78486

Педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами строить ролевые взаимоотношения развивать сюжетную линию игры. На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетноролевой игры у дошкольников. сама по себе игра и ребенок без...

Русский

2015-02-07

42.49 KB

15 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

И.Н. Басалаева

Педагогические условия организации

сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Исследователи проблемы указывают на то, что на первом этапе игровой деятельности детей следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры. Ученые в области педагогики и психологии (Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.Н. Фролова, Д.Б. Эльконин) считают, что эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка  в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни и, что игра зависит от реального опыта ребенка. Педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати, где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Они отмечают, что «…сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один – с детьми должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью».

О. Колесник в статье «Сюжетно-ролевая игра для дошкольников» пишет: «Несмотря на свою некую самостоятельность и спонтанность, сюжетно-ролевая игра должна строиться на основе совместной деятельности воспитателя и детей. В игре необходимо учить, т.к. сама по себе игра и ребенок без руководства (включение воспитателем в процессе игры, участие в детском игровом творчестве) развиваться не будут».

В статье «Играем в сюжетные игры» О. Солнцева подчеркивает, что «Педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог должен стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы».

Цель исследования: изучить педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия и уровни сформированности навыков сюжетно-ролевой игры в старшей группе дошкольников.

Цель, объект, предмет позволили определить задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации детей в ДОУ.
  2. Изучить организацию педагогических условий сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95 г. Мурманска.
  3. Разработать и апробировать формирующие мероприятия по улучшению условий для организации сюжетно-ролевых игр.
  4. Провести количественный и качественный анализ результатов двух экспериментов (констатирующего и контрольного).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

  1. чтение художественной литературы, познавательные беседы;
  2. дидактические игры и упражнения, способствующие обогащению игрового опыта детей и активизации общения;
  3. рекомендации к домашнему чтению, экскурсиям выходного дня;
  4. обогащение развивающей предметно-игровой среды;
  5. мероприятия для педагогов, направленные на совершенствование руководства сюжетно-ролевой игрой позволит успешно сформировать у старших дошкольников навыки самостоятельной игровой деятельности.

База исследования: ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании участвовали 12 детей старшей возрастной группы. Исследование проведено в два этапа: теоретический и практический.

На теоретическом уровне исследования рассмотрены содержание, структура, характеристика сюжетно-ролевой игры, закономерности ее развития  и организация в старшей группе дошкольников.

На основании данного этапа исследования можно сделать вывод, что игра должна быть свободной от «навязанной» взрослыми тематики; ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложными способами ее осуществления; игра должна быть совместной деятельностью детей и педагога, где педагог есть играющий партнер.

Практический этап исследования посвящен диагностированию педагогических условий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95.

За основу экспериментального изучения была взята методика, предложенная Э.К. Сусловой в работе «Практические и  лабораторные занятия по дошкольной педагогике». Данная методика включает в себя ряд заданий:

  1. изучение игровой деятельности в старшей возрастной группе;
  2. наблюдение за игровыми взаимоотношениями детей старшей группы и реакцией педагога на эти отношения;
  3. определение уровня сформированности игровых навыков детей старшей группы.

Результаты констатирующего этапа показали, что в старшей группе ДОУ в целом созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр, но выявлены направления, требующие усиления, углубления работы педагогов. Определены следующие уровни сформированности игровых навыков: 3 детей (25%) показали высокий уровень, 5 детей (42%)- средний уровень и 4 детей (33%) – низкий уровень. Данные показатели потребовали разработки и проведения формирующего этапа эксперимента. Он включал в себя серию мероприятий, направленных на работу с педагогами и детьми старшей возрастной группы ДОУ № 95. Мероприятия для педагогов включали в себя:

  1. выступление с докладом на заседании педсовета по теме: «Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»;
  2. консультации на тему: «Взаимодействие взрослого и детей в формировании сюжетной игры», «Играем дома», «Приемы педагогической поддержки неиграющих детей»;
  3. выставку научно-методической литературы по теме «Организация сюжетно-ролевых игр»;
  4. круглый стол «Чтобы правильно играть, все программы надо знать»;

Формирующие мероприятия  с детьми старшей возрастной группы:

  1. подбор литературного материала по тематике игр;
  2. дидактические упражнения «Потому, что…», «Составление рассказа»;
  3. организация экскурсий в Краеведческий музей, в детскую библиотеку, в океанариум;
  4. обучающие игры на развитие внимания, памяти, мышления, воспитание нравственных качеств;
  5. беседы на тему «Огонь – наш друг или враг?», «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности».

Формирующие мероприятия показали необходимость проведения контрольного этапа эксперимента, который проходил в аналогичных условиях, что и констатирующий. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что были улучшены условия, необходимые для развития игровой деятельности. 7 человек (58%) показали высокий уровень. Эти дети  занимают  лидерское  положение  в игре, неистощимы в придумывании ее сюжета и содержания, организовывают других детей, самостоятельно распределяют роли. Владеют разнообразными игровыми действиями, широко используют предметы-заместители. 5 человек (42%) имеют средний уровень. Они способны проявлять игровую инициативу, организовывать других детей на игру, но не всегда последовательны в действиях. Владеют игровыми навыками, выполняют действия, определяемые ролью; соблюдают правила, но могут нарушать их  в эмоциональной ситуации. Изменения, произошедшие в результате формирующего этапа, мы отразили в диаграмме 1.

Диаграмма 1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

высокий

средний

низкий

количество человек

констатирующий

этап

контрольный этап

Таким образом, после формирующих мероприятий можно было наблюдать положительную динамику в сформированности навыков сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и подтверждения ранее заявленной гипотезы.

Это позволяет сделать вывод, что для развития сюжетно-ролевой игры необходимо использовать современные подходы к ее организации, восстановить у взрослых, у педагогов умение играть с детьми и грамотно руководить детской игрой. Работая с детьми, воспитатель может заинтересовать их новой темой игры, повлиять на развитие детского игрового воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми приемами.