78403

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Лекция

Производство и промышленные технологии

Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца обнаруженное при спектральном анализе проб масла отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО3 укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала. На текущих ремонтах ТР2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров на масло и провисания...

Русский

2015-02-07

59.58 KB

8 чел.

Тема 6 урок 33

Ремонт дизеля

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Основные неисправности подшипников и их причины

Основные неисправности подшипников коленчатого вала: выкрашивание баббитовой заливки или свинцовистой бронзы (дизели 11Д45, Д49, Д40), кавитационные повреждения рабочего слоя подшипника (заливки), износ рабочего слоя подшипника и его задир, ослабление натяга вкладышей в постели блока или шатуне, потеря торцового натяга, трещины в корпусе подшипника.

Причиной выкрашивания баббита является усталостное разрушение под действием знакопеременных циклических напряжений в слое баббита. Процесс разрушений баббита подшипника ускоряется в результате изгибных местных вибраций корпуса вкладыша при неправильной установке его в постели блока или шатуна (искажение микрогеометрии посадочных поверхностей). Другой возможной причиной выкрашивания баббита является нарушение технологии заливки подшипника, в результате чего баббит вспучивается даже при хранении вкладышей.

Кавитационные повреждения баббитового слоя подшипников вызываются двумя причинами: неправильной организацией подвода смазки к поверхности вкладыша при конструировании, в результате чего масло в подшипнике вспенивается и парогазовыми пузырьками вымывается баббит (такое явление имело место на дизелях 10Д100 при переходе на бесканавочные вкладыши, когда наклон каналов для подвода смазки к вкладышам был выбран неправильно), и наличием в дизельном масле воды, проникающей из системы охлаждения через неплотности в соединениях деталей. Пои наличии волы в масле усиливается также коррозионный износ вкладышей подшипников, образование задиров.

При обнаружении воды в дизельном масле при техническом обслуживании ТО-3, текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 производят опрессовку системы охлаждения дизеля.

Ослабление вкладышей подшипников в постелях блока и шатунов происходит в результате контактного износа и фреттинг-коррозии тыльной стороны вкладышей, недостаточного торцового натяга при постановке вкладыша и изготовления вкладышей с непараллельными поверхностями торцов.

Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца, обнаруженное при спектральном анализе проб масла, отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО-3, укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала.

На текущих ремонтах ТР-2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров «на масло» и провисания коренных шеек вала (кроме 8, 9 и 10-го подшипников). Все шатунные подшипники разбирают для осмотра. Верхний коленчатый вал снимают, осматривают коренные подшипники и определяют их ступенчатость, которая должна быть не больше значения, указанного в табл. 3.

При текущих ремонтах ТР-3 коренные и шатунные подшипники обоих коленчатых валов дизелей типа Д100 разбирают для осмотра и измерений. У дизелей Д50, Д40, 11Д45 и Д49 (и нижнего вала дизелей типа Д100) коренные подшипники с выемкой коленчатого вала разбирают полностью при капитальных ремонтах. При текущих ремонтах ТР-3 подшипники разбирают для осмотра и измерений без выемки вала (через одну опору).

Вкладыши подшипников коленчатого вала заменяют при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей: коррозии в рабочей части или более 20% поверхности в нерабочей части; выкрашивание более 10% поверхности баббитовой заливки; трещины в теле; потери натяга, если восстановить его нельзя; износ по толщине более 0,15 мм (на ТР-1 и ТР-2 — более 0,18 мм) для рабочих и более 0,20 мм для нерабочих вкладышей по сравнению с толщиной, указанной на вкладыше; задир по рабочей поверхности шириной более 3 мм.

Таблица 3. Ступенчатость и износ коренных подшипников коленчатого вала

дизелей типа Д100

Показатели

Дизель

2Д100

10Д100

Ступенчатость рабочих вкладышей верхнего вала, мм, по опорам:

несмежным

смежным

Износ рабочих вкладышей 4, 8, 10, 12-го коренных подшипников нижнего вала, мм

0,08

0,04

0,10

0,05

0,03

0,06

Выкрашивание баббита менее 10% исправляют наплавкой оловом или припоем ГЮС-20 или локализацией выкрошенных мест расчисткой до здорового металла. Такие вкладыши ставят только в качестве нерабочих (блочных). У бесканавочных вкладышей допускается выкрашивание баббитовой заливки не более 5% общей площади (7 см2).

Натяг вкладышей подшипников (возвышение их над постелью), который должен быть для коренных 0,08—0,11 мм, шатунных 0,04—0,21 мм (на сторону), проверяют в приспособлении (рис. 43) под нагрузкой. Перед проверкой вкладышей настраивают индикатор по эталонному вкладышу, наружный диаметр которого равен диаметру постели приспособления. Вкладыши подшипника упирают с одной стороны в планку 4, ас другой прижимают к постели прихватом 7. Допускается проверять натяг вкладышей в рабочих постелях.

