7843

Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях

Доклад

Краеведение и историческая этнография

Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях Интерес к возрождению национальных культур - яркая примета нашего времени. Начиная с 1989 года, по всей стране идет активный процесс создания различных общественны...

Русский

2013-01-29

19.67 KB

38 чел.

Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях

Интерес к возрождению национальных культур – яркая примета нашего времени. Начиная с 1989 года, по всей стране идет активный процесс создания различных общественных структур – национально-культурных ассоциаций, объединений, центров. Эти организации ставили своей главной целью сохранение национальной культуры, обычаев, форм досуга, традиций, языка, исторической памяти своего народа. Одной из основных задач являлся поиск наиболее эффективных форм деятельности в системе международного культурного сотрудничества.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Тюменской области начали создаваться областные культурно-просветительные организации национального характера, возрождающие, поддерживающие и развивающие национальную самобытность своего народа через пропаганду языка, различных форм культурно-досуговой деятельности. Вслед за «Спасением Югры», «Ямал – потомкам», и «Сыбыром» появились и другие объединения. Их всегда больше двадцати: не выдержав проверку временем, некоторые из них сходят с арены, а наряду с ними возникают новые организации других этносов, оставляя общее число национально-культурных движений практически неизменным на протяжении последних пятнадцати лет.

С 1995 года параллельно с общественными объединениями стали функционировать областные центры национальных культур, учредителем которых был Комитет по культуре АТО. Размещенные в ДК «Нефтяник», ставшем Областным Домом национальных культур, и финансируемые областным комитетом по культуре, они были в меру самостоятельны от государства и от областных национально-культурных объединений. Не соответствуя числу общественных организаций (5 против 23 на тот момент), центры татарской, русской, чувашской, немецкой и еврейской культур все же дали определенные результаты в работе. Однако при отсутствии единства действий с соответствующими национальными общественными организациями они часто дублировали друг друга, конфронтируя между собой.

В 1996 году областной комитет по культуре унифицировал существующие и рождающиеся центры национальных культур, объединив их в центры славянских, тюркских, финно-угорских и немецкой культур (центр еврейской культуры к этому времени уже не существовал) по принципу языковых семей. Спустя год новообразованные центры национальных культур, представляющие только семь этносов: русский, украинский, белорусский, польский, татарский, ханты и немецкий, были преобразованы в четыре отдела новой провозглашенной структуры - Областной координационно-методический центр национальных культур и народного творчества.

В 2001 г. в г. Тюмени была создана новая структура - Областной Дворец национальных культур «Строитель», который курируют Комитет по делам национальностей и Комитет по культуре Администрации Тюменской области. Во Дворце функционируют 12 отделов: русской, украинской, белорусской, татарской, казахской, немецкой, польской, корейской, чувашской, казачьей культуры, культуры коренных малочисленных народов севера и кавказских народов. Ежегодно проводится Областной фестиваль художественного творчества самодеятельных коллективов национальных культур «Мост дружбы», Областной фестиваль национального детского творчества «Радуга». В ОДНК функционируют более 20-ти коллективов: фольклорно-этнографический ансамбль «Вечерки», ансамбль еврейского танца «Ошер», хор польской песни «Лятарницы», вокальный ансамбль «Ахтамушки», фольклорный ансамбль «Лянок», ансамбль танца «Югряночка», хор «Славутич» и др.

По данным переписи 2002 г. планируется создание социально-демографической карты нашего региона и на ее основании – сеть опорных пунктов национальных культур в местах расселения их представителей. Этими опорными пунктами могут стать филиалы национально-культурных объединений, отделы национальных культур районных домов и центров национальных культур, как уже действующих в Ялуторовске, Тобольске, Ишиме, Тюменском районе, так и тех, которые могут быть созданы, библиотеки с книгами на языках народов Тюменской области и клубы с национальными коллективами, школы с преподаванием на национальных языках.

Заключаются двусторонние договора с базовыми культурными центрами административных национальных образований России и государств ближнего и дальнего зарубежья, в которых те или иные национальные культуры являются основными. Такой подход позволяет оказать культурную поддержку тем этносам края, которые до сего времени были ее лишены, обеспечить их прессой, учебниками, художественной литературой, учителями и специалистами в области народного творчества, а также коллективами и индивидуальными специалистами.

Важной предпосылкой решения задачи сохранения, возрождения и развития национальных культур нашего региона является преподавание национальных языков и пропаганда национальной литературы. Для этого ежегодно выпускается календарь юбилейных и памятных дат государственных, национальных и религиозных праздников, к которым приурочивается проведение культурно-просветительных мероприятий различного уровня, в том числе литературно-музыкальные вечера, утренники, конференции (читательские и научные), конкурсы чтецов, просмотр кинофильмов-экранизаций, творческие встречи с писателями, выставки книг и т.д.

Ежегодно отделы проводят Дни национальных культур, национальные праздники (Сабантуй, Акатуй, Наурыз и др.), которые являются своеобразным смотром всех возможностей той или иной национальной культуры и уровня ее развития на данном этапе и вбирают в себя такие формы как конференции, конкурсы, концерты, викторины, выставки и т.д.

Научно-аналитический отдел ОДНК «Строитель» ежеквартально выпускает информационно-репертуарный альманах «Национальная культура региона», в котором находят отражение сведения по истории, географии, демографии, культуре народов Тюменской области, информация о работе отделов национальных культур ОДНК «Строитель», районных учреждений национальных культур, общественных движений, календари знаменательных дат, статистические данные, сценарии, обзорные статьи о значительных мероприятиях областного масштаба и другое.

Работники отделов организуют экспедиции по сбору материалов музыкальной, танцевальной культуры, предметов материальной культуры этносов, населяющих наш регион, сотрудничают в их подготовке и проведении с учебными заведениями, музеями и научно-исследовательскими учреждениями, которые впоследствии обеспечивают хранение, описание, систематизацию и изучение собранных материалов.

В рамках возрождения традиционных национальных культур создаются целевые комплексные программы развития той или иной национальной культуры. Впервые (в 1989 г.) такая программа была создана в Ивановской области и называлась «Возрождение народных ремесел Ивановской области».

В 1993 г. Тюменской областной Думой была принята целевая комплексная программа «Возрождение культуры сибирского села».

Основные разделы этой программы включали в себя:

1. Краеведение. Изучение истории родного края, знакомство с культурными традициями, связанными с именами известных земляков – видных общественных деятелей, писателей, поэтов, художников и др. Создание картотеки памятников истории, археологии, архитектуры в каждом районе.

2. Этнография или народоведение:

- исследование традиционных особенностей городского и крестьянского жилища, изб, их внутреннего убранства, надворных построек, колодцев и т.д.;

- история народного костюма, одежды, предметов быта и домашнего обихода;

- народная метеорология, народный календарь.

3. Фольклор – народное творчество, обычаи, обряды, народные праздники и т.п.

Проведение экспедиций по сбору и записи всех жанров фольклора (хореографии, музыки, устного народного творчества, календарных и семейно-бытовых обрядов); обработка и исследование собранных материалов, комплектование фондов, создание архивов записей, фонограмм, фотографий, слайдов, видеозаписей.

4. Традиционные народные художественные промыслы и прикладное творчество.

Описание традиционных художественных промыслов своего района и их исторического развития, изготовление карты или создание картотеки былого и современного бытования местных художественных промыслов, запись сведений о мастерах и составление соответствующей картотеки, сбор образцов изделий или их изображений на фотографиях и слайдах.

Создание кооперативов, объединений, мастерских, преследующих не столько коммерческие, сколько творческие цели. Создание института мастеров.

5. Проведение национальных и межнациональных фестивалей, праздников, смотров, конкурсов.

6. Межнациональное сотрудничество.

- сотрудничество с аналогичными организациями, центрами народного творчества бывших союзных республик, ныне суверенных государств СНГ и Балтии;

- сотрудничество с центрами, обществами русской и славянской культуры, оказавшимися за рубежом;

- сотрудничество с культурными обществами, союзами и фондами, проживающих в России диаспорных групп (немецких, греческих, корейских и др.).

Издержки, связанные с выполнением целевых комплексных программ

1. Частичное выполнение намеченных мероприятий.

2. Нарушение сроков исполнения (долгосрочные – 5-10 лет, краткосрочные – 3 года). Вводиться могут поэтапно.

3. Отсутствие финансовой поддержки некоторых разделов программ.

4. Игнорирование значимости программ местной администрацией.

5. Трудности снабжения мастеров необходимым сырьем и материалами.

6. Отсутствие правовой защитой института мастеров. Необходима разработка и принятие положений, постановлений местных администраций, комитетов по культуре, касающихся конкретных мероприятий.

7. Несистематичность проведения художественных выставок, фестивалей народного творчества, обрядов, праздников и других культурно-досуговых акций, направленных на пропаганду традиционного национального творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53421. Современный урок с позиции интерактивного обучения 88.5 KB
  Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными общаться с другими критически мыслить принимать продуманные решения. Обсуждение вопросов будет проходить путём коллективного обдумывания мозгового штурма которые проводится так: 1 условие задания записывается на доске чтобы видно было всем; 2 все участники штурма имеют право высказать свои идеи для решения задания; 3 когда участники группы выясняют что идей достаточно их предложение останавливается; 4 поданные идеи анализируются обговариваются в группах;...
53422. Важливість упровадження в навчальний процес інтерактивних технологій як одного із засобів особистісно-зорієнтованого навчання 43 KB
  Сучасна школа стоїть перед прикрим фактом: в умовах традиційних форм та методів навчання школярі пасивно отримуючи інформацію не вміють здобувати її самостійно і застосовувати те що знають. Особистіснозорієнтоване навчання у цьому плані є досить перспективним оскільки воно виходить із самоцінності особистості її духовності та суверенності. Визначальним для особистіснозорієнтованого навчання має бути соціокультурний діалог у системі â€œпедагог дитина†на основі її розуміння прийняття і визнання.
53423. Зимова подорож до святого Миколая. Виготовлення листівки бажань 41.5 KB
  Зимова подорож до святого Миколая. Мета: розширити знання учнів про святого Миколая; вчити учнів правильно виразно читати поетичні твори; збагачувати словниковий запас учнів; виготовити листівку бажань; сприяти вихованню міцної внутрішньої опори людини що знаходить свій прояв у доброті чуйності лагідності. Сьогодні на уроці ми завітаємо у гості до святого Миколая. Я знаю що день святого Миколая улюблене свято українських дітей.
53424. Інтегроване заняття з використанням наочного моделювання 31 KB
  На основі знайомої казки Колосок за допомогою схемсимволів вчити дітей сприймати зміст казки. Хіба зможемо прожити ми без них Діти вам подобаються казки Що вам подобається в казках Так всі люблять казки кони ведуть нас у світ пригод вчать розпізнавати добро зло. 1 коробка Діти підійдіть до коробки з літерою А в коробці захована схема з гудзиків за казкою Колосок З якої казки герої Який був півник Якими були мишенята Як звали Півника мишенят Чому вчить ця казочка Хто не працює той не їсть Потрібно...
53425. Формування ключових компетентностей молодшого школяра шляхом впровадження інтегрованих уроків 299 KB
  Предметних компетентностей: ознайомити дітей з усіма варіантами числа 7; вчити учнів складати розвязувати читати вирази на додавання в межах 7; вивчити назви днів тижня; розвивати мислення память; розширити знання про фрукти їх користь для людей; збагатити словниковий запас поняттями екзотика екзотичні фрукти; виховувати бережливе ставлення до природи зокрема садупрагнення до здорового харчування. Обладнання: мультимедійний проектор компютер аудіозаписи мікрофон демонстраційний матеріалкартки із...
53426. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба». Виготовлення курочки з солоного тіста 209 KB
  Мета Формувати у дітей поняття про казку як художній твір,Розвивати навички слухання та інтонування почутого, мовлення, уяву, фантазію, логічне раціональне мислення, використовуючи методи інтерактивного навчання; закріплювати вміння читати слова, речення та тексти з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів;
53427. Таблицы сложения и вычитания числа 9. Периметр четырехугольника. Изготовление кораблика способом оригами 180.5 KB
  Трудовое обучение: продолжать знакомить учеников с оригами как видом искусства; учить изготавливать кораблик способом складывания и перегибания бумаги; развивать внимание усидчивость умение работать по технологической карте; воспитывать усидчивость старательность. Как называется эта геометрическая фигура четырехугольник Работа по таблице четырехугольники.
53428. Весна прийшла. Вірш Л.Українки «Вишеньки». Виготовлення сувеніру для мами 76.5 KB
  Мета: вчити учнів виготовляти сувеніри і розвивати вміння самостійно добирати розмір колір матеріал працювати з поролоном і картоном; формувати емоційно-позитивне ставлення до художнього образу вишні; поглибити кявлення про народні звичаї та повіря; розвивати звязне мовлення творчість мислення естетичний смак; виховувати любов до мами почуття вдячності і шанобливе ставлення повагу гордість за рідну матусю бажання...
53429. Життя в добрі 3.65 MB
  Так би і померла та людина, аби тою дорогою не проїздив самарянин. Треба відмітити, що євреї не любили самарян. Вони не розмовляли з самарянами і навіть не пускали їх у свій храм для поклоніння Богу. Але коли самарянин побачив пораненого єврея, то не став згадувати про це.