78380

Основные понятия МЧП. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Лекция

Мировая экономика и международное право

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования Национальный режим – это принцип в соответствии с которым иностранные лица и лица без гражданства имеют те же права и обязанности что и физические и юридические лица РФ если иное не предусмотрено законом. Режим наибольшего благоприятствования это принцип в соответствии с которымлица одного государства в силу международного соглашения приобретают дополнительные права и гарантии. Нормы ограничивающие права иностранцев соответствуют положениям ст. Гражданские права могут быть...

Русский

2015-02-07

15.84 KB

5 чел.

Лекция 4. Основные понятия МЧП.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Национальный режим – это принцип, в соответствии с которым иностранные лица и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и физические, и юридические лица РФ, если иное не предусмотрено законом.

Режим наибольшего благоприятствования -  это принцип, в соответствии с которымлица одного государства в силу международного соглашения приобретают дополнительные права и гарантии. При этом национальный режим является общим правилом, а режим наибольшего благоприятствования – для лиц как исключение.

Национальный режим может устанавливать как ограничения, так и привилегированное положение для иностранцев.

Нормы, ограничивающие права иностранцев соответствуют положениям ст.1 ГК, в которой указан (установлен) принцип ограничения гражданских прав. Гражданские права могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, безопасности государства, общественного порядка, прав и свобод человека и гражданина на основании ФЗ,  ЗК РФ, ГПК РФ и т.д. Ограничения заключаются в правоспособности.

Ряд законов предусматривает привилегии для иностранцев – закон «Об иностранных инвестициях».

Взаимность и риторсия.

Взаимность – это принцип, в соответствии с которым иностранное право признается и применяется в том случае, если оно признается в отношении российского права в этом государстве.

Принцип взаимности имеет место в том случае, если он прямо предусмотрен ФЗ. Как правило, принцип взаимности устанавливается международным договором. Он может касаться отдельных прав, правомочий, гарантий или предоставление участниками обоюдного соглашения национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Принцип взаимности предусмотрен практически во всех сферах международного права, регулирует гражданский оборот, а также практически во всем национальном законодательстве.

В соответствии со ст.2 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003г под взаимностью в российском законодательстве понимается предоставление одним государством или группой государств определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством первому государству такого же режима (соглашение о правовой помощи, ст.1189 ГК). От установления взаимности зависит будет ли применяться иностранное право или нет.

В соответствии с п.2 ст.1189 в случае, когда применяются иностранные права, зависимые от взаимности (е необходимость предусмотрена законом), то предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Риторсия – ответная мера государства в виде ограничения прав российских граждан и юридических лиц (ст.1194 ГК). Ограничения устанавливаются Постановлением Правительства. Аналогичные меры предусмотрены в ст.398 ГПК.

Риторсии действуют с момента введения в действие Постановления Правительства, а прекращаются – с момента восстановления прав российских лиц в том государстве, где они были ограничены.

Основанием для введения риторсии являются жалобы в органы государственной власти (дипломатические представительства, уполномоченному по правам человека, Министерство иностранных дел).

Ограничение может быть оформлено в виде ФЗ:

- обобщение информации о нарушении самими государственными органами

- деятельность общественных организаций (гражданское общество)

О риторсии говорится в АПК в ст.254.

Чаще всего риторсии вводятся в сфере торговли и в сфере семейного права. Например, ужесточение таможенного режима, квота на провоз сельхозпродукции из Южной Америки.

Обратная отсылка и отсылка к закону третьей страны.

Коллизия (противоречие) может заключаться в том, что каждое государство считает, что правоотношение должно регулироваться его законодательством (положительная коллизия). Решение зависит от того, в суде какого государства решается спор.

Отрицательная коллизия – ситуация, когда каждое государство (или оба государства) считают, что данное правоотношение должно регулироваться не его, а другим законодательством. Результатом отрицательной коллизии является обратная отсылка, когда два государства отсылают друг к другу и отсылка к третьей стране (государство отсылается к другому, а другое – к третьему).

Обратная отсылка. В соответствии с ГК в РФ допускается обратная отсылка, но только к нормам материального права (ст.1190). Таким образом, стороны при выборе применимого правопорядка должны иметь ввиду только материальное право.

Оговорка о публичном порядке и применение императивных норм

Публичный порядок – это основы правопорядка и нравственности, которые не позволяют применять нормы иностранного права.

Так, РФ признает легитимность тех событий и действий, которые законны по праву другого государства, но хотя и незаконны по праву России, но не противоречащие ее публичному порядку.

Квалификация юридического факта или правоотношения как противоречащего основам правопорядка и нравственности – по усмотрению суда.

Так как закон не определяет что такое публичный порядок, это отводится на усмотрение суда.

