78381

Международный коммерческий арбитраж (МКА)

Лекция

Мировая экономика и международное право

Институциональные суды имеют перечень потенциальных арбитров из которых стороны вправе выбирать арбитров но обычно всегда. Арбитражное соглашение это процессуальная сделка в соответствии с которой стороны передают обязуются друг перед другом передать рассмотрение спора тому или иному арбитражу. Стороны могут договориться о спорах по конкретному делу либо по всем спорам которые у них могут возникнуть в течение определенного периода времени. в арбитражном соглашении стороны могут указывать на вид арбитража а процедура...

Русский

2015-02-07

18.27 KB

0 чел.

Лекция 5. Международный коммерческий арбитраж (МКА)

МКА – это альтернативный способ разрешения коммерческих споров, который представляет собой институт частного правосудия и вид третейского суда.

Закон РФ «О МКА» 1993г не подчиняется закону «О Третейских судах» 2002г. Закон «О Третейских судах» не регулирует создание и деятельность коммерческих арбитражей.

Наиболее известными коммерческими арбитражами в РФ (более 50) являются МКАС (международный коммерческий арбитражный суд) и МАК (Морская Арбитражная Комиссия) при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП).

МАК при ТПП рассматривает дела в сфере торгового мореплавания, а МКАС – все иные коммерческие споры.

Компетенция каждого арбитража устанавливается его регламентом, но арбитраж вправе выходить за пределы компетенции, указанной в регламенте. Например, спор о трудовом праве, корпоративном праве. Для этого суд должен определить свою компетенцию на заседании.

МКА – это альтернативный способ разрешения коммерческих споров, т.е. это процедуры, которые направлены на предотвращение конфликтов или разрешение споров, не обращаясь к органам государственной власти.

  1.  Неюрисдикционный способ – переговоры, примирения, согласительные процедуры, медиации.
  2.  Юрисдикционный способ – третейское правосудие, МКА

Арбитражи создаются при крупных внешнеторговых компаниях и товарных биржах.

Выделяют два вида:

- разовые арбитражи (ad hoc)

- институциональные арбитражи

Разовый суд собирается для рассмотрения одного спора, а институциональные действуют постоянно и у них есть свой регламент.   

Данные виды судов взаимодействуют в том, что институциональные суды предлагают сторонам арбитров из числа имеющихся у них. Институциональные суды имеют перечень потенциальных арбитров, из которых стороны вправе выбирать (1, 3, 9 арбитров), но обычно всегда 3.

Состав судей формируется из наиболее авторитетных юристов (не чиновников) из сферы науки, бизнеса и т.д.

Причины распространения институциональных коммерческих арбитражей в РФ:

  1.  Нежелание предпринимателей судиться в государственных судах
  2.  Отсутствие традиций урегулирования коммерческих споров в государственных судах РФ
  3.  Невозможность защитить свои права и интересы
  4.  Недоверие судей к предпринимательскому сообществу
  5.  Техническая проблема – отсутствие времени у суда

Международные договоры:

  1.  Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958г. (Нью-Йоркская конвенция)
  2.  Европейская Конвенция «О внешнеторговом арбитраже» 1961г.
  3.  Типовой закон «О международном торговом арбитраже» 1985г.

Для каждого суда устанавливается свой регламент.

Арбитражное соглашение – это процессуальная сделка, в соответствии с которой стороны передают (обязуются) друг перед другом передать рассмотрение спора тому или иному арбитражу.

Виды арбитражных соглашений (по форме):

- арбитражная оговорка (указывается в тексте контракта на коммерческий арбитраж)

- третейская запись (отдельно составленное соглашение)

Арбитражное соглашение действительно при соблюдении формы и содержания.

Стороны могут договориться о спорах по конкретному делу, либо по всем спорам, которые у них могут возникнуть в течение определенного периода времени.

Арбитражное соглашение не является гражданско-правовой сделкой, поэтому к нему не применяется гражданское законодательство. Более того, арбитражное соглашение будет применяться при рассмотрении споров, связанных с последствиями недействительности контракта.

Процедура разбирательства.

Российское законодательство определяет порядок обращения сторон, формирование состава арбитража и порядок рассмотрения спора.

В случае если арбитраж разовый, то эти вопросы определяются арбитражным соглашением.

В соответствии со ст.4 Европейской Конвенции 1961г. в арбитражном соглашении стороны могут указывать на вид арбитража, а процедура рассмотрения спора должна проводиться в соответствии с его регламентом.

Дела рассматриваются единоличным арбитром, тремя или девятью арбитрами.

Функции арбитров могут выполнять также лица, не внесенные в список (общее правило), но есть случаи-исключения:

  1.  Председателем состава может быть только лицо, состоящее в списке
  2.  При единоличном арбитре – также только лицо из списка
  3.  В случае возникновения спора относительно состава коллегии вправе назначать самостоятельного арбитра также из состава.

Формирование состава арбитража, рассматриваемого конкретный спор, исходит из презумпции 3-х арбитров, если иное количество не предусмотрено соглашением.

В исковом заявлении истец указывает избранного им арбитра и запасного арбитра или просьбу о том, чтобы они были назначены Председателем суда. То же самое делает ответчик в срок не более 30 дней.

