78403

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Лекция

Производство и промышленные технологии

Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца обнаруженное при спектральном анализе проб масла отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО3 укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала. На текущих ремонтах ТР2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров на масло и провисания...

Русский

2015-02-07

59.58 KB

9 чел.

Тема 6 урок 33

Ремонт дизеля

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Основные неисправности подшипников и их причины

Основные неисправности подшипников коленчатого вала: выкрашивание баббитовой заливки или свинцовистой бронзы (дизели 11Д45, Д49, Д40), кавитационные повреждения рабочего слоя подшипника (заливки), износ рабочего слоя подшипника и его задир, ослабление натяга вкладышей в постели блока или шатуне, потеря торцового натяга, трещины в корпусе подшипника.

Причиной выкрашивания баббита является усталостное разрушение под действием знакопеременных циклических напряжений в слое баббита. Процесс разрушений баббита подшипника ускоряется в результате изгибных местных вибраций корпуса вкладыша при неправильной установке его в постели блока или шатуна (искажение микрогеометрии посадочных поверхностей). Другой возможной причиной выкрашивания баббита является нарушение технологии заливки подшипника, в результате чего баббит вспучивается даже при хранении вкладышей.

Кавитационные повреждения баббитового слоя подшипников вызываются двумя причинами: неправильной организацией подвода смазки к поверхности вкладыша при конструировании, в результате чего масло в подшипнике вспенивается и парогазовыми пузырьками вымывается баббит (такое явление имело место на дизелях 10Д100 при переходе на бесканавочные вкладыши, когда наклон каналов для подвода смазки к вкладышам был выбран неправильно), и наличием в дизельном масле воды, проникающей из системы охлаждения через неплотности в соединениях деталей. Пои наличии волы в масле усиливается также коррозионный износ вкладышей подшипников, образование задиров.

При обнаружении воды в дизельном масле при техническом обслуживании ТО-3, текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 производят опрессовку системы охлаждения дизеля.

Ослабление вкладышей подшипников в постелях блока и шатунов происходит в результате контактного износа и фреттинг-коррозии тыльной стороны вкладышей, недостаточного торцового натяга при постановке вкладыша и изготовления вкладышей с непараллельными поверхностями торцов.

Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца, обнаруженное при спектральном анализе проб масла, отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО-3, укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала.

На текущих ремонтах ТР-2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров «на масло» и провисания коренных шеек вала (кроме 8, 9 и 10-го подшипников). Все шатунные подшипники разбирают для осмотра. Верхний коленчатый вал снимают, осматривают коренные подшипники и определяют их ступенчатость, которая должна быть не больше значения, указанного в табл. 3.

При текущих ремонтах ТР-3 коренные и шатунные подшипники обоих коленчатых валов дизелей типа Д100 разбирают для осмотра и измерений. У дизелей Д50, Д40, 11Д45 и Д49 (и нижнего вала дизелей типа Д100) коренные подшипники с выемкой коленчатого вала разбирают полностью при капитальных ремонтах. При текущих ремонтах ТР-3 подшипники разбирают для осмотра и измерений без выемки вала (через одну опору).

Вкладыши подшипников коленчатого вала заменяют при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей: коррозии в рабочей части или более 20% поверхности в нерабочей части; выкрашивание более 10% поверхности баббитовой заливки; трещины в теле; потери натяга, если восстановить его нельзя; износ по толщине более 0,15 мм (на ТР-1 и ТР-2 — более 0,18 мм) для рабочих и более 0,20 мм для нерабочих вкладышей по сравнению с толщиной, указанной на вкладыше; задир по рабочей поверхности шириной более 3 мм.

