78488

Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников

Научная статья

Педагогика и дидактика

Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников Культура речевого общения это такой отбор и организация языковых средств которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в определенной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. На современном этапе проблемой изучения разных направлений развития речи стало рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве М. Формирование...

Русский

2015-02-07

44.25 KB

7 чел.

  А.А. Смага,

Е.Н. Лебедева

Развитие  речи  как  основа формирования  культуры  речевого  общения старших дошкольников

Культура  речевого  общения - это  такой  отбор  и     организация  языковых  средств,  которые  способствуют  наиболее  эффективному  достижению  поставленных  задач  в  определенной  сфере  речевых  коммуникаций  с  непременным  учетом  литературных  норм.  Основное  свойство  норм  –  их  обязательность  для  всех  говорящих  и  пишущих  по-русски  и  их  устойчивость.   Устойчивость  норм  обеспечивает  во  многом   преемственность  культурных  традиций  народа,  возможность  возникновения  и  развития  мощного  потока  национальной  литературы   [4].

Речь  –  это  важнейшая  творческая  психическая  функция  человека,  область  проявления  присущей  всем  людям  способности  к  познанию,  самоорганизации,  саморазвитию,  к  построению  своей  личности,  своего  внутреннего  мира  через  диалог  с  другими  личностями,  другими  мирами,  другими  культурами.   Диалог,  творчество,  познание,  саморазвитие  –  вот  те  фундаментальные  составляющие,  которые  оказываются  вовлеченными  в  сферу  внимания  педагога,  когда  он  обращается  к  проблеме  речевого  развития  дошкольников  [3].

В психолого-педагогических  исследованиях  речевая  сторона культуры общения раскрывается как специфический  вид деятельности        (А.А. Брудный,  А.А. Леонтьев, А.А. Бодалёв, А.Г. Рузская, М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова и др.). Она  рассматривается  в  целом  ряде      лингвистических  работ,  посвященных  речевому этикету (Е.М. Верещагин,  Т.А. Ладыженская,  Н.И. Формановская и др). Воспитание  основ  культуры  общения  оценивается  как  одна  из  важнейших  воспитательных  задач,  связанных  с  усвоением  родного  языка.

Анализ  изучения  генезиса  общения,  проводившегося  такими  исследователями  как:  З.М. Богуславская,  А.В. Запорожец,  М.И. Лисина,  А.Г. Рузская  позволяет  утверждать,  что  в  дошкольном  возрасте  общение  интенсивно  развивается  и  приобретает  различные  новые  формы.  

Согласно  данным,  полученным  М.И. Лисиной,  в старшем  дошкольном  возрасте  появляются,  «внеситуативные»  формы  общения  со  взрослыми,  влияющие  на  усвоение  детьми  нового  материала.   Необходимость  взаимодействия  с  партнером  перестраивает  речевое  поведение. М.М. Бахтин  подчеркивал  важность  свободного  владения  творческими  жанрами  устного  общения:  «Чем  лучше  мы  владеем  жанрами,  тем  полнее  и  ярче  раскрываем  в  них  свою  индивидуальность,  гибче  и  тоньше  отражаем  неповторимую  ситуацию  общения …»  [2].

На  современном  этапе  проблемой  изучения  разных  направлений  развития  речи  стало рассмотрение вопроса воспитания  культуры   речевого общения в   дошкольном  детстве (М.В. Ильяшенко,      О.С. Ушаковой);  воспитание  речевого  этикета  (Н.И. Формановской); показана конкретная связь между внешним и внутренним проявлением вежливости (Е.Н. Медынский, О.С. Богданова, Р.Г. Гурова и др.);  влияние  коммукативно-речевого  поведения  взрослых  на  развитие культуры речевого общения детей в семье  (Л.П. Галаховавой  ) и  др.                                                      Исходя    из  того, что  характер  общения  зависит  от  отношения  человека  к  человеку, которое  в  свою  очередь  формируется  в  процессе  общения, можно  рассматривать  культуру  общения  как  уровень  нравственного  развития  человека, выражающий  его  взаимоотношения, в  основе   которых   лежат  нормы  общественных  отношений  данного  общества, чуткое  отношение  к  людям,   внешне  проявляющееся  в  вежливости  и  тактичности, а главное  средство их  выражения -   культура  речевого  общения.

Формирование культуры речевого общения детей невозможно без овладения дошкольниками нормами и правилами родного языка, развития детской речи. В исследованиях Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой чётко выделены три основных направления разработки психолого–педагогических проблем развития речи дошкольников и содержания методов обучения родному языку: структурное – формирование разных структурных уровней системы языка (фонетического, лексического, грамматического); функциональное направление – формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи и речевого общения); когнитивное направление – формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений [5].   Все три направления взаимосвязаны, так как развитие осознания речевых и языковых явлений включается в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны речи дошкольников и соответствуют основной цели работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Общая цель развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Необходимо остановиться на характеристике каждой из задач, чтобы отметить их значение для формирования культуры речевого общения старших дошкольников.

Рассмотрим взаимосвязь развития культуры речевого общения  со словарной работой. Обогащение словаря включает не только расширение его объёма, но и воспитание  у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и её учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.), роль семантики исследовали Е.М. Струнина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Дети усваивают слова, необходимые для  их  жизнедеятельности  и  общения  с  окружающими.   Главное в развитии словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Словарная работа должна проводиться на основе ознакомления с окружающей жизнью, и закрепляться в речевых упражнениях детей. Её задачи и содержание определяются с учётом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи с другими словами, особенности употребления в речи. В соответствии с формированием культуры речевого общения большое значение придаётся развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания в стандартной речевой ситуации или в ситуации речевого конфликта. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи [1].

