78486

Педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами строить ролевые взаимоотношения развивать сюжетную линию игры. На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетноролевой игры у дошкольников. сама по себе игра и ребенок без...

Русский

2015-02-07

42.49 KB

16 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

И.Н. Басалаева

Педагогические условия организации

сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Исследователи проблемы указывают на то, что на первом этапе игровой деятельности детей следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры. Ученые в области педагогики и психологии (Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.Н. Фролова, Д.Б. Эльконин) считают, что эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка  в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни и, что игра зависит от реального опыта ребенка. Педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати, где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Они отмечают, что «…сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один – с детьми должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью».

О. Колесник в статье «Сюжетно-ролевая игра для дошкольников» пишет: «Несмотря на свою некую самостоятельность и спонтанность, сюжетно-ролевая игра должна строиться на основе совместной деятельности воспитателя и детей. В игре необходимо учить, т.к. сама по себе игра и ребенок без руководства (включение воспитателем в процессе игры, участие в детском игровом творчестве) развиваться не будут».

В статье «Играем в сюжетные игры» О. Солнцева подчеркивает, что «Педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог должен стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы».

Цель исследования: изучить педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия и уровни сформированности навыков сюжетно-ролевой игры в старшей группе дошкольников.

Цель, объект, предмет позволили определить задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации детей в ДОУ.
  2. Изучить организацию педагогических условий сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95 г. Мурманска.
  3. Разработать и апробировать формирующие мероприятия по улучшению условий для организации сюжетно-ролевых игр.
  4. Провести количественный и качественный анализ результатов двух экспериментов (констатирующего и контрольного).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

  1. чтение художественной литературы, познавательные беседы;
  2. дидактические игры и упражнения, способствующие обогащению игрового опыта детей и активизации общения;
  3. рекомендации к домашнему чтению, экскурсиям выходного дня;
  4. обогащение развивающей предметно-игровой среды;
  5. мероприятия для педагогов, направленные на совершенствование руководства сюжетно-ролевой игрой позволит успешно сформировать у старших дошкольников навыки самостоятельной игровой деятельности.

База исследования: ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании участвовали 12 детей старшей возрастной группы. Исследование проведено в два этапа: теоретический и практический.

На теоретическом уровне исследования рассмотрены содержание, структура, характеристика сюжетно-ролевой игры, закономерности ее развития  и организация в старшей группе дошкольников.

На основании данного этапа исследования можно сделать вывод, что игра должна быть свободной от «навязанной» взрослыми тематики; ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложными способами ее осуществления; игра должна быть совместной деятельностью детей и педагога, где педагог есть играющий партнер.

Практический этап исследования посвящен диагностированию педагогических условий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95.

За основу экспериментального изучения была взята методика, предложенная Э.К. Сусловой в работе «Практические и  лабораторные занятия по дошкольной педагогике». Данная методика включает в себя ряд заданий:

  1. изучение игровой деятельности в старшей возрастной группе;
  2. наблюдение за игровыми взаимоотношениями детей старшей группы и реакцией педагога на эти отношения;
  3. определение уровня сформированности игровых навыков детей старшей группы.

Результаты констатирующего этапа показали, что в старшей группе ДОУ в целом созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр, но выявлены направления, требующие усиления, углубления работы педагогов. Определены следующие уровни сформированности игровых навыков: 3 детей (25%) показали высокий уровень, 5 детей (42%)- средний уровень и 4 детей (33%) – низкий уровень. Данные показатели потребовали разработки и проведения формирующего этапа эксперимента. Он включал в себя серию мероприятий, направленных на работу с педагогами и детьми старшей возрастной группы ДОУ № 95. Мероприятия для педагогов включали в себя:

  1. выступление с докладом на заседании педсовета по теме: «Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»;
  2. консультации на тему: «Взаимодействие взрослого и детей в формировании сюжетной игры», «Играем дома», «Приемы педагогической поддержки неиграющих детей»;
  3. выставку научно-методической литературы по теме «Организация сюжетно-ролевых игр»;
  4. круглый стол «Чтобы правильно играть, все программы надо знать»;

Формирующие мероприятия  с детьми старшей возрастной группы:

  1. подбор литературного материала по тематике игр;
  2. дидактические упражнения «Потому, что…», «Составление рассказа»;
  3. организация экскурсий в Краеведческий музей, в детскую библиотеку, в океанариум;
  4. обучающие игры на развитие внимания, памяти, мышления, воспитание нравственных качеств;
  5. беседы на тему «Огонь – наш друг или враг?», «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности».

Формирующие мероприятия показали необходимость проведения контрольного этапа эксперимента, который проходил в аналогичных условиях, что и констатирующий. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что были улучшены условия, необходимые для развития игровой деятельности. 7 человек (58%) показали высокий уровень. Эти дети  занимают  лидерское  положение  в игре, неистощимы в придумывании ее сюжета и содержания, организовывают других детей, самостоятельно распределяют роли. Владеют разнообразными игровыми действиями, широко используют предметы-заместители. 5 человек (42%) имеют средний уровень. Они способны проявлять игровую инициативу, организовывать других детей на игру, но не всегда последовательны в действиях. Владеют игровыми навыками, выполняют действия, определяемые ролью; соблюдают правила, но могут нарушать их  в эмоциональной ситуации. Изменения, произошедшие в результате формирующего этапа, мы отразили в диаграмме 1.

Диаграмма 1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

высокий

средний

низкий

количество человек

констатирующий

этап

контрольный этап

Таким образом, после формирующих мероприятий можно было наблюдать положительную динамику в сформированности навыков сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и подтверждения ранее заявленной гипотезы.

Это позволяет сделать вывод, что для развития сюжетно-ролевой игры необходимо использовать современные подходы к ее организации, восстановить у взрослых, у педагогов умение играть с детьми и грамотно руководить детской игрой. Работая с детьми, воспитатель может заинтересовать их новой темой игры, повлиять на развитие детского игрового воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми приемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81419. Структурно-функциональные социологические парадигмы в анализе социальной работы 35.85 KB
  Основное внимание социологов данного направления сосредотачивается на исследовании того какой вклад различные части общества структуры вносят в интеграцию целостного – социальной системы. Конфликтная модель общества Р. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти. Суть его концепции в следующем: ав каждый момент общество переживает социальный конфликт социальный конфликт вездесущ; б любое общество...
81420. Парадигмы социального поведения при анализе социальной работы 39.02 KB
  Для социального бихевиоризма Скиннера сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей которое рассматривается...
81421. Основные социологические теории и возможность их применения для анализа социальной работы 37.06 KB
  Понимание – познание социального действия через его субъективный смысл который вкладывает в данное действие сам субъект. Суть использования понимания состоит в том чтобы поставить себя в положение других людей для того чтобы увидеть какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков – это в какойто степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. Действие которое соотносится с действиями...
81422. Конформация пептидных цепей в белках (вторичная и третичная структуры). Слабые внутримолекулярные взаимодействия в пептидной цепи; дисульфидные связи 108.54 KB
  Слабые внутримолекулярные взаимодействия в пептидной цепи; дисульфидные связи. βлисты складчатые слои несколько зигзагообразных полипептидных цепей в которых водородные связи образуются между относительно удалёнными друг от друга 0347 нм на аминокислотный остаток в первичной структуре аминокислотами или разными цепями белка а не близко расположенными как имеет место в αспирали. Стабильность вторичной структуры обеспечивается в основном водородными связями определенный вклад вносят и главновалентные связи – пептидные и...
81423. Основы функционирования белков. Активный центр белков и его специфическое взаимодействие с лигандом как основа биологической функции всех белков. Комплементарность взаимодействия молекул белка с лигандом. Обратимость связывания 102.95 KB
  Активный центр белков и его специфическое взаимодействие с лигандом как основа биологической функции всех белков. Каждый индивидуальный белок имеющий уникальную первичную структуру и конформацию обладает и уникальной функцией отличающей его от остальных белков. Набор индивидуальных белков выполняет в клетке множество разнообразных и сложных функций.
81424. Доменная структура и её роль в функционировании белков. Яды и лекарства как ингибиторы белков 106.19 KB
  Яды и лекарства как ингибиторы белков. Некоторые яды попадая в организм человека прочно связываются с определёнными белками ингибируют их и тем самым вызывают нарушения биологических функций. Так лекарства назначаемые в дозах больших чем терапевтические могут действовать как яды т. вызывать серьёзные нарушения обмена веществ и функций организма а яды в микродозах часто используют как лекарственные препараты.
81425. Четвертичная структура белков. Особенности строения и функционирования олигомерных белков на примере гемсодержащего белка - гемоглобина 104.92 KB
  Особенности строения и функционирования олигомерных белков на примере гемсодержащего белка гемоглобина. В частности молекула гемоглобина состоит из двух одинаковых α и двух βполипептидных цепей т. Молекула гемоглобина содержит четыре полипептидные цепи каждая из которых окружает группу гема – пигмента придающего крови ее характерный красный цвет. Простетическая группа нековалентно связана с гидрофобной впадиной молекулы гемоглобина.
81426. Лабильность пространственной структуры белков и их денатурация. Факторы, вызывающие денатурацию 100.13 KB
  Под лабильностью пространственной структуры белка понимают способность структуры белковой молекулы претерпевать конформационные изменения под действием различных физикохимических факторов. Под денатурацией следует понимать нарушение общего плана уникальной структуры нативной молекулы белка преимущественно ее третичной структуры приводящее к потере характерных для нее свойств растворимость электрофоретическая подвижность биологическая активность и т. При непродолжительном действии и быстром удалении денатурирующих агентов возможна...
81427. Шапероны - класс белков, защищающий другие белки от денатурации в условиях клетки и облегчающий формирование их нативной конформации 105.78 KB
  Шаперо́ны (англ. chaperones) — класс белков, главная функция которых состоит в восстановлении правильной третичной структуры повреждённых белков, а также образование и диссоциация белковых комплексов. Термин «молекулярный шаперон» впервые был использован в работе Ласкей и других при описании ядерного белка нуклеоплазмина