78363

Экономическая безопасность и национальная хозяйственная система

Лекция

Макроэкономика

Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны. Институциональные основы системы экономической безопасности.Принципы организации и функционирования системы экономической безопасности. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.

Русский

2015-02-07

67.85 KB

1 чел.

Лекция 15.Экономическая безопасность  и национальная хозяйственная система

1.Экономическая безопасность в системе  национальной безопасности страны. 2.Экономическая безопасность как система:  определение, критерии и показатели. 3.Институциональные основы системы  экономической безопасности.

4.Экономическая безопасность регионов РК

5.Принципы организации и функционирования системы  экономической безопасности.

1.Экономическая безопасность в системе  национальной безопасности страны.

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений.

Экономическая безопасность — часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

2. Экономическая безопасность как система: определение, критерии и показатели

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически самоорганизуются как государство.
   Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.
   Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.
   Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
   Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.
   Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.
   Еще один вид экономической безопасности — информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.
   Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация — процесс объективный. О нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы. Однако надо иметь в виду, что экономическое развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».
Казахстану важно выработать собственное видение своего места в происходящей глобализации, выстроить соответствующие геостратегические концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.
   Отдельного рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:
   — процесс объединения национальных государств в интеграционные союзы;
   — транснациональные капиталы, транснациональные корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые формы;
   — международные экономические институты регулирования и координации.
   Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.
   Вопрос о том, на какой платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.
   В условиях образования новых метасубъектов мировой экономики и геополитик и новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграций, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для РК это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.
   Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.
   Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.
   Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).
   1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:
   — расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;
   — увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для РК негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;
   — роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;
   — задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.
   2. Деформированность структуры казахстанской экономики, обусловлена такими факторами, как:
   — усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
   — отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; — низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
   — свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
   — снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов;
   — завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка РК по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;
   —   3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:
   — объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;
   —   4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:
   — рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
   — сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;
   — ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
   Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
   В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.
   Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса — кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).
   В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики — это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой — с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.
   Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.
   К сожалению, такое положение сложилось на старте рыночных реформ в РК. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса, и Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей. Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.
   Состояние системы отслеживается по колебаниям фактического ВНП в сравнении с потенциальным (условно определяемым как объем производства при полной занятости). На краткосрочных горизонтах также анализируются инфляция, безработица, бюджет, банкротство, колебания продаж. В частности, при оценке динамики ВНП используется такой показатель, как «разрыв ВНП» — разница между потенциальным и фактическим выпусками в процентах, позволяющая фиксировать опасные значения «перегрева» или спада в экономике.
   Инфляция оценивается уровнем инфляции или дефлятором ВНП.
   В конъюнктурных исследованиях целесообразно определить факторы спада и тщательно отследить его начало.
   Перечисленные индикаторы имеют свои пороговые значения, за пределами которых экономика переходит в экстремальные режимы функционирования.
   Опираясь на получаемую с их помощью информацию, можно оценить макроэкономическую политику по ее конкретным параметрам и критериям, прогнозируя достаточно предсказуемые результаты.
   Мировая практика и отечественный опыт дают возможность определить ориентиры в отношении порогов экономической безопасности в области инфляции, финансов, производства, безработицы. Так, нормальным режимом экономического роста для стран с развитой рыночной экономикой считается темп прироста в 2-4% в год.
   В периоды качественных трансформаций и радикальных экономических реформ допустимыми считаются либо минимальные, на уровне 0,5-1,5%, приросты реального ВНП; либо небольшие, непродолжительные спады, не превышающие 2-3 года. Известны и так называемые критические траектории развития, связанные с крупными социально-экономическими и политическими потрясениями, продолжительными и разрушительными кризисами в экономике.   При расчете показателей естественного уровня занятости пороговое значение колеблется по странам и отдельным периодам. В 90-е гг. в США оно составляло примерно 6,5-7%. В периоды кардинальных экономических сдвигов безработица может достигать 15-20%, но такой уровень может держаться не более 2-3 лет.
   Инфляционная безопасность государства оценивается по-разному. Например, в благополучных странах Запада годовые темпы инфляции в 5-10% считаются внушающими беспокойство. Устойчивое превышение на протяжении ряда лет темпов инфляции 50% в годовом исчислении уже приводит к серьезным воспроизводственным нарушениям и требует регулярной антиинфляционной политики. За пределами 500% в год имеет место гиперинфляция. Нормой инфляции в 1000% характеризуется классическая гиперинфляция. В XX в. подобные прецеденты имели место в Германии в конце 20-х — начале 30-х гг.; Боливии — в середине 80-х гг.; РК — в 1992-1993 гг.
   Соответствие динамики денежной массы и инфляции эмпирически считается подтвержденным только в случаях, когда темпы роста денежной массы исключительно велики, т. е. превышают 30% в год. При 10% -ном годовом темпе роста расхождение динамик существенно. При этом на норму инфляции влияет не прирост номинальной денежной массы вообще, но лишь прирост ее за вычетом реального спроса на деньги (реальные денежные остатки).
   Нелинейная связь между инфляцией и дефицитом. Опыт, в частности США, свидетельствует о слабости прямой связи между дефицитом и инфляцией и косвенной между дефицитом, ростом денежной массы и инфляцией, так как стабильный высокий дефицит может при определенных условиях сочетаться с низкой инфляцией, если он не финансируется за счет эмиссии. Главная опасность дефицита состоит в эффекте вытеснения частных инвестиций за счет роста отвлечения средств для финансирования правительственных расходов, роста процентных ставок, последующего сокращения инвестиционного спроса.   Сложна и многоаспектна финансовая безопасность страны.
   Налогообложение в известных условиях способно в значительной мере искажать процесс распределения ресурсов, вызывать сокращение выпуска продукции.   Инфляционно безопасным считается финансирование дефицита госбюджета за счет наращивания государственного долга. При этом увеличение долга негативно сказывается на рынках капитала, поскольку интерес инвесторов может целенаправленно переключаться на государственные ценные бумаги вместо корпоративных ценных бумаг. Это сужает возможности накопления основного капитала, импульсирует сокращение выпуска продукции относительно потенциально возможного, ведет в конечном счете к снижению уровня жизни в перспективе.

   Государственная стратегия предусматривает несколько основных критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности страны.
   1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий. Нельзя допускать критической зависимости от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в пределах РК. Вместе с тем необходимо развивать экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.
   Важнейшие требования экономической безопасности — сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, способных причинить ущерб национальным интересам страны.
   2. Приемлемый уровень жизни населения, возможность его сохранения и дальнейшего роста. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества, а квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни. Доступность для населения образования, учреждений культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности РК.
   3. Устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютным запасом, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
   4. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), приоритет экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, направленная как на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и на защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.
   5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость РК на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
   6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, гарантирующих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации. Максимально возможное сотрудничество со странами СНГ.
   7. Создание экономических и правовых стимулов, исключающих криминализацию общества из всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
   8. Необходимое государственное регулирование экономических процессов, способное гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие.
   В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:
   — динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;
   — состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;
   — способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);
   — степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;
   — качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.
   Количественные индикаторы должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого региона.

3.Институциональные основы системы  экономической безопасности.

Система государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность нашего государства, за период с 1992 по 2012 годы претерпела несколько этапов реформирования, реорганизации, переименований. Это, прежде всего, связано со становлением Республики Казахстан (далее - РК) как молодого государства. В связи с принятием закона РК "О национальной безопасности РК", фактически сложилась система основных государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность РК, каждый из которых выполняет эту функцию в пределах предоставленных ему полномочий и с учетом положений вышеуказанного закона.

Многообразие форм собственности, рыночные отношения в корне должны были изменить не только наше видение содержания экономической безопасности, систему мер ее обеспечения, но и наш подход к самой системе органов, призванных осуществлять всю деятельность, наполнить конкретным содержанием систему мер по обеспечению экономической безопасности. Это касается всех аспектов проблемы, прежде всего, системы государственных органов. Необходимо отметить многоаспектность самой проблемы экономической безопасности. Поэтому вряд ли возможно всю эту многоаспектность охватить деятельностью одного - двух органов.

Во-первых, такие органы, действуя в пределах своей компетенции, смогут бороться только с последствиями, не затрагивая причин, порождающих угрозы экономической безопасности.

