78458

Синдром объемного образования в легких (ООЛ). Ситуации, подозрительные на наличие ООЛ. Принципы дифференциального диагноза при выявлении ООЛ

Доклад

Медицина и ветеринария

Практическое значение и тактика ведения при выявлении синдрома средней доли синдрома ателектаза доли или сегмента легкого. Синдром средней доли среднедолевой синдром затемнение и уменьшение в объеме средней доли правого легкого в результате разнообразного ее поражения при бронхоэктазах деструкции ателектазах опухолях циррозе пневмонии.: Частое поражение средней доли связано с тем что он самый узкий и длинный из всех долевых бронхов окружен лимфоузлами являющимися регионарными не только для средней но и частично для нижней и...

Русский

2015-02-07

108 KB

2 чел.

Вопрос: Синдром объемного образования в легких (ООЛ). Ситуации, подозрительные на наличие ООЛ. Принципы дифференциального диагноза при выявлении ООЛ. Практическое значение и тактика ведения при выявлении синдрома «средней доли», синдрома ателектаза доли или сегмента легкого. Терапевтические маски паранеопластических синдромов.

  1.  Синдром средней доли (среднедолевой синдром) - затемнение и уменьшение в объеме средней доли правого легкого в результате разнообразного ее поражения при бронхоэктазах, деструкции, ателектазах, опухолях, циррозе, пневмонии.

Поражения средней доли встречаются довольно часто. Они составляют 20—26 % воспалительных заболеваний легких и до 50 % случаев неопухолевых ателектазов.

Основные причины:

- неспецифические (при кори, коклюше и других заболеваниях)

- туберкулезные (особенно, при туберкулезе первичного периода) воспалительные реакции со стороны лимфатических узлов;

- инородные тела бронхов;

- бронхолитиаз;

- пневмокониозы;

- опухоли среднедолевого бронха;

- саркоидоз и др.

P.S.: Частое поражение средней доли связано с тем, что он самый узкий и длинный из всех долевых бронхов, окружен лимфоузлами, являющимися регионарными не только для средней, но и частично для нижней и верхней долей легкого.

В патогенезе среднедолевого синдрома имеет значение и тот факт, что аэрация средней доли осуществляется преимущественно за счет реберного механизма, который с возрастом значительно ослабевает.

  1.  Синдром ателектаза легкого – это патологическое состояние, характеризующееся спаданием легкого или его части из-за отсутствия в  легочных альвеолах, в результате чего их стенки спадаются. 

Причины:

  1.  Обтурация (бронх закупорен опухолью, густой слизью или инородным телом):

Симптомы:

- отставание грудной клетки в акте дыхания;

- голосовое дрожание не определяется;

- притупление или тимпанический перкуторный звук;

- дыхание и бронхофония не определяются;

- рентгенологическое исследование - межреберья сужены, гомогенное затемнение в области ателектаза и смешение средостения в пораженную сторону (симптом Гольцкнехта-Якобсона);

2. Компрессия (бронх свободен, легкое поджато экссудатом, воздухом, большой селезенкой через диафрагму и т. д.).

Симптомы:

- голосовое дрожание усилено;

- притупленно-тимпанический перкуторный звук;

- дыхание ослабленное везикулярное, нередко с бронхиальным оттенком, возможна крепитация.

- бронхофония усилена;

- рентгенологическое исследование - гомогенное затемнение в области ателектаза;

- клиническая картина заболевания, вызвавшего ателектаз;

Синдром объемного образования в легких (ООЛ) – я не знаю, что это! )))

Можно только предположить следующее:

Множественные округлые тени на R-графии:

  •  Множественных метастазах в легкие;
  •  Множественных туберкуломах;
  •  Поликистозных образованиях;
  •  Множественных очаговых инфильтративных тенях при пневмонии или туберкулезе;
  •  Множественных крупных гранулемах (кистах) инородных тел;

Одиночная округлая тень на R-графии:

  •  Очагово-инфильтративном туберкулезе легких;
  •  Пневмонии (очаговой или шаровидной);
  •  Туберкуломе;
  •  Кистозных образованиях в легких (пневмокиста, гамартрома, эхинококк и др.);
  •  Периферическом раке (очагово-шаровидная форма);
  •  Солитарном метастазе опухоли в легкое;

Рак легкого - понятие собирательное, объединяющее различные по происхождению, клинике, результатам лечения и прогнозу эпителиальные опухоли, исходящие из слизистой бронхов.

Клинико-анатомическая классификация РЛ:

Центральный рак:

-  эндобронхиальная форма;

-  перибронхиальная узловая форма;

-  перибонхиальная разветвленная форма;

Периферический рак:

-  форма круглой опухоли;

-  пневмониеподобная форма;

-  рак верхушки с синдромом Панкоста;

Атипичные формы:

-  первичный карциноматоз легких;

-  медиастинальный рак;

-  другие формы, клиника которых обусловлена отдаленными метастазами;

Дифференциальный диагноз (смотри ниже):

  •  Туберкуломы легкого;
  •  Доброкачественные опухоли;
  •  Реттенционные кисты;
  •  Эхинококковые кисты;
  •  Неспецифические деструктивные процессы;
  •  Саркома легкого;
  •  Острая пневмония;
  •  Гематомы легкого;

Признаки дифференциации:

  1.  Периферический рак: Иногда кровохарканье, недомогание. Старше 40-50 лет. Преимущественно в передних сегментах и в VI сегменте.  Одиночная опухоль. Неправильно округлая. Вкрапления извести: Нехарактерно. Полость распада: При больших размерах (более 4см). Окружающая легочная ткань: Изменения за счет лимфангита. Темпы роста: Среднее время удвоения примерно 1/3 года. Уменьшение размеров под влиянием лечения: нет. Результаты специальных методов исследования: Положительный результаты при катетеризационной и трансторакальной биопсии.
  2.  Туберкулома: Бессимптомное развитие. Молодой. Редко в передних сегментах. Одиночная тень, редко множественные. Неправильно округлая, овальная. Вкрапления извести: Вкрапления единичные, нередко отсутствуют. Полость распада: Характерен распад даже при небольших (до 2см) размерах. Окружающая легочная ткань: Часто рядом и в других отделах видны туберкулезные изменения. Темпы роста: Увеличиваются редко и очень медленно (годами). Уменьшение размеров под влиянием лечения: Уменьшается медленно. Результаты специальных методов исследования: При посеве мокроты выявляется микобактерии туберкулеза.
  3.  Доброкачественные опухоли: Бессимптомное развитие. Разный, в том числе молодой. В любом отделе, чаще в передних сегментах. Одиночная опухоль. Правильно округлая. Вкрапления извести: Иногда вкрапления, множественные или единичные. Полость распада: нет. Окружающая легочная ткань: Не изменена. Темпы роста: Увеличиваются редко и очень медленно (годами). Уменьшение размеров под влиянием лечения: нет. Результаты специальных методов исследования: Положительный результаты при трансторакальной и катетеризационной биопсии.
  4.  Ретенционные кисты: Бессимптомное развитие. Разный, в том числе молодой. В любом отделе. Одиночная, часто разветвленная тень. Повторяет форму и направления растянутых бронхов. Вкрапления извести: Иногда вкрапления по контуру в толще образования. Полость распада: нет. Окружающая легочная ткань: Не изменена. Темпы роста: Увеличиваются редко и очень медленно (годами). Уменьшение размеров под влиянием лечения: нет.
  5.  Абсцессы и шаровидные фокусы хронической неспецифической пневмонии: t, кашель со слизисто-гнойной мокротой. Разный, в том числе молодой. В любом отделе. Одиночная тень, иногда множественные тени. Неправильно округлая или неправильная. Вкрапления извести: Нехарактерно. Полость распада: Характерен распад с образованием одной или более полостей. Окружающая легочная ткань: Резко изменена - могут быть бронхогенные отсевы, в т.ч. и в противоположном легком. Темпы роста: Могут увеличиваться очень быстро (удвоение в течении недели, месяца). Уменьшение размеров под влиянием лечения: Уменьшаются; наблюдается так же динамика секвестров и отсевов. Результаты специальных методов исследования: Характерная картина при направленной бронхографии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85475. «Ми творці життя – батьки і діти, невмирущий, мужній родовід» – до дня української родини 61.5 KB
  Мета: Формувати у студентів родинні почуття, прищепити відчуття приналежності до народу з міцним родовим корінням, багатими традиціями, звичаями; прослухати поезії та пісні про сенс людського життя, навчити студентів розуміти і збагачувати рідну мову; розвивати творчі здібності, активність, мислення...
85476. Здорова сім’я – здорова держава (родинне свято у 1 класі) 2.65 MB
  Мета: Вчити дітей здорового способу життя. Формувати навички доброзичливого спілкування з людьми. Виховувати потребу займатися фізкультурою і спортом заради зміцнення здоров’я. Свято проходить у спортивному залі. По обидва боки від плаката - українські народні загадки, приказки...
85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.
85479. ДОЛЯ МОЄЇ РОДИНИ В ДОЛІ УКРАЇНИ 80 KB
  Формувати уявлення про родину як частину суспільства, про роль і місце родини в житті людини, дослідити минуле своїх родин, пов’язане з історією України; виховувати шанобливе ставлення до батьків, старших і молодших членів сім’ї, розвивати навички спілкування в сім’ї, що сприяють родоводу...
85480. Творчість Г.С.Сковороди 30.5 KB
  Вчитель: Добру справу завжди починають рукостисканням яке означає взаємоповагу довіру готовність спільно плідно працювати. Вчитель: Активізуємо наші знання про діалог. Що таке діалог Що повинні памятати під час складання діалогу Вчитель: Перед вами конверти в них завдання: група отримала тему треба...
85481. Урок-путешествие по чтению «Сказки А.С.Пушкина» 47.5 KB
  А для кого они Для вас Мы знаем вы любите игры Песни загадки и пляски Но нет интересней для детворы Чем наши волшебные сказки. На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок...
85482. Ю.Збанацький «Гвардії Савочка» 1.7 MB
  Вчити учнів виразно читати та розуміти текст, навчати добору робочого матеріалу до роботи над текстом, розвивати читацькі інтереси учнів, навички стислого переказу, увагу, мовлення. Збагатити знання учнів про мужність народу в роки Великої Вітчизняної війни, участь у ній дітей, виховувати глибоку вдячність...
85483. Особенности развития мышления у подростков в условиях раннего выбора профильного обучения 1.48 MB
  В то же время повсеместное внедрение профильного обучения осуществляется на основе имеющихся образовательных ресурсов учебных заведений, которые далеко не всегда отвечают задачам модернизации образования – в этом случае может происходить простое натаскивание учащихся тем же педагогом за счет увеличения количества часов.