78487

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом

Научная статья

Педагогика и дидактика

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Объектом исследования является процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом. Гипотеза исследования: Понимание и точное словоупотребление в речи смысловых оттенков слов в...

Русский

2015-02-07

60.56 KB

10 чел.

 А.А. Смага,

М.В. Волесская  

 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с многозначным словом

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное  освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование  умения использовать их в конкретных условиях общения (А.М.Бородич, В.И.Яшина, Н.П.Иванова, Е.М.Струнина, В.В.Гербова, Л.А.Колунова и др.).

Одновременно  с этим должно развиваться умение сознательно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают  высказывание не только грамматически правильным, но выразительным.

Семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений  многозначного слова, использование синонимов, антонимов, слов с разнообразными смысловыми оттенками) является необходимым условием формирования осознания явлений языка и речи (А.Р.Лурия, Ф.А.Сохин, Е.М.Струнина, В.И.Яшина).

Слова как знаки системы языка, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью (полисемией), выступают в разнообразные семантические  отношения (синонимические, антонимические и др.), которые  необходимо раскрыть детям, с целью  обеспечить полноценное усвоение ими  родного языка.

Объектом исследования является процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначным словом.

Цель исследования: изучение особенностей понимания дошкольниками смысловых оттенков значения слов.

Гипотеза исследования:

Понимание и точное словоупотребление в речи смысловых оттенков слов в соответствии с контекстом можно развить при соблюдении следующих условий:

- сформировать элементарное осознание семантической отношений через ознакомление с многозначными словами, способствующими точности и яркости высказывания;

- показать различие значений слов в зависимости от смысловых оттенков;

- развить у детей точность и целесообразность употребления слов в словосочетаниях и предложениях, конкретных речевых ситуациях.

     Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить особенности понимания смысловых оттенков слов детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Определить уровень построения связных высказываний с многозначными словами.
  4. Разработать программу  ознакомления с многозначным словом.
  5. Выявить эффективность разработанной программы.  

        Методологическую основу исследования составляют  положения виднейших  психологов и лингвистов по проблеме изучения понятия слова (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Э.Розенталь, А.А.Реформатский, С.Л.Рубинштейн, Н.Д.Шанский, Д.Н.Шмелев и др.), современные методики обучения ознакомлению детей с многозначными словами, разработанными в трудах:  А.М.Бородич, В.И.Яшиной, Н.П.Ивановой, Е.М.Струниной, В.В.Гербовой,  Л.А.Колуновой и др.

      Организация и этапы  исследования. Исследование проводилось в течение полугода (с мая  2006г по ноябрь 2006 года) в старшей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    группе Муниципального  Дошкольного Образовательного Учреждения  № 30 города Североморска Мурманской области.

      Первый этап (май - август 2006 года) – изучение лингвистической, психолого-педагогической   методической  литературы по теме представленного исследования, анализ работы воспитателей, подготовка и проведение констатирующего эксперимента, разработка программы обучающего эксперимента.

      Второй этап (сентябрь 2006 - ноябрь 2006 года) – проведение обучающего эксперимента по разработанной   автором программе, внедрение специальной системы обучения, использование отобранного дидактического материала.

      Третий этап (декабрь 2006 года) – анализ и обобщение результатов, полученных в ходе  исследования, уточнение теоретических  положений апробированной  методики.

      Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты доказывают возможности старших дошкольников переносить образные слова с разными смысловыми оттенками в связное высказывание в соответствии с контекстом и конкретной речевой ситуацией.

Исследование подтверждает  необходимость разработки методов  и  приемов речевой работы, учитывающих влияние лексических и грамматических упражнений, направленных на осознание смысловых оттенков слова, на развитие связной речи старших дошкольников.

        Практическая значимость  исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений. Разработаны конспекты занятий, включающие игры, упражнения, задания, направленные на понимание и точное употребление смысловых оттенков слов. Материалы могут быть использованы в курсе «Методика развития речи  детей».

         База исследования:  дошкольное образовательное учреждение № 30 города Североморска Мурманской области. 

