78489

Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ – одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Цель исследования – рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ. Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей...

Русский

2015-02-07

52.44 KB

6 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Т.Г. Щербаченко

Специфика организации труда детей

в старшей возрастной группе ДОУ

Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ – одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. Личность формируется в детстве, и тогда же развиваются такие качества характера, как самостоятельность, инициативность, ответственность, трудолюбие и т.д. Анализ исследований роли труда в работах видных ученых (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Д. Сергеева) дает представление о его воспитательной ценности: именно в труде развивается и совершенствуется личность, формируется нравственная направленность, не только положительное отношение к трудовой деятельности, но и ко всем классам отношений – отношение к миру, к себе, к другому человеку, а также развиваются качества личности – волевые, моральные, интеллектуальные.

На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Большой вклад в развитие этой проблемы внесли исследования Е.В. Козловой, Л. Кузнецовой, Л.А. Паромоновой и других.

Цель исследования – рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ.

Объект: трудовое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей стершего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить сущность, содержание, методику формирования трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить уровни сформированности трудовых навыков у детей старшей возрастной группы ДОУ № 10 п. Мурмаши.
  3. Разработать формирующие мероприятия по углублению и систематизации трудовых навыков и умений у детей старшей возрастной группы.
  4. Провести качественный и количественный анализ результатов двух этапов эксперимента.

Гипотеза исследования:

  1. целенаправленная, систематическая работа с детьми старшей возрастной группы, которая будет включать: чтение художественной литературы, игры-викторины, дидактические игры, экскурсии, занятия, этические беседы и др. приведет к глубоким трудовым навыкам и умениям у детей старшей возрастной группы;
  2. активная работа, связанная с просвещением родителей по проблеме, содержащая консультации, доклады, подбор и выставку методической литературы, организация стендов и др., позволят углубить знания, умения и навыки детей в области трудовой деятельности;
  3. систематическая организация, работа педагогов в своей структуре, состоящая из таких, например, как: семинары-практикумы, педагогические советы, изучение учебной и методической литературы, позволит педагогам расширить и систематизировать знания, умения, навыки у детей в области трудовой деятельности.

На теоретическом уровне проведен анализ и синтез теоретического подхода в психолого-педагогической науке и трудовом воспитании детей дошкольного возраста. Здесь изложены современные теории по изучению значимости трудового воспитания в жизни детей, а также раскрыты виды, содержание труда детей дошкольного возраста на современном этапе, уделено внимание специфике трудового воспитания детей старшей возрастной группы.

Практический этап исследования посвящен изучению специфики организации труда детей старшей возрастной группы ДОУ № 10 п. Мурмаши. На этапе констатирующего исследования определены уровни сформированности трудовых навыков и умений. Разработан и апробирован комплекс формирующих мероприятий по углублению систематизации трудовых навыков и умений у детей старшей возрастной группы. В эксперименте участвовало 15 старших дошкольников.

Задачи эксперимента:

  1. Определить, какими видами труда занимались дети в течение дня.
  2. Владеют ли дети необходимыми трудовыми навыками и умениями.
  3. Как организуют рабочее место, планируют деятельность, осуществляют уборку рабочего места и оборудования после труда.
  4. Во всех ли случаях достигнут результат труда. Осознают ли дети достигнутый результат труда и его общественную значимость, качество выполнения.
  5. Каковы мотивы трудовой деятельности детей.
  6. Отношение детей к труду и результатам труда.

За основу разработки взяты уровни по сформированности трудовых навыков и умений, предложенные в программе «Детство».

Вывод: данные наблюдения показывают, что 5 детей имеют уверенные, хорошие навыки и умения в разных видах труда. Этих детей можно отнести к высокому уровню сформированных трудовых навыков и умений. Шестерых детей из исследуемой группы можно отнести к среднему уровню. Эти дети самостоятельно включаются в трудовую деятельность, но испытывают затруднения в организации рабочего места. Четверо детей показали неудовлетворительный результат. Дети владеют навыками, но  не проявляют инициативы, не доводят начатое дело до конца. Трудовые навыки находятся на достаточно низком уровне, высоких результатов дети не добиваются.