Во-вторых, любая постановка перед этими органами задачи по прямому воздействию на причины, порождающие угрозы, немедленно будет выходить за пределы их компетенции, то есть, будет осуществляться или на грани закона, или с нарушением закона. Учитывая наш собственной опыт, скорее всего, мы получим второй вариант.

Решение противоречий - это прерогатива, прежде всего, государственных органов, занятых в сфере управления экономикой и регулированием экономических отношений. Вот почему и возникает соответствующая иерархия, в которой каждый уровень решает круг задач, определяемых его компетенцией. При таком подходе мы можем выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности. Во-первых, органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности.

Во-вторых, органы исполнительной власти, определяющие стратегию обеспечения экономической безопасности и ее реализацию на уровне экономической политики на каждом политическом этапе развития страны (переходный период, период стабилизации и т.д.).

В-третьих, судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в этой сфере и правовой контроль над их выполнением.

В-четвертых, государственные институты, обеспечивающие экономическую безопасность на уровне системы мер, то есть органы, осуществляющие административно-правовые и финансовые режимы: охрана границы, таможенный контроль, налоговый контроль, охрана государственной тайны, режим въезда-выезда, режим миграции населения и т.д.

В-пятых, система органов внутренних дел, спецслужб и безопасности, имеющая право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, призванная осуществлять непосредственную борьбу с угрозами экономической безопасности.

В-шестых, система государственных научных и аналитических центров, вузов, школ, призванная обеспечить, во-первых, научную (методологическую и методическую) проработку проблем и вопросов, связанных с экономической безопасностью и, во-вторых, обеспечить подготовку соответствующих кадров для каждого уровня иерархии органов и ведомств. Такова, в самом общем виде, система государственных органов, занятых в обеспечении экономической безопасности.

Не секрет, что действующим субъектом обеспечения экономической безопасности Казахстана является само государство.

В современный период особую остроту приобрела проблема обеспечения экономической безопасности РК. Имеется в виду безопасность страны как суверенного государства - в политическом, экономическом, социальном и экологическом аспектах. Принципиальное значение имеют охрана прав и законных интересов граждан, прочные гарантии их личной безопасности. Общество и его демократические институты нуждаются в стабильности.

Все это предопределяет высокие требования к государству и его организации и деятельности. К сожалению, снижение уровня управления государственными делами вызывает серьезное беспокойство в обществе. Ослабляется защита национальных интересов в разных сферах, а кризисные явления и внешнее давление нередко обостряют это противоречие. Поэтому важнейшей задачей является укрепление нашего государства и повышение его роли в обеспечении безопасности страны.

В организации государственной власти нужно сделать акцент на упорядочение форм ее осуществления, на улучшение взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов.

Субъекты экономической безопасности – это те организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и т.п.), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при введении в действие механизма обеспечения экономической безопасности и организации практических действий. Когда речь идет о субъектах обеспечения экономической безопасности, следует обратить внимание на систему обеспечения национальной безопасности Казахстана. Систему обеспечения национальной безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики образуют взаимодействующие между собой силы ее обеспечения, иные государственные органы и организации, несущие, в пределах своей компетенции, всю полноту ответственности за обеспечение национальной безопасности.

С правовой точки зрения, основными функциями системы обеспечения экономической безопасности являются:

- прогнозирование и выявление угроз экономической безопасности;

- разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз экономической и национальной безопасности;

- создание и поддержание в готовности сил обеспечения национальной безопасности;

- участие в обеспечении всеобщей и региональной безопасности, в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

К силам обеспечения экономической и национальной безопасности относятся:

- Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан;

- органы национальной безопасности, внутренних дел, военной разведки, военной и финансовой полиции, Служба охраны Президента РК, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Силы обеспечения национальной безопасности взаимодействуют между собой в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции. Обеспечение национальной безопасности является обязательным для всех иных государственных органов и организаций, которую они осуществляют в пределах своей компетенции самостоятельно, а также по обращениям сил обеспечения национальной безопасности.

Безусловно, в системе государственных органов обеспечения национальной экономической безопасности ведущее место занимает президент Республики Казахстан. Законодатель страны, по сути дела, предоставил достаточно широкие полномочия главе государства.

В соответствие со статьей 9 Закона РК "О национальной безопасности РК", полномочия президента Республики Казахстан представлены следующим образом:

- обеспечивает согласованные действия всех ветвей государственной власти в области защиты национальных (экономических) интересов;

- издает акты по вопросам обеспечения национальной (экономической) безопасности;

- образует Совет Безопасности, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной (экономической) безопасности Республики Казахстан;

- определяет реальную, потенциальную угрозу национальной (экономической) безопасности и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности всех граждан, общества и государства с учетом мнения Совета Безопасности;

- осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обеспечения национальной (экономической) безопасности, в соответствии с Конституцией и законом Республики Казахстан .

Президент Республики Казахстан, являясь главой государства, руководит органами и силами обеспечения экономической безопасности. Говоря о полномочиях главы государства, следует подчеркнуть, что, в соответствии с Конституцией, президент РК, в контексте обеспечения экономической безопасности, наделен важными правомочиями:

а) обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики;

б) в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность страны, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой, и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с премьер-министром и представителями Палат парламента Республики, принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом парламента Республики;

в) в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом парламент Республики;

г) формирует подчиненные ему службу охраны президента Республики и Республиканскую гвардию;

д) образует Совет Безопасности, Высший судебный Совет и иные консультативно-совещательные органы и т.д.

В этой связи, юрисдикция Совета Безопасности нуждается в особом комментарии. Органами, осуществляющим подготовку решений президента Республики Казахстан, является Совет Безопасности РК, в структуру которого входит, в том числе, Совет по обеспечению экономической безопасности Республики Казахстан. Согласно п. 20 ст. 44 Конституции РК, президент образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы .

действующим законодательством.

4.Экономическая безопасность регионов РК

Закон РК «О национальной безопасности РК»

Закон регулирует правовые отношения в области национальной безопасности Республики Казахстан и определяет содержание и принципы обеспечения безопасности человека и гражданина, общества и государства, систему, цели и направления обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.

Видами национальной безопасности являются:

1) общественная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, духовно-нравственных ценностей казахстанского общества и системы социального обеспечения от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается целостность общества и его стабильность;

2) военная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или намерением ее применения;

3) политическая безопасность - состояние защищенности основ конституционного строя, деятельности системы государственных органов и порядка государственного управления от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан, социальных групп и баланс их интересов, стабильность, целостность и благоприятное международное положение государства;

4) экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость;

5) информационная безопасность - состояние защищенности информационного пространства Республики Казахстан, а также прав и интересов человека и гражданина, общества и государства в информационной сфере от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое развитие и информационная независимость страны;

6) экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав человека и гражданина, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

Экономическая безопасность Республики Казахстан сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание политических государственных деятелей, правоведов, экономистов и т.д. Обеспечение экономической безопасности республики в условиях глобализации мировой экономики – это гарантия независимости страны, важнейший компонент обеспечения национальной безопасности Казахстана. В условиях слабой и неэффективной экономики трудно сдерживать натиск внутренних и внешних угроз, содержать сильную и мобильную армию,  призванную обеспечивать военную безопасность страны. В ежегодном Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев подчеркнул, что «нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, землями и ресурсами».

Являясь неотъемлемой частью национальной безопасности понятие «экономическая безопасность» прочно вошло в нашу жизнь и оно характерно для второй половины 20 века в условиях постиндустриального развития общества. Находясь на стыке между тремя научными направлениями (триада) – «юриспруденция», «экономика рисков» и «теория безопасности» - проблема экономическая безопасность и ее адекватная регламентация в основном исследуются преимущественно представителями экономической науки Казахстана и Российской Федерации.

В целях успешного проведения реформ в экономической, политической и правовой сферах Республики Казахстан необходимо обеспечение надежных гарантий неприкосновенности граждан и различных форм собственности, реальной защиты конституционных прав и свобод личности. Неслучайно, в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» отмечено о необходимости установления абсолютного верховенства закона и защиты законопослушных граждан от преступности .

Негативные изменения преступности, особенно в сфере экономической деятельности, оказывают крайне негативное влияние на качество жизни в обществе, способствует усилению в нем нравственно-психологической напряженности, неуверенности людей в будущем и в своей безопасности.

