78484

Необратимая бронхиальная обструкция: хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ

Доклад

Медицина и ветеринария

Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ синего и розового типа. Хроническая обструктивная болезнь легких ХОБЛ это собирательное понятие объединяющее хронические воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с необратимой или частично обратимой бронхиальной обструкцией которые характеризуются постоянным прогрессированием и нарастающей хронической ДН.

Русский

2015-02-07

124.5 KB

0 чел.

Вопрос: Необратимая бронхиальная обструкция: хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Основные причины развития ХОБЛ. Критерии постановки диагноза с учетом фенотипических различий ХОБЛ («синего» и «розового» типа).

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) - это собирательное понятие, объединяющее хронические воспалительные заболевания респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей с необратимой или частично обратимой бронхиальной обструкцией, которые характеризуются постоянным прогрессированием и нарастающей хронической ДН.

 ХОБЛ:

  1.  Хронический обструктивный бронхит – 90%;
  2.  Бронхиальная астма (тяжелого течения) – 9%;
  3.  Эмфизема легких – 1%;

Диагностические характеристики:

  1.  Прогрессирование симптомов болезни в анамнезе:

   - кашель, мокрота, одышка;

   - отсутствие ремиссии симптомов;

  1.  Курение в анамнезе;

Спирометрические характеристики:

  •  Обструкция;
  •  Перерастяжение альвеол;
  •  ОФВ1<80% от должного;
  •  ОФВ1/ФЖЕЛ (индекс Тиффно) < 70% от должного;
  •  Отсутствие обратимости (нет изменений на протяжении нескольких месяцев);
  •  Отсутствие эффекта или частичный эффект  в тестах с бронходилататорами;

Факторы риска ХОБЛ:

  1.  Внетренние:

- Дефицит альфа1-антитрипсина;

- Недоношенность, высокий уровень IgE, бронхиальная гиперреактивность, семейный характер заболевания;

- Генетическая предрасположенность, (II группа крови, отсутствие IgA);

  1.  Внешние:

- Курение, профессиональные вредности (кадмий, кремний);

- Загрязнение воздуха, бедность, низкое социально-экономическое положение, пассивное курение в детском возрасте, другие профессиональные вредности;

- Аденовирусная инфекция, дефицит витамина С;

Патогенез ХОБЛ:

Нарушения мукоцилиарного транспорта + Дефекты слизеобразования + Инфильтрация клетками эффекторами + Местный иммунодефицит + Колонизация микроорганизмов = Спазм, отек, мукостаз = Вентиляционные нарушения по обструктивному типу с формированием центролобулярной эмфиземы = Нарушения вентиляционно-перфузионных отношений + Гипоксия, гиперкапния + Активация инфекции + Легочная гипертензия, легочное сердце + Эритроцитоз, гипервискозный синдром + Утомление дыхательной мускулатуры = Снижение качества жизни.

2 типа больных:

Тип А: pink puffer” (розовый пыхтельщик);

Тип В: blue bloater” (синий отечник);

 

Классификация ХОБЛ:

Стадия 0:

- факторы риска (+);

-  нормальная спирометрия;

-  непостоянный кашель с мокротой;

Стадия 1 (легкая степень тяжести):

- непостоянный кашель;

- одышка при интенсивной;

- физической нагрузке;

- нет аускультативных признаков;

- ОФВ1/ФЖЕ < 70%;

- ОФВ1 80%;

Стадия 2 (средняя степень тяжести):

- постоянный кашель (по утрам);

- скудная мокрота;

- одышка при умеренной;

- физической нагрузке;

- рассеянные хрипы;

- ОФВ1/ФЖЕ < 70%;

- 30% ≤ ОФВ1 ≥ 80%;

- IIA 50% ≤ ОФВ1 ≥ 80%;

- IIB 30% ≤ ОФВ1 ≥ 50%;

Стадия 3 (тяжелая степень тяжести):

- постоянный кашель;

- одышка в покое;

- цианоз;

- участие вспомогательной мускулатуры;

- ОФВ1/ФЖЕ < 70%;

- ОФВ1 ≤ 30% или ОФВ1 ≤ 50% + ДН или симптомы правожелудочковой сердечной  недостаточности;

 Диагностика:

Рентгенологическое исследование:

  •  Увеличение общей площади легочных полей;
  •  Стойкое понижение прозрачности легких;
  •  Обеднение легочного рисунка;
  •  Уплощение купола диафрагмы;
  •  Тяжистость легочного рисунка;
  •  Сетчатый пневмосклероз;
  •  Дилатация правого желудочка;

Исследование мокроты:

  •  Повышенное содержание нейтрофилов;
  •  Альвеолярные макрофаги;
  •  Гемофильная палочка;
  •  Моракселла;
  •  Пневмококки;
  •  Стрептококки;
  •  Стафилококки, синегнойная палочка, клебсиелла (у пожилых, ослабленных больных);
  •  Хламидии, легионеллы, микоплазмы (у 20-30%);

Бронхоскопия:

  •  Гиперемия слизистой оболочки трахеи и бронхов;
  •  Отечность слизистой;
  •  Кровоточивость слизистой при инструментальной пальпации;
  •  Изменение сосудистого рисунка слизистой оболочки;
  •  Отдельные скопления слизистого или слизисто-гнойного секрета или обильное гнойное содержимое в просвете бронхов;

Дифференциальный диагноз ХОБЛ и БА:

ХОБЛ:

  •  Начало  в среднем возрасте;
  •  Медленное прогрессирование заболевания;
  •  Длительное курение в анамнеза;
  •  Одышка при физической нагрузке;
  •  Необратимость бронхиальной обструкции;

БА:

  •  Начало в детском и молодом возрасте;
  •  Изменчивость симптомов заболевания;
  •  Возникновение симптомов заболевания ночью или ранним утром;
  •  Аллергические риниты, экзема и др.;
  •  Семейный анамнез;
  •  Обратимость бронхиальной обструкции;

Терапия ХОБЛ:

  •  Немедикаментозное лечение;
  •  Бронходилататоры;
  •  Мукорегуляторная терапия;
  •  Коррекция дыхательной недостаточности;
  •  Противоинфекционная терапия;
  •  Противовоспалительная терапия;

Немедикаментозное лечение:

  1.  Прекращение курения;
  2.  Гипокалорийная диета;
  3.  Обучение больного;

Бронхолитики:

  1.  М-холинолитики (ипратропиум бромид (атровент) по 2 вдоха (40 мкг) 3-4 раза в день):
  •  препараты первого выбора;
  •  снижение тонуса гладкой мускулатуры бронхов;
  •  уменьшение секреции бронхиальной слизи;
  •  уменьшение процесса дегрануляции тучных клеток;
  1.  β2-адреномиметики (Сальбутамол (вентолин) 200мкг, не более 4 раз в день, Фенотерол (беротек) 200-400 мкг 2-3 раза в день);
  •  Расслабление гладкой мускулатуры бронхов
  •  Снижение высвобождение гистамина тучными клетками
  •  Активация мукоцилиарного транспорта
  •  Стимуляция выработки эпителиальными клетками факторов релаксации бронхов

Методы введения бронхолитиков (ингаляционный метод – избирательное действие и снижение риска развития побочных эффектов):

  •  Порошковые ингаляторы;
  •  Спейсеры;
  •  Небулайзеры:

       - компрессионные;

       - ультразвуковые;

 Мукорегуляторная терапия:

  •  Обильное теплое питье;
  •  Вибрационный массаж;
  •  Позиционный дренаж;
  •  Отхаркивающие (термопсис, корень ипекакуаны и др.);
  •  Бронходилататоры;
  •  АЦЦ;
  •  Амброксол (лазолван);
  •  Карбоцистеин;
  •  Бромгексин;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46101. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ 18.5 KB
  В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи. Теоретически и экспериментально доказано что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны сложны по степени выраженности структуре...
46102. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ 32 KB
  Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности недоразвитие ВПФ а следовательно и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи связанные со своеобразием эмоциональноволевой сферы....
46103. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ В КОМПЛЕКСЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 29.5 KB
  Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи 80 случаев. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Ошибки в речи могут быть связаны с ограничением представлений об окружающем мире недостаточностью предметнопрактической деятельности и социальных контактов ошибки воспитания. Нарушение артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи но и вторично вызывают нарушение фонематического восприятия.
46104. Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи 42 KB
  Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи. дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. Первоначально в д с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи затем организованы группы для детей с более сложными заикание ОНР. Д с яслисады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и ясляхсадах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
46105. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 21.5 KB
  Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...
46106. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития 30 KB
  Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...
46107. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи 32.5 KB
  Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. Предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами в форме игровых ситуаций что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений; расширение объема...
46108. Предупреждение речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия в системе общегосударственных мероприятий 25 KB
  Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервопсихическом и в частности речевом развитии ребенка. Для своевременного развития речи мать и другие лица окружающие ребенка должны постоянно общаться с ним стремясь вызвать ответную реакцию. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития...
46109. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза 17.5 KB
  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики от нормального окружения и от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. Этапы становления речи детей Леонтьев. В это же время путем подражания ребенок постепенно перенимает элементы звучащей речи.Преддошкольный от 1года до 3 лет Характеристика: этап становления активной речи.