхованием и пенсионным обеспечением. Их как бы нет.

2.Классификация видов теневой экономики  

Существует как минимум два определения теневой экономики. Одно из них рассматривает теневую экономику как экономическую деятельность, противоречащую данному законодательству, то есть представляющую собой совокупность нелегальных  хозяйственныхдействий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Эти определения, однако, не являются взаимоисключающими, просто они рассматривают явление с разных сторон.  На их основе можно попытаться  классифицировать теневую экономику, разделить ее на несколько типов (по отношению к  действующему законодательству):

Здесь мы можем видеть некоторую градацию. Наиболее широким понятием выступает неформальная экономика, которая представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится «на свету» и включает сегменты, которые вписываются в действующее законодательство или, по крайней мере, ему не противоречат. Ей противостоит другая ее часть - теневая экономика. Она тоже не отражается в официальной отчетности и формальных контрактах, но также вступает в противоречия с существующими законодательными установлениями. В свою очередь, не все, что находится в «тени», является криминальным. Важная часть теневой экономики является вполне легальной по своим целям и содержанию, но связана с периодическими нарушениями закона в отношении выбора средств достижения целей.  А собственно криминальная экономика — это часть теневой экономики, которая сопряжена с заведомым нарушением закона как по средствам, так и по целям деятельности, то есть с производством и распределением продуктов и услуг, прямо запрещенных законом. Можно также выделить отдельно так называемую фиктивную экономику, суть которой - отражение в статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег занепоставленную продукцию).

Таким образом, структуризацию теневой экономики можно представить следующим образом:

В работе В.Радаева приведена еще одна классификация теневой экономики - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:

1. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности:

а) скрытая экономика (hidden economy) - экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;

б) потерянная экономика (missing economy) - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.

2. Деление по охвату деятельности статистическим учетом:

а) учтенная экономика (recorded economy) — экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;

б) неучтенная экономика (unrecorded economy) — экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

Далее рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям.

В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:

производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики.

Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников - особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы.

В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

теневое производство;

теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);

теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

теневой рынок;

неформальную экономику;

властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями.

По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:

теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;

на рынках инвестиционных товаров;

на финансовых рынках;

на рынке труда;

других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

 

В литературе, с точки зрения данного критерия, развиваются следующие концепции.

Потребительская концепция, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком. Данный подход был реализован Т.И. Корягиной (13). Среди зарубежных авторов данной позиции придерживались Welish и Findlay.

Трудовая концепция теневой экономики ограничивает последнюю нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью.

Обе названные выше концепции были эффективны при изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной и переходной экономики отмеченные подходы являются узкими.

Предпринимательская концепция теневой экономики развивалась А.А.Крыловым и была основана на отождествлении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом)(14).

Названные концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако, не могут рассматриваться в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Предложенные в литературе подходы к определению теневой экономики существенно различаются в зависимости от избираемого элементарного объекта теневой экономической деятельности. В числе наиболее конструктивных можно назвать такие как контракт, сделка, операция, производственные (экономические) отношения, институт, деловое предприятие, количественные параметры теневой экономической деятельности. Соответственно, можно выделить следующие концептуальные подходы.

Контрактная (договорная) концепция, развиваемая В.Исправниковым, трактует теневую экономику как уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение при их регистрации (15). Данный подход к определению является необоснованно узким, поскольку общепринятое понимание коммерческого контракта исключает из анализируемой сферы трудовые отношения, отношения в сфере политического рынка, деятельность криминальных институтов организованной преступности. Таким образом, по критерию субъекта теневых экономических отношений рассматриваемая концепция может быть обозначена как предпринимательская.

Кроме того, данное определение неявно предполагает, что в составе теневой экономики учитываются лишь коммерческие договора, которые должны быть, согласно закону, официально зарегистрированы. Данное определение является также чрезмерно узким, уже только потому, что исключает большинство экономических преступлений и сектор запрещенных видов экономической деятельности.

Трансакционная концепция (концепция незарегистрированных государством сделок) (16). Введение понятия сделки как первичной единицы теневой экономической деятельности расширяет границы теневой экономики по сравнению с предыдущей точкой зрения поскольку договор является лишь частным случаем сделки, в которой необходимо согласование воли двух и более лиц. Вместе с тем, концепция необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством. Государственная регистрация предусмотрена российским законодательством для ограниченного круга сделок, к которым относятся сделки внешнеэкономические, с недвижимостью и ряд других. Кроме того, подобное понимание теневой экономики исключает из нее неформальную и нелегальную экономику, а также перераспределительный криминальный сектор.

Операционная концепция в качестве первичного элемента теневой экономики использует понятие теневой экономической операции. Данный подход хотя и декларирован в литературе, но не проведен последовательно, поскольку зачастую фактически экономическая операция отождествляется со сделкой (17). Однако понятие операции шире понятия сделки и может включать любые экономически значимые действия, имеющие целью получение теневого дохода. К ним, например, относятся незаконные операции в системе бухгалтерского учета и многие другие.

Концепция делового предприятия является разновидностью предпринимательской концепции теневой экономики и развивается применительно к криминальным формам экономической деятельности. Ее особенностью является рассмотрение теневой экономики как системы криминальных деловых предприятий. Она развивается как на методологической основе экономических наук (теория фирмы Р.Коуза), так и юридических (концепция преступного делового предприятия, реализованная в правовой системе США в целях контроля над организованной преступностью).

Институциональная концепция рассматривает теневую экономику как совокупность институтов, то есть правил поведения, норм, санкций за их нарушение. Исследование институтов осуществляется на основе социологической теории, а также неоинституциональной экономики.

Политико-экономическая концепция (18) рассматривает теневую экономику как совокупность производственных отношений и как сектор производства. Результаты ее дальнейшего развития на базе ортодоксальной марксистской методологии имели ограниченную ценность для формирования государственной политики в отношении неконтролируемого сектора. Вместе с тем, необходимо отдать должное его объяснительному и прогностическому потенциалу, что наглядно проявилось в ряде опубликованных работ, посвященных накоплению криминального капитала и формированию криминальной буржуазии в советский период (19).

Некоторой спецификой отличается подход к определению теневой экономики для условий нерыночной хозяйственной системы.

Понимание теневой экономики определяется также типом хозяйственной системы. В частности, в условиях административно-командной экономики это понимание имеет ряд особенностей.

Гроссман (Grossman) (1977 г.) определяет теневую экономику в СССР как все производство и обмен, для которых выполняется хотя бы одно из следующих свойств: деятельность для частной выгоды; деятельность, нарушающая существующее законодательство (20). Данное определение исходит из того, что, поскольку социалистическая экономика не может служить частной выгоде, оба эти свойства достаточно надежно определяют сферу теневой экономической деятельности.

В работах других исследователей ( Welish и Findlay, 1986 г.) рассматривается теневой сектор, который ограничивается производством продукции исключительно потребительского назначения.

Особое внимание в работах зарубежных исследователей (Lipton, Stahl, Alexeev, Polterovich) уделяется анализу важнейшего сектора советской теневой экономики - "черного рынка", то есть отношениям, связанным с перепродажей по рыночным ценам товаров, выпущенных государственным сектором.

Таким образом, для зарубежных исследователей было характерно понимание теневой экономики в нерыночной хозяйственной системе как производительного сектора, скрытого от учета и контроля либо противоправного, а также перераспределительной сферы - теневого рынка. Характерной особенностью теневого сектора в условиях командной экономики признается также его ограниченность сферами потребительского рынка и занятости.

Рассмотрев основные подходы к пониманию феномена теневой экономики, рассмотрим собственную ее трактовку, пригодную для использования в дальнейшем для решения вопросов контроля над криминальной экономической деятельностью.

Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие:

получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;

осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

В качестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономического поведения. Паттерн теневой экономической деятельности - это совокупность взаимосвязанных действий, направленная на получение экономической выгоды и сокрытие значимых параметров деятельности. Его можно определить также как стратегия или множество стратегий такой деятельности. Паттерн включает в качестве элементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью, стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма. Характеризуя этот аспект деятельности в криминальной сфере речь идет о схемах совершения преступлений, специфическом "почерке" и т.п.

К операциям относятся прежде всего сделки (трансакции), а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия.

Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно выделить:

 

а) хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других);

б) финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые);

в) учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого, статистического учета экономической деятельности.

В зависимости от цели теневые операции в легальной экономике могут быть направлены на достижение различных целей, среди которых наиболее важны:

 

а) снижение налоговой нагрузки;

б) ограничение конкуренции;

в) получение льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числе путем коррупции и лоббирования законопроектов;

г) ограничение риска;

д) легализация незаконно полученных доходов;

е) незаконное присвоение прав на экономические блага.

Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов, выделяют: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции (21).

Объектами теневых экономических операций являются имущественные и неимущественные права, материальные, финансовые, человеческие, информационные и иные виды экономических ресурсов.

По отношению к действующим базовым социальноэкономическим институтам теневые действия и операции могут носить двойственный характер:

 

а) укрепление базовых институтов, обеспечение выполнения ими функций более эффективным способом;

б) деформация, разрушение, усиление дисфункций базовых институтов, их использование в асоциальных и преступных целях.

При этом часто обе целевые функции тесно взаимосвязаны.

Наиболее общим признаком теневых экономических отношений является их неконтролируемость. При этом следует выделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений.

Во-первых, это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля;

Во-вторых, к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществление которой предусмотрена юридическая ответственность. Это экономическая деятельность в нелегальном секторе.

В-третьих, в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Это деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов.

В числу причин подобного положения можно отнести:

коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Последняя особенность нормативной системы регулирования исследовалась в специальной литературе, а формы ее проявления были обозначены как lex imperfecta и lex simulata (22).

Lex imperfecta - несовершенный закон, беззубое право.

Lex simulata - имитационное, мнимое право - законодательство, создающее успешный, на первый взгляд, механизм, применять который не предполагают ни связанные с его реализацией исполнители, ни потенциальные объекты воздействия. Данное явление имеет место, если законодательство становится средством утверждения интересов социальных групп, оказывающих воздействие на законодательный процесс.

Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет значение для выработки мер по контролю над анализируемой сферой.

Так выглядит классификация в теории, в действительности же не всегда удается отнести различные явления к  конкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны, относится к криминальной экономике (взяточничество), а с другой стороны - к фиктивной (отмывание незаконно полученных денег).


Структура
теневой экономики.Теневая экономика – сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, то есть преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная, но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространено понимание теневой экономики как скрытой от государства (неучтенной, нелегальной) деятельности. Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак - теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного, публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода. В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение бизнеса с нарушением установленных правил налогообложения, лицензирования, кредитования, регистрации и т.д. Поэтому теневую экономику определяют также как незаконное предпринимательство.
Таким образом,
теневая экономика характеризуется с различных позиций, разные авторы включают в нее разное количество структурных элементов. При этом теневая экономика не оценивается однозначно негативно. Реальная деятельность людей по оказанию бытовых услуг, ремонту, строительству жилья, обслуживанию бытовой техники и т.д. не может восприниматься как только негативная, нежелательная для общества.
Таким образом, не сама по себе предпринимательская деятельность образует правонарушение, а лишь нечестное предпринимательство, нарушение установленных правил занятия бизнесом. В зависимости от степени общественной опасности этого нарушения наступает административная или уголовная ответственность, а также возмещается причиненный ущерб.
Иное отношение к той части
теневой экономики, которая паразитирует на человеческих пороках, обслуживает деструктивные общественные потребности, способные нравственно и физически деформировать личность. Здесь сама по себе соответствующая деятельность является общественно опасной и преступной (проституция, торговля детьми, нарко- и порнобизнес, торговля оружием и т.п.).
Таким образом,
структуру современной казахстанской теневой экономики можно представить в виде трех укрупненных блоков:
1. «Подпольная» или «серая»
экономика. Это деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, однако осуществляемая в неконтролируемых государством формах с целью извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых, таможенных платежей.
2. Фиктивная (мошенническая)
экономика. Это предпринимательская или иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами, фальсификациями, мошенничеством. Например, обман при получении кредитов и их использовании, фальшивомонетничество, изготовление и сбыт поддельных ценных бумаг, кредитных и расчетных карточек, любых иных платежных документов, фиктивное банкротство, обман кредиторов, ложная реклама и т.д.
3. Криминальная «черная»
экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных потребностей (проституция, похищение людей, наркобизнес, торговля оружием и т.д.), а также на получение доходов от различных видов профессиональной преступной деятельности (скупка краденого, торговля золотом и т.д.)

3.Факторы, способствующие развитию теневой экономики.  
Основными причинами существования и развития
теневой экономики в переходный период являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, неполнота и противоречивость законодательного регулирования, неэффективность налоговой политики государства, взяточничество чиновников. Количество «экономических неформалов» в стране постоянно растет.

Факторы, способствующие развитию теневой экономики.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1. Экономические факторы:

- высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

- переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

- кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

- несовершенство процесса приватизации;

- деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

- несовершенство законодательства;

- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

4.Методы оценки теневой экономики.

За рубежом разработаны многочисленные методы учета и измерения теневой экономики. Наиболее часто используются следующие методы.
Методы специфических индикаторов связаны с использованием какого-либо одного вида деятельности и полученного прямым или косвенным способом.
Прямые
методы предполагают применение информации, полученной в результате проверок и их анализа, для выявления расхождений между доходами и расходами по определенным параметрам и определения таким образом объемов теневой деятельности.
Косвенные
методы основаны на информации системы официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов, включают в себя анализ показателей занятости и финансовой деятельности.
Метод расхождений (его также называют балансовым
методом) основан на сопоставлении таких показателей, как доходы и расходы, полученные и использованные ресурсы. На основе полученных расхождений определяются объемы теневой продукции, скрытой заработной платы.
В России принят итальянский
метод оценки теневой экономики, разработанный Итальянским институтом статистики КТАТ. Основной подход КТАТ к оценке заключается в том, что данные о рабочих местах, полученные статистиками (переписи и обследования), сопоставляются с соответствующими данными юридических и налоговых органов, а также органов соцобеспечения с учетом экономической деятельности и территориальной класси-фикации. Полученные единицы труда и выработка на одного работающего используются для расчета выпуска добавленной стоимости, что позволяет скорректировать объем продукции, недоучтенной предпринимателями.

5.Методы государственной борьбы с теневой экономикой

Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику. Винить государство в существовании теневой экономики как таковой бессмысленно. Исторический опыт свидетельствует, что теневая экономика является составной частью хозяйственного механизма. Однако именно на государстве лежит ответственность за то, что она разрастается порой до значительных масштабов. Рассмотрим вопрос об ответственности государства за масштабы различных секторов теневой экономики.
Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что государство подчас само становится непосредственным участником теневой экономики.
Государство несет большую ответственность за масштабы вынужденной теневой экономики. Непродуманная социально-экономическая политика загоняет в тень многих хозяйствующих субъектов. При улучшении же экономической ситуации они часто ее покидают.
В целом степень ответственности государства за масштабы теневой экономики и наносимый ею ущерб может быть оценена по следующим направлениям:

  1.  нарушение самим государством правовых норм, морально-нравственных принципов общества (правовой и этический произвол);
  2.  теневые сговоры государства и его представителей с олигархами, противоречащие интересам общества;
  3.  коррупция государственных чиновников, превращение государственных институтов в систему, которую можно определить как коррумпированное государство;
  4.  непрофессионализм государственных политиков и их субъективные ошибки и просчеты в экономической политике, имеющие следствием развитие вынужденной внелегальной экономики.

Рассмотрение форм и методов воздействия на теневую экономику логично начать с более общего вопроса, являющегося предметом оживленной дискуссии в мировой и отечественной экономической науке, — о регулирующей роли государства в экономике.
Обосновывая подходы к государственному вмешательству в экономику, западные теоретики ссылаются на две симметричные теории — «провала рынка» и «провала государства». В то время как сторонники государственного активизма исходят из «провала рынка», неоконсерваторы обосновывают необходимость приватизации и дерегулирования, делая упор на «провал государства», который, по их мнению, перевешивает «провал рынка».
По-видимому, в равной степени правы и не правы и те, и другие. Абсолютизация рыночных отношений и государственного регулирования, так же как и их отрицание, не имеет достаточных оснований. Необходимо их сочетание. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий и прямых форм вмешательства государства в экономическую деятельность требует использования более гибких частных и смешанных форм собственности и предпринимательства, косвенного экономического регулирования. Особенное значение приобретает роль государства в процессах развития и трансформации, которые переживают многие менее развитые страны и страны с переходной экономикой.
Усложнение функций государства связано с развитием многообразных совместных действий государства, частного бизнеса, гражданского общества на всех уровнях регулирования — макроэкономическом, мезоэкономическом (региональном и

отраслевом), а также на микроэкономическом. Возникла сложная система институциональных взаимоотношений: консультативные советы, комиссии, конференции и т.п. Все это предъявляет жесткие и разносторонние требования к аппарату государственного управления, качеству принимаемых решений, уровню работы регулирующих органов, квалификации, профессионализму и компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям.