Следующей многоаспектной задачей развития речи является воспитание  звуковой  культуры  речи. Звуковая сторона речи изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие учёные подчёркивали роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, В.В. Гербова).

От понимания особенностей звуковой стороны  речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми  дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи. Эта задача предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого общения и поведения. Необходимо учить детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учётом задач и условий общения.    Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение вообще и культура речевого общения, в частности.            Работы Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Н.П. Серебренниковой,                М.И. Поповой, А.В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей и отмечают, что освоение грамматического строя представляет большую сложность для них, так как грамматические категории  характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил [5].       Дети усваивают грамматический строй практически, путём подражания речи взрослых и языковых обобщений. Необходимо обращать внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.      Необходимым условием формирования культуры речевого общения выступает развитие связной речи, которое включает развитие монологической и диалогической речи.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста, поэтому необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого (культура речевого общения). Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, вежливо отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения. Не менее важно  то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Эта форма речи предполагает умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом и грамматическим строем, именно в ней реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.     В формирование элементарного осознания явлений языка наряду с подготовкой детей к обучению грамоте включается ещё одна задача – ознакомление с художественной литературой. Художественное слово оказывает огромное влияние на нравственное развитие дошкольников, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнения, метафору, иронию, гиперболу. Эти средства дети лучше познают при ознакомлении с пословицами и поговорками, язык которых прост, точен и выразителен.

Обучение дошкольников родному языку представляет большие возможности для решения задач нравственного воспитания. Существенное влияние оказывает, прежде всего, воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитание культуры речевого общения  у старших дошкольников оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами»), предполагаем умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и др.

Развитие речи представляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию  грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика  могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояния, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.

Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольников является основой культуры речевого общения детей, которое предполагает:

- владение литературными нормами и  правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей  и  составление любого типа высказывания;

- развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;

- знание норм и правил  речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации [6].

Литература

  1.  Алексеева, М.М.,  Яшина, В.И.  Методика  развития  речи  и  обучения   родному  языку  дошкольников.   – М.,  1997.
  2.  Бахтин, М.М.   Эстетика  словесного  творчества.   – М.,   1999.
  3.  Лисина, М.И.   Общение,  личность  и  психика  ребенка.   – М.,   1997.
  4.  Российская педагогическая энциклопедия  / Под ред. Давыдова, В.В. –М., 1993.
  5.  Ушакова, О.С.   Программа  развития  речи  детей  дошкольного             возраста  в  детском  саду.   – М.,   2002.
  6.  Формановская, Н.И., Акшина, А.А.  Русский  речевой  этикет. – М.,   1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30650. Особенности трактовки темы любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 14.19 KB
  Куприна было свое уникальное восприятие любви. Но по мнению Куприна без искренней страсти любви жизнь пуста и бесполезна.Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви настоящего сильного чувства.
30651. Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы 15.07 KB
  Есенина родной край родина – это средняя Россия село Константиново Рязанской губернии это Русь деревенская с крестьянским бытом и древними традициями с ее сказками и песнями с диалектными словами передающими своеобразие говора с красочным миром природы. Образ голубой Руси сменяется у него Русью советской. Теме любви к России посвящены такие стихотворения как Гой ты Русь моя родная Край ты мой заброшенный Спит ковыль. Равнина дорогая Русь Русь советская Русь уходящая Письмо к женщине и многие другие.
30652. Поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века 19.29 KB
  Но что же явилось причиной возникновения такой страшной мысли Если проанализировать ситуацию выясняется что он мечется в поисках смысла жизни в поисках справедливости и истины. Что же после признания Нашел ли Раскольников ответы на свои вопросы Открылась ли для него частица истины На первый взгляд Раскольников изменился стал читать Евангелие спокойно созерцать мир вместе с Соней. Конечно нельзя забыть то что с ним произошло но тут же возникает вопрос: а не смирился ли Раскольников со своей участью Быть может он отказался от...
30653. Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!» 15.68 KB
  Оно начинается просьбой обращенной к людям: Послушайте Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь надеясь быть услышанным и понятым. Весь строй речи в стихотворении Послушайте именно такой какой бывает когда ведется острая дискуссия полемика когда тебя не понимают а ты лихорадочно ищешь аргументы убедительные доводы и надеешься: поймут поймут. Послушайте взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
30654. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза») 13.29 KB
  Представительницами двух миров старого и нового являются в пьесе Катерина и Варвара. Но при всей своей хитрости приспособляемости и нравственной убогости Варвара не смогла вынести домашней тирании. Варвара бы так никогда не поступила.
30655. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как движущаяся панорама народной жизни 14.57 KB
  Некрасова Кому на Руси жить хорошо как движущаяся панорама народной жизни.Большую часть поэмы Некрасов посвящает обзору именно народной жизни ведь главным героем произведения является русский народ.Уже в первой главе Поп создаются масштабные картины народной жизни. Из рассказа попа мы узнаем не только о жизни духовного сословия в России после отмены крепостного права но и бедственном положении большинства крестьянских семей не способных заплатить священнику за его работу.
30656. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 16.89 KB
  Некрасов остро ставит вопрос о счастье.Счастливых людей трудно найти потому что у каждого свое представление о счастье. Таким образом представление о счастье у крестьян напрямую связано с общественной иерархией.
30657. Предыстория героя как способ характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX века 12.52 KB
  Так показав детство главного героя Гончаров раскрыл суть всего крепостного уклада калечащего жизни дворянского класса.
30658. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов») 13.12 KB
  Именно такая жизнь для Обломова является идеальной поэтому герой не принимает петербургскую жизнь для него она холодна и лишена души. Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской.