78463

Синдром дыхательной недостаточности. Основные причины ДН, клинические и функциональные критерии. Классификации различных видов ДН

Доклад

Медицина и ветеринария

Дыхательная недостаточность ДН тяжелое нарушение обмена дыхательных газов или состояние характеризующееся ограничением способности легких обеспечивать нормальный газовый состав артериальной крови. Факторы снижающие вентиляторное обеспечение: Нарушение механики дыхания обструкция ВП: Бронхиальная астма ХОБЛ; Деформация грудной клетки: Кифосколиоз травмы грудной клетки; Уменьшение объема легких: Пневмония интерстициальные поражения легких большой плевральный выпот; Нарушение функции диафрагмальных нервов: Синдром...

Русский

2015-02-07

128.5 KB

1 чел.

Вопрос: Синдром дыхательной недостаточности. Основные причины ДН, клинические и функциональные критерии. Классификации различных видов ДН. Принципы лечения и контроля за состоянием больных со среднетяжелой и тяжелой степенью ДН.

 Дыхательная недостаточность (ДН) – тяжелое нарушение обмена дыхательных газов или состояние, характеризующееся ограничением способности легких обеспечивать нормальный газовый состав артериальной крови.

 Типа ДН:

  1.  Гиперкапнический (вентиляционная) (PaCO2 > 45 мм.рт.ст):

- острая (развивается в течение нескольких минут или часов);

- хроническая (развивается в течение нескольких дней или недель);

  1.  Гипоксемический (паренхиматозня) (PaO2 < 55 мм.рт.ст. при дыхании О2 (60% или более высокие концентрации));

- острая (развивается в течение нескольких минут или часов);

- хроническая (развивается в течение нескольких дней или недель);

Гиперкапническая дыхательная недостаточность:

- Основной диагностический критерий – PaCO2 превышает 45 мм.рт.ст.;

- Часто используемый синонимичный термин «несостоятельность насоса» – расстройства при которых альвеолярная вентиляция ограничена относительно скорости продукции СО2;

Гипрекапничекая ДН - «несостоятельность насоса» указывает на:

- Поражение ЦНС;

- Поражение грудных мехов (мышцы, нервы);

- Поражение воздухоносных путей;

Основной механизм гипрекапничекой ДН - продолжительное несоответствие между вентиляторным обеспечением (максимальная вентиляция, которая может поддерживаться) и вентиляторным запросом (общий уровень вентиляции, обеспечиваемый дыхательным центром).

 

 Факторы, снижающие вентиляторное обеспечение:

- Нарушение механики дыхания (обструкция ВП): Бронхиальная астма, ХОБЛ;

- Деформация грудной клетки: Кифосколиоз, травмы грудной клетки;

- Уменьшение объема легких: Пневмония, интерстициальные поражения легких, большой плевральный выпот;

- Нарушение функции диафрагмальных нервов: Синдром Гийена-Барре, полиомиелит;

- Нарушение нервно-мышечной передачи: Миастения;

- Атрофия дыхательных мышц: Длительная искусственная вентиляция, недостаточность питания;

- Слабость дыхательных мышц: Электролитные нарушения, гипоксемия, ацидоз;

- Отклонения в отношении «сила-длина» диафрагмы - Гиперинфляция легких, уплощение диафрагмы;

Гипрекапничекая ДН характеризуется:

  1.  Тотальной альвеолярной гиповентиляцией и снижением МОД;
  2.  Гиперкапнией;
  3.  Гипоксемией (на более поздних стадиях);
  4.  Признаками дыхательного ацидоза;

Гипоксемическая дыхательная недостаточность:

- Основной диагностический критерий – клинически значимая гипоксемия, устойчивая к кислородной терапии с высокими (и потенциально токсическими) концентрациями О2;

- Гипоксемическая ДН характеризуется значительным нарушением процесса оксигенации крови в легких, что приводит к преимущественному снижению РаО2 в артериальной крови;

Гипоксемическая ДН («собственно легочная недостаточность») указывает на:

  •  Дисфункцию альвеол;
  •  Дисфункцию легочных капилляров;
  •  Дисфункцию альвеоло-капиллярной мембраны;

Основные механизмы развития гипоксемической ДН (паренхиматозной):

- Нарушение вентиляционно-перфузионных отношений (V/Q) с образованием право-лево-сердечного «шунтирования» крови (альвеолярного шунта) или увеличением альвеолярного мертвого пространства;

- Снижение суммарной функционирующей поверхности альвеоло-капиллярных мембран;

- Нарушение диффузии газов;

Гипоксемичекая ДН характеризуется:

  1.  Неравномерной локальной альвеолярной гиповентиляцией, без снижения МОД;
  2.  Выраженной гипоксемией;
  3.  Гипервентиляцией интактных альвеол (гипокапния, дыхательный алкалоз);
  4.  Нарушенной вентиляцией (гиперкапния, дыхательный/метаболический ацидоз);

Диагностика ДН:

Клиника:

Основное проявление ДН: одышка – субъективное ощущение неудовлетворенности дыханием, дискомфорт в дыхании; выраженность одышки может быть разграничительным критерием ДН.

Степень ДН (по А.Г.Дембо):

I степень – одышка возникает при большой, привычной больному физической нагрузке, например, подъем на 4 этаж пешком, при том, что ранее пациент постоянно поднимался на 4 этаж и был тренирован на эту нагрузку (ЧДД 22 в мин);

II степень – одышка возникает при небольшой физической нагрузке (неспешная ходьба, подъем на один этаж, умывание и одевание) (ЧДД 26 в мин);

III степень – одышка в покое (ЧДД 30 в мин);

 

Данные физикального обследования:

1. Оценка формы грудной клетки;

2. Данные оценки перкуссии легких, экскурсии нижнего края легких;

3. Оценка симптома «кашель»;

4. Форма ногтевых фаланг;

5. Окраска кожных покровов;

6. Оценка частоты дыхательных движений;

7. Оценка настроения;

8. Оценка возможности разговаривать;

9. Положение пациента (сидит, лежит и т. д.);

10. Результаты исследования периферической крови (эритроцитоз, гематокрит);

Инструментальная диагностика:

Исследование кислотно-основного состояния при ДН:

Ацидоз – это нарушение кислотно-основного состояния при котором в крови появляется абсолютный или относительный избыток кислот и повышается концентрация водородных ионов (рН < 7.35);

Алкалоз – нарушение кислотно-основного состояния, при котором наблюдается абсолютный или относительный избыток количества оснований и понижением концентрации водородных ионов (рН > 7.35);

Основные варианты нарушения КОС:

  1.  Респираторный ацидоз;
  2.  Респираторный алкалоз;
  3.  Нереспираторный (метаболический) ацидоз;
  4.  Нереспираторный (метаболический) алкалоз;

Респираторный ацидоз:

Компенсированный:

  1.  Нормальные значения рН крови;
  2.  Увеличение парциального давления СО2 в крови (РаСО2);
  3.  Увеличение стандартного бикарбоната (SB);
  4.  Увеличение избытка оснований;

Декомпенсированный:

  1.  рН крови < 7.35;
  2.  Стандартный бикарбонат (SB) снижается до нормы;
  3.  Избыток оснований (BE) снижается до нормы;

Респираторный алкалоз:

Компенсированный:

  1.  Нормальные значения рН крови;
  2.  Значительное уменьшение рСО2 в крови;
  3.  Компенсаторное уменьшение стандартного бикарбоната (SB);
  4.  Компенсаторный дефицит оснований (отрицательная величина BE);

Декомпенсированный:

  1.  рН крови > 7.35;
  2.  Стандартный бикарбонат (SB) повышается до нормы;
  3.  Избыток оснований (BE) повышается до нормы;

Нереспираторный (метаболический) ацидоз - наиболее тяжела форма кислотно-основного равновесия, связанная с накоплением в крови нелетучих кислот (молочная, β-оксимасляная, ацетоуксусная). Наблюдается как при тяжелых формах ДН, так и при других состояниях:

- Декомпенсированный сахарный диабет, длительное голодание, тиреотоксикоз, лихорадка, сердечная недостаточность;

- Заболевания почек (почечный канальцевый ацидоз, почечная недостаточность);

- Прием лекарств;

Нереспираторный (метаболический) алкалоз: Не характерен для ДН!

Острая ДН развивается при:

  1.  Пневмонии;
  2.  Отек легких;
  3.  Обструкция ВП;
  4.  Плевральный выпот;
  5.  Ателектаз;
  6.  Нейромышечные заболевания;
  7.  Передозировка лекарствами (наркотические анальгетики и др.);
  8.  Нарушения дыхания во время сна;

Стадии развития:

I стадия: В покое явные нарушения газообмена отсутствуют, но уже появляются симптомы, указывающие на компенсаторную активацию дыхания и кровообращения;

II стадия: В покое появляются клинические и лабораторные признаки гиперкапнии и гипоксемии;

III  стадия: Развивается выраженная декомпенсация респираторных функций, дыхательный и метаболический ацидоз, появляются и быстро прогрессируют признаки полиорганной недостаточности;

Финальные нарушения (патологические типы дыхания):

- Дыхание Чейн-Стокса: плавное нарастание дыхательной активности и такое же плавное его угасание с относительно короткими периодами апноэ;

- Дыхание Биотта: периодическое прекращение дыхательной активности (периоды апноэ от 10 – 30 секунд) с последующим кратковременным восстановлением дыхания;

- Дыхание Куссмауля: глубокое шумное частое дыхание (возникает как правило при глубоком метаболическом ацидозе или токсическом повреждении дыхательного центра);

Диагностические критерии:

  1.  Бледность и диффузный цианоз
  2.  Гемодинамические расстройства: тахикардия, сменяющаяся брадикардией с двухфазным колебанием системного артериального давления: «артериальная гипертензия» – «артериальная гипотензия»;
  3.  Полиорганная недостаточность:
  •  Снижение диуреза;
  •  Парез кишечника;
  •  Острые эрозии и язвы в желудке и кишечнике, желудочно-кишечные кровотечения;
  •  Нарушение функции печени, почек (печеночно-почечная недостаточность) и других органов;

Лечение:

  1.  Обеспечение проходимости ВП;
  2.  Неинвазивная/инвазивная вентиляция легких;
  3.  Кислородотерапия;
  4.  Поддержание гемодинамики;
  5.  Коррекция КОС;

Хроническая ДН:

  1.  Одышка;
  2.  Центральный (диффузный) цианоз;
  3.  Усиление работы дыхательных мышц;
  4.  Интенсификация кровообращения (тахикардия, повышение сердечного выброса…)
  5.  Вторичный эритроцитоз;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56112. Счастливый случай Математическая игра в 8 классе 89 KB
  Цель: формировать умение мыслить логически быстро принимать решения правильно и четко выражать свои мысли; стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать ответственность самостоятельность коллективизм.
56114. Інтерактивна дошка SMART Board на уроках математики 1.07 MB
  До таких форм можна віднести поперше мережеве навчання подруге навчання самостійне на основі якогонебудь комплекту навчально-методичних матеріалів УМК. Активізувати увагу учнів можна вже на етапі написання теми уроку.
56119. «Сміхові» вправи в системі здоров’язберігаючих технологій 69.5 KB
  Сміх йде від здоровя. Тому діти і сміються таким тотальним сміхом. Одним з малорозвинених напрямків здоровязберігаючих технологій є напрямок вправ зі сміхом.