Первый этап – констатирующий экспериментпроводился в сентябре 2006 года.   Во время проведения констатирующего эксперимента  мы решали следующие задачи:

1) выявляли исходный уровень знаний детей о многозначном слове;

2) изучали особенности понимания дошкольниками смысловых оттенков значения слова.

Исследование включало   четыре серии заданий:

Серия № 1: нами были проанализированы 3 программы по теме «Работа над многозначным словом»:

  1. Развития и воспитания детей  в детском саду «Детство»/ под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной - Санкт - Петербург., 2001
  2. Программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Л.А.Парамоновой- М.,2004  
  3. Программа О.С.Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»- М., 2002

С целью выяснить, в какой из программ наиболее полно и правильно раскрыта работа над многозначными словами.

Серия № 2: индивидуальная беседа с детьми.

С целью выявить исходный уровень  словаря  детей и знаний о многозначном слове. Описание задания: экспериментатор предлагает  детям поиграть в слова, просит назвать любые известные им слова, фиксируя в протоколах ответы детей. Обработка данных по следующему алгоритму: количество названных слов; количество названных существительных; количество названных прилагательных; количество  названных глаголов; количество  названных многозначных слов;  

Серия № 3: Рисование детьми многозначных слов.

С целью провести анализ детских работ и выявить,  на какое из значений слова дети  реагируют и делают рисунок. Описание задания: «Я тебе скажу слово, а ты его нарисуй» (слово -  игла).

Серия № 4: Анализ календарного плана  старшей группы за  2 недели.

С целью выявить, как планируется работа в группе старшего возраста по ознакомлению детей с многозначным словом.

После проведения  констатирующего эксперимента, мы провели формирующий эксперимент.

Второй  этап - формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2006 года.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций была разработана программа формирующего эксперимента.

Задачи данного эксперимента:

1. Разработать систему  занятий по ознакомлению детей с многозначным словом.

2. Подобрать и провести игры и упражнения на закрепление знаний детей различных значений многозначных слов.

3. Учить детей понимать значения слов, употреблять их на занятиях и в повседневной жизни.

     После проведения формирующего эксперимента для выявления эффективности работы мы провели контрольный эксперимент.      

Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность данной программы, выявить результат апробированной  методики.

Для чего была проведена  повторная диагностика  для определения уровня знаний детей о многозначном слове.

Контрольное исследование включало  три серии заданий:

Серия № 1: индивидуальная беседа с детьми.

С целью выявить знания детьми различных значений многозначного слова. Экспериментатор беседует с детьми,  предлагает ряд слов и просит детей объяснить, какие значения данных слов они могут назвать (звонок, лист,  старый, тяжелый, гладить, играть).

Анализ 1 серии заданийпозволил сделать следующие выводы: на вопросы экспериментатора подобрать значения к предлагаемым словам  дети дали следующие ответы.

К слову «звонок» большая часть детей назвала следующие значения: у будильника есть «звонок», он будит нас в садик -  так сказали 5 детей, у телефона  есть «звонок» – сказали  все  дети, но некоторые из детей имели ввиду городской – стационарный телефон, а некоторые мобильный телефон; еще дети говорили, что  «звонок» есть в школе (он зовет детей на перемену)  - так сказали 7 человек, у велосипеда  есть «звонок» –  сказали 5 человек, у колокольчика есть «звонок»  -  сказали 4 человека, у входной двери есть «звонок» – так сказал 1 человек.   

К слову «лист» дети подобрали следующие значения: лист есть у дерева, так сказали все дети, но некоторые конкретизировали названия деревьев: «у березы есть лист», «у осины  есть лист», «у яблони есть лист», дети называли лист у куста, лист у цветов; только одна девочка назвала, что лист ест в книге и всего  4 детей назвали альбомные листы.

К прилагательному «старый» практически все дети подобрали слово дедушка, некоторые называли игрушки «старый» медведь, кот, заяц, робот. Некоторые дети называли, что старый может быть конструктор, башмак, валенок, сапог, автобус. Двое детей назвали шкаф, стол. Одна девочка назвала «старый» носок и чемодан, а другая сказала, что старый может быть костюм.