Также в течение 30 дней стороны должны выбрать Председателя состава.

Слушание ведется на русском языке.

Если в ходе судебного разбирательства стороны достигли соглашения, т.е. заключат мировое соглашение, разбирательство прекращается.

В случае, если стороны не договорились о применимом праве, то дело будет рассматриваться по законодательству места нахождения арбитража, если коллизионные нормы законодательства места нахождения не предусматривают иное.

  1.  Применяется право, избранное сторонами.
  2.  Применяется право в соответствии с коллизионной нормой
  3.  При отсутствии коллизионной нормы – по законодательству РФ.

МКА взаимодействуют с государственными судами по различным направлениям:

  1.  В соответствии со ст.235 АПК государственные арбитражные суды могут рассматривать заявления по вопросам компетенции арбитража
  2.  Государственный суд определяет действительность арбитражного соглашения
  3.  Государственные суды решают вопросы предварительного обеспечения иска
  4.  Государственные суды рассматривают ходатайства об отмене арбитражного решения

Основания для отмены арбитражного соглашения.

  1.  Арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по закону РФ.
  2.  Одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособной.
  3.  Одна из сторон не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения.
  4.  Решение вынесено по спору, не предусмотренным арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия или содержит постановление по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения с тем, однако, что если постановление по вопросам, охватанным арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватаны таким соглашением, то может быть отменена только та часть арбитражного решения, которая содержит постановление по вопросам, не охватанным арбитражным соглашением.
  5.  Состав арбитража или арбитражная процедура не соответствует соглашению сторон.

Государственный суд может отказать в признании и исполнении арбитражного решения, вынесенного как в России, так и за рубежом по тем же основаниям, которые установлены для отмены арбитражного решения.

Существует категория арбитражей, которые рассматривают инвестиционные споры.

Инвестиционные споры – споры между иностранными инвесторами и РФ. Предмет спора – нарушение гарантий иностранных инвесторов.

В соответствии с п.1 ст.1  Нью-Йоркской конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным на территории государства иного, чем то государство, где и спрашивается признание и приведение в исполнение таких решений по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица.

Государства признают арбитражные решения как обязательные к исполнению из в соответствии с процессуальными нормами той территории, где и спрашивается признание и приведение в исполнение арбитражных решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80875. Организация аттестации муниципальных служащих 42.43 KB
  Порядок проведения аттестации Порядок проведения аттестации муниципальных служащих определяется путем принятия положения о проведении аттестации муниципальных служащих каждым муниципальным образованием в соответствии с Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих. Для проведения аттестации на каждого муниципального служащего готовятся аттестационный лист муниципального служащего и отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв представляется не...
80876. Муниципальное образование как объект управления 43.36 KB
  Федеральный закон №131 Об общих принципах организации МСУ в РФ: МО это городское или сельское поселение муниципальный район городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов поселков сел станиц деревень хуторов кишлаков аулов и других сельских населенных пунктов в которых МСУ осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы МСУ; Городское поселение город или поселок в...
80878. Муниципальное управление общественной безопасностью 45.48 KB
  В систему общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности: 123 Каждое из них обеспечивает предоставление населению определенной общественной услуги по месту проживания и передвижения. Основным субъектом обеспечения общественной безопасности на муниципальных территориях является государство осуществляющее свои функции в данной области через органы законодательной исполнительной и судебной власти. На поселения возложены участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в его...
80879. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 45.34 KB
  В состав ЖКК входят три основных блока:=жилищное хозяйство т. Государственная политика реформирования ЖКК. Основные направления реформирования ЖКК: Финансовое оздоровление предприятий ЖКК Передача распоряжения бюджетными средствами на дотирование отрасли от предприятий к жителям осуществляется в комплексе с мерами социальной защиты малоимущих граждан. Вместо дотирования предприятий ЖКК вводятся адресные жилищные субсидии зачисляемые на персонифицированные счета граждан.
80880. Основы государственной и муниципальной социальной политики 46.75 KB
  Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика это система целей задач и механизмов их реализации направленных на обеспечение населения социальными услугами на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.соцполитику реализуются как собственные полномочия МС так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
80881. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений 45.99 KB
  Проблема муниципального регулирования занятости населения. Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости.
80882. Муниципальная жилищная политика 45.91 KB
  Отсутствие жилья и плохие жилищные условия одна из главных причин снижения рождаемости семейных конфликтов детской беспризорности. в которой указаны основные задачи в области обеспечения доступности жилья и жилищного строительства разграничены функции федерального центра регионов и муниципалитетов в жилищной сфере. С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нашей стране была передана в муниципальную собственность включая ведомственный жилищный фонд передававшийся в процессе приватизации...
80883. Критерии и показатели эффективности муниципального управления 44.98 KB
  Поскольку генеральной целью муниципальной деятельности является повышение качества жизни населения на территории муниципального образования данный показатель в динамике мог бы выступать в качестве обобщающего критерия эффективности муниципального управления. Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:спецификой муниципального образования как сложного объекта управления имеющего иерархическую структуру;трудностями формализованного описания социальноэкономических...