78366

Типы национальных хозяйственных систем

Лекция

Макроэкономика

Национальные экономики открытого закрытого типа. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения. Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов: социально-экономических определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов...

Русский

2015-02-07

44.06 KB

13 чел.

Лекция 3.Типы национальных хозяйственных систем

1.Основы классификации типов национальных хозяйственных систем.  

2.Этнические особенности современных национальных хозяйственных систем рыночного типа

3.Национальные экономики открытого (закрытого) типа.

4.Сущность, принципы, методы и способы государственного  регулирования степени открытости (закрытости)  национальной хозяйственной системы.

1.Основы классификации типов национальных хозяйственных систем.  

Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения. Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

1) социально-экономических определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии государственного регулирования;

4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:

1) система рыночной экономики со свободной конкуренцией;

2) система современной рыночной экономики;

3) система традиционной нерыночной экономики;

4) система административно-командной экономики.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:

1) на признании права частной собственности на капитал – финансовый ресурс;

2) на отсутствии регулирующего воздействия на экономику со стороны государства;

3) на ориентации на способность свободного рынка к саморегуляции;

4) на большом количестве независимых производителей и потребителей.

Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов – производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд – специфический вид товара.

Регулятором функционирования экономической системы выступают свободный рынок и цены. Изменение цены отражает общественную потребность в определенном благе. Динамика рынка и цен служит основанием для выработки эффективной хозяйственной системы, в которой производится только то благо, в котором существует потребность, в результате чего решается задача эффективного распределения ресурсов в экономической системе. Стимулом развития экономической системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.

Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Под влиянием объективных факторов, к числу которых относится усложнение мировой экономики, система современной рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства в нее. Это привело к ее сущностным изменениям – трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. В нее были введены элементы плановости, так как было понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить одновременно активный и устойчивый экономический рост. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.

Рациональное использование ресурсов хозяйствующих субъектов стало возможным в результате привлечения инструментария учета динамики отраслей экономики и стратегического планирования. Государство взяло на себя обязанности по перераспределению ресурсов на развитие приоритетных отраслей экономики посредством бюджетных ассигнований.

Для развития человеческого потенциала государство искусственно перераспределяет экономические ресурсы, что позволило существенным образом изменить его качественные характеристики. Около половины ВНП направляется на решение приоритетных проблем: борьбу с бедностью, здравоохранение, образование. Хозяйствующие субъекты вышли на новые отношения с наемными работниками – социальное партнерство, которое позволило существенным образом активизировать работу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени, повысить качество жизни наемных сотрудников.

Система традиционной нерыночной экономики существует в экономически отсталых странах и основана на использовании отсталых технологий производства, доминировании ручного труда. Отличительной ее особенностью является одновременное существование различных форм хозяйственной деятельности. В некоторых странах сохранился натурально-общинный уклад, предполагающий общинное или коллективное ведение экономической деятельности, с преобладанием мелкотоварного производства. Оно существует в виде большого числа небольших крестьянских ремесленных хозяйств.

Большое значение в функционировании и развитии этого типа экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазвитой национальной хозяйственной деятельности. Трансформации в более эффективный тип экономической системы препятствует доминирование религиозных и культурных ценностей, деление общества на сословия.

В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельности государство занимает доминирующую позицию и осуществляет искусственное перераспределение экономических ресурсов для поддержки беднейших слоев общества.

Система административно-командной экономики существовала в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некоторыми странами, например Кубой.

Для системы административно-командной экономики характерно:

1) жесткое, тотальное и централизованное планирование экономики;

2) исключительно государственная собственность;

3) тотальное государственное регулирование всех экономических процессов.

Она основана на непосредственном управлении всеми хозяйствующими субъектами, осуществляемом из единого центра. Государство берет на себя функции тотального контроля над производством и распределением благ, что исключает возможность свободных экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления экономикой используются исключительно распорядительные и административные методы.

Централизация управления хозяйственной деятельностью негативным образом сказывается на развитии всей экономической системы в результате ее излишней бюрократизации. Структуру общественных потребностей определяли непосредственно центральные органы, которые не могли объективно их отразить. Отстранение субъектов хозяйственной деятельности от непосредственного распределения материальных благ, финансовых ресурсов существенным образом сказалось на снижении эффективности всего производственного процесса.