Порядок замены вкладышей

Для того чтобы не нарушать соосность опор коленчатого вала при необходимости замены единичных рабочих вкладышей коренных подшипников верхнего и нижнего коленчатых валов, должны быть выполнены следующие условия суммарные зазоры «на масло» не должны превышать предельных установленных значений, а разность суммарных зазоров между вкладышами и шейками у всех опор верхнего коленчатого вала не должна превышать 0,10 мм;

провисание опор нижнего коленчатого вала не должно превышать 0,05 мм. У 8, 9 и 10-й опор провисание определяют с учетом зазора «на масло», так как на этих опорах из-за изгиба вала от массы якоря генератора коренные шейки не расположены на рабочих вкладышах;

если возможно установить фактическую толщину заменяемых вкладышей (выкрашивание баббитовой заливки), то толщина вновь устанавливаемого вкладыша должна равняться фактической толщине заменяемого. Это позволяет исключить возможность образования ступенчатости опор коленчатого вала;

в тех случаях, когда фактическую толщину заменяемого вкладыша установить невозможно (износ, задир, разрушение баббитовой заливки), толщину нового вкладыша определяют как среднюю из толщин двух соседних, а для первого подшипника — двух рядом расположенных. В этом случае ступенчатость трех указанных подшипников допускается не более 0,08 мм для дизелей 2Д100 и 0,05 мм — для дизелей 10Д100. Толщина рабочего (для верхнего вала — нерабочего) вкладыша 12-й опоры нижнего коленчатого вала должна быть на 0,03 мм больше толщины рабочего вкладыша 11-й опоры. При замене вкладыша для устранения чрезмерного зазора «на масло», недопустимой разницы (по верхнему валу) этих зазоров или провисания разбирают соседние подшипники для проверки ступенчатости рабочих вкладышей. После замены рабочего вкладыша 12-го коренного подшипника нижнего вала проверяют соосность вала якоря генератора с коленчатым валом;

при повторном выходе из строя вкладышей одной и той же опоры измеряют овальность данной шейки индикаторным прибором;

на вновь устанавливаемых вкладышах сохраняют клеймо толщины при изготовлении. Новые клейма толщины (при шабровке) не ставят. Зазор «на масло» и прилегание шейки нижнего вала у 11-й опоры (опорно-упорный подшипник) контролируют по макетному безбортовому вкладышу. При замене вкладыши по шейкам подгоняют шабровкой баббитовой заливки. Подшипники изготовляют различной толщины для шеек коленчатых валов ремонтных градаций. Толщина баббитовой заливки при этом сохраняется постоянной. В табл. 4 приведены градационные размеры толщины вкладышей коленчатых валов дизелей типа Д100.

Прилегание поверхностей вкладыша и постели должно быть не менее 75% общей площади Сплошное неприлегание в рабочей зоне вкладыша более 5% площади не допускается.

Таблица 4 Толщина вкладышей подшипников

Вкладыши под шипннков

Ремонтные размеры для градации, мм

0

Зр

Коренных

19,0

19,25

19,50

19,75

20,0

20,25

20,50

20,75

Шатунных

9,5

9,75

10,00

10,25

10,50

10,75

11,0

11,25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38473. Составление сметы затрат и определение себестоимости оборудования «Rademaker» по производству хлебобулочных изделий 208.85 KB
  Современное состояние технологического оборудования хлебозаводов и пекарен вызывает тревогу. Лишь 30 предприятий находится в удовлетворительном состоянии значительная часть технологического оборудования эксплуатируется более 20 лет Хлебопечение одна из ведущих отраслей пищевой промышленности. Составить сметы затрат и определение себестоимости оборудования Rdemker по производству хлебобулочных изделий. Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: рассмотрим характеристику планово –...
38474. Проектирование хлебопекарного предприятия «Rademaker» 43.59 KB
  Самостоятельное выполнение работ старшим техником Контроль качества продукции проверка соответствия качества продукции или процесса от которого оно зависит установленным требованиям. Контроль качества продукции включает государственный надзор за качеством продукции ведомственный контроль качества продукции и технический контроль качества в объединениях предприятиях и организациях. За контроль качества продукции на предприятии отвечает старший техник. Технический контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производственного...
38475. Фінанси і кредит усіх форм навчання Всі цитати цифровий та фактичний матеріал бібліо 345 KB
  Для досягнення вказаної мети студенти повинні вирішити такі завдання: з урахуванням бази практики вибрати тему випускової роботи та обґрунтувати її актуальність; опрацювати та узагальнити законодавчу базу України нормативноправові та інструктивні матеріали літературні та інші з досліджуваної проблеми; зібрати практичні матеріали з обраної теми досліджень в умовах реального підприємства установи організації; розглянути теоретичні аспекти за темою досліджень; виконати аналіз стану обраної проблеми та запропонувати шляхи їх...
38476. Насосная станция в условиях системы водоснабжения с. Драынивка Новосанжарского району 3.97 MB
  Кроме того система водоснабжения должна обладать определенной степенью надежности то есть обеспечивать снабжение потребителей водой без недопустимого снижения установленных показателей своей работы в отношении количества или качества подаваемой воды перерывы или снижение подачи воды или ухудшение ее качества в недопустимых пределах. Система водоснабжения населенного места или промышленного предприятия должна обеспечивать получение воды из природных источников ее очистку если это вызывается требованиями потребителей и подачу к местам...
38477. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА НАСОСА ВОДОСНАБЖЕНИЯ 7.66 MB
  1 Функциональная схема автоматизированного электропривода насоса На рис.1 представлена функциональная схема автоматизированного электропривода насосной станции. Схема показывает принцип работы буровой насосной станции после установки станции управления насосами.1 – Функциональная схема автоматизированного ЭП насоса 3.
38478. Досягнення та перспективи розвитку електроенергетики України 144.44 KB
  Завдання Стратегії розвитку атомної енергетики України як частини паливно-енергетичного комплексу є визначення місця і ролі атомної енергетики у вирішенні проблеми сталого розвитку держави, формування напрямів і шляхів розвитку атомно-енергетичного комплексу
38481. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного п. «д» ч.2 ст. 105 УК РФ 430 KB
  Соучастие в убийстве с особой жестокостью. Объектом посягательства при убийстве вообще и убийстве с особой жестокостью в частности является жизнь человека рассматриваемая как высшая ценность. По российскому уголовному законодательству умышленное убийство совершенное с особой жесткостью принадлежит к числу тех преступлений которые труднее всего поддаются точному юридическому определению и вызывают наибольшую сложность в установлении его юридических признаков. Настоящая работа представляет собой описание и анализ...