На II этапе исследования определялись уровни сформированности трудовых навыков у детей. С этой целью исследования проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком на тему: "Любишь ли ты трудиться?". 6 детей  можно отнести к высокому уровню. Они отвечая вопросы, правильно аргументировали и мотивировали, почему любят трудиться. У 6 детей ответы прозвучали односложно, дети не мотивируют свою деятельность. Навыки и умения этих детей относятся к среднему уровню. 3 детей не были заинтересованы в беседе, мы получали односложные ответы лишь после нескольких наводящих вопросов. Низкий уровень сформированности трудовых навыков и умений.

На III этапе констатирующего исследования проводится письменный опрос родителей детей старшей возрастной группы в виде анкеты открытого именного типа. Целью анкетирования являлось выяснить, в чем заключается трудовое воспитание детей в семье. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что среди выполняемых старшими дошкольниками видов труда являются уборка игрушек и помещения. Остальные виды труда занимают незначительное место.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал необходимость разработки формирующих мероприятий с целью систематизации трудовых навыков и умений у детей старшей возрастной группы, так как выявлено детей с высоким уровнем – 6 человек (41%), со среднем уровнем – 6 человек (41%), с низким уровнем – 3 человека (18%) (таблица 1).

Таблица 1

Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов

№ п/п

Ф.И. ребенка

Виды

труда

Беседа с детьми

Анкетирование родителей

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

1

Наташа Б.

с

в

с

в

с

в

2

Катя Б.

н

с

н

с

н

в

3

Ваня Г.

в

в

в

в

в

в

4

Андрей Д.

в

в

в

в

с

в

5

Ира Е.

с

с

н

с

с

в

6

Дима К.

с

в

с

в

в

в

7

Витя К.

н

с

н

с

с

в

8

Оля Л.

в

в

в

в

в

в

9

Юля М.

в

в

в

в

в

в

10

Олег П.

н

с

с

с

н

в

11

Олег Р.

в

в

в

в

в

в

12

Петя Р.

с

в

с

в

в

в

13

Вова Р.

в

в

в

в

в

в

14

Сергей С.

с

в

с

в

в

в

15

Алеша Ф.

с

в

с

в

в

в

Следующий этап – это формирующий эксперимент.

Цель: Разработать систему мероприятий для детей, родителей и педагогов, которые способствовали бы углублению трудовых навыков и умений старших дошкольников.

Он включал формирующий этап:

Для детей.

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Организация ручного труда (работа с деревом, бумагой, природным материалом).
  3. Целенаправленные беседы с детьми.
  4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремиться быть полезным окружающим, добиваться результатов.
  5. Организация и проведение экскурсий.
  6. Организация и проведение сюжетно-ролевой игры.

Для родителей.

  1. Планирование в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.
  2. Индивидуальные консультации по теме: "О воспитании у дошкольников положительного отношения к труду" с целью оказания конкретной помощи семье.      
  3. Проведение родительского группового собрания.
  4. Индивидуальные беседы с отдельными родителями о методах воспитания у детей интереса к труду и желания трудиться.  
  5. Посещение детей на дому.
  6. Беседа с родителями об интересах их детей.   

Для педагогов.

  1. Консультация по планированию содержания трудовой деятельности дошкольников с учетом разнообразия содержания воспитательных задач.
  2. Сообщение по проблеме реализации задач трудового воспитания в процессе обучения на занятиях.
  3. Семинар по планированию ежедневного труда во время прогулки, его содержание и целесообразность.
  4. Доклад на тему: «Проведение работы с родителями по трудовому воспитанию».
  5. Составление плана работы с родителями.

Далее проведен контрольный эксперимент, который проходил в тех же условиях, с использованием аналогичных методик, описанных на констатирующем этапе.

На I этапе были получены следующие данные: 11 детей (было 6)  - высокий уровень сформированности трудовых навыков и умений; 4 детей можно отнести к среднему уровню. На II этапе исследований в ходе беседы с детьми мы установили, что неоднократные беседы с ребятами, предъявления единых требований в семье и педагогов – все это привело к положительному результату.

III этап эксперимента – это анкетирование родителей.

Анализ анкет показал, что у всех 15 опрошенных родителей появилась заинтересованность в необходимости разнообразного и систематичного труда своего ребенка. Можно сделать вывод, что после проведенных мероприятий по углублению знаний о труде старших дошкольников  контрольный эксперимент дал положительные результаты. Высокий уровень – 11 детей (73%), средний уровень – 4 человека (27%).

Диаграмма результатов констатирующего и контрольного экспериментов показывает наметившуюся положительную динамику в трудовых навыках и умениях детей в старшей возрастной группе, а так же заинтересованности  участия в труде детей (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Таким образом, подтверждена выдвинутая ранее гипотеза:

  1. целенаправленная, систематическая работа с детьми старшей возрастной группы, что приведет к глубоким трудовым навыкам и умениям у детей старшей возрастной группы;
  2. активная работа, связанная с просвещением родителей по проблеме, что позволят углубить знания, умения и навыки детей в области трудовой деятельности;
  3. систематическая организация, работа педагогов в своей структуре, что позволит педагогам расширить и систематизировать знания, умения, навыки у детей в области трудовой деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44579. Типы и компоненты беспроводных сетей 30 KB
  В зависимости от технологии беспроводные сети подразделяют на: локальные вычислительные сети; мобильные вычислительные сети. Их можно устанавливать как на автономно работающих компьютерах так и на компьютерах подключенных к сети. Трансивер - это устройство для подключения компьютера к сети т.
44580. Инфракрасные и лазерные беспроводные ЛВС 41.5 KB
  Инфракрасные сети нормально функционируют на скорости 10 Мбит с. Различают 4 типа инфракрасных сетей: Сети прямой видимости между приемником и передатчиком. Сети на рассеянном излучении.
44581. Беспроводные ЛВС с радиопередачей данных 42 KB
  Переключение всех компьютеров в сети происходит синхронно. Есть сети построенные по данной технологии работающие со скоростью до 2 Мбит с на расстояние до 32 км на открытом пространстве и до 120 м – внутри здания. Если компьютеры оснастить сетевыми адаптерами Xircom CreditCrd Netwre и ОС Windows 95 98 или Windows NT то они могут без кабеля функционировать как одноранговые сети. Беспроводные ЛВС с радиопередачей данных Если уже работает сеть на основе Windows NT Server то к ней можно подключить сегмент беспроводной сети если к одному...
44583. Мобильные сети 83.5 KB
  Скорость передачи от 8 до 34 Кбит с. Они передают данные по существующим для передачи речи сетям в те моменты когда эти сети не заняты. Это очень быстрая технология связи с задержкой в доли секунды что делает ее вполне приемлемой для передачи в реальном масштабе времени.
44584. Базовая эталонная модель архитектуры сети 82 KB
  Сверху вниз от прикладного уровня к физическому; в рамках физического уровня горизонтально по сетевому кабелю к компьютеру – приемнику данных; полученные данные затем двигаются вверх по уровням сетевой модели Сетевая модель ISO OSI определяет сеть в терминах нескольких функциональных уровней. Каждый сетевой уровень включает строго определенные функции и применяет для этого один или несколько протоколов: физический уровень передает данные по сетевым каналам и включает в себя аппаратные...
44585. Основные функции уровней модели OSI 145 KB
  С точки зрения верхних уровней канальный и физический обеспечивают безошибочную передачу пакетов данных. а также алгоритмы переспроса и повторения пакетов. Пример передачи пакетов данных 3. Маршрутизация – существенная функция при работе в глобальных сетях с коммутацией пакетов когда необходимо определить маршрут передачи пакета выполнить перевод логических адресов узлов сети в физические.
44586. Назначение протоколов 37.5 KB
  Отметим три основных момента касающихся протоколов: Существует множество протоколов. В общем случае каждому уровню присущ свой набор правил Уровень Набор правил протокол Прикладной Инициация или прием запроса Представительский Добавление в сообщение форматирующей отображающей и шифрующей информации Сеансовый Добавление информации о трафике – с указанием момента отправки пакета Транспортный Добавление информации для обработки ошибок Сетевой Добавление адресов и информации о месте пакета в последовательности передаваемых пакетов Канальный...
44587. Основные типы протоколов 39.5 KB
  Протоколы этих стеков выполняют работу специальную для своего уровня. Однако коммуникационные задачи которые возложены на сеть приводят к разделению протоколов на три типа: прикладные протоколы; транспортные протоколы и сетевые протоколы. Уровни модели OSI и соответствующие им типы протоколов Прикладные протоколы работают на верхнем уровне модели OSI и обеспечивают взаимодействие приложений и обмен данными между ними. Транспортные протоколы поддерживают сеансы связи между компьютерами и гарантируют надежный обмен данными между ними.