78385

Строение и действие контроллеров, реверсоров, выключателей

Лекция

Производство и промышленные технологии

Контактный элемент мостикового типа с двойным разрывом контактов состоит из изолятора 17 и рычага 13 контактных болтов 14 мостиковых контактов 16 держателя и пружин 15 обеспечивающих начальное и конечное контактное нажатие. Контроллер КВ1552 имеет следующую техническую характеристику: Тип контактов Мостиковый Напряжение 75 В Ток продолжительного режима 10А Ширина 10 мм Раствор 6 8 Провал 25 35 мм Нажатие 34 35 Н Угол поворота: главной рукоятки главного барабана реверсивного барабана в обе стороны нулевого положения 115 230 от 300...

Русский

2015-02-07

230.44 KB

3 чел.

Электрические аппараты

Тема 2 Урок 8

Строение и действие контроллеров, реверсоров, выключателей.

Контроллер машиниста. Контроллер машиниста (КМ) 1 предназначен для коммутации цепей управления тепловозом. Переключением реверсивной рукоятки 1 (рис. 69) контроллера машиниста изменяют направление движения тепловоза. Изменением положения штурвала 2 контроллера меняют частоту вращения вале дизеля, а следовательно, и его мощность.

Контроллер КВ-1552 является новым типом контроллера й имеет ряд отличий от контроллеров КВ-16А-12, КВ-1-509, КВ-1501: применена контактная система мостикового типа, управление 1лавным барабаном осуществляется штурвалом, отсутствует зубчатая передача.

Контроллер состоит из корпуса 3, крышки, главного 6 и реверсивного 4 барабанов, кулачковых элементов 7, реверсивной рукоятки 1 и штурвала 2. На вал главного барабана набираются кулачковые шайбы, при помощи которых замыкаются и размыкаются в определенной последовательности контактные элементы 5, Позиции главного и реверсивного барабанов фиксируются насаженными на их валы храповиками 12. Фиксация храповика происходит на каждой позиции штурвала или реверсивной рукоятки специальным рычагом 10, фиксатором 9 и пружинами 8 и 11. Фиксатор является одновременно механической блокировкой реверсивной рукоятки и штурвала. Механическая блокировка исключает перемещение реверсивной рукоятки на ходовых позициях штурвала главного барабана и перемещение штурвала на нулевом положении реверсивной рукоятки.

Реверсивная рукоятка съемная, она имеет три положения: «Вперед», «Назад» и нейтральное. Снять рукоятку можно только при положении штурвала на холостом ходу (нулевом). Штурвал главного барабана имеет одно положение «холостой ход дизеля» и пятнадцать рабочих позиций (положений). Контактный элемент — мостикового типа с двойным разрывом контактов, состоит из изолятора 17 и рычага 13, контактных болтов 14, мостиковых контактов 16, держателя и пружин 15, обеспечивающих начальное и конечное контактное нажатие. В рычаге имеется ролик, который, перемещаясь по поверхности кулачковой шайбы, включает или выключает контактный элемент.

Контроллер КВ-1552 имеет следующую техническую характеристику:

Тип контактов

Мостиковый

Напряжение

75 В

Ток продолжительного режима

10А

Ширина

10 мм

Раствор

6—8 »

Провал

2,5—3,5 мм

Нажатие

34—35 Н

Угол поворота:

главной рукоятки

главного барабана

реверсивного барабана в обе стороны

нулевого положения

115°

230°

от 300

Число элементов главного барабана

12

Число элементов реверсивного барабана

2

Число позиций

15

Кнопочные выключатели, тумблеры. Включение и выключение цепей управления, освещения и цепей вспомогательных электрических машин выполняют кнопочными выключателями (ВК). На тепловозах применяются кнопочные выключатели КУ-26А-2 (ТЭ2), ВК-2 (ТЭЗ), ВКР-1200 (ТЭ10, ТЭП60), ВК-12А-3 (ТЭМ1, ТЭМ2), имеющие по 12 кнопок, из которых две с самовозвратом для пуска дизеля. Во всех этих выключателях применен один и тот же кнопочный элемент.

Каждая кнопка (рис. 70) имеет два неподвижных стальных пальца 5, привинченных к деревянной рейке 9, и подвижной фибровый ползун 4, на котором укреплена медная контактная планка 3. Ползун соединен стержнем 2 с пуговкой (головкой) 1 кнопки он имеет канавку для фиксации кнопки в выключенном положении

Кнопочные выключатели (за исключением ВКР-1200) снабжены механическим замком, представляющим собой валик 10 с рычагами 12, запирающими часть кнопок. Валик поворачивается рукояткой (ключом), которая надевается на него через отверстия выключателе. Рукоятка может быть вставлена и вынута только при выключенных и запертых кнопках.

На всех тепловозах установлен разъединитель батареи (ВБ) 1 типа ГВ-22А. Он представляет собой двухполюсный рубильник, установленный на изоляционной доске и имеющий дистанционный рычажный привод. Рубильник рассчитан на ток продолжительного сжима 400 А и номинальное напряжение 75 В.

Выключатель реле заземления (ВРЗ) типа ГВ-27А установлен на тепловозе ТЭЗ. Это трехполюсный рубильник, рассчитанный на длительный ток 80 А и номинальное напряжение 250 В. На других тепловозах для реле заземления применены отключатели однополюсные типа ГВ-25А с теми же характеристиками.

