78364

Предмет и задачи дисциплины «Национальная экономика»

Лекция

Макроэкономика

Предпосылки становления функционирования и развития национальной экономики. Становление национальной экономики. Современные подходы к предмету и методу национальной экономики. Предмет и задачи курса национальной экономики Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.

Русский

2015-02-07

59.41 KB

11 чел.

Лекция1. Предмет и задачи дисциплины «Национальная экономика»

1.Предмет и задачи курса.

2.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной  экономики.

3.Становление национальной экономики.

4.Современные подходы к предмету и методу национальной экономики

1.Предмет и задачи курса национальной экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм

многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

- суверенитет нации и государства

- территориальная целостность

- единство экономического пространства и юридической среды

- наличие единого платежного средства – национальной денежной единицы – и целостной финансовой системы

- развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических отношений

- эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. Показатели приращения национального богатства -  НД (национальный доход), ВНП (валовый национальный продукт).

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

    Кроме нее перед  национальной экономикой ставятся и др.  цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и  вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов

макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через

налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением

через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления

заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование

обменного курса).

Термин «национальная экономика» активно вошел в научный оборот, управленческую и хозяйственную практику как символ понятия экономика суверенной страны. В советский период экономика КазССР была составной частью единого народно – хозяйственного комплекса советского союза с июля 1990 г. После распада СССР начала формироваться национальная экономическая система в рамках суверенного Казахстана.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны. Предметом изучения является социально – экономические процессы воспроизводства, закономерности развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

Инструментарий НЭтеоретико-методологические подходы к анализу состава факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработка на этой основе мер, приёмов и средств подготовки и реализации макроэкономических решений.

Субъекты НЭорганы управления хозяйственной системы страны, её отраслями и регионами, реализацией функций, целей и задач, которые стоят перед наукой и практикой.

Национальная экономика страныэто сложная, хозяйственная, социально-организованная, научно-техническая система, она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоит из отдельных компонентов, накопленных в процессе её функционирования.

По уровням управления и функционирования национальная экономика подразделяется на:

- макроуровень (экономика в целом)

- мезоуровень (отрасли, регионы)

- микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена)

В национальной системе выделяют несколько уровней взаимодействия в едином, целом:

  1.  Межгосударственный
  2.  Общенациональный макроэкономический
  3.  Региональный
  4.  Внутри региональный
  5.  Комплексы отраслей НЭ (АПК, ВПК, ТЕК)
  6.  Уровень отдельных отраслей национальной системы (промышленный, с/х, строительный)
  7.  Внутриотраслевой уровень
  8.  Уровень взаимосвязи объединений предприятий и организации всех видов промышленно-финансовых групп
  9.  Уровень отдельных организационно правовых фирм хозяйствования, предусмотренных законом страны и гражданским комплексом
  10.  Внутрипроизводственный уровень.

2.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной  экономики.

Для того, чтобы национальная экономика трансформировалась в социально- ориентированную рыночную экономику необходимы определенные  предпосылки:

а) экономические (обусловлены экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хозяйственная система страны. Это в первую очередь законодательная база, статус субъектов хозяйствования, их организационно правовые нормы).

б) политические ( это политические условия, в которых функционирует хозяйственная система страны: структура органов власти, их цели, привлекательность страны для внешних инвесторов).

в) организационные (условия, характеризующие действенность национальной экономики. Проявляются через деятельность органов государственной власти и хозяйственного управления).

В зависимости от того, какие уровни затрагивают вышеперечисленные предпосылки их объединяют в общесистемные, системные и внутрисистемные.

Общесистемные включают определения правовых, политических, идеологических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства.

В соответствии с национальной стратегией устойчивого развития РК до 2030 года в качестве общесистемных предпосылок определены:

- построение и развитие унитарного демократического социально правового государства  в соответствии с конституцией РК.

- формирование современного гражданского общества

- создание социально ориентированной рыночной экономики

Общие системные предпосылки подразделяют на внешне- и внутриполитические.

К внешнеполитическим относятся:

- открытость экономики

- суверенитет

- стабильность стратегических приоритетов

- многовекторность внешней политики

К внутриполитическим относятся:

- становление демократии

- оптимизация государственных структур управления

- повышение гражданской активности

Системные предпосылки определяют единство экономического и институционально – правового хозяйства, механизм и нормы взаимодействия регионов и секторов экономики, регулируемых отношениями собственности, организационно – правовыми формами и ведения хозяйства.