К прилагательному «тяжелый» дети подобрали множество разных значений: камень – назвали  4 детей, кирпич назвали 3 ребенка, некоторые дети называли мебель, шкаф, стол, диван, стул назвали 2 ребенка. Трое детей назвали мешок, некоторые дети называли чемодан и портфель, несколько детей назвали снежные комки и снеговика.  

К слову «гладить» дети подобрали разные значения,   большинство детей  предполагают, что гладить можно животных (кошку, собаку, хомяка, морскую свинку, черепаху), так сказали практически все дети. Практически  каждый из детей назвал хотя бы один предмет одежды, который можно гладить (юбку, платье, рубашку, кофту, бантики).

К  глаголу  «играть» было предложено множество значений, но в данном случае мнения мальчиков и девочек разделилось: мальчики называли роботов, машинки, дорогу, паровоз, конструктор, мяч, а девочки называли игры с куклами, с посудой,  сюжетно – ролевые игры (магазин,  семья, больница, школа).

 Данная серия контрольного эксперимента показывает, что дети без труда подбирают несколько значений к многозначным словам разных частей речи, и это задание не вызывает у детей затруднения, даже наоборот ребята отвечали на вопросы с большим интересом.

Анализируя вторую серию заданий: рисование детьми многозначных слов,  мы сделали следующие выводы: количество значений соотносимых детьми с данным словом несколько изменилось.

Соотносят елку с данным словом  9 человек (75%), сосну нарисовали 6 человек (50 %),   швейную иголку нарисовали 8 человек (66.6%), 5 человек (41.6%) нарисовали шприц, 7 человек (58.3%) нарисовали  кактус, 9  человек (75%) нарисовали ежика, и даже 1 человек (8.3%) нарисовал булавку.

Контрольный эксперимент показывает, что каждый ребенок может нарисовать как минимум три значения многозначного слова и дети без затруднения могут объяснить свой выбор.

Для подтверждения выводов детям было предложено тоже задание, но изменено слово для рисования.

Экспериментатор предложил детям нарисовать значения  к слову «ножка». Результаты данного задания позволяют сделать следующие выводы: все дети без исключения справились с данным заданием. Практически все дети (10 человек) нарисовали  к данному слову человека и объяснили, что у всех людей есть ножки, 6 детей назвали, что у гриба есть ножка, ведь ему надо как – то стоять, 6 детей нарисовали стулья и проговорили, что у стула целых 4 ножки, иначе мы бы не смогли сидеть на нем, двое детей нарисовали стол, ведь он без ножек не может, а еще есть ножки у кошки и у собаки, так считают 2 человека. Еще 5 человек нарисовали юлу, у неё ведь тоже есть ножка, но она у неё одна, она помогает ей танцевать, сказала девочка. Один ребенок нарисовал робота и объяснил, что у него есть ножки, он без них не может ходить.

Анализируя третью серию заданий, мы пришли к следующему выводу: родители воспитанников экспериментальной группы  знают, что представляют собой многозначные слова, но не все родители могут назвать конкретные примеры многозначных слов. Не все дети рассказывают родителям о проводимых в группе занятиях.

Наибольшее затруднение вызывает у родителей  приемы объяснения многозначных слов. Таким образом, мы сделали следующий вывод: необходимо познакомить родителей с последовательностью ознакомления детей с многозначными словами и приемов объяснения детям данных слов, приглашать на занятия по развитию речи родителей, чтобы познакомить их с системой работы по данному направлению.

Исходя из результатов проведенного эксперимента, мы составили сравнительную  характеристику констатирующего и контрольного эксперимента  и  на основании этого сделали выводы, представив результаты  в  следующей диаграмме 1.

Диаграмма 1

Данные, полученные в экспериментальном исследовании, позволили провести количественный и качественный анализ динамики развития знаний детей  старшего дошкольного возраста о многозначном слове. Данная диаграмма показывает изменения,  произошедшие в знаниях детей о многозначном слове за период обучения.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики работы по ознакомлению детей с многозначным словом.

