78486

Педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами строить ролевые взаимоотношения развивать сюжетную линию игры. На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетноролевой игры у дошкольников. сама по себе игра и ребенок без...

Русский

2015-02-07

42.49 KB

17 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

И.Н. Басалаева

Педагогические условия организации

сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Исследователи проблемы указывают на то, что на первом этапе игровой деятельности детей следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры. Ученые в области педагогики и психологии (Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.Н. Фролова, Д.Б. Эльконин) считают, что эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка  в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни и, что игра зависит от реального опыта ребенка. Педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати, где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Они отмечают, что «…сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один – с детьми должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью».

О. Колесник в статье «Сюжетно-ролевая игра для дошкольников» пишет: «Несмотря на свою некую самостоятельность и спонтанность, сюжетно-ролевая игра должна строиться на основе совместной деятельности воспитателя и детей. В игре необходимо учить, т.к. сама по себе игра и ребенок без руководства (включение воспитателем в процессе игры, участие в детском игровом творчестве) развиваться не будут».

В статье «Играем в сюжетные игры» О. Солнцева подчеркивает, что «Педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог должен стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы».

Цель исследования: изучить педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия и уровни сформированности навыков сюжетно-ролевой игры в старшей группе дошкольников.

Цель, объект, предмет позволили определить задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации детей в ДОУ.
  2. Изучить организацию педагогических условий сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95 г. Мурманска.
  3. Разработать и апробировать формирующие мероприятия по улучшению условий для организации сюжетно-ролевых игр.
  4. Провести количественный и качественный анализ результатов двух экспериментов (констатирующего и контрольного).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

  1. чтение художественной литературы, познавательные беседы;
  2. дидактические игры и упражнения, способствующие обогащению игрового опыта детей и активизации общения;
  3. рекомендации к домашнему чтению, экскурсиям выходного дня;
  4. обогащение развивающей предметно-игровой среды;
  5. мероприятия для педагогов, направленные на совершенствование руководства сюжетно-ролевой игрой позволит успешно сформировать у старших дошкольников навыки самостоятельной игровой деятельности.

База исследования: ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании участвовали 12 детей старшей возрастной группы. Исследование проведено в два этапа: теоретический и практический.

На теоретическом уровне исследования рассмотрены содержание, структура, характеристика сюжетно-ролевой игры, закономерности ее развития  и организация в старшей группе дошкольников.

На основании данного этапа исследования можно сделать вывод, что игра должна быть свободной от «навязанной» взрослыми тематики; ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложными способами ее осуществления; игра должна быть совместной деятельностью детей и педагога, где педагог есть играющий партнер.

Практический этап исследования посвящен диагностированию педагогических условий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95.

За основу экспериментального изучения была взята методика, предложенная Э.К. Сусловой в работе «Практические и  лабораторные занятия по дошкольной педагогике». Данная методика включает в себя ряд заданий:

  1. изучение игровой деятельности в старшей возрастной группе;
  2. наблюдение за игровыми взаимоотношениями детей старшей группы и реакцией педагога на эти отношения;
  3. определение уровня сформированности игровых навыков детей старшей группы.

Результаты констатирующего этапа показали, что в старшей группе ДОУ в целом созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр, но выявлены направления, требующие усиления, углубления работы педагогов. Определены следующие уровни сформированности игровых навыков: 3 детей (25%) показали высокий уровень, 5 детей (42%)- средний уровень и 4 детей (33%) – низкий уровень. Данные показатели потребовали разработки и проведения формирующего этапа эксперимента. Он включал в себя серию мероприятий, направленных на работу с педагогами и детьми старшей возрастной группы ДОУ № 95. Мероприятия для педагогов включали в себя:

  1. выступление с докладом на заседании педсовета по теме: «Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»;
  2. консультации на тему: «Взаимодействие взрослого и детей в формировании сюжетной игры», «Играем дома», «Приемы педагогической поддержки неиграющих детей»;
  3. выставку научно-методической литературы по теме «Организация сюжетно-ролевых игр»;
  4. круглый стол «Чтобы правильно играть, все программы надо знать»;

Формирующие мероприятия  с детьми старшей возрастной группы:

  1. подбор литературного материала по тематике игр;
  2. дидактические упражнения «Потому, что…», «Составление рассказа»;
  3. организация экскурсий в Краеведческий музей, в детскую библиотеку, в океанариум;
  4. обучающие игры на развитие внимания, памяти, мышления, воспитание нравственных качеств;
  5. беседы на тему «Огонь – наш друг или враг?», «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности».

Формирующие мероприятия показали необходимость проведения контрольного этапа эксперимента, который проходил в аналогичных условиях, что и констатирующий. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что были улучшены условия, необходимые для развития игровой деятельности. 7 человек (58%) показали высокий уровень. Эти дети  занимают  лидерское  положение  в игре, неистощимы в придумывании ее сюжета и содержания, организовывают других детей, самостоятельно распределяют роли. Владеют разнообразными игровыми действиями, широко используют предметы-заместители. 5 человек (42%) имеют средний уровень. Они способны проявлять игровую инициативу, организовывать других детей на игру, но не всегда последовательны в действиях. Владеют игровыми навыками, выполняют действия, определяемые ролью; соблюдают правила, но могут нарушать их  в эмоциональной ситуации. Изменения, произошедшие в результате формирующего этапа, мы отразили в диаграмме 1.