Тумблеры УП, ПКР, 44 и другие выключатели типов ТВ-2 и В1-4 применяются в качестве переключателя режимов, для отключения управления переходом на ослабленное возбуждение, управления жалюзи холодильника, муфтой вентилятора, в цепях освещения, для включения цепи дополнительного регулирования др. Выключатели (рис. 72) рассчитаны на 220 В и 5 А, неразборные. Так как расстояние от оси 7 до средней части скоса сектора 9 минимальное по отношению к остальным точкам скоса, то ручка б при повороте переходит в одно из крайних положений (под действием пружины), поворачивая сектор 9 также в одно из крайних положений. Один из контактных мостиков 11 сходит с пары неподвижных серебряных контактов 3, размыкая их, а второй замыкает другую пару контактов 3

Автоматические воздушные выключатели (автоматы) различных серий (рис. 73) используются для защиты цепей управления, освещения и вспомогательных нагрузок от чрезмерно больших токов при перегрузках и коротких замыканиях, а также для подключения и отключения различных цепей.

Выключатель А-3161 состоит из подвижного 4 и неподвижного 5 контактов, изготовленные из металлокерамического материала на основе серебра. Подвижной контакт гибким соединением связан с тепловым расцепителем, выполненным из инварстальной термобиметаллической пластины 13 со штырьком 12, удерживающим рычаг 11 взвода. Расцепитель срабатывает при выгибании биметаллической пластины 13 вниз вследствие различного удлинения инвара и стали при нагреве предельно допустимым током. Выключатель включается только при взведении механизма управления для последующего автоматического отключения при перегрузке. Чтобы взвести механизм, рукоятку управления 8 переводят вниз, в результате чего конец рычага взвода вводится под штырек расцепителя. После этого рукоятку 8 переводят вверх, вследствие чего рычаги 9 перебрасываются вверх, контактный рычаг 10 поворачивается вокруг оси 3 и подвижной контакт замыкается с неподвижным.

Неавтоматическое отключение выключателя осуществляется переводом рукоятки вниз. После автоматического отключения рукоятка занимает среднее положение. Дуга, возникающая при разрыве контактов, гасится в дугогасительной камере 6. Выключатели А-3161 имеют номинальный ток Iн= 25 А, напряжение 110 В (постоянный ток), ток срабатывания теплового расцепителя 1,25 Iн, но не более 1,35 Iн в течение 1 ч.

Реверсор. Для изменения направления движения тепловоза путем изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей служит реверсор (ПР). Так как электродвигатели имеют последовательное возбуждение, то контактная система реверсора должна быть рассчитана на большие токи, а изоляция — на максимальное напряжение силовой цепи. Для обеспечения прохождения больших токов необходимо создать большие контактные нажатия и мощный привод На тепловозах применена контактная система барабанного или кулачкового типа, а приводы— поршневые и диафрагменные. Поршневой привод для тепловозных реверсоров не выпускается, так как он сложнее в изготовлении и требует большего ухода в эксплуатации.

Реверсоры включают в цепь обмоток возбуждения, а не в цепь якорей электродвигателей, так как в этом случае напряжение между контактами реверсора меньше, а следовательно, и размеры аппарата получаются также меньшими.

На тепловозах 2ТЭ116 —ППК-8064, рассчитанный на ток 1000 А.

Электропневматический переключатель ППК-8064 (реверсор) предназначен для переключения без тока обмоток возбуждения тяговых электродвигателей с целью изменения направления движения тепловоза и представляет собой многополюсный электропневматический кулачковый переключатель. Он имеет 12 кулачковых элементов с двусторонним расположением контактных групп и два узла вспомогательных контактов, укрепленных на корпусе привода. Кулачковый контактный элемент состоит из среднего изоляционного контактодержателя с двумя подвижными пальцевыми контактами, имеющими один общий вывод, двух изоляционных контактодержателей с неподвижными контактами и кулачковой шайбой (одна кулачковая шайба управляет двумя элементами: верхним и нижним). Изоляционные контактодержатели закреплены на шести металлических стойках, кулачковые шайбы - на валу, который поворачивается под воздействием пневматического привода 1 диафрагменного типа, управляемого дистанционно электропневматическими вентилями. Переключатель имеет устройство для ручного проворота и фиксации контактов в нулевом положении при ремонте.

Условное обозначение переключателя ППК-8064У3

П — переключатель;
П — пневматический;
К — кулачковый;
8 — ток;
06 — количество контактных групп;
4 — конструктивное исполнение;
У3 - климатическое исполнение.

Состав переключателя
1. пневматический привод;
2. изолированные стойки;
3. неподвижные контакты;
4. подвижные контакты;
5. вал;
6. кронштейн;
7. кулачковая шайба;
8. качающийся рычаг.

Технические данные

 

ППК-8064

Количество коммутируемых цепей

6

Номинальное напряжение, В

900

Род тока

постоянный

Номинальный ток, А

1000

Номинальное напряжение катушки вентиля пневматического привода, В

110

Номинальное давление, МПа

0,5

Максимальное давление, МПа

0,675

Минимальное давление, МПа

0,35

Раствор контактов, не менее

10

Контактное нажатие, Н

300± 15

Масса, кг

152