Из всего многообразия возможных терминов («государственная политика», «государственное регулирование», «государственное вмешательство» и т.п.) мы будем использовать термин «государственное воздействие» на теневую экономику, который представляется нам наиболее адекватным, так как сочетает в себе элементы регулирования экономической жизни и элементы прямого государственного вмешательства в ее теневую составляющую. Он также подразумевает само действие и наличие политической воли, тогда как экономическая политика может быть политикой бездействия. Термин «воздействие» также включает в себя не только прямые действия государства по отношению к теневой экономике, но и сотрудничество с институтами гражданского общества.

Методы государственного воздействия на теневую экономику тесно связаны с ее масштабами. Так как теневой хозяйственный оборот, естественно, недоступен для официальной статистики, актуальна проблема оценки размеров теневой экономики. Конечно, в реальной жизни все истоки теневой экономики переплетены, их не всегда можно четко разграничить без специальных методов проверки достоверности информации о хозяйственных процессах. Для этой цели используются следующие методы:

  1.  
    монетарный, строящийся на основе гипотезы об использовании во внелегальных расчетах исключительно наличных средств (динамика движения наличной денежной массы позволяет судить о размерах внелегальной экономики);
  2.  
    метод балансов расходов и доходов, при котором декларируемые доходы сравниваются с суммой расходов, реальным объемом потребления товаров и услуг;
  3.  
    анализ занятости, предполагающий, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости во внелегальном секторе (число незарегистрированных безработных косвенно свидетельствует о размерах теневой экономики);
  4.  
    метод технологических коэффициентов, позволяющий получить данные о реальном объеме выпуска продукции на основе известных технологических коэффициентов затрат (например, сопоставляются данные о динамике потребляемой электроэнергии и динамике декларируемоговыпуска продукции);
  5.  
    метод опросов домашних хозяйств и руководителей предприятий, позволяющих дать экспертные оценки величины теневого сектора;
  6.  
    социологический, заключающийся в анализе особых норм, по которым совершаются внелегальные сделки, их распространенности в обществе, частоты их применения при заключении сделок.


Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

1.
Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:

  1.  минимизация теневой экономики — одна из стратегических целей;
  2.  формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;
  3.  эффективное антимонопольное регулирование;
  4.  фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

2. Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

  1.  приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
  2.  прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
  3.  упрощенные формы регистрации и отчетности;
  4.  ответственность банков перед вкладчиками.

3. Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX в. многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются:

  1.  формирование социального государства;
  2.  установление достойного прожиточного минимума;
  3.  недопущение глубокой социальной дифференциации общества;
  4.  минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;
  5.  особое внимание к проблеме занятости молодежи.

4. Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:

  1.  равноудаленность бизнеса и власти;
  2.  государственная поддержка малого и среднего бизнеса.


5.
Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

  1.  традиционного криминала;
  2.  коррумпированной части чиновничества;
  3.  теневых операций олигархических структур.

6. Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

  1.  формирование культуры законопослушания;
  2.  осуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции, порнографии и т.п.;
  3.  формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.


7.
Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Элементы гражданского общества начали формироваться уже давно, но только сейчас можно говорить о его определенной зрелости и значительном повышении его роли. Гражданское общество представляет собой совокупность объединений, ассоциаций, союзов по интересам (хозяйственным, профессиональным, творческим, культурным, конфессиональным, просветительским, досуговым и др.), связанных не вертикальными иерархическими зависимостями, а главным образом горизонтально-сетевыми взаимоотношениями. Сюда входят, в частности, такие социальные институты, как семья, церковь, община, органы самоуправления, кооперативы и мелкие предприятия, землячества, трудовые коллективы, политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, творческие союзы и т.п. Важными способами сотрудничества с ними являются:

  1.  координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов;
  2.  использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;
  3.  сотрудничество в рамках системы социального партнерства с организациями предпринимателей и профсоюзами трудящихся по вопросам социальной политики, формирования предпринимательской корпоративной этики;
  4.  сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества;
  5.  сотрудничество с общественными палатами.