Причинами преобразования этой системы стала ее неспособность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР. Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффективным системам, но выбор направления движения зависит от конкретных условий каждого государства.

Вместе с типами хозяйственных систем существуют определенные модели системы национальной экономики.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Казахстан находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

2.Этнические особенности современных национальных хозяйственных систем рыночного типа

Мировой опыт свидетельствует, что если в стране проживает 60% и более  лиц одной национальности (австрийцев, австралийцев, болгар, венгров, кубинцев, поляков, русских, турок, французов, шведов, японцев и т. д.), то эту национальность считают титульной, а страну именуют по большинству народа (этноса).

Исторические, национальные, экономические, политические и прочие  факторы развития, периоды существования отдельных государств различны по своему менталитету, характеру и сочетанию. Это приводит к необходимости даже в рамках однотипных

хозяйственных систем выделять их этнические особенности. Практическая целесообразность такого выделения важна для:

1) выявления общих и специфических черт национальных хозяйственных систем отдельных стран;

2) учета особенностей менталитета государств в процессе экономического, политического, культурного сотрудничества с ними, при заключении  многосторонних и двусторонних договоров, соглашений, установлении контактов на уровне низовых звеньев национального хозяйствования (между  предприятиями, организациями и учреждениями различных стран) и в других случаях;

3) определения направлений и приоритетов в специализации экономик  стран, вступающих в разнообразные многострановые экономические и политические союзы, соглашения, консорциумы и т. д.

Этнические особенности отдельных типов национальных хозяйственных систем различных стран мира можно проследить при их более подробном рассмотрении. Для получения сравнительных характеристик социально-экономических достижений можно использовать систему критериев в форме значений «стандартов» показателей «благополучной» национальной экономики рыночного типа.

Критериальный комплекс «стандартных» значений макроэкономических  показателей «благополучной» ситуации в современной хозяйственной системе  рыночного типа имеет следующий вид:

1) высокий, т. е. в пределах 2-3% и более рост темпов ВВП (ВНП);

2) низкий, т. е. не выше 4-5% годовой рост инфляции;

3) дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;

4) уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;

5) как минимум неотрицательный платежный баланс страны.

3.Национальные экономики открытого (закрытого) типа.

Многолетний опыт свидетельствует о том, что экономика любой страны (и даже любого

типа) в силу объективных и субъективных причин может быть с различной степенью полноты включена в процессы мирохозяйствования. Национальная экономика любой страны может исследоваться с двух сторон. С одной стороны, ее можно рассматривать как социально-экономическую систему суверенного государства, функционирование и развитие которой направлено исключительно на достижение целей и задач «своего» общества. В этом случае экономика каждой конкретной страны выглядит как замкнутая, ориентированная в основном на внутренние ресурсные возможности и национальные интересы при минимальном развитии внешнеэкономических связей. С другой стороны, экономическая система любой страны как составная часть единой мировой системы хозяйствования может рассматриваться в разрезе ее масштабных и разносторонних взаимосвязей с экономиками других стран в процессе обмена результатами труда, капиталами, ресурсами, научными идеями, кадрами, достижениями в области техники и технологии производства и т. д.

Б связи с этим в экономической теории и практике принято выделять:

а) национальные хозяйственные системы открытого типа («открытые экономики»);

б) национальные хозяйственные системы закрытого типа («закрытые экономики»).

Анализ отечественного и мирового опыта свидетельствует о том, что в настоящее время наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического и даже психологического характера.

Наибольшее воздействие на развитие этой тенденции, а следовательно, на набор показателей, характеризующих ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры,

обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включенности в международное разделение труда, в международные экономические союзы, договоры и соглашения.

Существует прямая зависимость уровня открытости (закрытости) национальной

экономики от степени социально-экономического развития страны. В частности, «малые индустриальные страны», такие, как Тайвань, Макао, Гонконг и т. п., характеризуются крайне высоким уровнем своих внешнеэкономических связей. Это приводит к тому, что доля ВНП этих стран, обмениваемая на мировом внешнеторговом рынке, колеблется от 40% (Тайвань) до 70 и более процентов (Макао, Гонконг и т. д.) В то время как в странах, относящихся к числу средних по размерам территории и численности населения (Австрия,