Таблица 3. Ступенчатость и износ коренных подшипников коленчатого вала

дизелей типа Д100

Показатели

Дизель

2Д100

10Д100

Ступенчатость рабочих вкладышей верхнего вала, мм, по опорам:

несмежным

смежным

Износ рабочих вкладышей 4, 8, 10, 12-го коренных подшипников нижнего вала, мм

0,08

0,04

0,10

0,05

0,03

0,06

Выкрашивание баббита менее 10% исправляют наплавкой оловом или припоем ГЮС-20 или локализацией выкрошенных мест расчисткой до здорового металла. Такие вкладыши ставят только в качестве нерабочих (блочных). У бесканавочных вкладышей допускается выкрашивание баббитовой заливки не более 5% общей площади (7 см2).

Натяг вкладышей подшипников (возвышение их над постелью), который должен быть для коренных 0,08—0,11 мм, шатунных 0,04—0,21 мм (на сторону), проверяют в приспособлении (рис. 43) под нагрузкой. Перед проверкой вкладышей настраивают индикатор по эталонному вкладышу, наружный диаметр которого равен диаметру постели приспособления. Вкладыши подшипника упирают с одной стороны в планку 4, ас другой прижимают к постели прихватом 7. Допускается проверять натяг вкладышей в рабочих постелях.

Порядок замены вкладышей

Для того чтобы не нарушать соосность опор коленчатого вала при необходимости замены единичных рабочих вкладышей коренных подшипников верхнего и нижнего коленчатых валов, должны быть выполнены следующие условия суммарные зазоры «на масло» не должны превышать предельных установленных значений, а разность суммарных зазоров между вкладышами и шейками у всех опор верхнего коленчатого вала не должна превышать 0,10 мм;

провисание опор нижнего коленчатого вала не должно превышать 0,05 мм. У 8, 9 и 10-й опор провисание определяют с учетом зазора «на масло», так как на этих опорах из-за изгиба вала от массы якоря генератора коренные шейки не расположены на рабочих вкладышах;

если возможно установить фактическую толщину заменяемых вкладышей (выкрашивание баббитовой заливки), то толщина вновь устанавливаемого вкладыша должна равняться фактической толщине заменяемого. Это позволяет исключить возможность образования ступенчатости опор коленчатого вала;

в тех случаях, когда фактическую толщину заменяемого вкладыша установить невозможно (износ, задир, разрушение баббитовой заливки), толщину нового вкладыша определяют как среднюю из толщин двух соседних, а для первого подшипника — двух рядом расположенных. В этом случае ступенчатость трех указанных подшипников допускается не более 0,08 мм для дизелей 2Д100 и 0,05 мм — для дизелей 10Д100. Толщина рабочего (для верхнего вала — нерабочего) вкладыша 12-й опоры нижнего коленчатого вала должна быть на 0,03 мм больше толщины рабочего вкладыша 11-й опоры. При замене вкладыша для устранения чрезмерного зазора «на масло», недопустимой разницы (по верхнему валу) этих зазоров или провисания разбирают соседние подшипники для проверки ступенчатости рабочих вкладышей. После замены рабочего вкладыша 12-го коренного подшипника нижнего вала проверяют соосность вала якоря генератора с коленчатым валом;

при повторном выходе из строя вкладышей одной и той же опоры измеряют овальность данной шейки индикаторным прибором;

на вновь устанавливаемых вкладышах сохраняют клеймо толщины при изготовлении. Новые клейма толщины (при шабровке) не ставят. Зазор «на масло» и прилегание шейки нижнего вала у 11-й опоры (опорно-упорный подшипник) контролируют по макетному безбортовому вкладышу. При замене вкладыши по шейкам подгоняют шабровкой баббитовой заливки. Подшипники изготовляют различной толщины для шеек коленчатых валов ремонтных градаций. Толщина баббитовой заливки при этом сохраняется постоянной. В табл. 4 приведены градационные размеры толщины вкладышей коленчатых валов дизелей типа Д100.

Прилегание поверхностей вкладыша и постели должно быть не менее 75% общей площади Сплошное неприлегание в рабочей зоне вкладыша более 5% площади не допускается.

