78489

Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Специфика организации труда детей в старшей возрастной группе ДОУ Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ – одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Цель исследования – рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ. Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей...

Русский

2015-02-07

52.44 KB

6 чел.

 Н.Д. Шоломицкая,

Т.Г. Щербаченко

Специфика организации труда детей

в старшей возрастной группе ДОУ

Организация трудовой деятельности в старшей возрастной группе ДОУ – одна из важных актуальных проблем на сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии. Личность формируется в детстве, и тогда же развиваются такие качества характера, как самостоятельность, инициативность, ответственность, трудолюбие и т.д. Анализ исследований роли труда в работах видных ученых (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Д. Сергеева) дает представление о его воспитательной ценности: именно в труде развивается и совершенствуется личность, формируется нравственная направленность, не только положительное отношение к трудовой деятельности, но и ко всем классам отношений – отношение к миру, к себе, к другому человеку, а также развиваются качества личности – волевые, моральные, интеллектуальные.

На современном этапе дошкольная педагогическая наука продолжает разрабатывать вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Большой вклад в развитие этой проблемы внесли исследования Е.В. Козловой, Л. Кузнецовой, Л.А. Паромоновой и других.

Цель исследования – рассмотреть специфику организации труда детей старших дошкольников в ДОУ.

Объект: трудовое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: изучение формирования трудовых навыков и умений у детей стершего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить сущность, содержание, методику формирования трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить уровни сформированности трудовых навыков у детей старшей возрастной группы ДОУ № 10 п. Мурмаши.
  3. Разработать формирующие мероприятия по углублению и систематизации трудовых навыков и умений у детей старшей возрастной группы.
  4. Провести качественный и количественный анализ результатов двух этапов эксперимента.

Гипотеза исследования:

  1. целенаправленная, систематическая работа с детьми старшей возрастной группы, которая будет включать: чтение художественной литературы, игры-викторины, дидактические игры, экскурсии, занятия, этические беседы и др. приведет к глубоким трудовым навыкам и умениям у детей старшей возрастной группы;
  2. активная работа, связанная с просвещением родителей по проблеме, содержащая консультации, доклады, подбор и выставку методической литературы, организация стендов и др., позволят углубить знания, умения и навыки детей в области трудовой деятельности;
  3. систематическая организация, работа педагогов в своей структуре, состоящая из таких, например, как: семинары-практикумы, педагогические советы, изучение учебной и методической литературы, позволит педагогам расширить и систематизировать знания, умения, навыки у детей в области трудовой деятельности.

На теоретическом уровне проведен анализ и синтез теоретического подхода в психолого-педагогической науке и трудовом воспитании детей дошкольного возраста. Здесь изложены современные теории по изучению значимости трудового воспитания в жизни детей, а также раскрыты виды, содержание труда детей дошкольного возраста на современном этапе, уделено внимание специфике трудового воспитания детей старшей возрастной группы.

Практический этап исследования посвящен изучению специфики организации труда детей старшей возрастной группы ДОУ № 10 п. Мурмаши. На этапе констатирующего исследования определены уровни сформированности трудовых навыков и умений. Разработан и апробирован комплекс формирующих мероприятий по углублению систематизации трудовых навыков и умений у детей старшей возрастной группы. В эксперименте участвовало 15 старших дошкольников.

Задачи эксперимента:

  1. Определить, какими видами труда занимались дети в течение дня.
  2. Владеют ли дети необходимыми трудовыми навыками и умениями.
  3. Как организуют рабочее место, планируют деятельность, осуществляют уборку рабочего места и оборудования после труда.
  4. Во всех ли случаях достигнут результат труда. Осознают ли дети достигнутый результат труда и его общественную значимость, качество выполнения.
  5. Каковы мотивы трудовой деятельности детей.
  6. Отношение детей к труду и результатам труда.

За основу разработки взяты уровни по сформированности трудовых навыков и умений, предложенные в программе «Детство».

Вывод: данные наблюдения показывают, что 5 детей имеют уверенные, хорошие навыки и умения в разных видах труда. Этих детей можно отнести к высокому уровню сформированных трудовых навыков и умений. Шестерых детей из исследуемой группы можно отнести к среднему уровню. Эти дети самостоятельно включаются в трудовую деятельность, но испытывают затруднения в организации рабочего места. Четверо детей показали неудовлетворительный результат. Дети владеют навыками, но  не проявляют инициативы, не доводят начатое дело до конца. Трудовые навыки находятся на достаточно низком уровне, высоких результатов дети не добиваются.