Бельгия, Ирландия, Нидерланды и т. д.), эта доля составляет примерно 40%, а

в более крупных индустриально развитых государствах она еще ниже (Великобритания, Италия, Канада, Франция и т. п.). У крупных и крупнейших стран мира — Индии, Китая, России, США — этот показатель не превышает 25% размера их ВНП. Что касается доли ВНП, обмениваемого на внешнеторговом мировом рынке, то для национальных хозяйственных систем закрытого типа его значение колеблется в пределах не выше 15-18% (Северная Корея, Албания и др.). Фактически она может быть и выше, если учесть возможности этих стран, возникающие в результате их участия в различных общественно-политических блоках, союзах и т. п. За счет своей политической активности в них

страны с закрытой экономикой могут получать различные формы экономической помощи и поддержки на безвозмездной основе.

Взаимодействие систем открытого и закрытого типа привело к появлению в научном и практическом обиходе ряда понятий, характеризующих эти явления, таких,

как:«взаимность», «уязвимость», «ранимость» национальной экономики.

Под «взаимностью» понимают преодоление национальной хозяйственной

системой возникающих в ней диспропорций и неравномерностей развития отраслей, отдельных производств и регионов.

Показатели открытости (закрытости) экономики страны. 

Для характеристики степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы страны в практике мирохозяйствования принято использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные.

К прямым показателям-индикаторам относятся доли:

1) ВНП страны, обмениваемого на мировом рынке (внешнеторговая квота в ВНП);

2) экспорта в национальном производстве;

3) импорта в национальном потреблении продовольственных и непродовольственных товаров;

4) иностранных инвестиций в общем объеме накоплений (реальных и портфельных).

Эта группа интегральных индикаторов открытости распадается на более частные показатели, характеризующие различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Например, доли импорта и экспорта детализируют объемы поставок из страны и в страну отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, лекарств, оборудования, сырья, энергоресурсов и т. д. Пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей-индикаторов определяют степень экономической, продовольственной, фармацевтический, технологической, военной и другой безопасности.

Вторую группу показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны.

1. Уровень «долларизации» внутрихозяйственного оборота в стране.

2. Численность «челноков».

3. Сумма продаж товаров «челночного» происхождения.

4. Доля продаж товаров «челночного» происхождения в общем объеме розничного товарооборота страны.

5. Объем вывоза из РК иностранной валюты.

6. Объем ввоза в РК иностранной валюты.

7. Объем ввоза в РК наркотиков.

8. Объем ввоза в РК оружия.

9. Доля страны в мировых объемах продаж и покупок отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и продукции сельского хозяйства.

10. Размеры «утечки мозгов» за границу (контракты отечественных ученых и специалистов для работы за рубежом).

11. Число свободных экономических зон (СЭЗ) различных типов, функционирующих в экономике страны.

12. Участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и т. д.

Уровень «долларизации» внутрихозяйственного оборота в стране отражает

весьма уродливое явление, не имеющее аналогов ни в одной из высокоразвитых зарубежных национальных экономик.

Показатели численности «челноков», сумма продаж товаров «челночного» происхождения, доля продаж товаров «челночного» происхождения в общем объеме розничного товарооборота страны, объем ввоза в страну и вывоза из страны иностранной валюты, оружия, наркотиков и другие отражают чаще всего незаконные, запрещаемые отечественным и международным законодательством действия юридических и физических лиц. Эти показатели отражают, как правило, процессы и явления, разрушающие национальную хозяйственную систему. В частности в настоящее время, по оценкам экспертов,

Число СЭЗ всех типов, функционирующих в национальной экономике, степень участия страны в международных экономических союзах, договорах и соглашениях — важнейшие и относительно новые характеристики открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Они отражают процессы «зонирования» в современной мировой и национальной практике хозяйствования. Эти процессы подвержены влиянию системы малоаспектных факторов и имеют свою специфику.

Международные экономические союзы, договоры и соглашения способствуют росту открытости экономик стран, в них входящих. Однако открытость проявляется лишь в рамках этих союзов, договоров и соглашений. В частности, в ЕЭС доля межстрановой торговли составляет в общем объеме экспорта 61,в НАФТА — 45%, Взаимные поставки продукции 12 стран — членов СНГ в 1990 г. были равны 72,1% общего объема стоимости их экспорта, в 1995 г. — 55%. Ныне эта доля продолжает постепенно снижаться.