Система таких институтов, норм, механизмов определяется конституцией РБ, гражданским. банковским, налоговым, таможенным и другими кодексами и законами страны.

Благоприятными факторами развития страны являются: высококвалифицированные кадры, значительный научно- технический и производственный потенциал, выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций, многовекторные внешнеэкономические связи, комплексность развития регионов.

Внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный высокотехнологический наукоемкий тип развития.

3.Становление национальной экономики.

Национальная экономика возникла и развивалась как оппозиционное учение сначала

политической экономии, а потом экономикс. Элементы будущей науки содержались уже в

камералистике, учении широко распространенном в первой половине 19-го века в Германии. Камералистика пыталась обобщить эмпирические концепции государственного регулирования экономики. Однако ей не хватало теоретико-методологической базы и поэтому она не смогла выработать единую универсальную концепцию, применимую ко всем странам и народам.

Рождение национальной экономики обычно связывается с исторической школой. Видными представителями исторической школы являются В. Рошер, Б. Гильде-бранд, К. Книс.

Центральной идеей своего учения они выдвигали национальные особенности исторического развития отдельных стран. Каждая страна, подчеркивали они, развивается особым, неповторимым путем. В конце XIX-начале ХХ в. возникает так называемая новая историческая школа, представителями которой явились Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт и др. В их исследованиях упор делается на изучении государственного управления как фундаментального хозяйства.

Следует обратить внимание, что в работах сторонников исторической школы экономическое развитие представляет собой органический процесс, абсорбирующий влияние обычаев, психологии, права и языка. Экономическая наука, сосредоточенная на хозяйственных категориях, страдает односторонностью и незавершенностью. Немецкой школе была присуща богатейшая эрудиция, имевшая, к сожалению, националистический уклон.

Особое место среди немецких экономистов, создателей теории национальной экономики, занимает В. Ойкен (1891–1950). Ключевой проблемой концепции Ойкена является положение об экономических порядках. Он подчеркивает что хозяйственная система laissez faire (свобода действий) имеет тенденцию к государственному регулированию.

Одним из первых критику классической политэкономии начал немецкий экономист Фридрих Лист (1789 – 1846). В своей "Национальной системе политической экономии" (1841) он подходит к политической экономии не как к универсальной и самой совершенной системе, а как к исторической науке, выделяя пять стадий экономического развития наций. Такой исторический подход не случаен, ведь Ф. Листу хотелось в первую очередь отразить особенности развития своей страны. А что может быть более национальным чем история? Поэтому, критикуя космополитическую экономию А. Смита, Ф. Лист выступает, прежде всего, как национальный экономист. "Политической экономии меновых ценностей" он противопоставляет национальную экономическую теорию производительных сил,

в центре которой не разделение труда, а приоритет внутреннего рынка над внешним. Понимая, что принципом сравнительных преимуществ могут воспользоваться, прежде всего, богатые государства, а фритредерство (free trade) выгодно передовым нациям, он отстаивает комплексное развитие Германии (гармоничное сочетание фабрично-заводской промышленности с земледелием) под прикрытием протекционистской политики. Он считает, что повышение цен вследствие протекционистской политики будет средством промышленного воспитания нации.

В своем развитии историческая школа прошла три этапа: старую (В. Рошер, Б. Гиль-

дебранд, К. Книс), новую (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшую (В. Зомбарт, М. Вебер).

Критикуя классическую политэкономию, Густав Шмоллер (1838-1917) пропагандировал необходимость скрупулезного описания фактического хозяйственного поведения, подчеркивал роль неэкономических факторов развития, и прежде всего моральных норм, этики и культуры в хозяйственной деятельности.

Вернер Зомбарт (1863-1946) анализировал роль институтов в формировании своеобразных черт экономического строя, рассматривая генезис современного капитализма как своеобразное проявление жизни духа.

Макс Вебер (1864-1920) показал многообразие типов капитализма: политического, империалистического, фискального, промышленного и даже капитализма парий. Однако, пожалуй, наибольшее воздействие на современников оказали идеи М. Вебера, сформулированные им в работах "Протестантская этика и дух капитализма" и "Три чистых типа легитимного правления". Первая работа, напрямую связавшая генезис рыночного хозяйства со спецификой европейской цивилизации, с уникальностью протестантской ментальности, остро поставила вопрос о традиционализме жизни в других странах, о невозможности в связи с этим быстрой капиталистической модернизации тогдашней периферии мирового хозяйства.

