78486

Педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами строить ролевые взаимоотношения развивать сюжетную линию игры. На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетноролевой игры у дошкольников. сама по себе игра и ребенок без...

Русский

2015-02-07

42.49 KB

16 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

И.Н. Басалаева

Педагогические условия организации

сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Исследователи проблемы указывают на то, что на первом этапе игровой деятельности детей следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры. Ученые в области педагогики и психологии (Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.Н. Фролова, Д.Б. Эльконин) считают, что эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка  в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни и, что игра зависит от реального опыта ребенка. Педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

На современном этапе данная проблема широко рассматривается на страницах периодической печати, где авторы раскрывают педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Они отмечают, что «…сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один – с детьми должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью».

О. Колесник в статье «Сюжетно-ролевая игра для дошкольников» пишет: «Несмотря на свою некую самостоятельность и спонтанность, сюжетно-ролевая игра должна строиться на основе совместной деятельности воспитателя и детей. В игре необходимо учить, т.к. сама по себе игра и ребенок без руководства (включение воспитателем в процессе игры, участие в детском игровом творчестве) развиваться не будут».

В статье «Играем в сюжетные игры» О. Солнцева подчеркивает, что «Педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог должен стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы».

Цель исследования: изучить педагогические условия организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия и уровни сформированности навыков сюжетно-ролевой игры в старшей группе дошкольников.

Цель, объект, предмет позволили определить задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации детей в ДОУ.
  2. Изучить организацию педагогических условий сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95 г. Мурманска.
  3. Разработать и апробировать формирующие мероприятия по улучшению условий для организации сюжетно-ролевых игр.
  4. Провести количественный и качественный анализ результатов двух экспериментов (констатирующего и контрольного).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная и систематическая работа, которая будет включать в себя:

  1. чтение художественной литературы, познавательные беседы;
  2. дидактические игры и упражнения, способствующие обогащению игрового опыта детей и активизации общения;
  3. рекомендации к домашнему чтению, экскурсиям выходного дня;
  4. обогащение развивающей предметно-игровой среды;
  5. мероприятия для педагогов, направленные на совершенствование руководства сюжетно-ролевой игрой позволит успешно сформировать у старших дошкольников навыки самостоятельной игровой деятельности.

База исследования: ДОУ № 95 г. Мурманска. В исследовании участвовали 12 детей старшей возрастной группы. Исследование проведено в два этапа: теоретический и практический.

На теоретическом уровне исследования рассмотрены содержание, структура, характеристика сюжетно-ролевой игры, закономерности ее развития  и организация в старшей группе дошкольников.

На основании данного этапа исследования можно сделать вывод, что игра должна быть свободной от «навязанной» взрослыми тематики; ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложными способами ее осуществления; игра должна быть совместной деятельностью детей и педагога, где педагог есть играющий партнер.

Практический этап исследования посвящен диагностированию педагогических условий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей возрастной группе ДОУ № 95.

За основу экспериментального изучения была взята методика, предложенная Э.К. Сусловой в работе «Практические и  лабораторные занятия по дошкольной педагогике». Данная методика включает в себя ряд заданий:

  1. изучение игровой деятельности в старшей возрастной группе;
  2. наблюдение за игровыми взаимоотношениями детей старшей группы и реакцией педагога на эти отношения;
  3. определение уровня сформированности игровых навыков детей старшей группы.

Результаты констатирующего этапа показали, что в старшей группе ДОУ в целом созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр, но выявлены направления, требующие усиления, углубления работы педагогов. Определены следующие уровни сформированности игровых навыков: 3 детей (25%) показали высокий уровень, 5 детей (42%)- средний уровень и 4 детей (33%) – низкий уровень. Данные показатели потребовали разработки и проведения формирующего этапа эксперимента. Он включал в себя серию мероприятий, направленных на работу с педагогами и детьми старшей возрастной группы ДОУ № 95. Мероприятия для педагогов включали в себя:

  1. выступление с докладом на заседании педсовета по теме: «Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»;
  2. консультации на тему: «Взаимодействие взрослого и детей в формировании сюжетной игры», «Играем дома», «Приемы педагогической поддержки неиграющих детей»;
  3. выставку научно-методической литературы по теме «Организация сюжетно-ролевых игр»;
  4. круглый стол «Чтобы правильно играть, все программы надо знать»;

Формирующие мероприятия  с детьми старшей возрастной группы:

  1. подбор литературного материала по тематике игр;
  2. дидактические упражнения «Потому, что…», «Составление рассказа»;
  3. организация экскурсий в Краеведческий музей, в детскую библиотеку, в океанариум;
  4. обучающие игры на развитие внимания, памяти, мышления, воспитание нравственных качеств;
  5. беседы на тему «Огонь – наш друг или враг?», «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности».

Формирующие мероприятия показали необходимость проведения контрольного этапа эксперимента, который проходил в аналогичных условиях, что и констатирующий. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что были улучшены условия, необходимые для развития игровой деятельности. 7 человек (58%) показали высокий уровень. Эти дети  занимают  лидерское  положение  в игре, неистощимы в придумывании ее сюжета и содержания, организовывают других детей, самостоятельно распределяют роли. Владеют разнообразными игровыми действиями, широко используют предметы-заместители. 5 человек (42%) имеют средний уровень. Они способны проявлять игровую инициативу, организовывать других детей на игру, но не всегда последовательны в действиях. Владеют игровыми навыками, выполняют действия, определяемые ролью; соблюдают правила, но могут нарушать их  в эмоциональной ситуации. Изменения, произошедшие в результате формирующего этапа, мы отразили в диаграмме 1.