Мировая практика «зонирования» и создания международных экономических союзов, договоров и соглашений означает переход государственных систем с национальных уровней хозяйствования на интернациональный (международный). А это, в свою очередь, означает новое качество практики мирохозяйствования.

Рост степени интернационализации связей и отношений имеет свои достоинства и недостатки, которыми обладают как процессы «зонирования», так и процессы создания и функционирования различных международных экономических союзов, межгосударственных договоров и соглашений.

Общими для этих институтов являются следующие черты:

1. Особые социально-экономические задачи их создания и функционирования, хотя и различающиеся по своим масштабам и содержанию.

2. Известная схожесть СЭЗ в их традиционном толковании с международными экономическими союзами, соглашениями и договорами в сочетании с видоизмененным механизмом хозяйствования как формы реализации производственных отношений.

Принципиальная разница между СЭЗ любого типа, действующими на национальной территории, и международными экономическими союзами, договорами и соглашениями состоит в том, что СЭЗ всегда ориентирована на либерализацию ее внешнеэкономических связей. Это позволяет даже относительно замкнутой национальной экономике интегрироваться в мировое пространство.

В то время как международные экономические союзы, соглашения и договоры такую либерализацию и открытость практикуют лишь в рамках того экономического пространства, в котором действуют договоры и соглашения, реализующие хозяйственную деятельность каждого конкретного международного экономического союза, договора или соглашения. По отношению к другим странам, не входящим в данные союзы, договоры и соглашения, применяются жесткие протекционистские меры.

Таким образом, формируется весьма противоречивая разнонаправленная тенденция. С

одной стороны, в системе мирохозяйственных связей идет процесс либерализации экономических отношений. С другой — происходит регионализация и обособление этих связей в пределах объединенных территорий стран, входящих в соответствующие международные союзы, соглашения и договоры.

В экономической теории и практике мирохозяйствования можно выделить и сотни косвенных показателей-индикаторов, характеризующих состояние и тенденции развития открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. В целом же система прямых и косвенных показателей отражает уровень включенности страны в мировую практику хозяйствования и одновременно уровень ее зависимости, долю самостоятельности и экономического суверенитета национальной экономики в использовании внешних ресурсов, идущих на производственное и непроизводственное, общественное и личное потребление и накопление.

4.Сущность, принципы, методы и способы государственного регулирования степени

открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы 

Государственное регулирование степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы сводится к процессам управления внешнеэкономическими связями — (ВЭС) страны. ВЭС представляют собой комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов между государствами. ВЭС позволяют концентрировать производство в наиболее эффективных отраслях, отказываясь от расширения выпуска таких товаров, которые выгоднее завозить из-за рубежа. ВЭС фактически устраняют национальные границы концентрации и специализации производства и создают новые возможности для более эффективного развития этих процессов.

Анализ мирового опыта социально-экономических реформ подтверждает, что государственное регулирование становится неотъемлемым элементом системы управления ВЭС страны.

В экономической теории под государственным регулированием ВЭС понимается совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями и задачами. Воздействие государства осуществляется через систему республиканских органов исполнительной власти посредством принятия законов и подзаконных актов.

У нас основными целями вмешательства государства в ВЭС являются защита экономического суверенитета, обеспечение национальной безопасности РК, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий ее интеграции в мировую экономику. Государственное регулирование ВЭС действует как в централизованно планируемой и управляемой экономике, так и в рыночной экономике. Однако в централизованно планируемой и управляемой экономике государственное регулирование более ярко выражено.

Успехи промышленно развитых стран в области социально-экономического развития были достигнуты в значительной мере благодаря успешному регулированию государством ВЭС этих стран. К числу таких стран относятся в первую очередь Япония и Германия, а также новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии — Южная Корея, Тайвань, Сингапур и другие, где в 90-е гг. ВВП увеличивался быстрыми темпами.

Государственное регулирование ВЭС осуществляется практически всеми странами мира. Однако цели и задачи этого регулирования, его формы и методы, а также получаемые в итоге результаты различны.

Необходимость государственного регулирования ВЭС определяется потребностями самого рыночного механизма хозяйствования. При этом государственное регулирование выступает единственным инструментом, который создается для обеспечения правил и порядка, без которых рынок существовать не может. Уход государства из сферы управления ВЭС приводит к негативным социально-экономическим последствиям.

