784

Формирование психофизиологических характеристик хоккейного вратаря в возрасте 12-14 лет

Курсовая

Психология и эзотерика

Особенности психологической характеристики вратарей в возрасте 12-14 лет. Методика специфической игровой деятельности и психологической характеристики юных вратарей-хоккеистов. Программа особенностей игровой деятельности и психологическая характеристика хоккейного вратаря 12-14 лет в годичном цикле подготовки.

Русский

2013-01-06

270.5 KB

120 чел.

Уральский государственный университет физической культуры

Кафедра теории и методики хоккея и футбола

Решаев Степан Владимирович

студент 312 группы

Формирование психофизиологических характеристик хоккейного вратаря в возрасте 12-14 лет

Курсовая работа по направлению

032100 — физиологическая культура

Проверил:                       

Лаптев В.М.                    

Челябинск - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Особенности психологической характеристики вратарей в возрасте 12-14 лет

  1.  Психологические свойства деятельности хоккейного вратаря
    1.  Физическая, общая и специальная подготовка хоккейного вратаря в возрасте 12 - 14 лет

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Методика специфической игровой деятельности и психологической характеристики юных вратарей -хоккеистов

  1.  Методика игровой деятельности юных вратарей — хоккеистов
    1.  Программа особенностей игровой деятельности и психологическая характеристика хоккейного вратаря 12-14 лет в годичном цикле подготовки

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

В период возраста 12-14 лет происходит в основном совершенствование более гибкой координации в уже приобретенных навыках. В том числе очень важна психологическая подготовка хоккеиста

Вратарь в возрасте 12-14 лет в хоккейной команде занимает особое положение. Хоккейный вратарь — центральная фигура в команде. От его деятельности во многом зависит результат игры команды. Успешная игра стража ворот вселяет уверенность в действия партнеров на площадке, побуждает их к атакующим действиям, проявлению инициативы и творчества. Слабая игра вратаря вносит нервозность и хаотичность в действия партнеров и, как правило, приводит к поражению команды. Структура и содержание игровой деятельности вратаря, связанные с его функциональными обязанностями, значительно отличаются от деятельности полевого игрока. В отличие от полевых игроков вратарь постоянно участвует в игре и в течение 60 минут чистого игрового времени находится в состоянии высокого физического и особенно психического напряжения. [29]

Вратарю должны быть присущи качества большинства представителей игровых видов спорта, такие, как: ловкость, игровое понимание, скорость мышления. Кроме того, вратарь обязан уметь хорошо кататься на коньках, владеть клюшкой, т. е. выполнять все то, что умеет делать полевой игрок.

Вместе с тем вратарь должен обладать и рядом специальных качеств: смелостью (часто подставляет себя под удар), психологической устойчивостью (ответственность вратаря намного выше, чем у полевых игроков), отличным зрением и реакцией (должен уметь быстро фиксировать взгляд на шайбе, летящей с большой скоростью, реагировать на внезапные броски). Особенность его игровой деятельности предъявляет повышенные требования к развитию физических и психических качеств. Он должен обладать устойчивостью, распределением и переключением внимания и быстротой ориентировки; уметь оценить ситуацию, предвидеть дальнейший ход ее развития, выбрать правильное решение и реализовать его. Все это зависит от тактического мышления и определяет творчество вратаря, что проявляется в инициативности, неожиданности и нестандартности принимаемых решений.

Успешная деятельность хоккеиста немыслима без высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативности, выдержки и самообладания.

Актуальность данной проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили формулировку темы: «Формирование психофизиологических характеристик хоккейного вратаря в возрасте 12-14 лет».

Цель - выявить особенности игровой деятельности и психологической характеристики вратарей 12-14 лет

Объект - психологическое состояние хоккейного вратаря.

Предмет - методы формирования психического состояния хоккейного вратаря в соревновательной деятельности.

Гипотеза _ формирование психологической характеристик хоккейного вратаря проходит успешно, если при выявлена сила нервной деятельности; предыдущий   тренировочный   процесс   обеспечил   создание   необходимого

физического потенциала; тренировка вратаря строится с учетом его личностных особенностей.

Задачи:

  1.  Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2.  Определить особенности игровой деятельности и психологической характеристик хоккейного вратаря в возрасте 14-16 лет.
  3.  Разработать методику формирования психологической характеристик хоккейного вратаря.

Методы исследования - анализ научной литературы, анализ тренировочного процесса хоккейных вратарей, педагогическое наблюдение, тестирование, обобщение и анализ результатов педагогического эксперимента.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРАТАРЕЙ В ВОЗРАСТЕ 12-14 ЛЕТ

1.1 Психологические особенности деятельности хоккейного вратаря

Понятие «психологическая подготовка» включает в себя две категории: общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка проводится в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего процесса спортивного совершенствования. С ее помощью решают следующие специфические задачи:

  1.  воспитание моральных черт и качеств личности;
  2.  воспитание волевых качеств, особенно смелости и решительности, целеустремленности и настойчивости, выдержке и самообладанию;
  3.     развитие   процессов   восприятия,   в   частности   совершенствование  специализированных видов восприятия, таких как «чувство льда», «чувство клюшки и шайбы», «чувство ворот», «чувство времени и пространства»;
  4.  развитие внимания, его устойчивости, сосредоточенности, распределения
    и переключения;
  5.  развитие тактического мышления;
  6.  развитие способности управлять своими эмоциями. [29]
    Воспитание моральных качеств спортсмена.

В процессе подготовки хоккеиста чрезвычайно важно параллельно с воспитанием физических качеств и совершенствованием технико-тактической подготовленности формировать его характер и личностные качества (идейность, убежденность, позитивное отношение к труду, патриотизм, любовь и преданность хоккею и др.).

Так как моральный облик спортсмена во многом зависит от общего уровня его развития, следует постоянно нацеливать спортсмена на повышение самообразования, культуры, эрудиции. В ходе тренировочного процесса и на соревнованиях нужно последовательно, педагогично воздействовать на формирование личностных качеств, тактично устраняя негативные проявления с помощью коллектива.

Воспитание волевых качеств. Волевые качества спортсмена устойчиво проявляются тогда, когда цели и мотивы волевых действий определяются взглядами спортсмена, твердыми убеждениями и моральными установками.

Необходимым условием развития волевых качеств является высокий уровень подготовленности спортсмена. Если имеются изъяны в подготовленности, хоккеист, как правило, сталкивается с большими трудностями в соревновании. Он может потерять самообладание, решительность. Недостаточный уровень подготовленности не может быть компенсирован напряжением воли.

Для восприятия смелости и решительности необходимо использовать упражнения, выполнение которых связано с известным риском и преодолением чувства страха. Например, для воспитания общей смелости можно давать такие упражнения: прыжки в воду с вышки, спуск на лыжах с крутого склона и др. Для воспитания специальных волевых качеств, смелости и решительности в тренировочный процесс включают упражнения по преодолению чувства боязни, например упражнение против игрока, идущего с шайбой на высокой скорости, применяют жесткий силовой прием или принимают на себя шайбу, сильно брошенную соперником, и т. д. Кроме этого, нужно поощрять и стимулировать принятие игроками ответственных решений и выполнение ими решительных действий в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

   Целеустремленность и настойчивость воспитываются формированием у игроков сознательного отношения к тренировочному процессу, к важности освоения техники и тактики игры, к повышению уровня физической подготовленности.

Чтобы стимулировать интерес к своей спортивной деятельности, в тренировочном процессе полезно использовать эмоциональные упражнения повышенной сложности, контролируя их выполнение. Кроме этого, надо практиковать конкретные целевые установки на определенный срок и требовать их выполнения.

Выдержка и самообладание — чрезвычайно важные качества хоккеиста, выражающиеся в преодолении отрицательных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость и агрессивность, растерянность, подавленность) до игры и особенно в процессе игры. Для воспитания этих качеств в занятия включают упражнения, вызывающие значительное утомление и болевые ощущения. В тренировках моделируют сложные игровые ситуации с внезапно меняющейся обстановкой и при этом добиваются того, чтобы хоккеисты не терялись в этих условиях, управляли своими действиями, сдерживали отрицательные эмоции.

Инициативность и дисциплинированность проявляются в творчестве и активности в тренировочной и соревновательной деятельности. Инициативность воспитывается путем проведения сложных игровых упражнений и двусторонних учебных игр. При этом хоккеистам предлагается принимать самостоятельные решения и использовать для достижения цели нестандартные и неожиданные действия.

