78381

Международный коммерческий арбитраж (МКА)

Лекция

Мировая экономика и международное право

Институциональные суды имеют перечень потенциальных арбитров из которых стороны вправе выбирать арбитров но обычно всегда. Арбитражное соглашение – это процессуальная сделка в соответствии с которой стороны передают обязуются друг перед другом передать рассмотрение спора тому или иному арбитражу. Стороны могут договориться о спорах по конкретному делу либо по всем спорам которые у них могут возникнуть в течение определенного периода времени. в арбитражном соглашении стороны могут указывать на вид арбитража а процедура...

Русский

2015-02-07

18.27 KB

0 чел.

Лекция 5. Международный коммерческий арбитраж (МКА)

МКА – это альтернативный способ разрешения коммерческих споров, который представляет собой институт частного правосудия и вид третейского суда.

Закон РФ «О МКА» 1993г не подчиняется закону «О Третейских судах» 2002г. Закон «О Третейских судах» не регулирует создание и деятельность коммерческих арбитражей.

Наиболее известными коммерческими арбитражами в РФ (более 50) являются МКАС (международный коммерческий арбитражный суд) и МАК (Морская Арбитражная Комиссия) при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП).

МАК при ТПП рассматривает дела в сфере торгового мореплавания, а МКАС – все иные коммерческие споры.

Компетенция каждого арбитража устанавливается его регламентом, но арбитраж вправе выходить за пределы компетенции, указанной в регламенте. Например, спор о трудовом праве, корпоративном праве. Для этого суд должен определить свою компетенцию на заседании.

МКА – это альтернативный способ разрешения коммерческих споров, т.е. это процедуры, которые направлены на предотвращение конфликтов или разрешение споров, не обращаясь к органам государственной власти.

  1.  Неюрисдикционный способ – переговоры, примирения, согласительные процедуры, медиации.
  2.  Юрисдикционный способ – третейское правосудие, МКА

Арбитражи создаются при крупных внешнеторговых компаниях и товарных биржах.

Выделяют два вида:

- разовые арбитражи (ad hoc)

- институциональные арбитражи

Разовый суд собирается для рассмотрения одного спора, а институциональные действуют постоянно и у них есть свой регламент.   

Данные виды судов взаимодействуют в том, что институциональные суды предлагают сторонам арбитров из числа имеющихся у них. Институциональные суды имеют перечень потенциальных арбитров, из которых стороны вправе выбирать (1, 3, 9 арбитров), но обычно всегда 3.

Состав судей формируется из наиболее авторитетных юристов (не чиновников) из сферы науки, бизнеса и т.д.

Причины распространения институциональных коммерческих арбитражей в РФ:

  1.  Нежелание предпринимателей судиться в государственных судах
  2.  Отсутствие традиций урегулирования коммерческих споров в государственных судах РФ
  3.  Невозможность защитить свои права и интересы
  4.  Недоверие судей к предпринимательскому сообществу
  5.  Техническая проблема – отсутствие времени у суда

Международные договоры:

  1.  Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958г. (Нью-Йоркская конвенция)
  2.  Европейская Конвенция «О внешнеторговом арбитраже» 1961г.
  3.  Типовой закон «О международном торговом арбитраже» 1985г.

Для каждого суда устанавливается свой регламент.

Арбитражное соглашение – это процессуальная сделка, в соответствии с которой стороны передают (обязуются) друг перед другом передать рассмотрение спора тому или иному арбитражу.

Виды арбитражных соглашений (по форме):

- арбитражная оговорка (указывается в тексте контракта на коммерческий арбитраж)

- третейская запись (отдельно составленное соглашение)

Арбитражное соглашение действительно при соблюдении формы и содержания.

Стороны могут договориться о спорах по конкретному делу, либо по всем спорам, которые у них могут возникнуть в течение определенного периода времени.

Арбитражное соглашение не является гражданско-правовой сделкой, поэтому к нему не применяется гражданское законодательство. Более того, арбитражное соглашение будет применяться при рассмотрении споров, связанных с последствиями недействительности контракта.