Экономическая теория выделяет два принципиально разных подхода к

оценке роли и места государства в регулировании ВЭС: фритредерство и протекционизм.

Фритредерство — это политика свободной торговли, когда государственные, прежде всего таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, где национальные субъекты хозяйствования, действующие на территории страны, способны выдержать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. Этот подход не лишен ряда проблем, решить которые невозможно в условиях принципа свободной торговли. К проблемам, которые можно решать только в рамках государства или союза государств, проводящих согласованную единую, скоординированную внутреннюю и внешнюю торговую политику, относятся:

— обеспечение обороноспособности страны;

— поддержание эффективной внутренней занятости;

— диверсификация производства в целях сохранения внутренней стабильности и дальнейшего развития;

— защита новых отраслей от разорения более развитыми иностранными

производителями;

— защита от иностранного демпинга;

— защита внутренней экономики от более дешевой иностранной силы.

Политика протекционизма, в отличие от фритредерства, направлена на защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционизм строится на использовании высоких таможенных тарифов, максимально возможном ограничении импорта. По своей сущности это сугубо защитная мера. Следует подчеркнуть, что и фритредерство и протекционизм как элементы государственной политики в области ВЭС в чистом виде не существуют. Обычно их совмещают, используя преимущества каждого из этих подходов.

Для современной казахстанской экономики наиболее предпочтительно оптимальное сочетание внешнеэкономической открытости и протекционизма, с учетом реальных возможностей и потребностей страны. Реализация этой модели предполагает ряд этапов постепенного и последовательного процесса, имеющего свои цели и задачи. Структурные элементы этого процесса должны быть тесно связаны с общим ходом преобразований российского общества и государства, обязательной защитой и поддержкой отечественных товаропроизводителей. Государство обязано определять кредитно-денежную, налоговую, валютную политику, разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение, координировать и контролировать деятельность отдельных отраслей и производств. В условиях РК необходимо усиление мер государственного протекционизма

не только на внутринациональном, но и на межстрановом уровне хозяйствования, даже в условиях либерализации ВЭС. Требуется активная позиция государства в:

— установлении круга участников ВЭС и определении их прав по проведению операций на внешнем рынке;

— выработке условий и порядка выхода на внешний рынок;

— оперативном регулировании ВЭС;

— управлении ценообразованием и определении порядка расчетов по экспортно-импортным операциям;

— централизованном плановом регулировании (в рамках государственного

сектора экономики);

— установлении порядка взаимоотношений с государственным бюджетом по внешнеэкономическим операциям.

Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, которая охватывает и вновь интегрирующиеся в мировое хозяйство страны с переходной и рыночной экономикой, каждое из государств сохраняет в силе инструменты регулирования экспорта и импорта, целью которых является защита и обеспечение национальной безопасности.

В наши дни, когда осознана необходимость перехода общества к устойчивому развитию, приобретает особое значение анализ существующих и возможных проблем глобальной безопасности. Современный этап развития человечества сопровождается возникновением качественно новых, зачастую непредвиденных видов опасности как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность». Оно прочно вошло в лексикон и жизнь общества во многих странах. Из

концепции национальной безопасности РК вытекает ряд направлений, по которым уже ведется работа. Согласно этой концепции национальные интересы РК в области экономики являются ключевыми.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы РК заключаются в установлении для казахстанских производителей таких экономических  связей, которые бы обеспечили реализацию интересов казахстанских предприятий, способствовали повышению

конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту.

Важная задача в области внешнеторговой деятельности — создание благоприятных условий для международной интеграции казахстанской экономики,

расширение рынков сбыта казахстанской продукции. Необходимы дальнейшее продвижение по пути формирования единого экономического пространства со странами СНГ, демонтаж торговых барьеров, возникших при сотрудничестве со странами бывшего СЭВ.

Следует отметить, что государственное регулирование ВЭС может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности (производство и торговля наркотиками, оружием), так и на поддержку некоторых форм предпринимательства.

К основным принципам государственного регулирования ВЭС как фактора и условия обеспечения процессов открытости (закрытости) национальной экономики РК можно отнести следующие:

1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РК.

2. Единство системы государственного регулирования ВЭС и контроль над ее осуществлением.

3. Проведение единой политики экспортного контроля.

4. Единство таможенной территории РК.

5. Приоритет экономических мер государственного регулирования.

