78411

СБОРКА И УСТАНОВКА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Лекция

Производство и промышленные технологии

Устанавливают на валу якоря внутренние обоймы роликоподшипников в подшипниковых щитах монтируют наружные обоймы подшипников вместе с роликами ставят и закрепляют на остове подшипниковый щит 27 см. Надев на вал якоря подшипниковый щит 13 и укрепив на валу подъемную скобу вставляют якорь вместе со щитом в остов см. Измеряют радиальное биение коллектора осевой разбег якоря в подшипниках проверяют длинными щупами зазоры между сердечниками якоря и полюсов. О правильности монтажа подшипниковых щитов в остове судят по отсутствию зазора между...

Русский

2015-02-07

107.66 KB

2 чел.

Тема 9 Урок 52

СБОРКА И УСТАНОВКА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Технологический процесс сборки электрической машины складывается из комплектования деталей, собственно сборки и контроля качества сборки.

Комплектование деталей включает следующие работы:

подбор вместо заменяемых новых деталей, обеспечивающих нормальную посадку (см. рис. 283, 286). Детали, ранее работавшие вместе и имеющие допустимые размеры, рекомендуется не обезличивать, их следует устанавливать на свои места;

подбор парных якорных роликовых подшипников тягового электродвигателя, у которых разность радиальных зазоров не превышает 0,05 мм;

подбор щеток. Щетки разрезные с резиновыми амортизаторами, устанавливаемые на одну машину, должны быть одной марки с разницей в высотах не более 5 мм. Желательно машину укомплектовывать щетками не только одной марки, но и изготовления одного завода.

Сборка тягового электродвигателя. Как произвести сборку остова электродвигателя, рассказано в разделе ремонта его электрической части.

Общая сборка тягового электродвигателя ведется в таком порядке. Устанавливают на валу якоря внутренние обоймы роликоподшипников, в подшипниковых щитах монтируют наружные обоймы подшипников вместе с роликами, ставят и закрепляют на остове подшипниковый щит 27 (см. рис. 283). Надев на вал якоря подшипниковый щит 13 и укрепив на валу подъемную скобу, вставляют якорь вместе со щитом в остов (см. рис. 284). Закрепляют на остове щит 13 (см. рис. 283). Измеряют радиальное биение коллектора, осевой разбег якоря в подшипниках, проверяют длинными щупами зазоры между сердечниками якоря и полюсов. После регулировки осевого разбега ставят на место крышки подшипников 17 и 23, а также кольцо 18. Монтируют в остове щеткодержатели, притирают щетки по коллектору. Проверяют качество сборки тягового электродвигателя.

Наиболее важные рекомендации по сборке узлов с подшипниками качения, прессовых и резьбовых соединений даны в § 17,18 и 19, а допуски на посадку деталей приведены на рис. 283. Подшипниковые щиты перед посадкой наружных обойм роликовых подшипников, а также остов перед посадкой подшипникового щита 27 нагревают до 100—120° С индукционными нагревателями. Подшипниковые щиты размагничивают. О правильности монтажа подшипниковых щитов в остове судят по отсутствию зазора между ними (по щупу), а также по величине торцового биения наружных обойм роликоподшипников, определяемого индикаторным приспособлением, стойку которого при измерениях укрепляют на валу якоря. Монтаж подшипниковых щитов считается нормальным, если местный зазор между щитом и остовом не превышает 0,15 мм, а торцовое биение обойм роликоподшипников — 0,12 мм. Недопустимое биение обойм подшипника вызывается их деформацией (слишком большим натягом) или деформацией подшипникового щита из-за нарушения последовательности затяжки болтов крепления, чрезмерно большого натяга между щитом и остовом или недопустимой овальности отверстия остова. Торцовое биение обоймы роликоподшипника иногда удается уменьшить перезатяжкой болтов крепления подшипникового щита.

