7847

Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Лекция

Краеведение и историческая этнография

Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества Наличие хорошей материально-технической базы является одним из важнейших условий успешной социокультурной деятельности. К сожалению, материально-техническую базу бо...

Русский

2013-01-29

18.3 KB

40 чел.

Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Наличие хорошей материально-технической базы является одним из важнейших условий успешной социокультурной деятельности.

К сожалению, материально-техническую базу большинства социокультурных учреждений современной России можно оценить лишь на «удовлетворительно». Основная часть культурно-досуговых и социально-воспитательных учреждений располагается в зданиях, построенных еще до начала перестройки, т.е. до 1985 года. Естественно, что и сами здания этих учреждений, и их оборудование требуют ремонта, в т.ч. капитального, и обновления. По сведениям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в ремонте нуждаются до 44% клубных зданий. Из 1964 зданий, принадлежащих музеям, свыше 500 находятся в аварийном состоянии. Капитального ремонта требуют 41,7% зданий, в которых располагаются учреждения дополнительного образования детей. В значительной степени изношено оборудование аттракционов в парках культуры и отдыха, кинопроекционное оборудование кинотеатров. Не в лучшем состоянии и здания, в которых располагаются специализированные воспитательные учреждения для детей и подростков.

Что касается учреждений социального обслуживания, то большинство их находится в приспособленных или переоборудованных зданиях и помещениях. На протяжении последних 15 лет, по существу, не производится проектирование учреждений культурно-досуговой сферы.

Конечно, такое положение не может продолжаться бесконечно долго. Придет время и возобновится проектирование и строительство социокультурных учреждений. Делаться это будет не только на основе современных строительных технологий, но и, самое главное, с учетом особенностей контингента посетителей и клиентов тех или иных служб. Одним из обязательных требований к сооружениям такого рода является обеспечение беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Но и в сегодняшних условиях можно сделать немало в плане современного оснащения учреждений социокультурного профиля, создания обстановки уюта и комфорта. В теорию и практику социокультурной деятельности входит относительно новое понятие - дизайн культурной среды как культурообразующее явление со своей внутренней структурой, как образное представление культурного пространства объекта культуры. При этом предполагается не ограничивать культурное пространство (культурную среду) только художественно-эстетическим предметным наполнением, а превращать его в пространство для ситуационной деятельности, когда человек включается в художественную жизнь предметной среды. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурная среда как бы одухотворяются, «очеловечиваются» и начинают жить. Без человека, без людей, без ситуации деятельности культурная среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Задача дизайнера культурной среды в том и состоит, чтобы одухотворить, сделать благоприятной и притягательной обстановку кратковременного или долговременного пребывания посетителей (клиентов) в социокультурных учреждениях.

Финансовое обеспечение социально-культурной сферы

Основным источником финансирования каждого из направлений СКД (социальной работы, культурно-досуговой сферы, деятельности учреждений социального воспитания) является бюджетное финансирование. В зависимости от подчиненности социокультурных учреждений их финансирование происходит, как правило, на одном-двух уровнях из трех: федеральном, региональном или муниципальном. Учреждения и службы, находящиеся в федеральном ведении, напрямую финансируются федеральными органами. Так, в системе Министерства культуры на федеральном уровне финансируется ряд лучших учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, музыкальные коллективы). На региональном уровне финансируются учреждения, находящиеся в ведении региональных органов власти (например, областные театры и библиотеки, музеи, музыкальные коллективы). Основная часть культурно-досуговых учреждений финансируется из местных бюджетов.

Особо ценные объекты культуры могут относиться к совместному ведению органов власти федерального и регионального уровней и, следовательно, соответствующим образом финансироваться.

В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» записано, что гарантией сохранения и развития культуры в России является государственное финансирование. На эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах не могут быть менее 6% средств действующих бюджетов.

Детально основы хозяйственной и финансовой деятельности учреждений культуры прописаны в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. Так, в пункте 19 Положения указывается, что финансовые средства организации (учреждения) культуры образуются за счет:

- бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

- доходов от платных форм культурной деятельности;

- платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

- добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

- кредитов банков и иных кредитных учреждений;

- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно в положениях об учреждениях социального обслуживания и социально-педагогической направленности указаны источники их финансирования.

Так, в примерном Положении о центре социального обслуживания (пункт 1.3) указано, что Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетами региональных образований (краев, областей и др.), городов и районов. Из данного Положения видно, что в финансировании центров социального обслуживания могут использоваться бюджетные средства двух уровней (регионального и местного). Примерно также организовано и финансирование специализированных учреждений для несовершеннолетних.

В примерном Положении о социальном приюте для детей (пункт 20) указано, что финансирование центра осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В Положениях предусмотрена возможность дополнительного финансирования учреждений за счет доходов от их хозяйственной деятельности (подсобное хозяйство, мастерские и т.п.) и других внебюджетных поступлений.

Привлечение дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников не влечет за собой снижение бюджетного финансирования.

Достаточно подробно в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 47) прописана возможность ведения учреждениями культуры предпринимательской деятельности, предусмотренной их уставом. Здесь же говорится о том, что платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Более детально эти же вопросы раскрываются в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. В соответствии с законодательством Российской Федерации этот документ дает возможность учреждениям культуры самостоятельно определять (в пределах имеющихся средств на оплату труда) формы и системы оплаты труда работников, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты учреждений.

В «Основах законодательства РФ о культуре» устанавливается особый порядок налогообложения прибыли для некоммерческих организаций культуры.

Улучшению финансового положения социокультурных учреждений способствовало бы, по нашему мнению, принятие соответствующих законов о спонсорстве и меценатстве. Установление налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям, вкладывающим свои средства, например, в развитие культуры, безусловно, улучшило бы финансовое положение данной отрасли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28683. Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР, их правовые основы 13.48 KB
  Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР их правовые основы. Образование СССР определяется след. предпосылкой образования СССР было существование в республиках аналогичного режима диктатуры пролетариата.
28684. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения 12.45 KB
  Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Конституция СССР 1924г. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.
28685. Военная реформа 1924 - 1925 гг. Создание территориально-милиционной системы и укрепление кадрового состава Красной Армии 12.76 KB
  Вместо единого Штаба Рабочекрестьянской красной Армии создано 3 самостх управления: Штаб РККА Главное Управление РККА и Инспекторат РККА. Штаб РККА становится основным органом управления в системе военного ведомства на котй возлагались задачи разработки общих вопросов обороны на случай войны. управление ГУ РККА возлагались задачи управления текущей жизнью армии и обеспечения ее повседневных нужд. Инспекторат РККА ведал боевой подготовкой войск и командного состава а также инспектированием Вооруженных сил.
28686. Реконструкция сельского хозяйства. Совершенствование форм управления промышленностью, и сельским хозяйством в конце 20-х - начале 30-х гг. 13.37 KB
  Совершенствование форм управления промышленностью и сельским хозяйством в конце 20х начале 30х гг. С этого времени косвенное регулирование вытесняется элементами непосредственного управления. На место функциональной системы управления экономикой пришел отраслевой и производственнотерриториальный принцип.
28687. Мероприятия партии и правительства по проведению коллективизации: плюсы и минусы 12.53 KB
  началась массовая коллективизация заготовительная компания приняла насильственный характер рыночные механизмы были сломлены. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе Нижнем и Среднем Поволжье. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев а выкачивание хлеба из села выросло.
28688. Попытка установления парламентской монархии в 1-ом десятилетии XX в 14.11 KB
  Об учреждении Госой думы и Положение о выборах в нее Манифест 17 окт. Об усовершенствовании госного порядка и Осные законы от 23 апр. Согласно августовским Манифесту и Положению Гос. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов обсуждение госго бюджета и др.
28689. Изменение в государственном строе России в результате первой русской буржуазной революции. Новые избирательные законы 13.43 KB
  Изменение в государственном строе России в результате первой русской буржуазной революции. Основным событием явилось создание представительного органа Государственной думы. был подписан Манифест об учреждении Госной думы. В законе указывалось что она формируется для предварительной разработки и обсуждения законопроектов коте в дальнейшем должны поступать в Госный совет.
28690. Государственные Думы и их классовый состав. Обсуждение аграрного вопроса на них 13.76 KB
  Государственные Думы и их классовый состав. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце СанктПетербурга. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов 42 подписи и от депутатов трудовой группы Думы 104 подписи. Трудовики требовали для обеспечя крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных удельных монастырских и частновладельческих земель превышающих трудовую норму введение уравнительнотрудового землепользя объявления политой амнистии ликвидации Госного...
28691. Столыпинская аграрная реформа и ее сущность 12.71 KB
  Столы́пинская агра́рная рефо́рма реформа крестьянского надельного землевладения в России проходившая с 1906 по 1917 гг. укрепление Крестьянского банка принудительное землеустройство законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911 и усиление переселенческой политики перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности Сибирь Дальний Восток и Степной край как средство внутр. колонизации были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья интенсификацию хозной деятсти...