Процедура разбирательства.

Российское законодательство определяет порядок обращения сторон, формирование состава арбитража и порядок рассмотрения спора.

В случае если арбитраж разовый, то эти вопросы определяются арбитражным соглашением.

В соответствии со ст.4 Европейской Конвенции 1961г. в арбитражном соглашении стороны могут указывать на вид арбитража, а процедура рассмотрения спора должна проводиться в соответствии с его регламентом.

Дела рассматриваются единоличным арбитром, тремя или девятью арбитрами.

Функции арбитров могут выполнять также лица, не внесенные в список (общее правило), но есть случаи-исключения:

  1.  Председателем состава может быть только лицо, состоящее в списке
  2.  При единоличном арбитре – также только лицо из списка
  3.  В случае возникновения спора относительно состава коллегии вправе назначать самостоятельного арбитра также из состава.

Формирование состава арбитража, рассматриваемого конкретный спор, исходит из презумпции 3-х арбитров, если иное количество не предусмотрено соглашением.

В исковом заявлении истец указывает избранного им арбитра и запасного арбитра или просьбу о том, чтобы они были назначены Председателем суда. То же самое делает ответчик в срок не более 30 дней.

Также в течение 30 дней стороны должны выбрать Председателя состава.

Слушание ведется на русском языке.

Если в ходе судебного разбирательства стороны достигли соглашения, т.е. заключат мировое соглашение, разбирательство прекращается.

В случае, если стороны не договорились о применимом праве, то дело будет рассматриваться по законодательству места нахождения арбитража, если коллизионные нормы законодательства места нахождения не предусматривают иное.

  1.  Применяется право, избранное сторонами.
  2.  Применяется право в соответствии с коллизионной нормой
  3.  При отсутствии коллизионной нормы – по законодательству РФ.

МКА взаимодействуют с государственными судами по различным направлениям:

  1.  В соответствии со ст.235 АПК государственные арбитражные суды могут рассматривать заявления по вопросам компетенции арбитража
  2.  Государственный суд определяет действительность арбитражного соглашения
  3.  Государственные суды решают вопросы предварительного обеспечения иска
  4.  Государственные суды рассматривают ходатайства об отмене арбитражного решения

Основания для отмены арбитражного соглашения.

  1.  Арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по закону РФ.
  2.  Одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособной.
  3.  Одна из сторон не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения.
  4.  Решение вынесено по спору, не предусмотренным арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия или содержит постановление по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения с тем, однако, что если постановление по вопросам, охватанным арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватаны таким соглашением, то может быть отменена только та часть арбитражного решения, которая содержит постановление по вопросам, не охватанным арбитражным соглашением.
  5.  Состав арбитража или арбитражная процедура не соответствует соглашению сторон.

Государственный суд может отказать в признании и исполнении арбитражного решения, вынесенного как в России, так и за рубежом по тем же основаниям, которые установлены для отмены арбитражного решения.

Существует категория арбитражей, которые рассматривают инвестиционные споры.

Инвестиционные споры – споры между иностранными инвесторами и РФ. Предмет спора – нарушение гарантий иностранных инвесторов.

В соответствии с п.1 ст.1  Нью-Йоркской конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным на территории государства иного, чем то государство, где и спрашивается признание и приведение в исполнение таких решений по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица.

Государства признают арбитражные решения как обязательные к исполнению из в соответствии с процессуальными нормами той территории, где и спрашивается признание и приведение в исполнение арбитражных решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22744. Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Ейзенхауера 31 KB
  Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема когда материальное благополучие США еще больше возросло. В 60е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового социального равновесия в стране.
22745. Африканська політика адміністрації Дж. Картера 26.5 KB
  Киссинджер пытались наладить отношения с будущими партнёрами национальноосвободительными силами на юге Африки которые стремились расширить круг своих сторонников на международной арене использовать противоречия международного сообщества с Южной Родезией ЮАР и с колониальными властями Португальской Африки. В частности во время поездки по странам Африки в апрелемае 1976г. Киссинджера в ходе его поездки по странам Африки как прямое указание к действиям. Весомым практическим результатом этой политики для Африки стали посреднические усилия...
22746. Умисел як форма вини 128.5 KB
  Вина - це завжди умисел або необережність. Лише за наявності вини особи щодо вчиненої нею дії (бездіяльності) можна говорити про склад злочину як підставу кримінальної відповідальності.
22747. Доктрина Ейзенхауера 22 KB
  €œДоктрина Ейзенхауера€. У боротьбі за крісло у Білому домі Дуайт Ейзенхауер використав нову зовнішньополітичну доктрину замінивши політику стримування політикою відкидання звільнення ' від комунізму її теоретиком був Дж.Кеннана що у зовнішніх справах Ейзенхауер був людиною гострого політичного розуму і передбачуваності. Президент зазнав нищівної критики військові вимагали збільшення фінансування на звичайні озброєння але Ейзенхауер вистояв.
22748. Політика США щодо СРСР у першій половині 80-х рр 27.5 KB
  Політика США щодо СРСР у першій половині 80х рр. У зовнішньополітичній діяльності президента Рейгана варто розрізнити два періоди відповідно до термінів президентства: 19811984 рокичас різкої конфронтації з СРСР курсу на військову перевагу США у світі домінування силових методів у розв'язанні міжнародних конфліктів дії доктрини Рейгана доктрини неоглобалізму тобто протистояння з СРСР у будьякому куточку планети; 19851989 рокиперіод пошуку шляхів для виходу із політики глобального протистояння з СРСР нормалізації...
22749. Зрив США Паризької наради у верхах у 1960 р 25 KB
  обследовав сверхсекретные объекты Советского Союза Семипалатинский ядерный полигон авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту95 близ него полигон противоракетной обороны в СарыШагане ракетный полигон ТюраТам космодром Байконур U2 выскользнул из пределов СССР южнее города Мары. Отмолчались и продолжили планирование разведывательных полетов над СССР. Дело в том что в мае должно было состояться совещание большой четверки США СССР Великобритании и Франции в Париже где предстояла новая встреча главы американского государства с...
22750. Теоретичні основи зовнішньої політики адміністрації Р. Рейгана 30.5 KB
  У зовнішньополітичній діяльності президента Рейгана варто розрізнити два періоди відповідно до термінів президентства: 19811984 рокичас різкої конфронтації з СРСР курсу на військову перевагу США у світі домінування силових методів у розв'язанні міжнародних конфліктів дії доктрини Рейгана доктрини неоглобалізму тобто протистояння з СРСР у будьякому куточку планети; 19851989 рокиперіод пошуку шляхів для виходу із політики глобального протистояння з СРСР нормалізації стосунків з СРСР підписання кардинальних договорів щодо...
22751. Провал інтервенції на Кубі 1961 р. та Карибська криза 23 KB
  Поскольку он сразу занял антиамериканскую позицию США поддержали противников Кастро и помогли им организовать высадку на Кубе апрель 1961 г. США поддержали высадку контрреволюционных групп на территорию Кубы в 1961 году. Поскольку Куба была расположена в 90 милях от побережья США большая часть их территории оказалась бы в сфере досягаемости ракет. США узнали об этом только из данных военной разведки когда ракеты уже были установлены и на этот раз действовали весьма жестко.
22752. Американсько-радянські переговори і угоди на найвищому рівні у 1991 р. Договір СНО-1 22.5 KB
  Этот и другие недостатки Договора разный подход к ограничению охватываемых документом видов СНВ вывод за скобки установленных количественных пределов крылатых ракет морского базирования отказ США подтвердить свою приверженность Договору по ПРО по существу ставили под вопрос соответствие этого Договора принципу равенства и одинаковой безопасности США обеспечили себе возможность достижения военностратегического перевеса над СССР не выходя формально за рамки принятых обязательств. В соответствии с Договором СНВ1 более строгому...