6. Равенство участников ВЭС и недопустимость их дискриминации.

7. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭС и исключение неоправданного вмешательства государства в ВЭС, нанесения ущерба ее участникам и экономике РК в целом.

Законодательством РК предпочтение отдается экономическим методам регулирования ВЭС. При этом система методов государственного регулирования ВЭС обусловлена следующими требованиями функционирования рыночной экономики:

— государство, применяя экономические регуляторы, должно контролировать получаемые ими положительные или отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений;

— все участники ВЭС должны быть равны при применении к ним методов регулирования ВЭС (рыночный принцип равенства условий подразумевает, что важнейшие инструменты регулирования внешней торговли и других форм ВЭС — едины для всей страны и не могут применяться или отменяться в зависимости от «специфики» предприятий,

отраслей). Ни в одной стране мира не используются только рыночные механизмы регулирования и управления ВЭС. В современных условиях все государства применяют широкий комплекс средств защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Государственное регулирование охватывает практически все стадии ВЭС

(от анализа до мер регулирования). Использование большинства этих средств

регламентируется межгосударственными соглашениями и конвенциями. В основе ограничений лежат действующие экономические законы. Они являются

отправным пунктом при сознательном формировании экономического порядка, который призван согласовывать частные и общественные (национальные)

интересы.

Практикум к лекции 3

1. Хозяйственная (Экономическая) система национальной экономики

1.Определение ХС

2. Элементы ХС

3. Типы ХС

4. Основные модели хозяйственных систем национальной экономики

2. Национальные экономики открытого (закрытого) типа.

Определение

1.НЭ открытого  типа.

2. НЭ  закрытого типа.

2. Показатели открытости (закрытости)

1.

2.

3. Прямые и косвенные показатели открытости(закрытости)

3. Государственное регулирование степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы 

1. Сущность

2. Государственное регулирование ВЭС

3.Основные цели вмешательства государства в ВЭС

4.Составьте словарь новых терминов с объяснением их значений.

5. Вопросы для самоконтроля:

1. Характеристики административно-командной экономики

2. Специфика американской, хозяйственной системы национальной экономики

3. Особенности казахстанской модели экономики.

4. Этнические особенности отдельных типов национальных хозяйственных систем

5. Показатели открытости (закрытости) экономики страны.

6. Основные принципы государственного регулирования ВЭС


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50915. Физиология крови. Учебно-методическое пособие 1.02 MB
  Смесители а для подсчета эритроцитов; б для подсчета лейкоцитов; 1 капилляр; 2 ампула; 3 наконечник I II III группа крови агглютинины сывороток неизвестная кровь эритроциты антиА антиВ антиАВ цоликлоны неизвестная кровь эритроциты Rh Rh группа крови цоликлон антиД наличие или отсутствие агглютинации неизвестная кровь эритроциты группа крови Rh Rh Новосибирская Государственная медицинская академия Кафедра нормальной физиологии ФИЗИОЛОГИЯ...
50919. Финансовый анализ деятельности предприятия ОАО «Магнит» и разработка мероприятий по её совершенствованию 672.5 KB
  Изучены теоретические подходы к оценке финансового состояния; на основании финансовой отчетности предприятия произведена оценка имущественного положения и результатов производственно – хозяйственной деятельности организации розничной торговли; разработана система мероприятий способствующая положительному росту показателей финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
50920. Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси на маятнике обербека 110 KB
  Цель работы: Экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами характеризующими вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. В этой модели считается что трение в оси блока 8 отсутствует этот блок невесом а момент сил трения Μтр в оси блока с крестовиной не зависит от угловой скорости вращения.1 Поэтому если нанести экспериментальные точки Нiti2 на координатную плоскость по оси абсцисс которой откладывается Н а на оси ординат – t2 то экспериментальные точки должны лежать на прямой; Обозначим в 1.
50922. Побудова багаточлена Лагранжа. Складання програми 46 KB
  Мета. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа, скласти програму. Обладнання. Лист формату А4, ручка, ПК, програмне забезпечення С++. 3. Індивідуальне завдання Знайти наближене значення функції при даному значенні аргументу за допомогою інтерполяційного багаточлена Лагранжа.
50923. Особенности восприятия звуков во внутреннем ухе и передачи их в корковые центры слуха 15.15 KB
  Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью.