78485

Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста Отечественные учёные рассматривают игру как своеобразную форму деятельности детей дошкольного возраста. Игра занимает важное место в педагогическом процессе ДОУ и как одна из форм организации жизни детей может определять и развивать другие виды их деятельности обучение труд. Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые упражнения повышают уровень эффективности процесса формирования словаря детей 34 лет. Совместные самостоятельные игры детей создают условия для...

Русский

2015-02-07

43.04 KB

11 чел.

 Т.В. Тучкова,

Л.А. Тищенко

Игра в обучении детей младшего

дошкольного возраста

Отечественные учёные рассматривают игру как своеобразную форму деятельности детей дошкольного возраста.  Исследованием генезиса игры, выявлением движущих причин и закономерностей её развития, своеобразия её содержания и структуры на различных возрастных ступенях занимались Ф.И. Фрадкина, Л.С. Славина, Н.Я. Михайленко,
М.И. Лисина, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая,
Д.Б. Эльконин и другие. Они показали, что игра является особой, социальной по происхождению деятельностью, ведущей в дошкольном возрасте. Благодаря игре возникают основные психические новообразования данного возраста.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни, воспитания и обучения ребёнка. Игра занимает важное место в педагогическом процессе ДОУ и как одна из форм организации жизни детей может определять и развивать другие виды их деятельности (обучение, труд).

Цель исследования: изучение влияния дидактической игры и игровых упражнений на процесс и результат обучения дошкольников.

Объект исследования: игра как средство обучения младших дошкольников.

Предмет исследования: влияние дидактической игры и игровых упражнений на эффективность процесса формирования словаря младших дошкольников.

Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые упражнения повышают уровень эффективности процесса формирования словаря детей
3-4 лет.

База проведения исследования: МДОУ № 35 «Машенька» г. Апатиты Мурманской области.

В исследовании подчеркивается, что игровая деятельность создаёт необходимые условия для всестороннего развития дошкольника. Развивающий эффект игры заключён в ней самой. Её образно-символический характер способствует развитию мышления, воображения, памяти. Эмоциональная насыщенность и личностный смысл игрового взаимодействия способствуют развитию эмоционального восприятия мира, осознанию ребёнком себя как индивидуума, определению своего места среди других. Будучи деятельностью максимально свободной, игра является источником развития  произвольности поведения. В игре формируются новые потребности, мотивы, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В игре ребёнок формируется как личность: происходит его социальное, морально-нравственное развитие, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Совместные, самостоятельные игры детей создают условия для возникновения детского общества и реальных отношений в нём. Всё это обеспечивает развитие у детей качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими: самоконтроля, саморегуляции.

В настоящее время выявлено, оценено и классифицировано большое количество игр. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Первая группа – это творческие игры (сюжетные и познавательные), где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер. Вторая группа – это различные обучающие игры (дидактические, подвижные, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения, народные игры), в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры или объясняя её ход, даёт фиксированную программу действий для достижения определенного результата. Активность детей в обучающих играх носит, в основном, репродуктивный характер. Она может проявляться в произвольном выборе более удачного способа действия.

В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, прежде всего с трудом и обучением на занятиях. В педагогическом процессе игра не противопоставляется обучению на занятиях. С введением в ДОУ обучения значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.

Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовывать их в игровых действиях, правилах. Взаимосвязь между игрой и обучением не остаётся неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Игра для ребёнка и труд, и искусство, и фантазия, и отдых. Эти её важнейшие качества дают возможность использовать её как основу педагогического процесса: в дидактических и широких воспитательных целях.

Игра как средство обучения характеризуется рядом признаков. Прежде всего, она переносит учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. Другая особенность заключается в том, что от ребёнка требуется вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний. Задача педагога заключается в том, чтобы содержание обучения преобразовать в нечто жизненно важное для каждого конкретного ребёнка. Руководящая роль в организации игр-занятий принадлежит взрослому: он определяет их цели, задачи, содержание и результаты, создаёт условия для развития ребёнка через организованную деятельность, а также детскую самодеятельность. Это позволяет стимулировать активность каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными интересами и возможностями.

Другим средством обучения, не менее важным, чем игра-занятие, является дидактическая игра. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Использование дидактической игры как средства обучение повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения: совершенствование и закрепление знаний;  усвоение новых знаний и умений разного содержания. Она преобразует познавательные задачи обучения в игровые или практические, доступные для детей и имеющие для них личностный смысл. Игра придаёт обучению личностный характер, оно становится осмысленным и перестаёт носить отчуждённые черты. Игра в обучении дошкольников может быть представлена в виде игр-занятий, дидактических игр, игровых заданий и упражнений, методов и приёмов с использованием разнообразного игрового и дидактического материала.

Цель экспериментального исследования заключалась в изучении влияния дидактической игры и игровых упражнений на процесс формирования словаря младших дошкольников.

Констатирующий эксперимент был направлен на ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. В нем участвовало 15 испытуемых. Детям индивидуально предлагались игровые задания по группировке домашних и диких животных, по подбору похожих на геометрические фигуры предметов, описанию изображения на картинке, называнию домашних животных и их детенышей (использовались методики из сборника «Диагностика речевого развития дошкольника» / под ред. О.С. Ушаковой).

Обработка данных проводилась по следующей шкале: 3 балла - точный, правильный и самостоятельный ответ ребёнка; 2 балла - ответ ребёнка, допустившего незначительную неточность, или ответ по наводящим вопросам и уточнениям взрослого; 1 балл - неточный ответ: ребёнок не соотносит ответы с вопросами взрослых, демонстрирует непонимание. Оценки помогают выявить уровень развития словарного запаса:
1 – высокий (48-63 балла), 2 – средний (31-47 баллов), 3 - ниже среднего (до 30 баллов). Результаты эксперимента показали следующее: 1 высокий уровень выявлен у 8 человек; 2 средний уровень – у 6 человек; 3 уровень ниже среднего – у 1 человека.

Проанализировав данные, мы отметили, что возраст детей с высоким уровнем развития словаря - от 3 лет до3 лет 9 мес. Это дети с хорошо развитой активной речью, общительные, подвижные. При проведении дидактических игр и игровых упражнений они быстро и правильно справлялись с заданиями. Один испытуемый (мальчик, 3 года), по результатам эксперимента отнесенный по степени сформированности словаря к уровню ниже среднего, имеет задержку речевого развития. Он замкнутый, молчаливый, стеснительный. В его речи присутствуют следующие слова: мека (коза), мука (корова), мяу (кошка).

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ материалов РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА младшей ГРУППЫ показал, что он разделен педагогами на несколько функционально-равнозначных комплектов, которые в течение года периодически меняются. Материал расположен в доступном для детей месте на стеллаже, полках. Рядом есть столики, где детям удобно играть и общаться. В течение дня в самостоятельной деятельности дети часто выбирают дидактические игры, проявляют интерес к совместным играм со взрослыми.

Педагоги стремятся перейти от прямого руководства этими играми (привлечение внимания детей, знакомство с игровой задачей, правилами, действиями) к косвенному (участие в игре наравне с детьми), поощряют самостоятельность. В группе проявляются лидеры, которые могут организовать сверстников в дидактических играх. Дети умеют объединяться  в небольшие подгруппы (2-4 человека) по интересам и личным симпатиям. У них есть стремление к достижению конечного результата (например - правильно собрать картинку и т.д.), они внимательно следят за ходом игры, исправляют ошибки друг у друга, учатся регулировать своё поведение (ждать своей очереди, договариваться).

АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ в младшей группе позволил выявить следующее. Для организации словарной работы с детьми второй младшей группы педагоги используют перспективное планирование проведения занятий, дидактических игр и игровых упражнений.

В перспективном плане материал распределён тематически по неделям. Тема недели находит своё отражение во всех видах деятельности (труд, игра, обучение). Основные знания по темам даются детям на занятиях. В неделю планируется 2 занятия по развитию речи (понедельник, пятница) и 1 занятие познавательно-речевой направленности (среда). Учитывая возрастные особенности детей 3-4 лет, на занятиях педагоги широко используют дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. Их цель - закрепление знаний, умений и навыков путём повторения материала, пройденного на данном или предыдущем занятии. Дидактические игры в плане иногда предшествуют занятиям. Это даёт возможность пробудить интерес детей к тому, что будет содержанием занятия («Найди, что покажу», «Паровозик для зверят», «Кубики», «Предметное лото» и др.). Игровые упражнения вне занятий чаще планируются как индивидуальная работа с детьми по развитию словаря («Кто это? Что это?», «Повторяй за мной», «Да и нет» и др.). Воспитатели планируют дидактические игры и игровые упражнения и в самостоятельной деятельности детей. Их цель - организовать применение усвоенного на занятиях материала («Уютный домик», «Домино», «Чей малыш?», «Новая кукла», «Что изменилось?» и т.д.). Данный вид планирования даёт возможность педагогам установить правильное соотношение между такими формами обучения как занятия, дидактические игры и игровые упражнения, а также разумно определять их место в едином педагогическом процессе, что способствует повышению уровня эффективности словарной работы.

     Формирующий эксперимент был основан на реализации разработанной системы дидактических игр и игровых упражнений по развитию словаря детей 3-4 лет. Материал, с которым предстояло работать, условно разделили на четыре основные словарные группы: 1) домашние животные; 2) дикие животные; 3) геометрические фигуры; 4) человек. Соответственно им определили задачи словарной работы:

  1. закреплять названия домашних и диких животных, их детёнышей, отличительных особенностей их внешнего вида, места обитания, учить понимать и использовать обобщающие выражения «домашние животные», «дикие животные»;
  2. закреплять знания о геометрических формах, их названия;
  3. при описании человека, его изображения учить отвечать на вопросы «Какой? Какая?», используя прилагательные; уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви; ввести в речевой обиход названия эмоциональных состояний радости, грусти, злости.

В процессе формирующего эксперимента использовали:

  1. игровые приёмы - сюрпризность появления предметов, персонажей, неожиданное их исчезновение и поиски, игровые действия, игровые атрибуты, игровые формы оценки (сюрпризы, фанты);
  2. словесные приёмы - речевой образец педагога; неоднократные повторения, сравнения, объяснения, указания; многочисленные вопросы - репродуктивные и поисковые, прямые, наводящие и подсказывающие; разнообразные словесные упражнения; оценка детской речи (для данного возраста положительная, ободряющая);
  3. наглядные приёмы - показ картинок, игрушек, предметов, движений, действий; сочетание показа с активными действиями детей по обследованию.

В ходе проведения контрольного эксперимента использовали методики из сборника «Диагностика речевого развития дошкольника»
О.С. Ушаковой. Результаты контрольного эксперимента позволили увидеть, что 14 из 15 детей достигли 1 высокого уровня в развитии словаря; 1 человек поднялся с 3 уровня ниже среднего на 2 средний уровень; дети с 3 уровнем ниже среднего отсутствуют.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов выявил эффективность разработанной  системы дидактических игр и игровых упражнений по развитию словаря детей 3-4 лет. Использование дидактических игр и игровых упражнений как средства организации словарной работы помогает создать действенную игровую мотивацию при обучении младших дошкольников, оказывает эффективное влияние на процесс формирования их словаря.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68534. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 66 KB
  В статье на основе теоретического анализа современных зарубежных исследований в данной области рассматриваются представления о метакогнитивных стратегиях в западной психологии. Рассмотрены взгляды ученых на учебный процесс в ВУЗах с учетом метакогнитивных стратегий и навыков.
68535. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА 57 KB
  Судебные дела связанные с защитой чести и достоинства представляют собой отдельную категорию гражданско-правовых споров. Специфика данной категории дел обусловлена прежде всего особым характером субъективных прав которые должны быть защищены судом неотчуждаемых личных...
68536. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИК АГРЕССИИ 61.5 KB
  Возможно росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности А может назойливое смакование сцен насилия в поделках массовой культуры ведет к такому результату...
68537. БАШКИРО-КАЗАХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДО XIX В. В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ БАШКИР 85 KB
  Материалы башкирского народного творчества по данной тематике можно разделить на две категории. Прежде всего это сюжеты не повествующие напрямую о башкиро-казахских отношениях но при сопоставлении с их аналогами в фольклоре казахов и других тюркских народов позволяющие выяснить наиболее древние...
68538. Евразийство и империализм 73.5 KB
  Именно в период его жизни в России и в эмиграции оформлялись столь разные течения как российский либеральный консерватизм и евразийство большевизм и националбольшевизм парадигмы до сих пор во многом определяющие идейное развитие нашего общества. Гумилева определявшего наше время для России как период золотой осени...
68539. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ И ЕВРАЗИЙСТВО 61.5 KB
  Бердяева историю в России делали в основном западники. Именно Пушкин при патриотической попытке как-то объяснить отсталость России сформулировал ложное положение по которому долгое время двигалась отечественная историография. России было предопределено более высокое предназначение.
68540. Некоторые особенности интерпретации истории Башкортостана в рамках традиций либерального консерватизма 62.5 KB
  Современная нам социокультурная ситуация в России характеризуется с одной стороны крушением советского социализма и тоталитаризма с другой разочарованием в идеологии либерализма мыслившейся некоторыми их неизбежной альтернативой Ф.Новгородцев; в современной России А.Соловьев один из ведущих идеологов западничества...
68541. Некоторые особенности радикально-либеральной интерпретации идеологии глобализации в России 68 KB
  Это именно то направление либерализма которое определяется как жестко противостоящее консерватизму. Для радикального либерализма такими критерием является безусловный приоритет рыночных отношений невмешательство в них государства и главенство гражданского общества западного типа.
68542. О методологических различиях в современных концепциях «культурно-исторических типов» и «евразийства» 61 KB
  Поскольку по нашему мнению современный духовный и политический кризис в России не просто аналогичен кризису 1917 года но и является в культурологическом смысле его прямым продолжением1 возникла потребность вновь обратиться к не исчерпавшим себя идеям способным дать ответ на этот вызов истории...