8.
Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего, следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и др. Существуют и независимые международные организации (например, «Транспэрэнси интернэшнл»). К основным элементам международного сотрудничества относятся:

  1.  разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;
  2.  обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования;
  3.  обмен опытом в рамках международных конференций, семинаров, учений;
  4.  учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.

Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная внелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная — преимущественно воздействию прямыми административными методами на основе конституционного права (в форме указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов (рис. 4).




Рис. . Воздействие государства на теневую экономику

Практикум к лекции 14

1. Теневая экономика

1.Определение

2. Классификация видов теневой экономики  

3. Факторы, способствующие развитию теневой экономики

4. 

2. Сравните между собой методы оценки теневой экономики

Прямые методы

Косвенные методы

3. Методы государственной борьбы с теневой экономикой

1. Методы государственного воздействия на теневую экономику

2. Направления государственного воздействия на теневую экономику:

3. 

4. 

4.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45561. Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения 85 KB
  Специальные мероприятия Specil Event – это события проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании ее деятельности продуктам и услугам. БРИФИНГ короткая сжатая во времени инструктивная встреча руководства компании с журналистами с приглашением представителей органов государственной власти. 1 по цели проведения события: рабочие обучающие семинары конгрессы; информативные облеченные при этом в развлекательную форму выпуск первой партии товара награждение миллионного покупателя день...
45562. Спонсорство и благотворительность в системе СО 41 KB
  Спонсорство и благотворительность в системе СО Виды благотворительной деятельности: спонсорство; меценатство оказание безвозмездной помощи; патронаж оказание регулярной помощи без какоголибо обратного эффекта. 3 определено что спонсором является лицо предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и или проведения спортивного культурного или любого иного мероприятия создания и или трансляции теле или радиопередачи либо создания и или использования иного результата творческой деятельности....
45563. Понятие корпоративной социальной ответственности 62.5 KB
  Понятие корпоративной социальной ответственности. Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной экономической и экологической сферах связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность предполагает2: производство в достаточных количествах продукции и услуг качество которых соответствует всем обязательным нормам при соблюдении всех законодательных...
45564. Исследования в оценке эффективности 47 KB
  Мориарти данные о влиянии PR на показатели сбыта и прибыли если оно имело место служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций Вопервых количество подготовленных информационных продуктов среди которых следует выделить базовые информационные продукты справка о результатах исследования стратегическая концепция тактический план сценарий акции рабочая смета и оперативные информационные продукты информационный пакет письмо релиз анонсы приглашения и т. Вовторых количество лиц...
45565. Международные органы саморегулирования в области PR. Международные профессиональные кодексы 51 KB
  МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ИПРА Концепция Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. Международная ассоциация ПР ИПРА была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА. Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией которая служит катализатором развития высоких норм в области образования этики практики ПР.
45566. Структурный анализ активов и пассивов предприятия деятельности на ООО «Кавказстройсервис» 553.5 KB
  Собственники анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
45567. Проект расчёта электрической машины постоянного тока 2.03 MB
  Цель работы – изучить устройство и принцип действия, а также зависимости между физическими величинами и геометрией машины, связи между отдельными физическими величинами, спроектировав двигатель постоянного тока.
45568. История PR в России 30 KB
  История PR как профессионального вида деятельность четко отделяется от предыдущих этапов развития коммуникационных технологий поскольку PR рассматривается прежде всего как рыночная деятельность направленная на формирование дополнительных конкурентных преимуществ организации или института хотя определенные традиции управления организационными коммуникациями имеют место. Особенности развития PR в России: Неравномерность развития в центре и на периферии Неравномерность развития в различных сферах бизнесе политике сфере...
45569. Интеллектуальная собственность 53.5 KB
  Несоблюдение письменной формы договора как теперь специально указано в статьях 1334 и 1235 ГК РФ повлечет признание договора недействительным за исключением случаев когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы как это установлено например для: 1 договора о предоставлении права использования произведения в периодической печати который может быть заключен устно пункт 2 статьи 1286 ГК РФ при этом данная норма не распространяет свое действие на электронные СМИ; 2 лицензионного договора о...