Дисциплинированность выражается в добросовестном отношении к выполнению своих обязанностей, в организованности и исполнительности. Воспитание дисциплинированности хоккеистов начинается с высокой организации учебно-тренировочного процесса, неукоснительного выполнения правил распорядка, установленных норм и требований. Для того чтобы выполнение этих правил и требований было постоянным и сознательным, необходимо, чтобы они были логичными и обоснованными.

Волевые качества тесно взаимосвязаны, а в соревновательной деятельности проявляются в полном единстве с физическими качествами и технико-тактическими навыками. В этой связи успешность их воспитания во многом зависит от организации и эффективности проведения тренировочного процесса, а также от рационального использования адекватных средств и методов избирательного воздействия на то или иное волевое качество.[4]

Развитие процессов восприятия. Умение вратаря ориентироваться в сложной обстановке связано с процессом восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением и включает специфические виды восприятия: "чувство ворот", "чувство шайбы", "чувство времени и пространства".

Эффективность выполнения многих технико-тактических действий в условиях соревнований связана с периферическим зрением. Хорошее видение поля, т. е. способность видеть передвижение шайбы, игроков противника и партнеров и объективно оценивать игровую ситуацию, — важная составляющая мастерства хоккеистов. Ограниченный объем поля зрения не позволяет хоккеисту полноценно реализовать свои технические и тактические возможности и приводит к нерациональным способам решения тактических задач. Периферическое зрение зависит от уровня тренированности спортсмена.

Не менее важное значение в игровой деятельности имеет глубинное зрение, выражающееся в способности хоккеиста точно оценивать расстояния между движущимися объектами: шайбой, игроками противника и партнерами. От точного определения расстояния и скорости движения объектов зависят своевременные и точные действия вратаря.

Для развития периферического и глубинного зрения в тренировочном процессе с успехом используют игровые упражнения, суть которых заключается в варьировании способов выполнения технико-тактических действий, в изменении скорости направления и расстояния движения различных объектов, их величины и цвета. Например, выполняются игровые упражнения с теннисным мячом и шайбой уменьшенного размера и светлого тона окраса.

Большое значение в хоккее имеет восприятие движений, как технико-тактического приема в целом, так и отдельных его частей, во времени и пространстве. В основе этого лежат тонкие мышечно-двигательные ощущения и зрительно-моторная координация.

Так как большинство соревновательных действий хоккеиста выполняется в условиях дефицита времени, необходима максимальная быстрота реагирования. Все действия хоккеиста связаны с механизмом сложных реакций (реакций выбора, на движущийся объект и антиципации) и характеризуются быстротой и точностью восприятия и своевременностью ответных движений. Как правило, лучшие показатели быстроты двигательных реакций — у вратарей. Для развития быстроты реакции необходимо использовать игровые упражнения, направленные на быстроту реагирования на различные сигналы, движущиеся объекты, внезапное изменение игровой ситуации, неожиданные и нелогичные переключения.

Игровая деятельность хоккеиста включает в себя различные по направлению и скорости передвижения, резкие повороты, вращения, падения, вызывает значительные раздражения вестибулярного аппарата. Поэтому эффективность игровой деятельности во многом зависит от вестибулярной устойчивости организма хоккеиста.

Для развития вестибулярной устойчивости в тренировочный процесс включают различные акробатические и гимнастические упражнения, рывки с изменением направления, челночный бег, вращения, упражнения на батуте, прыжки в воду и т. д. Полезно также применение специальных упражнений, связанных с выполнением технико-тактических действий в необычных условиях (прием и передача шайбы после выполнения кувырка или поворота на 180°). Особенностью двигательной деятельности хоккеистов являются специфические виды восприятия: «чувство льда», «чувство клюшки и шайбы», «чувство ворот», «чувство времени и пространства». В их основе лежат мышечные, зрительные, слуховые и вестибулярные ощущения, которые развиваются и совершенствуются параллельно с физическими и психическими качествами и двигательными навыками. [18]

Развитие внимания. Эффективность игровой деятельности хоккеистов в значительной мере определяется развитием внимания: его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. В сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях хоккеист одновременно воспринимает большое количество различных объектов. Это свойство внимания характеризуется его объемом. Вместе с тем хоккеист должен уметь концентрировать внимание (сосредоточиваться) на наиболее важных объектах и деталях. Это относится к интенсивности внимания, а умение противостоять различным отвлечениям и действию сбивающих факторов свидетельствует об устойчивости внимания. Эффективность игровой деятельности вратаря в значительной мере связывают с проявлением внимания, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. При этом под объемом внимания понимается способность вратаря одновременно держать в поле зрения несколько объектов: шайбу, игроков противника и партнеров.

Для развития интенсивности и устойчивости внимания выполняют упражнения с применением силовых единоборств на ограниченном пространстве. Для развития способностей распределения и переключения внимания в занятия включают игровые упражнения на большом пространстве с большим количеством объектов, например игра по всему полю с увеличенным составом команд и в две шайбы. [4]

Развитие способности управлять своими эмоциями. Умение спортсмена управлять своими эмоциональными состояниями в значительной степени содействует росту его спортивного мастерства. Позитивное или негативное отношение к отдельным моментам, эпизодам тренировки или соревнования сопровождается эмоциями, которые либо облегчают, либо затрудняют преодоление спортсменом субъективных и объективных трудностей.

Интенсивность эмоциональных состояний зависит от значимости и ответственности соревнований. В течение матча эмоциональное состояние изменяется, в наиболее ответственные моменты (забили или пропустили шайбу) интенсивность эмоций увеличивается.

Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают вратарю преодолевать чрезмерные возбуждения, экономить энергию, не нарушать нормальный ход мыслительного и двигательного процессов. Для управления эмоциональным состоянием и мобилизации стенических эмоций следует:

1) включать в тренировку нетрадиционные (эмоциональные и достаточно
сложные) упражнения с использованием соревновательного метода, добиваясь
обязательного их выполнения и формируя у хоккеистов уверенность в своих
силах;

2) включать иногда в тренировку музыкальное сопровождение;

3) использовать методы аутогенной и психорегулирующей тренировки,
чтобы снять утомление и чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Психологическая подготовка к предстоящему матчу строится на основе общей психологической подготовки и направлена на решение следующих конкретных задач:

  1.  осознание значимости предстоящего матча;
  2.  изучение особенностей условий предстоящего матча (время, место);

  1.  изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к матчу с их учетом и учетом своих возможностей в настоящий момент;
  2.  формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы в предстоящем матче;
  3.  преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим матчем; создание бодрого эмоционального состояния. В зависимости от индивидуальных особенностей вратаря, типа нервной системы подбирают и соответствующие средства и методы, среди них:

  1. Воздействие при помощи слова, в том числе самоприказа, самоободрения, самопобуждения;
  2. применение специальных дыхательных упражнений;
  3. использование специального массажа (возбуждающего или успокаивающего) в зависимости от состояния спортсмена;
  4. проведение различных отвлекающих (от мыслей об игре) мероприятий,   развлекательные   программы   (кино,   видеозаписи,   музыка,

посещение музеев и др.);

  1. применение в разминке специальных упражнений, регулирующих степень возбуждения;
  2. использование средств и методов аутогенной и психорегулирующей тренировки. [24]

1.2 Физическая общая и специальная подготовка хоккейного вратаря в возрасте 12 - 14 лет

Под психической надежностью спортсмена понимается вероятность стабильного сохранения им высокого уровня эффективной психической деятельности и положительного психического состояния в экстремальных ситуациях, тренировки и соревнований в течение запланированного цикла подготовки. «Устойчивая эффективность» психической деятельности и состояний, повышающая работоспособность и результативность двигательной деятельности спортсмена, обеспечивается комплексом психических составляющих.

Среди них можно выделить, во-первых, такие качества, которые прежде всего определяют эффективность двигательной деятельности (например, сенсомоторные и интеллектуальные качества); во-вторых, личностные свойства, способствующие эффективной помехоустойчивой деятельности в целом (мотивация достижений, уровень притязаний, стремление к доминированию, психическая выносливость, эмоциональная устойчивость); в-третьих, умение регулировать психическое состояние в условиях воздействия стрессогенных факторов; в-четвертых, социально-психологические особенности межличностных связей, способствующие надежной деятельности коллектива и его членов (сплоченность, четкая групповая структура, психологическая совместимость, оптимальное лидерство и др.). [23]

Повышение уровня надежности спортсмена осуществляется в процессе его психологической   подготовки   и   предусматривает   следующие   направления взаимосвязанных систематических психолого-педагогических воздействий:

  1.  формирование мотивационной сферы спортсмена и связанную с этим процессом их волевую подготовку;
  2.  обучение приемам саморегуляции и упражнениям;

1) оптимизация психологического климата и системы межличностных отношений в командах;

2) совершенствование системы двигательных установок и психомоторики спортсмена.