На II этапе исследования определялись уровни сформированности трудовых навыков у детей. С этой целью исследования проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком на тему: "Любишь ли ты трудиться?". 6 детей  можно отнести к высокому уровню. Они отвечая вопросы, правильно аргументировали и мотивировали, почему любят трудиться. У 6 детей ответы прозвучали односложно, дети не мотивируют свою деятельность. Навыки и умения этих детей относятся к среднему уровню. 3 детей не были заинтересованы в беседе, мы получали односложные ответы лишь после нескольких наводящих вопросов. Низкий уровень сформированности трудовых навыков и умений.

На III этапе констатирующего исследования проводится письменный опрос родителей детей старшей возрастной группы в виде анкеты открытого именного типа. Целью анкетирования являлось выяснить, в чем заключается трудовое воспитание детей в семье. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что среди выполняемых старшими дошкольниками видов труда являются уборка игрушек и помещения. Остальные виды труда занимают незначительное место.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал необходимость разработки формирующих мероприятий с целью систематизации трудовых навыков и умений у детей старшей возрастной группы, так как выявлено детей с высоким уровнем – 6 человек (41%), со среднем уровнем – 6 человек (41%), с низким уровнем – 3 человека (18%) (таблица 1).

Таблица 1

Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов

№ п/п

Ф.И. ребенка

Виды

труда

Беседа с детьми

Анкетирование родителей

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

1

Наташа Б.

с

в

с

в

с

в

2

Катя Б.

н

с

н

с

н

в

3

Ваня Г.

в

в

в

в

в

в

4

Андрей Д.

в

в

в

в

с

в

5

Ира Е.

с

с

н

с

с

в

6

Дима К.

с

в

с

в

в

в

7

Витя К.

н

с

н

с

с

в

8

Оля Л.

в

в

в

в

в

в

9

Юля М.

в

в

в

в

в

в

10

Олег П.

н

с

с

с

н

в

11

Олег Р.

в

в

в

в

в

в

12

Петя Р.

с

в

с

в

в

в

13

Вова Р.

в

в

в

в

в

в

14

Сергей С.

с

в

с

в

в

в

15

Алеша Ф.

с

в

с

в

в

в

Следующий этап – это формирующий эксперимент.

Цель: Разработать систему мероприятий для детей, родителей и педагогов, которые способствовали бы углублению трудовых навыков и умений старших дошкольников.

Он включал формирующий этап:

Для детей.

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Организация ручного труда (работа с деревом, бумагой, природным материалом).
  3. Целенаправленные беседы с детьми.
  4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремиться быть полезным окружающим, добиваться результатов.
  5. Организация и проведение экскурсий.
  6. Организация и проведение сюжетно-ролевой игры.

Для родителей.

  1. Планирование в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.
  2. Индивидуальные консультации по теме: "О воспитании у дошкольников положительного отношения к труду" с целью оказания конкретной помощи семье.      
  3. Проведение родительского группового собрания.
  4. Индивидуальные беседы с отдельными родителями о методах воспитания у детей интереса к труду и желания трудиться.  
  5. Посещение детей на дому.
  6. Беседа с родителями об интересах их детей.   

Для педагогов.

  1. Консультация по планированию содержания трудовой деятельности дошкольников с учетом разнообразия содержания воспитательных задач.
  2. Сообщение по проблеме реализации задач трудового воспитания в процессе обучения на занятиях.
  3. Семинар по планированию ежедневного труда во время прогулки, его содержание и целесообразность.
  4. Доклад на тему: «Проведение работы с родителями по трудовому воспитанию».
  5. Составление плана работы с родителями.

Далее проведен контрольный эксперимент, который проходил в тех же условиях, с использованием аналогичных методик, описанных на констатирующем этапе.

На I этапе были получены следующие данные: 11 детей (было 6)  - высокий уровень сформированности трудовых навыков и умений; 4 детей можно отнести к среднему уровню. На II этапе исследований в ходе беседы с детьми мы установили, что неоднократные беседы с ребятами, предъявления единых требований в семье и педагогов – все это привело к положительному результату.

III этап эксперимента – это анкетирование родителей.

Анализ анкет показал, что у всех 15 опрошенных родителей появилась заинтересованность в необходимости разнообразного и систематичного труда своего ребенка. Можно сделать вывод, что после проведенных мероприятий по углублению знаний о труде старших дошкольников  контрольный эксперимент дал положительные результаты. Высокий уровень – 11 детей (73%), средний уровень – 4 человека (27%).

Диаграмма результатов констатирующего и контрольного экспериментов показывает наметившуюся положительную динамику в трудовых навыках и умениях детей в старшей возрастной группе, а так же заинтересованности  участия в труде детей (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Таким образом, подтверждена выдвинутая ранее гипотеза:

  1. целенаправленная, систематическая работа с детьми старшей возрастной группы, что приведет к глубоким трудовым навыкам и умениям у детей старшей возрастной группы;
  2. активная работа, связанная с просвещением родителей по проблеме, что позволят углубить знания, умения и навыки детей в области трудовой деятельности;
  3. систематическая организация, работа педагогов в своей структуре, что позволит педагогам расширить и систематизировать знания, умения, навыки у детей в области трудовой деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30299. Основные методы художественной литературы. Сентиментализм. Идейные основы и художественная практика 32.5 KB
  Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства или как говорили в России в XVIII в. В России сентиментализм зарождается в 60е годы но лучшие его произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева Письма русского путешественника и повести Карамзина относятся к последнему десятилетию XVIII в. в Западной Европе и России подготовленное кризисом просветительского рационализма см. В России представителями С.
30300. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика символизма 29 KB
  Идейные основы и художественная практика символизма МОДЕРНИЗМ общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре 20 века программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного искусства современности или искусства будущего . В более строгом историческом смысле ранние стилистические тенденции такого направления импрессионизм постимпрессионизм символизм стиль модерн в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален как позднее. Символизм европейское литературнохудожественное...
30302. Постмодернизм. Стилевые принципы изображения действительности. Основные представители в литературах Запада и России 24 KB
  Основные представители в литературах Запада и России что постмодернизм – это мировоззрение выражающее основные тенденции установки и ориентиры общества достигшего определённого уровня развития. модерн – это не только и не столько конкретная историческая эпоха – это определённая мировоззренческая позиция которая рассматривает историю как процесс восхождения от низших форм к высшим причём новая ступень развития с данной точки зрения должна преодолевать или даже отменять предшествующую. Таким образом можно сделать вывод что модерн –...
30303. Проблема автора в литературоведении. История и теория вопроса (работы М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Г.А.Гуковского и др.) 30.5 KB
  Проблема автора в литературоведении. Категория автора считается 1 из стержневых в литературе.Выделяется образ автора под кот понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета отношение автора к героям и т.
30304. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте (автор-биография, автор-концепция, автор-повествователь) 27 KB
  Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте авторбиография авторконцепция авторповествователь Слово автор употребл в литведении в нескх знач. явлся все произведениеобраз автора. явлений характерных для отдельных жанров и родовавтором называют рассказчика повествователя в эпических произведениях либо лирического героя в лирикеБ. автор может выбрать одну из трех форм повествования ОТ АВТОРА объективная форма повествования от 3го лица: кажущееся отсутствие в произв.
30305. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте 26 KB
  Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте Автор от лат. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени вступая в непосредственные отношения с другими авторами с литературными критиками с редакциями журналов и газет с книгоиздателями и книготорговцами в эпистолярные контакты с читателями и т. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп кружков литературных обществ других авторских объединений.
30306. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в лирическом тексте. Понятие лирический герой 24.5 KB
  Понятие лирический герой Формы авторского присутствия в лирике. Лирический герой субъект речи через которого выражаются биографические и эмоциональнопсихологические черты автора. Лирический герой монологическая форма авторского выражения в тексте. Ролевой герой опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего.
30307. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте 25 KB
  Проблема автора в литературоведении. Большинство ученых разделяют автора в первом значении его еще принято называть реальным или биографическим автором и автора во втором значении. Это пользуясь другой терминологией автор как эстетическая категория или образ автора. Иногда говорят здесь же о голосе автора считая такое определение более правомерным и определенным чем образ автора.