78403

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Лекция

Производство и промышленные технологии

Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца обнаруженное при спектральном анализе проб масла отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО3 укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала. На текущих ремонтах ТР2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров на масло и провисания...

Русский

2015-02-07

59.58 KB

8 чел.

Тема 6 урок 33

Ремонт дизеля

КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Основные неисправности подшипников и их причины

Основные неисправности подшипников коленчатого вала: выкрашивание баббитовой заливки или свинцовистой бронзы (дизели 11Д45, Д49, Д40), кавитационные повреждения рабочего слоя подшипника (заливки), износ рабочего слоя подшипника и его задир, ослабление натяга вкладышей в постели блока или шатуне, потеря торцового натяга, трещины в корпусе подшипника.

Причиной выкрашивания баббита является усталостное разрушение под действием знакопеременных циклических напряжений в слое баббита. Процесс разрушений баббита подшипника ускоряется в результате изгибных местных вибраций корпуса вкладыша при неправильной установке его в постели блока или шатуна (искажение микрогеометрии посадочных поверхностей). Другой возможной причиной выкрашивания баббита является нарушение технологии заливки подшипника, в результате чего баббит вспучивается даже при хранении вкладышей.

Кавитационные повреждения баббитового слоя подшипников вызываются двумя причинами: неправильной организацией подвода смазки к поверхности вкладыша при конструировании, в результате чего масло в подшипнике вспенивается и парогазовыми пузырьками вымывается баббит (такое явление имело место на дизелях 10Д100 при переходе на бесканавочные вкладыши, когда наклон каналов для подвода смазки к вкладышам был выбран неправильно), и наличием в дизельном масле воды, проникающей из системы охлаждения через неплотности в соединениях деталей. Пои наличии волы в масле усиливается также коррозионный износ вкладышей подшипников, образование задиров.

При обнаружении воды в дизельном масле при техническом обслуживании ТО-3, текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 производят опрессовку системы охлаждения дизеля.

Ослабление вкладышей подшипников в постелях блока и шатунов происходит в результате контактного износа и фреттинг-коррозии тыльной стороны вкладышей, недостаточного торцового натяга при постановке вкладыша и изготовления вкладышей с непараллельными поверхностями торцов.

Контроль состояния подшипников коленчатого вала осуществляют двумя методами: осмотром их состояния при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР; с помощью спектрального анализа масла. Увеличение содержания в масле свинца, обнаруженное при спектральном анализе проб масла, отбираемых на каждом текущем обслуживании ТО-3, укажет на повышенный износ или выкрашивание баббита вкладышей коленчатого вала.

На текущих ремонтах ТР-2 производят внешний осмотр подшипников нижнего коленчатого вала с измерением щупом зазоров «на масло» и провисания коренных шеек вала (кроме 8, 9 и 10-го подшипников). Все шатунные подшипники разбирают для осмотра. Верхний коленчатый вал снимают, осматривают коренные подшипники и определяют их ступенчатость, которая должна быть не больше значения, указанного в табл. 3.

При текущих ремонтах ТР-3 коренные и шатунные подшипники обоих коленчатых валов дизелей типа Д100 разбирают для осмотра и измерений. У дизелей Д50, Д40, 11Д45 и Д49 (и нижнего вала дизелей типа Д100) коренные подшипники с выемкой коленчатого вала разбирают полностью при капитальных ремонтах. При текущих ремонтах ТР-3 подшипники разбирают для осмотра и измерений без выемки вала (через одну опору).

Вкладыши подшипников коленчатого вала заменяют при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей: коррозии в рабочей части или более 20% поверхности в нерабочей части; выкрашивание более 10% поверхности баббитовой заливки; трещины в теле; потери натяга, если восстановить его нельзя; износ по толщине более 0,15 мм (на ТР-1 и ТР-2 — более 0,18 мм) для рабочих и более 0,20 мм для нерабочих вкладышей по сравнению с толщиной, указанной на вкладыше; задир по рабочей поверхности шириной более 3 мм.

Таблица 3. Ступенчатость и износ коренных подшипников коленчатого вала

дизелей типа Д100

Показатели

Дизель

2Д100

10Д100

Ступенчатость рабочих вкладышей верхнего вала, мм, по опорам:

несмежным

смежным

Износ рабочих вкладышей 4, 8, 10, 12-го коренных подшипников нижнего вала, мм

0,08

0,04

0,10

0,05

0,03

0,06

Выкрашивание баббита менее 10% исправляют наплавкой оловом или припоем ГЮС-20 или локализацией выкрошенных мест расчисткой до здорового металла. Такие вкладыши ставят только в качестве нерабочих (блочных). У бесканавочных вкладышей допускается выкрашивание баббитовой заливки не более 5% общей площади (7 см2).

Натяг вкладышей подшипников (возвышение их над постелью), который должен быть для коренных 0,08—0,11 мм, шатунных 0,04—0,21 мм (на сторону), проверяют в приспособлении (рис. 43) под нагрузкой. Перед проверкой вкладышей настраивают индикатор по эталонному вкладышу, наружный диаметр которого равен диаметру постели приспособления. Вкладыши подшипника упирают с одной стороны в планку 4, ас другой прижимают к постели прихватом 7. Допускается проверять натяг вкладышей в рабочих постелях.

Порядок замены вкладышей

Для того чтобы не нарушать соосность опор коленчатого вала при необходимости замены единичных рабочих вкладышей коренных подшипников верхнего и нижнего коленчатых валов, должны быть выполнены следующие условия суммарные зазоры «на масло» не должны превышать предельных установленных значений, а разность суммарных зазоров между вкладышами и шейками у всех опор верхнего коленчатого вала не должна превышать 0,10 мм;

провисание опор нижнего коленчатого вала не должно превышать 0,05 мм. У 8, 9 и 10-й опор провисание определяют с учетом зазора «на масло», так как на этих опорах из-за изгиба вала от массы якоря генератора коренные шейки не расположены на рабочих вкладышах;

если возможно установить фактическую толщину заменяемых вкладышей (выкрашивание баббитовой заливки), то толщина вновь устанавливаемого вкладыша должна равняться фактической толщине заменяемого. Это позволяет исключить возможность образования ступенчатости опор коленчатого вала;

в тех случаях, когда фактическую толщину заменяемого вкладыша установить невозможно (износ, задир, разрушение баббитовой заливки), толщину нового вкладыша определяют как среднюю из толщин двух соседних, а для первого подшипника — двух рядом расположенных. В этом случае ступенчатость трех указанных подшипников допускается не более 0,08 мм для дизелей 2Д100 и 0,05 мм — для дизелей 10Д100. Толщина рабочего (для верхнего вала — нерабочего) вкладыша 12-й опоры нижнего коленчатого вала должна быть на 0,03 мм больше толщины рабочего вкладыша 11-й опоры. При замене вкладыша для устранения чрезмерного зазора «на масло», недопустимой разницы (по верхнему валу) этих зазоров или провисания разбирают соседние подшипники для проверки ступенчатости рабочих вкладышей. После замены рабочего вкладыша 12-го коренного подшипника нижнего вала проверяют соосность вала якоря генератора с коленчатым валом;

при повторном выходе из строя вкладышей одной и той же опоры измеряют овальность данной шейки индикаторным прибором;

на вновь устанавливаемых вкладышах сохраняют клеймо толщины при изготовлении. Новые клейма толщины (при шабровке) не ставят. Зазор «на масло» и прилегание шейки нижнего вала у 11-й опоры (опорно-упорный подшипник) контролируют по макетному безбортовому вкладышу. При замене вкладыши по шейкам подгоняют шабровкой баббитовой заливки. Подшипники изготовляют различной толщины для шеек коленчатых валов ремонтных градаций. Толщина баббитовой заливки при этом сохраняется постоянной. В табл. 4 приведены градационные размеры толщины вкладышей коленчатых валов дизелей типа Д100.

Прилегание поверхностей вкладыша и постели должно быть не менее 75% общей площади Сплошное неприлегание в рабочей зоне вкладыша более 5% площади не допускается.

Таблица 4 Толщина вкладышей подшипников

Вкладыши под шипннков

Ремонтные размеры для градации, мм

0

Зр

Коренных

19,0

19,25

19,50

19,75

20,0

20,25

20,50

20,75

Шатунных

9,5

9,75

10,00

10,25

10,50

10,75

11,0

11,25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41132. Защита операционных систем 533.5 KB
  Обеспечение безопасности хранения данных в ОС Microsoft Технология теневого копирования данных Архивация данных Создание отказоустойчивых томов для хранения данных
41133. ПОТРЕБИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 1.18 MB
  В результате исследования нами выделены наименованы и описаны три основных типа моделей индивидуального потребления:рациональные модели утилитарная конъюнктурная нормативная; иррациональные модели мотивационная идентификационная; смешанные модели модель неформальной экономики. особенно характерными и присущими современному российскому обществу на текущий момент являются два последних типа: 1 идентификационная модель представлена совокупностью субмоделей описывающих выбор покупателя как многоаспектное явление когда...
41134. Особливості складання фінансової звітності за МСФЗ 112 KB
  Назначение и состав финансовой отчетности Общие требования к финансовой отчетности изложены в Концептуальной основе МСФО и МСБУ Представление финансовых отчетов. Концептуальная основа МСФО содержит: цель финансовых отчетов; качественные характеристики информации приведенной в финансовых отчетах; определение и порядок признания элементов финансовых отчетов; концепции сохранения капитала. К пользователям финансовых отчетов Users of Finncil Sttements относятся существующие и потенциальные инвесторы работники кредиторы клиенты...
41135. Складові частини системи. Інтерфейс. 104 KB
  Система Ліга-Закон складається з окремих інформаційних баз, які містять правові документи прийняті законодавчими установами України з моменту прийняття, а також документи, що діють до цього часу або які представляють історичну цінність.
41136. Математические выражения для термодинамической работы и теплоты 97 KB
  Математические выражения для термодинамической работы и теплоты. Вычисление работы и теплоты. Вычисление теплоты. В качестве силы которая обеспечивает передачу теплоты от одних тел к другим Клаузиус предложил рассматривать температуру а в качестве обобщенной координаты некоторый параметр состояния который называется энтропия.
41137. Проекции прямой 337 KB
  Положение прямой относительно плоскости проекций Определение натуральной величины отрезка. Следы прямой. Проецирование прямой на три плоскости проекции.
41138. Топологические элементы схемы: ветви, узлы, контуры 435 KB
  Электрическая схема представляет собой графическое изображение электрической цепи. Она показывает как осуществляется соединение элементов рассматриваемой электрической цепи. Электрическими элементами схемы служат активные и пассивные элементы цепи. Ветвь участок схемы расположенный между двумя узлами и образованный одним или несколькими последовательно соединенными электрическими элементами цепи рис.
41139. Основные понятия теории вакуума 574 KB
  Первый принцип реализован в газоперемещающих насосах. Для удаления порции газа необходимо изолировать в рабочей камере насоса определенный объем газа переместить его от входного патрубка насоса к выходному сжать в процессе перемещения до давления большего чем давление в выходном сечении насоса и вытолкнуть газ за пределы насоса. Вакуумные насосы которые откачивают газ отдельными порциями в результате периодического изменения объема и положения рабочей камеры называются объемными вакуумными насосами. Объемными вакуумными насосами...
41140. Турбомолекулярные насосы 332 KB
  Поэтому вал таких насосов должен вращаться со скоростью 10 00060 000 об мин в зависимости от диаметра насоса. По сравнению со многими другими сверхвысоковакуумными насосами турбомолекулярным насосам присущ ряд преимуществ: постоянная готовность к работе быстрый 1015 мин запуск нечувствительность к резкому повышению давления вплоть до атмосферного широкий диапазон рабочих давлений 107 101 Па примерно одинаковая быстрота действия по большинству газов чрезвычайно высокая степень сжатия 1015 для газов с большой молекулярной...