78365

Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики

Лекция

Макроэкономика

Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики. Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций в регулировании национальной экономики. Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций в регулировании национальной экономики. Без этого невозможно эффективно управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства.

Русский

2015-02-07

55.54 KB

16 чел.

Лекция 2. Макроэкономические показатели  и пропорции национальной экономики

1.Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций  в регулировании национальной экономики.

2.Важнейшие макроэкономические показатели.

3.Основные макроэкономические пропорции.

4.Пропорции в развитии совокупного спроса  и совокупного предложения.

1.Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций  в регулировании национальной экономики.

Важная задача экономической теории и практики национального хозяйствования — определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций и факторов, влияющих на их размеры. Без этого невозможно эффективно  управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства.

Важно разрабатывать прогнозные значения основных показателей и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты и  анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют:

1) реально оценивать возможности национальной экономики в обеспечении внутренних и внешних потребностей Республики Казахстана, ее областей и отдельных групп населения;

2) определять потенциал развития отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом;

3) разрабатывать стратегию и тактику экономических реформ, внешнеэкономической деятельности;

4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.);

5) развивать налоговый, финансово-кредитный, структурный, инвестиционный, социальный и другие аспекты политики государства;

6) оценивать альтернативы развития национальной экономики в целом, ее

отраслей и регионов. Определять и реализовывать меры экономической безопасности страны.

Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые следует решать на этапе планирования и государственного регулирования развития национальной экономики.

Экономический потенциал страны — основа реализации социально-экономических задач государства. Он создается трудом всех слоев населения, пополняется и поддерживается через систему производства в стране и через ее связи  с другими государствами.

Воспроизводственный процесс, представляющий сложную социально-экономическую систему, может быть охарактеризован целой группой важнейших макроэкономических показателей и пропорций. Их совокупность определяет масштабы, взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, реально существующих в экономике страны.

2.Важнейшие макроэкономические показатели.

Национальная экономика представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях. Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния.

В связи с этим базовыми функциями экономической системы страны являются производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и услуг. Экономику как целое изучает макроэкономика. Она охватывает общую структуру и характеристики национальной экономики, ее межотраслевых комплексов и потенциалов, а также такие агрегаты, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор. Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: национальное богатство, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. 

Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики  Казахстана включаются 16 важнейших параметров: 

  1.  ВВП; 
  2.  продукция промышленности;
  3.  продукция сельского хозяйства;
  4.  инвестиции в основной капитал;
  5.  производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных;
  6.  объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт;
  7.  реальные денежные доходы населения;
  8.  розничный товарооборот;
  9.  платные услуги населению;
  10.  уровень рентабельности реализованной продукции промышленности;
  11.  энергоемкость валового внутреннего продукта;
  12.  ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами:

  1.  производственным;
  2.  методом использования доходов;
  3.  методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой внутренний продукт – это рыночная стоимость вновь созданной (добавленной) стоимости товаров и услуг в производственной и непроизводственной сферах внутри страны.

Валовой национальный продукт - это рыночная стоимость вновь созданной (добавленной) стоимости товаров и услуг как внутри страны так и за ее пределами.

Н – номинальный, Р – реальный, ЗП – заработная плата, ППС – паритет покупательной способности, ИЧР – индекс человеческого развития, ВРП – валовой региональный продукт.

ВРП(валовой региональный продукт) = nj=1DCj (сумма добавленной стоимости)

РВВП = НВВП/(индекс инфляции или индекс цен)

Эмиссия денег – выпуск денег.

ЧНП(чистый национальный продукт) = ВВП – А

ПТобщ(произв-ть труда общественная) = РВВП/(1 занят в пр-ой и непр-ой сферах)

Экономический рост = РВВП/(душа населения)

Индекс человеческого развития включает в себя показатели:

- реальный ВВП на душу населения;

- уровень жизни населения (средняя продолжительность жизни);

- уровень (индекс) образования.

Добавленная стоимость и проблема двойного счета.

Стадии производства

Продажная цена материальной продукции в $

Добавленная стоимость в $

1

Овцеводческая ферма

60

60

2

Шерстепереработка

100

100-60=40

3

Произв-ль костюмов

125

125-100=25

4

Оптовый продавец

175

175-125=50

5

Розничный продавец

250

250-175=75

Общая ст-сть продаж

710

-

Добавленная стоимость

-

250

Количественную (цифровую) информацию об уровне и возможностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатывают в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рамках информационных систем государственные статистические службы.

Основные статистические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД. ВНП = ВВП ± сальдо расходов

Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

3.Основные макроэкономические пропорции.