Результативность и надежность соревновательной деятельности спортсмена определяется не только его разносторонней подготовленностью, но и готовностью к данному соревнованию. Эти два понятия часто употребляют как синонимы, но они не однозначны.

Подготовленность спортсмена следует понимать как высокий уровень развития функциональных систем организма, регуляторных функций нервной системы и психики, физических и двигательных качеств, обеспечивающих специфическую двигательную деятельность. Подготовленность достигается в процессе спортивной тренировки, в ходе длительного спортивного совершенствования.

Готовность к соревнованию следует понимать как состояние спортсмена в данный момент времени, способствующее или препятствующее полному проявлению его подготовленности, т. е. реализации всех его возможностей в конкретном соревновании.

Готовность спортсмена к соревнованию — это его интегральная характеристика. В ней можно выделить пять компонентов: идейную готовность, моральную готовность, функциональную готовность, специальную готовность (физическую, техническую, тактическую, теоретическую) и психическую готовность.

Существенное практическое значение состояния психической готовности к соревнованию заключается в том, что оно представляет собой фон, на котором протекают психические процессы, направленные на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию действий, мыслей, чувств, поведения в целом, на решение технико-тактических и других задач, ведущих к достижению конечной соревновательной цели. Здесь-то и обнаруживается единство состояния психической готовности с другими сторонами целостной готовности личности к соревнованию — готовностью идейной, моральной, специальной и функциональной; раскрывается либо гармония всех звеньев этой сложной поликомпонентной системы, либо пробелы в формировании каких-то ее звеньев. Восстановить целостность системы, гармонию ее звеньев путем психической саморегуляции, как правило, невозможно, причем в ряде случаев потому, что слабым звеном является именно недостаточная психическая подготовленность спортсмена. [24]

Выводы по первой главе

Особенности игровой деятельности вратарей, заключающейся в постоянном нахождении на поле в состоянии необходимости принимать ответственные решения, обуславливают обязательное развитие, связанное с этим свойством личности. К числу важных для вратарей психофизиологических характеристик относятся время реакции на движущий объект; умение концентрировать внимание и переключать его с одного объекта на другой; эмоциональная устойчивость; тревожность.

ГЛАВА 2.  МЕТОДИКА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ -ХОККЕИСТОВ.

2.1. Методика игровой деятельности юных вратарей-хоккеистов.

Необходимой составной частью процесса формирования готовности к соревнованию спортсменов любой квалификации является психологическая подготовка.

Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности спортсмена к выступлению в соревновании, к борьбе за достижение наилучшего спортивного результата. Психологическая подготовка осуществляется в ходе спортивной тренировки.

Психологическая подготовка входит органической составной частью в содержание всех периодов и этапов тренировки. Принято выделять общую подготовку к соревновательной деятельности и специальную — к конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка решает учебно-воспитательные и образовательные задачи спортивной тренировки и, кроме того, задачи адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревновательной деятельности вообще, совершенствования умений управлять собой и развития стремления к достижению лучшего спортивного результата в этих условиях.

Специальная психологическая подготовка входит составной частью в формирование целостной готовности спортсмена к участию в каждом соревновании, но направлена конкретно на создание у него состояния психической готовности. [23]

Психологическая подготовка включает правильный настрой центральной нервной системы посредством слова. Например, при беседе с вратарем действует внешний импульс; когда вратарь «разговаривает» сам с собой, действует внутренний импульс (аутогенная тренировка).

Психологическая настройка на игру — дело сугубо индивидуальное. Каждый вратарь психологически готовится к матчам по-своему.

Во время игры, чтобы удерживать определенную интенсивность внимания, опытные вратари используют самовнушение, все время стимулируют свое внимание. Они говорят себе (в зависимости от ситуации): «Внимательнее», «Не отвлекайся», «А вот сейчас отдохни, расслабь плечи», «Обрати внимание на свое лицо — лоб не хмурится, гладкий». «Я чувствую легкость, свежесть, дышу глубоко». Перед игрой и в процессе игры себе внушать: «Ты должен стоять хорошо», «Нельзя пропускать шайбы». Нужно одинаково серьезно готовиться к любому матчу с любым соперником.

Очень важно взять себя в руки после того, как соперник забил шайбу или шайбы подряд, т.е. нанес ощутимый психологический удар. Не надо стремиться понять, почему это произошло (анализ после игры!), а стараться быстро собраться, внушить себе: «Ничего не случилось, я стою хорошо»...[45]

Методы изучения психофизиологических особенностей спортсменов. В спортивной психологии широко применяется целый ряд методов исследования личности, построенных на психофизиологических принципах. Для характеристики основных свойств нервной системы, как правило, используются точные инструментальные методы изучения способа реагирования человека на различные внешние раздражители или сигналы (зрительные, слуховые, тактильные). Применяются и анкетные методы (в анкетах используются вопросы, касающиеся проявлений тех или иных свойств нервной системы). Однако полученные с их помощью результаты всегда должны рассматриваться лишь как предварительные и обязательно уточняться показателями инструментальных методов. [23]

Методы комплексного обследования личности.

Комплексное применение различных по типу методик обязательно требует единого способа выражения результатов обследования, который позволил бы сопоставить их между собой и произвести совместную статистическую обработку. Для этого необходима так называемая нормализация результатов обследования. Сущность ее состоит в переводе первичных абсолютных единиц измерения, полученных каждым тестом, в единообразные относительные единицы.

В спортивной психологии применяются различные наборы, или комплексы, методов изучения личности. Выбор специальной комбинации тестов всегда определяется конкретной задачей: зачем исследуется личность спортсмена, какие именно ее свойства в данном случае необходимо выявить и т. д. Как правило, используются сочетания специальных вопросников, анкетных и психомоторных тестов, психофизиологических методик.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Адаптация Т. А Немчинова [23]

Опросник  состоит из 50 утверждений. Для пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка: 40—50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25—40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 бал лов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0 - 5 баллов - о низком уровне тревоги.

Методика измерения ригидности [24]

Определение ригидности особой сложности не представляет. Используемый для этого тест - опросник  содержит пятьдесят утверждений, требующих однозначной реакции («да» или «нет»). Каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл.

Ключ к методике измерения ригидности.

Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу важнейших. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Ригидность - тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. Код ответов

Ригидность: «нет» - 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

«Да» - 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.

От 0 - 13 - мобильный;

14 - 27 - проявляет черты ригидности и мобильности; 28 - 40 - ригидный.

Методика экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг - тест) [23] Оборудование.  Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги А-4 , разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду:«Перейти на другой квадрат». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс
5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в
каждом квадрате.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

  1. выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е.- наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
  2. ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

  1. нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  2. промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы средне-слабая нервная система;
  3. вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые так же относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими измеряющими разноуровневые характеристики личности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.

График 1.

Графики: а — выпуклого типа; б - ровного типа; в - промежуточного и вогнутого типов; г - нисходящего типа. Горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Развитие процессов восприятия. Умение ориентироваться в сложной игровой обстановке — важнейшее качество хоккеиста. В большой степени зависит оно от зрительных восприятий: объема поля зрения (периферическое зрение) и глубинного зрения. Эффективность выполнения многих технико-тактических действий в условиях соревнований связана с периферическим зрением.

Центральное зрение связано с функцией желтого пятна, а остальная сетчатка принимает участие в периферическом зрении. Вся сетчатка, содержащая в себе палочки и колбочки, участвует в восприятии пространства, которое определяется полем зрения. Периферическое зрение дополняет центральное возможностью ориентировки в пространстве — обеспечивает своей функциональной деятельностью дневное, а также сумеречное и ночное зрение, когда резко снижается центральное зрение.

Периферическое зрение определяется полем зрения — пространством, видимым глазом при условии неподвижной фиксации глаза и головы.

В поле зрения следует различать центральную его часть, относящуюся к центральному зрению, и всю остальную — периферическую.

Центральная часть поля зрения и участки выпадения в нем исследуются на кампиметре при фиксации глазом определенной точки. На расстоянии 1 м от глаза исследуемого белый тест-объект размером от 1 до 5 мм медленно передвигают от центра к периферии сначала по горизонтали, затем по вертикали и в косых направлениях, отмечая мелом точки, в которых исчезает объект. Таким образом отыскивают выпадения в поле зрения — скотомы.