Диаграмма 1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

высокий

средний

низкий

количество человек

констатирующий

этап

контрольный этап

Таким образом, после формирующих мероприятий можно было наблюдать положительную динамику в сформированности навыков сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста и подтверждения ранее заявленной гипотезы.

Это позволяет сделать вывод, что для развития сюжетно-ролевой игры необходимо использовать современные подходы к ее организации, восстановить у взрослых, у педагогов умение играть с детьми и грамотно руководить детской игрой. Работая с детьми, воспитатель может заинтересовать их новой темой игры, повлиять на развитие детского игрового воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми приемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31627. ПАТОЛОГІЯ ВОДНО-ЕЛЕКТРОЛІТНОГО ОБМІНУ 86.5 KB
  Внутрішній обмін води залежить від збалансованості між поступленням рідини в організм і її виділенням за один і той же час. N K C Mg ВКС 100 1600 10 130 МКС 1480 45 20 10 ВСС 1420 40 25 15 Із таблиці бачимо що основним електролітом плазми і міжклітинної рідини є N а внутрішньоклітинної рідини – K і Mg2 що забезпечує осмотичний тиск всередині клітин. Дегідратація – зменшення об’єму позаклітинної рідини в організмі коли втрата води переважає над поступленням і виникає негативний водний баланс. Ізоосмолярна дегідратація –...
31628. ПАТОЛОГІЯ ГІПОТАЛАМО-ГІПОФІЗАРНОЇ СИСТЕМИ, ГОНАД і ЕПІФІЗА 89 KB
  Порушення функції гіпоталамоаденогіпофізарної системи. Патогенна дія факторів зовнішнього і внутрішнього середовища негативні емоції біль психічні порушення і т. Механізми виникнення дисфункції гіпоталамоаденогіпофізарної системи: 1 Порушення центральної регуляції нейроендокринних зон гіпоталамуса. 2 Порушення утворення і виділення релізінггормонів клітинами гіпоталамусу.
31629. ПАТОЛОГІЯ ЕНДОКРИННОЇ СИСТЕМИ 80.5 KB
  За функціональних ефектами гормони поділяють на: а ефекторні діють безпосередньо на органимішені; б тропні регулюють синтез ефекторних гормонів; в релізінггормони регулюють синтез і секрецію тропних гормонів. Основні властивості гормонів: 1 утворюються спеціалізованими клітинами ендокринних залоз; 2 секретуються в кров або інші циркулюючі рідини; 3 характеризуються специфічністю впливу який пов’язаний із існуванням “клітинмішеней†які мають особливі рецептори до конкретного гормону; 4 володіють високою біологічною...
31630. ПАТОЛОГІЯ ЗОВНІШНЬОГО ДИХАННЯ 78.5 KB
  Дихальну недостатність класифікують: 1 За клінічним перебігом розрізняють: а гостру і б хронічну недостатність дихання. 2 За клінічними проявами недостатність дихання може бути: а компенсованою і б декомпенсованою. Вентиляційна недостатність дихання виникає внаслідок порушень обміну газів між атмосферним повітрям і альвеолами легень тобто в результаті порушень легеневої вентиляції гіповентиляції.
31631. ПАТОЛОГІЯ НАДНИРНИКІВ 73 KB
  Ці пептиди володіють тропною дією на клубочкову зону кори наднирників викликаючи надходження альдостерону в кров. Виділяють 3 ефекти АКТГ при дії його на пучкову зону наднирників: 1 гострий ефект протягом декількох хвилин обумовлюється зв’язуванням холестерину з цитохромом P450 і посиленням трансляції наявної інформаційної РНК що викликає істотне збільшення утворення стероїдів; 2 підгострий ефект через десятки годин обумовлюється посиленням процесів транскрипції генів які кодують структуру ферментів стероїдогенезу що проявляється...
31632. ПАТОЛОГІЯ ЩИТОПОДІБНОЇ та ПРИЩИТОПОДІБНИХ ЗАЛОЗ 80 KB
  ТТГ діючи на щитовидну залозу викликає наступні ефекти: а підсилює захоплення і включення йоду в органічні сполуки; б підсилює протеоліз депонованого тиреоглобуліну; в підсилює секрецію Т3 і Т4; г при тривалій дії викликає гіпертрофію і гіперплазію щитоподібної залози. Порушення функції щитоподібної залози. Первинний гіпотиреоз зустрічається при: а аутоімунному тиреоїдиті Хашімото б хронічному фіброзноінвазивному тиреоїдиті Ріделя які супроводжуються дефектами синтезу тиреоїдних гормонів в тиреоїдектомії г лікуванні...
31633. ПАТОФІЗІОЛОГІЯ ПЕЧІНКИ 79.5 KB
  Це обумовлює характерну ознаку печінкової недостатності нестабільний рівень глюкози крові: 1 після прийому їжі розвивається гіперглікемія 2 натще гіпоглікемія. Таке явище супроводжується збільшенням в крові рівня вільного холестерину і зниженням антиатерогенних ліпопротеїнів що сприяє відкладенню холестерину в стінках судин і розвитку атеросклерозу. Порушення участі печінки в білковому обміні включає 3и групи змін: 1 зниження синтезу гепатоцитами альбумінів що веде до гіпоальбумінемії і гіпоонкії крові а на стадії...
31634. Система кодирования информации 19.55 KB
  Система кодирования информации Кодирование информации применяют для унификации формы представления данных которые относятся кразличным типам в целях автоматизации работы с информацией. Например естественные человеческие языки можно рассматривать как системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи к тому же и азбуки представляют собой системы кодирования компонентов языка с помощью графических символов. Основой этой системы кодирования является представление данных через последовательность двух знаков: 0 и 1. Наименьшая...