Любая национальная хозяйственная система характеризуется определенной пропорциональностью в развитии отдельных процессов и явлений. Пропорции, особенно важнейшие из них, представляют своеобразный «становой  хребет» национальной экономики, а процессы трансформации этих пропорций  служат условием реализации стратегии и тактики социально-экономической  политики государства и обязательным фактором достижения ближайших и более отдаленных целей экономического и социального развития общества.

Макроэкономические пропорции – количественные соотношения    между различными подразделениями и сферами общественного   производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций:

общеэкономические 

межотраслевые - между отраслями промышленности и др.;

  1.  внутриотраслевые между взаимосвязанными производствами   внутри одной отрасли;
  2.  территориальные - общеэкономические, меж-  и  внутриотраслевые в границах определенной территории;
  3.   межгосударственные – между государствами на основе международного разделение труда;
  4.  стоимостные - между отдельными элементами стоимости валового внутреннего продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);

ресурсные - между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;

Каждая страна, в том числе и РБ стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.

Сбалансированность национальной экономики – соответствие    между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.

4.Пропорции в развитии совокупного спроса  и совокупного предложения.

Это одна из важнейших макроэкономических пропорций в национальной

экономике рыночного типа. Ее роль определяется тем, что эта пропорция вы­

ступает своеобразным «символом» рыночного хозяйства, рычагом регулирования воспроизводственного процесса в стране.

Когда рассматривают эту пропорцию в масштабе всей национальной экономики, т. е. на макроуровне хозяйствования, то имеют в виду не конкретный  спрос на какой-либо товар или услугу и не на какое-то конкретное предложение товара или услуги, а совокупный спрос и совокупное предложение. В связи с этим в экономической теории и практике хозяйствования принято выделять два взаимосвязанных понятия: «совокупный спрос» и «совокупное предложение».

Совокупный спрос — это спрос на весь (общий) объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен на товары и данном  уровне тарифов на платные услуги. Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и реализовано  (предложено) в соответствии со сложившимся уровнем цен на товары и тарифов на услуги.

Оба показателя могут измеряться в текущих и неизменных ценах. Поскольку совокупный спрос и совокупное предложение испытывают при их измерении сильное воздействие колебаний уровней цен на товары и тарифов на  платные услуги, то динамику этих показателей необходимо измерять и отслеживать, используя расчеты индексов цен и тарифов (цен на товары, тарифов на услуги).

Индексы рассчитываются по отношению к базисному или отчетному периоду. Обычно считают совокупный индекс потребительских цен и тарифов (ИПЦ). ИПЦ используется также и в практике индексации денежных доходов  и потребления населения.

Практика мирохозяйствования свидетельствует, что чем выше уровень цен

и тарифов (выше показатель ИПЦ), тем ниже совокупный спрос (обратная зависимость). В свою очередь зависимость между совокупным предложением и  уровнем цен прямая. Растут цены (растет ИПЦ), растет предложение, но не в физическом смысле (т, кв. м и т. д.), а по стоимости, т. е. по суммарному денежному объему возможных, а не реальных продаж или покупок населением товаров и платных услуг.

В частности, уровень цен влияет на покупательную активность населения.

Чем выше цена товара или тариф на услугу, тем меньше желающих оплатить их. Практика мирохозяйствования для характеристики этого явления даже  ввела в хозяйственный обиход понятие «цена насыщения».

Предложение также можно «раздуть» за счет отпускной цены, но кто возьмет дорогие товары на реализацию (консагнацию)? Значит, предложение есть,  а спроса нет. Изобилие прилавков свидетельствует о низкой покупательной способности населения и о дефиците платежных средств. Косвенно это говорит и о низкой покупательной способности национальных денег.

Чтобы пропорция между совокупным спросом и совокупным предложением стала регулятором социально-экономических процессов в национальной экономике, эти показатели следует рассматривать во взаимосвязи, т. е. в системе двуединой совокупности.

В реальной практике рыночного хозяйствования нередки случаи, особенно

если слаб и неэффективен механизм государственного регулирования национальной хозяйственной системы, когда товаров произведено больше, чем требуется, или такого ассортимента, качества и цены, которые не «потянут» потребители.

Либо спрос населения по структуре не совпадает с предложением,  так как часть доходов населения идет (помимо покупки товаров и услуг) на  рост сбережений (проблема

«черного дня» или проблема формирования средств семейного бюджета на отдых, лечение, приобретение дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д.).

Мировой опыт свидетельствует о взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения.

В условиях рыночной экономики, не только стихийно регулируемой, но и

управляемой государством из единого экономического центра, действует объективный закон соответствия спроса и предложения. Суть этого закона сводится к тому, что объем и

структура спроса в каждый конкретный период должны соответствовать объему и структуре предложения. Основным регулятором объемной и структурной

сбалансированности этих показателей (совокупный спрос и совокупное предложение) должны быть цены и тарифы.