Физиологическая скотома, соответствующая диску зрительного нерва, называется слепым пятном (скотома Бьер - Рума). Слепое пятно, определяемое с расстояния в 1 м, имеет вид слегка вытянутого овала, расположенного в 15° от

центра в височной части поля зрения.

Периферическая часть поля зрения имеет большую протяженность. Границы поля зрения определяются контрольным методом; обычной периметрией; квантитативной, или количественной, периметрией. [28]

Хорошее видение поля, т. е. способность видеть передвижение шайбы, игроков противника и партнеров и объективно оценивать игровую ситуацию, — важная составляющая мастерства хоккеистов. Ограниченный объем поля зрения не позволяет хоккеисту полноценно реализовать свои технические и тактические возможности и приводит к нерациональным способам решения тактических задач. Периферическое зрение зависит от уровня тренированности спортсмена.

Не менее важное значение в игровой деятельности имеет глубинное зрение, выражающееся в способности хоккеиста точно оценивать расстояния между движущимися объектами: шайбой, игроками противника и партнерами. От точного определения расстояния и скорости движения объектов зависят своевременные и точные действия хоккеиста, связанные с открыванием и выходом на ударную позицию, выполнением передач и т. д.

Для развития периферического и глубинного зрения в тренировочном процессе с успехом используют игровые упражнения, суть которых заключается в варьировании способов выполнения технико-тактических действий, в изменении скорости направления и расстояния движения различных объектов, их величины и цвета. Например, выполняются игровые упражнения с теннисным мячом и шайбой уменьшенного размера и светлого тона окраса.

Большое значение в хоккее имеет восприятие движений, как технико-тактического приема в целом, так и отдельных его частей, во времени и пространстве. В основе этого лежат тонкие мышечно-двигательные ощущения и зрительно-моторная координация.

Исследование свойств внимания

Корректурные пробы относятся к числу наиболее известных и широко применяемых в психологии методов оценки внимания. Благодаря надежности в отражении особенностей внимания, возможности сделать количественную оценку уровня его развития, простоте предъявления инструкции (можно использовать показ) данная методика с успехом применяется для хоккеистов.

Для исследования устойчивости внимания экспериментатор предлагает определенным образом зачеркивать в бланке корректурной пробы какой-либо элемент. Работа начинается по сигналу экспериментатора, длится 5 мин.

Проба производится с помощью таблиц Анфимова {приложение №6), в которых напечатаны произвольные сочетания букв без логического смысла.

Обследуемый должен быстро просмотреть все строчки таблицы, вычеркивая первую букву каждой строчки. Фиксируется время, затраченное на просмотр всей таблицы и количество допущенных ошибок. Быстрота выполнения пробы позволяет судить о лабильности, то есть скорости протекания нервных процессов. Число ошибок свидетельствует об уменьшении концентрации внимания за счет ослабления латерального торможении, снижении устойчивости функционирования корковых процессов.

При психофизическом перенапряжении быстрота выполнения пробы снижается (увеличивается время), а число ошибок возрастает.

Оценка результатов производится по времени, затраченному на просмотр всей таблицы:

  1. менее 3 минут - весьма отлично
  2. 3-4 минуты - отлично
  3. 5-6 минут - удовлетворительно
  4. Более 6 минут-плохо За каждую ошибку добавляется штрафное время в 5 сек. [6]

Исследование функционального состояния нервной системы с помощью теста Шульте [24]

Тест Шульте применяют при исследованиях объема и распределения внимания. Для проведения теста используют пять таблиц размером 60x60 см, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 {таблица 1). Обследуемый находится от таблицы на расстоянии, соответствующем остроте зрения. Ему предлагают отыскивать числа по порядку, показывая каждое указкой и читая его вслух. Секундомером отмечают время, затраченное на каждую таблицу. Очередность предъявления таблиц значения не имеет.

Физиологическая трактовка теста. Так как обследуемый должен не только отыскивать (движением глаз), узнавать (работает память), называть числа (работают мышцы речевого аппарата) и показывать указкой (движение мышц руки) в максимально высоком темпе в течение довольно длительного времени (примерно 2-5 минут), настоящей тест позволяет судить о подвижности и устойчивости функционирования нервных центров. Чем меньше времени затрачено на все таблицы (или в среднем на одну), тем выше скорость протекания нервных процессов, выше функциональное состояние нервной системы.

Трактовка результатов:

  1.  Если время на все таблицы одинаково, то внимание (корковые процессы) устойчиво (характерно для здоровых людей).
  2.  Уменьшение   времени   к  второй  -  третьей  таблице  свидетельствует  о врабатывании (характерно для здоровых людей).

Если время к последней таблице увеличивается, то идет утомление: чем быстрее это происходит, тем сильнее асстенизация нервной системы.

Об истощении внимания и снижении кратковременной памяти свидетельствуют ошибки - пропускают число, называют другое, похожее число. Таким образом, результат теста в определенной мере зависит и от памяти.

Критерии оценки:

Средним считается время, затраченное на одну таблицу в 30-50 сек. Если среднее время на таблицу меньше 30 сек, результат считается выше среднего.

Таблица 1.

Таблицы теста Шульте

1 №1 !

№4

; 14

18

1    7

24

21

25

7

21  !

11

\ 22 :

I

! и.)

9 !

2

10

3   j

23

1 16 !

5

1 6

20 j

11

12

16

5   j

18

23 j

2

! 25

3  |

15

15

20

9   |

24

19 ;

13

j   17

12 1

4

13

4

14  |

8

21

12

№2

■       7

20

5

№5

11

23 :

20

| 5

15

|   17

3\

18

25

17

1   !

6

; 19

4

1   8

25 !

13

21

7

19  i

13

j 24 !

2

| 22

20|

5j

12

24

16 j

4

9 !

14

1  11

23 ;

16

15

2

10 ;

22

: 5

14

№3

12

23 ;

2

! 16 I

25

7

24 |

13

1 11

3

20

4 !

18

8  ; 21

10 15

19 9

22 17

1 6

Воспитание координационных способностей.

Умение координировать свои движения, хорошо ориентироваться в сложной иг

деятельности и достижения высоких спортивных результатов.

В теории и методике спортивной тренировки понятие «ловкость» ассоциируется с понятием «координационные способности». [16]

Ведущую роль в их физиологической трактовке отводят координационным функциям ЦНС и тому ее свойству, которое И. П. Павлов назвал пластичностью.

В хоккее ловкость тесно взаимосвязана с другими физическими качествами — быстротой, силой, гибкостью, а также с техникой и тактикой игры.

Проявление силовой ловкости связано с быстрым изменением ритма нервных импульсов, идущих к работающим мышцам. Это требует высокой координации в деятельности нервных центров, подвижности и пластичности корковой системы, в результате чего возможны разнообразные переключения движений.

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Оценка времени простой двигательной реакции проводим по задержке исследуемого падающей под действием силы тяжести линейки. Для получения результата экспериментатор держит линейку двумя пальцами за верхний конец, обследуемый располагает кисть таким образом, чтобы иметь возможность задержать падающую линейку, сжав ее между большим и указательным пальцем, которые расположены на уровне нулевого деления шкалы на удалении 1см от плоскости линейки. После выпускания экспериментатора испытуемый ловит линейку. Фиксируется расстояние от 0 деления до места расположения пальцев и

полученное расстояние переводят в единое время по формуле

отсчет по линейке, g- 9,81

2.2. Программа особенностей игровой деятельности и психологической характеристик хоккейного вратаря 12-14 лет в годичном цикле подготовки.

Хоккейный вратарь находится на поле практически весь матч в условиях ограниченной двигательной активности и при этом должен быть готов к немедленному реагированию на опасную ситуацию вблизи своих ворот. Это обуславливает специфический характер осуществления тренировочного процесса при работе с вратарем.

Так как большинство соревновательных действий хоккеиста выполняется в условиях дефицита времени, необходима максимальная быстрота реагирования. Для развития быстроты реакции необходимо использовать игровые упражнения, направленные на быстроту реагирования на различные сигналы, движущиеся объекты, внезапное изменение игровой ситуации, неожиданные и нелогичные переключения. Хоккеист может для тренировки использовать другие виды спорта. На пользу пойдет игра в волейбол, ручной мяч, регби, боксерские удары по груше, прыжки в длину и высоту, старты на короткие отрезки.

Таблица 2.