Осевой разбег якоря измеряют индикаторным приспособлением и регулируют за счет толщины упорного кольца 1 подшипника, расположенного со стороны коллектора якоря (рис. 303). Для увеличения разбега шлифуют торец А, а для уменьшения — торец Б. Положение упорного кольца фиксируется стопорной планкой 2. О том, что крышки 23 и 17 подшипников (см. рис. 283) закреплены правильно, а наружные обоймы роликоподшипников достаточно зажаты, судят по наличию равномерного зазора между подшипниковыми щитами и крышками.

Лабиринтовое кольцо 18 насаживают на вал с натягом, иначе оно может сползти с вала и создать условия для утечки смазки из подшипника. Радиальный зазор в роликовых подшипниках измеряют щупом или индикаторным приспособлением, а радиальное биение коллектора, как и перед разборкой тягового электродвигателя, — индикаторным приспособлением.

Для достижения безыскровой работы скользящего контактного соединения электрической машины (щетки — коллектор) щеткодержатели устанавливают в остове машины так, чтобы:

промежутки между щеткодержателями по окружности были одинаковыми (с разницей ± 1 мм);

щеткодержатели располагались на физической нейтрале, т.е. продольные оси щеток примерно совпадали с осями главных полюсов. Положение щеток на нейтрале проверяют индуктивным способом при неподвижном якоре. Для этого собирают схему согласно рис. 304. Через обмотку возбуждения 1 пропускают ток примерно 5—10% номинального, что важно для предотвращения пробоя изоляции обмотки экстратоками размыкания. К двум щеткам 2 и 3 соседних щеткодержателей подключают милливольтметр на 45—60 мВ с нулем посередине шкалы. При положении щеткодержателей на нейтрале в случае периодического через 5—10 с размыкания и замыкания цепи рубильником стрелка прибора отклонится не более чем на 2—3 мВ. Лучше ориентироваться на показания прибора в момент отключения. Изменением положения щеткодержателей добиваются минимального показания прибора;

нижняя плоскость каждого щеткодержателя была параллельно образующей коллектора, располагалась перпендикулярно плоскости, проходящей через продольную ось щеток и ось коллектора. Допустимая перпендикулярность этих плоскостей на ширине окна 0,1 мм;

зазор между нижней плоскостью щеткодержателя и коллектором был равномерным и в пределах 2—4 мм. Его допустимое отклонение по длине щеткодержателя не более 0,5 мм;

перекос продольной оси щеток по отношению к оси коллектора не превышал 1/4 ширины коллекторной пластины (сбегающие края всех щеток располагались на одной пластине). Правильная ориентация щеткодержателя обеспечивается за счет его сдвига на кронштейне (или сдвига траверсы на подшипниковом щите).

От надежности крепления и контровки крепежных деталей щеткодержателей, а также присоединяемых к ним проводов во многом зависит безаварийная работа коллекторно-щеточного аппарата. Наблюдаемые случаи падения крепежных деталей, а в отдельных случаях и верхнего щеткодержателя на коллектор якоря заканчиваются аварией машины и происходят вследствие нарушения требований по сборке резьбовых соединений.

Притирка щеток. Чтобы обеспечить безыскровую работу тягового электродвигателя, как и других электрических машин тепловоза, нужно создать надежный контакт между щетками и коллектором и равномерное распределение тока по рабочей поверхности каждой щетки. Первое условие обеспечивается чистой и гладкой поверхностью коллектора, правильной ориентацией щеткодержателей, работой щеток с достаточным нажатием на коллектор и свободным их перемещением (без качки) в гнездах щеткодержателей. Кроме того, важным условием является жесткость щеткодержателей и надежность их крепления. Второе условие достигается притиркой щеток. Для ускорения процесса щетки притирают дважды: предварительно по барабану установки имитирующему коллектор данной машины, а окончательно по «своему» коллектору.

Установка для предварительной притирки щеток оснащена штатным щеткодержателем данной машины, барабаном, поверхность которого имеет мелкую насечку, и приводом. Частота вращения барабана 15— 20 об/мин.