Созданное Марксом и Энгельсом материалистическое понимание истории создало новые методологические предпосылки для анализа национальной экономики. Хотя националь-

ная экономика как таковая не была предметом специального изучения Маркса и Энгельса,

однако они, создавая пролетарскую политическую экономию, довольно внимательно изучали экономическое развитие Англии. «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса была первой книгой, подробно описывающей последствия промышленного переворота в Соединенном королевстве. В VIII-ой, XIII-ой и XXIII-ей главах первого тома «Капитала» Маркс приводит обширные материалы по регулированию рабочего дня, развития промышленности и положению рабочего класса в Великобритании и ряде континентальных стран Европы.

Формы и содержание государственного вмешательства в экономику со временем усложняются, но как направление оно должно сохраниться в будущем.

Понятие «экономический порядок» он рассматривал как рамочные условия функционирования рыночного хозяйства в виде совокупности институций, представляющих свод данных, обеспечивающих хозяйствующим субъектам возможность принимать решения и осуществить те или иные действия. Следует отметить, что в свод данных он включал шесть составляющих: потребности людей, природные условия, состояние рабочей силы, товарные запасы, уровень технологии и технических знаний, правовой и социальный порядок. В последнее он включал законы и уложения, нравы и обычаи, духовный настрой, «определяющий правила игры». Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие в стране, способствует этому развитию и обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов. Государственные органы он рассматривал в качестве вычислительной машины, встроенной в хозяйственный порядок.

Характеризуя хозяйственные системы с позиций исторического подхода, В. Ойкен выделяет следующую типологию экономических политик: свобода действий; политика планово-централизованного управления страной; политика среднего пути; политика конкурентного порядка, точечная политика.

Предпочтительной, по его мнению, является политика среднего пути, которая предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рыночным и плановым хозяйством.

Политика конкурентного порядка и точечная экономическая политика рассматриваются в качестве дополняющих политику среднего пути. При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции; точечная экономическая политика включает политико-правовые действия, направленные на решение отдельных проблем, защиту интересов отдельных сфер, хотя, как отмечает В. Ойкен, такие решения могут привести к нарушению комплексности, целостности экономического подхода. В этих условиях требуется, с одной стороны, «тонкая настройка» хозяйственной системы; с другой – забота о том, чтобы политические действия не наносили определенного вреда.

4.Современные подходы к предмету и методу национальной экономики

Сопоставление курсов по национальной экономике с курсами по другим общеэкономическим дисциплинам (микро- и макроэкономика) позволяет высказать следующие соображения.

Во-первых, курс национальной экономики не имеет прямых аналогов в программах за-

рубежных вузов.

Во-вторых, логика курса «Национальная экономика» находится в стадии становления.

Учебники по этой дисциплине сильно отличаются друг от друга. «Национальная  экономика»  изучает как раз особенности периферийной/транзитивной экономики Казахстана, обусловленные  спецификой исторического развития, особенностями современной национальной экономической ментальности, а также выбранными правилами и правоприменительными механизмами.  

Таким образом, если в курсах по микро- и макроэкономике подчеркивается главным

образом то, что нас сближает со странами с развитым рыночным хозяйством, то в курсе «Национальная экономика» изучается прежде всего то, что нас от них отличает.

Изучение курса национальной экономики способствует формированию следующих

основных компетенций:  

1.  Знание общего и особенного в становлении, современном состоянии и перспективах развития национальной экономики;

2.  Понимание  объективных  экономических,  социальных  и  политических  условий

жизни  нации,  отражение  их  в  национальной  экономической  ментальности  и  социально- экономических нормах и правилах поведения экономических агентов;

3.  Знание особенностей функционирования национальной экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях и механизмах развития отраслевых и территориальных комплексов,

системы государственного регулирования национальной экономики;

4.  Умение собирать необходимый материал, анализировать сложившуюся ситуацию,

моделировать социально-экономическое развитие регионов, отраслей и всего народнохозяйственного комплекса, эффективно используя имеющиеся ресурсы;

5.  Способность  осуществлять  государственное  регулирование  современными  методами денежно-кредитной и фискальной политики, участвовать в подготовке и реализации  приоритетных национальных проектов;

6.  Умение составлять прогнозы и иметь навыки стратегического и тактического

планирования  с использованием современных экономико-математических методов;

7.  Умение анализировать социально-экономические и политические программы с

использованием арсенала методов институциональной экономики и теории общественного выбора.

