78485

Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста

Научная статья

Педагогика и дидактика

Игра в обучении детей младшего дошкольного возраста Отечественные учёные рассматривают игру как своеобразную форму деятельности детей дошкольного возраста. Игра занимает важное место в педагогическом процессе ДОУ и как одна из форм организации жизни детей может определять и развивать другие виды их деятельности обучение труд. Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые упражнения повышают уровень эффективности процесса формирования словаря детей 34 лет. Совместные самостоятельные игры детей создают условия для...

Русский

2015-02-07

43.04 KB

11 чел.

 Т.В. Тучкова,

Л.А. Тищенко

Игра в обучении детей младшего

дошкольного возраста

Отечественные учёные рассматривают игру как своеобразную форму деятельности детей дошкольного возраста.  Исследованием генезиса игры, выявлением движущих причин и закономерностей её развития, своеобразия её содержания и структуры на различных возрастных ступенях занимались Ф.И. Фрадкина, Л.С. Славина, Н.Я. Михайленко,
М.И. Лисина, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая,
Д.Б. Эльконин и другие. Они показали, что игра является особой, социальной по происхождению деятельностью, ведущей в дошкольном возрасте. Благодаря игре возникают основные психические новообразования данного возраста.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни, воспитания и обучения ребёнка. Игра занимает важное место в педагогическом процессе ДОУ и как одна из форм организации жизни детей может определять и развивать другие виды их деятельности (обучение, труд).

Цель исследования: изучение влияния дидактической игры и игровых упражнений на процесс и результат обучения дошкольников.

Объект исследования: игра как средство обучения младших дошкольников.

Предмет исследования: влияние дидактической игры и игровых упражнений на эффективность процесса формирования словаря младших дошкольников.

Гипотеза исследования: дидактические игры и игровые упражнения повышают уровень эффективности процесса формирования словаря детей
3-4 лет.

База проведения исследования: МДОУ № 35 «Машенька» г. Апатиты Мурманской области.

В исследовании подчеркивается, что игровая деятельность создаёт необходимые условия для всестороннего развития дошкольника. Развивающий эффект игры заключён в ней самой. Её образно-символический характер способствует развитию мышления, воображения, памяти. Эмоциональная насыщенность и личностный смысл игрового взаимодействия способствуют развитию эмоционального восприятия мира, осознанию ребёнком себя как индивидуума, определению своего места среди других. Будучи деятельностью максимально свободной, игра является источником развития  произвольности поведения. В игре формируются новые потребности, мотивы, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В игре ребёнок формируется как личность: происходит его социальное, морально-нравственное развитие, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Совместные, самостоятельные игры детей создают условия для возникновения детского общества и реальных отношений в нём. Всё это обеспечивает развитие у детей качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими: самоконтроля, саморегуляции.

В настоящее время выявлено, оценено и классифицировано большое количество игр. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Первая группа – это творческие игры (сюжетные и познавательные), где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер. Вторая группа – это различные обучающие игры (дидактические, подвижные, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения, народные игры), в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры или объясняя её ход, даёт фиксированную программу действий для достижения определенного результата. Активность детей в обучающих играх носит, в основном, репродуктивный характер. Она может проявляться в произвольном выборе более удачного способа действия.

В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, прежде всего с трудом и обучением на занятиях. В педагогическом процессе игра не противопоставляется обучению на занятиях. С введением в ДОУ обучения значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.

Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовывать их в игровых действиях, правилах. Взаимосвязь между игрой и обучением не остаётся неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Игра для ребёнка и труд, и искусство, и фантазия, и отдых. Эти её важнейшие качества дают возможность использовать её как основу педагогического процесса: в дидактических и широких воспитательных целях.

Игра как средство обучения характеризуется рядом признаков. Прежде всего, она переносит учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. Другая особенность заключается в том, что от ребёнка требуется вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний. Задача педагога заключается в том, чтобы содержание обучения преобразовать в нечто жизненно важное для каждого конкретного ребёнка. Руководящая роль в организации игр-занятий принадлежит взрослому: он определяет их цели, задачи, содержание и результаты, создаёт условия для развития ребёнка через организованную деятельность, а также детскую самодеятельность. Это позволяет стимулировать активность каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными интересами и возможностями.

Другим средством обучения, не менее важным, чем игра-занятие, является дидактическая игра. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Использование дидактической игры как средства обучение повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения: совершенствование и закрепление знаний;  усвоение новых знаний и умений разного содержания. Она преобразует познавательные задачи обучения в игровые или практические, доступные для детей и имеющие для них личностный смысл. Игра придаёт обучению личностный характер, оно становится осмысленным и перестаёт носить отчуждённые черты. Игра в обучении дошкольников может быть представлена в виде игр-занятий, дидактических игр, игровых заданий и упражнений, методов и приёмов с использованием разнообразного игрового и дидактического материала.

Цель экспериментального исследования заключалась в изучении влияния дидактической игры и игровых упражнений на процесс формирования словаря младших дошкольников.

Констатирующий эксперимент был направлен на ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. В нем участвовало 15 испытуемых. Детям индивидуально предлагались игровые задания по группировке домашних и диких животных, по подбору похожих на геометрические фигуры предметов, описанию изображения на картинке, называнию домашних животных и их детенышей (использовались методики из сборника «Диагностика речевого развития дошкольника» / под ред. О.С. Ушаковой).

Обработка данных проводилась по следующей шкале: 3 балла - точный, правильный и самостоятельный ответ ребёнка; 2 балла - ответ ребёнка, допустившего незначительную неточность, или ответ по наводящим вопросам и уточнениям взрослого; 1 балл - неточный ответ: ребёнок не соотносит ответы с вопросами взрослых, демонстрирует непонимание. Оценки помогают выявить уровень развития словарного запаса:
1 – высокий (48-63 балла), 2 – средний (31-47 баллов), 3 - ниже среднего (до 30 баллов). Результаты эксперимента показали следующее: 1 высокий уровень выявлен у 8 человек; 2 средний уровень – у 6 человек; 3 уровень ниже среднего – у 1 человека.

Проанализировав данные, мы отметили, что возраст детей с высоким уровнем развития словаря - от 3 лет до3 лет 9 мес. Это дети с хорошо развитой активной речью, общительные, подвижные. При проведении дидактических игр и игровых упражнений они быстро и правильно справлялись с заданиями. Один испытуемый (мальчик, 3 года), по результатам эксперимента отнесенный по степени сформированности словаря к уровню ниже среднего, имеет задержку речевого развития. Он замкнутый, молчаливый, стеснительный. В его речи присутствуют следующие слова: мека (коза), мука (корова), мяу (кошка).

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ материалов РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА младшей ГРУППЫ показал, что он разделен педагогами на несколько функционально-равнозначных комплектов, которые в течение года периодически меняются. Материал расположен в доступном для детей месте на стеллаже, полках. Рядом есть столики, где детям удобно играть и общаться. В течение дня в самостоятельной деятельности дети часто выбирают дидактические игры, проявляют интерес к совместным играм со взрослыми.

Педагоги стремятся перейти от прямого руководства этими играми (привлечение внимания детей, знакомство с игровой задачей, правилами, действиями) к косвенному (участие в игре наравне с детьми), поощряют самостоятельность. В группе проявляются лидеры, которые могут организовать сверстников в дидактических играх. Дети умеют объединяться  в небольшие подгруппы (2-4 человека) по интересам и личным симпатиям. У них есть стремление к достижению конечного результата (например - правильно собрать картинку и т.д.), они внимательно следят за ходом игры, исправляют ошибки друг у друга, учатся регулировать своё поведение (ждать своей очереди, договариваться).

АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ в младшей группе позволил выявить следующее. Для организации словарной работы с детьми второй младшей группы педагоги используют перспективное планирование проведения занятий, дидактических игр и игровых упражнений.

В перспективном плане материал распределён тематически по неделям. Тема недели находит своё отражение во всех видах деятельности (труд, игра, обучение). Основные знания по темам даются детям на занятиях. В неделю планируется 2 занятия по развитию речи (понедельник, пятница) и 1 занятие познавательно-речевой направленности (среда). Учитывая возрастные особенности детей 3-4 лет, на занятиях педагоги широко используют дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. Их цель - закрепление знаний, умений и навыков путём повторения материала, пройденного на данном или предыдущем занятии. Дидактические игры в плане иногда предшествуют занятиям. Это даёт возможность пробудить интерес детей к тому, что будет содержанием занятия («Найди, что покажу», «Паровозик для зверят», «Кубики», «Предметное лото» и др.). Игровые упражнения вне занятий чаще планируются как индивидуальная работа с детьми по развитию словаря («Кто это? Что это?», «Повторяй за мной», «Да и нет» и др.). Воспитатели планируют дидактические игры и игровые упражнения и в самостоятельной деятельности детей. Их цель - организовать применение усвоенного на занятиях материала («Уютный домик», «Домино», «Чей малыш?», «Новая кукла», «Что изменилось?» и т.д.). Данный вид планирования даёт возможность педагогам установить правильное соотношение между такими формами обучения как занятия, дидактические игры и игровые упражнения, а также разумно определять их место в едином педагогическом процессе, что способствует повышению уровня эффективности словарной работы.

     Формирующий эксперимент был основан на реализации разработанной системы дидактических игр и игровых упражнений по развитию словаря детей 3-4 лет. Материал, с которым предстояло работать, условно разделили на четыре основные словарные группы: 1) домашние животные; 2) дикие животные; 3) геометрические фигуры; 4) человек. Соответственно им определили задачи словарной работы:

  1. закреплять названия домашних и диких животных, их детёнышей, отличительных особенностей их внешнего вида, места обитания, учить понимать и использовать обобщающие выражения «домашние животные», «дикие животные»;
  2. закреплять знания о геометрических формах, их названия;
  3. при описании человека, его изображения учить отвечать на вопросы «Какой? Какая?», используя прилагательные; уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви; ввести в речевой обиход названия эмоциональных состояний радости, грусти, злости.

В процессе формирующего эксперимента использовали:

  1. игровые приёмы - сюрпризность появления предметов, персонажей, неожиданное их исчезновение и поиски, игровые действия, игровые атрибуты, игровые формы оценки (сюрпризы, фанты);
  2. словесные приёмы - речевой образец педагога; неоднократные повторения, сравнения, объяснения, указания; многочисленные вопросы - репродуктивные и поисковые, прямые, наводящие и подсказывающие; разнообразные словесные упражнения; оценка детской речи (для данного возраста положительная, ободряющая);
  3. наглядные приёмы - показ картинок, игрушек, предметов, движений, действий; сочетание показа с активными действиями детей по обследованию.

В ходе проведения контрольного эксперимента использовали методики из сборника «Диагностика речевого развития дошкольника»
О.С. Ушаковой. Результаты контрольного эксперимента позволили увидеть, что 14 из 15 детей достигли 1 высокого уровня в развитии словаря; 1 человек поднялся с 3 уровня ниже среднего на 2 средний уровень; дети с 3 уровнем ниже среднего отсутствуют.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов выявил эффективность разработанной  системы дидактических игр и игровых упражнений по развитию словаря детей 3-4 лет. Использование дидактических игр и игровых упражнений как средства организации словарной работы помогает создать действенную игровую мотивацию при обучении младших дошкольников, оказывает эффективное влияние на процесс формирования их словаря.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56388. Творчество Э. и Ж. Гонкуров 17.38 KB
  В 1834 братья потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую скромное состояние, которое позволило им целиком посвятить свою жизнь творчеству. Сначала они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились неудачно.
56390. «Ругон-Маккары» Э. Золя 20.45 KB
  Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи
56391. Темперамент. Визначення типу темпераменту 163 KB
  Мета уроку: познайомити учнів з типами вищої нервової дiяльностi навчити встановлювати причинно-наслiдковi зв’язки між властивостями нервових процесів та типами темпераменту; продовжувати формувати уявлення...