Применение императивных норм. В соответствии со ст.1192 ГК правила раздела 6 не затрагивают действия тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и законных интересов участников гражданского оборота, регулирующих соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

Пути преодоления конфликта квалификации юридических терминов.

  1. Автономия воли участников
  2. Применяется квалификация по закону страны суда
  3. Толкование в соответствии с законом страны применимого права


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45218. Опыт пропаганды и агитации советского периода 41.5 KB
  Опыт пропаганды и агитации советского периода И. Но для того чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы понастоящему массовой пропаганды которая . В 1939 году было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКПб По словам Сталина: .сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики краевой и областной парторганизации.
45219. Современные политические ПР-технологии России: опыт, тенденции и проблемы развития 48 KB
  Задачи: формирование и продвижение имиджа доведение до избирателя правдивой информации о кандидатах донесение до кандидата реальных проблем и ожиданий групп населения. Особенность воздействия на массовое сознание состоит в том что с помощью него можно усилить роль тех черт кандидата его способностей внешности которые могут привлечь симпатии избирателей. Для персонального консультирования специалист должен уметь: провести адекватную диагностику ситуации видеть явные и скрытые проблемы и ресурсы; выстроить стратегию наращивания...
45220. Интегрированные коммуникации в деятельности современных бизнес-структур: опыт, проблемы, перспективы развития 36.5 KB
  ИМК -– это новая организационная технология способная решить многие проблемы связанные с ростом всех типов коммуникаций. Это новая форма организации маркетинга это новая философия и стратегия бизнес-коммуникаций следуя которой можно вывести на новый качественный уровень все виды взаимодействия с потребителем. ИМК – практика унификации всех средств маркетинговых коммуникаций начиная с рекламы и заканчивая упаковкой для передачи целевой аудитории последовательного убедительного сообщения способствующего наиболее полной реализации целей...
45221. Российский опыт использования ПР-технологий в деятельности государственных структур 25 KB
  Российский опыт использования ПР-технологий в деятельности государственных структур. В случае государственных структур объектом воздействия становится налогоплательщик гражданин который хочет и имеет право знать обо всех действиях государственных органов разного уровня. Эта технология используется в российских государственных ПР для корректировки проблемы после того как коммуникация начала развертываться в нежелательном направлении и события приняли нежелательный оборот. Основная задача государственных ПР – создание образа компетентного и...
45222. Специфика ПР деятельности общественных объединений 29 KB
  Цель ПР в третьем некоммерческом секторе – помощь в реализации различных социальных проектов привлечение внимания общественности к важным социальным проблемам формирование общественного мнения относительно необходимости решения данных проблем. Взаимоотношения социальных служб и СМИ также является одной из сложных задач. Ведь несмотря на то что в любой газете есть отдел социальных проблем журналисты не часто пишут об НКО поскольку плохо знают их работу. Деятельность по связям с общественностью в социальных службах включает в себя: 1.
45223. Подготовка РК специалистов в России: специфика, проблемы, перспективы развития ПР образования 26.5 KB
  Подготовка РК специалистов в России: специфика проблемы перспективы развития ПР образования. Российская подготовка ПРспециалистов учитывает опыт их подготовки в других странах что позволило избежать ряда крупных ошибок. Например данная специальность на была помещена на факультеты журналистики как в США 2 3 всех специалистов против этого выступает Э. Но мы стоим в преддверии такой проблемы как перепроизводство специалистов которые вопервых могут быть просто не нужны потому что столько не нужно и вовторых которые могут быть не...
45224. Миссия, идеология и направления деятельности профессиональных международных объединений ПР-специалистов: IРRА,СЕRР,IАВС,IРR,РRSА 44.5 KB
  Рост числа профессиональных ассоциаций отражает серьезность усилий предпринимаемых многими специалистами в области ПР в целях придания этой функции должного статуса и дальнейшей ее профессионализации. IРRА пропагандирует престиж профессий специалиста в области РR высокие стандарты и соблюдение этических норм среди специалистов которым приходится иметь дело с международными аспектами РR. IPR издает так называемые Золотые страницы по важнейшим проблемам представляющим интерес для мирового сообщества специалистов в области PR. Это...
45225. Миссия, идеология и направления деятельности российских профессиональных организаций ПР-специалистов: РАСО 33.5 KB
  Миссия идеология и направления деятельности российских профессиональных организаций ПРспециалистов: РАСО РАСО была создана в июле 1991. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются...
45226. Кодексы профессионального поведения профессиональных зарубежных сообществ: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 61.5 KB
  Положения кодекса приняты с целью пропаганды и активного внедрения высоких стандартов общественной деятельности и этики поведения членов РRSА. Член обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию доверенную ему нынешними или бывшими клиентами или служащими. Член не должен представлять интересы одной из конфликтующих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон. Член не должен заниматься никакой деятельностью которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.