Окончательную притирку ведут по «своему» коллектору при помощи мелкой стеклянной шкурки, протягиваемой под щетками в направлении вращения якоря. При этом шкурка должна охватывать часть коллектора по окружности (рис. 305), а щетки должны плотно прилегать к поверхности коллектора. Это обеспечит доброкачественность притирки щеток без «съедания» их кромок. В некоторых депо практикуют следующий способ притирки щеток по месту. Одну из дорожек между медными пластинами коллектора углубляют на 5—8 мм. Коллектор обхватывают шкуркой, края которой закладывают с некоторым натяжением в углубленную дорожку и фиксируют деревянной палочкой. Поворачивая якорь по ходу, осуществляют притирку. После притирки щеток машину тщательно продувают воздухом. О доброкачественности притирки судят предварительно по однотонности поверхности щетки, а окончательно — после работы машины на холостых оборотах. Контактные поверхности нормально притертых щеток после 20 — 30-минутной работы становятся блестящими, а после 3 — 4-часовой работы — зеркальными. После притирки токоведущие провода щеток надежно укрепляют на корпусе щеткодержателя. Оборванный, плохо заделанный в щетке или плохо укрепленный провод часто служит причиной повреждения коллектора и появления кругового огня. Болтики, крепящие провода, должны быть надежно законтрены.

Контроль качества сборки. Качество взаимной пригонки деталей и монтажа подшипниковых узлов, а также предварительную приработку щеток контролируют при работе машины на холостом ходу. Проверку ведут после установки тягового электродвигателя на площадке стенда при следующих режимах. Сначала в течение 40 мин при частоте вращения якоря 400 об/мин, а затем в течение 1 ч — при 1900 об/мин без подачи охлаждающего воздуха. При работе на холостом ходу контролируют вибрацию машины, работу подшипников на слух, а после остановки машины измеряют температуру подшипников. Вибрацию машины определяют ручным вибрографом ВР-1, прикладывая прибор к различным частям остова. По величине вибрации судят о динамической балансировке якоря. Максимально допустимое показание вибрографа (при 1900 об/мин якоря) не более 0,15 мм. Для прослушивания работы подшипников применяют простейшее приспособление, показанное на рис. 306. Оно же может быть использовано для прослушивания работы других машин (узлов дизеля, силовых механизмов и т. п.). Нормально подшипники должны работать с ровным и еле уловимым шумом.

Температуру подшипников измеряют термометром или термопарой; она не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 55° С. Чрезмерный нагрев или ненормальный шум, наблюдаемые в работе подшипников, свидетельствуют о том, что при их сборке допущены различные нарушения (малый радиальный зазор или разбег якоря, попадание грязи и т. п.).

Качество приработки щеток проверяют выборочно. У хорошо приработанной щетки контактная поверхность (не менее 90% площади) имеет блестящий вид с почти незаметными рисками.

Работу тяговых электродвигателей на холостом ходу и обкатку колесно-моторного блока проверяют на стенде (рис. 307). На панелях щита управления 4 размещены все аппараты управления и защиты, предусмотренные схемой стенда, а также необходимые измерительные приборы. Клеммовые колонки 2 имеют эксцентричные, а колонка 3 пружинный зажимы. Колонки оборудованы блокировками безопасности. После проверки тягового электродвигателя на холостом ходу вновь контролируют состояние токоведущих частей, заливают компаундной массой головки болтов крепления верхнего главного и двух добавочных полюсов и головки болтов в моторно-осевой горловине, продувают внутренние полости машины сжатым воздухом и ставят на место крышки и люки остова.

Сборка тягового генератора. Для сокращения времени и труда все операции по ориентированию щеткодержателей на коллекторе якоря (см. стр. 377) и притирке щеток рекомендуется вести на технологическом коллекторе, имитирующем штатный коллектор якоря с валом. Подшипниковый щит в сборке со щеткодержателями надевают на технологический коллектор. Окружность этого коллектора разделена рисками на восемь равных частей по числу щеткодержателей. Разделительные риски наносят строго по оси коллектора. По этим рискам ориентируют каждый щеткодержатель перемещением их на бракетах или самих бракет относительно траверсы или кронштейнов подшипникового щита. При регулировке зазора между щеткодержателями и коллектором разность в диаметрах штатного и технологического коллекторов компенсируют установкой под щеткодержатель деревянной планки соответствующей толщины. Например, диаметр штатного коллектора генератора 845 мм, а технологического 850 мм. Разница радиусов этих коллекторов 2,5 мм. Чтобы получить зазор между штатным коллектором и щеткодержателем 3 мм, нужно между щеткодержателем и технологическим коллектором установить деревянную планку толщиной 3 + 2,5 = 5,5 мм. Если на поверхности технологического коллектора сделать насечку или укрепить на ней мелкую наждачную или стеклянную шкурку (в данном примере толщиной 2,5 мм), можно произвести и предварительную притирку щеток.

После окончания работ по ориентации щеткодержателей и притирке щеток подшипниковый щит снимают с технологического коллектора, очищают и его внутренние поверхности покрывают эмалью ГФ-92-ХС. Все крепежные детали надежно закрепляют и контрят.

Последовательность сборки генератора: устанавливают остов в сборке на подставку 4 (см. рис. 285). На валу якоря монтируют заднее уплотнительное кольцо (ГП-311), затем заднюю крышку подшипника, роликоподшипник, переднее уплотнительное кольцо. Укрепляют на валу подъемную скобу 3. Подняв якорь краном, вставляют его в остов. Центральное положение якоря в остове регулируют высотой бруска 1. Чтобы удержать якорь в таком отцентрированном положении после съемки подъемной скобы 3 и в процессе присоединения генератора с дизелем зазор между нижними полюсами и задней частью якоря заполняют склеенными полосками электрокартона.

Подшипниковый щит в сборке монтируют на остове в таком положении, чтобы метки спаренности на щите и остове совпали. Эти метки ставят на заводе или перед съемкой подшипникового щита при ремонте. Изменять ориентированное положение этих частей нельзя, иначе щеткодержатели будут сдвинуты с физической нейтрали. Ставят на место переднюю подшипниковую крышку. При сборке соединений, отмеченных на рис. 286 цифрами в кружочках, соблюдают требования.

Допуски на посадку деталей приведены на этом же рисунке.

Установка тягового генератора на поддизельной раме. Если дизель Д100 установлен на поддизельной раме, генератор к нему присоединяют в таком порядке. Укладывают на поддизельную раму (под лапы остова) ранее снятые регулировочные прокладки. Краном генератор ставят на поддизельную раму. Придвинув генератор к дизелю, соединяют вал его якоря с ведомым диском приводной муфты призонными болтами согласно маркировке на деталях. Удаляют из- под нижней части якоря ранее помещенные туда листы картона. Затем смещением остова генератора в горизонтальной и вертикальной плоскостях добиваются того, чтобы:

разница в зазорах между сердечниками полюсов и якорем не превышала 0,8 мм. Допускаемые зазоры соответствовали указанным на рис. 286. Зазоры измеряют щупами, имеющими длину не менее 500 мм, и ширину 10 мм;

валы якоря генератора и дизеля были соосны. Излом осей валов считается допустимым, если колебание размера А (рис. 308), т. е. толщины приводной муфты, при повороте коленчатого вала на 360° не превышает 0,15 мм. Размер А измеряют через каждые 90° в одном и том же месте на дисках муфты. Колебание размера А можно определить и индикаторным приспособлением 7. Смещение осей валов не определяют, так как центрирующий бурт коленчатого вала 1 входит с небольшим зазором в отверстие фланца 2 вала якоря. Остов генератора перемещают в горизонтальной плоскости винтовыми приспособлениями, а в вертикальной — подъемным краном с последующей постановкой регулировочных прокладок под лапы остова. После окончания работ по регулировке положения генератора и закрепления крепежных деталей остов генератора фиксируют на поддизельной раме двумя штифтами.

К дизелю Д50 остов тягового генератора присоединяют непосредственно шпильками, а коленчатый вал с валом якоря генератора — жесткой муфтой призонными болтами. О том, как центрируются валы дизеля Д50 и якоря генератора. Разница в зазорах между сердечниками полюсов и якорем допускается не более 0,8 мм; допускаемые зазоры приведены на рис. 286. Для компенсации температурных деформаций, а также допустимых монтажных отклонений осевой разбег якоря генератора, т. е. разбег роликоподшипника 3 в гнезде подшипникового щита 2 (рис. 309), устанавливают в пределах 8—10 мм за счет торцовки буртов крышек 1 и 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49206. Технико-экономические показатели работы предприятия отрасли машиностроения 609.5 KB
  Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции.
49207. Проектирование электрической сети 888.18 KB
  Данный курсовой проект содержит 3 графика, 5 рисунков, 13 таблиц. В проекте будет выбрана схема распределения электроэнергии от РЭС до пяти подстанций. Эта схема выбирается по экономическому расчету, который содержит: расчет наиболее экономичного строительства, расчет передачи энергии как от РЭС, так и от подстанций к друг другу. Из четырех вариантов схем, будет выбрана одна – наиболее экономичная.
49208. Разработка автоматизированной системы учреждения администрации района 4.67 MB
  В рассматриваемой организации предъявляются высокие требования к защите информации, так как циркулирующие данные содержат кроме общедоступной информации сведения, составляющие служебную и коммерческую тайны, персональные данные и секретные сведения, которые не должны быть доступны лицам, не имеющим соответствующих полномочий...
49209. ОДНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ В НЕОДНОРОДНЫХ ПЛАСТАХ 210.21 KB
  Однако часто изменения проницаемости при переходе от одной точки пласта к другой носят столь хаотичный характер что значительные области пласта можно считать в среднем однородно проницаемыми. Наоборот движение жидкостей и газов в пластах приобретает совершенно своеобразный характер когда на большом протяжении в изменении проницаемости наблюдаются явные закономерности. Пласт разделяется по мощности на несколько слоев; в каждом из слоев проницаемость в среднем одинакова но отлична от проницаемости соседних слоев. Во всех точках пласта...
49210. Знаходження найкоротшого шляху в графі за допомогою алгоритма Дейкстри 241.53 KB
  Знаходження найкоротшого шляху - життєво необхідно і використовується практично скрізь, починаючи від знаходження оптимального маршруту між двома об'єктами на місцевості (наприклад, найкоротший шлях від дому до університету), в системах автопілота, для знаходження оптимального маршруту при перевезеннях, комутації інформаційного пакету в Internet і т. п.
49211. Одновимірні моделі розповсюдження речовини в нерухомому середовищы 118.71 KB
  Еволюція сучасної науки характеризується глибоким проникненням математичних методів дослідження у різні сфери наукової думки – від суто гуманітарних дисциплін до таких як соціологія прикладна лінгвістика екологія що розвиваються на зламі кількох наукових напрямів. Справа в тому що результати навіть досить тонких експериментів далеко не завжди дозволяють відповісти на запитання які основні рушійні сили і механізми впливають на стан і розвиток тієї чи іншої природної системи. І реалізуємо розв’язування...
49212. Інструменти податкового регулювання 90.94 KB
  В економічній літературі багато уваги приділяється проблемам оподаткування. Значний внесок у розробку теоретичних та прикладних основ оподаткування внесли Азаров М. Податкове регулювання це заходи впливу на економіку та соціальні процеси через зміну податків податкових ставок податкових пільг зниження чи підвищення загального рівня оподаткування тощо. Хоча податки та механізм оподаткування будуються на певному фундаменті правових відносин однак сторони не скріплюють ці відносини у формі певного договору контракту [3 c.
49213. Авторська розробка дитячого майданчику на тему «Поклик джунглів» 139.54 KB
  У своїй курсовій роботі я буду намагатися створити дитячий ігровий комплекс Поклик джунглів для дітей віком від 6 до 12 років. Врахую всі вимоги до забудови цього комплексу і вікової характеристики дітей. Необхідно на плані виділити умовні території зони для найменших і їх батьків і для дітей які вже гуляють без родичів старші дошкільнята та молодші школярі. Благоустрій територій житловими районами міста дитячими комплексами користується високої популярністю Типи дитячих ігрових майданчиків Дитячі ігрові майданчики повинні...