Таблица 4 Толщина вкладышей подшипников

Вкладыши под шипннков

Ремонтные размеры для градации, мм

0

Зр

Коренных

19,0

19,25

19,50

19,75

20,0

20,25

20,50

20,75

Шатунных

9,5

9,75

10,00

10,25

10,50

10,75

11,0

11,25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75626. ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 585 KB
  Влияние системы менеджмента качества на выбор инвестиционной стратегии предприятия. Роль качества в условиях глобальной конкуренции в нефтегазовой Отрасли. Описание системы качества используемой Группой Газпром. Сравнительный анализ системы менеджмента качества используемой Группой компаний Газпром с системами менеджмента качества компаний конкурентов на мировом рынке...
75627. Информационная база научных публикаций в области менеджмента на основе онтологии (на примере факультета управления и психологии ФГБОУ ВПО «КубГУ») 3.2 MB
  В результате исследования была разработана информационная база научных публикаций на основе онтологии, были изучены особенности информационного обеспечения научных исследований, проведена оценка состояния этих исследований на факультете управления и психологии КубГУ.
75628. ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГЛАВЫ СТАРОМИНСКОГО РАЙОНА) 392 KB
  Проводником между населением и властными структурами в первую очередь служит имидж. Этот инструмент и есть средство воздействия на массовое сознание. От политических технологий, формирующих имидж, во многом зависит успех предстоящих планов.
75629. Информационно-документационное обеспечение принятия стратегических решений в организации (на примере ОАО «Родина») 904 KB
  Раскрытие сущности понятия «организация информационно-документационного обеспечения принятия стратегических решений» и выявление особенностей современного этапа развития систем ДОУ; характеристика нормативно-правовой базы информационно-документационного обеспечения управления; оценка эффективности действующей системы ДОУ в ОАО «Родина»...
75630. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ БЕЛКОВ И ДНК 4.02 MB
  В процессе выполнения работы были получены ДНК из цельной крови и белок из сыворотки крови. Было изучено влияние отклика электромагнитного поля на нуклеиновые и белковые структуры, а так же были изучены релаксационные частоты спектров. Намечены пути дальнейшего применения биологических структур для создания нанотехнологичных устройств
75631. Зимний туризм на Байкале 1.28 MB
  Про зимний отдых на Байкале можно говорить часами потому как сафари на снегоходах и путешествия на собачьих упряжках по льду Байкала катание на горных и равнинных лыжах подледная рыбалка и дайвинг это далеко не полный перечень всех вариантов зимнего отдыха на Байкале. На снегоходе можно побывать в самых труднодоступных уголках Байкала оказаться у берега там куда летом на катере опасно подходить заглянуть со льда в загадочный полумрак пещер. Большое количество маршрутов одно...
75632. Планирование учебно-тренировочного процесса по полиатлону в детско-юношеской спортивной школе 190.96 KB
  Провести опытно-экспериментальное исследование учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе; ознакомиться с организацией и методами опытно-экспериментального исследования; провести анализ динамики физической подготовленности у спортсменов полиатлонистов; ознакомиться с результатами опытно-экспериментального исследования.
75633. РАЗРАБОТКА INTERNET-ПРИЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ САЙТА ДЛЯ МБОУ СОШ №12 1.31 MB
  Разработать Интернет-приложение на примере сайта для МБОУ СОШ № 12, тем самым предоставить пользователям сети Интернет доступ к информационно-образовательному ресурсу, для самостоятельного изучения информации.
75634. Разработка мероприятий по проведению рекламной кампании ООО «Туристическое агентство «Экватор» 810.5 KB
  Выбор средств распространения рекламы. Особенности рекламы туристского предприятия. Одна из них активное развитие российского выездного туризма и следовательно формирование умения россиян вычитывать информацию из туристической рекламы. С помощью рекламы туристские организации осваивают новые рынки сбыта.