Являясь основой государства, современная экономика непосредственным образом оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества, а ее развитие и укрепление влияют на утверждение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. .

Переход экономики Казахстана к рыночным отношениям, не только завершил период господства государственной монополии на собственность, но и создал принципиально новые субъекты хозяйствования, способствовал развитию частной собственности, предпринимательской, коммерческой, банковской деятельности, а вместе с ними изменил подход к обеспечению экономической безопасности государства.

В Законе РК «О национальной безопасности в Республике Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1 (с изм. и доп.) в главе 1 статьи 1, наряду с такими понятиями, как внешняя безопасность, военная безопасность, информационная безопасность, национальная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, закреплено понятие экономической безопасности как «состояние защищенности национальной экономики Казахстана от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость». Признание экономической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экономической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества. Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового и государственного регулирования.

В современных условиях правоохранительная система призвана не только пресекать различные злоупотребления свободы экономических отношений со стороны хозяйствующих субъектов, сложившихся рыночных отношений, но и способствовать недопущению нарушений закона предпринимательскими структурами и гражданами. Следует заметить, что бизнес, по причине отсутствия четких юридических ориентиров правомерного поведения участников экономических отношений, не всегда оказывается в правовой сфере. С другой стороны, учитывая, что ведущие сферы и отрасли экономики развиваются непланомерно и несбалансированно, в результате чего страдает эффективность хозяйствования, а возможно и провалы в тех или иных сферах, именуемых банкротством.

Учитывая высокую степень криминологической уязвимости экономики, она сама нуждается в защите от разного рода мошенников и преступных контингентов, а также недобросовестных хозяйствующих субъектов.

И другое обстоятельство – неэффективность самой экономики, ее неспособность обеспечить прочную экономическую базу функционирования государства, создать надлежащие условия жизни для миллионов казахстанцев.

Слабое в экономическом отношении государство не может обеспечить свою экономическую безопасность. Посягательства на экономическую безопасность, используя простор и свободу рыночных отношений, приобретают широкий масштаб и организованные формы соучастия, которые постепенно криминализируют экономическую сферу и не дает ей развиваться в соответствии с законами цивилизованного рынка и демократического общества.

Указанные обстоятельства порождают два комплекса проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности государства. В первую очередь необходима защита самого бизнеса, как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности отдельных государственных институтов.

И другая проблема. Для обеспечения экономической безопасности государства необходима защита экономики и от самого бизнеса, как неэффективного, так и криминализированного. Криминализированный бизнес приведет к тому, что само состояние экономической деятельности, осуществляемое вне правового и экономического поля непосредственно угрожает экономической и национальной безопасности Казахстана.

Для устранения угроз экономической безопасности государства необходим комплекс мер по разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности. Не решив данных проблем, невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики.

По мнению ученых, бесперебойная деятельность социально-экономического механизма в известной степени зависит от положения государства и его институтов, более широкого и непредвзятого обоснования функций государства в современной экономике. В основном это предполагает квалифицированное государственное регулирование развитой рыночной экономики.

Вместе с тем, признание свободы экономических отношений не означает отказа от их государственного регулирования. Напротив усиление государственного контроля позволит обеспечить защиту общественных интересов, интересов потребителей, законных прав и интересов предпринимателей, в целом экономической безопасности государства.

Следует отметить, что недостаточная эффективность уголовного законодательства является весомым фактором увеличения уголовно-наказуемых деяний, поскольку формируется представление о безнаказанности лиц, совершающих преступления в сфере экономической деятельности. Кроме того, утрачивается превентивная роль уголовного законодательства, оно перестает выполнять задачу предупреждения новых преступлений.

Не случайно в Законе РК «О национальной безопасности в Республике Казахстан» к угрозам национальной безопасности законодатель относит, наряду с другими источниками, и саму преступность, а также нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны.

Экономическая безопасность, являясь самостоятельной и неотъемлемой частью национальной безопасности, есть постоянно осуществляемый комплекс мер правового, организационного и экономического характера, проводимый в том или ином государстве, как внутри страны, так и за его пределами, направленный на защиту экономических интересов государства, организаций и граждан и, создающий для экономики устойчивость, независимость и конкурентоспособность, обеспечивающий благоприятные условия для нормальных отношений в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг, а также влияющий на другие социальные процессы в обществе.

Данная дефиниция, на наш взгляд, раскрывает сущность экономической безопасности и позволяет сформулировать ее основное содержание:

1. Экономическая безопасность есть самостоятельная наиболее важная часть национальной безопасности, от которой зависит в целом и безопасность всего государства.

2. Экономическая безопасность есть состояние защищенности экономики государства как внутри страны, так и за его пределами.

3. Экономическая безопасность направлена на создание благоприятных условий развития отношений, складывающихся в сфере экономики.

4. Уровень обеспечения экономической безопасности влияет на социальные и экономические процессы, происходящие в обществе (показатели в экономике; состояние преступности, в том числе и преступлений в сфере экономической деятельности).

5. Принципы организации и функционирования системы безопасности

Организация и функционирование системы безопасности должны соответствовать следующим принципам:

1. Комплексность

• обеспечение безопасности персонала, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями;

• обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирования;

• способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с изменениями условий функционирования предприятия.

Комплексность достигается:

• обеспечением соответствующего режима и охраны коммерческого предприятия;

• организацией специального делопроизводства с ориентацией на защиту коммерческих секретов;

• мероприятиями по подбору и расстановке кадров;

•широким использованием технических средств безопасности и защиты информации;

• развернутой информационно-аналитической и детективной деятельностью.

Комплексность реализуется как совокупность правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий.

2. Своевременность

Своевременность предполагает постановку задач по комплексной безопасности на ранних стадиях разработки системы безопасности на основе анализа и прогнозирования экономической обстановки, угроз безопасности предприятия, а также разработку эффективных мер предупреждения посягательств на законные интересы.

3. Непрерывность

Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам.

4. Активность

Защищать интересы предприятия необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя маневр силами и средствами обеспечения безопасности и нестандартные меры защиты.

5. Законность

Принцип законности предполагает разработку системы безопасности на основе федерального законодательства в области предпринимательской деятельности, информатизации и защиты информации, частной охранной деятельности и других нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственного управления в пределах их компетенции, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.

6. Обоснованность

Используемые возможности и средства защиты должны быть реализо-ваны на современном уровне развития науки и техники, обоснованны с точки зрения заданного уровня безопасности и соответствовать установленным требованиям и нормам.

7. Экономичность

Имеется в виду экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (критерий "эффективность - стоимость"). Во всех случаях стоимость системы безопасности должна быть меньше размера возможного ущерба от любых видов угроз.

8. Специализация

Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами службы безопасности и функциональных и обслуживающих подразделений предприятия.

9. Взаимодействие и координация

Означает осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних специализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудничества с заинтересованными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами.

10. Совершенствование

Предусматривает совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изменений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-технических требований, достигнутого отечественного и зарубежного опыта.

11. Централизация управления

Предполагает самостоятельное функционирование системы безопасности по единым правовым, организационным, функциональным и методологическим принципам и централизованное управление деятельностью системы безопасности.

Практикум к лекции 15

1. Экономическая безопасность

1.Определение ЭБ

2. Критерии  ЭБ

3. Показатели ЭБ

4. 

2.Угроз криминализации общества и хозяйственной деятельности

1.Имущественная дифференциация

2.Деформированность структуры экономики

3.Неравномерность социально-экономического развития регионов

4.Криминализация общества и хозяйственной деятельности

3. Виды экономической безопасности

1.

2.

3. 

4. 

4.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31412. Дослiдження потужностi у системi джерело-навантаження 112 KB
  Джерело живлення та лiнiя постачання моделюются ЕРС та опором RS що вiдповiдає спiльному опору джерела та лiнiї. Занотувати значення опору RS. Вимiряти ЕРС джерела живлення E падiння напруги на опорi джерела US напругу на навантаженнi споживача UL струм кола I для рiзних значень опору RL. Для кращого вiдтворення результатiв вимiрiв доцiльно провести вимiри для усього диапазону змiн опору навантаження вiд мiнiмального до максимального його значення з приблизно рiвномiрним шагом по опору приблизно 10 максимального значення опора RL.
31413. Дослiдження лічильника електроенергії 69 KB
  Визначити залежність швидкості обертання диска лічильника від потужності активного навантаження. Зичайний асінхронний двигун переважно працює в області малих значень коефіциента ковзання тобто в умовах коли швидкість обертання ротора близка до швидкості обертання магнітного поля. Для двополюсного двигуна масимальна швидкість обертання становить 3000 обертів на минуту для частоти мережі 50 Hz 5060=3000. На відміну від звичайного двигуна ротор лічильника працює в області великих значень ковзання тобто швидкість обертання ротора...
31414. Дослiдження схеми напiвпровiдникового випрямляча 83.5 KB
  Серед них найпоширiнiшi схеми: однонапiвпериодного випрямляча; мостового випрямляча; випрямляча з подвоєнням напруги. Пiд час вимiру опора слiд вибрати полярнiсть мультиметру таким чином щоб дiоди випрямляча не шунтировали опiр RL. Якщо вимiри виконуються за допомогою осцилографа замалювати епюри напруги на виходi випрямляча для максимального i середнього значення опорiв навантаження.
31415. Дослiдження елементiв кола змiнного струму – R, L, C за умов 125.5 KB
  Дослiдження RC ланки Зiбрати стенд для одного з варiантiв ємностi C згiдно завдання C=C1 C=C2 C=C1C2 Електрична схема Перемичкою X3 закорочено iндуктивнiсть L точки 23. Вимiряти напругу джерела живлення E точки 111 напругу на опорi UR точки 12 наругу на конденсаторi UC точки 511. Вимiряти напругу джерела живлення E точки 111 напругу на опорi UR точки 12 напругу на iндуктивностi UL точки 24. Вимiряти напругу джерела живлення E точки 111 напругу на опорi UR точки 12 напругу на iндуктивностi UL точки...
31416. Дослідження трансформатора 72.5 KB
  Варiант Первинна обмотка до джерела ЕРС Вторинна обмотка до навнтаження N1 N2 N1 Пермичка X1: точки 1011 або 1012 N2 Пермичка X2: точки 2124 або вiдсутня N2 N1 N2 Пермичка X2: точки 2021 або 2022 N1 Пермичка X1: точки 1114 або вiдсутня Далi по тексту завдання елементи схеми контрольнi точки вимирiв i точки пiд’єднання перемичок наводиться для варiанту N1 N2 для варiанту N2 N1 у скобках....
31417. Дослiдження бiполярного транзистора 79.5 KB
  Для розрахунку параметрiв схем для рiзних включень транзiстору – спiльний емiтер спiльний колектором спiльна база використовуються сукупностi ВАХ вхiдних та вихiдних характеристик: cукупнсть залежностей струму бази Ib вiд напруги базаемiтер Ube для рiзних значень напруги колектор емiтер Uce сукупнсть залежностей струму колектора – Ic вiд напруги колектор емiтер Uce для рiзних значень струму бази Ib. Виставити потрiбний струм бази Ib i вимiряти залежнiсть струму колектора Ic вiд напруги колектор емiтер Uce для цього...
31418. Дослiдження поведiнки транзистора у поширених схемах включення зi спiльним емiтером i cпiльним колектором 70.5 KB
  Для зменшення обсягу вимiрiв та прискорення виконання роботи струми Ib Ic Ic вимiрються не безпосередньо а обчислюються за вiдомими значеннями опорiв Rb Rc Re i вимiряними значеннями падiння напруг URb URc URe. Для дослiжуємого бiполярного транзистору КТ961А npnтипу з коефiцiентом пiдсилення у дiапазонi 10100 доцiльно використовувати такi значення опорiв: Rb =20KΩ; Rc =1KΩ; Re =0 перемичка. Занотувати значення опорiв для дослiджуємої схеми Rb = ; Rc =...
31419. Інтелектуальна власність як право на результати творчої діяльності людини 86.5 KB
  Інтелектуальна власність як результат творчої діяльності. Інтелектуальна власність як право. Еволюція промислової власності. Еволюція авторського права і суміжних прав. Еволюція інтелектуальної власності в Україні. Соціально-економічні стратегії в країнах світового товариства. Роль промислової власності у економічному розвитку. Авторське право і розвиток культури.