Диаграмма 1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

высокий

средний

низкий

количество человек

констатирующий

этап

контрольный этап

Таким образом, после формирующих мероприятий можно было наблюдать положительную динамику в сформированности навыков сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и подтверждения ранее заявленной гипотезы.

Это позволяет сделать вывод, что для развития сюжетно-ролевой игры необходимо использовать современные подходы к ее организации, восстановить у взрослых, у педагогов умение играть с детьми и грамотно руководить детской игрой. Работая с детьми, воспитатель может заинтересовать их новой темой игры, повлиять на развитие детского игрового воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми приемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80926. Поняття наочного навчання. Класифікація наочності 31.77 KB
  На основі безпосереднього сприйняття предметів чи за допомогою зображень наочності у процесі навчання в учнів формуються образні уявлення і поняття про історичне минуле. Педагогічний словник визначає наочність як один із принципів навчання заснований на показі конкретних предметів процесів явищ. Під засобами навчання розуміють предмети прилади чи їх сукупність яка необхідна для здійснення чогонебудь.
80927. Дайте оцінку сучасним засобам навчання на уроках історії 35.54 KB
  Очевидно що одним із засобів розвитку особистості учня в цьому напрямі а також активізації пізнавальної мотивації учня на уроках історії є учбоводослідницька діяльність яка має включати в себе постановку творчих дослідницьких завдань і наукове поетапне їх вирішення. Формування дослідницьких вмінь на уроках історії можливо в процесі поєднання інтерактивних аудіовізуальних і мультимедійних технологій. Використання аудіовізуальних засобів на уроках історії практикується досить давно але раніше якість фотоаудіовідеоматеріалів їх нестача...
80929. Проблема диференційного підходу до учнів у навчанні історії 36.5 KB
  У методиці навчання історії ще немає повноцінних досліджень і рекомендацій з індивідуалізації роботи з учнями але визначені загальні підходи до діагностики їх пізнавальних здібностей і можливостей. Він писав: До слабких недостатньо підготовлених відносяться учні які при поверхневому знанні історії не виявляють помітного інтересу до її вивчення і майже зовсім не володіють адекватними прийомами й уміннями самостійної роботи з навчальним історичним матеріалом. вважаються учні що мають цілком задовільні знання з історії.
80931. Звязок методики навчання історії з іншими науками 35.76 KB
  Методичні дослідження вивчаючи процес навчання історії мають спиратися на родинні науки насамперед на історію педагогіку і психологію. Пізнавальна діяльність учнів та її результати не можуть бути повноцінними якщо навчання історії не буде відповідати сучасному рівню історичної науки її методології. Навчання історії стане науково обґрунтованим і результативним лише за умови якщо вся його структура зміст і методика будуть відповідати цим обєктивним етапам та закономірностям пізнання.
80932. Сучасні цілі та завдання шкільної історичної освіти в Україні 33.28 KB
  Головна мета шкільної історичної освіти може бути визначена як створення та становлення особистості учня як субєкта історичного розвитку та суспільних відносин громадянинапатріота. Завданнями сучасної шкільної історичної освіти є забезпечення умов для: набуття школярами ключових та предметних компетентностей; виховання повноправного громадянина патріота України який здатен вільно орієнтуватися в суспільному житті та усвідомлювати свою роль та відповідальність перед суспільством та державою формування в учнів самосвідомості та власної...
80933. Структура та методичне забезпечення підручника «Всесвітньої історії» (10-11кл.) 37.68 KB
  Бесіда діалогічний метод навчання за допомогою якого вчитель із поставленими питаннямь спонукає учнів відтворювати раніше набуті знання робити самостійні висновкиузагальнення на основі засвоєного фактичного матеріалу. Бесіда є одним із активних методів навчання. Бесіда дозволяє залучити до діяльності на уроці дітей незалежно від їхнього рівня підготовки та індивідуальних можливостей що сприяє досягненню високих результатів у навчально виховному процесі. Така бесіда зазвичай проводиться на початку вивчення теми чи розділу.
80934. Аналіз програми з історії України для 5 кл. Мета ,завдання та зміст 29.92 KB
  Головною метою курсу є підготовка учнів до успішного опанування систематичних курсів історії України та всесвітньої історії прищеплення інтересу до історії отримання знань у наступних класах через формування в них початкових уявлень про історію як науку та про історію України як складову світової історії елементарних вмінь з історії; поглиблення загальних дидактичних вмінь необхідних для успішного засвоєння історичної інформації в подальшому; прагнення викликати захоплення минулим України. Зміст курсу ґрунтується на таких засадах:...