Исходя из разработанных  нами уровней семантического развития детей старшего дошкольного возраста, учитывая уровень общего речевого развития детей,  мы сделали следующие выводы: на этапе контрольного эксперимента к высокому уровню мы можем отнести – 6 детей  (50%); к среднему уровню – 5 детей (41.6%); и к низкому – 1 человека (8.4%); к причинам низкого уровня можно отнести: длительные пропуски, индивидуальные особенности ребенка.  

Таким образом, проведя анализ диагностики на констатирующем и контрольном этапе исследования, мы можем сделать вывод, за период проведения формирующего эксперимента в контрольной группе изменились показатели уровня развития семантической стороны речи. На начальном этапе эксперимента дети с высоким уровнем составляли   16.7% ,со средним уровнем     50%, с низким   уровнем      33.3%, а на этапе контрольного эксперимента   дети с высоким уровнем  составляли    50 % , со средним уровнем     41.6%, с низким уровнем 8.4%.

Данные результаты  уровней семантического развития детей  мы представили в диаграмме 2.

Диаграмма 2

   

Результаты проведенной работы являются показателем того, что предложенная методика  является эффективной и необходимо продолжать её  разработку для совершенствования знаний детей в области многозначных слов.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая на этапе констатирующего эксперимента, полностью подтверждается: понимание и точное  словоупотребление в речи  смысловых оттенков слов в соответствии с контекстом можно развить при соблюдении определенных условий.                                                                                                                                    

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75389. Морфологическая безличность 23.56 KB
  Морфологически безличный глагол имеет ограниченную парадигму: только форму 3 лица ед. и форму ср. Если у глагола есть форма мн. Речь идет только о наборе форм а не о семантике.
75390. Типы спряжения русского глагола 17.76 KB
  Все глаголы разделяются на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы имеющие следующие флексии: 1 л. Ко второму спряжению относятся глаголы имеющие следующие флексии: 1 л. глаголы...
75391. Категория морфологического залога в РЯ 23.5 KB
  Категория морфологического залога в РЯ Залог в широком смысле – сфера информации об объекте действия. Залог может быть как чисто синтаксическим так и семантическим. Залог – синтаксическая категория. залог диатеза – расположение субъекта и объекта позиция субъекта в высказывании.
75392. Модальность и наклонение 13.94 KB
  выражается поразному. – только то что выражается спрягаемыми глагольными формами в позиции сказуемого. выражается парадигматически и аналитически. Изъявительное – выражается системой времён при участии вида – через видовременную систему; Повелительное – см.
75394. Формообразование русского глагола 55.5 KB
  Наклонения: формы прошедшего времени изменяются по родам в ед. Причастия изменяются как прилагательные – по падежам родам и числам формы на ся страдательный залог без ся – действительный. и прошедшего времени Формы повелительного наклонения не изменяется.
75395. Междометие как особая часть речи 52 KB
  Но междометия никогда не бывают связками 2. К междометиям относятся и звукоподражания напр: кхекхе уауа хахаха хихи; крякря. Все междометия входят в эмоциональную сферу языка где они употребляются вне связи с другими словами однако как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются за пределами собственно эмоц.сферу этикета По способу образования Первообразные междометия образованы от эмоциональных выкриков восклицаний а также возгласов сопровождающих рефлекторных реакции человека.
75396. Предмет и задачи морфологии. Основные единицы изучения и описания 22.48 KB
  Учение о форме раздел лингвистики основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части морфемы. К морфологии имеет отношение все то что выражается внутри слова будь то содержательные или формальные аспекты его устройства. Слово как лексическая единица или единица словаря – это формально выраженная система всех его лексических значений. в центре внимания морфологии стоят грамматические характеристики слова.
75397. Грамматическое значение. Его отличие от лексического и словообразовательного значения. Основные способы грамматического оформления слова в русском языке 16.32 KB
  Грамматическое значение. Основные способы грамматического оформления слова в русском языке Грамматическое значение обобщённое отвлечённое языковое значение присущее ряду слов словоформ и синтаксических конструкций находящее в языке своё регулярное стандартное выражение в грамматических формах например значение падежа имён существительных времени глагола и т. Разница между ГЗ и лексическим значением: 1 ЛЗ универсальны в том смысле что ни один язык не может обойтись без них. Как правило то или иное лексическое значение...