Государство должно, в зависимости от особенностей (менталитета) хозяйствования в стране, от исторического периода рыночной экономики, от развитости производства, потребления и т. д., с той или иной степенью глубины воздействовать на эти процессы, регулировать их.

Практика мирохозяйствования свидетельствует, что на размер и структуру  совокупного спроса влияют следующие факторы:

1. Размеры денежных доходов населения.

2. Уровень цен на товары и размеры тарифов на платные услуги.

3. Состояние системы налогообложения в стране.

4. Условия кредитования запасов товаров и потребительских нужд (для оптовых покупателей).

5. Состояние денежного обращения (процент наличного и безналичного

фонда к размеру ВНП).

6. Национальные и исторические особенности.

7. Географические (Север — Юг) и демографические особенности.

8. Профессионально-квалификационная структура занятости населения.

9. Уровень безработицы в стране.

10. Уровень и состояние имущественной дифференциации в обш;естве и др.

Совокупное предложение зависит от цен на сырье, топливо, энергию, комплектующие и т. д., а также от системы налогообложения, т.е. от всех факторов, которые формируют и определяют уровень индивидуальных и общественных издержек производства (себестоимость) в реальном секторе экономики.

На соотношение совокупного спроса и совокупного предложения могут влиять и другие внеэкономические внепроизводственные факторы: колебания политической ситуации в стране, войны, национальные конфликты, кризисы и т.д.

Совокупное воздействие всей системы факторов формирует в конечном счете те или иные соотношения показателей совокупного спроса и совокупного предложения, различные варианты этих соотношений.

В рамках «благополучной» национальной экономики должна складываться ситуация, когда совокупный спрос и совокупное предложение примерно равны по размерам и

адекватны по структуре. Эта ситуация определяется как «объемная и структурная сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения». Она достигается действием и сугубо экономических (рыночных), и административных (законы, нормативные акты и др.), и иных мер воздействия, включая и идеологические (моральные), на социально-экономическое положение в стране и на пропорции развития совокупного спроса и совокупного предложения.

Однако такой ситуации, такого равновесного состояния обычно не бывает, а наблюдаются

те или иные отклонения от оптимального соотношения показателей совокупного спроса и совокупного предложения.

I вариант. Предложение превышает спрос. Один из трех возможных вариантов. Это бывает, например, при резком увеличении производства сельскохозяйственных продуктов (урожайный год). Цены на продукцию резко падают, издержки производства не

покрываются, товар не реализуется. Растут потери, банкротства и т. д. Рыночная экономика выходит из состояния равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Нужны радикальные меры государственного воздействия и государственного регулирования (например, квотирование производства и сбыта сельскохозяйственных продуктов, повышенные государственные закупки, резервы, активизация других сторон патернализма и т. д.).

II вариант. Спрос превышает предложение. Это вариант особенно сложный,

так как его устранение, как и появление, требует особо крупных, скоординированных в масштабе национальной экономики и в масштабе мирохозяйственной системы в целом

мер. Например, нефтяной кризис 70-х гг., когда цены на нефть резко пошли вверх. Как следствие, возросли издержки производства, цены на продукцию, упала покупательная способность основных жестких валют, нарушилась стабильность хозяйственных систем во многих развитых странах мира и резко возрос ажиотажный спрос на нефтепродукты. Сразу отреагировал мировой рынок ценных бумаг, акций многих фирм как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения курса от их обычной стоимости и т. д.

III вариант. Цены на товары и тарифы на услуги растут в зависимости не от

объективных причин (неурожайный год, крупные аварии на заводах-монополистах, производящих необходимую стране продукцию, и т. д.), а от искусственного применения специальных мер (рост запасов, замедление поставок и т. д.). Здесь должна быть применена система государственной антимонопольной политики. Это подчеркивает роль государства и необходимость воздействия экономического центра на хозяйственную ситуацию в стране. В этом, кстати, проявляется слабость монетаризма, отрицающего все меры воздействия государства на национальную экономику, кроме экономических рычагов, действующих в рыночной стихии.

Практикум к лекции 2

1. Макроэкономические показатели

1.Определение МП

2. Они позволяют:

3. К макроэкономическим показателям относятся:

2. Макроэкономические пропорции.

Определение МП

2. Виды МП

1.

2.

3.

…..

3. Сбалансированность национальной экономики

3.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.

4. Вопросы для самоконтроля:

1.Важность макроэкономических показателей

2. Что позволяют макроэкономические расчеты и их  анализ

3. Какие базовые функции экономической системы страны

4. Какие показатели необходимы длч прогноза социально-экономического развития Республики  Казахстана

5.Что включает в себя Индекс человеческого развития

6. Что такое стоимостные Макроэкономические пропорции.