Распределение нагрузок в мезоцикле подготовительного периода

Параметр

Объем

Количество тренировочных дней

24 дня

Количество тренировочных занятий

74 занятия

Общий объем времени, затраченный на тренировки, в том числе общеразвивающие упражнения

129 ч. 21,5 ч.

Средства общефизической подготовки

23,5 ч.

Упражнения, направленные на развитие гибкости

11,5 ч.

Вратарю полезно развивать быстроту реакции в таких действиях и движениях, которые напоминают его игру в воротах. Заниматься можно и на льду, и на земле.

1) Встать с двумя теннисными мячами у гладкой стенки и быстро ударять в нее мячами и ловить их. Руки движутся поочередно, каждая кидает свой мяч. Первое время можно кидать в стенку один мяч поочередно правой и левой рукой.

2) Развивать резкость движений помогает также игра в настольный теннис, особенно в защите, когда принимаешь контрударами сильные мячи. Нужна помощь товарища. Он бьет мяч о стенку ракеткой для большого тенниса. Вратарь встает между партнером и стенкой лицом к ней и ловит отскакивающий мяч. Удары из-за спины будут неожиданными, и придется очень быстро реагировать на отлетающий от стенки мяч.

3) Во время тренировок на льду встать в один угол ворот, а бросать шайбу в другой угол. Вратарю полезно ловить шайбу, брошенную из-под защитника. При единоборстве атакующего с обороняющимся последний имитирует игру в защите, а сам дает партнеру бросить мимо себя по воротам. Броски получаются неожиданными для вратаря, и нужно проявить максимум быстроты.

4) Еще одно упражнение на быстроту реакции— игра в воротах одновременно двух вратарей. Передний вратарь все время маячит перед задним, закрывает тому обзор поля, а при бросках нарочно пропускает шайбу. Такая обстановка напоминает игровую: ведь там соперники тоже стремятся помешать вратарю. [46] Для развития вестибулярной устойчивости в тренировочный процесс включают различные акробатические и гимнастические упражнения, рывки с изменением направления, челночный бег, вращения, упражнения на батуте, прыжки в воду и т. д. Полезно также применение специальных упражнений, связанных с выполнением технико-тактических действий в необычных условиях (прием и передача шайбы после выполнения кувырка или поворота на 180°; бросок шайбы в ворота в падении и др.).

Развитие внимания. Эффективность игровой деятельности хоккеистов в значительной мере определяется развитием внимания: его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. В сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях хоккеист одновременно воспринимает большое количество различных объектов. Это свойство внимания характеризуется его объемом. Вместе с тем хоккеист должен уметь концентрировать внимание (сосредоточиваться) на наиболее важных объектах и деталях. Это относится к интенсивности внимания, а умение противостоять различным отвлечениям и действию сбивающих факторов свидетельствует об устойчивости внимания.

Однако наиболее важным свойством внимания в игровой деятельности хоккеиста является его распределение и переключение, т. е. способность одновременно контролировать несколько объектов (движение шайбы, скорость перемещения партнеров, движение игроков противника) и быстро переключать внимание с одних на другие.

Для развития интенсивности и устойчивости внимания выполняют упражнения с применением силовых единоборств на ограниченном пространстве. Для развития способностей распределения и переключения внимания в занятия включают игровые упражнения на большом пространстве с большим количеством объектов, например игра по всему полю с увеличенным составом команд и в две шайбы. [6]

Специализированная тренировка вратаря обычно проводится в каждом занятии (вратари выполняют серию специальных упражнений). Отдельные занятия только для вратарей целесообразно проводить 1—2 раза в неделю, в зависимости от этапа подготовки. Эффективны учебно-тренировочные сборы вратарей, проводимые под руководством опытных специалистов.

Упражнения на развитие внимания и быстроты реакции

  1.  Упражнение с гимнастической палкой. В положении стоя вытянуть вперед правую руку, держа за нижний конец вертикально стоящей палкой. Разжимая кисть так, чтобы палка свободно скользила к ней, поймать палку за верхний конец. То же проделать и левой рукой.
  2.  В положении стоя взять палку за концы и вытянуть руки вперед при горизонтальном положении палки. Разжать кисти рук и поймать палку двумя руками до ее падения на пол. То же, но после разжатия кистей можно сделать хлопок руками и после этого поймать палку.
  3.  Поднять палку над головой, немного прогнуться назад и, отпустив палку, быстро повернуться и поймать ее двумя руками.
  4.  В положении стоя положить палку на руки перед грудью и чуть опустить руки так, чтобы пачка покатилась по рукам. Поймать палку в положении кистей ладонью вверх. То же в положении кистей ладонью вниз. То же после хлопка ладонями.
  5.  Парное упражнение. Сесть лицом друг к другу, ноги врозь, руки вытянуты перед собой — первый ладонями вниз, второй ладонями вверх под ладони первого. Смотреть в глаза. Второй быстрым движением рук старается ударить сверху по рукам первого, который стремится уйти от удара. Упражнение выполнять попеременно.
  6.  Тренирующийся с партнером встают лицом друг к другу с вытянутыми вперед руками. Один держит в руках горизонтально палку и внезапно отпускает ее. Второй ловит палку, прежде чем она упадет на пол. То же после хлопка ладонями.
  7.  Парное упражнение. Встать лицом друг к другу на расстоянии 5 м и по очереде подавать серию команд. Из основной стойки по команде в темпе делать разножку, полуразножку, кувырки вперед (назад), садиться на пол, ложиться на живот (спину) и быстро принимать И. П.
  8.  То же, но без команд проделывает один из партнеров. Нужно повторить его движения. [46]

Физическая подготовка вратарей проводится согласно программе полевых игроков. Учитывая специфику игры хоккейного вратаря, дополнительный акцент должен быть сделан на воспитании:

  •  быстроты реакции на движущийся объект и реакции антиципации; быстроты одиночного движения; стартовой скорости на отрезках 2—3 м при стартах из различных исходных положений; скорости перемещения в стойке вратаря, при перемещениях прыжками в полуприседе и в глубоком приседе вперед-назад, вправо-влево; скорости и скоростной выносливости в специфических движениях вратаря;
  •  гибкости и подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей; специальной гибкости и подвижности суставов в полушпагате, шпагате;
  •  ловкости и координации движений при беге приставными и скрестными шагами, в челночном беге лицом и спиной вперед, в стартах правым и левым боком, в прыжках (типа «маятник»), при перемещениях и прыжках с одновременным подбрасыванием и ловлей мяча, в акробатических упражнениях (кувырки вперед и назад, в сторону, полет-кувырок, акробатика в парах), безопорной координации движений в упражнениях на батуте;
  •  силовых и скоростно-силовых свойств мышц брюшного пресса, мышц спины, рук.

Тому, кто хочет успешно стоять в воротах, следует обязательно заниматься спортом. Основные дополнительные виды спорта для вратаря: бег, настольный теннис и теннис.

Бег. Бег необходим, так как он помогает выработать выносливость и тренирует мышцы, управляющие движением.

Настольный теннис. Игра в настольный теннис для вратарей имеет особое значение. Во-первых, стойка при игре (ноги на ширине плеч, туловище наклонено вперед) похожа на позицию вратаря в воротах и способствует тренировке ног сохранению равновесия. Во-вторых, игра развивает внимательность и быстроту реакции, ловкость и быстроту взаимодействия мышц.

Теннис. Особенно полезна игра для развития глазомера и координации движений при отражении и ловле шайбы.

Не забывайте и велосипед. Езда на велосипеде полезна для развития мышц ног и обшей выносливости организма.

Игрок должен заниматься любимыми другими видами спорта - волейболом, футболом, баскетболом и др. [3]

Гибкость (подвижность в суставах) — это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой. Это качество необходимо хоккеисту для свободного выполнения технических приемов в игре.

Гибкость определяется диапазоном подвижности его сустава. Гибкость зависит от морфофункциональных свойств суставного и нервно-мышечного аппарата: эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок; силы мышц, участвующих в движении; согласованности работы мышц синергистов и антагонистов; сочленения суставных поверхностей; состояния центральной нервной системы и т. п. [3]

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется в максимальной амплитуде движений, выполняемых самостоятельно за счет активной работы мышц: сокращения синергистов и соответствующего растяжения антагонистов, а также сухожилий, связок. Активная гибкость зависит и от состояния центральной нервной системы, координирующей силу напряжения и расслабления мышц. Пассивная гибкость определяется предельно возможной амплитудой движений, выполняемых с помощью каких-то внешних сил (отягощений, партнера и т. п.). Пассивная гибкость целиком зависит от формы суставных костей и эластичности сухожилий, связок и растягиваемых мышц. Пассивная гибкость всегда больше активной, и в большинстве случаев ее увеличение создает предпосылки для увеличения амплитуды активных движений. Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной — увеличиваются. [29]

Упражнения на гибкость улучшают эластичность мышц, сухожилий, связок, укрепляют их, что служит хорошей профилактикой травм всех суставов. В целях предупреждения снижения активной гибкости под влиянием утомления и других неблагоприятных факторов необходимо иметь определенный «запас» гибкости. Это предотвратит нежелательные изменения в структуре техники, которые могут быть связаны с уменьшением амплитуды движений.