Практикум к лекции 1

1.Что дает нам изучение  курс "Национальной экономики"?

2. Национальная экономика и ее предмет

1.Определение НЭ

2. Предметом теории НЭ

3. Признаки  НЭ

4. Субъекты НЭ

5.Объекты НЭ

6.Цели НЭ

3.Предпосылки становления, функционирования и развития НЭ.

Предпосылки

1.

2.

3.

2. уровни воздействия

1.

2.

3.

3. Функциональные разделы МЭ

4. Становление национальной экономики.

Школа мысли

вклад

1.

2.

3.

4.

……..

5.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.

6. Вопросы для самоконтроля:

  1.  Эволюция термина «национальная экономика».
  2.  Каков объект национальной экономики
  3.  Предмет изучения национальной экономики
  4.  Дайте определение национальной экономики
  5.  Характерные черты национальной экономики
  6.  Уровни управления и функционирования национальной экономики
  7.  Понятие национальной экономики.
  8.  Предмет и задачи курса «Национальная экономика », его место в системе экономических наук.
  9.  Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44183. Разработка предложений по внедрению анимационных программ для повышения качества туристского обслуживания в ООО «Чор Минор» 944.5 KB
  Целью работы является разработка предложений по внедрению анимационных программ для повышения качества туристского обслуживания в ООО Чор Минор. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования: систематизировать теоретические аспекты анимационного обслуживания туристов; провести анализ деятельности ООО Чор Минор; разработать предложения по...
44185. Маркетинг. Методические указания 676 KB
  Название организации ООО АВС условное. Разработка стратегии развития продуктов ОО АВС на различных рынках. Выбор географических рынков для ООО АВС Разработка бизнес-плана вывода на рынок новой услуги. Оценка эффективности инвестиционного проекта по внедрению CRMсистемы для предприятия на рынке В2В на примере ООО АВС Разработка процедуры исследования внутренней и внешней среды ООО АВС.
44186. Модернізація електричної частини комбікормового цеху із використанням новітнього електричного обладнання та автоматизація завантаження дробарки 2.17 MB
  На комбікормових виробництвах електродвигуни повинні відповідати умовам пилонепроникненю для роботи в приміщеннях класу В–ІІ та П–ІІ за класифікацією правил пристрою електроустановок. Отже виникає необхідність автоматизації основних технологічних процесів з метою зниження собівартості готової продукції шляхом зниження питомих витрат електроенергії на окремі технологічні операції скорочення холостої роботи технологічного обладнання та підвищення якості...
44187. Предложения по улучшению финансового состояния ОАО «Рошальская ЭЛЭК» 546.5 KB
  Теоретические основы анализа финансовохозяйственной деятельности предприятия . Основные показатели финансовохозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО Рошальская ЭЛЭК. Анализ техникоэкономических показателей Предприятия за период 20082011гг.
44189. «ЕУРАЗИЯЛЫҚ БАНКІ» АКЦИОНЕРЛІК ҚОҒАМЫНЫҢ МЫСАЛЫНДА БАСҚАРУШЫЛЫҚ ШЕШІМДЕРДІҢ ҚАБЫЛДАУ ТӘЖІРИБЕСІН ТАЛДАУ 264.5 KB
  Сондықтан банк жүйесінің алдында жаңа міндеттер мен басқа да мақсаттар тұр. Жүргізілген зерттеулер нарық жағдайында бақылаудың мәні де өзгеретінін көрсетті ендігі уақытта ол: – басқарушылық қызметтің ажырамас бөлігі; басқарушылық шешім қабылдау процесінде ақпараттық қамтамасыз етудің көзі; басқарушылық шешімдердің орындалуы туралы қажетті ақпарат алуға болатын кері байланыс механизм ретінде болады. Кез келген өндірістік және коммерциялық қызмет өзіне тән тәуекелді болып табылады өйткені ісәрекет басталғанда олардың тиімділігі ішінара...