Вратарь должен обладать повышенной подвижностью позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов. Их развитию и должно уделяться повышенное внимание. Перед выполнением упражнений нужно хорошо размяться и разогреться. Следует иметь в виду, что чрезмерная нагрузка при отработке подвижности может привести к разрыву мышечной ткани. Поэтому необходимо начинать с малой амплитуды движений, постепенно увеличивая ее пик на время выполнения упражнений. Упражнения на подвижность необходимо частями включать и в утреннюю гимнастику, так как подвижность необходимо тренировать ежедневно.

Для развития подвижности рекомендуются следующие упражнение:

  1.  В положении стоя, руки вниз, попеременные наклоны головы вперед-назад и повороты влево-вправо, а также вращение головы в правую и левую сторону
  2.  Из положения стоя, руки опущены, поднимать и опускать плечи вместе, а также опустить левое и поднять правое плечо и наоборот движения плечами вперед и назад, круговые движения плечами вперед и назад.
  3.  Из положения стоя, руки вниз, махи руками вперед до уровня плеч с одновременным неглубоким приседанием, круговые движения руками с одновременным неглубоким приседанием.
  4.  Из положения стоя, руки вниз, резко занести левую руку вверх за голову, а правую за спину и возвратиться в И.П. Повторить в обратную сторону
  5.  Согнуть ноги в коленях, опереться правой рукой о голень правой ноги. Круговое вращение вперед левой рукой. То же повторить с правой рукой.
  6.  Ноги врозь, туловище наклонить вперед, руки опустить вниз. Маятниковые движения рук влево-вправо с поворотом туловища.
  7.  Из того же положения движения руками как при плавании вольным стилем.
  8.  Из положения стоя, ноги вместе, руки опущены, круговые движения тазом вправо (влево) с небольшим приседанием. Из того же положения резким движением отвести правую ногу в сторону с одновременным поднятием рук вверх через стороны. Приставить правую ногу, руки опустить и скрестить перед собой. Повторить левой ногой. [46]

Упражнения на развитие гибкости должны присутствовать в каждом занятии. В соревновательном периоде, когда, как правило, большинство занятий проводится на льду, необходимо проводить разминку в раздевалке и включать в нее упражнения на гибкость, причем предварительно необходимо хорошо разогреть мышцы.

Каждый комплекс упражнений целесообразно выполнять длительное время для получения желаемого эффекта.

В отдельном занятии целесообразно выполнять упражнения в такой последовательности: после разминки сделать по одной серии упражнений в медленном темпе, затем различные пружинящие упражнения, а после этого — упражнения с отягощением или в паре. Упражнения на развитие гибкости полезно выполнять между силовыми и скоростными заданиями. В заключительной части занятия следует выполнять упражнения для развития пассивной гибкости и статические задания.

  1.  Встать ноги имеете, руки в стороны на уровне плеч. Резким движением поднять левую ногу вперед-вверх, одновременно левую руку отвести назад, а правой рукой коснуться носка левой ноги. Из И.П. то же повторить с правой ногой.
  2.  Из того же положения немного поднять левую ногу вперед-вправо, а затем отвести влево-вверх так, чтобы коснуться ногой ладони левой руки. То же повторить с правой ногой.
  3.  Из того же И.П. вытянуть вперед левую ногу и делать ей горизонтальную
    восьмерку. То же с правой ногой.
  4.  Принять положение барьерного шага. — Правая нога впереди, руки поднять вверх. Быстрым движением вытянуть вперед левую ногу и обе руки и сесть в положении ноги вместе. Поднять обе ноги вперед-вверх, одновременно вытянуть руки вперед, отвести руки за спину и опереться ими о пол. Быстрым движением вернуться в И.П. То же повторить из исходного положения с левой ногой.

  1.  Сесть, скрестив перед собой согнутые в коленях ноги, левая нога на правой, руки опушены с опорой на пол. Вытянуть обе ноги влево и вернуться в И.П. Повторить в другую сторону из положения - правая нога на левой.
  2.  Принять положение «березка» — стойка на плечах с опорой на руки. Развести ноги в стороны и делать полу круговые движения в стороны. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленях (имитация движения велосипедиста). Правую ногу вытянуть вперед и коснуться носком пола за головой. То же повторить с другой ногой.
  3.  И.П. - лечь на пол, ноги вытянуты, руки в стороны. Ноги согнуть в коленях одновременно с подъемом вверх, затем повернуться влево с одновременным выпрямлением ног и опустить ноги на пол так, чтобы коснуться пальцами ног ладони левой руки. Вернуться в И.П. и повторить упражнение в другую сторону.
  4.  Встать на правое колено, левая нога вытянута вперед и лежит на полу, руки подняты вверх. Наклониться вперед и достать руками щиколотку левой ноги, несколько раз наклониться как можно ближе к ноге. Принять И.П. и повторить упражнение с правой ногой, вытянутой вперед.
  5.  И.П. — сесть на корточки, правая нога вытянута в сторону, ладонями рук опереться на пол перед собой. Не отрывая от пола ладоней и ступней, поменять положение ног.
  6.  Встать ноги врозь, руки отведены назад и в стороны несколько выше уровня плеч. Сильно наклониться, вытянув руки вперед между ног и стараясь головой быть как можно ближе к ногам. Возвратиться в И.П. и делать короткие махи руками назад, постепенно увеличивая их амплитуду.
  7.  Встать ноги врозь, руки отведены назад. Наклон вперед и махи руками.
  8.  И.П. - стоя ноги врозь, руки вверх. Не меняя относительного положения туловища и рук, производить вращательные движения влево и вправо.
  9.  Из того же исходного положения чуть согнуть правую ногу в колене и наклониться к ней, при наклоне руки отнести назад и вернуться в И.П. Повторить с наклоном влево.
  10.  Сесть ноги врозь, руки разведены в стороны и назад. При наклонах вперед руки вытягивать вперед так, чтобы при выполнении махов как можно дальше касаться пола ладонями рук. Махи с возвращением в И. П.
  11.  Сесть ноги врозь, руки вверх. При наклоне вперед коснуться руками пальцев ног, затем выпрямиться и лечь на спину, руки за головой на полу.
  12.  Из положения сидя, ноги врозь, руки опушены, повернуться вправо и развести руки в стороны и назад, затем вернуться в И.П. Повторить с поворотом туловища влево.
  13.  И.П.—упор руками на левое колено, правая нога вытянута в сторону, наклон вперед, согнутыми в локтях руками опереться о пол, при выпрямлении туловища руки развести и стороны, с наклоном влево поднимается правая рука, а левая опирается о пол. Упражнение повторяется из упора на правое колено.
  14.  Парное упражнение. Первый партнер - в стойке ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки просунуты назад между ног, второй партнер сидит на полу, ноги упирает в пятки первого, держит его за руки и, периодически подтягивая, помогает первому наклоняться все более и более вперед. Затем партнеры меняются местами.
  15.  Парное упражнение. Встать лицом друг к другу, наклониться горизонтально так, чтобы сцепить вытянутые друг к другу руки. Совершить с увеличивающейся амплитудой повороты в разные стороны.
  16.  Парное упражнение. Сесть спиной друг к другу, ноги врозь, взявшись за руки, развести их в стороны. Совершать вращение туловища в разные стороны. [46]

Методика воспитания ловкости

Воспитание ловкости складывается из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

При нормировании нагрузок в процессе воспитания ловкости нужно руководствоваться следующими положениями:

—задания    на    координацию,    требующие    тонких    нервно-мышечных дифференцировок и волевой собранности, выполнять в начале занятия, когда сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность; —суммарный объем упражнений на ловкость должен быть невелик;

—в занятиях надо придерживаться оптимальных интервалов отдыха, чтобы при следующем повторении не нарушалась координация движения. [29]

В период предварительной подготовки используются упражнения, направленные на развитие общей ловкости. Кроме того, полезно играть в волейбол, баскетбол, ручной мяч, выполнять несложные комбинации на гимнастических снарядах, прыгать в высоту, заниматься акробатикой. Ограничиваться только отработкой специальных упражнений для вратаря нельзя, необходимо использовать для выработки ловкости все возможности, предоставляемые другими видами спорта. Приводимые ниже упражнения взяты из акробатики.

1 .Из положения стоя присесть на корточки и сделать кувырок вперед, сесть на пол и затем встать.

2.То же самое сделать во время движения.

3 .Из положения лежа кувырок назад.

4.Из положения стоя на голове кувырок вперед.

5 .Из положения сидя кувырок назад с выходом в стойку на руках.

6.Из положения стоя на руках перейти на мост.

7.Из положения стоя переворот боком с возвращением и исходную стойку.

8.Кувырок в паре («колесо»). Партнеры держат друг друга за ноги.

9.Из положения стоя, спиной друг к другу, руки подняты вверх и сцеплены

сделать сальто назад с перекатом на спине партнера.

10.Кувырок вперед с лета без препятствий и через препятствие, через партнера. 11.Из положения лежа приподнять туловище на вытянутые руки. Тело напрячь и подпрыгнуть, оттолкнувшись от пола руками и ногами, сделать хлопок руками перед собой. Перевернуться в воздухе лицом вниз и перейти в упор лежа.

Упражнения на расслабление.

  1.  Ноги   вместе,   туловище  наклонено  вперед,   руки   свободно  опущены.
  2.  Расслабить мышцы рук потряхиванием.
  3.  В положении стоя отвести в сторону левую ногу и расслабить мышцы ноги. Повторить с правой.
  4.  Из положения сидя на полу опереться локтями о пол, ноги согнуть в коленях. Расслабить мышцы потряхиванием ног.
  5.  В положении лежа на спине поднять руки и ноги вверх. Расслабить мышцы потряхиванием рук и ног.
  6.  Лежа на животе согнуть ноги в коленях. Расслабить мышцы потряхиванием ног.
  7.  В положении лежа поднять ноги и туловище вверх с упором на руки.
    Расслабить мышцы потряхиванием ног.

Специальные упражнения с теннисным мячом.

  1.  В Зм от стены лицом к ней (приняв основную стойку) бросать мяч в стену одной рукой и ловить отскочивший мяч той же рукой.
  2.  Встать спиной к стене в 4 м от нее, бросить мяч в стену и, повернувшись на 180*, поймать его.
  3.  Два вратаря принимают основную стойку и бросают друг другу по мячу или по два одновременно. Задача каждого — поймать брошенный мяч.
  4.  То же, но работают три вратаря.
  5.  Вратарь принимает основную стойку лицом к стене на расстоянии 3 м от нее. Помогающий спортсмен, стоящий за его спиной на расстоянии 6—8 м. бросает мяч в стену (рукой или с помощью ракетки). Задача вратаря — поймать, или отбить мяч.
  6.  Принять основную стойку, закрыть глаза и ждать команду. Помогающий спортсмен с расстояния 6—8 м бросает мяч низко над землей е возгласом «Бросок!». По команде «Бросок!» нужно открыть глаза и поймать мяч.
  7.  То же, но вратарь стоит спиной к стене, а мяч бросают попеременно два
  8.  спортсмена.
  9.  Для развития мышц кистей рук полезно попеременно сжимать в руке теннисный мяч.
  10.  Два спортсмена, встав в 3—4 м от ворот и в 8—10 м друг от друга, кидают друг другу руками или с помощью ракетки теннисный мяч. Вратарь, находясь в исходной позиции перед воротами, перемещается приставным шагом от стойки к стойке так, чтобы все время находиться в направлении полета мяча.
  11.  То же самое, но в положении на линии ворот, когда партнеры находятся за воротами.
  12.  Один партнер находится за стойкой около ворот, другой — перед воротами. Партнеры передают мяч один другому руками или ракеткой. Вратарь, находясь в основной стойке, согласно полету мяча перемещается приставным шагом вперед за линию ворот и назад. Упражнение выполнять с левой и правой стороны ворот.
  13.  Комбинация упражнений 9, 10 и 11. Два спортсмена располагаются за воротами по обе стороны от них, а третий — в 6-7 м перед воротами. Спортсмены руками или ракетками передают друг другу мяч. Вратарь, находясь и основной стойке, перемещается согласно полету мяча приставным шагом от одной стойки ворот к другой, вперед до линии ворот и назад.
  14.  С расстояния 6—8 м от ворот спортсмен посылает ракеткой мяч последовательно в различные зоны ворот. Вратарь из положения основной стойки на линии площадки либо ловит мяч, либо отбивает его руками, ногами или туловищем в сторону от ворот.
  15.  Два спортсмена, находясь в 6—8 м от ворот и в 8—10 м друг от друга, передают друг другу мяч и неожиданно пробивают по воротам. Третий спортсмен в роли защитника перемещается в зоне между воротами и мячом в соответствии с перемещением мяча. Вратарь, приняв первоначально основную стойку на линии вратарской площадки, перемещается приставными шагами так, чтобы все время находиться в направлении на мяч, и старается либо поймать мяч, либо отбить его.

(Упражнения 13 и 14 полезно выполнять без снаряжения, но с ловушкой в левой руке и вратарской перчаткой и клюшкой в правой руке.)

Главное во всех этих упражнениях — выработать навык ловли мяча (шайбы). Вратарь всегда должен внимательно следить за полетом мяча, стараться поймать его ловушкой или отбить «блином», клюшкой. [46]

Средства воспитания ловкости

Все средства воспитания ловкости, или координационных качеств, хоккеистов целесообразно подразделять на два раздела: средства для воспитания общей ловкости и средства для воспитания специальной ловкости.

Упражнения для развития подвижности, ловкости и на расслабление.

  1.  Встать на левой ноге около барьера. Держась правой рукой за барьер, делать махи правой ногой вперед и назад. Повторить другой ногой.
  2.  Взяться руками за барьер, ноги в стороны, наклоны туловища вниз.
  3.  Встать на правой ноге ближе к борту и взяться за него рукой. Свободную ногу отвести как можно выше в сторону, выполняя круговые движения круговые движения коньком. То же— на левой ноге.
  4.  Встать на правой ноге, левую положить на борт, руки согнуть в локтях. Махи руками: правая рука за голову, левая за спину с одновременным наклоном туловища влево, изменить положение рук с наклоном вправо. Повторить на другой ноге.
  5.  Встать, ноги врозь, клюшку взять широко за ручку двумя руками, руки поднять над головой. Несколько махов руками и туловищем назад, затем свободный наклон вперед, клюшка у коньков. Из того же исходного положения наклоны влево-вправо.
  6.  И.П. то же. Вращение туловища влево-вправо.
  7.  Встать, с широким захватом клюшки положить ее на плечи за головой. Вращение туловища влево-вправо.
  8.  И.П. то же Наклоны в левую и правую сторону.
  9.  И.П. то же. Наклониться вперед. Вращение туловища влево и вправо. [46]

Выводы по второй главе

1. В возрасте 12 - 14 лет завершается окончательное формирование
характеристик нервной системы, определяющих двигательной подготовленности.
Время простой двигательной реакции находится в пределах 0,18 - 0.20 сек.

Устойчивость внимания по корректурной пробе соответствует уровню удовлетворительному или хорошему.

2. Разработанная методика формирования психофизиологических
характеристик на основе упражнений с теннисным мячом, выполняемых при
ограничениях поля зрения и появлении мяча с разных сторон; упражнений в
координации, а также упражнения с гимнастической палкой позволяющихся
развивать быстроту в действиях соответствующихся соревновательных.

Заключение

Анализ научной и методической литературы, относящийся к исследованию деятельности хоккеистов и в частности вратарей показал недостаточную разработанность проблемы формирования психофизиологических характеристик хоккейного вратаря.

  1.  Особенности игровой деятельности вратарей, заключающейся в постоянном нахождении на поле в состоянии необходимости принимать ответственные решения, обуславливают обязательное развитие, связанное с этим свойством личности. К числу важных для вратарей психофизиологических характеристик относятся время реакции на движущий объект; умение концентрировать внимание и переключать его с одного объекта на другой; эмоциональная устойчивость; тревожность.
  2.  В возрасте 12-14 лет завершается окончательное формирование характеристик нервной системы, определяющих двигательной подготовленности. Время простой двигательной реакции находится в пределах 0,18 - 0.20 сек.
  3.  Устойчивость внимания по корректурной пробе соответствует уровню удовлетворительному или хорошему.
  4.  По результатам проведенного педагогического эксперимента по формированию психофизиологических характеристик хоккейного вратаря получили определенные различия между экспериментальной и контрольной группами.

В экспериментальной группе устойчивость внимания выросла достоверно -значение и критерии Студента составили 2,418. В контрольной группе улучшение этого параметра статистически не значимо.

Сокращение времени простой двигательной реакции достоверных улучшений в группах не выявлено.

Оценка уровня тревожности в экспериментальной группе показало значимое по критерию Фишера (р*) изменения ее уровня. Низкий уровень тревожности существенно вырос в экспериментальной группе.

5. Для формирования психофизиологических характеристик хоккейного вратаря нами были предложены методика, основанная на использовании упражнений с гимнастической палкой, выполнение физических упражнений в усложненных условиях, причем в ходе выполнения этих упражнений вратарь должен реагировать на изменения в обстановке. Большое внимание следует уделить упражнениям с ловлей теннисного мяча при его отскоках от опоры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян. - М: Физкультура и спорт, 1989. - 208 с.
  2.  Барчуков И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-255 с.
  3.  Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист / А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 256 с.
  4.  Владимир Костка. Современный хоккей \ Пер. с чешек. Б. Г. Байгозина. Предисловие В. Юрзинова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 256 с.
  5.  Граевская Н.Д., Долматова Т.П. Спортивная медицина / Н.Д. Граевская, Т.Н. Долматова. - М: Советский спорт, 2004. - 304 с.
  6.  Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 2-ое изд., доработанное. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с.
  7.  Дубровский В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.
  8.  Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-384 с.
  9.  Если хочешь быть здоров: сборник / сост. А.А.Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-352 с.
  10.  П.Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
  11.  Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
  12.  Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николаенко И.Г. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николаенко. - М.: Высшая школа, 1989.-384 с.
  13.  Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена / В.В. Кузнецов. - М.: «Сов. Россия», 1975. - 208 с.
  14.  Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -240 с.
  15.  Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.Матвеев. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 384 с.
  16.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  17.  Медицинский справочник тренера / Сост. В.А. Геселевич. - М.: Физкультура и спорт, 1981.-271 с.
  18.  Метаев Ю.А., Ульянов В.А. Мастера хоккея - будущим мастерам / Ю.А. Метаев, В.А. Ульянов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 168 с.
  19.  Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863 с.
  20.  Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс: пер. с нем./ Э. Майнберг. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 318 с.
  21.  Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
  22.  Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 160 с.
  23.  Психология спорта высших достижений: Учебное пособие для институтов физической культуры /под ред. А. В. Родионова. - М.: Физкультура и спорт, 1979.- 144 с.
  24.  Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для институтов физической культуры /под ред.Т.Т. Джамгарова, А. Ц.Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.
  25.  Пустозеров А. И., Миловидов В. К., Сазонов Ю. И. Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов: Учебно-методическое пособие. - Челябинск: УралГАФК, 2004. - 92с
  26.  Решетников Н.В., Кислицын Ю.А. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.А. Кислицын. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 152 с.
  27.  Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.
  28.  Рубан Э. Д. Глазные болезни: Учебное пособие. - Ростов на Дону.: Феникс, 2004-416 с.
  29.  Савин В.П. Теория и методика хоккея / В.П. Савин. - М.: Издательский
  30.  центр «Академия», 2003. - 400 с. 31. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта./ М.Я. Сараф, В.И.
  31.  Столяров. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с. 32.Секреты гибкости: Полная амплитуда движений / Пер. с англ. В. Орехова.
  32.  М.: ТЕРРАД997. - 144 с. 33.Современный  хоккей.  Пер.  с  чешского  /  Владимир  Костка.  -  М.:
  33.  Физкультура и спорт, 1976. - 256 с. 34. Спасский О.Д. Хоккей / О.Д. Спасский. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -175 с.
  34.  Спорт в современном обществе / Под редакцией В.М. Выдрина. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 272 с.
  35.  Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Портных Ю.И. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.
  36.  Спортивные игры: правила, тактика, техника. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2004. - 448 с.
  37.  Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -520 с.
  38.  Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры /
  39.  Под ред. Я. М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -240 с.
  40.  Столбов В.В. История физической культуры / В.В. Столбов. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
  41.  Тарасов А.В. Хоккей без тайн / А.В. Тарасов. - М.: Молодая Гвардия, 1988. - 269 с.
  42.  Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
  43.  Теория и методика физического воспитания / Под ред. Г.Д. Харабугина. -М.: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.
  44.  Тер - Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер - Ованесян. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 206 с.
  45.  Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений / В.Л. Уткин. - М.: Просвещение, 1989. - 210 с.
  46.  Учение о тренировке: пер. с нем / Д.Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -328 с.
  47.  Учимся играть в хоккей. Авторы-составители М. Б. Богуславский, Е. В.

Шестопалов: Учебно-методическое пособие. - Челябинск: Изд. «Уральская академия», 2002. - 292 с, ил. 48.Физическая культура / Б.И.Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. -

  1.  М: Высшая школа, 1989. - 383 с.Физическое воспитание / Под ред. В.А.Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983. - 391 с.
  2.  Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1972. - 176 с.
  3.  Хоккей. Малая энциклопедия / Сост. Брусованский A.M., Лукошин Ю.С.,

Рыжков Д.Л. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с. 52. Хоккей: теория и практика: пер. с англ./ Питер Твист. - М.: ACT: Астрель, 2006.-288 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13392. CORELDRAW. ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ 165.88 KB
  Лабораторная работа N 8 CORELDRAW. ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ Порядок выполнения работы Выполнить построение изображения согласно индивидуальному заданию и предложенным рекомендациям. ВАРИАНТ 1. КОЛЛАЖ ТУПИК РЕКОМЕНДАЦИИ: Д
13393. Побудова плану котеджу 58 KB
  Лабораторна робота № 2 Тема: Побудова плану котеджу. Мета: закріпити практичні навички побудови плану методом напрямоквідстань та використання команд trim extend. Обладнання: ПК програмне забезпечення AutoCAD ...
13394. Створення шаблону в AutoCAD 12 83.5 KB
  Дисципліна ОКТБ ЛР № 9. Тема роботи: створення шаблону. Мета роботи: систематизувати теоретичні знання роботи з файлами повторити команди створення та редагування примітивів в програмі AutoCAD. Обладнання: ПК AutoCAD 12 Завдання для лабораторної роботи. Відкрит
13395. Робота з видовими екранами, компоновка аркуша 17.52 KB
  Дисципліна ОКТБ ЛР № 10. Тема роботи: робота з видовими екранами компоновка аркуша. Мета роботи: отримати практичні навички з видовими екранами. Обладнання: ПК AutoCAD 812 Теоретичні відомості. Видовим екраном називається ділянка графічного екрана де відображаєть...
13396. Створення об’єктів за допомогою інструмента «Коробка» 118.48 KB
  Лабораторна робота № 11. Тема: Створення об’єктів за допомогою інструмента Коробка. Мета: навчитись будувати твердотільні моделі заданого розміру та розташування в просторі за допомогою інструменту Коробка. Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості...
13397. Створення пустотілих об’єктів за допомогою інструмента «Віднімання» 43.62 KB
  Лабораторна робота № 12. Тема: Створення пустотілих об’єктів за допомогою інструмента Віднімання Мета: отримати практичні навички при виконанні операцій з твердотільними об’єктами Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості. Трехмерная компьютерна
13398. Створення плоских поверхонь по двох точках з використанням повороту КСК 13.41 KB
  Лабораторна робота № 13. Тема: Створення плоских поверхонь по двох точках з використанням повороту КСК. Мета: отримати практичні навички при виконанні операцій з твердотільними об’єктами Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості. Трехмерна
13399. Використання джерел світла і тіні 12.85 KB
  Лабораторна робота № 14. Тема: Використання джерел світла і тіні. Мета: навчитись використовувати різні джерела світла. Обладнання: AutoCAD 2008 AutoCAD 2012 ПК. Теоретичні відомості: при виконанні ЛР можна скористатись відеоуроком Lesson_10 який можна знайти на спільному ресурс
13400. Робота з командами AutoCAD. Побудова базових об’єктів 1.25 MB
  Тема: Робота з командами AutoCAD. Побудова базових об’єктів. Мета: Закріпити знання команди line Ознайомитися з командами offset fillet та особливостями їх використання засвоїти прийоми побудови нескладного плану кімнати. Обладнання: ПК пр...